Схема процесса профконсультирования может быть следующей:
Подготовительный этап. Этот этап желателен и возможен именно в условиях школы, так как его цель – предварительный сбор информации о клиенте консультирования от учителей, родителей, одноклассников, врачей, а также через ознакомление с личными делами, продуктами деятельности и результатами диагностики, проводимой в школе.
Основная задача консультанта на данном этапе — составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.
Психолог-консультант может выдвинуть на основе имеющейся информации предварительную профконсультационную гипотезу (общее представление о проблеме конкретного оптанта и путях её решения), которая будет проверяться в самой консультации. Проведённая групповая консультация кроме актуализации мотивации подростка на продолжение профориентационной работы через индивидуальную консультацию может также предоставить профконсультанту необходимую информацию о клиенте – особенностях его личности, предпочтениях, способностях, проблем профессионального самоопределения.
Первый этап консультации предполагает общую оценку ситуации консультирования по следующим позициям:
1. Как сам оптант видит свою профессиональную проблему; как он относится к консультации и психологу; какого общее состояние подростка в данный момент.
2. Насколько условия консультирования (организационно-территориальные, временные, информационно-справочная и методическая оснащённость) позволяют решать те или иные проблемы.
3. Насколько сам профконсультант готов помочь данному оптанту.
На первом этапе желательно больше слушать (понимать) оптанта, используя лишь несложные методики и задания. Особенно важно проявлять доброжелательность и эмоциональное участие в проблемах подростка.
Основная задача консультанта — помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. Кроме того, желательно иметь на рабочем столе карточку со своей фамилией, именем и отчеством. Далее консультант сообщает консультируемому о своей ответственности за конфиденциальность полученной в процессе консультации информации. Например: "Меня зовут... Я профконсультант... (должность). Мне приятно, что Вы обратились ко мне, и я постараюсь оказать Вам посильную помощь. Можете быть вполне откровенны, я обещаю, что содержание нашего разговора останется между нами. Теперь представьтесь и расскажите, что привело Вас ко мне".
/В случае более близкого знакомства обращение психолога к клиенту будет другим, но общий тон и этические нормы должны сохраняться как условия необходимые для успешного консультирования/.
С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением, диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. При этом следует следить за визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством (Приложение…).
Далее консультант оценивает исходную ситуацию по вышеназванным позициям:
Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится.
Вероятные проблемы: дефицит информации о конкретных профессиях, возможностях их получения; неадекватная оценка своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнения в своих способностях при выраженной профессиональной направленности (иногда клиент старается скрыть свой выбор, чтобы узнать “независимое” заключение консультанта). Внутренним мотивом обращения к консультанту может быть стремление получить психологическую консультацию по личностным проблемам. В таких ситуациях, если консультант не имеет необходимой квалификации, ему следует порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту.
Проблемы, могут быть связаны также с поиском места работы или альтернативных форм обучения, что характерно для одарённых подростков или подростков со сложной судьбой (трудные подростки, выпускники спецшколы, воспитанники детских домов) а также выбором профиля обучения. Помочь определиться в проблемах выбора может использование во время групповой консультации «Опросника мотивов выбора профессии» (см. Примечание 4).
Если консультант видит сопротивление со стороны подростка важно понять его причины. Возможно, оно связано: а) с вынужденным участием в консультации под давлением со стороны педагогов или родителей; б) усталостью подростка, когда консультация назначается в обеденное время после 6 уроков; в) переносом на личность консультанта негативного отношения к другим взрослым (учителей, родителей) и т.п. В этом случае необходимо сделать паузу и задать ряд вопросов на прояснение возникшей ситуации, используя технику «Я-высказывания». Например, «Глядя на то, как вы включились в работу, я чувствую, есть что-то, что мешает нам двигаться дальше, но не могу понять, что именно. Может, вы расскажете, что на самом деле вас в данный момент волнует?».
Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.
Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.
Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", психогеометрию, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью несложных заданий на сообразительность, внимание.
Второй этап. На втором этапе психолог, по возможности пытаясь привести в соответствие с проблемой оптанта условия и свою готовность к консультированию, определяет пути дальнейшей работы. Также уточняется профессиональная предварительная гипотеза или выдвигается новая.
Основная задача этапа — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом психолог может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.
