Работа № 4. Исследование свойств внимания

К основным характеристикам внимания относятся объем, устойчивость, способность к распределению и переключению. Объем характеризуется числом одновременно отчетливо распознаваемых объектов и составляет 7–9 единиц. Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противостоянии отвлечениям, т. е. в помехоустойчивости. Она является важным профессиональным качеством человека-оператора. Распределение внимания характеризует возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности. Переключение – это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой. Важно отметить, что для обеспечения вниманием эффективности выполнения работы эти свойства должны быть выражены достаточно, но не чрезмерно и соответствовать ситуации. Так, чрезмерная устойчивость ведет к излишнему «застреванию» на какой-либо уже ненужной работе, слишком легкая переключаемость – к поверхностному знанию, в ущерб глубине. Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность способность выделять значимые объекты, задачи и тем самым активировать только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта при игнорировании незначимых. Эта способность компенсирует небеспредельные возможности распределения

внимания.

Ход работы

Испытуемому будет предложено поочередно выполнить 4 задания. Прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, необходимо познакомиться с инструкцией к его выполнению. Так как каждое задание связано с регистрацией времени, для его выполнения потребуется помощник.

Задание 1. Определение устойчивости внимания

Каждому испытуемому будет предложено 5 таблиц, см. табл. 10, табл. 11, табл. 12, табл. 13, табл. 14 (если таблицы выполнены на бумаге, их предпочтительный размер 20х20см), с различным расположением чисел (от 1

до 25). Необходимо как можно быстрее найти, показать и назвать вслух цифры. Время работы с каждой таблицей регистрируется с помощью секундомера. До начала работы таблицы должны быть закрыты.

1. Испытуемый открывает табл. 10, экспериментатор одновременно включает секундомер и следит за правильностью показа чисел. Если испытуемый ошибся, экспериментатор просит его снова найти нужное число. Когда будет показано число 25, экспериментатор останавливает секундомер и записывает в тетради время, затраченное на просмотр таблицы (время Т1).

Таблица 7 Демонстрационная таблица № 1

 

14 9 2 21 13  
22 7 16 5 10  
4 25 11 18 3  
20 6 23 8 19  
15 24 1 17 12  

 

Таблица 8 Демонстрационная таблица № 2

2 13 1 8 20  
17 6 25 7 11  
22 18 3 15 19  
10 5 12 24 16  
14 23 4 9 21  

Таблица 9 Демонстрационная таблица № 3

21 11 1 19 24  
2 20 18 5 10  
4 13 25 16 7  
17 6 14 9 12  
22 3 8 15 23

Таблица 10 Демонстрационная таблица № 4

 

5 21 23 4 25  
11 2 7 13 20  
24 17 19 6 18  
9 1 12 8 14  
16 10 3 15 22  

Таблица 11 Демонстрационная таблица № 5

3 17 21 8 4  
10 6 15 25 13  
24 20 1 9 22  
19 12 7 14 16  
2 18 23 11 5  

2. Подобным же образом определяется время, затраченное на просмотр

табл. 10, табл. 11, табл. 12 и табл. 11. Время записывается в тетради и обозначается соответственно как Т2, Т3, Т4, Т5.

3. Вычисляется эффективность работы (ЭР) в секундах по формуле

Т1+ Т2 + Т3 + Т4 + Т5

ЭР = –––––––––––––––––––.

5

Рекомендации по оформлению протокола работы

Дайте оценку концентрации активного внимания исходя из следующих положений:

если ЭР составляет 30–45 с – концентрация внимания хорошая;

если ЭР – 45–60 с – концентрация внимания удовлетворительная;

если ЭР – более 60 с – концентрация внимания неудовлетворительная.

Задание 2. Определение избирательности внимания

1. Дается инструкция: «Будут предложены ряды букв. В них встречаются слова. Задача испытуемого – как можно быстрее, считывая текст, подчеркнуть эти слова. Например, в тексте «юклбюсрадостьуфр» зашифровано слово «радость».

2. По команде экспериментатора «начали» испытуемый приступает к подчеркиванию встречающихся слов. По истечении 2 мин экспериментатор

дает команду «закончили».

Стимульный материал

Бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ щгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахт телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятие йцукендшизхьвафыпролдлюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюн бюерадостьвуфцмеждлоррпнародшалдьхэнпцгиернкуыфйщрепортажэк жлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджин эприлаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаянейфрлнь ячвтлджэхьгфтасенлабораторияигшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб шдэркентаопрухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтмм

Рекомендации по оформлению протокола работы

Подсчитывается количество подчеркнутых слов и делается вывод. Если

испытуемый за 2 мин нашел и подчеркнул все 26 слов, избирательность и помехоустойчивость внимания очень высокая.

Задание 3. Оценка объема распределения и переключения внимания

1. Испытуемому дается инструкция: «Перед Вами бланк, в котором в случайном порядке расположено 25 чисел от 1 до 40, т.е. 15 чисел пропущено. Вам необходимо в бланке «Числовой ряд», содержащем все 40 чисел, за 1,5 мин зачеркнуть числа, отсутствующие в бланке с 25-ью числами».

2. Выполнение работы начинается по команде экспериментатора, засекающего время, отведенное на выполнение задания, с помощью секундомера.

По команде «стоп» испытуемый должен прекратить работу.

Бланк с 25-ью числами

14 5 31 27 37

40 34 23 1 20

19 16 32 13 33

2 6 8 25 9

12 26 36 28 39

Числовой ряд

1           2     3     4     5  6     7    8  9  10

11       12  13   14   15   16   17  18 19  20

21  22    23   24   25   26   27  28  29  30

31      32     33   34   35    36  37  38  39 40

Рекомендации по оформлению протокола работы

Подсчитайте количество правильных ответов (пропуск или исправление считается ошибкой).

Дата: 2018-09-13, просмотров: 310.