ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московский технический университет связи и информатики
Кафедра теории вероятностей и прикладной математики
Учебно-методическое пособие
по курсу
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Часть 1
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
для студентов-заочников 1 курса
(направления: 11.03.02, 15.03.04)
1 семестр
Москва 2017
План УМД на 2017/18 уч.г.
Учебно-методическое пособие
по курсу
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Часть 1
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Составители: А.В. Власов, доцент
В.С. Юдин, доцент
Издание утверждено на заседании кафедры. Протокол № 8 от 20.04.17 г.
Рецензент А.Г. Кюркчан, профессор
ВВЕДЕНИЕ
Студенты-заочники первого курса технических факультетов МТУСИ в течение первого семестра по курсу «Высшая математика» изучают две самостоятельные части:
«Линейная алгебра и аналитическая геометрия»;
«Высшая математика».
По этим курсам выполняются контрольные работы и сдается экзамен.
Настоящее учебно-методическое пособие и контрольная работа относятся к первой части курса.
Пособие не заменяет учебников по высшей математике. Оно содержит разъяснения о порядке изучения программного материала; в нем кратко освещены отдельные вопросы, которые могут встретить затруднение при самостоятельном изучении, приведены методы решения некоторых типовых задач и вопросы для самопроверки. Изучать курс следует по литературе, перечисленной в настоящем учебно-методическом пособии.
Бюджет времени (в часах) студента–заочника для изучения первой части курса «Высшая математика» в первом семестре:
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | Итого | ||
Лекции | Упражнения | Изучение курса | Выполнение контрольных работ | |
6 | 10 | 72 | 20 | 108 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОПРЕДЕЛИТЕЛИ
1. Определители и их основные свойства.
2. Системы линейных уравнений. Правило Крамера. Линейные однородные системы и их нетривиальные решения.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ
3. Понятие о линейном пространстве, размерности, линейных подпространствах, евклидовом (линейном со скалярным произведением) пространстве, норме, ортогональности.
4. Матрицы и действия над ними. Обратная матрица. Матричная запись системы линейных алгебраических уравнений и ее решения. Собственные значения и собственные векторы матриц; характеристическое уравнение.
ВЕКТОРЫ
5. Скалярные и векторные величины. Линейная комбинация векторов, базисы на плоскости и в пространстве, декартов базис.
6. Проекция вектора на ось. Разложение по ортогональному базису. Скалярное, векторное, смешанное произведение векторов, их основные свойства и выражения через декартовы координаты сомножителей. Физические приложения векторов и действия над ними.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ
9. Линии и их уравнения. Порядок алгебраических линий. Примеры составления уравнения линий на плоскости по ее геометрическим свойствам.
10. Прямая линия. Различные виды уравнений прямой и их применение. Применение векторов к решению простейших задач на плоскости.
11. Кривые второго порядка. Определения, канонические уравнения, основные характеристики.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
12. Поверхности, линии и их уравнения. Порядок алгебраической поверхности. Поверхности вращения.
13. Плоскость и прямая линия. Различные виды их уравнений. Применение векторной алгебры для решения основных задач.
14. Поверхности второго порядка. Канонические уравнения поверхностей и исследование их форм методом сечений. Понятия о плоскостях сечения круговых цилиндра и конуса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисление. Т. 2. Изд. 13-е. - М.: Наука, 1985.
2. Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. Изд. 6-е. - М.: Наука, 1987.
3. Привалов И.И. Аналитическая геометрия. – СПб.: Лань, 2005.
4. Ефимов Н.В. Краткий курс аналитической геометрии. – М.: Физматлиз, 2004.
5. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я., Данко С.П. Высшая математика в задачах и упражнениях. Ч. 1. - М.: «Оникс, Мир образования», 2007.
6. Бугров Я.С., Никольский С.М. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии. - М.: Дрофа, 2005.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
1. Элементы линейной алгебры. Определители. Числовые матрицы и действия над ними. Обратная матрица (2 ч.).
2. Системы линейных уравнений. Элементы векторной алгебры (1 ч.).
3. Аналитическая геометрия на плоскости. Прямая на плоскости. Основные кривые 2-го порядка (краткий обзор) (1 ч.).
4. Аналитическая геометрия в пространстве. Плоскость и прямая в пространстве. Основные поверхности 2-го порядка (краткий обзор) (2 ч.).
ТЕМАТИКА УПРАЖНЕНИЙ
1. Матрицы и действия сними. Определители и их вычисление. Обратная матрица. Ранг матрицы.
2. Системы линейных уравнений. Решение систем уравнений матричным методом, по формулам Крамера, методом Гаусса. Исследование систем уравнений на совместность. Линейные преобразования.
3. Действия с векторами. Собственные числа и собственные векторы. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов.
4. Уравнения прямой на плоскости. Кривые 2-го порядка.
5. Плоскость и прямая в пространстве.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Самостоятельная работа над учебником
Самостоятельная работа над учебником является основным видом работы студента-заочника.
В самостоятельной работе следует руководствоваться следующими положениями.
1. Изучать курс высшей математики следует систематически в течение всего учебного процесса. Изучение в сжатые сроки перед экзаменом не дает глубоких и прочных знаний.
2. Все выкладки и вычисления необходимо проделывать на бумаге. Чтение учебного пособия следует сопровождать изучением конспекта, в котором записываются определения основных понятий курса, формулы, теоремы, а также воспроизводятся соответствующие чертежи и графики. На полях конспекта следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
3. Работая по основному учебнику, рекомендованному в настоящем пособии, студент должен обращаться к указанной дополнительной литературе. Это необходимо в тех случаях, когда основной учебник не дает полного ответа на некоторые вопросы программы. Кроме того, в дополнительной литературе, разработанной в основном преподавателями МТУСИ, учтен профиль университета, приведено много примеров и задач, облегчающих последующее изучение специальных дисциплин.
Решение задач
Приступая к решению задач, следует после изучения очередного раздела по учебнику внимательно рассмотреть примеры решения типовых задач по данному пособию, а затем переходить к самостоятельному решению рекомендованных задач. В тех случаях, когда это возможно, следует дать чертеж, поясняющий содержание задачи. Решение следует сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями. Решение каждой задачи должно доводиться до окончательного ответа и по возможности приводиться в общем виде.
Числовые данные подставляются в формулу в конце решения задачи. В промежуточные вычисления не следует вводить приближенные значения корней, число p и т.д.
3. Выбор варианта
Вариант выбирается в соответствии с двумя последними цифрами студенческого билета. Например, если номер студенческого билета 810221, то вариант будет иметь номер 21.
Сдача экзаменов
К сдаче экзаменов допускаются студенты, имеющие на руках выполненные и зачтенные контрольные работы. Экзамены сдаются устно.
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА
1. Матрицы. Основные определения. Действия с матрицами
Определение 1. Прямоугольная таблица чисел или иных математических
выражений, состоящая из m строк и n столбцов
-i - я строка
- j - й столбец
называется матрицей.
Числа а ij , из которых составлена матрица, называются элементами матрицы.
Определение 2 . Матрица, состоящая из одной строки, называется
матрицей – строкой.
