Все вопросы, касающиеся будущего человечества, так же как и вопросы политики, затрагивают самые больные стороны человеческого бытия. Здесь, в принципе, невозможно доказать свою правоту или чью-либо неправоту, здесь не может быть правых и неправых, здесь могут быть только либо сторонники, либо противники. Поэтому, говоря о будущем планеты, я вовсе не претендую на истину в последней инстанции. Это моя личная точка зрения, которую подсказывает мне моя интуиция, и которая, как мне кажется, достаточно логично следует из аксиомы, что Земля есть живое существо. Единственный метод, которым я пользуюсь, древний, как сама жизнь, - это метод аналогий, вытекающий из принципа подобия.
Методом аналогий пользуется и вся наука, однако при этом всегда звучит призыв к осторожности в выводах, так как аналогии практически никогда не бывают полными, и многое приходится додумывать, а иногда и дофантазировать. Поэтому путем аналогий удобно строить гипотезы, но никак не научные теории. Однако именно с гипотез начинаются научные открытия. Так, например, теория эволюции является не более, чем гипотезой, одним из самых веских аргументом которой является тот факт, что эмбрион в своем развитии проходит стадии, соответствующие различным по сложности уровням организации жизни. Таким образом, мы приблизительно можем оценить весь эволюционный путь человека, что позволяет говорить о биогенетическом законе, являющемся биологической формулировкой принципа подобия, согласно которому онтогенез (формирование индивидуального человека) повторяет антропогенез.
Обычно на этом останавливаются. В отношении периодов жизни младенца после его рождения о биогенетическом законе вроде бы как уже не вспоминают, так как человек вливается в социальную среду и начинает развиваться по законам социума. Однако еще З.Фрейд и другие психологи пытались распространить биогенетический закон на психическое развитие личности, которое, как они считали, воспроизводит основные этапы развития культуры Давно подмечено, что ребенок проходит в своем развитии довольно четко размеченные фазы. Например известно, что ребенок, не научившийся говорить в период до трех-четырех лет, никогда не сможет освоить человеческую речь в полном объеме (феномен Маугли). В определенные периоды своей жизни человек становится агрессивным, сексуально активным, материально озабоченным и т.п. Похоже, что биогенетический закон иллюстрирует собой процесс накопления и использования информации о строении биосистем в ходе эволюции. Применив биогенетический закон к анализу поведения ребенка, можно не только понять его мотивации, но и точнее обрисовать глобальную человеческую историю.
Возникает вопрос: а нельзя ли с помощью этого же закона попытаться заглянуть в будущее? Ведь если существует алгоритм формирования человека, в чем мы абсолютно уверены по отношению к первым стадиям онтогенеза (эмбриогенез), то, может быть, в нем отражено и то, какими мы должны стать в конце концов? Может быть, среди нас найдутся и такие, кто уже давно опередил уровень “среднего человека” и даже добрался до самой вершины, если такая вообще имеется? Действительно, разные люди проходят за свою жизнь совершенно разные по сложности пути. Один заканчивает жизнь признанным мудрецом, глядя на другого, создается впечатление, что его менталитет “застрял” на пятнадцатилетней отметке и он, как мальчишка, рвется в драку, потрясая своими кулаками, третий так и не переступил пятилетнего возраста и навсегда остался ребенком. Анализируя эту картину, можно выявить определенные закономерности и построить своеобразную “шкалу индивидуального развития” (от слова scale - лестница) (рис.31), на которой каждый для себя сможет отметить точку своего присутствия, опираясь на простые слова Учителя, признанного народами: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” [Мф 6:19-21]. То есть нужно проанализировать свои ценности, и они сами скажут вам, где на этой шкале лежит ваше сердце.