Третий этап особенно важен потому, что здесь начинается конструктивное сотрудничество с подростком. Если на первом этапе консультант пытался увидеть профориентационную проблему глазами самого подростка, на втором этапе – глазами специалиста (выдвижение или уточнение профконсультационной гипотезы), то на третьем этапе важно найти общий язык и прийти к совместному определению проблемы оптанта и наметить план дальнейшей работы.
Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. Здесь также могут помочь профориентационные задачи, разбираемые с помощью понятных и простых схем (см. Приложение 5)
Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).
Диагностико-корректирующая цель традиционно достигается путем использования различных методик (тестов). Однако многие специалисты считают, что не следует переоценивать роли психодиагностики и построенных на ее основе профконсультационных рекомендаций. Ценность использования таких методик нередко состоит в том, что у оптанта повышается интерес к своим ПВК (профессионально-важным качествам) и он более осознанно может строить индивидуальную программу саморазвития и подготовки к конкретному профессиональному труду, т.е. совместными с психологом усилиями корректировать свое развитие. Не принижая значение тестов, стоит отметить, что опытные специалисты могут получить не менее ценную диагностическую информацию о подростке из умело организованного наблюдения или беседы, не разрушая пространства общения и установившегося эмоционального контакта.
Для достижения формирующей цели эффективно использование метода разбора профориентационных задач и профориентационных игр. Более качественно такая работа проходит в индивидуальных и групповых карточных процедурах. Однако достижение формирующей цели возможно лишь при одновременном решении других целей, что может занять немало времени и потребует систематической работы с конкретным оптантом.
Эмоциональная поддержка клиента основывается на владении психологом невербальными средствами общения, его способности укреплять в себе положительное отношение к каждому консультируемому подростку, вселять в него уверенность в собственных силах. Такая поддержка необходима, когда подростку не хватает уверенности в собственных силах и возможностях, что часто является результатом «выученной беспомощности» возникшей из-за ряда неудач в различных видах деятельности и закрепившейся установки «зачем это делать – всё равно ничего не получиться». Здесь задача психолога – помочь клиенту изменить установку «я – не могу» на позицию «у меня всё получится».
Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но для достижения устойчивого результата преимущественно используются активизирующие средства. Например, для достижения информационной цели, — активизирующие вопросы типа: "Что Вы об этом думаете?", "Подскажите, как это называется". Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, знание определённых типологий и умение правильно с помощью направляющих вопросов выявить тип личности клиента. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же через проведение профориентационных игр.
Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая — составляется более совершенный вариант профессионального плана. На этом этапе также формулируются "домашние задания" или рекомендации для самостоятельной подготовки оптанта к будущей профессии. Желательно, чтобы подросток сначала сам высказал свое мнение об итогах консультации. Иногда помочь в этом могут некоторые схемы анализа личного профессионального плана (см. Примечание 2), которые школьник осваивает предварительно, в ходе решения профориентационных задач, а также повторные использования карточных игровых методик, которые покажут, насколько закрепилось в сознании оптанта то, что было предметом совместного рассмотрения на предыдущих встречах. Конечно, подлинные результаты совместной работы могут проявиться и быть осознанными много позже, но такая "обратная связь" полезна и оптанту, для лучшего осмысления проделанной в ходе консультации совместной работы, и психологу, для совершенствования себя как профессионала. Если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.
При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее молодого человека.
Шестой этап. Этот этап выделяется формально и заключается в протоколировании. Протокол ориентировочно содержит следующие сведения:
· анкетные данные
· общие выводы по предварительным данным
· первоначальное понимание клиентом своей проблемы
· профконсультационная гипотеза консультанта
· совместно определённая цель
· шаги, предпринятые дли достижения цели
· итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом
· примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).
Протоколировать беседу с клиентом желательно не в ее процессе, а во время перерывов либо тогда, когда консультируемый работает с методиками. К протокольным материалам относятся также заполненные бланки методик и письменные работы, выполненные в ходе консультации.
Данная схема носит самый общий характер. В зависимости от ситуации отдельным этапам консультации может уделяться разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур (6, 15).