Определение 3. Матрица, состоящая из одного столбца, называется
матрицей – столбцом.
Определение 4. Матрица, у которой число строк совпадает с числом
столбцов, называется квадратной.
Пример 1. квадратная матрица 2 – го порядка;
квадратная матрица 3 – го порядка.
Обозначение: матрицы, как правило, обозначаются большими латинскими буквами А, В, С, …, или с указанием их размера m ´ n: А m ´ n , В m ´ n, … , а элементы матрицы обозначаются маленькими буквами а ij , в ij , с ij, … с индексами, указывающими на номер строки i и столбца j, в которых расположен указанный элемент.
Определение 5. Матрица, у которой все элементы с индексами i¹j (вне
главной диагонали) равны нулю, называется диагональной.
Пример 2. ; - диагональные матрицы.
Определение 6. Единичной называется матрица Е с единицами на главной
диагонали:
Е = .
Определение 7. Матрица, у которой все элементы равны нулю, называется
нулевой и обозначается О.
Определение 8. Матрицы А и В называются равными, если они имеют
одинаковые размеры и при этом элементы матриц А и В,
расположенные на одинаковых местах, равны между собой:
а i j = b i j "i , j .
Действие (или операция), согласно которому все строки некоторой произвольной матрицы А преобразуются в столбцы, а все столбцы этой матрицы преобразуются в строки, называется транспонированием. Транспонированная матрица обозначается А Т.
Определение 9. Матрица АТ, элементы которой а Т i j= а ij "i , j ,
называется транспонированной.
Пример 3. Если матрица А = то АТ =
Определение 10. Симметричной называется квадратная матрица, у
которой а ij = а ji"i , j (т.е. элементы, расположенные
симметрично относительно главной диагонали, равны).
Пример 4. .
Определение 11. Суммой матриц А и В одинаковых размеров называется
матрица С тех же размеров, элементы которой
с ij = а i j + в i j "i, j.
Пример 5.
Свойства сложения матриц
1. А + В = В + А (коммутативность).
2. (А + В) + С = А + ( В + С) (ассоциативность).
3. А + О = О + А = А .
Определение 12. Произведением матрицы на число l называется матрица В
тех же размеров, что и матрица А, причем b ij = l а ij "i , j .
Пример 6. 3×
Свойства умножения матрицы на число
1. l(mA) = (lm)A (ассоциативность).
2. l(A+ B) = lA + lB (дистрибутивность).
3. (l + m)A = lA + mA (дистрибутивность).
Пример 7. 2
Определение 13. Произведением двух матриц А и В называется матрица С,
у которой элемент с ij равен сумме произведений каждого
элемента i –й строки матрицы А на соответствующие
элементы j –го столбца матрицы В
c i j= (i = 1,2, …,m; j = 1,2, … , n).
Замечание 1. Умножение двух прямоугольных матриц возможно только в том случае, когда число столбцов левой матрицы равно числу строк правой матрицы, т.е.
А m ´ k × B k ´ n = C m ´ n .
Замечание 2. Произведением двух квадратных матриц А и В одинакового размера является квадратная матрица С того же размера.
Пример 8. Найти произведение АВ, если А = и В =
Решение. АВ =
= .
Свойства умножения матриц
1. (АВ)С = А(ВС) (ассоциативность).
2. (А + В)С = АС + ВС (дистрибутивность).
3. АВ ¹ ВА (вообще говоря) – отсутвие коммутативности.
4. АО = О; ОА = О .
5. АЕ = А ;ЕА = А.
Определение 14. Матрицы А и В, для которых АВ = ВА называются
коммутирующими (или перестановочными).
Вопросы для самопроверки
1. Какие матрицы называются равными, диагональными, транспонированными, симметрическими, перестановочными?
2. Сформулируйте свойства сложения матриц.
3. Сформулируйти правило умножения двух матриц. В чем состоит условиие, необходимое для существования произведения матриц?
4. Сформулируйте свойства умножения матриц.
5. Как определяется обратная матрица? В чем состоит условие, необходимое для существования обратной матрицы?
6. Какие существуют правила для вычисления определителей 3-го порядка?
7. Что называется минором некоторого элемента определителя 3-го (произвольного) порядка?
8. Что называется алгебраическим дополнением некоторого элемента определителя третьего (произвольного) порядка?
9. Напишите разложение определителя 3-го порядка по 3-й строке и по 3-му столбцу.
10. Сформулируйте свойства определителей.
11. Что называется рангом матрицы и как он вычисляется?
ЭЛЕМЕНТЫ ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ
Векторы и действия над ними
Следует различать два типа объектов, встречающихся в естествознании: скалярные и векторные величины.
Скалярные величины – это величины, которые характеризуются числовым значением. Например, скалярными величинами являются масса тела, давление, коэффициент трения и т.д.
Векторные величины – это величины, которые кроме числового значения характеризуются еще направлением. Примерами таких величин являются: скорость тела, сила, действующая на тело, импульс тела и т.д.
Вектором называется направленный отрезок с начальной точкой А и конечной точкой В, который можно перемещать параллельно самому себе.
Длиной вектора = а называется число (неотрицательное), равное длине отрезка АВ, соединяющего точки А и В.
Нулевой вектор – вектор, начальная и конечная точки которого совпадают: = = О . Его длина равна нулю ( |О| = 0 ), а направление для него не имеет смысла.
Единичный вектор е - вектор, длина которого равна 1 ( |е| = 1).
Коллинеарные векторы – векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых. Векторы а , b и c , изображенные на рис. 1, коллинеарны.
Рис. 1
Компланарные векторы – векторы, которые лежат в одной плоскости или в параллельных плоскостях.
Равные векторы – векторы, которые коллинеарны, имеют одинаковую длину и одинаковое направление.
Суммой а + b векторов а и b называется вектор, идущий из начала вектора а в конец вектора b, если начало вектора b совпадает с концом вектора а (т.е. вектор b приложен к вектору а) – это правило треугольника (рис. 2).
Рис. 2 Рис. 3
Если векторы а и b имеют общее начало и на них как на сторонах построен параллелограмм, то суммой а + b будет диагональ параллелограмма.
Правило вычитания векторов показано на рис. 3 .
Произведением lа (или аl) вектора а на действительное число l называется вектор b, коллинеарный вектору а, длина которого |lа½= |l|×|а|, а направление совпадает с вектором а , если l > 0 , или противоположно а, если l < 0.
Проекцией точки А на прямую l называется точка А*, в которой пересекается прямая l с плоскостью, перпендикулярной к l, проходящей через точку А (рис. 4).
Рис. 4
Проекцией вектора а = (рис. 4) на направленную прямую l называется вектор , где А*и В* соответственно проекции точек А, В на прямую l.
Проекция вектора а = на направленную прямую l будем обозначать символом (прlа ) .
Числовой проекцией |прlа| вектора а на направленную прямую l называется произведение длины вектора а на косинус угла a между вектором а и прямой l
|прlа| = |а|×cos ( а,l ) = |а|×cosa ( 0 £a£p ).
