В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию. На нее возлагались большие надежды, так как она проходила на уровне глав государств и правительств. Ей предшествовала значительная организационная и научная работа.
Еще в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН была создана специальная структура - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), назначение которой состояло в проработке обозначившихся проблем. В 1987 году Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад “Наше общее будущее”. Именно с этого момента в обиход вошел термин “устойчивое развитие”, под которым понимают такую модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. В декабре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую организовать на уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. Был создан Подготовительный комитет, разработавший проекты основополагающих документов конференции, в том числе “Декларацию Рио по окружающей среде и развитию”. Все эти документы впоследствии обсуждались на конференции и были приняты с некоторыми изменениями.
В итоге эта конференция пришла к ряду выводов. Численность населения должна быть стабилизирована, и причем быстро. Если это не сделаем мы, то это сделает природа, причем значительно более жестоко. Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире. Задачи сохранения экологической среды невозможно решить в отрыве от задач экономического развития. Одной из главных задач считается уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты, с учетом того обстоятельства, что сейчас на долю трех четвертей населения Земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода, каждый ребенок в развитой части мира потребляет в 20-30 раз больше, чем ребенок в стране третьего мира. Вместе с тем путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, неприемлем для человечества в целом, так как благополучие развитых стран построено в значительной мере за счет нереализованного благополучия развивающихся стран. Переход на рельсы устойчивого развития - это процесс революционных изменений в мире, требующий нового мышления. Развитые страны признают ту ответственность, которую несут, участвуя в международных усилиях в целях достижения устойчивого развития, с учетом того, какое давление они оказывают на окружающую среду и той технологии и финансовых возможностей, которыми они располагают. Страны, особенно развитые, берут на себя ряд обязательств, связанных с ограничением вредных выбросов, передачей экологически безопасных технологий развивающимся странам, выделением финансовых ресурсов для выполнения развивающимися странами своих обязательств. Была принята также конвенция ООН о биологическом разнообразии, предписывающая государствам нести ответственность за сохранение и устойчивое использование своих биологических ресурсов. Было заявлено также, что государства имеют суверенное право на использование, управление и развитие своих лесов в соответствии со своими потребностями и уровнем социально-экономического развития. В то же время признано, что необходимо принять меры по увеличению лесного покрова планеты, особенно это относится к развитым странам.
Наиболее интересно то, что на данной конференции была принята “Повестка дня на 21 век” (общий объем 560 страниц), из которой вполне ясно, как нам видится наше будущее и будущее планеты в 21-м веке. Здесь констатируется, что противоречия между характером развития цивилизации и природой достигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к глобальной катастрофе. Мы должны либо заморозить процесс наращивания промышленного потенциала, узаконив разделение мира на богатых и бедных, либо найти подход к проблемам сбалансированного развития с учетом состояния окружающей среды с ориентацией на повышение уровня жизни населения всей планеты на основе удовлетворения основных потребностей человека. Человечество выбирает второй путь. Акцентируется внимание на необходимость изменения структур потребления как на уровне промышленности, так и на уровне отдельных лиц, указывая на чрезмерный спрос и нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения. Для этого предлагается проводить активную пропаганду новых систем ценностей, способствующих формированию рациональных структур производства и потребления. В плане сдерживания роста численности населения, ввиду деликатности темы, предлагается решать эти вопросы путем осознания проблемы самим обществом. В плане охраны и укрепления здоровья человека предлагается еще больше развивать системы здравоохранения. Предлагается поощрять развитие городов средних размеров. Подчеркивается, что право на надлежащее жилье является одним из основных прав человека. Отмечается важность разработки эффективной законодательной базы и программы по обеспечению соблюдения принимаемых законов по охране природы.
В последующих частях документа рассматриваются вопросы защиты атмосферы, рационального использования земель, борьбы с обезлесением и опустыниванием, сохранения биологического разнообразия, защиты морей и водоемов, вопросы использования токсичных веществ, экологически безопасного удаления опасных отходов и т.д.
Кроме того, особо рассматривается возможность усиления роли основных групп населения: женщин, детей и молодежи, коренных народов и местных общин, неправительственных организаций, профсоюзов, промышленников, ученых, фермеров. Подчеркивается роль науки и просвещения в деле достижения устойчивого развития, роль международного сотрудничества и т.д.
