ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 4 |
Выбор профессионального пути | 5 |
Этические проблемы профконсультирования | 6 |
Подходы, существующие в практике профконсультирования | 8 |
Методика проведения профконсультации | 11 |
Основные принципы работы профконсультанта | 11 |
Групповое профконсультирование | 14 |
Индивидуальное профконсультирование | 18 |
Мотивация как ключевой фактор профессионального выбора | 29 |
Литература | 50 |
Приложения | 51 |
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в связи с введением на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения, среди педагогов возрос интерес к проблемам профессионального самоопределения школьников, как развитой способности к активному самостоятельному выбору подростком образовательного маршрута и освоению профессионально важных качеств и способностей. Вместе с тем наш опыт профконсультирования и проведения тренингов профессионального самоопределения показывает, что подростков в большей степени волнует не столько прагматичный выбор профиля обучения или даже будущей профессии, сколько решение основных задач, которые ставит перед ним современная жизнь, а именно:
- самоопределения в сферах человеческих ценностей, жизненных смыслов и идеалов;
- определения профессионального и жизненного пути;
- постановке задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с поиском ответов на вопросы: «Что я хочу?» и «На что я годен?»;
- освоения новых поло-ролевых отношений;
- приобретения навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- развития абстрактного и творческого мышления.
В контексте жизненных задач на перекрёстке индивидуальных особенностей и профессиональных требований, по нашему мнению, и должна осуществляться встреча вступающего во взрослую жизнь человека с миром профессий и выбор возможных вариантов продолжения образовательного маршрута с учётом профессиональных предпочтений, способностей и востребованности выбираемых профессий на рынке труда.
В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жёсткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела» (20). И задача педагога-профконсультанта как раз помочь подростку научиться делать самостоятельный выбор в течение всей жизни и совершать следующие шаги:
Ø Шаг первый – «Я хочу» - обретение своей, а не чужой цели, узнавание будущего результата
Ø Шаг второй – «Я могу» – открытие и освоение своих способностей
Ø Шаг третий – «Мои ограничения» – выявление преград на жизненном пути в достижении значимых целей
Ø Шаг четвёртый – «Мой план» – совместный поиск путей и способов преодоления препятствий на пути к целям, проба сил в выбираемых сферах профессиональной деятельности
Ø Шаг пятый – «Мои достижения» – оценка промежуточных результатов (где я сейчас нахожусь, в нужном ли направлении двигаюсь), корректировка целей или путей достижения (оценка, анализ, новый план).
Когда мы говорим о профессиональной судьбе, то здесь больше рациональной логики, чем мистических откровений. Просто жизнь стремительно идёт вперед, сближая традиционную науку с философским и религиозным знанием.
Наш подход к профессиональному выбору на первый взгляд парадоксален, так как соединяет положения теории черт и факторов Ф. Парсона, теорию развития (Е. Гинцберг, Д. Сьюпер) с концепциями судьбоанализа Л. Сонди и М. Ахтниха, т.е. глубинной психологией. Но как в человеке тесно переплетено рациональное с иррациональным, а разум успешно сотрудничает с интуицией, так и в практике профконсультирования, на наш взгляд, возможен синтез и использование разных подходов.
В этом небольшом пособии, которое мы обозначили, как практикум мы пытаемся восполнить некоторый вакуум в методах и технологиях применяемых в профориентационной работе при обилии содержательного материала по данной теме. Это, прежде всего, технологии организации и проведения индивидуальной и групповой профконсультации. В практикуме также представлен дизайн (подробный сценарий) тренинга профессиональных навыков, разнообразный стимульный и методический материал, который сложно найти в педагогической литературе по данной теме. Предлагаемый Вам для работы инструментарий апробирован автором и хорошо показал себя в практической деятельности профконсультанта.
СВОБОДНЫЙ ВЫБОР
Свободы и свободного выбора в полном смысле слова не существует ввиду влияния огромного числа факторов на жизнь человека, но это не помешало Л. Сонди разработать концепцию человеческой свободы.
В соответствии с судьбоаналитическим учением, которое справедливо называется «управляемым фатализмом», существует определённая область, в пределах которой мы можем выбирать. С точки зрения Сонди из наследственно и социально обусловленного круга противоречивых возможностей и ограничений, которые накладывает на нас судьба полностью вырваться не возможно. Однако, обозначив факторы и осознав их влияние на наш выбор, мы можем принять самостоятельное зрелое решение в отношении основных моментов жизненного самоопределения и самореализации. Собственно расширение и углубление взгляда оптанта на свою природу и окружение и выделение основных факторов и степени их влияния на профессиональный выбор и является предметом деятельности профконсультанта.