2. Линейное пространство. Линейная зависимость. Базис
Линейным пространством L называется множество элементов, для которых определены операции сложения двух векторов и умножения вектора на число, обладающие следующими свойствами
1. Для любых векторов а и b из линейного пространства
а + b = b + а (коммутативность сложения).
В символьной записи это свойство будет иметь вид
" a, b Î L Þ а + b = b + а .
2. " a, b ,с Î L Þ( а + b) + с = а + ( b + c) ( ассоциативность).
3. $ О Î L : " a Î L Þ а + О = а (существование нулевого вектора).
4. " a Î L $ (- а) Î L (противоположный вектор) : а + (-а) = О.
5. " l Î R, " a, b Î L Þ l (а + b ) = lа +lb.
6. " l 1, l 2 Î R , " a Î L Þ ( l 1 + l 2) а = l 1а + l 2а .
7. " l 1, l 2 Î R , " a Î L Þ ( l 1×l 2) а = l 1(l 2 а ).
8. " a Î L Þ 1×а = а .
Линейными пространствами, в частности, являются: множество действительных чисел; множество векторов на плоскости или в пространстве; множество всех функций, определенных на каком-нибудь отрезке и т.д.
Определение 21. Линейной комбинацией векторов а1, а2, …, аn называется
сумма с1 а1 + с2а2 + …+ сnаn, где коэффициенты
с1, с2, …, сn– действительные числа.
Определение 22. Совокупность векторов а1, а2, …, аn линейного
пространства называется линейной зависимой, если их
линейная комбинация равна нулю
с1 а1 + с2 а2 + …+ сn аn = 0
и при этом хотя бы один из коэффициентов с1, с2, …, сn
отличен от нуля.
Определение 23. Совокупность векторов а1, а2, …, аn называется
линейно независимой, если равенство
с1 а1 + с2 а2 + …+ сn аn= 0
выполняется лишь в случае, когда все коэффициенты
с1, с2, …, сn равны нулю.
Утверждение 1. Необходимым и достаточным условием линейной зависимости двух векторов на плоскости является их коллинеарность.
Утверждение 2. Необходимым и достаточным условием линейной зависимости трех векторов в пространстве является их компланарность.
Определение 24. Базисом в линейном пространстве L называется
упорядоченная система А ( А = { а1, а2, …, аn })
максимально возможного числа векторов {а1, а2, …, аn},
удовлетворяющая условиям:
1) совокупность векторов а1, а2, …, аn линейно независима;
2) любой вектор a Î L в системе векторов А единственным
образом представляется в виде их линейной комбинации
а = х1 а1 + х2 а2 + …+ хn аn.
Числа ( х1, х2, …, хn ) называются координатами вектора а в базисе
{ а1, а2, …, аn }.
Размерность линейного пространства L определяется максимальным числом n линейно независимых векторов и обозначается dim L (dim L = n ). Если это число конечно, то такое пространство L называется конечномерным.
Любая пара неколлинеарных векторов а1, а2 на плоскости является базисом множества всех векторов, лежащих на плоскости.
Любая тройка некомпланарных векторов а1, а2, а3 в трехмерном пространстве является базисом множества всех векторов, лежащих в этом пространстве.
В случае декартовой прямоугольной
системы координат в трехмерном
пространстве в качестве базисных выбирают
единичные векторы
i = (1,0,0), j = (0,1,0), k = (0,0,1) ,
которые:
а) линейно независимы;
б) имеют длину, равную единице, т.е. |i| = |j| = |k| = 1;
c) по направлению совпадают с направлением осей
Рис. 5 координат OX , OY , OZ.
Векторы i, j ,k называются ортами и образуют базис.
Любой произвольный вектор а в этом трехмерном базисе может быть представлен в виде линейной комбинации а = х i + у j + z k или а = ( х, у, z ), где х, у, z - координаты ветора а в базисе { i, j, k }.
3. Собственные значения и собственные векторы матрицы.
Характеристическое уравнение
Во многих областях науки и техники, например, электро- и радиотехнике, механике, экономике, в теории кодирования и обработки сигналов широко используется понятие «собственное значение» и «собственный вектор».
Определение 25. Число l называется собственным значением, а ненулевой вектор х называется собственным вектором матрицы А, задающей линейное преобразование, если они связаны между собой соотношением
А х = lхÛ ( А-l Е ) х = О. ( 8 )
Это матричное уравнение задает систему однородных линейных уравнений:
, ( 9 )
которая имеет ненулевое решение в том случае, когда ее определитель |А-l Е| равен нулю.
Определение 26. Характеристическим уравнением квадратной матрицы А называется уравнение
|А-l Е| = 0 .
Пример 24. Найти собственные значения и собственные векторы линейного
преобразования с матрицей А = .
Решение. Составим характеристическое уравнение |А-l Е| = 0 Þ
(7 -l)[(5 -l)(6 -l) - 4] + 2 × (-2)(5 -l) =
= -l3 + 18l2- 99l + 162 = 0 Þ (l-3 )(l- 15l + 54) = (l- 3)(l- 6)(l- 9) = 0.
Таким образом нашли собственные значения линейного преобразования с матрицей А, равные: l1 = 3, l2 = 6, l3 = 9.
Найдем собственный вектор, соответствующий собственному значению
l1=3. Подставим l = 3 в систему ( 9 ) и получим .
С помощью элементарных преобразований получим систему, эквивалентную
данной , ранг которой r = 2. Так как число неизвестных в
системе n = 3 >r = 2, то в качестве базисных выберем переменные х1 и х2, а свободной переменной будет х3 . Полагая х3= 2t, где t – произвольное число, из последней системы найдем: х2 = 2t , х1 = t.
Таким образом собственному значению l1 = 3 соответствует собственный
вектор Х 1 = . Аналогично, собственным значениям l2 = 6 и l3 = 9 соответствуют собственные векторы Х 2 = и Х 3 = .
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Вопросы для самопроверки
1. Что такое эллипс и каково его каноническое уравнение?
2. Что такое гипербола и каково ее каноническое уравнение?
3. Что такое парабола и каково ее каноническое уравнение?
4. Что такое эксцентриситет и каким он может быть у эллипса, у
гиперболы, у параболы?
5. Какие из кривых второго порядка имеют асимптоты и каковы их
уравнения?
6. Какая линия называется алгебраической и как определяется ее порядок?
2. Аналитическая геометрия в пространстве
Плоскость и прямая линия
Вопросы для самопроверки
1. Объясните смысл параметров в уравнениях
; .
2. Напишите уравнения:
а) плоскости ХОZ;
б) осей ОУ, ОХ, ОZ.
3. Каково взаимное расположение прямой
и плоскости 3х + 2у – 5 = 0?
2.3 Поверхности 2-го порядка
Студент должен уметь распознавать указанные в таблице две поверхности 2-го порядка по их каноническим уравнениям, используя при этом метод сечений.