Рис. 31 |
Хотелось бы сразу предостеречь от разного рода ранжирования людей на “развитых” и “неразвитых”. Эта шкала динамического роста. Ничто не сдерживает человека в его возможности сделать стремительный взлет, освоив тот или иной жизненный урок. Нередки и глубокие падения. В результате тот, кто кичился высотой своего духа может оказаться в самой глубокой пропасти, о чем красноречиво свидетельствует богатый опыт религиозных подвижников. Разве можно обвинять ребенка в том, что он недостаточно совершенен, он растет и изменяется, придет время и, возможно, он достигнет высот святости. Все мы дети в той или иной мере, жизнь - это наша школа, у каждого свои уроки, у каждого свой путь к вершине. Нельзя судить того, кто временно задержался на каком-то уровне, который дается ему почему-то наиболее трудно. Это прекрасные мгновения постижения мудрости. Но если он не сдался и все свои силы направил на преодоление препятствия, как знать, не устремится ли он после этого ввысь со скоростью птицы! История знает и такие случаи. Единственно, для чего может послужить шкала индивидуального развития, это знание того, какие перспективы впереди, чтобы человек не останавливался на достигнутом, считая, что пришел к вершине, даже если он обладает при этом максимальной энергией или могуществом. Эта энергия поможет ему устремиться вперед, но неразумно тратить ее на пустяки, почивая на лаврах.
Я далек от мысли, что та шкала, которую построил я, близка к совершенству. Может быть, кто-то проделает эту работу более удачно. Но мне кажется, что хотя бы в первом приближении она верна. Шкала эта лично у меня ассоциируется с человеческой фигурой, и основные метки расставлены примерно на тех же уровнях, где согласно восточным мистическим традициям располагаются основные чакры. Однако на этом сходство с чакрами полностью исчерпывается. Метки эти я расставлял чисто интуитивно. Поэтому я попросил бы воспринимать эту картинку лишь как запоминающуюся иллюстрацию, и ни в коей мере не соотносить ее с восточными учениями.
Только что родившийся ребенок очень близок к природе. Его существование целиком зависит от его инстинктов и от внешнего мира, главным представителем которого является его мать. Поэтому, как правило, он находится в гармонии с природой, он безгранично доверяет ей и живет в полном соответствии с мудростью, которую Бог утаил от мудрых мира сего, но открыл младенцам: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” [Мф 7:7-8]. Сначала ребенок не обладает сознанием и в социальном смысле он эгоистичен, так как требует к себе много внимания. Однако он защищен природой, давшей людям инстинкт родительской любви.
Подрастая, младенец начинает понимать, что его окружают близкие люди, он учится любить ближних, сначала родных, затем друзей, знакомых и т.д. Особенно сильные уроки начинаются после достижения половой зрелости, когда человек познает любовь к совершенно чужому человеку, учится жить в мире с его родителями, рожает своих детей и познает первые шаги на пути ответственности. Человек попадает в суетный, крайне противоречивый мир тесных взаимоотношений друг с другом и учится отличать правду от лжи, добро от зла, познает, что такое справедливость, взаимовыручка, одновременно сталкивается с предательством, обманом, насилием. Поэтому одновременно это уровень физической силы, здесь же человек может вступить на путь агрессии, кровной вражды. Это очень богатый уровень, абсолютно чуждый эгоизма, человеческие интересы растворены в обществе окружающих его людей, без которых он не мыслит себя, ему скучно и неинтересно наедине с собой. Я назвал этот уровень ступенью семьянина, так как отношения кровного родства играют здесь наиболее важную роль.
Постепенно крепнет самостоятельность человека, чувство ответственности за тех, кто от него зависим. Ему надо кормить семью, зарабатывать на жизнь. Человек вступает на ступень труженика. Это не значит, что предыдущие ступени оставлены позади. Человек всю жизнь будет совершенствовать и оттачивать свои пройденные уровни. Это не значит, что до того, как он вступил на данную ступень, он не был тружеником. Но тот, кто познал ответственность, отлично понимает, чем отличается, например, труд ребенка, от труда главы семьи, на котором лежит груз забот. Для ступени труженика также характерен некоторый оттенок эгоизма, так как человек трудится вовсе не за даром, нужно принести домой хлеб насущный, накормить себя и тех, кто надеется на тебя. Иногда приходится отдавать все силы, что зачастую сопровождается психическим истощением, порождающем раздражение, гнев, агрессию. Человек, закрепившийся на этом уровне часто достигает высокого материального благосостояния, которое иногда превращается для него в самоцель, ради которой он готов бросить даже тех, ради кого он трудился все эти годы. Именно до этого уровня добралась наша цивилизация в основной своей массе, на этой ступени стоит “средний цивилизованный человек”. Хотя по крепнущим в мире патриотическим настроениям можно судить, что и на следующей ступени человечество имеет очень солидное представительство.
