Экологическое нормирование, мониторинг, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» в целях государственного регулирования воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности осуществляется ее нормирование, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении следующих нормативов:

· нормативов качества окружающей среды;

· нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

· лимитов на природопользование;

· иных нормативов в области охраны окружающей среды.

С одной стороны, нормативы качества окружающей среды определяют, какое состояние окружающей среды обеспечивает безопасность жизнедеятельности человека; с другой стороны, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду обеспечивают благоприятное для человека и иных живых организмов состояние окружающей среды.

Исходя из названных нормативов вводятся лимиты на природопользование, которые представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сбросов сточных вод и размещения отходов производства устанавливаются постановлением Совета Министров.

Нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Основными требованиями к разработке нормативов в области охраны окружающей среды являются:

· установление оснований их разработки;

· проведение научно-исследовательских работ по их обоснованию;

· оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий их применения;

· иные требования, устанавливаемые законодательством.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

· нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;

· нормативы предельно допустимых физических воздействий;

· нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

· иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливают предельные величины вредных химических, физических, биологических воздействий на окружающую среду; служат для оценки состояния качества различных природных сред (атмосферного воздуха, вод, почв) и являются едиными для территории Республики Беларусь. В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды иными государственными органами в соответствии с законодательством. Нормативы качества окружающей среды, как правило, закреплены в санитарных правилах и нормах.

Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ (ПДК) — максимально допустимое содержание химических веществ в окружающей среде, не оказывающее вредного воздействия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и будущих поколений. Градация химических веществ на классы опасности зависит от степени возможного возникновения неблагоприятных эффектов воздействия на организм человека. К 1-му классу опасности относятся чрезвычайно опасные вещества, ко 2-му — высоко опасные вещества; к 3-му — умеренно опасные вещества; к 4-му — малоопасные вещества.

Основными нормированными показателями количеств вредных веществ, допустимых с точки зрения безопасности человека, являются: ПДК, ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ), ориентировочное допустимое количество (ОДК).

Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (мг/м3), воды (мг/л), почвы (мг/кг). Она устанавливается на уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений или заболеваний в организме человека, животных, растений.

Нормирование предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе осуществляется по двум направлениям: ПДК в воздухе рабочей зоны и в атмосферном воздухе населенных пунктов.

ПДКр.з — концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, которая не вызывает у работающих людей при ежедневном вдыхании в течение 8 ч в пределах всего рабочего стажа заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

В воздухе населенных пунктов устанавливают ПДК среднесуточную и максимальную разовую.

ПДКс.с. — среднесуточная концентрация вещества в воздухе населенного пункта, которая не оказывает на человека прямого или косвенного действия в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.

ПДКм.р. — максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест, которая не вызывает рефлекторные реакций в организме человека при кратковременном (до 20 мин) воздействии на него атмосферных загрязнений.

Для каждого вещества, загрязняющего атмосферу, устанавливаются ПДК. Для веществ, ПДК которых не определены, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия. Для атмосферного воздуха ОБУВ разрабатывается на два года, для воды — на три года.

Списки ПДК и ОБУВ составляются Министерством здравоохранения и регулярно дополняются и уточняются. ПДК вредных веществ в воде характеризует безвредную для живых организмов концентрацию химических веществ в воде.

Если то или иное вредное вещество на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значения ПДК, это свидетельствует о чистоте природной среды.

Однако в воздушном бассейне или в водной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые соединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу.

ПДК загрязняющего вещества в почве — это такая его концентрация, которая на протяжении многих лет не вызывает каких-либо патологических изменений ни в почвенной биоте, ни в почвенном поглощающем комплексе. При нормировании ПДК в почве учитываются пути миграции вредных веществ по экологическим цепям: «почва — растение — человек», «почва — вода — человек».

ПДК химических веществ в различных природных средах устанавливается экспериментальным путем исходя из биологического принципа — воздействия на человека. Иными словами, изучаются развитие стадий интоксикации живых организмов (растений, животных) и возможный путь попадания химических веществ в организм человека.

Нормативы предельно допустимых физических воздействий — это максимально допустимые величины следующих показателей: количества тепла; уровней шума, вибрации, ионизирующего излучения; напряженности электромагнитных полей и иных, несоблюдение которых может привести к вредному воздействию на окружающую среду. Их граничные значения должны обеспечивать сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду. После чернобыльской аварии актуально введение нормативов предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания (РДУ) и предельно допустимого уровня радиационного облучения населения.

Нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов устанавливаются в соответствии с показателями предельно допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к вредному воздействию на жизнь и здоровье людей.

Исходя из системы ПДК разрабатываются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, которые определяют предельные размеры вредных воздействий на нее, устанавливаемые для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:

· нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;

· нормативы образования отходов производства;

· нормативы допустимых физических воздействий;

· нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;

· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

· нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством.

При определении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду важно соблюдение принципа их взаимообусловленности с нормативами качества окружающей среды. Для каждого субъекта нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются с учетом всех источников влияния на нее на данной территории, а именно на уровне, при котором суммарные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду от всех субъектов с учетом перспектив их развития не приведут к превышению нормативов качества окружающей среды.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для:

· стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, сгруппированных по отдельным цехам и производствам природопользователя (нормируемые источники выбросов);

· объектов воздействия на атмосферный воздух и (или) совокупности объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, при условии пересечения их зон воздействия (нормируемые объекты воздействия);

· загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух.

Не устанавливаются нормативы допустимых выбросов для мобильных источников.

Нормативы выбросов устанавливаются при условии, что выбросы загрязняющих веществ от объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов природопользователя, других природопользователей с учетом перспективы развития производств не создадут приземных концентраций загрязняющих веществ или групп суммации, превышающих нормативы качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и (или) в жилой зоне, и обеспечат выполнение экологических требований.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает достаточный уровень защиты здоровья населения от вредного (химического, биологического, физического) воздействия объектов на ее границе и за ней.

Величину допустимых выбросов нормируют для каждого источника загрязнения атмосферы, исходя из условия, что производимые им выбросы вредных веществ в совокупности с выбросами других источников и с учетом рассеивания этих веществ в атмосфере не создадут приземных концентраций, превышающих ПДК.

Для загрязняющих веществ, не включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух, но превышающих нормативы качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и (или) в жилой зоне, разрабатываются мероприятия но охране атмосферного воздуха и поэтапного сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — вводятся временные нормативы допустимых выбросов.

Предельная масса выброса, исчисляемая в тоннах в год (т/год), определяется исходя из планируемой загрузки технологического оборудования (согласно бизнес-плану (программе) развития производства); производственных мощностей; государственных, отраслевых или территориальных программ в области охраны атмосферного воздуха; программ модернизации технологического оборудования на период действия допустимых нормативов выбросов. Последние устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в разрешениях на выбросы, выдаваемых природопользователям.

Требования о нормировании допустимого воздействия на окружающую среду распространяются на все его источники. Так, если на предприятии имеется несколько труб, через которые загрязняющие вещества попадают в атмосферный воздух или в водные объекты, то для каждой из них устанавливается норматив допустимого выброса и сброса химических и иных веществ.

Допустимый сброс загрязняющих веществ в окружающую среду — это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе. (Под контрольным створом понимается поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды.)

При установлении допустимого сброса учитываются: непозволительность превышения ПДК загрязняющих веществ в установленном контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования; ассимилирующая способность водоема, т.е. способность принимать определенную массу веществ в единицу времени без нарушения норм качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования; оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ могут устанавливаться временные нормативы на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами и действующих только при условии одновременного проведения мероприятий по охране окружающей среды или внедрения технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, а также при реализации других природоохранных мероприятий, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ.

Нормативы образования отходов производства — предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги. Устанавливаются в целях предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду в соответствии с законодательством об обращении с отходами. Данные нормативы разрабатываются производителем отходов производства, которые подлежат захоронению на предназначенных для этих целей объектах. Основанием служат сведения, полученные при инвентаризации отходов производства, а также технологические регламенты показателей образования отходов производства, установленные для некоторых технологических процессов. Нормативы согласовываются с городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла; уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов определяются в соответствии с ограничениями объема изъятия ресурсов в целях сохранения природных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации, сохранения биологического разнообразия.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду разрабатываются для субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в пределах конкретных территорий, в целях регулирования совокупного воздействия всех стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду. Нормативы устанавливаются как по каждому виду воздействия, так и по совокупному влиянию всех источников.

