Приватизация в природопользовании (в широком смысле этого понятия) помимо проблемы отношений собственности на природные ресурсы имеет и другой немаловажный аспект — экологический, связанный с задачами сохранения окружающей среды в процессе разгосударствления государственных предприятий.
Под приватизацией подразумевается не только переход к частной собственности, но и более общий процесс смены собственника путем продажи или передачи на различных условиях государственной собственности коллективам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам. Названные субъекты хозяйствования в своей равноправной деятельности и здоровой конкуренции более всего отвечают требованиям цивилизованной рыночной экономики. Рынок в современном его понимании отрицает монополию одной формы собственности, располагает к их многообразию и экономическому равноправию.
Приватизация госсобственности, безусловно, не является отечественным изобретением. Активный процесс приватизации наблюдался в ряде западных стран в 1980-е гг. Так, в Великобритании с 1981 по 1991 г. в частные руки перешли известнейшие металлургические компании страны, некоторые железные дороги, предприятия угольной промышленности, водоснабжения. Соответствующий опыт имеется у Новой Зеландии (продажа государственной авиационной компании), Чили (приватизация телефонной компании), ФРГ, Бельгии, Италии. Причинами приватизации послужили, с одной стороны, низкая рентабельность денационализируемых объектов, с другой — потребность правительств в наличных средствах. Многие приватизированные компании резко повысили свою эффективность.
Политика в области приватизации в странах, вставших на путь рыночных преобразований, нацелена на получение доходов от продажи государственной собственности, обеспечение занятости, модернизацию приватизируемых объектов, оживление регионального экономического развития, рост налоговых поступлений и т.п.
Дискуссии в обществе и государственных структурах по поводу приватизации связаны с тем, что передача объектов государственной собственности в частное владение затрагивает экономические, социальные и иные интересы отдельных граждан, коллективов, общества в целом. Но наряду с решением одних проблем приватизация может усугубить другие, в том числе экологические, поскольку пока не разработаны четкие правовые основы воздействия государства на субъекты хозяйствования, получившие в результате разгосударствления известный суверенитет. Как считают многие исследователи данного вопроса, права приватизированных объектов защищены законом в большей степени, чем интересы общества в области охраны природной среды.
Промышленные предприятия — важнейшие объекты приватизации — являются и основными источниками загрязнения среды обитания. Техническая база промышленности постсоветских республик устарела. На большинстве предприятий она представляет традиционный (четвертый) или даже реликтовый технологический уклад. По ориентировочным оценкам, только
около 18 % всего парка машин и оборудования в промышленности соответствуют мировому уровню, из них лишь 4 % задействовано в технологических процессах, отвечающих мировым стандартам. На большинстве предприятий, построенных десятки лет назад, используемые технологии далеко не всегда соответствовали экологическим требованиям того времени, тем более далеки они от сегодняшних экологических стандартов.
При оценке условий, в которых идет приватизация, нельзя не учитывать кризисное состояние отечественной экономики, дефицит государственных финансовых ресурсов. Приватизация дает возможность в короткое время получить значительные суммы от продажи предприятий и одновременно освободиться от бремени убыточных, нерентабельных объектов. Однако проводить приватизацию, не определив правила учета экологического фактора, нельзя. Процессу приватизации должно предшествовать решение ряда вопросов: каково состояние охраны окружающей среды на приватизируемом объекте; какие мероприятия следует предусмотреть для соблюдения требований экологического законодательства; сколько средств (и каких) для этого необходимо, включая реконструкцию предприятий; кто будет нести расходы по реализации этих мер; какие административные решения могут быть приняты для выполнения экологических требований и т.п.
Конечно, в рыночной экономике на помощь административным рычагам приходят экономические методы воздействия на предприятия-загрязнители, но в ближайшее время надеяться на их высокую эффективность не приходится. Ведь известно, что действующие нормативы платежей за загрязнение существенно меньше затрат, требуемых для снижения загрязнений, и предприятию выгоднее платить за выбросы, не сокращая их объема. Поэтому необходимо принять правила учета экологического фактора в процессе приватизации государственной собственности, запрещающие в первую очередь наращивать выбросы (сбросы) в окружающую среду выше имеющегося уровня.
Важнейшим условием, предшествующим приватизации объекта, должно быть проведение экологического аудита. При этом в правилах должны быть уточнены значения экологических параметров, которым предприятие должно соответствовать. В то же время экологический аудит предприятий, подлежащих приватизации, должен стать первостепенным организационно-правовым механизмом разработки обоснованной программы экологической санации и, в конечном счете, обеспечения учета экологических интересов общества в процессе приватизации.
Экологический аудит позволит установить экологически опасные предприятия, которые вплоть до проведения на них организационно-технических мер по экологической санации должны быть исключены из перечня объектов, подлежащих приватизации. И в целом процесс приватизации должен быть поставлен под контроль природоохранных органов, которые устанавливают экологические нормативы для приватизированных объектов и сроки для их реализации, а также обязаны осуществлять регулярный надзор за соблюдением экологических стандартов.
Процесс приватизации госсобственности, грамотно регулируемый государством, может способствовать улучшению экологической ситуации, решению задачи экологизации производства. Одна из мер для этого — разработка системы льгот для предпринимателей, предлагающих передовые природоохранные и ресурсосберегающие технологии и обязующихся (в форме договора) провести реконструкцию приобретаемого производства в этом направлении.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 564.