Если в человеке не ослабло стремление к совершенствованию, то даже имея солидный материальный доход, он начинает понимать, что существуют еще и ценности более высокого порядка. Например, всенародное признание дает человеку больше силы и энергии, чем целая гора золота. Стремление к известности, к славе, к власти - это те веревочки, за которые человеческая душа “вытягивается” на следующий уровень, чуждый эгоизма. Я назвал его уровнем героя, потому что, взойдя на эту ступень, человек, как правило, забывает о своих первоначальных мечтах о славе и признании и полностью отдает себя для служения людям, зачастую абсолютно ничего за это не требуя. В отличие от семьянина, герой даже не знает тех, ради кого он живет, все они слились для него в едином понятии - народ. Для того, чтобы быть героем, не обязательно закрывать грудью амбразуру, не обязательно покорять космос или открывать неизведанные тайны, нужно жить для народа и во имя народа. Огромное количество самых активных людей стоит на этой ступени. Это не значит, что все они несут людям благо. На этой же ступени стоит множество тиранов. Каждая ступень имеет свои светлые и темные стороны. Один идет по пути мира и любви, другой пытается вести народ к счастью “железной рукой”. Всех их объединяет одно - они хотят счастья для народа, но каждый из них по-разному понимает, в чем это счастье, и как к нему идти. Это еще не уровень Истины, это только середина пути.
Со временем человек начинает понимать суетность мирских ценностей. Мир противоречив, разумом его не познать. Ты хотел осчастливить народ, но он тебя отверг, или еще хуже, он поверил тебе, а ты завел его в пропасть. Но ты ведь хотел как лучше! Ты любил, а тебя предали. Ты возненавидел, а тебе простили всю боль, которую ты причинил. В чем истина? В чем смысл человеческого бытия? В поисках ответа человек уходит от мира, замыкается в себе, становится затворником, искателем истины. Для этого не обязательно запираться в монастырской келье, затворник - это особое состояние души, ищущей ответа на вечные вопросы. Этот уровень несет в себе отпечатки эгоизма, в поисках истины человек оставляет своих бывших соратников, друзей, родных. Однако его эгоизм лишен требовательности к людям, его основное требование - к себе. Потому что однажды человек понимает, что наибольшим препятствием на пути к истине является внутренняя дисгармония, вызванная отсутствием согласия с самим собой, со своей совестью. Поэтому человек начинает изменять себя, очищать свое тело от излишеств, мышление - от стереотипов, душу - от пороков. Многие на этой ступени становятся аскетами. Ступень эта очень сложна и во многом не изведана. Здесь человека поджидает огромное количество подводных камней. Кто-то углубился в дебри собственной психики, неосторожно затронул запретные механизмы, в результате оказался в лечебнице для душевнобольных. Кто-то открыл в себе интересные способности и возомнил себя “Божьим избранником”, все дальше скатываясь в одну из самых коварных “ловушек для души”. Итог, как правило, тот же - больная психика. Самая главная опасность, подстерегающая здесь человека, - это опасность возгордиться. Тогда падение неминуемо. Поэтому гордость считается матерью всех пороков, началом гибели души. Самое большое достоинство - смирение. Смиренному человеку не страшны ловушки затворничества. Но перед кем смиряться? Рано или поздно затворник приходит к тому, что миром правит Бог. Вот перед Ним он и смиряет свою гордыню. К Нему он стремится в поисках Истины. Там он видит ответы на свои вопросы.
