Основные принципы работы профконсультанта

Согласно нормативным документам Федеральной службы занятости профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

В связи с объективной ситуацией на рынке труда профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации.

Если же говорить о содержании деятельности педагога-психолога, занимающегося профессиональной ориентацией, то в ней можно выделить следующие направления:

· помощь в определении склонностей и способностей подрастающего человека, в соотнесении его возможностей и требований, предъявляемых выбираемой им профессии;

· организация пробы сил подростка в предпочитаемых им направлениях деятельности;

· ориентировка в социальных, экономических, правовых, медико-гигиенических, информационных условиях его развития;

· участие в формировании его способности и умения самостоятельно определять и осуществлять свои профессиональные планы, проектировать и строить свой жизненный путь.

В этом видится цель и содержание деятельности психолога-профконсультанта.

Профессиональная ориентация – это руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

Последствия общения с психологом-консультантом имеют большую личностную значимость для оптанта. Каким будет вмешательство консультанта — развивающим или разрушающим личность подростка — зависит от соблюдения им следующих этических принципов профессиональной деятельности:

1. Принцип ответственности. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Принцип компетентности. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности. При выборе методов работы следует исходить из их адекватности задачам конкретной ситуации консультирования, а средства психологической диагностики применять только в тех случаях, когда это действительно необходимо для решения профессиональных задач.

Профконсультант использует в своей работе лишь те методы психодиагностики, которыми хорошо владеет. Применяемые методики должны быть стандартизированы и адаптированы к конкретной целевой группе клиентов, давать надежные результаты (совпадающие с результатами, получаемыми любым другим консультантом при проведении повторного исследования того же клиента по тем же методикам). При использовании компьютерных методов профдиагностики необходимо убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки и интерпретации получаемых результатов.

3. Принцип добровольности. Клиент приходит на консультацию, участвует в обследовании только по собственному желанию. Он имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

4. Принцип конфиденциальности. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному). Ее передача другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. Консультант собирает и использует только ту информацию, которая требуется для решения проблем конкретного клиента, добровольно сообщается им или официально получена от других специалистов. Все сведения о клиенте регистрируются и хранятся строго конфиденциально. Профконсультант может использовать полученную в ходе консультирования информацию в научных и методических целях или передавать ее третьим лицам только в статистической форме. Присутствие во время консультации третьих лиц возможно лишь с предварительного согласия клиента.

5. Принцип активности. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента. Он создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

Профконсультант информирует клиента о целях, возможностях и методах консультирования, с тем, чтобы он мог принять решение о своем участии в консультации. У клиента есть возможность прекратить консультацию или продолжить консультирование у другого профконсультанта.

6. Принцип позитивного эффекта: Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, а не на ограничении их, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

В общении со старшеклассником педагог-профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность, уважение к личности человека независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему. Кроме основных принципов консультант в своей работе должен придерживаться следующих правил:

1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района.

2. Иметь список показаний и противопоказаний к профессиям, различные методики диагностирования.

3. Во время консультации указывать на сильные и положительные качества личности, помогать в развитии самооценки.

4. Рекомендации давать в тактичной форме, выстраивать доверительную атмосферу общения. Направлять усилия личности с учётом условий и требований (потребностей) общества.

5. Иметь убеждение, что каждый школьник является личностью, обладающей индивидуальными интересами, способностями, особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей ученика.

6. Психолог может задавать вопросы, обобщая и систематизируя ответы на них, давать рекомендации, неся ответственность за их последствия.

7. Он делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта (данных наблюдения, биографии, истории событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагноза, результатов психодиагностики).

8. При консультировании необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие.

9. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять свои ограничения, отрицательные черты характера и в доверительной форме указать пути их устранения.

10.  Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы школьника, должен постоянно учитывать его психологическое состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями консультации.

По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультации и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 24.