На человека в выборе профессии оказывают в той или иной степени влияние следующие факторы: задатки, интересы, склонности, способности; психологические качества; место жительства; морально-нравственные ценности; информационные факторы; родительские связи и установки; уровень притязаний; рекомендации; гендерные особенности; возраст; образование и кругозор; религиозные взгляды; судимость, состояние здоровья; национальность; внешние данные; семейный доход; социальный статус; воспитание.
Мы надеемся, что практикум поможет Вам расширить представления о профориентации, сделать эту работу полезной и увлекательной для Ваших учеников, оснастит Вас новым интересным инструментарием.
Особую благодарность выражаем Тихомирову Андрею Васильевичу за предоставленную возможность, воспользоваться новым материалом в области судьбоаналитического профконсультирования. Ваши отзывы и заявки сообщайте по тел. 35-57-35, кафедра РОС, Кибиреву Андрею Александровичу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в практическую социальную психологию. /Под ред. Ю.М. Жукова и др., - М. 1996
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Науковадумка, 1988
3. Кибирев А.А. Задачи профессионального самоопределения школьников в условиях дополнительного психолого-педагогического образования. – Хабаровск, 1997
4. Кибирев А.А., Верёвкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика. - Хабаровск, 2003
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону. 1996
6. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.
7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию. /Автор-сост. А.И. Андрианов и др. Петрозаводск, 1992.
8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - Москва-Воронеж, 2002
9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996
10. Персонал-Профи. Профориентация, профреабилитация, профобучение. Выпуск 1,2. – Екатеринбург, 2000
11. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. //Пособие для педагога. Часть 2. М., «Владос», 2002
12. Программы обучения профессиональным навыкам. Книга для тренеров. Киев, 2002
13. Психология судьбы. /Сборник статей по глубинной психологии № 3. – Екатеринбург, 1996
14. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под. ред. Л.М. Митиной, М.: «Флинта», 1998.
15. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. – М., 1991
16. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., «Генезис», 2005
17. Руководство практического психолога. /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1995
18. Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11-х классов. Под. ред. С.Н, Чистяковой. М.: Просвещение, 2003.
19. Тихомиров А.В. Судьбоаналитическое профконсультирование. – Екатеринбург, 2004
20. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной
ориентации. – М., 2001
21. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М., 1995
22. Школьный психолог. 2000 г. № 16. Тема номера – «Самоопределение».
23. Юттнер Ф. Судьбоанализ в выводах. Екатеринбург, 2002
Приложение 1
Дизайн тренинга профессионального самоопределения
Цели тренинга:
1. Содействие учащимся старшей школы в развитии и уточнении профессиональных планов и намерений
2. Помощь участникам группы в освоении социальных и профессиональных навыков, необходимых для успешной самореализации в выбираемой сфере деятельности.
Задачи тренинга:
· Научить участников совершать активный выбор образовательного маршрута, ориентироваться в мире профессий, знать требования профессий к личности профессионала;
· Помочь участницам повысить самооценку, научиться демонстрировать уверенное поведение, в том числе в ситуации профессиональной конкуренции;
· Обучить навыкам эффективного общения, умениям презентовать себя работодателю, оценивать свои возможности в образовательной сфере и на рынке труда;
· Познакомить с различными способами поиска желаемой работы;
· Развить навыки, необходимые для трудоустройства: формировать портфолио, составлять резюме, эффективно вести себя во время собеседования.