Мировой опыт решения задач в области охраны окружающей среды и природопользования свидетельствует об активном использовании для этих целей системы технического нор. мирования и стандартизации.

С принятием Закона от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации» Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды реализуется ряд мер, направленных на создание и развитие системы технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования, включающих поэтапную работу по актуализации, пересмотру действующих стандартов, разработке новых государственных стандартов, отмене действия на территории республики устаревших стандартов, принятых в 1980-х гг.

Политика технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования включает:

1. разработку, применение и исполнение обязательных экологических требований и нормативов в отношении продукции, всех процессов ее жизненного цикла, оказания услуг, организации деятельности субъектов хозяйствования и использования ими природных ресурсов и (или) природных объектов;

2. стандартизацию — деятельность по установлению технических требований в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг;

3. оценку подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

4. государственный контроль за соблюдением экологических требований и нормативов.

В условиях реформирования экономики республики развитие системы технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования требует ее гармонизации с правилами Всемирной торговой организации и соответствующими директивами Европейского союза. Прежде всего необходимо четко определить объекты данной системы.

Объектами технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования являются:

· компоненты природной среды, требования по охране окружающей среды, природопользованию, обеспечению экологической безопасности;

· хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду;

· геологическая и гидрометеорологическая деятельность;

· аналитический контроль и мониторинг окружающей среды;

· продукция (процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации) или оказание услуг, производство которых связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;

· другие объекты.

В 2009 г. в Республике Беларусь были введены в действие следующие государственные стандарты (с отменой действия на территории республики соответствующих ГОСТов):

· СТБ 17.06.03-01-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Охрана поверхностных вод от загрязнения. Общие требования» — устанавливает объекты и принципы охраны поверхностных вод от загрязнения, систему мер и общие требования по их охране;

· СТБ 17.06.01-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Использование и охрана вод. Термины и определения» — устанавливает термины и определения в области использования и охраны вод, которые сгруппированы в три блока: водные ресурсы; водопользование; водоотведение и охрана вод. Термины обязательны для использования в нормативных правовых актах и технических нормативных правовых актах, учебной и справочной литературе. Стандарт позволяет избежать противоречий по их толкованию;

· СТБ 17.06.02-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Классификация водопользовании» — устанавливает классификацию водопользований по целям, видам, срокам, характеру использования воды, способу использования водных объектов, а также по характеру и степени воздействия на них водопользований;

· СТБ 17.06.02-02-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Классификация поверхностных и подземных вод» — устанавливает классификацию поверхностных и подземных вод по группам, подгруппам и разрядам, отражающим морфометрические, режимные, физические и гидрогеологические признаки;

· СТБ 17.08.02-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух. Коды и перечень» — дает классификацию веществ, загрязняющих атмосферный воздух, но их агрегатному состоянию, химическому составу, принадлежности к определенной группе химических соединений; посредством уникальных последовательностей символов устанавливает единую кодификацию загрязняющих веществ для однозначного определения каждого из них и их перечней.

При формировании предложений по разработке государственных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования предпочтение отдается тем, которые основаны на применении международных и национальных стандартов Российской Федерации и стран Европейского союза. При этом разработка оригинальных стандартов целесообразна в случае отсутствия международных аналогов.

1 июля 2009 г. был введен предварительный государственный стандарт (предстандарт) СТБ П 5.1.13-2008 «Национальная система подтверждения соответствия, экологическая сертификация. Порядок экологической сертификации продукции», который устанавливает процедуры проведения экологической сертификации однородной продукции и продукции, не имеющей аналогов в Республике Беларусь. Необходимо отметить, что экологическая сертификация не проводится в отношении пищевой продукции и лекарственных средств.

Получение экологического сертификата соответствия рассматривается многими организациями как конкурентное преимущество, которое в условиях глобализации рынка повышает их инвестиционную привлекательность, сокращает внутренние издержки, свидетельствует об улучшении качества продукции, снижении уровня аварийности, заботе о здоровье работников, т.е. создает и поддерживает хороший имидж. В первую очередь, это необходимо для экспортноориентированных предприятий, поскольку Европейским союзом декларировано, что щ рынок стран — членов ЕС будут допускаться только компании сертифицированные на соответствие международному стандарту ИСО серии 14001.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 389.