Ролевая игра – подготовка, представление, обсуждение
Взаимодействие. Рефлексия
Мозговой штурм
«Ледокол»
Индив. работа. Презентация
Малые группы, презентация
Ролевая игра в малых группах
Индивид. Работа. Работа в общем кругу.
Информация, обсуждение
В группах
Презентация
Коллективное творчество
Обсуждение
Мозговой штурм в малых группах
Ролевая игра (три группы)
Обратная связь
По кругу
Приложение 2
Опросник построения личной профессиональной
перспективы (ЛПП)
Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития. Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с классом. Вся методика занимает обычно около 30 минут. Общая процедура проведения опросника следующая:
Учащимся предлагается взять чистые листочки и подписать в верхней правой части: Ф.И.О., класс, школа, дата.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, а вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и, по возможности, обосновывать эти ответы. Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите
ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно,
иначе работа будет неинтересной».
Ведущий по порядку зачитывает вопросы (см. перечень вопросов ниже), а школьники кратко отвечают на них.
Перед тем как собрать листочки с ответами учащихся, ведущий предлагает классу оценить качество каждого из выписанных ответов, но для этого сначала немного поучиться оценивать свои ответы.
Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, якобы сделанными подростками из других школ. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале (при наличии времени
можно предложить учащимся и более конкретную шкалу — см. критерии оценок ниже). Школьники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя.
Наконец психолог предлагает учащимся против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.
Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника.
а) Например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы школьников и сравнить свои оценки с оценками учащихся.
б) Можно также подсчитать средний балл для данного класса по каждому из ответов, что позволит психологу более обоснованно планировать свою работу с классом с учетом имеющихся проблем (невысокие баллы). При этом можно сравнить средние баллы по данному классу в начале работы и в конце проведения профориентационного курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким все осталось без изменений, а может быть, даже ухудшилось. Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки эффективности профориентационной работы.
в) Наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно сопоставить оценки психолога и самооценки школьника. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказаться так, что сам психолог по-настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его...). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного школьника.
Перечень вопросов опросника по построению личной профессиональной перспективы (ЛПП):
1) Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2) Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3) Когда в нашей стране жизнь станет лучше?
4) Хорошо ли вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы.
5) Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву). После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс — у кого таких профессий окажется больше.
6) Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем вы видите ее смысл)?
7) Кем вы мечтаете стать по профессии через 5-10 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?
8) Выделите основные 5—7 этапов на пути к вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т. д.)
9) Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести ее. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что вы хорошо представляете то, что собираетесь выбрать...
10) Какие ваши недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели? Напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т. д.
11) Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
12) Кто и что может помешать вам в реализации ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
13) Как вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
14) Есть ли у вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
15) Что вы делаете уже сейчас для подготовки к избранной профессии и
для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы
делаете, кроме хорошей учебы в школе.
Приложение 3
Дата: 2018-11-18, просмотров: 519.