Время проведения: Кол-во участников:
3 дня по 6 часов 17 – 20 человек
Общее время | Время работы | Содержание | Каким методом |
Что нужно для работы | ||
Первый день | ||||||
Вступительное слово | Бейджи, ручки, блокноты | |||||
9.10 – 9.25 | 15 минут | Принятие правил групповой работы |
Мозговой штурм обсуждение | Ватман, скотч, маркеры | ||
9.25 – 9.45 | 20 минут | Разогрев участников: Упр. «Квадрат», игра «Принцесса, дракон, самурай» | «Ледокол» Позицирование | |||
9.45 – 9.55 | 10 минут | Сбор ожиданий – Упр. «Автобусная остановка» |
Мозговой штурм | 3 листа А-3, маркеры | ||
Самооценка и самосознание | ||||||
9. 55 | 5 минут | Упр.: «Я великий мастер» |
По кругу | |||
10.00 –10.10 | 10 минут | Окошко ИоГарри (самораскрытие и самопознание) |
Мини лекция | Схема | ||
10.10 – 10.40 | 30 минут . | Упражнение «Мой герб». Цель: Определить свои жизненные ценности успехи, ориентиры | Индивидуальная работа, рефлексия | 20 листов с гербом | ||
10.50 – 11.20 | 30 минут | Упр.: «Портфолио команды». Цель: научить собирать и представлять папку достижений, находить своё место в команде. | Работа в команде, мозговой штурм, структурирование, презентация | Карточки с песней для формирования команд 3 листа ватмана | ||
11.20 – 11.35 | 15 минут | Разделённое лидерство как функция команды. «Колесо жизни» – типология лидерства | Диагностика Мини лекция | Схема «Колесо жизни» | ||
3. Навыки межличностного общения | ||||||
11.35 – 11.40 | 5 минут | Игры для поднятия эмоционального тонуса | «Ледокол» | Мячики | ||
11.40 – 12.10 | 30 минут | Доверие и сотрудничество «Упр.: «Комплименты» Ведение активных диалогов «Интервью», «Просьба» | Метод карусели - выбор партнёра, работа в парах, рефлексия | Раздатки «Приёмы эффективной коммуникации» | ||
12.40 –13.10 | 30 минут | Законы принятия и передачи информации: упр. «Испорченный телефон» | Мини лекция с элементами мозгового штурма | Текст для передачи «Рыжая Бетси» | ||
13.10 – 13.30 | 20 минут | Упр. «Волшебный магазин» – распродажа качеств Цель: навыки самораскрытия и коммуникации | Свободная коммуникация, мини лекция | Ватман, блокноты, ручки | ||
13.30 – 13.40 | 10 минут | Заключительное упр.: «Дождь идёт» | «Ледокол» Рефлексия дня
| |||
Второй день | ||||||
9.00 – 9.10 | 10 минут | Впечатления о первом дне занятий, ожидания от 2-го дня | Мозговой штурм | Ватман, маркеры | ||
5 минут | Разогревающие упр. | «Ледокол» | ||||
4. В мире профессий |
| |||||
9.15 – 9.35 | 20 минут | «Что я хочу, что я могу» - склонности и способности |
Работа с тестом в парах | Бланки тестов – 20 штук | ||
9.35. 9.45 | 10 минут | Мир профессий. Игра «Аукцион профессий» - закрепление знаний профессиональной типологии. | Турнирные бои Разбивка на 4 команды | 4 листа формата А-3, фломастеры | ||
9.45 – 9.55 | 10 минут | Игра: «Угадай профессию» Цель: сориентировать подростков в структурных элементах профессии |
- / - | 4 бланка см. Примечание 7 | ||
5. Мир профессионала | ||||||
9.55- 10.10 | 15 минут | Упр. «Профессиональные качества». Цель: научить определять профессионально-важные качества и способности |
- / - | 4 бланка с профессиограммами см. Примечание 8 | ||
10.10 –10.30 | 20 минут | Искусство самопрезентации – «Есть идея, поддержите»! Цель – научиться представлять идеи, находить соратников | Ролевая игра -работа в тройках; презентация идеи | Раздаток – 5 правил публичного спича | ||
10.40 – 11.10 | 30 минут | Упр: «Катастрофа на воздушном шаре». Цель: научить продуктивным способам поведения в условиях неопределённости, исходя из профессиональной роли | Малые группы, ролевая игра, обсуждение, выработка и принятие решения | |||
11.10 – 11.20 | 10 минут | Упр.: «Волшебный стул». Цель: оказать поддержку человеку, оказавшемуся в эмоционально сложной ситуации | Работа в кругу. Обратная связь. | Раздаток – «Правила обратной связи» | ||
11.20 – 11.30 | 10 минут | Упр.: «Мои сильные и слабые стороны». Цель – находить в себе сильные стороны, трансформировать недостатки |
Мозговой штурм Классификация | Ватман, маркеры | ||
12.10 – 12.30 | 20 минут | Упр. «Желаемая работа» – конкретизация целей и путей их достижения. |
Взаимодействие. Рефлексия | |||
Третий день – 7. Навыки трудоустройства | ||||||
9.00 – 9.10 | 10 минут | «Ожидания от 3 дня» – одним словом. Разогревающие упражнения. |
Мозговой штурм «Ледокол» | Ватман | ||
9.10 – 9.25 | 15 минут | «Я глазами работодателя» – требования к кандидату. |
Индив. работа. Презентация | |||
9.25 – 9.45 | 20 минут | «Где и какую информацию искать о работодателе». |
Малые группы, презентация | Ватман, маркеры | ||
9.45 – 10.10 | 25 минут | «Телефонный разговор» -навыки телефонной беседы |
Информация, обсуждение | Раздаток | ||
11.00 – 11.40 | 40 минут | «Идеальное резюме» Цель – отработать навыки составления резюме. |
В группах Презентация | Раздатки | ||
11.40 – 12.00 | 20 минут | «Портрет делового и не делового человека». Цель – сформировать представление о деловых качествах. |
Коллективное творчество Обсуждение | Лист ватмана фломастеры | ||
12.30 – 12.45 | 15 минут | «Возможные вопросы во время интервью». |
Ролевая игра (три группы) | |||
13.20 – 13.30 | 10 минут | Анкеты: «Оценка тренинга» «Дерево успеха». |
Обратная связь | Бланки анкет – (20 + 20) | ||
13.30 – 13.40 | 10 минут | Пожелания в дорогу. |
По кругу | |||
Приложение 2
Опросник построения личной профессиональной
перспективы (ЛПП)
Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития. Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с классом. Вся методика занимает обычно около 30 минут. Общая процедура проведения опросника следующая:
Учащимся предлагается взять чистые листочки и подписать в верхней правой части: Ф.И.О., класс, школа, дата.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, а вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и, по возможности, обосновывать эти ответы. Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите
ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно,
иначе работа будет неинтересной».