В споре о том, существует ли Бог, мир разделился на две половины: верующих и атеистов. Я сам воспитывался в духе воинствующего атеизма. Однако с тех пор, как я стал заниматься вопросами происхождения жизни, я понял, что мы очень мало знаем о сути этого феномена, что жизнь гораздо сложнее и богаче, чем мы пытаемся ее представить, что иерархия жизни может быть прослежена не только “вниз” к простейшим организмам, но и “вверх” к надсистемам. Еще я понял, что теоретически ничто не запрещает существования личностного фактора надсистемы, частью которой я являюсь. Именно эту личность, я называю Богом-Отцом. Потому что благодаря Ему существую я. Еще я понял, что тысячелетиями люди чувствовали Его присутствие, но не могли своим ограниченным умом понять всей грандиозности этого явления. Поэтому в меру своих сил они фантазировали как могли, создавая Его образ в тех категориях, которыми располагали. Эти фантазии имеют очень мало общего с реальностью, и люди это тоже чувствовали, потому и родилась в богословии философия апофатизма, характеризующаяся отрицанием возможности познания Бога. Принцип дополнительности в современной науке в совокупности с теоремами Геделя также ставит запрет на однозначное понимание какого-либо феномена, претендующего на всеобщность. Мы даже не можем понять природу собственного разума. Мы можем только констатировать, что он есть. Судить о феномене гораздо более высокого порядка можно лишь с изрядной долей осторожности. И тем не менее вслед за горсткой ученых и просветителей прошлого, опьяненных первыми успехами механистической науки, претендовавшей на открытие всех механизмов природы, мы упрямо идем путем безбожия. А потом удивляемся, откуда наши проблемы? Есть Бог, или нет - это вовсе не вопрос знания или незнания, образованности или невежества (среди образованных людей масса верующих), это вопрос веры или безверия, и не более того. Пытаясь быть объективным, я могу привести массу доводов в пользу того, что Бог есть, такое же количество доводов я могу привести в пользу того, что Его нет. Только принцип дополнительности спасает меня от краха разума.
Человек, достигший ступени святости, по-видимому, настолько приближается к Богу, что начинает непосредственно ощущать его присутствие. Мы знаем о существовании резонансных явлений, или принципа когерентности, когда колебания в двух разных системах происходят в унисон, синфазно, или проще говоря, одинаково. Из слов Вольфа Мессинга, например, следует, что телепатом может быть каждый, нужно только настроится на конкретного человека, уподобиться ему, скопировать его манеры, движения, интонации, попытаться представить его внутренний мир, и у вас потекут те же мысли, что и у него. Может быть святые - это те, кто приблизился к богоподобию, настолько очистил свой внутренний мир, что смог настроиться в резонанс с верхней иерархией систем, то есть вышел на прямой контакт с “разумом” надсистемы. Если исходить из теории биополя, о которой шла речь в одной из предыдущих глав, то святым, вероятно, следует считать человека, чья структура наиболее близка к его биополевому эталону. Это тот, кто научился слушать и понимать голос своей глубинной сущности, которая является неотъемлемой частью неделимого биополя планеты, галактики, в конечном итоге Вселенной. Со стороны это выглядит так, как будто человек обладает мощнейшей интуицией, граничащей с всезнанием, о чем свидетельствуют те, кому выпало счастье общаться с такими людьми, учиться у них. В отличие от затворников, святые полностью лишены эгоизма. Они любят весь мир, они ощущают его, они отдают все свои силы, чтобы гармонизировать его. Это значит, что они приходят в мир как Учителя, несущие Истину, силу которой чувствуют те, кто находится рядом с ними, потому что уподобиться им, это значит приблизиться к самому Богу. И в то же время, это простые, очень тихие и скромные люди. Я убежден, что абсолютное большинство их умирает в безвестности. Известность и почет тяготят их.
Кто такой человекобог? Наверное это тот, кто, будучи святым, смог (или кому было позволено) перешагнуть последнюю грань, отделяющую его от Бога, который после этого отождествляет себя с духом Вселенной, чтобы без преувеличения сказать: “Я и Отец есть одно”. Их поведение должно быть абсолютно лишено какой-либо ошибки. То есть они абсолютно безгрешны. В то же время, оставаясь людьми, они не теряют своей индивидуальности, своего уникального Я. Существуют ли сейчас такие люди, я точно не знаю.
