Государственный учет в области охраны окружающей среды осуществляется в целях регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей) о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, содержит рекомендации по рационализации использования ресурсов и принятию необходимых мер их охраны.
Основные принципы формирования системы природно-ресурсных кадастров:
· обеспечение требований комплексного природопользования;
· полная достоверность количественного и качественного учета природных ресурсов и их распределения по пользователям и территории;
· оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.
Сведения, составляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде.
В Республике Беларусь ведется девять государственных кадастров природных ресурсов:
1) земельный кадастр, который включает:
· единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц;
· единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
· реестр цен на земельные участки;
· регистр стоимости земельных участков;
· реестр земельных ресурсов;
2) кадастр недр;
3) водный кадастр, охватывающий три направления:
· кадастр поверхностных вод;
· кадастр подземных вод;
· кадастр использования водных ресурсов;
4) кадастр атмосферного воздуха;
5) лесной кадастр;
6) кадастр растительного мира, который объединяет:
· кадастровую книгу видов дикорастущих растений, вошедших в Красную книгу, а также подлежащих охране в соответствии с международными договорами;
· кадастровую книгу хозяйственно-ценных растений;
· кадастровую книгу видов дикорастущих растений, оказывающих вредное воздействие и (или) представляющих угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан;
· кадастровую книгу особо ценных насаждений;
· кадастровую книгу генетического (таксономического) фонда видов растений;
· кадастровую книгу растительных сообществ;
· кадастровую книгу насаждений населенных пунктов;
7) кадастр животного мира, включающий:
· кадастровую книгу генетического фонда диких животных;
· кадастровую книгу диких животных, относящихся к объектам охоты;
· кадастровую книгу диких животных, относящихся к объектам рыболовства;
· кадастровую книгу диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу;
· кадастровую книгу диких животных, подпадающих под действие международных договоров, подписанных;
8) кадастр парниковых газов (государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов). Его составляют:
· Национальный доклад о государственном кадастре парниковых газов, в котором содержится подробная информация о кадастре, указываются все временные ряды объемов выбросов и поглощения парниковых газов, начиная с базового 1990 г. и заканчивая последним кадастровым годом;
· таблицы по теме доклада, включающие количественные данные о выбросах и поглощении парниковых газов. Они представлены в стандартизованной электронной форме, необходимой для сопоставления кадастровых данных и тенденций между ними;
9) кадастр отходов.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды координирует ведение государственных кадастров природных ресурсов.
Балансовый учет в сфере природопользования осуществляется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. Составляются балансы недр (включая балансы полезных ископаемых) и водохозяйственные балансы. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым.
Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды тесно связано с организацией экономико-статистического учета в области природопользования и природоохранной деятельности. Для обеспечения контроля за выполнением плана природоохранных мероприятий в 1973 г. была введена Система показателей статистики окружающей среды. В настоящее время она отражается в формах:
· централизованной государственной статистической отчетности — сбор и обработку соответствующих данных осуществляет Национальный статистический комитет и его территориальные органы;
· нецентрализованной государственной статистической отчетности — обязанности по сбору и обработке данных возложены на уполномоченные государственные организации в пределах их компетенции.
Практическую основу статистики окружающей среды составляют годовые формы государственной статистической отчетности, представляемые промышленными предприятиями (кроме субъектов малого предпринимательства), деятельность которых связана с эксплуатацией природных ресурсов, вредным воздействием на окружающую среду и осуществлением природоохранных функций.
«Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов» (ф. № 1-ос (воздух) — отражает количества: стационарных источников выбросов и газоочистных установок, поступивших, уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ по их видам; выбросов в атмосферный воздух диоксида углерода (СO2) от сжигания котельно-печного топлива. Основной целью проведения статистического наблюдения является отслеживание выполнения мероприятий Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и показателей, вытекающих из международных обязательств страны.
«Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды» (ф. № 1-ос (затраты)) — отражает текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов, на охрану атмосферного воздуха, сохранение озонового слоя и климата, охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства, охрану и рациональное использование земель, экологическое нормирование, экологическую экспертизу, экологическую паспортизацию, экологическую сертификацию, экологический аудит, экологическое страхование, на локальный мониторинг, а также затраты на капитальный ремонт основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды. Главной целью проведения статистического наблюдения является расчет совокупной величины затрат на охрану окружающей среды.
Статистическая информация о вводе в действие основных средств и использовании инвестиций в сфере природопользования и охраны окружающей среды отражается в общей форме централизованной отчетности № 1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» по следующим направлениям: мелиорация земель; закладка садов и других многолетних насаждений; глубокое разведочное бурение на нефть и газ; охрана окружающей среды (в том числе водных ресурсов); охрана атмосферного воздуха; охрана земель (без мелиорации).
Предприятия должны также представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды нецентрализованную отчетность. В частности:
«Отчет об использовании воды» (ф. № 1-вода) — отражает объемы воды, забранной предприятием от природных источников и использованной или переданной другим водопользователям; потери воды при транспортировке; объем нормативно-чистых, нормативно-очищенных и загрязненных сточных вод, сбрасываемых предприятием. В отчете указываются содержание загрязняющих веществ (по видам) в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты, а также мощность очистных сооружений и пр.
«Отчет об обращении с отходами производства» (ф. № 1-отходы) — отражает наличие, образование и движение (использование, обезвреживание и захоронение) отходов по их видам.
Созданная в республике система отчетности — это не только статистическая база для проведения эколого-экономического анализа в сфере природопользования и охраны окружающей среды, но и своего рода статистический мониторинг, позволяющий получать информацию о наиболее острых проблемах, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду.
С 2008 г. в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» формируется государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее. Порядок его создания и ведения регулируется соответствующим постановлением Совета Министров от 24 мая 2008 г. № 734. Задачами фонда являются сбор, обработка, накопление и систематизация экологической информации, сведений о ее составе, содержании, обладателях и условиях доступа к ней.
В состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, входит следующая информация:
· о радиационно-экологической обстановке на территории;
· превышении нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
· общем содержании озона, ультрафиолетовом индексе, концентрации приземного озона;
· экологической ситуации и тенденциях ее изменения, использовании природных ресурсов и государственной политике в области охраны окружающей среды;
· состоянии окружающей среды по результатам наблюдений в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды;
· утвержденный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды список видов редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории страны диких животных и растений, а также диких животных и растений, имеющих национальную и международную природоохранную значимость.
Перечень сведений, содержащихся в реестрах экологической информации государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее, размещается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, другими государственными органами и иными государственными организациями, осуществляющими ведение указанных реестров, в доступном месте (на информационных стендах, табло) и на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 621.