Предпринимательство и развитие экологического рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из эффективных механизмов смешанной экономики является свободное предпринимательство, основанное на частной собственности, рыночном способе организации хозяйства и оборота продукции.

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью получения дохода и приумножения собственности.

Гибкий, динамичный, быстро реагирующий, прибыльный бизнес необходим как движущая сила устойчивого экономического развития и одновременно как источник технических и финансовых ресурсов для решения экономических и неразрывно связанных с ними экологических проблем.

Если рассматривать развитие предпринимательской деятельности с позиций экологической безопасности, то следует отметить негативные и позитивные стороны этого процесса.

К негативным относятся:

· игнорирование многими предпринимателями природоохранного законодательства с целью извлечения максимальных доходов путем экономии на экологических затратах;

· сокрытие фактов загрязнения окружающей среды, объемов реальных техногенных отходов, возможного количества точечных источников выбросов;

· расточительная эксплуатация природных богатств ради получения сверхприбылей.

Предотвращение негативных моментов требует создания соответствующего экономико-правового механизма, с одной стороны, стимулирующего и поощряющего полезную предпринимательскую деятельность, а с другой — приводящего к неизбежной ответственности и наказанию в случае отступлений от требований природоохранного законодательства.

Положительной стороной предпринимательской деятельности с позиций экологии является создание собственно экологического предпринимательства, основная деятельность которого состоит в производстве товаров, осуществлении работ и услуг, направленных на предупреждение ущерба окружающей среде и здоровью людей.

В круг интересов экологического предпринимательства входят все виды производственно-коммерческой, посреднической, консультативной, научно-исследовательской деятельности, непосредственно связанные с решением тех или иных экологических проблем.

Процесс разгосударствления и приватизации, который происходит в странах с переходной экономикой, способствует формированию сферы экологического предпринимательства. Для крупных государственных предприятий централизованной экономики производство очистного оборудования, мелкооптовых партий экологической техники и технологий было невыгодно, так же, как и ресурсосбережение в условиях господства «безрентных» цен на продукцию природопользования. Невыполнение планов по охране природы, неосвоение выделенных на природоохранные цели капитальных вложений чаще всего объяснялось невозможностью разместить заказы на природоохранное оборудование, поскольку в централизованной громоздкой экономике экологическое производство вытеснялось «на обочину».

Из множества определений понятия «экологическое предпринимательство» наиболее полным представляется следующее: экологическое предпринимательство (экобизнес) — это самостоятельная, рисковая производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая и иная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными

в этом качестве в установленном законом порядке для следующих целей:

· сохранения, восстановления природной среды и ее биологического разнообразия;

· снижения негативного (вредного) воздействия техногенных и природных факторов на окружающую среду;

· осуществления оценки их влияния на состояние природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Выделяют следующие направления экологического предпринимательства:

· производство специальной экологической техники, приборов, устройств и аппаратов для контроля за состоянием окружающей среды и очистки сбросов, выбросов и отходов;

· расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;

· создание малоотходных и ресурсосберегающих техники и технологий;

· экологическое образование и воспитание;

· выполнение специализированных экологических услуг;

· производство экологически чистых товаров.

В рамках каждого из перечисленных направлений формируется самостоятельная рыночная среда — идей, патентов, ресурсов, товаров, услуг, труда и капитала.

Согласно распространенному определению, рынок — это процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения цен и количества товаров (спроса и предложения). Как явление он представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков: рабочей силы, средств производства, технологий и др.

Реализация природоохранной политики привела к зарождению и развитию экологического рынка. Оговоримся, что такого - понятия нет среди терминов, закрепленных в Законе «Об охране окружающей среды», да и международные организации еще только разрабатывают единую международную классификацию экорынка. Однако уже сегодня его относят к наиболее активно развивающимся секторам мировой экономики и рассматривают как один из важнейших механизмов для решения проблем устойчивого развития. В странах с развитой рыночной экономикой экологическое предпринимательство уверенно позиционирует себя как самостоятельную и весьма заметную отрасль экономики, наличие которой — обязательный признак цивилизованного рынка.

