Регистрационный бланк к тесту
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ф.И.О. _________________________________________________________-

 

Возраст_____       класс________          Школа______________________

 

Место работы (если имеется) ______________________________________

 

Дата проведения__________

 

1. 2. 3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. 10. 11. 12.
13. 14. 15. 16. 17. 18.
19. 20 21. 22. 23. 24.
25. 26. 27. 28. 29. 30.
31. 32. 32. 34. 35. 36.
37. 38. 39. 40. 41. 42.

 

Пояснения: 

 

 

Ключ к опроснику

Классификация мотивов выбора Номера вопросов
1. Родительский сценарий 2. Династический выбор 3. Родительское завещание 4. Консультационный выбор 5. Компенсаторный выбор 6. Стадный выбор 7. Социально-инфраструктурный выбор 8. Ситуационно-прагматический выбор 9. Предметный выбор 10.  Инфантильный выбор 11.  Антипрофессия 12.  Свободный выбор 1, 14, 19 10, 23, 36 17, 34, 42 2, 9, 37 5, 32, 39 24, 28, 33 3, 6, 12 8, 15, 21 4, 26. 35 7, 17, 30 22, 29, 38 20, 25, 40
13. Телевизионный фактор 16, 31, 41
14. Книжный фактор 11, 18, 27

Приложение 5

 

Профориентационные задачи

          

позиция товарищей
позиция родителей
потребности общества
школьная успеваемость
уровень притязаний
знание профессии
способности                            склонности

 

 

Ситуация 1

Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист, намерение внука одобряет. Вова увлекается спортом, ходит в секцию футбола, дома собирает радиоприёмник. В школе он учится на тройки и четвёрки. На вопрос, почему он хочет быть юристом, Вова отвечает, что это уважаемая профессия и много зарабатывают. После окончания средней школы надеется сразу поступить на юридический факультет МГУ, т.к. убеждён, что к тому времени станет отличником. Вова любит рассказывать товарищам о дедушке юристе. Товарищи слушают Вову молча.

 

1. Оцените, какие факторы ЛПП сформированы у Вовы, а какие западают.

2. Насколько в процентном отношении у Вовы сформирован личный профессиональный план.

3. Какие рекомендации ему можно дать?

 

Ситуация 2

 

Попробуйте оценить по схеме «восьми основных факторов выбора профессии» следующие ситуации:

     Проанализируйте позиции учащихся с точки зрения достижения их профессиональных намерений.

 

     Лариса Т., ученица 9 класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на «4» и «5». Любимые предметы – литература и история. дома любит шить и читать «Иностранную литературу». Лариса считает, что профессия врача «очень интересная и благородная». Лариса – тихая, спокойная девочка, с претензиями на утончённость и «изысканность». В классе её уважают, но к намерению стать врачом, относятся безразлично. Родители (инженеры) не одобряют планы дочери, считая, что ей лучше идти в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11 класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит, год проработать санитаркой и поступить снова, уже имея стаж работы по специальности, т.е. со льготами.

 

Ситуация 3

     Андрей А., учащийся 9 класса, давно мечтает стать поваром. Учится он в основном на 3 и 4. После девятого класса собирается в кулинарное СПТУ, а в дальнейшем, после окончания специальных курсов, надеется работать в ресторане первого класса. Здоровье у Андрея нормальное. На вопрос, почему выбрал такую профессию, отвечает: «Нравится готовить и получается». Дома Андрей иногда готовит. помогая бабушке, однако папа с мамой недовольны, т.к. считают, что эта профессия «не для парня».

     Товарищи Андрея сначала посмеивались над ним, но прошлым летом он всех удивил блюдом из рыбы, которую ребята поймали в пруду.

 

Ситуация 4

     Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).

     Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.

 

Приложение 6

Методика «Профиль»

(модификация «Карты интересов»)

Инструкция:

Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности.

Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится — «-». Если сомневаетесь — поставьте «?».

Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов — могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.

Стимульный материал

Мне нравится...

1.Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.     .

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный Материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными, растениями.

23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24. Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30. Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных
фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они
заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег:

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45. «Читать» географические и геологические карты.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.




Бланк ответов

1   2   3 4 5 6 7 8 9 10    
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
                   
I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X.

Обработка и анализ результатов

После того как ребята завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

I. — физика и математика;

II. — химия и биология;

III. — радиотехника и электроника;

IV. — механика и конструирование;

V. — география и геология;

VI. — литература и искусство;

VII. — история и политика;

VIII. — педагогика и медицина;

IX. — предпринимательство и домоводство;

X. — спорт и военное дело.

Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл — 5 — говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма ни в одном столбце не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.

Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка. Возможно, его будущая профессия будет находиться на стыке 2-3 профессиональных областей. Например, максимальные баллы по шкалам 1 и 8 будут указывать на выбор профессии учителя или преподавателя физики. Если к этим доминантам, например, добавится профессиональная область № 4 (механика и конструирование), то это уточнит профессиональный выбор подростка, сделает его более конкретным – инженер в области высоких технологий или преподаватель технического вуза. Если же с данными выборами будет конкурировать пункт № 10 (спорт и военное дело), то, скорее всего, какая-то из этих областей уйдёт в область личных увлечений или будет говорить о возможности применения профессиональных интересов в экстремальных условиях работы. Например, специалист в ракетных войсках.   

Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Поэтому предупредите ребят, чтобы они сравнивали число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.

 

Приложение 7

Цели труда

1.1 Оценивать, проверять

1.2 Исследовать что-либо, делать открытия

1.3 Перевозить что-либо

1.4 Изготавливать какие-то предметы

1.5 Учить, воспитывать, консультировать

1.6 Творить, создавать новое

1.7 Руководить людьми

1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо

1.9 Постоянно работать над собой, «быть в форме».

 

Предмет труда

2.1 Технические объекты

2.2 Тексты, графики, числа

2.3 Экономика и политика

2.4 Искусство

2.5 Наука

2.6 Растения и микроорганизмы

2.7 Животный мир

2.8 Люди

2.9 Детали и материалы

 

Средства труда

3.1 Ручные

3.2 Механические

3.3 Автомеханические

3.4 Компьютеры

3.5 Интеллект

3.6 Выразительные движения, мимика

3.7 Творческое мышление

3.8 Возможности организма и органов чувств

3.9 Голос, интонация

 

Условия и организация труда

4.1 Бытовой микроклимат

4.2 Помещения с большим числом людей

4.3 Разъезды

4.4 Самостоятельность

4.5 Открытый воздух

4.6 Экстремальные условия

4.7 Особые условия

4.8 Изысканные отношения

4.9 Работа на дому

Приложение 8

Профессиограмма

1. Определите две профессии, например психолог и вор карманник (антипрофессия).

2. В колонках напротив каждого умения (способности) поставьте (+), если это умение, по вашему мнению, является профессионально-значимой характеристикой представителя данной профессии (специальности).

3. Обсудите полученные результаты, сформулируйте выводы.

Личные особенности,

профессиональные умения

Профессии

1. Внимание, стремление понять позицию других  
2. Дружелюбие, общительность  
3. Способность стать лидером  
4. Вежливость, обходительность  
5. Следование предписаниям (инструкциям)  
6. Жизнерадостность, оптимизм  
7. Мужество, смелость  
8. Терпеливость, упорство  
9. Большое чувство ответственности  
10. Ориентация на получение конкретного продукта (результата) деятельности  
11. Способность выполнять разнообразную работу  
12. Быстрота в трудовой деятельности  
13. Творчество  
14. Острота зрения  
15. Острота слуха  
16. Точность обонятельных ощущений  
17. Точность осязания  
18. Ловкость рук (тренированность)  
19. Склонность к работе в помещении  
20. Способность к словесным высказываниям  
21. Способность выражать свои мысли на бумаге  
22. Внимание к санитарии, способность её поддерживать  
23. Хорошая память  
24. Способность обучать других  
25. Умение заботиться о больных  
26. Скорость и точность счёта  
27. Готовность работать вне офиса, помещения  
28. Владение техническими средствами  
29. Умение продавать товары и услуги  
30. Готовность работать в экстремальных условиях  
31. Организационные способности  
32. Качества исследователя  
Итоговое число показателей - (+)  

Приложение 9

 

Опросник профессиональных выборов

 

           В бланке опросника при ответе «Да» на вопрос ставьте «галочку»

1. Нравятся ли Вам любовные романы, лирика, романтика?

2. Нравится ли Вам бороться, сражаться, соревноваться?

3. Верно ли, что для Вас главное законность, порядок, справедливость?

4. Любите ли Вы находиться в центре внимания?

5. Любите ли Вы точность, аккуратность, порядок во всём?

6. Можете ли вы сочинять стихи, писать прозу?

7. Нравятся ли Вам резкие, острые запахи?

8. Любите ли Вы готовить?

9. Важны ли для вас тёплые отношения между людьми и спокойный ритм работы?

10.  Любите ли Вы работу, связанную с большими физическими усилиями?

11. Любите ли вы учить, лечить, объяснять, помогать?

12. Трудно ли Вам переносить невнимание окружающих?

13. Умеете ли Вы планировать, структурировать, классифицировать?

14. Развиты ли у Вас воображение и фантазия?

15. Считаете ли Вы себя «коллекционером» по призванию?

16. Считаете ли Вы себя разговорчивым и общительным человеком?

17. Нравятся ли Вам сладости, шоколад, пирожные и т.д.?

18. Нравилась ли Вам в школе физкультура и/или уроки труда?