Может быть, мое мнение слишком предвзятое, но при знакомстве с обзором материалов конференции у меня сложилось впечатление, что все это мы уже «проходили». Не случайно через три с половиной года после конференции ее непосредственный участник от России академик В.А. Коптюг с группой авторов пишет, что “между представителями различных государственных ведомств и научных коллективов возникла дискуссия, а затем своего рода конкуренция за право исключительного толкования, «обладания и распоряжения» термином “устойчивое развитие”, в связи с этим возникла опасность “в очередной раз “заблудить” и “заболтать” общество”. И я думаю это характерно не только для нашей страны. Так уже в ходе конференции выяснилось о намерении США добиваться в будущем изменений некоторых положений конференции. Многие излишне альтруистские уступки со стороны развитых стран США просто не поддержали, оказавшись тем самым в оппозиции ко всему миру.
Не отрицая несомненных заслуг данной конференции в деле перестройки человеческого менталитета, следует признать, что мы пока оказались неготовыми к революционным изменениям своего отношения к природе. Свидетельство этому полное отсутствие каких-либо существенных результатов спустя уже десять лет после конференции. По сути дела, о ней почти забыли. А рост неравноправия и нищеты продолжается. Дело дошло до войны в самом центре Европы. Так, может быть, развитые страны только успокоили человечество, заявив, что выбирают второй путь развития цивилизации, а на самом деле ориентировали все свои ресурсы на укрепление первого пути - пути силового закрепления разделения мира на богатых и бедных?
Но даже если бы все государства как один приняли положения конференции как непреложный закон, явилось ли бы это коренным изменением нашего отношения к природе? Основной лейтмотив конференции звучит по-старому: все во имя человека, все во благо человека, и если даже ради природы, то только для человека. Я не отношу себя к антигуманистам. Настоящий гуманизм не может строиться на трупах животных, которыми мы «устилаем» свою дорогу в будущее. Я призываю к честности по отношению к самим себе. Мы много говорим о будущих поколениях, но не хотим видеть одной простой вещи: удовлетворение наших возрастающих потребностей несовместимо с надеждой на жизнь наших потомков. Как бы я ни любил людей, но, сгубив планету, мы погубим все надежды на какое-то будущее. Раньше меня удивляло, почему среди библейских заповедей на первом месте стоит заповедь “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” [Мф 22:37], и только на втором месте стоит заповедь “возлюби ближнего твоего, как самого себя” [Мф 22:39]. Потому что если клетки моего организма возлюбят своих собратьев больше, чем меня, как целостный организм, как высшую иерархию, то погибну и я и все мои клетки. Так же и я должен возлюбить планету больше, чем себя, и больше, чем ближних. Ибо без ее благополучия все мы обречены. Но это не значит, что я должен стать человеконенавистником. Человек - это величайшее творение природы, хранящее в себе подобие Творцу. Великая миссия на него возложена и великую жертву он приносит на алтарь Высшей Иерархии - падая и вновь вставая, погибая и возрождаясь в потомках, страдая и радуясь, человек ищет ту единственную тропинку, которая пока еще никому неизвестна, которая позволит природе сделать еще один шаг на пути величайшей стратегии жизни - глобального эволюционного процесса. Поэтому мы имеем право на ошибку. Поэтому вся надежда природы - на нас. Так будем же достойны этой надежды и не унизимся до меркантильности!
Ведь человеку надо совсем немного, я имею в виду ценности материального плана. В то же время человек богат такими запросами, которые вовсе не унижают, а, наоборот, возвышают человека. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” [Мф 6:19-21]. Земные сокровища исчерпаемы, в борьбе за них человек становится врагом другим людям, и не только людям. Но есть сокровища неисчерпаемые, чем больше их черпаешь, тем больше их остается, и при этом никогда ничего ни у кого не отнимаешь, вот куда должны мы направить все свои помыслы.
Человек обладает уникальной возможностью творить новые экологические ниши, количество которых может возрастать до бесконечности, не упираясь в насыщение. Мы создали религии, искусство, науку, кто знает, в какие еще высоты поднимет нас данная нам от Бога способность творить. Разве не знаем мы, что истинно увлеченный человек способен творить до самозабвения, забывая про еду, испытывая настоящее наслаждение? Разве похож он на человека, страстно мечтающего увеличить сумму на банковском счету? Почему же мы не идем в этом направлении? Почему предпочитаем истязать природу ради материальной выгоды? Ответ существует уже давно: так проще. Ведь иначе придется менять не что-то или кого-то, а самого себя, а это всегда гораздо сложнее. Хотя давно нас предупреждали: “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” [Мф 7:13-14]. Мы как ленивые школьники, вечно пытающиеся убежать с уроков, но жизнь терпеливо возвращает нас к нашим проблемам, повторяя вновь и вновь: “Ищи выход! Ты должен найти решение! На тебя вся надежда!”.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 420.