Ведущий по порядку зачитывает вопросы (см. перечень вопросов ниже), а школьники кратко отвечают на них.
Перед тем как собрать листочки с ответами учащихся, ведущий предлагает классу оценить качество каждого из выписанных ответов, но для этого сначала немного поучиться оценивать свои ответы.
Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, якобы сделанными подростками из других школ. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале (при наличии времени
можно предложить учащимся и более конкретную шкалу — см. критерии оценок ниже). Школьники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя.
Наконец психолог предлагает учащимся против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.
Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника.
а) Например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы школьников и сравнить свои оценки с оценками учащихся.
б) Можно также подсчитать средний балл для данного класса по каждому из ответов, что позволит психологу более обоснованно планировать свою работу с классом с учетом имеющихся проблем (невысокие баллы). При этом можно сравнить средние баллы по данному классу в начале работы и в конце проведения профориентационного курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким все осталось без изменений, а может быть, даже ухудшилось. Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки эффективности профориентационной работы.
в) Наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно сопоставить оценки психолога и самооценки школьника. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказаться так, что сам психолог по-настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его...). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного школьника.
Перечень вопросов опросника по построению личной профессиональной перспективы (ЛПП):
1) Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2) Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3) Когда в нашей стране жизнь станет лучше?
4) Хорошо ли вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы.
5) Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву). После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс — у кого таких профессий окажется больше.
6) Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем вы видите ее смысл)?
7) Кем вы мечтаете стать по профессии через 5-10 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?
8) Выделите основные 5—7 этапов на пути к вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т. д.)
9) Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести ее. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что вы хорошо представляете то, что собираетесь выбрать...
10) Какие ваши недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели? Напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т. д.
11) Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
12) Кто и что может помешать вам в реализации ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
13) Как вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
14) Есть ли у вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
15) Что вы делаете уже сейчас для подготовки к избранной профессии и
для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы
делаете, кроме хорошей учебы в школе.
Приложение 3
Ключ к опроснику
Классификация мотивов выбора | Номера вопросов |
1. Родительский сценарий 2. Династический выбор 3. Родительское завещание 4. Консультационный выбор 5. Компенсаторный выбор 6. Стадный выбор 7. Социально-инфраструктурный выбор 8. Ситуационно-прагматический выбор 9. Предметный выбор 10. Инфантильный выбор 11. Антипрофессия 12. Свободный выбор | 1, 14, 19 10, 23, 36 17, 34, 42 2, 9, 37 5, 32, 39 24, 28, 33 3, 6, 12 8, 15, 21 4, 26. 35 7, 17, 30 22, 29, 38 20, 25, 40 |
13. Телевизионный фактор | 16, 31, 41 |
14. Книжный фактор | 11, 18, 27 |
Приложение 5
Профориентационные задачи
|
|
|
|
|
|
Ситуация 1
Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист, намерение внука одобряет. Вова увлекается спортом, ходит в секцию футбола, дома собирает радиоприёмник. В школе он учится на тройки и четвёрки. На вопрос, почему он хочет быть юристом, Вова отвечает, что это уважаемая профессия и много зарабатывают. После окончания средней школы надеется сразу поступить на юридический факультет МГУ, т.к. убеждён, что к тому времени станет отличником. Вова любит рассказывать товарищам о дедушке юристе. Товарищи слушают Вову молча.
1. Оцените, какие факторы ЛПП сформированы у Вовы, а какие западают.
2. Насколько в процентном отношении у Вовы сформирован личный профессиональный план.
3. Какие рекомендации ему можно дать?
Ситуация 2
Попробуйте оценить по схеме «восьми основных факторов выбора профессии» следующие ситуации:
Проанализируйте позиции учащихся с точки зрения достижения их профессиональных намерений.