Экологическая продукция, технологии и экологическая техника занимают от 1 до 4 % объема внешней торговли ряда развитых стран. В связи с ужесточением норм охраны природы и среды обитания человека следует ожидать дальнейшего роста их производства и объема в государствах — лидерах экономики и развития ускоренными темпами в отдельных экологически неблагополучных регионах мира. Немецкие специалисты предполагают, что вскоре рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники.

Экологический рынок можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов по поводу экологических товаров (работ) и услуг. Некоторые авторы считают рынок сферой, не подходящей для решения экологических проблем. Но их оппоненты утверждают, что краеугольным камнем экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса является именно система открытых конкурирующих рынков, при которой цены отражают стоимость природных и других ресурсов.

Экологическому рынку реально присущи следующие функции:

· санирующая — очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов;

· информационная — дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве поставляемых экологических товаров (работ) и услуг;

· посредническая — способствует налаживанию технологической и экономической связи между конкретными участниками общественного производства;

· ценообразующая — формирует цены на основе общественно необходимых затрат;

· регулирующая — обеспечивает управление процессами рационального природопользования и охраны окружающей среды посредством «невидимой руки рынка».

Для экологического рынка как части «большого» рынка характерно сегментирование в зависимости от объекта рыночных отношений, в качестве которого выступают: природные ресурсы; рабочая сила (люди); капитал; научно-технические разработки; духовные блага; средства производства; товары потребления; услуги. Таким образом, экологический рынок представляется системой «малых», частных рынков.

«Экологическая продукция» не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. На сегодняшний день не определено, какие именно товары (работы), услуги подпадают под эту категорию. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции, например, технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями еще можно идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. В разных странах в понятие экологической входит различная продукция. Следовательно, необходимо выделить общие критерии отнесения товаров (работ), услуг к экологическим, которыми могут быть:

1. наличие природоохранного эффекта или отсутствие вредного воздействия от использования продукции. Количественное измерение эффекта должно основываться на сопоставлении стоимостной оценки воздействий на окружающую среду с учетом и без учета использования природоохранной продукции;

2. экологическая безопасность производства, потребления, утилизации данной продукции.

Таким образом, экологические товары (работы), услуги можно охарактеризовать как экономические блага, которые отвечают следующим условиям:

· их производство, потребление, утилизация не наносят вред здоровью человека на протяжении всей его жизни и не оказывают негативного влияния на здоровье будущих поколений и состояние окружающей среды;

· их назначением являются контроль, измерение, предотвращение или уменьшение вредного воздействия на человека и окружающую среду.

По функциональному признаку экологическая продукция (товары, услуги) классифицируются следующим образом:

· работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности природопользования, осуществление экологического мониторинга, экологическая инвентаризация, экспертно-консультационные услуги и др.);

· работы и услуги по рекультивации и воспроизводству природной среды;

· работы и услуги, обеспечивающие функционирование экологического рынка;

· природоохранная, ресурсосберегающая техника и технология;

· экологически чистые товары потребления.

В странах с развитой рыночной экономикой экобизнес стал весьма прибыльным вложением капитала. Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его производству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. К концу 1980-х гг. в США в этой сфере действовало 500 тыс. компаний и фирм, причем на долю 15—30 крупнейших, специализировавшихся на производстве газо- и водоочистного оборудования, приходилось 60—80 % общего объема его продаж. Сегодня производство и внешняя торговля оборудованием для борьбы с загрязнением окружающей среды не уступают в США производству других групп машин и оборудования (например, химического оборудования, металлообрабатывающих станков и др.).

В Канаде свыше 2500 компаний, в которых работает более 110 тыс. человек, производят оборудование для охраны окружающей среды и связанных с ней услуг. В Германии деятельность 85 % фирм осуществляется с учетом экологических аспектов.

