К основным характеристикам внимания относятся объем, устойчивость, способность к распределению и переключению. Объем характеризуется числом одновременно отчетливо распознаваемых объектов и составляет 7–9 единиц. Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противостоянии отвлечениям, т. е. в помехоустойчивости. Она является важным профессиональным качеством человека-оператора. Распределение внимания характеризует возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности. Переключение – это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой. Важно отметить, что для обеспечения вниманием эффективности выполнения работы эти свойства должны быть выражены достаточно, но не чрезмерно и соответствовать ситуации. Так, чрезмерная устойчивость ведет к излишнему «застреванию» на какой-либо уже ненужной работе, слишком легкая переключаемость – к поверхностному знанию, в ущерб глубине. Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность способность выделять значимые объекты, задачи и тем самым активировать только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта при игнорировании незначимых. Эта способность компенсирует небеспредельные возможности распределения
внимания.
Ход работы
Испытуемому будет предложено поочередно выполнить 4 задания. Прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, необходимо познакомиться с инструкцией к его выполнению. Так как каждое задание связано с регистрацией времени, для его выполнения потребуется помощник.
Задание 1. Определение устойчивости внимания
Каждому испытуемому будет предложено 5 таблиц, см. табл. 10, табл. 11, табл. 12, табл. 13, табл. 14 (если таблицы выполнены на бумаге, их предпочтительный размер 20х20см), с различным расположением чисел (от 1
до 25). Необходимо как можно быстрее найти, показать и назвать вслух цифры. Время работы с каждой таблицей регистрируется с помощью секундомера. До начала работы таблицы должны быть закрыты.
1. Испытуемый открывает табл. 10, экспериментатор одновременно включает секундомер и следит за правильностью показа чисел. Если испытуемый ошибся, экспериментатор просит его снова найти нужное число. Когда будет показано число 25, экспериментатор останавливает секундомер и записывает в тетради время, затраченное на просмотр таблицы (время Т1).
Таблица 7 Демонстрационная таблица № 1
14 | 9 | 2 | 21 | 13 |
22 | 7 | 16 | 5 | 10 |
4 | 25 | 11 | 18 | 3 |
20 | 6 | 23 | 8 | 19 |
15 | 24 | 1 | 17 | 12 |
Таблица 8 Демонстрационная таблица № 2
2 | 13 | 1 | 8 | 20 |
17 | 6 | 25 | 7 | 11 |
22 | 18 | 3 | 15 | 19 |
10 | 5 | 12 | 24 | 16 |
14 | 23 | 4 | 9 | 21 |
Таблица 9 Демонстрационная таблица № 3
21 | 11 | 1 | 19 | 24 |
2 | 20 | 18 | 5 | 10 |
4 | 13 | 25 | 16 | 7 |
17 | 6 | 14 | 9 | 12 |
22 | 3 | 8 | 15 | 23 |
Таблица 10 Демонстрационная таблица № 4
5 | 21 | 23 | 4 | 25 |
11 | 2 | 7 | 13 | 20 |
24 | 17 | 19 | 6 | 18 |
9 | 1 | 12 | 8 | 14 |
16 | 10 | 3 | 15 | 22 |
Таблица 11 Демонстрационная таблица № 5
3 | 17 | 21 | 8 | 4 |
10 | 6 | 15 | 25 | 13 |
24 | 20 | 1 | 9 | 22 |
19 | 12 | 7 | 14 | 16 |
2 | 18 | 23 | 11 | 5 |
2. Подобным же образом определяется время, затраченное на просмотр
табл. 10, табл. 11, табл. 12 и табл. 11. Время записывается в тетради и обозначается соответственно как Т2, Т3, Т4, Т5.
3. Вычисляется эффективность работы (ЭР) в секундах по формуле
Т1+ Т2 + Т3 + Т4 + Т5
ЭР = –––––––––––––––––––.
5
Рекомендации по оформлению протокола работы
Дайте оценку концентрации активного внимания исходя из следующих положений:
если ЭР составляет 30–45 с – концентрация внимания хорошая;
если ЭР – 45–60 с – концентрация внимания удовлетворительная;
если ЭР – более 60 с – концентрация внимания неудовлетворительная.
Задание 2. Определение избирательности внимания
1. Дается инструкция: «Будут предложены ряды букв. В них встречаются слова. Задача испытуемого – как можно быстрее, считывая текст, подчеркнуть эти слова. Например, в тексте «юклбюсрадостьуфр» зашифровано слово «радость».
2. По команде экспериментатора «начали» испытуемый приступает к подчеркиванию встречающихся слов. По истечении 2 мин экспериментатор
дает команду «закончили».
Стимульный материал
Бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ щгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахт телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятие йцукендшизхьвафыпролдлюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюн бюерадостьвуфцмеждлоррпнародшалдьхэнпцгиернкуыфйщрепортажэк жлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджин эприлаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаянейфрлнь ячвтлджэхьгфтасенлабораторияигшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб шдэркентаопрухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтмм
Рекомендации по оформлению протокола работы
Подсчитывается количество подчеркнутых слов и делается вывод. Если
испытуемый за 2 мин нашел и подчеркнул все 26 слов, избирательность и помехоустойчивость внимания очень высокая.
Задание 3. Оценка объема распределения и переключения внимания
1. Испытуемому дается инструкция: «Перед Вами бланк, в котором в случайном порядке расположено 25 чисел от 1 до 40, т.е. 15 чисел пропущено. Вам необходимо в бланке «Числовой ряд», содержащем все 40 чисел, за 1,5 мин зачеркнуть числа, отсутствующие в бланке с 25-ью числами».
2. Выполнение работы начинается по команде экспериментатора, засекающего время, отведенное на выполнение задания, с помощью секундомера.
По команде «стоп» испытуемый должен прекратить работу.
Бланк с 25-ью числами
14 5 31 27 37
40 34 23 1 20
19 16 32 13 33
2 6 8 25 9
12 26 36 28 39
Числовой ряд
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Рекомендации по оформлению протокола работы
Подсчитайте количество правильных ответов (пропуск или исправление считается ошибкой).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1789.