Таблица 2
Каноническое уравнение | Название | Схематический чертеж |
Трехосный эллипсоид | ||
Однополостный гиперболоид | ||
Двуполостный гиперболоид | ||
Эллиптический параболоид | ||
Гиперболический параболоид | ||
Конус 2-го порядка |
Следует, также, обратить внимание на цилиндры 2-го порядка
; ; у2= 2рх
и на поверхности вращения 2-го порядка. Например, если в уравнении однополостного гиперболоида
Положить а = b, то в сечении поверхности плоскостью z = h будут получаться окружности
,
следовательно, в этом случае поверхность является однополостным гиперболоидом вращения (он получается вращением гиперболы
вокруг оси ОZ).
Пример 32. Составить уравнение поверхности, образованной вращением линии x2 - pz2 = 4 вокруг оси OZ. Подобрать значение параметра р так, чтобы точка А(1,2,-1) лежала на этой поверхности. Указать название полученной поверхности и сделать её эскиз.
Решение. Уравнением вращения линии F(x,z) = 0 вокруг оси OZ является уравнение
,
так как при вращении вокруг оси OZ в уравнении без изменения остается координата z , а х заменяется на (аналогичный факт имеет место и по отношению к поверхностям, получаемым вращением плоских линий вокруг других координатных осей).
Таким образом, в рассматриваемом примере получим уравнение
или x2 + y2 – pz2 = 4.
Найдем параметр р , учитывая требования задачи. Координаты точки А должны удовлетворять найденному уравнению поверхности. Подставляя координаты точки в уравнение, получим 1+ 4 - р = 4 Þр = 1. Тогда искомое уравнение примет вид
x2 + y2 – z2 = 4 или в канонической форме .
Это уравнение описывает однополостный гиперболоид вращения.
Пример 33. Построить поверхность, определяемую уравнением:
9 x2 + 4 y2+ 36 z2 -18x - 16y +216 z + 313 = 0.
Для выполнения задания необходимо:
а) привести данное уравнение поверхности к каноническому виду;
б) определить вид поверхности и ее расположение относительно системы координат;
с) записать название поверхности и сделать чертеж.
Решение. Группируем члены уравнения, содержащие одинаковые переменные:
(9 x2 - 18 x) + (4 y2 - 16 y) + (36 z2 + 216 z) + 313=0 Þ
9( x2 - 2 x) + 4( y2 - 4 y) + 36( z2 + 6 z) + 313=0.
Выделяем полный квадрат в каждой скобке:
9((x2 - 2x +1) - 1) + 4((y2- 4y+ 4) - 4)+36((z2+ 6z + 9) - 9) + 313 = 0 .
Получим 9((x-1) 2-1) + 4((y-2) 2- 4) + 36((z+3) 2-9) + 313 = 0 Þ
9(x-1) 2-9 + 4(y-1) 2-16 + 36(z+3) 2-324 + 313=0 Þ
9(x-1) 2 + 4(y-2) 2 + 36(z+ 3) 2 = 36 .
Разделим обе части уравнения на свободный член и получим каноническое уравнение эллипсоида с центром в точке О1(1,2,-3)
.
Для построения этого эллипсоида сделаем в уравнении замену переменных
x-1= x1, y-2 = y1, z +3 = z1 .
В новых переменных уравнение эллипсоида примет вид:
.
Сделаем чертеж. Для этого через центр эллипсоида O1(1,2,-3) проведем оси
O1X1 , O1Y1, O1Z1 , и в этой системе координат построим эллипсоид
, где a = 2 , b = 3 , c = 1 (рис. 7).
Рис. 7
Вопросы для самопроверки
1. Какие поверхности заданы уравнениями:
4x2+9y2+z2 = 36 ;
4x2+9y2-z2 = 36 ;
4x2+9y2-z2= -36 ;
3x2+4y2 = z2 ;
3x2- 4y2= z2;
x2+ y2 = z ;
x2+ z2= 1;
x2– z2= 0 ;
y2= 4x .
2. Составить уравнение поверхности, образованной вращением прямой
у = kх вокруг оси ОХ.
3. Какую поверхность в пространстве описывает алгебрарическое уравнение 2-го порядка, содержащее лишь две переменные?
Контрольная работа № 1
Вариант 0
1. Решить систему линейных уравнений матричным методом и по формулам Крамера.
Варианты | Варианты | ||
10 | -5x +4y -3z = 6 -6x - 2y +5z = 9 4x - y - 3z = -8 | 60 | -3x + 4y +5z = -4 -5x +5y +5z = -5 2y - z = 3 |
20 | -2y +3z = -8 3x +y +3z = 1 -x +y +z = -3 | 70 | 3x - 4y - 4z = - 6 5x + 3y + z = - 8 4x + 2y - 3z = -3 |
30 | -y - 5z = 2 -5x +y +2z = - 4 -5x +5y +4z = 6 | 80 | 3x +4y -z = -8 y - 2z = -8 -3x -y +3z = 8 |
40 | -4x -6y -z = -1 -x -2y -5z = 5 -x +2z = -4 | 90 | -x -3z = 5 3x -2y -z = 3 -x +6y -2z = 9 |
50 | x +4y +z = 7 -3x +2y +z = -1 5x -2y -2z = 5 | 00 | -x -3y = 5 -3x +y +z = -2 -2x +y +3z = 5 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-5, -3) (-7, -9) (-13, -17) | (-19, -10) (6, -15) (14, -9) | (10, 15) (-14, -13) (-17, -9) | (16, 8) (-11, 4) (-15, 1) | (19, -1) (-4, -7) (-16, -16) |
Варианты | 60 | 70 | 80 | 90 | 00 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (4, -8) (-9, -4) (-13, -7) | (-19, -7) (-5, -15) (4, -3) | (-6, 6) (-4, 0) (5, -12) | (19, -4) (13, 8) (17, 5) | (-10, 4) (-18, 5) (-10, -1) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
(7, 2, -9) (3,-5,-5) (7,-8,-9) (1, 5, -7) | (6,-4,-5) (6,-7,-9) (-2, 2,-5) (6, 3, -5) | (3, 3, 6) (1, 3, 6) (1,-3, 3) (10,-1,10) | (-6, -7, 1) (-3, -5, 7) (1, -1, 7) (-6, -7, 6) | (3, 3, -5) (4, 5, -7) (9, 6, -3) (-4, -3, 1) | |
Варианты | 60 | 70 | 80 | 90 | 00 |
(-7, 8, 2) (-1, 5, 4) (-5, 10, 1) (-7, 8, 1) | (2, 4, 4) (-4,-3, -2) (5, 2, -2) (-2, -4, 5) | (-2, -1,-7) (2,-1,-7) (-2,-1, -6) (-4,-3,-8) | (1, 5, -1) (10, 3, 5) (1, 5, -9) (7, 5, -1) | (-1, 5, 5) (-3, 6, 3) (-1, 5, 2) (6, 9, 1) |
4. 1) Составить уравнение поверхности, образованной вращением линии вокруг оси ОZ.
2) Подобрать значение параметра p так, чтобы точка А(x0;y0;z0) лежала на поверхности.
3) Сделать схематический чертёж.
