IV ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Цель: освоить метод оценки функционального состояния ЦНС.

Задачи:

1) провести простую ЗМР;

2) провести сложную ЗМР;

3) рассчитать показатели функционального состояния ЦНС.

Оборудование: компьютеры и компьютерная программа по оценке функционального состояния ЦНС.

Простая зрительно-двигательная реакция – это результат системнойдеятельности мозга. Зрительно-моторная реакция (ЗМР) является элементарной формой специфической человеческой деятельности, так как она опосредована речью, осознана и произвольна по типу своего протекания.

Как и любая другая человеческая деятельность, она реализуется функциональной системой, включающей следующие основные звенья:

1) зрительный анализатор, ибо пусковым сигналом является вспышка света;

2) кожно-кинестетический анализатор, воспринимающий тактильное раздражение от осязания кнопки, сигналы барорецепторов при надавливании

на нее, а также и проприорецептивную импульсацию от работающих мышц кисти руки;

3) слуховой анализатор, так как нажатие кнопки сопровождается щелчком;

4) нижнетеменные ассоциативные области, специальной функцией которых является одновременный синтез сигналов от всех анализаторов;

5) корковые образования, связанные с центром речи, так как именно

речь объединяет в функциональную систему два фрагмента: систему осознанного восприятия пускового сигнала и систему, реализующую элементарное целенаправленное движение;

6) ретикулярные образования ствола мозга и структуры заднего гипоталамуса, так как простая зрительно-моторная реакция, как и любая деятельность, требует бодрствования определенного уровня;

7) лимбические структуры и образования переднего и латерального гипоталамуса, то есть весь мотивационно-эмоциональный комплекс, без которого невозможно реагировать на сигнал «как можно скорее».

Метод оценки функционального состояния центральной нервной системы (ФС ЦНС) по параметрам простой зрительно-моторной реакции (ЗМР) таков.

Время простой ЗМР измеряется электронным секундомером как интервал от момента подачи сигнала – вспышки света – до момента ответной реакции. Производится нажим на кнопку, т. е. измеряется скрытый или латентный период зрительно-моторной реакции (ЛП ЗМР) в миллисекундах. Для исключения возможности выработки условного рефлекса вспышки подаются

в достаточно случайные моменты времени и в то же время достаточно регулярно, чтобы сигнал был ожидаем (интервалы между подачей сигналов варьируются от 4 до 10 с). Количество раздражителей 50.

Работа № 1. Оценка состояния ЦНС по скорости зрительно-моторной реакции

Ход работы

1. Испытуемый, сидящий в удобной позе за компьютером, должен установить указательный палец на клавише «ENTER».

2. Поставьте задачу как можно быстрее нажимать на клавишу при появлении красного сигнала на мониторе компьютера.

3. Проведите несколько (4–5) пробных измерений.

4. Предупредив испытуемого, начните основное исследование.

Подается 50 сигналов, каждый результат фиксируется компьютером (пример – табл. 3).

Таблица3

п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сpeднее
1 230 225 235 230 225 235 235 230 225 230  
2 241 220 230 211 298 180 201 235 267 378  
3 295 341 260 299 320 330 201 200 190 196  
4 345 200 214 300 242 299 354 221 221 205  
5 160 278 235 335 324 218 350 368 399 298  

Регистрация ЛП ЗМР

5. Данные подвергнуть математической обработке. Построить график вариационного распределения ЛП ЗМР (рис. 8).

По формулам рассчитать следующие показатели:

ФУС – функциональный уровень системы (определяется уровнем акти-

вации, тонусом ЦНС), с–2:

ln 1

ФУС = ────────────────;

(Тmod × ΔT0,5 × k)N × t

УР – устойчивость реакции (показатель устойчивости функциональной

системы), с–1:

Pmax

УР = ln ────────;

ΔT0,5 × k

УФВ – уровень функциональных возможностей. Наиболее эффективный показатель, позволяющий судить о способности формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать,

 С в минус второй степени:

Pmax

УР = ln ──────────.

ΔT0,5 × T0,5 × k

Оцениваются максимальное и минимальное значения, классовый интервал находится обычным способом. При классовом интервале 20мс k =1,при классовом интервале 40 мс k = 2

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 182.