Лариса Т., ученица 9 класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на «4» и «5». Любимые предметы – литература и история. дома любит шить и читать «Иностранную литературу». Лариса считает, что профессия врача «очень интересная и благородная». Лариса – тихая, спокойная девочка, с претензиями на утончённость и «изысканность». В классе её уважают, но к намерению стать врачом, относятся безразлично. Родители (инженеры) не одобряют планы дочери, считая, что ей лучше идти в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11 класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит, год проработать санитаркой и поступить снова, уже имея стаж работы по специальности, т.е. со льготами.
Ситуация 3
Андрей А., учащийся 9 класса, давно мечтает стать поваром. Учится он в основном на 3 и 4. После девятого класса собирается в кулинарное СПТУ, а в дальнейшем, после окончания специальных курсов, надеется работать в ресторане первого класса. Здоровье у Андрея нормальное. На вопрос, почему выбрал такую профессию, отвечает: «Нравится готовить и получается». Дома Андрей иногда готовит. помогая бабушке, однако папа с мамой недовольны, т.к. считают, что эта профессия «не для парня».
Товарищи Андрея сначала посмеивались над ним, но прошлым летом он всех удивил блюдом из рыбы, которую ребята поймали в пруду.
Ситуация 4
Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).
Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.
Приложение 6
Методика «Профиль»
(модификация «Карты интересов»)
Инструкция:
Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности.
Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится — «-». Если сомневаетесь — поставьте «?».
Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов — могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.
Стимульный материал
Мне нравится...
1.Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники. .
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный Материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных
фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они
заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег:
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Бланк ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
I. | II. | III. | IV. | V. | VI. | VII. | VIII. | IX. | X. |
Обработка и анализ результатов
После того как ребята завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
I. — физика и математика;
II. — химия и биология;
III. — радиотехника и электроника;
IV. — механика и конструирование;
V. — география и геология;
VI. — литература и искусство;
VII. — история и политика;
VIII. — педагогика и медицина;
IX. — предпринимательство и домоводство;
X. — спорт и военное дело.
Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл — 5 — говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма ни в одном столбце не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.
Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка. Возможно, его будущая профессия будет находиться на стыке 2-3 профессиональных областей. Например, максимальные баллы по шкалам 1 и 8 будут указывать на выбор профессии учителя или преподавателя физики. Если к этим доминантам, например, добавится профессиональная область № 4 (механика и конструирование), то это уточнит профессиональный выбор подростка, сделает его более конкретным – инженер в области высоких технологий или преподаватель технического вуза. Если же с данными выборами будет конкурировать пункт № 10 (спорт и военное дело), то, скорее всего, какая-то из этих областей уйдёт в область личных увлечений или будет говорить о возможности применения профессиональных интересов в экстремальных условиях работы. Например, специалист в ракетных войсках.
Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Поэтому предупредите ребят, чтобы они сравнивали число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.
Приложение 7
Цели труда
1.1 Оценивать, проверять
1.2 Исследовать что-либо, делать открытия
1.3 Перевозить что-либо
1.4 Изготавливать какие-то предметы
1.5 Учить, воспитывать, консультировать
1.6 Творить, создавать новое
1.7 Руководить людьми
1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо
1.9 Постоянно работать над собой, «быть в форме».
Предмет труда
2.1 Технические объекты
2.2 Тексты, графики, числа
2.3 Экономика и политика
2.4 Искусство
2.5 Наука
2.6 Растения и микроорганизмы
2.7 Животный мир
2.8 Люди
2.9 Детали и материалы
Средства труда
3.1 Ручные
3.2 Механические
3.3 Автомеханические
3.4 Компьютеры
3.5 Интеллект
3.6 Выразительные движения, мимика
3.7 Творческое мышление
3.8 Возможности организма и органов чувств
3.9 Голос, интонация
Условия и организация труда
4.1 Бытовой микроклимат
4.2 Помещения с большим числом людей
4.3 Разъезды
4.4 Самостоятельность
4.5 Открытый воздух
4.6 Экстремальные условия
4.7 Особые условия
4.8 Изысканные отношения
4.9 Работа на дому
Приложение 8
Профессиограмма
1. Определите две профессии, например психолог и вор карманник (антипрофессия).
2. В колонках напротив каждого умения (способности) поставьте (+), если это умение, по вашему мнению, является профессионально-значимой характеристикой представителя данной профессии (специальности).
3. Обсудите полученные результаты, сформулируйте выводы.