Экологически ориентированная продукция удерживает прочные позиции во всех экономически развитых странах как в производстве товаров промышленного назначения (очистное оборудование, экотехника и экотехнологии, новые материалы, контрольно-измерительные приборы и т.п.), так и в выпуске потребительских товаров — от продуктов питания до безопасных бытовых средств. Производство такой продукции весьма престижно и довольно прибыльно; при этом компании создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке. О прибыльности можно судить по тому, что норма прибыли в сфере экологического предпринимательства США находится на среднем для американской промышленности уровне. В настоящее время конкурентоспособность товаров на мировом рынке определяется не в последнюю очередь их экологическими характеристиками, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек производства. Считается, что природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1990 г. оценила мировой рынок экологических товаров и услуг в 200 млрд дол. (в США в 1992 г. было произведено природоохранного оборудования на 80 млрд дол., в Японии — на 30 млрд, в Германии — на 27 млрд дол.), а в 2000 г. — уже в 300 млрд дол. В настоящее время в мире продукции природоохранного назначения (по неполным данным) производится более чем на 700 млрд дол. в год. Фирмы, проводящие активную природоохранную политику, добиваются значительных выгод за счет экономии сырьевых материалов, модернизации технологий производства, завоевания положительного имиджа среди потребителей.

На постсоветском пространстве экологическое предпринимательство находится на начальной стадии развития, так же, как и становление рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что оно может стать привлекательным прибыльным бизнесом, если государство будет неуклонно и последовательно оказывать ему поддержку, применяя все доступные рычаги экономического и, в частности, финансового регулирования: льготное финансирование и кредитование; освобождение от налогов или льготное налогообложение на прибыль в части создания экотехники, перехода на малоотходную технологию; льготы фирмам, осуществляющим комплексную переработку отходов, и др.

Развитию предпринимательской активности в природоохранной деятельности способствует ужесточение экологических нормативов и контроля за выбросами в окружающую среду. Очевидно, что в будущем основными видами экологического предпринимательства станут производство очистного оборудования и контрольно-измерительных приборов, разработка утилизационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, экологически безопасного оборудования. В итоге сформируется конкурентная среда на рынке, способствующая отбору наиболее экономичных видов оборудования и технологий при сопоставимом экологическом эффекте.

На мировом рынке экологических услуг и товаров, где все виды экологического обслуживания осуществляются на платной основе, сложилось несколько самостоятельных направлений: производство и продажа экотехники, приборов для контроля за состоянием окружающей среды; создание ресурсосберегающих технологий; выпуск очистного оборудования; использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство; экологическое воспитание и образование; выполнение других экологических услуг.

Помимо перечисленных, спросом пользуются следующие экологические товары и услуги:

· маркетинговые услуги, связанные с изучением запросов потребителей природоохранного оборудования, приборов, материалов и других материально-технических ресурсов;

· НИОКР и услуги ноу-хау, направленные на передачу конфиденциальных технических, экономических, управленческих и других знании и сведении для осуществления природоохранной деятельности;

· инженерно-консультационные (инжиниринговые) услуги, связанные с подготовкой, систематизацией, приспособлением к использованию в конкретных условиях, передачей доступных научно-технических, производственных, коммерческих прочих знаний и опыта, экономических методов по осуществлению природоохранной деятельности, учитывающих специфику конкретных видов производств;

· лицензионные услуги по передаче, продаже, предоставлению по лицензии природоохранных технологий и оборудования, приборов, материалов и других видов материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления природоохранной деятельности;

· лизинговые услуги, связанные с операциями по приобретению природоохранного оборудования, приборов и других видов движимого и недвижимого имущества, являющегося объектом аренды, и передачей его в аренду лизингополучателю;

· услуги по регулированию клиринговых поставок на рынке экологического оборудования;

· работы и услуги по установке, техническому обслуживанию и ремонту контрольно-измерительного и другого оборудования природоохранного назначения;

· биржевые услуги по приобретению природоохранного оборудования, приборов, материалов и других видов материально-технических ресурсов;