Варианты | Данные | задачи |
Уравнение линии в плоскости х = 0 | А(x0;y0;z0) | |
10 | рy2 = z | (1, 0,-1) |
20 | рy2 + 2z2 = 2 | (1,-1, 0) |
30 | y2 = рz2 +р | (1, 3, 2) |
40 | y2 + рz2 = 6р | (1, 2, -1) |
50 | рy2 + z2 = 6 | (1,-1, 2) |
60 | y2 = z2 + р | (4, 3, 5) |
70 | рy2 = рz + 4 | (1,-2, 1) |
80 | рy2 + z2 = 4р | (2, 1,-2) |
90 | рy2 + z2 = 4 | (0, 1, 1) |
00 | y2 + z2 = 6р | (2, -1, 1) |
Вариант 1
1. Решить систему линейных уравнений матричным методом и по формулам Крамера
Варианты | Варианты | ||
01 | 3x + 4y - 2z = 1 x + 5y + z = 0 2x + 4y + 3z = 8 | 51 | 2x - 5y + z = 1 4x + 2y - 3z = 1 x - y + z = 2 |
11 | 3x + 2y + z = 1 2x - 3y + 2z = 9 x - 8y - 5z = -7 | 61 | 3x + 3y - 2z = 4 5x - 7y + 4z = 0 x + 2y - z = 3 |
21 | 2x - y - z = 0 2x + 4y - z = 15 3x - z = 5 | 71 | x + 2y - 2z = 3 5x + 4y - 3z = 4 3x + y - 4z = 7 |
31 | x + 2y - 3z = -3 2x - 3y + z = - 13 3x + y + 2z = 4 | 81 | 5x - y + 8z = 7 2x + 2y - 3z = 9 x + 3y + 2z = 1 |
41 | x - 2y + 2z = -14 2x - y + z = -4 4x + y + 2z = 7 | 91 | 2x - 3y - 4z = -1 x + y + 5z = 0 3x + 2y + 4z = 8 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 01 | 11 | 21 | 31 | 41 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-4. 3) (-10, 6) (2, -10) | (-16, 13) (14, 3) (20, 11) | (10, 11) (-6, 14) (-2, 17) | (4, 9) (-9,-2) (-18, 10) | (8,-5) (-7,-10) (9, 2) |
Варианты | 51 | 61 | 71 | 81 | 91 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-10, 20) (-5,-5) (-15, 19) | (17,-19) (9, 15) (-15, 19) | (10,-6) (-3,-6) (7, 18) | (10,-16) (1,-18) (-11,-9) | (11,-15) (-3, 8) (1, 5) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 01 | 11 | 21 | 31 | 41 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (3, 1,-3) (3,-6,-3) (9,-6,-9) (2,-3, 5) | (-2,-4,-7) (-6,-8,-9) (-2, 1,-7) (-2,-8,-4) | (-1, 4,-4) (-4, 4,-8) (-9, 8,-3) (-5, 5, 4) | (4,-7, 8) (8,-3, 10) (2,-3, 4) (-2, 1, 8) | (-1,-3,-1) (1,-6,-7) (7,-9,-1) (1, 3, 8) |
Варианты | 51 | 61 | 71 | 81 | 91 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (5, 3, 1) (5, 3,-4) (-1,-6,-1) (-4, 1, 7) | (-2,-10,-1) (-1,-8, 1) (-6,-3, 3) (-5,-4, 1) | (2,-5,-7 ) (-4,-3, 2) (-2,-1,-9) (-6, 1,-7) | (8, 3,-5) (6, 7,-1) (8, 3,-10) (2,-3,-2) | (-1, 8, 3) (1, 8, 3) (-1, 4, 6) (1,-1,-3) |
4. Построить поверхность, определяемую заданным уравнением
Вариант | Уравнение поверхности |
01 | x2+2x +2y2 +4y -z2 = 0 |
11 | x2 –4x + 4y2 –8y + z2 = 0 |
21 | 0,5x2 +0,25y2 –2z +2 = 0 |
31 | x2–2x+y2–4y +z2–6z = 0 |
41 | x2–6x +y2–2y–z2 –4z = 0 |
51 | x2 + y2 –2х – 4y = 0 |
61 | x2 – 4x – y2 – 2y = 0 |
71 | x2 – 4x + 2z = 0 |
81 | x2 -3x -y2 + 4y -2z2 = 0 |
91 | x2 – 4x +y2 – 2y – z = 0 |
Вариант 2
1. Решить систему линейных уравнений методом Гаусса
Варианты | Варианты | ||
02 | 3x + 2z + u = –5 –4x–3y +5z–2u =–1 –2x–4y+6z+u = 4 –x–3y+ 7z – u =–6 | 52 | x–3y + 4z +2u = –3 –y –5z –3u = 5 2x +2y –z +u = –2 2x +y –6z –2u = 4 |
12 | 2y +3z –u = 9 –2x –6y +z +2u =–2 –2x –5y –3z +u =–8 –2x –4y +4z +u = 8 | 62 | –2x +4y +4z +u =–4 5x –5y –3z +u = –3 3y +3z +u = –2 –2x +7y+7z+4u =–6 |
22 | –x +3y +2z+3u = –7 –4x +6y –6z –2u =8 –2x +5y –u = 3 –6x+11y–6z–3u=11 | 72 | 6x –3y –6z –3u = 6 –3x –4y +6z –u = 6 6x +4y –4z +2u = 4 3x +2z + u = 9 |
32 | 4x +4y –z –2u = 5 –3y +3z –u = 5 –2x –y –z –u = –7 4x +y +2z –3u = 11 | 82 | –5x+2y +4z+3u =–3 –3x –4y +6z –u = 6 4x –5y –3z –3u = 5 x –9y +2z –5u = 6 |
42 | 6x +y –z +u = –8 5x +4y +z –3u = 4 –x –2y +4z +2u = 5 11x +5y –2u = –4 | 92 | 4x –2y +z +2u = –7 –3x –5y –z –2u =–9 y –6z +3u = 6 –3x –2y–7z +u = –2 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 02 | 12 | 22 | 32 | 42 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (20, -7) (-19, 15) (-7,-1) | (0, 4) (7,-10) (15,-16) | (-12, 19) (3, 3) (15,-2) | (-18, 8) (12, 8) (16, 11) | (17, 18) (8, 11) (-7,-9) |
Варианты | 52 | 62 | 72 | 82 | 92 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-14, 1) (-7,-10) (-3,-7) | (14,-9) (-10,-12) (0, 12) | (-18, 20) (0, 9) (-12,-7) | (14, 3) (15, -2) (-9,-12) | (-4,-9) (15,-12) (12,-16) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 02 | 12 | 22 | 32 | 42 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (2,-5, 2) (-4,-3,-7) (-2, 2, 6) (4, 1, 5) | (2,-3, 2) (-2,-3, 5) (8,-1, 5) (-5,-9,-4) | (4, 4,-7) (4,-2, 1) (10,1,-5) (4,-7,-7) | (-4, 5,-7) (2, 5, 1) (-4, 9,-7) (-5, 3,-9) | (-1, 8,-9) (8, 2,-7) (8, 8,-9) (-1, 7,-9) |
Варианты | 52 | 62 | 72 | 82 | 92 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (-3, 4, 2) (5, 3, 6) (3, 10, 9) (5, 3,-2) | (5, 5, 2) (3, 5, 2) (6, 1, 10) (5, 5,-7) | (-3,10,-2) (-5, 8,-1) (5, 9,-6) (3, 3, 4) | (5, 4, 1) (6, 4, 1) (5, 4, 4) (3, 7, 7) | (1,-4, 3) (2,-4, 3) (8, 2, 9) (1,-4, 7) |
4. 1) Составить уравнение поверхности, образованной вращением линии вокруг оси ОХ.
