Учет и анализ в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный учет в области охраны окружающей среды осуществляется в целях регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей) о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, содержит рекомендации по рационализации использования ресурсов и принятию необходимых мер их охраны.

Основные принципы формирования системы природно-ресурсных кадастров:

· обеспечение требований комплексного природопользования;

· полная достоверность количественного и качественного учета природных ресурсов и их распределения по пользователям и территории;

· оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Сведения, составляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде.

В Республике Беларусь ведется девять государственных кадастров природных ресурсов:

1) земельный кадастр, который включает:

· единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц;

· единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

· реестр цен на земельные участки;

· регистр стоимости земельных участков;

· реестр земельных ресурсов;

2) кадастр недр;

3) водный кадастр, охватывающий три направления:

· кадастр поверхностных вод;

· кадастр подземных вод;

· кадастр использования водных ресурсов;

4) кадастр атмосферного воздуха;

5) лесной кадастр;

6) кадастр растительного мира, который объединяет:

· кадастровую книгу видов дикорастущих растений, вошедших в Красную книгу, а также подлежащих охране в соответствии с международными договорами;

· кадастровую книгу хозяйственно-ценных растений;

· кадастровую книгу видов дикорастущих растений, оказывающих вредное воздействие и (или) представляющих угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан;

· кадастровую книгу особо ценных насаждений;

· кадастровую книгу генетического (таксономического) фонда видов растений;

· кадастровую книгу растительных сообществ;

· кадастровую книгу насаждений населенных пунктов;

7) кадастр животного мира, включающий:

· кадастровую книгу генетического фонда диких животных;

· кадастровую книгу диких животных, относящихся к объектам охоты;

· кадастровую книгу диких животных, относящихся к объектам рыболовства;

· кадастровую книгу диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу;

· кадастровую книгу диких животных, подпадающих под действие международных договоров, подписанных;

8) кадастр парниковых газов (государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов). Его составляют:

· Национальный доклад о государственном кадастре парниковых газов, в котором содержится подробная информация о кадастре, указываются все временные ряды объемов выбросов и поглощения парниковых газов, начиная с базового 1990 г. и заканчивая последним кадастровым годом;

· таблицы по теме доклада, включающие количественные данные о выбросах и поглощении парниковых газов. Они представлены в стандартизованной электронной форме, необходимой для сопоставления кадастровых данных и тенденций между ними;

9) кадастр отходов.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды координирует ведение государственных кадастров природных ресурсов.

Балансовый учет в сфере природопользования осуществляется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. Составляются балансы недр (включая балансы полезных ископаемых) и водохозяйственные балансы. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым.

Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды тесно связано с организацией экономико-статистического учета в области природопользования и природоохранной деятельности. Для обеспечения контроля за выполнением плана природоохранных мероприятий в 1973 г. была введена Система показателей статистики окружающей среды. В настоящее время она отражается в формах:

· централизованной государственной статистической отчетности — сбор и обработку соответствующих данных осуществляет Национальный статистический комитет и его территориальные органы;

· нецентрализованной государственной статистической отчетности — обязанности по сбору и обработке данных возложены на уполномоченные государственные организации в пределах их компетенции.

Практическую основу статистики окружающей среды составляют годовые формы государственной статистической отчетности, представляемые промышленными предприятиями (кроме субъектов малого предпринимательства), деятельность которых связана с эксплуатацией природных ресурсов, вредным воздействием на окружающую среду и осуществлением природоохранных функций.

«Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов» (ф. № 1-ос (воздух) — отражает количества: стационарных источников выбросов и газоочистных установок, поступивших, уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ по их видам; выбросов в атмосферный воздух диоксида углерода (СO2) от сжигания котельно-печного топлива. Основной целью проведения статистического наблюдения является отслеживание выполнения мероприятий Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и показателей, вытекающих из международных обязательств страны.

«Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды» (ф. № 1-ос (затраты)) — отражает текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов, на охрану атмосферного воздуха, сохранение озонового слоя и климата, охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства, охрану и рациональное использование земель, экологическое нормирование, экологическую экспертизу, экологическую паспортизацию, экологическую сертификацию, экологический аудит, экологическое страхование, на локальный мониторинг, а также затраты на капитальный ремонт основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды. Главной целью проведения статистического наблюдения является расчет совокупной величины затрат на охрану окружающей среды.

Статистическая информация о вводе в действие основных средств и использовании инвестиций в сфере природопользования и охраны окружающей среды отражается в общей форме централизованной отчетности № 1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» по следующим направлениям: мелиорация земель; закладка садов и других многолетних насаждений; глубокое разведочное бурение на нефть и газ; охрана окружающей среды (в том числе водных ресурсов); охрана атмосферного воздуха; охрана земель (без мелиорации).

Предприятия должны также представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды нецентрализованную отчетность. В частности:

«Отчет об использовании воды» (ф. № 1-вода) — отражает объемы воды, забранной предприятием от природных источников и использованной или переданной другим водопользователям; потери воды при транспортировке; объем нормативно-чистых, нормативно-очищенных и загрязненных сточных вод, сбрасываемых предприятием. В отчете указываются содержание загрязняющих веществ (по видам) в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты, а также мощность очистных сооружений и пр.

«Отчет об обращении с отходами производства» (ф. № 1-отходы) — отражает наличие, образование и движение (использование, обезвреживание и захоронение) отходов по их видам.

Созданная в республике система отчетности — это не только статистическая база для проведения эколого-экономического анализа в сфере природопользования и охраны окружающей среды, но и своего рода статистический мониторинг, позволяющий получать информацию о наиболее острых проблемах, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду.

С 2008 г. в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» формируется государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее. Порядок его создания и ведения регулируется соответствующим постановлением Совета Министров от 24 мая 2008 г. № 734. Задачами фонда являются сбор, обработка, накопление и систематизация экологической информации, сведений о ее составе, содержании, обладателях и условиях доступа к ней.

В состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, входит следующая информация:

· о радиационно-экологической обстановке на территории;

· превышении нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

· общем содержании озона, ультрафиолетовом индексе, концентрации приземного озона;

· экологической ситуации и тенденциях ее изменения, использовании природных ресурсов и государственной политике в области охраны окружающей среды;

· состоянии окружающей среды по результатам наблюдений в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды;

· утвержденный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды список видов редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории страны диких животных и растений, а также диких животных и растений, имеющих национальную и международную природоохранную значимость.

Перечень сведений, содержащихся в реестрах экологической информации государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее, размещается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, другими государственными органами и иными государственными организациями, осуществляющими ведение указанных реестров, в доступном месте (на информационных стендах, табло) и на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 634.