Индивидуальное профконсультирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения является основным видом деятельности консультанта.

Главная задача профконсультанта — помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в ней много «неизвестных» слагаемых, ограничений объективного характера, вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечении некоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных признаков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.

Деление индивидуальной профконсультации на информационную, диагностическую, коррекционную и формирующую еще более условно, чем в групповом профконсультировании. Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие. Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам:

· интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по ним;

· востребованность тех или иных профессий на рынке труда на данный момент и в будущем (возможный прогноз на 5-7 лет)

· предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

· возможности обучения и переобучения по различным специальностям;

· квалификационные требования и ограничения по ряду интересующих подростков профессий и т.д.

Для достижения информационной цели консультант не только снабжает клиента достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам, как искать информацию в сети «Интернет» и т.п.

Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у консультируемого.

Такая консультация предполагает использование профконсультантом различных справочников, информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм (методическое обеспечение со стороны Федеральной службы занятости России на сегодняшний день включает 82 профессиограммы, в том числе 50 по новым рыночным специальностям). Кроме того, в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мир профессий".

При профконсультировании подростков и молодежи информационный аспект играет наиболее важную роль, так как именно эта категория клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации.

Помимо традиционно используемых видов информации в процессе консультирования можно использовать различные информационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда, разработанная Е. А. Климовым. Она соответствует общепринятому разделению индивидуальных интересов и склонностей, имеет хорошую информативную основу.

Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий, иллюстрирующих каждую позицию опросника профессиональной готовности. Вместе с тем следует учитывать, что основания данной классификации — предмет, орудия, цели, условия труда — не имеют прямого отношения к психологическим требованиям профессии к человеку, в связи с чем необходима дополнительная расшифровка психологической сущности каждой группы профессий. Например, в процессе профконсультирования можно использовать классификацию профессий типа «человек — человек», разработанную Р. Д. Кавериной. Она содержит описания предмета, целей, орудий труда, присущих данному типу профессий в целом, а также группы подтипов профессий со свойственными им особенностями указанных характеристик.

В рамках функционального подхода (согласно которому важно не где работать, а что делать — творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основой классификации профессий является функция. Например, функция "обслуживающий" объединяет профессии продавца, официанта, адвоката, психолога, проводника. В профконсультировании молодежи можно использовать также классификацию, созданную на основе теории Джона Голланда, в которой профессии группируются по типу профессиональной среды: реалистичной, интеллектуальной, социальной, конвенциональной, предприимчивой и артистической.

В качестве информационных материалов на разных этапах консультации могут использоваться различные факты, результаты научных исследований. Например, при обсуждении отрицательных последствий выбора конкретной профессии, той "цены", которую платит человек, занимаясь той или иной профессиональной деятельностью, можно ознакомить консультируемого с результатами исследования английских ученых, которые установили, в какой степени представители различных профессий подвержены стрессам и некоторым заболеваниям.

Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера.

Применяя психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.

В профконсультировании основным предметом диагностики в той или иной степени является профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзя определить до того, как человек стал заниматься соответствующей профессиональной деятельностью. Поэтому консультант выявляет только такие индивидуальные особенности, которые облегчают освоение профессиональных действий, способствуют успешной профессиональной деятельности. Сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.

Обычно при определении профессиональной пригодности используется «схема наложения»: предполагается, что большинство профессий предъявляют к человеку определенные требования; с помощью стандартного набора методик психологической и психофизиологической диагностики можно выявить достаточно устойчивые индивидуальные особенности консультируемых и при наложении на них сетки профессиональных требований установить наиболее подходящие для данного человека профессии. Однако эта схема имеет ряд недостатков:

При диагностике интеллектуальных и специальных способностей не учитывается влияние деятельностного опыта, сферы общения, содержания образования (формального и неформального). Результаты таких тестов не учитывают индивидуальный темп овладения умениями.

В юношеском возрасте происходит интенсивное развитие — психологическое, физическое, духовное, поэтому при изменении образа жизни, содержания учебной и трудовой деятельности индивидуально-психологические особенности могут значительно измениться.

"Схема наложения" задает профконсультанту упрощенный алгоритм деятельности, вследствие чего тот имеет дело уже не со сложной, иногда противоречивой личностью клиента, а с набором однозначных формальных данных.

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент начинает более серьезно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора. Как показывает опыт профконсультирования учащейся молодежи, даже те консультируемые, у которых сложились профессиональные намерения, не умеют оценить себя и свои возможности. В данном случае консультант может реально помочь молодым клиентам в осознании своих психологических особенностей.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:

- как клиенту соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности,

- от каких профессий (а их немного) следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям,

- как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.

Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления, социального интеллекта и т.п. В данном случае психодиагностические методики могут быть использованы в качестве критериального инструмента: с их помощью определяются результаты до начала тренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы развития необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер.

Наряду с психодиагностическими профконсультант может применять и другие методики, например, диагностику с использованием эмоциональных индикаторов, разработанную Е. А. Климовым и Г.Ф. Корольковой. Авторы данной методики считают, что эмоциональные переживания консультируемого дают гораздо больше оснований для прогноза профессиональной успешности и удовлетворения избранной профессиональной деятельностью, так как сигнализируют о совпадении или несовпадении определенных вариантов профессионального плана с тем желаемым образом, который сложился у молодого человека на основе имеющегося опыта.

Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.

Развивающие возможности профконсультации заложены в любых применяемых методах, но особенно в разного рода активизирующих средствах — профориентационных карточных играх, упражнениях и заданиях.

Одно из ключевых направлений в школьном профконсультировании — содействие подростку в формировании жизненной перспективы, осознании им образа будущего. Это требует от консультанта более широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижении, материальным благосостоянием и духовным развитием.

Задача консультанта — помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. При этом следует учитывать возрастную специфику: "образы будущего в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, то есть жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами".

Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультанту необходимо объяснить различие и взаимосвязь между этими понятиями, согласовать их при формировании жизненной перспективы оптанта.

Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Подростки и молодежь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу «то, что хорошо для всех, хорошо и для меня».

В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентации. Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определить очередность и направленность своих действий.

Следующий шаг в построении жизненной перспективы — постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям.

Жизненные планы — ответ на вопрос: какими средствами, и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели.

Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность.

Продолжительность определяется по тому, насколько далеко человек заглядывать в своё будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью.

Реалистичность выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.

Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений.

Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с прошлыми и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое. Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.

В ходе профконсультации такое развернутое построение жизненной перспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.

Следует учитывать, что на выработку оптимальной жизненной перспективы влияют определенные личностные качества, например внутренний локус контроля, высокий уровень мотивации достижения, отсутствие тревожности и импульсивности. Эти качества имеют достаточно устойчивый характер и формируются на ранних этапах жизни, поэтому консультанту не следует «переделывать» клиента на нужный лад в процессе консультирования. Его задача — выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учетом своих возможностей (2, 5, 6).

При всем разнообразии форм, методов, приемов, а главное личностных особенностей самого профконсультанта можно выделить основные типы стратегий и этапы консультации.

В ситуациях максимальной неопределенности выбора для старшеклассников применима следующая развернутая схема консультирования:

- Определение мотивов выбора профессии и мотивации обращения оптанта за консультативной помощью.

- Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

- Формирование образа “идеальной” профессии и разработка профессионального личного плана.

- Анализ мира профессий и конкретизация “идеального” образа в виде возможных вариантов профессий.

- Анализ психологических портретов реальных профессий.

- Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

- Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

- Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 625.