Личные особенности, профессиональные умения | Профессии | |
1. Внимание, стремление понять позицию других | ||
2. Дружелюбие, общительность | ||
3. Способность стать лидером | ||
4. Вежливость, обходительность | ||
5. Следование предписаниям (инструкциям) | ||
6. Жизнерадостность, оптимизм | ||
7. Мужество, смелость | ||
8. Терпеливость, упорство | ||
9. Большое чувство ответственности | ||
10. Ориентация на получение конкретного продукта (результата) деятельности | ||
11. Способность выполнять разнообразную работу | ||
12. Быстрота в трудовой деятельности | ||
13. Творчество | ||
14. Острота зрения | ||
15. Острота слуха | ||
16. Точность обонятельных ощущений | ||
17. Точность осязания | ||
18. Ловкость рук (тренированность) | ||
19. Склонность к работе в помещении | ||
20. Способность к словесным высказываниям | ||
21. Способность выражать свои мысли на бумаге | ||
22. Внимание к санитарии, способность её поддерживать | ||
23. Хорошая память | ||
24. Способность обучать других | ||
25. Умение заботиться о больных | ||
26. Скорость и точность счёта | ||
27. Готовность работать вне офиса, помещения | ||
28. Владение техническими средствами | ||
29. Умение продавать товары и услуги | ||
30. Готовность работать в экстремальных условиях | ||
31. Организационные способности | ||
32. Качества исследователя | ||
Итоговое число показателей - (+) |
Приложение 9
Опросник профессиональных выборов
В бланке опросника при ответе «Да» на вопрос ставьте «галочку»
1. Нравятся ли Вам любовные романы, лирика, романтика?
2. Нравится ли Вам бороться, сражаться, соревноваться?
3. Верно ли, что для Вас главное законность, порядок, справедливость?
4. Любите ли Вы находиться в центре внимания?
5. Любите ли Вы точность, аккуратность, порядок во всём?
6. Можете ли вы сочинять стихи, писать прозу?
7. Нравятся ли Вам резкие, острые запахи?
8. Любите ли Вы готовить?
9. Важны ли для вас тёплые отношения между людьми и спокойный ритм работы?
10. Любите ли Вы работу, связанную с большими физическими усилиями?
11. Любите ли вы учить, лечить, объяснять, помогать?
12. Трудно ли Вам переносить невнимание окружающих?
13. Умеете ли Вы планировать, структурировать, классифицировать?
14. Развиты ли у Вас воображение и фантазия?
15. Считаете ли Вы себя «коллекционером» по призванию?
16. Считаете ли Вы себя разговорчивым и общительным человеком?
17. Нравятся ли Вам сладости, шоколад, пирожные и т.д.?
18. Нравилась ли Вам в школе физкультура и/или уроки труда?
19. Нравится ли Вам командовать (руководить) другими людьми?
20. Обладаете ли Вы актёрским талантом?
21. Можно ли про Вас сказать, что Вы не переносите беспорядок?
22. Считаете ли Вы себя наблюдательным и осторожным человеком?
23. Любите ли Вы наводить чистоту?
24. Нравится ли Вам игра духовых инструментов?
25. Нравится ли Вам обслуживать людей?
26. Считают ли Вас жёстким и сильным человеком?
27. Хотелось бы Вам заниматься рискованными занятиями, борьбой со стихиями или экстремальными видами спорта?
28. Можете ли Вы назвать себя эмоциональным и увлекающимся?
29. Можете ли Вы назвать себя индивидуалистом?
30. Любите ли вы что-нибудь изобретать, придумывать, рационализировать?
31. Вы не боитесь «грязной работы»?
32. У Вас много друзей и приятелей?
33. Считают ли вас гуманистом, человеком любящим всех людей?
34. Любите ли Вы стрелять из различных видов оружия?
35. Любите ли Вы соревнования, споры, соперничество?
36. Считаете ли Вы себя человеком, заслуживающим особого внимания?
37. Любите ли Вы решать задачи, кроссворды?
38. Нравятся ли Вам романы с детективным или психологическим сюжетом?
39. Любите ли Вы ходить в туристические походы?
40. Считаете ли Вы себя разносторонним человеком?
Бланк опросника
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
I. | II. | III. | IV. | V. | VI. | VII. | VIII. |
Подсчитайте количество положительных выборов по каждому фактору. Выбор предпочитаемых профессий является значимым, если фактор набрал 4 или 5 баллов. В случае равенства баллов выбор профессии или профессиональной области определяется как интеграция свойств и качеств разных факторов.
ПРОФЕССИИ ПЕРВОГО ФАКТОРА
В данной группе мы выделяем «обслуживающие», «сладкие» и «детские» профессии, основным содержанием которых является работа с мягкими, сладкими и неопасными предметами.