· сервисное обслуживание особо охраняемых природных территорий и объектов (экологический туризм, подготовка ботанических и экологических коллекций, организация народных промыслов и др.);

· работы и услуги по рекультивации, восстановлению, проведению других природоохранных и санационных мероприятий;

· работы и услуги в области сертификации товаров, процессов, технологий, оборудования, материалов, сырья, объектов окружающей природной среды по экологическим параметрам;

· услуги в связи с проведением ОВОС, экологической экспертизы, экологической паспортизации, эколого-экономического аудита, подготовительных работ для получения разрешения на природопользование;

· банковские услуги, связанные с финансированием и кредитованием природоохранной деятельности и воспроизводства природных ресурсов;

· услуги экологического страхования, перестрахования и социального страхования;

· правовое и консалтинговое обслуживание по экологическим вопросам (экспертные заключения по искам органов охраны приводы для арбитражных и судебных дел, консультации по залоговому праву, приватизации, направлениям инноваций и др.);

· информационное обслуживание по проблемам охраны окружающей среды и природопользования;

· услуги по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации.

Как видно из этого далеко не полного перечня, экологический рынок Запада весьма обширен, что позволяет говорить о формировании там экологически ориентированной отрасли экономики — экоиндустрии. В постсоветских же республиках рынок экологических услуг находится в зачаточном состоянии. Начинает складываться рынок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в частности, при разработке материалов методического характера для подготовки эколого-экономического инструментария, выполнения заданий по подготовке целевых экологических программ, стратегических документов экологической направленности и т.п.

Подобные работы осуществляются на основе грантов, но этого недостаточно. Назрела необходимость создания целевой программы развития экологического рынка, которая бы предусматривала разработку законодательных и подзаконных актов, обеспечивающих эффективное функционирование рынка. В частности, следует законодательно регламентировать: льготное налогообложение прибыли предприятий, выполняющих работы и услуги экологического характера или создающих продукцию экологического назначения; введение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; дополнительное налогообложение экологически вредных производств и т.п.

Программа должна охватывать приоритетные направления развития рынка экологических работ и услуг, разработку и внедрение системы регулирования экологического предпринимательства, создание условий для привлечения и рационального использования в экологических целях зарубежных инвестиций, ноу-хау, технологий и оборудования.

Так, Госкомэкологии России еще в начале 1990-х гг. составил для своих подразделений перечень платных работ и услуг, входящих в их сферу деятельности:

· лицензирование и сертификация экологических характеристик товаров, технологий, оборудования, материалов, сырья и т.п.;

· cоздание банков данных ресурсосберегающих технологий, процессов, экологичных товаров, оборудования, работ и услуг;

· экологическая паспортизация, экологическое аудирование, экологическая экспертиза;

· оказание технической помощи при согласовании, экспертизе нормативно-технической документации и выдаче разрешений на природопользование;

· обучение, переподготовка кадров, повышение квалификации;

· участие в разработках по экологическому нормированию и стандартизации;

· разработка и обоснование экологических прогнозов для промышленных и сельскохозяйственных территорий городов и зон рекреации;

· регулирование деятельности экологического предпринимательства посредством сертификации, лицензирования, аудирования и аккредитации предприятий, организаций, фирм в сфере производства экологических товаров, работ и услуг;

· информационные услуги и др.

Белорусское природоохранное ведомство могло бы позаимствовать этот опыт для активизации экологического рынка. Помимо перечисленного, важное место на рынке экологических услуг может занять реклама экологичных изделий, в особенности для защиты на рынке отечественных товаров от их зарубежных аналогов.

Рынок экологических товаров и услуг в республике формируется чрезвычайно медленно, полностью отсутствует нормативно-правовая основа его функционирования, а также эффективный механизм поддержки и стимулирования свободного предпринимательства в природоохранной сфере. Очевидно, что для привлечения предпринимателей к развитию экобизнеса необходимо создание гибкого механизма взаимодействия природоохранных и рыночных структур, обеспечение материальной заинтересованности и поддержки предпринимательской активности.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 463.