2) Подобрать значение параметра p так, чтобы точка А(x0;y0;z0) лежала на поверхности.
3) Сделать схематический чертёж.
Варианты | Данные | задачи |
Уравнение линии в плоскости y = 0 | А(x0;y0;z0) | |
02 | px –2 = z2 | (2;-2; 2) |
12 | x + p = z2 | (1; 3; 2) |
22 | px2 = z2 | (1; 0; -1) |
32 | px = z2 | (2; -2; 2) |
42 | px2 = z2 – 4 | (2; -5; 1) |
52 | 5x2 + pz2 = 10 | (2; 3; 3) |
62 | p – x2 = z2 | (2; 1; 1) |
72 | px2 + z2 = 4 | (0; 1; 1) |
82 | px2 + z2 = 0 | (1;-2; 1) |
92 | px + 4 = z2 | (1;-1; 2) |
Вариант 3
1. Решить систему линейных уравнений матричным методом и по формулам Крамера
Варианты | Варианты | ||
03 | x +2y –2z = –1 –3x +2y +4z = –9 3x –4y –z = 7 | 53 | –3x –2y +3z = –5 –3x +2y – z = –9 5x –3y –3z = 6 |
13 | 2x +y +4z = 5 –3x –y +2z = 2 –x – 4z = –3 | 63 | 6x +3y = 9 5x +2y +2z = 9 –5x +4y –5z = –6 |
23 | –5x –3y +6z = –2 5x +3y –4z = 4 –6x –2y +3z = –5 | 73 | 3x –6y –3z = 9 4x +5y –3z = –3 –x –4y +6z = –7 |
33 | –x +4y +z = –8 4x –4y +3z = 1 –2x +5y –3z = –5 | 83 | 4x +3y –4z = 1 –6x –3y +3z = –6 –y –z = 0 |
43 | 5x +2y +4z = 8 5x +y +3z = 7 3x –2y –2z = 4 | 93 | 5x + y = 6 5x +3y +3z = –1 –x –4y –4z = 7 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 03 | 13 | 23 | 33 | 43 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-11, 0) (4, 0) (-5, 12) | (4, -16) (-14,-17) (-19,-5) | (8, 4) (-2, 14) (2,17) | (12, 17) (9, 1) (13, 4) | (18, 17) (-5, 16) (-13, 10) |
Варианты | 53 | 63 | 73 | 83 | 93 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (3, -2) (0, 20) (15, 12) | (-3,-2) (19, 18) (3,-12) | (7, 2) (2, 7) (14, 16) | (-5, 2) (1,-20) (-19,-5) | (16, 13) (20,-20) (-4,-2) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 03 | 13 | 23 | 33 | 43 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (2, -1, 2) (8,-8,-4) (-1,-7,4) (8,-7,-5) | (-5, 2, 1) (-1, 3,-7) (-9,-6, 2) (-7, 5,-5) | (-6, 8, 2) (-2, 6,-2) (-6, 4,-1) (-4, 8, 2) | (-3,-2,-3) (5,-6,-4) (-7, 2, 4) (-9, 1,-5) | (8, 3, 3) (6,-3, 6) (2, 9,-4) (4,-5, 2) |
Варианты | 53 | 63 | 73 | 83 | 93 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (-4, 3,-1) (-6, 4,-3) (-4, 3,9) (-4, 7,-1) | (3,-1,2) (7, 6, 6) (1, 3, 6) (4,-5,-6) | (-2, 3, 3) (-1, 5, 1) (-8, 5, 6) (-8, 6, 5) | (-1,-1,-3) (-6,-1,-3) (3,-9,-4) (2, 5,-1) | (-5,-5, 1) (-5,-5, 9) (-7,-9, 5) (2, 1,-5) |
4. Построить поверхность, определяемую заданным уравнением
Варианты | Уравнение поверхности |
03 | x2 +2x +y2 –2y –2z = 2 |
13 | 4x2 –8x –9y2 –36y –72z2 = –184 |
23 | x2 -6x + 4y2 +16y + 9 = 0 |
33 | x2 + y2 –2z = 1 |
43 | x +y2 = 4 |
53 | x2 -4x +y2 +2y = z |
63 | 4x2 –4x –9y2 –6y = z |
73 | x2+6x+2y2–18y–8z = –49 |
83 | 6y +4z +20 = z2 |
93 | y2 +z2 + 2z = 0 |
Вариант 4
1. Решить систему линейных уравнений методом Гаусса
Варианты | Варианты | ||
04 | 2x -y + 3z -2u = 1 x - z + 2u = 6 x + y - z + u = 4 3x - y + z - u = 0 | 54 | 4x +2y +3z +2u = 5 3x +3y +5z -u = 3 -5x -6y -6z-u = -9 -2x-3y -z -2u = -6 |
14 | 3x + 2z + u = –5 –4x–3y +5z–2u =–1 –2x–4y+6z+u = 4 –x–3y+ 7z – u =–6 | 64 | 4x +4y –z –2u = 5 –3y +3z –u = 5 –2x –y –z –u = –7 4x +y +2z –3u = 11 |
24 | –x +3y +2z+3u = –7 –4x +6y –6z –2u =8 –2x +5y –u = 3 –6x+11y–6z–3u=11 | 74 | -4x+5z +2u = 9 -4x -y –4z -2u =-8 -x +3y -5z +u = -6 -4x -5y +z = 1 |
34 | 2y +3z –u = 9 –2x –6y +z +2u =–2 –2x –5y –3z +u =–8 –2x –4y +4z +u = 8 | 84 | x–3y + 4z +2u = –3 –y –5z –3u = 5 2x +2y –z +u = –2 2x +y –6z –2u = 4 |
44 | -4x-2y-5z +u = -3 -2x +6y +4z +u = 0 4x -y +6z -2u = -3 -3y +z -u = -6 | 94 | x +y -4z +2u = 7 2x -6y +2u = -8 -x -5y -5z +u = -9 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 04 | 14 | 24 | 34 | 44 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-17,-9) (-3,-6) (3,-14) | (12,-13) (-13, 12) (-19, 20) | (-3, 11) (11, 8) (-7,-16) | (0,11) (13, 12) (10, 16) | (-7, 6) (20,-3) (14,-11) |
Варианты | 54 | 64 | 74 | 84 | 94 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (5, 12) (-5,-8) (7, 1) | (15,-19) (17, 20) (-19,-7) | (19, 1) (-17, 3) (19,-12) | (6,-16) (4, 13) (0, 16) | (1, 4) (14,-9) (19, 3) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 04 | 14 | 24 | 34 | 44 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (-2,-1,2) (1,-7, 4) (-2, 2, 6) (-4, 8, 8) | (-3,-6,-5) (-9,-9, 1) (5,-2,-6) (-5,-8,-4) | (-3,-7,-6) (3,-5, 3) (-1,-1,-3) (-9,-5,-9) | (2,-7,-3) (8,-7, 5) (-4,-10,-9) (-6,-7, 3) | (-4, 1,-2) (-4,-3,-2) (-7, 3, 4) (-5, 1,-2) |
Варианты | 54 | 64 | 74 | 84 | 94 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (2, 1,-8) (1, 1,-8) (4,-2,-2) (8,-1,-5) | (2, 1,-5) (2, 5,-5) (-2, 5, 2) (-4,-1,-2) | (-4,-6,-3) (2,-9,-9) (-2,-4,-2) (-1,-4,-9) | (9,-1,-5) (6, 5, 1) (5,-4,-5) (7, 3,-9) | (-4,-5, 4) (-4,-5,-8) (-5,-7, 2) (5,-7, -2) |
4. 1) Составить уравнение поверхности, образованной вращением линии вокруг оси ОZ.