Основные профессии | Дополнительные профессии | |
Парикмахер Воспитатель детского сада Массажист Портной | Косметолог Хореограф (танцор) Педиатр Учитель младших классов Кондитер | Сексопатолог Дерматолог |
Психологический тип личности
- Готовность услужить;
- желание доставить удовольствие клиенту;
- чувствительность и сензитивность;
- мягкость в речи, манерах, поведении;
- нежность;
- теплота в отношениях;
- тактильные потребности.
В основном профессии этой группы выбирают женщины или мужчины с мягким, женственным характером (с детским «Я»), с наличием тактильных потребностей, удовлетворяемых через ощупывание, поглаживание, прикосновения и т.д.
ПРОФЕССИИ ВТОРОГО ФАКТОРА
К этой группе мы относим профессии, требующие большой физической силы, которая направляется на преодоление сопротивления прочного материала. В связи с этим можно говорить о «железных» и «силовых» профессиях, предметом труда в которых являются железо, камень, животные, реже - люди.
Основные профессии | Дополнительные профессии | |
Токарь Скульптор Лесоруб | Фрезеровщик Мясник Слесарь | Охотник Спортсмен |
Оперативник | Дорожный рабочий | |
Хирург | Охранник |
Психологический тип личности:
- Витальность (хорошее здоровье);
- упорство;
- эмоциональная холодность;
- высокий болевой порог;
- развитая мускулатура;
- энергия;
- смелость.
Это группа маскулинных профессий, требующих от исполнителей большой физической силы и мужского характера (смелости, силы воли, упорства в достижении цели, ответственности, решительности, инициативности).
ПРОФЕССИИ ТРЕТЬЕГО ФАКТОРА
Довольно разноплановая группа, в которую входят, с одной стороны, «помогающие», «лечащие», «обучающие» профессии класса «Человек - человек», а с другой стороны, «спасающие» и «эк стремальные» профессии, предметом труда в которых являются вода, земля, огонь, воздух.
Основные профессии | Дополнительные профессии | |
Врач Педагог Сварщик Военнослужащий Летчик | Спасатель МЧС Пожарный Моряк Судья Электрик | Дефектолог Железнодорожник |
Психологический тип личности
- Справедливость;
- ответственность;
- чувство долга;
- выносливость;
- экономность;
- педантичность;
- аккуратность.
Профессии этой группы отличаются характерной социальной направленностью, этичностью поведения и готовностью исполнителя к самопожертвованию. Эту группу можно назвать одной из самых популярных и распространенных среди мужчин.
ПРОФЕССИИ ПЯТОГО ФАКТОРА
Эта группа связана с «точными» и «знаковыми» профессиями, требующими от исполнителя консервативности, педантизма, устойчивости в работе и способности к «отключению эмоций», т.е. «холодной головы», которая очень часто остается на плечах именно благодаря этим качествам.
Основные профессии | Дополнительные профессии | |
Экономист | Бухгалтер | Аудитор |
Печатник | Социолог | Директор |
Программист | Офис-менеджер | |
Инженер-системотехник | Служащий почты | |
Строитель | Математик |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 4 |
Выбор профессионального пути | 5 |
Этические проблемы профконсультирования | 6 |
Подходы, существующие в практике профконсультирования | 8 |
Методика проведения профконсультации | 11 |
Основные принципы работы профконсультанта | 11 |
Групповое профконсультирование | 14 |
Индивидуальное профконсультирование | 18 |
Мотивация как ключевой фактор профессионального выбора | 29 |
Литература | 50 |
Приложения | 51 |
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в связи с введением на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения, среди педагогов возрос интерес к проблемам профессионального самоопределения школьников, как развитой способности к активному самостоятельному выбору подростком образовательного маршрута и освоению профессионально важных качеств и способностей. Вместе с тем наш опыт профконсультирования и проведения тренингов профессионального самоопределения показывает, что подростков в большей степени волнует не столько прагматичный выбор профиля обучения или даже будущей профессии, сколько решение основных задач, которые ставит перед ним современная жизнь, а именно:
- самоопределения в сферах человеческих ценностей, жизненных смыслов и идеалов;
- определения профессионального и жизненного пути;
- постановке задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с поиском ответов на вопросы: «Что я хочу?» и «На что я годен?»;
- освоения новых поло-ролевых отношений;
- приобретения навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- развития абстрактного и творческого мышления.
В контексте жизненных задач на перекрёстке индивидуальных особенностей и профессиональных требований, по нашему мнению, и должна осуществляться встреча вступающего во взрослую жизнь человека с миром профессий и выбор возможных вариантов продолжения образовательного маршрута с учётом профессиональных предпочтений, способностей и востребованности выбираемых профессий на рынке труда.