Таким мне видится путь восхождения человеческого духа, по которому в конечном итоге должна пройти вся цивилизация людей. Быть может, нашей техногенной модели цивилизации суждено погибнуть. Однако наступят новые времена, и уцелевшие остатки человечества, прошедшие отбор высшей иерархии, построят новый мир, учтя все наши ошибки. И так шаг за шагом, падая и поднимаясь, учась на собственных ошибках и обобщая опыт предыдущих поколений, человечество придет к предназначенной для него цели. Каким оно будет, не знает никто, может быть, даже сам Бог. Для того нам и дана свобода воли, чтобы мы своим свободным творчеством могли непредсказуемо украсить этот мир, чтобы порадовать этим своего Творца и все живое. Это закон эволюции - сочетать плановую предсказуемость, с непредсказуемой изобретательностью случая.
Поэтому, если уж строить модели устойчивого развития, нужно учесть, что иного направления, кроме как к богоподобию, у нас нет. Это значит, что впереди нас ожидает ступень затворника, очищающего себя покаянием, отвергающего материальные ценности ради накопления богатств более высоких материй. Это не значит, что все превратятся в монахов. Оставаясь семьянинами и тружениками, основная масса людей перейдет на уровень осознания первенства общенародных интересов над личными. Огромное количество людей взойдет на ступень поиска истины. Святые перестанут быть редкостью в нашем мире и станут признанными Учителями, чье мнение будет играть решающую роль в принятии решений, касающихся наших отношений друг с другом и с надсистемой. Тогда цивилизация станет гармоничной, так как обретет подобие с целостным фактором надсистемы, и на Земле вновь зашумят леса и наполнятся водами реки.
Подобные модели буквально “витают в воздухе”. Разные народы пытаются по своему экспериментировать, но изменить себя, оказывается, не так уж просто. Попытки как-то модернизировать сегодняшний мир обречены на неудачу. Нужны коренные революционные перемены, охватывающие в первую очередь наши души. И на конференции в Рио-де-Жанейро было четко подчеркнуто, что успех нашего перехода в новую жизнь возможен только в том случае, “если все слои общества во всех странах осознают безусловную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать”. Звучит как утопия, но иного будущего у нас нет.
Стратегия поиска
Особенность современной цивилизации в том, что человек предпочел изменять не себя, а окружающую среду. Это тоже путь, которым идет весь живой мир. Любая популяция, любое живое существо вносит определенный вклад в изменение окружающей среды. Но этот путь не единственный, к тому же похоже на то, что он себя исчерпал, потому что человек превысил все лимиты воздействия на природу. Самое время обратить внимание на другой объект приложения своих сил - самих себя. Помимо средообразующей функции, у жизни есть другая замечательная черта - самосовершенствование, адаптация к условиям среды, вплоть до образования совершенно новых видов живых существ. На этом пути у нас нет практически никаких ограничений для прогресса. Наделенный мощью разума, современный человек может сделать в этом направлении за относительно короткое время такие грандиозные успехи, на которые природе потребовались бы, возможно, миллионы лет. Может быть, именно в этом наше предназначение, может именно для этого создала нас природа? Ведь согласно закону ускорения эволюции, с ростом сложности организации биосистем темпы эволюции возрастают. У природы должны быть механизмы ускорения эволюции. Может быть, наш разум - это и есть один из подобных механизмов?
Человек не может существовать вечно, не изменяясь. Рано или поздно от него должна пойти мутовка новых видов живых существ, некоторым из которых суждено несколько деградировать по сравнению с нами, другие, наоборот, уйдут в такие высоты совершенства, которые нам трудно представить. Например, Циолковский считал, что рано или поздно человек обретет лучистую форму существования. Мне трудно что-либо сказать об этом. Но вот мысль Вернадского о возможности существования автотрофного человечества, имеет самое прямое отношение к нашей теме. Ведь если бы человек смог из разряда гетеротрофов перейти в разряд автотрофов, это полностью сняло бы все наши современные проблемы. Мы перестали бы быть потребителями природы, человек стал бы самодостаточным. Ни о каком ограничении численности такого человечества вопроса уже не стояло бы. Такому человеку не нужна пища в привычном для нас смысле, он мог бы сам синтезировать все необходимые для жизни компоненты, потребляя их непосредственно из буферных зон планеты, где они присутствуют в рассеянном виде.
