Одним из компонентов афферентного синтеза является афферентация от проприорецепторов мышц, обусловленная характером позы. В связи с этим поза человека, при которой выполняется деятельность, влияет на результата действия и скорость его достижения.
Ход работы
Работа выполняется в паре. Каждый экспериментатор предлагает своему испытуемому решить устно по три арифметических примера в двух раз-
личных позах:
– сидя за рабочим столом;
– стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой ногой. По секундомеру экспериментаторы замечают время решения примера и проверяют правильность ответа.
Рекомендации по оформлению протокола работы
Внесите полученные данные в табл. 4, проанализируйте их и объясните, как особенности обстановочной афферентации влияют на результат умственной деятельности.
Таблица 4
Поза | Решаемый пример | Время решения, с | Правильность |
Стоя на одной ноге | 1 2 3 |
Среднее значение
Сидя | 1 2 3 |
Среднее значение
Зависимость результата деятельности от обстановочной афферентации результата
Работа № 2. Влияние особенностей памяти и доминирующей мотивации на результат целенаправленной (умственной) деятельности
Результат целенаправленной деятельности зависит от объема информации, который человек способен сохранить в памяти и воспроизвести. При этом любая деятельность определяется многими мотивами, подчиненными доминирующей мотивации, оказывающей главное влияние на продуктивность и успешность деятельности.
Ход работы
Преподаватель в течение 3 с зачитывает цифры одного ряда, см. табл. 8.
Студенты в течение 6 с складывают в уме вначале нечетные цифры (1, 3 и 5),
а затем – четные (2, 4 и 6). Полученные суммы записывают. И так – все цифры из табл. 8.
Перед предъявлением цифр последнего ряда преподаватель просит мобилизовать внимание и выполнить задание точнее, т. к. по работе с цифрами последнего ряда будут судить об интеллектуальных способностях и эмоциональной стабильности студентов. Затем преподаватель зачитывает для проверки правильные ответы, которые заранее нашел один из студентов; ошибки
подчеркивают.
Рекомендации по оформлению протокола работы
Занесите результаты исследования в табл. 5. Подсчитайте количество ошибок, допущенных при работе (суммы, которые студент не успел вычислить, приравниваются к ошибке). Отметьте роль мотивации в успешности выполнения задания с последним рядом цифр (индивидуальная оценка). Подсчитайте среднее количество ошибок среди всех испытуемых и сравните их с эталонными данными. В выводе отметьте роль памяти и доминирующей мотивации в результативности целенаправленной деятельности.
Таблица 5 Цифровые данные для исследования памяти и мотивации
Ряд Цифры | Цифры | ||||
1 2 3 4 5 6 Сумма 1 Сумма 2 | 4 8 5 7 3 1 12 16 | 2 5 3 7 8 9 11 21 | 6 3 4 1 5 2 15 6 | 4 2 9 7 6 8 19 17 | 3 7 1 4 9 5 13 16 |
Таблица 6 Результаты суммирования цифр
Ряд цифр 1 | 1-я сумма | 2-я сумма | 3-ясумма | 4-я сумма | 5-я сумма | 6-я сумма
| ||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
2 | н/ч | ч | ||||||||||
н/ч | ч | |||||||||||
3 | н/ч | ч | ||||||||||
4 | н/ч | ч | ||||||||||
5 | н/ч | ч | ||||||||||
6 | н/ч | ч |
Группа цифр таблицы
Примечание. н/ч – сумма нечетных цифр; ч – сумма четных цифр.
Работа № 3. Исследование состояния кратковременной зрительной памяти
Ход работы
Испытуемому поочередно предлагается 5 тестов (заданий), каждый из которых потребует внимательного изучения в течение определенного количества времени. Затем тест убирается, а испытуемый по памяти воспроизводит в тетради информацию, ранее предложенную ему. После выполнения каждого теста необходимо рассчитать продуктивность запоминания, объем памяти узнавания и воспроизведения по формуле
Количество правильно воспроизведенной информации
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– × 100 %.
Количество предлагаемой информации
Тест 1. В течение 40 с необходимо запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера, затем по памяти записать их в тетрадь:
1) украинец; 6) любовь; 11) масло; 16) глагол;
2) экономка; 7) ножницы; 12)бумага; 17) прорыв;
3) каша; 8) совесть; 13) пирожное; 18) дезертир;
4) татуировка; 9) глина; 14) логика; 19) свеча;
5) нейрон; 10) словарь; 15) стандарт; 20) вишня.
Тест 2. В течение 40 с необходимо запомнить 20 предлагаемых чисел и их порядковые номера, после чего по памяти записать их в тетрадь:
1) 43; 6) 72; 11) 37; 16) 6;
2) 57; 7) 15; 12) 18; 17) 78;
3) 12; 8) 44; 13) 86; 18) 61;
4) 33; 9) 96; 14) 56; 19) 83;
5) 81; 10) 7; 15) 47; 20) 73.
Тест 3. В течение 60 с внимательно прочитать текст, в котором выделены и пронумерованы 10 главных мыслей. Необходимо воспроизвести их втетради, сохраняя последовательность. В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой, т. е. айсбергом (1), получил
большую пробоину и стал тонуть (2). «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно (3). Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам – надеть спасательные пояса!» (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6).
И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки
денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку (8). Послышался негромкий сухой щелчок: это капитан выстрелил из пистолета (9). Трус упал напалубу мертвым (10), но никто даже не оглянулся в его сторону.
Тест 4. Определить объем памяти узнавания (образной памяти). В течение 20 с рассмотреть и запомнить фигуры, изображенные на рис. 9, после
чего найти эти фигуры среди тех, что изображены на рис. 10.
Тест 5. Определить объем памяти воспроизведения. Для этого нужно
нарисовать в тетради квадрат с длиной стороны 9 см и поделить его на 9 маленьких квадратов (длина стороны – 3 см). В течение 20 с рассмотреть фигуры, после чего по памяти изобразить эти фигуры в тетради в нарисованных квадратиках.
После выполнения всех тестов рассчитайте процент средней продуктивности запоминания, узнавания и воспроизведения слов, цифр, текста, фигур. Для этого суммируйте результаты всех исследований и разделите полученную сумму на пять (5 тестов).
Рекомендации по оформлению протокола работы
Оцените свои результаты, если средняя продуктивность характеризует
память так: 90–100 % – отличная; 70–90 % –очень хорошая; 50–70 % – хорошая; 30–50 % – удовлетворительная; 10–30 % – плохая; 0–10 % – очень плохая.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 2106.