19. Нравится ли Вам командовать (руководить) другими людьми?

20. Обладаете ли Вы актёрским талантом?

21. Можно ли про Вас сказать, что Вы не переносите беспорядок?

22. Считаете ли Вы себя наблюдательным и осторожным человеком?

23. Любите ли Вы наводить чистоту?

24. Нравится ли Вам игра духовых инструментов?

25. Нравится ли Вам обслуживать людей?

26. Считают ли Вас жёстким и сильным человеком?

27. Хотелось бы Вам заниматься рискованными занятиями, борьбой со стихиями или экстремальными видами спорта?

28. Можете ли Вы назвать себя эмоциональным и увлекающимся?

29. Можете ли Вы назвать себя индивидуалистом?

30. Любите ли вы что-нибудь изобретать, придумывать, рационализировать?

31. Вы не боитесь «грязной работы»?

32. У Вас много друзей и приятелей?

33. Считают ли вас гуманистом, человеком любящим всех людей?

34. Любите ли Вы стрелять из различных видов оружия?

35. Любите ли Вы соревнования, споры, соперничество?

36. Считаете ли Вы себя человеком, заслуживающим особого внимания?

37. Любите ли Вы решать задачи, кроссворды?

38. Нравятся ли Вам романы с детективным или психологическим сюжетом?

39. Любите ли Вы ходить в туристические походы?

40. Считаете ли Вы себя разносторонним человеком?

 

Бланк опросника

 

1   2 3 4 5 6 7 8
9   10 11 12 13 14 15 16
17   18 19 20 21 22 23 24
25   26 27 28 29 30 31 32
33   34 35 36 37 38 39 40
I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII.
                 

 

Подсчитайте количество положительных выборов по каждому фактору. Выбор предпочитаемых профессий является значимым, если фактор набрал 4 или 5 баллов. В случае равенства баллов выбор профессии или профессиональной области определяется как интеграция свойств и качеств разных факторов.

 

ПРОФЕССИИ ПЕРВОГО ФАКТОРА

В данной группе мы выделяем «обслуживающие», «сладкие» и «детские» профессии, основным содержанием которых является работа с мягкими, сладкими и неопасными предметами.

 

Основные профессии

Дополнительные профессии
  Парикмахер Воспитатель детского сада Массажист Портной   Косметолог Хореограф (танцор) Педиатр Учитель младших классов Кондитер   Сексопатолог Дерматолог
     

Психологический тип личности

- Готовность услужить;

- желание доставить удовольствие клиенту;

- чувствительность и сензитивность;

- мягкость в речи, манерах, поведении;

- нежность;

- теплота в отношениях;

- тактильные потребности.

В основном профессии этой группы выбирают женщины или мужчины с мягким, женственным характером (с детским «Я»), с наличием тактильных потребностей, удовлетворяемых через ощупывание, поглаживание, прикосновения и т.д.

 

ПРОФЕССИИ ВТОРОГО ФАКТОРА

 

К этой группе мы относим профессии, требующие большой фи­зической силы, которая направляется на преодоление сопротив­ления прочного материала. В связи с этим можно говорить о «железных» и «силовых» про­фессиях, предметом труда в которых являются железо, камень, животные, реже - люди.

 

Основные профессии

Дополнительные профессии
Токарь Скульптор Лесоруб Фрезеровщик Мясник Слесарь Охотник Спортсмен
Оперативник Дорожный рабочий  
Хирург Охранник  

 

Психологический тип личности:

- Витальность (хорошее здоровье);

- упорство;

- эмоциональная холодность;

- высокий болевой порог;

- развитая мускулатура;

- энергия;

- смелость.

Это группа маскулинных профессий, требующих от исполни­телей большой физической силы и мужского характера (смелос­ти, силы воли, упорства в достижении цели, ответственности, ре­шительности, инициативности).

ПРОФЕССИИ ТРЕТЬЕГО ФАКТОРА

 

Довольно разноплановая группа, в которую входят, с одной стороны, «помогающие», «лечащие», «обучающие» профессии клас­са «Человек - человек», а с другой стороны, «спасающие» и «эк­ стремальные» профессии, предметом труда в которых являются вода, земля, огонь, воздух.

 

 

Основные профессии

Дополнительные профессии
  Врач Педагог Сварщик Военнослужащий Летчик   Спасатель МЧС Пожарный Моряк Судья Электрик   Дефектолог Железнодорожник
     

 

Психологический тип личности

- Справедливость;

- ответственность;

- чувство долга;

- выносливость;

- экономность;

- педантичность;

- аккуратность.

Профессии этой группы отличаются характерной социальной направленностью, этичностью поведения и готовностью испол­нителя к самопожертвованию. Эту группу можно назвать одной из самых популярных и распространенных среди мужчин.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 534.