Меня можно обвинить в том, что я ударяюсь в чистую фантастику. Откуда же человек будет черпать энергию? А откуда берут ее автотрофы Земли? От Солнца. Получается, что человек должен научиться синтезировать хлорофилл и покрыться листвой, чтобы увеличить площадь поглощения света? Правда, существуют еще и хемосинтезирующие автотрофные организмы, для жизнедеятельности которых свет не нужен. Но они могут жить только за счет энергии планеты, которая уже достаточно сильно остыла. Нам пришлось бы в прямом смысле уйти под землю (может быть однажды жизнь уже прошла этим путем, кто знает, что творится в недрах планеты). В общем это тоже нереально. Правда, есть возможность использовать атомную энергию, и здесь уже фантастика становится не такой уж беспочвенной. Придется, конечно, воспользоваться своими техническими достижениями. Например, мы можем построить себе автотрофный скафандр, который будет обеспечивать все наши насущные потребности. Еще проще построить централизованные станции по синтезированию искусственной пищи. Это тоже вариант автотрофного человечества, и не такой уж и фантастичный. Мы уже частично научились это делать. Другое дело, что у нас просто не хватит времени на столь грандиозные проекты. Нельзя ли достичь автотрофности без “технических костылей”, а за счет своих внутренних возможностей? Ведь до сих пор природа находила выходы из самых безвыходных ситуаций.
Не существуют ли какие-то другие формы энергии, которые мы уже непроизвольно используем в своей повседневной жизни, сами того не подозревая? Я уже говорил о необходимости расширить понимание феномена жизни, может быть и понятие энергии уже пора расширить, чтобы не сдерживать свое развитие своими же стереотипами? Не вдаваясь в подробности, можно предположить, что энергия имеет информационную природу. Вообще это тема отдельного предмета. Коротко эту гипотезу можно сформулировать следующим образом. Любой энергообмен можно вписать в концепцию информационного обмена. Например, электромагнитная энергия рождается вследствие информационного обмена на уровне заряженных микрочастиц. Если продолжить линию рассуждений вдоль цепи возрастания сложности природных систем, то в конечном итоге мы придем к признанию существования так называемой психической энергии, рождающейся в процессе обмена информацией между высокоорганизованными живыми существами. Именно эта энергия дает организму жизненную силу. Я могу хорошо питаться, но при этом быть совершенно инфантильным, слабым и безжизненным. Для того, чтобы начать активную жизнь мне нужен определенный интерес, цель и т.п. Другими словами, нужно различие между тем, чего я имею, и тем, чего могу иметь. Это и есть энтропийный градиент, обозначаемый понятием сила или свободная энергия, в данном случае психическая или ментальная.
Остается только научиться умело ассимилировать эту энергию. Наибольшая трудность состоит в том, чтобы “опустить” ее на уровень физиологии нашего организма, которая настроена на потребление более древних форм энергии. Придется сформировать цепи последовательных стадий преобразования энергии из одних форм в другие. По-видимому, этот процесс идет уже давно. Свидетельством тому являются неединичные случаи целенаправленного использования психической (а также ментальной и духовной) энергии, которые ставят в тупик академическую науку, заставляя ее отрицать все эти факты, потому что “этого не может быть”. Однако количество этих фактов настолько велико, что наука уже не в состоянии их игнорировать, так же как когда-то она вынуждена была признать существование “камней, падающих с неба”. В результате рождаются все новые лаборатории по изучению паранормальных явлений, где серьезные люди, рискуя своей научной репутацией, пытаются отсеять “золото” истины от шарлатанства.
