Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов в осуществляется на базе совокупности нормативных правовых актов, к которым относятся законы, указы, декреты и директивы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения.
Началом государственного регулирования правовых норм природопользования следует считать принятие в 1588 г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. Раздел десятый Статута «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах» включал 18 артикулов, которые не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.
Формирование современной системы правового регулирования природопользования связано с установлением советской власти, при которой основные виды природных ресурсов стали общенародной (государственной) собственностью. Было принято немало административных правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль в природоохранной деятельности, среди них — декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках и др.
Индустриализация страны, Великая Отечественная война и послевоенное восстановление народного хозяйства вызвали все возрастающие нагрузки на окружающую среду. Вопросы рационального использования природных ресурсов рассматривались под углом зрения всемерного ускорения темпов экономического роста, а усиление их охраны отодвигалось на то время, когда будет создан необходимый экономический потенциал.
На рубеже 1960—1970-х гг. такие негативные явления, как выработка ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодородных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха остро проявились не только в Беларуси, но и на всей территории СССР. Это потребовало срочного решения проблем охраны природы, разработки правовых основ охраны окружающей среды. В Беларуси в 1961 г впервые был принят Закон об охране природы. Появились и другие законодательные акты природоохранной направленности.
Следует признать, что экологическое законодательство в СССР являлось по существу сводом политических деклараций редко подкрепляемых соответствующими механизмами реализации. Официально считалось, что природоохранная деятельность в республике регулируется законами об охране окружающей среды, об охране и использовании животного мира, об охране здоровья, об охране атмосферного воздуха, кодексами (водным и лесным, о земле и недрах), положением об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами, однако ряд законов и указов широко не публиковался и не распространялся. Не только население, но и многие ответственные работники порой не знали правовых норм в области охраны природной среды. Большинство законодательных актов, принятых в 1970—1980-е гг., устарели и не соответствовали изменившейся экономической и экологической ситуации.
Важные шаги по заполнению законодательного «вакуума» в сфере экологии были сделаны в 1990-е гг. За два последних десятилетия приняты десятки законодательных актов, отвечающих требованиям преобразований в экономике. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование стали одним из важнейших направлений государственной политики, неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности страны, устойчивого экономического и социального развития общества.
Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
· Конституция (ст. 34, 46, 55) 1994 г. (с дополнениями и изменениями от 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.);
· кодексы:
o Кодекс о недрах (2008)
o Водный кодекс (1998 в редакции 2009 г.);
o Кодекс о земле (1999 в редакции [2008 г.);
o Лесной кодекс (2000 в редакции 2008 г.);
o Налоговый кодекс (2009);
· законы: «Об охране окружающей среды» (1992 в редакции 2009 г.);
o «О государственной экологической экспертизе» (2009);
o «Об обращении с отходами» (2007 в редакции 2008 г.);
o «Об особо охраняемых природных территориях» (2000 в редакции 2008 г.);
o «О животном мире» (2007 в редакции 2009 г.);
o «Об охране атмосферного воздуха» (1997 в редакции 2008 г.);
o «О радиационной безопасности населения» (1998 в редакции 2008 г.);
o «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1998 в редакции 2008 г.);
o «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (1991 в редакции 2008 г.);
o «О гидрометеорологической деятельности» (2006 в редакции 2008 г.);
o «О питьевом водоснабжении» (1999 в редакции 2008 г.);
o «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000 в редакции 2006. г.);
o «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (2000 в редакции 2006 г.);
o «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (2009);
o «Об охране озонового слоя» (2001 в редакции 2008 г.);
o «О растительном мире» (2003 в редакции 2009 г.);
o «О техническом нормировании и стандартизации» (2004 в редакции 2008 г.);
o «О защите прав потребителей» (2002 в редакции 2008 г.);
o «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (2003 в редакции 2008 г.);
o «О защите растений» (2005 в редакции 2009 г.);
o «О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006 в редакции 2009 г.);
o «О перевозке опасных грузов» (2001 в редакции 2007 г.);
o «Об энергосбережении» (1998 в редакции 2009 г.);
o «Об использовании атомной энергии» (2008).
Следует отметить, что 1990-е гг. ознаменовались принятием в республике ряда правовых актов, не имевших аналогов в отечественной истории. Это связано с формированием рыночной модели экономики и проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования, что позволило создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Речь идет в первую очередь о законах, принятых в 1991 г. и регламентирующих введение платности природопользования и негативного воздействия на окружающую среду: «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». В конце 2009 г. оба закона были упразднены после принятия нового Налогового кодекса, упорядочившего систему налогообложения в области природопользования и охраны окружающей среды.
Закон «О праве собственности на землю» (1993) стал «рыночным» законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, рационального ее использования и охраны. Принятый в 1997 г. Закон «О внесении изменений и дополнений в закон «О праве собственности на землю» расширил круг субъектов частной собственности на землю. Теперь она может находиться в частной собственности не только граждан республики (для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и юридических лиц, в том числе зарубежных, если на ней располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг. Сами законы со временем утратили силу, однако положение о частной собственности на землю сохранилось в Кодексе о земле (ст. 12).
Особое место среди правовых актов экологического законодательства занимает Закон «Об охране окружающей среды» в новой редакции, который охватывает весь комплекс правовых отношений, возникающих по поводу взаимодействия общества с окружающей средой, и механизмы реализации экологических мероприятий. Этот закон призван обеспечить правовые основы экологической безопасности, природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, Правительства и местных Советов в выработке и реализации экологической политики, изложены основные требования в области охраны окружающей среды, установлена юридическая основа для проведения экологической экспертизы планируемой хозяйственной и иной деятельности, экологического мониторинга, экологического аудита, экологической сертификации, выделения природных охраняемых территорий и экологически неблагополучных территорий, ведения государственного учета в области охраны окружающей среды, выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление природопользования; предусмотрены создание фондов охраны природы для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, установление платежей за природопользование, меры экономического стимулирования, возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.
Несомненно, законотворчество последних лет явилось шагом вперед в деле правового регулирования природоохранной деятельности. Однако рыночные преобразования в экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности. Назрела потребность в принятии закона об экологическом страховании, внесении изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и др.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 448.