2) Подобрать значение параметра p так, чтобы точка А(x0;y0;z0) лежала на поверхности.
3) Сделать схематический чертёж.
Варианты | Данные | задачи |
Уравнение линии в плоскости Х = 0 | А(x0;y0;z0) | |
04 | y 2 - 2 = z 2 | (3; -2; 3) |
14 | рy 2 + z2 = 4 | (1; 2; 1) |
24 | у 2 + 2 = pz 2 | (1; 0; 1) |
34 | рy 2 = z 2 | (2; 2; -2) |
44 | p + y 2 = z 2 | (-1; 1; 2) |
54 | 5y 2 + pz 2 = 10 | (-1; 1; -1) |
64 | у 2 + z 2 = p | (-2; 1; 1) |
74 | рy 2 + z 2 = 4 | (-1; 1; 0) |
84 | рy 2 = z 2 | (3; 2; 3) |
94 | рy 2 +4 = z 2 | (-5; 2; 1) |
Вариант 5
1. Решить систему линейных уравнений методом Гаусса
Варианты | Варианты | ||
05 | -x -5y +2u = -4 4x +y -3z -u = -2 x +4y +4z +u = 0 -y +4z +3u = -4 | 55 | -3x -5y -z -3u = 8 -5x +y -4z -u = 5 -4x +y -4z -u = 4 -7x-4y-5z-4u = 12 |
15 | 5y -z +3u = 9 -x -y -4z +u = 6 2x -2y -2z -2u = 0 -x+4y-5z+4u =-15 | 65 | 3x +y +u = -9 x +3y -z +2u = -3 x +3y -z +2u = -3 4x +4y-z +3u = -12 |
25 | 4x -4y -z +u = -4 -3x+2y-3z+2u =-9 -5x +2y +2u = -1 x-2y -4z +3u = -13 | 75 | 2x -z +2u = -9 -3x+4y+6z+2u =-5 -2x +4y +4z -u = 0 -5x+8y+10z+u =-5 |
35 | -3x -y +z +2u = 7 -4x -3y -3z-u = -8 -3x-2y +2z -2u = 2 -7x-4y-2z +u = -1 | 85 | 2x +y -2z -u = 0 -2x -3y +2 u = -1 -3x-2y+2z +u = -2 -2y -2z +u = -1 |
45 | 4x -2y +4z -u = 0 x +3y +4z +2u = -2 -x +5y +z -2u = 6 5x +y +8z +u = -2 | 95 | -3x+3y-2z+2u =-3 -x -2y +4z -2u = 6 2x +3y -5z -u = -7 x +y -z -3u = -1 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 05 | 15 | 25 | 35 | 45 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (19, 7) (16, 18) (10, 10) | (13,-3) (-10, 8) (2, 13) | (1,-2) (3,-18) (-9,-13) | (-15, 11) (-18,-11) (12, 5) | (19,-4) (-6,-19) (-9,-15) |
Варианты | 55 | 65 | 75 | 85 | 95 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-11, 3) (15, 10) (-5, -5) | (-2, -19) (2, -7) (-6, -1) | (-18, 17) (5, 16) (-10,-4) | (17, 0) (-2,-18) (-11,-6) | (-14, 4) (-15, 7) (-3, 16) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 05 | 15 | 25 | 35 | 45 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (9,-3,3) (2,3,9) (-2,-3,3) (7,-7,7) | (2,-5,1) (-4,-3,10) (2,-5,-5) (-4,-8,-1) | (3,5,-5) (7,-3,-6) (-3, 8, 1) (9,-1,-2) | (-5, 5, 4) (-5, 5,-4) (-7, 9, 8) (-3,-4,-2) | (8,-4, 3) (8,-7, 3) (8,-4, 6) (5, 2,-3) |
Варианты | 55 | 65 | 75 | 85 | 95 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (-2,-2,-2) (-3,-4,-4) (-2,-6,-2) (-2,-6,-5) | (-5,-3,-1) (2, 1, 3) (-6, 1, 7) (-4,-7, 7) | (1, 2, 6) (-5,-4, 3) (-1, 4, 7) (9, 6, 7) | (-1,-5, 9) (1,-9, 5) (-7,-8, 3) (1,-4, 7) | (-7, 4,-7) (-7, 4,-1) (-3,-4,-6) (-1,-2,-4) |
4. Построить поверхность, определяемую заданным уравнением
Вариант | Уравнение поверхности |
05 | -4x +y2 -6y + 17 = 0 |
15 | у 2 - 2y + z2 = 0 |
25 | x2-6x+4y2+9z2+36z= 99 |
35 | 16x2+3y2 +16z2 -48 = 0 |
45 | 2x2 +y2 +4y +2z2 = 4x-4z-7 |
55 | x2 -9y2 -3z2 = 0 |
65 | х2 +4y2 -2z2 = 0 |
75 | x2+2x+2y2+4y+4z2+1= 0 |
85 | x2 +y2 +2z2 -2 -4z = 0 |
95 | 9x2-18x+16y2+64y+36z2-216z +253= 0 |
Вариант 6
1. Решить систему линейных уравнений матричным методом и по формулам Крамера
Варианты | Варианты | ||
06 | x -4y +z = 4 -3x + z = 8 -6x -y -4z = 5 | 56 | 5x -5y +3z = -9 5x +3y = 8 x -4y -3z = 6 |
16 | 3y +3z = -6 5x -5y -z = -4 2x -y +5z = -8 | 66 | -2x +4y +z = -5 -2x -6y -z = -3 3x -3y +z = -7 |
26 | x -2y +2z = -1 x -y -z = 1 -2x -4y -3z = 9 | 76 | -3x +6y -5z = -5 -4x -5y +z = -9 -4x -2z = -8 |
36 | -6x +3y -5z = 8 -5x -3y +z = 6 -5x -2y -5z = -4 | 86 | -2x +4y -2z = -4 4x +3y -3z = 4 -x +2y -6z = 3 |
46 | 4x +5y -z = 4 x -y +2z = 1 5x +5y +4z = 1 | 96 | y +5z =-7 -4x -5y +3z = -5 -6x -5y -5z = -3 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 06 | 16 | 26 | 36 | 46 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-2,-10) (3, 10) (0, 6) | (3,-6) (-8,-4) (10, 20) | (9,-2) (-1,-17) (-6,-5) | (13, 8) (19, 5) (15, 2) | (-7, 5) (8,-11) (13, 1) |
Варианты | 56 | 66 | 76 | 86 | 96 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-6,-19) (-7,-17) (11, 7) | (-16,-7) (7,-16) (-5, 0) | (7, 9) (2, -6) (-4,-14) | (5,-18) (10,-13) (-2,-4) | (6,-3) (15,-1) (6,-13) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 06 | 16 | 26 | 36 | 46 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (3, 5, 5) (3, 5, 10) (9,-4, 3) (-7, 5, 5) | (-4,-2,-5) (-6,-1,-3) (-4,-5,-1) (-6, 4,-2) | (3, 3,-7) (5, 9, 2) (-3,5,-4) (9,9,-10) | (-5, 4,-7) (-3,-5,-1) (3,-4,-3) (1, 7,-1) | (-3,-1,-5) (-1,-7,-8) (-7, 7, 3) (-4,-3,-3) |
Варианты | 56 | 66 | 76 | 86 | 96 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (-8, 9,-5) (-2, 3, 2) (-4, 9,-2) (-8, 6,-9) | (-2,-5,-5) (1,-9,-5) (-2, 7,-5) (4, 1,-2) | (-1, 3,-8) (-7, 5, 1) (-3, 2,-6) (-3, 6,-2) | (-7,-6,-7) (5,-6,-7) (-7,-9,-7) (-3,-6,-4) | (3,-6,-6) (7, 2, 2) (5,-10,-2) (-3,-8,-3) |
4. 1) Составить уравнение поверхности, образованной вращением линии вокруг оси ОУ.