История подвижничества знает множество примеров воздержания в пище. Так, например, Исаак Сирин пишет о старце, который вкушал пищу всего два раза в неделю (пища старцев состояла в основном из сухарей). Известно, что Серафим Саровский долгое время питался одной снытью (трава семейства зонтичных). Известен случай, когда забытая людьми пожилая монахиня три года жила на одной крапиве. В то же время во всем мире люди умирают от голода даже там, где растительность гораздо более богатая, чем в нашей полосе. Чем объяснить эти феномены? Известно, что без пищи человек может жить около 35 дней. Некоторые шахтеры, отрезанные от мира завалами, погибали от голода еще раньше. В то же время йоги практикуют 60 дневные голодовки, утверждая при этом, что организм может выдержать и больше, но в этом случае в нем могут начаться необратимые изменения. Ходят даже легенды о людях, которые после этих необратимых изменений вовсе не умирали, а продолжали жить многие годы, больше никогда уже ничем не питаясь. В ивановской газете “Рабочий край” я читал заметку о жителе Бразилии, пищевой рацион которого составляет стакан сока в неделю. Конечно, я лично с ним не знаком, и эта информация абсолютно не проверена. Сам я несколько лет жил на одноразовом питании (в день) и никаких отрицательных последствий не обнаружил. Наоборот, это был период моей наивысшей активности. Но поддерживать такой режим достаточно сложно, нужен мощный источник вдохновения, например, такой, каким являлась для православных старцев их вера в Бога, или по крайней мере, очень интересное и полезное дело, заветная цель и т.п. Может быть, это и есть та энергия, освоив которую человек сможет сначала существенно сократить свой пищевой рацион, а потом, как знать, вообще отказаться от гетеротрофного питания?
Так, может быть, автотрофное человечество - это вовсе не утопия? Может быть, мы уже нащупали источник безграничной энергии и остается только целенаправленно развивать открытые способности? Человек - это уникальное создание природы, хранящее в себе потенции такой мощи, с которыми не идет в сравнение никакая техника, хотя, конечно, никто не отрицает возможности технического дополнения человеческих способностей. На мой взгляд, время средообразования закончилось, пришло время адаптаций. Единственный выход для человека я вижу в том, чтобы свернуть с пути преобразования природы и встать на путь самосовершенствования. Если бы мы применили в этом направлении всю мощь нашей цивилизации, то в самое короткое время, я думаю, мы смогли бы найти выход из экологического тупика. Кто-то из огромной массы исследователей обязательно нашел бы верное решение, известил бы о нем все человечество, и волна адаптационных изменений как цепная реакция вскоре прокатилась бы по всему человечеству, возвращая его в лоно природы. В этом я вижу единственный путь в будущее.
Самое первое препятствие на этом пути - склонность человека к излишествам. Сможем ли мы отказаться от излишеств? Именно наше стремление к роскоши создает наибольшее давление на природу. Правда, мне можно возразить, что в основной своей массе мы вовсе и не мечтаем о роскоши, нам бы удовлетворить свои самые насущные проблемы, сначала избавиться хотя бы от голода и болезней. И все же здесь мы лукавим. Стремление к роскоши сидит у нас в крови. Человек всегда стремился повысить свой жизненный уровень. А когда ему это удается, то он быстро привыкает к новому состоянию и любое его ухудшение воспринимает как обнищание. Поэтому у человеческих потребностей есть только одна тенденция - к неограниченному росту, обратного хода у них нет. В этом заложена огромная мудрость природы. Она сама идет этим путем, творя все новые экологические ниши, способствуя тем самым усложнению форм жизни. Когда рост каких-либо потребностей достигает своего насыщения в виду ограниченности средств их удовлетворения, человек испытывает дискомфорт и ищет пути создания новых потребностей. Например, на основе потребности в пище мы создали сельское хозяйство, появилась потребность в орудиях труда. В ответ на это мы создали промышленность, появилась потребность в знаниях законов природы. Мы создали науку, появилась потребность в расширении инструментальной базы. Процесс этот бесконечен, как бесконечно само творчество. Наша беда в том, что, потеряв связь с природой, мы перестали ощущать ее боль и продолжаем безудержно расширять сферу своих потребностей во внешний мир.