Опираясь на собственную практику, мы предлагаем начинать работу с групповой консультации или серии консультаций, которые можно провести во время классного часа или выделить для этого несколько часов школьных занятий. Такая групповая консультация преследует несколько целей:
1. информационная – познакомить старшеклассников с миром профессий, дать представление о профессионально-важных качествах, рассказать о целях, условиях, средствах труда, как составляющих профессионального выбора, ознакомить с классификациями профессий, дать представление о существующем спросе и заработной плате по ряду как востребованных, так и престижных профессий и т.п.;
2. мотивационная – заинтересовать старшеклассников, сориентировать на продолжение работы в более активном режиме с приглашением на индивидуальную консультацию или участие в тренинге профессионального самоопределения;
3. диагностическая – дать возможность подросткам через диагностику познать мотивы своего профессионального выбора, предрасположенность к тому или иному виду профессиональной деятельности, определить профессиональный тип личности и т.п.
Вторым этапом профориентационного цикла может стать сознательное и мотивированное обращение подростка к психологу для индивидуальной работы по уже сформированному запросу. После того как клиенты консультирования поработают в индивидуальном режиме с психологом можно сформировать группу тренинга для отработки профессионально-значимых качеств и компетенций. Кроме этого тренинг профессионального самоопределения может эффективно решать и другие задачи (см. Приложение 1) и в активном режиме помочь закрепить подросткам ряд знаний, умений и способностей, необходимых для успешной профессиональной самореализации. Опыт подсказывает, что прежде чем педагогу проводить такой тренинг необходимо самому в качестве участника освоить методику его проведения. Заявки на участие в методическом тренинге можно подать по тел. 35-57-35, Кибиреву А.А.
Реализация этих целей позволит подростку органично, без внутреннего сопротивления включиться в процесс профессионального самоопределения и пройти весь цикл профориентационного обучения.
Мотивация как ключевой фактор профессионального выбора
Выбор профессии является одним из важнейших в процессе жизненного самоопределения и личностного становления. Вместе с тем существует опасность ошибки в выборе профессии, которая может дорого обойтись как человеку - «я только сейчас поняла, что полжизни занималась не своим делом и как вся эта работа мне опротивела», так и государству, потому что нелюбимая работа приводит к имитации деятельности. С другой стороны профессия, выбранная и осознанная человеком как призвание, позволяет ему наиболее полно реализовать себя в качестве целостной и гармонично развитой личности в соответствии со своими склонностями, интересами и потребностями.
Мы выбираем профессию, которая даст нам возможность наиболее полно удовлетворить основные потребности и социализировать внутренние побуждения, т.е. направить их энергию в социально-приемлемое русло. Между человеческими потребностями и способами их удовлетворения, предлагаемыми профессией, существует устойчивая взаимосвязь.
- Например, профессия педагога даёт возможность общаться с другими людьми, передавая им свои знания; удовлетворяет потребность в вербальном общении и контактах;
- профессия фотомодели имеет статус публичности; удовлетворяет потребность личности в самодемонстрации;
- профессия банкира подразумевает умение работать с крупными денежными суммами, требует от работника высокого чувства ответственности, преданности фирме; удовлетворяет потребности человека в накоплении и удержании чего-либо ценного.
Чем больше количество склонностей, интересов и потребностей индивида удовлетворяется в профессиональной деятельности, тем больше вероятность, что эта профессия выбрана им не случайно, а что называется «по зову души». Причём здесь существует прямая взаимосвязь, когда склонности ведут за собой способности, а способности подкрепляют склонности и интересы. У человека лучше получается то дело, к которому он имеет личный интерес, а ситуация успеха закрепляет мотивацию заниматься именно этим делом.
Поэтому при выборе профиля обучения, а затем и предпочитаемой профессиональной сферы очень важно помочь понять молодому человеку, какие мотивы лежат в основе этого выбора. Такое осознание может изменить первоначальный навязанный кем-то или чем-то выбор в пользу осознанного и продуманного решения.
Предлагаем диагностику (Приложение 4) и интерпретацию возможных мотивов выбора клиентом профессиональной сферы деятельности. Для выделения вида мотивации как значимого фактора необходимо, чтобы оптант в результате тестирования набрал не менее двух балов по данному типу.
Все виды мотивации, кроме «свободного выбора», можно в разной степени отнести к «навязанным» (обществом, ситуацией, родителями и т.п.) факторам профессиональной судьбы. Интерпретация даётся по книге А.В. Тихомирова (18).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 551.