В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жёсткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела» (20). И задача педагога-профконсультанта как раз помочь подростку научиться делать самостоятельный выбор в течение всей жизни и совершать следующие шаги:
Ø Шаг первый – «Я хочу» - обретение своей, а не чужой цели, узнавание будущего результата
Ø Шаг второй – «Я могу» – открытие и освоение своих способностей
Ø Шаг третий – «Мои ограничения» – выявление преград на жизненном пути в достижении значимых целей
Ø Шаг четвёртый – «Мой план» – совместный поиск путей и способов преодоления препятствий на пути к целям, проба сил в выбираемых сферах профессиональной деятельности
Ø Шаг пятый – «Мои достижения» – оценка промежуточных результатов (где я сейчас нахожусь, в нужном ли направлении двигаюсь), корректировка целей или путей достижения (оценка, анализ, новый план).
Когда мы говорим о профессиональной судьбе, то здесь больше рациональной логики, чем мистических откровений. Просто жизнь стремительно идёт вперед, сближая традиционную науку с философским и религиозным знанием.
Наш подход к профессиональному выбору на первый взгляд парадоксален, так как соединяет положения теории черт и факторов Ф. Парсона, теорию развития (Е. Гинцберг, Д. Сьюпер) с концепциями судьбоанализа Л. Сонди и М. Ахтниха, т.е. глубинной психологией. Но как в человеке тесно переплетено рациональное с иррациональным, а разум успешно сотрудничает с интуицией, так и в практике профконсультирования, на наш взгляд, возможен синтез и использование разных подходов.
В этом небольшом пособии, которое мы обозначили, как практикум мы пытаемся восполнить некоторый вакуум в методах и технологиях применяемых в профориентационной работе при обилии содержательного материала по данной теме. Это, прежде всего, технологии организации и проведения индивидуальной и групповой профконсультации. В практикуме также представлен дизайн (подробный сценарий) тренинга профессиональных навыков, разнообразный стимульный и методический материал, который сложно найти в педагогической литературе по данной теме. Предлагаемый Вам для работы инструментарий апробирован автором и хорошо показал себя в практической деятельности профконсультанта.
ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ
Выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы.
Выбор профессионального пути – это длительный, часто многолетний процесс активного личностного самоопределения. В период профессионального самоопределения, которое является ведущей деятельностью в старшем подростковом возрасте, у молодого человека может возникнуть потребность в психологической консультации.
Главной задачей профессионального консультирования старшеклассников мы считаем помощь в жизненном и профессиональном самоопределении, развитии способностей и качеств личности, помогающих достичь профессиональной самореализации, а не подбор человеку той или иной специальности или профиля обучения, хотя это и является одним из условий достижении профессиональных целей.
Тем более что нет необходимости в «определении» человеку одной профессии на всю оставшуюся жизнь, так как на разных этапах жизненного пути для него могут быть актуальны разные виды деятельности. Например, большинство людей творческого склада несколько раз в течение жизни меняют свою профессию. Конкретная профессия часто выступает в качестве промежуточного этапа на пути человеческого становления, т.е. одной из ступенек на карьерной лестнице.
Возникновение и развитие профессиональной ориентированности у человека зависит от некоторых базовых факторов. В поисках своей профессиональной ниши человек (сознательно или бессознательно) ищет ответы на следующие три вопроса, которые связаны с тремя уровнями профессионального самосознания:
1) «Ради чего я работаю?» (духовный уровень)
2) «Чего я хочу достичь?» (социально-психологический)
3) «Как я собираюсь это сделать?» (инструментально-технологический).
Профконсультант не должен заниматься выбором профессии (конкретной специальности, рабочего места) для клиента: слишком высокой окажется мера его ответственности. На вопрос, ради чего работать, клиент (подросток) должен ответить сам.
Кроме того, проводя необходимые мероприятия на II и III уровнях профессионального самосознания, психолог-профконсультант, владеющий специальными знаниями в области психофизиологии и психологии, еще может быть экспертом и помощником своего клиента, но в духовной сфере (I уровень) он не может навязывать ему свое мнение и нарушать свободную волю.
На основании концепции иерархии профессиональных ценностей можно выделить три основные задачи профконсультанта:
1. активизировать духовно-смысловую сферу личности оптанта;
2. определить профессиональный психологический тип его личности;
3. определить соответствие профессионального типа личности выбранной ей профессиональной среде (9).
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда в поисках психологической защиты подросток готов возложить на психолога-консультанта ответственность за свою профессиональную судьбу. Он отчаянно просит совета и готов отказаться от самостоятельного выбора, но при этом он отказывается от самого большого сокровища – свободной судьбы. В связи с этим при профконсультировании могут возникать этические проблемы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 850.