Но имеется и другое направление, где рост потребностей ничем не может быть ограничен и не знает насыщения, как ненасытна сама фантазия. Это потребности бесконечно расширяющегося внутреннего мира. Каждый человек несет в себе целую Вселенную, которая в своей динамике, по-видимому, повторяет алгоритм развития внешней Вселенной, как того и требует биогенетический закон. В результате мы уже “изобрели” и продолжаем изобретать новые уровни потребностей, расширяющихся во внутренний мир человека, емкость которых с каждым таким открытием все более растет. Это потребности в духовном самосовершенствовании, саморазвитии, подвижничестве. На этом пути человек изменяет не окружающую среду, а самого себя, становясь от этого духовно богаче, не разрушая природу, а наоборот, сливаясь с ней. В отличие от главного достоинства наших политиков - постоянства взглядов, главное достоинство подвижника - изменчивость. Измени себя к лучшему – и ты станешь богаче и счастливей. В отличие от внешних ценностей этот мир у тебя никто не отнимет, он всегда с тобой, и счастье твое уже не зависит от внешних обстоятельств, оно никогда не покидает тебя. Не надо ловить синюю птицу в небе, создай ее внутри себя.
Внешний мир может оказать значительную помощь на пути подвижничества. Ведь он постоянно дергает тебя, бьет и колет. Но если тебе больно, значит, здесь твое слабое место. Это как раз то, что нужно изменить в себе, чтобы стать еще сильнее, совершеннее, на целую ступень выше. Вместо атакующего врага, для подвижника внешний мир превращается в мудрого учителя. Поэтому подвижник радуется каждому удару и каждому искушению, как новому уроку, который сделает его еще богаче. Православные старцы глубоко печалились, когда в их жизни начиналась полоса сплошного везения, они говорили: “Неужели Бог забыл меня, или я встал на неправильную тропинку, раз перестал ощущать Его направляющее воздействие”. Поэтому подвижник никогда не жалуется на судьбу и на трудности жизни - это его школа, его подвиг (от слова подвигаться, продвигаться).
Конечно, всегда есть опасение, что давление внешней среды будет слишком мощным, и у тебя не хватит сил, и ты сломаешься. На это опасение в среде подвижников бытует поверье, что испытания тебе даются всегда по силам, ты можешь справиться с ними, если не испугаешься и не сбежишь с “урока жизни”, выбрав вместо сложного и узкого пути, “ведущего в жизнь”, широкий и легкий путь, “ведущий в погибель”. Но жизнь обязательно найдет тебя и повторит урок уже в более жесткой форме. Если ты опять сбежишь, следующий урок будет еще жестче. И так до тех пор, пока ты не выучишь урока. И бесполезно бежать и прятаться - от себя не убежишь, твой урок будет преследовать тебя по пятам. Ведь ты не исправил в себе больного места, а в хаосе жизни обязательно найдется тот, кто надавит тебе на эту болячку. И эта боль будет постоянно преследовать тебя. Это относится ко всем, не только к подвижникам. Отличие подвижника в том, что он не сбегает с уроков, а терпеливо ищет решение. Это и называется смирением. Не с судьбой, и не с неудачами, и не с насилием смирятся подвижник, а с необходимостью обязательно найти правильное решение.
Поэтому подвижник с каждым днем становится сильнее. И это видят те, кто окружает его. Он всегда спокоен и счастлив, даже если кругом бушует буря житейских неурядиц. Современному человеку этого так не хватает. Психически истощенный, он не видит выхода из своих проблем и нередко озлобляется на весь окружающий мир. В результате тучи раздражения и гнева все плотнее окутывают Землю. И так мало подвижников, которые могли бы продемонстрировать таким заплутавшимся в себе людям преимущества пути самосовершенствования. Многие из них затворились в монастырях, но пришло время подвижников в миру. Потому что мир вступил в критическую фазу своего существования. Идет Страшный Суд.
Но цивилизация уже начала свой поиск гармоничного пути. Удачи нам!
Дата: 2018-11-18, просмотров: 464.