2) Подобрать значение параметра p так, чтобы точка А(x0;y0;z0) лежала на поверхности.
3) Сделать схематический чертёж.
Варианты | Данные | задачи |
Уравнение линии в плоскости х = 0 | А(x0;y0;z0) | |
06 | у = рz2 | (-1; 5; 2) |
16 | 2y2 + рz2 = 2 | (1; 0; -1) |
26 | рy2 + р = z2 | (2; 3; 1) |
36 | y2 + рz2 = 6р | (1; -1; 2) |
46 | y2 + рz2 = 6 | (2; -1; 2) |
56 | y2 + р = z2 | (4; 5; 3) |
66 | рy +4 = рz2 | (1; 1; 2) |
76 | y2 + рz2 = 4р | (2; -2; 1) |
86 | y2 + рz2 = 4 | (-2; 1 –1) |
96 | y2 + z2 = 6р | (2; 1; -1) |
Вариант 7
1. Решить систему линейных уравнений методом Гаусса
Варианты | Варианты | ||
07 | 4x -2y +4z -u = 0 x +3y +4z +2u = -2 -x +5y +z -2u = 6 5x +y +8z +u = -2 | 57 | 2x +y -2z -u = 0 -2x -3y +2 u = -1 -3x-2y+2z +u = -2 -2y -2z +u = -1 |
17 | x +y -4z +2u = 7 2x -6y +2u = -8 -x -5y -5z +u = -9 | 67 | -3x+3y-2z+2u =-3 -x -2y +4z -2u = 6 2x +3y -5z -u = -7 x +y -z -3u = -1 |
27 | -3x+3y-2z+2u =-3 -x -2y +4z -2u = 6 2x +3y -5z -u = -7 x +y -z -3u = -1 | 77 | 4x -4y -z +u = -4 -3x+2y-3z+2u =-9 -5x +2y +2u = -1 x-2y -4z +3u = -13 |
37 | -4x+5z +2u = 9 -4x -y –4z -2u =-8 -x +3y -5z +u = -6 -4x -5y +z = 1 | 87 | 4x +2y +3z +2u = 5 3x +3y +5z -u = 3 -5x -6y -6z-u = -9 -2x-3y -z -2u = -6 |
47 | -3x -y +z +2u = 7 -4x -3y -3z-u = -8 -3x-2y +2z -2u = 2 -7x-4y-2z +u = -1 | 97 | 2x -z +2u = -9 -3x+4y+6z+2u =-5 -2x +4y +4z -u = 0 -5x+8y+10z+u =-5 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 07 | 17 | 27 | 37 | 47 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-8, 9) (-15, 0) (-12,-4) | (3, 10) (-15, 1) (5,-14) | (-18,-15) (-7,-17) (14, 11) | (-12,-9) (-2,-9) (-5.-5) | (-12, 5) (14, 7) (5, 19) |
Варианты | 57 | 67 | 77 | 87 | 97 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (9,-3) (1, 9) (13, 4) | (14,-4) (-11,-12) (-6, 0) | (5,-16) (-9,-13) (-1, -19) | (3,-20) (-7, 5) (-10, 9) | (4,-9) (-6, 11) (0, 3) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 07 | 17 | 27 | 37 | 47 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (3; 2; 2) (3; 5;-2) (2;-6; 6) (9; 8; 5) | (2; 8; 4) (-2; 4; 6) (8; 5;-2) (2; 8;-7) | (-1;-7; 3) (3;-5;-1) (1;-10; 9) (5; 2; 1) | (6; 7; 10) (8; 10; 7) (7; 6;-1) (-3; 4; 5) | (-2;-4; 6) (4;-6;-3) (2;-6; 2) (2;-5;-2) |
Варианты | 57 | 67 | 77 | 87 | 97 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (-7; 3;-10) (2; 5;-4) (-4; 9;-8) (-3;-1;-3) | (-4;-3;-1) (-3; 1;-9) (-4;-3; 9) (-6;-2; 1) | (-7; 2;-1) (1;-6;-5) (-1; 9; 5) (-7; 2;-5) | (4;-2; 2) (8;-2; 2) (-2;-9; 8) (4; 4; 2) | (3;-4; 2) (7;-2;-2) (5;-5; 4) (-3; 2; 5) |
4. Построить поверхность, определяемую заданным уравнением
Варианты | Уравнение поверхности |
07 | x2 -2x +2y2 -8y +3z2 +6z =10 |
17 | x2 -8x + y2 + 10y +z2 -12z -4 = 0 |
27 | 8x2 - 4y2 +2z2 - 48 = 0 |
37 | 3x2 +24x -4y2 -8y +6z2 -36z + 122 = 0 |
47 | -x2 -4x +2y2 +4y +3z2 -24z +52 = 0 |
57 | 2x2 -12x +2y2 -10y +2z2 +8z +1 = 0 |
67 | x2 -2x +y2 -4y +z2 -4 = 0 |
77 | 4x2 +16x -9y2-54y +36z2 -72z -65 = 0 |
87 | 2x2-12x -6y2-24y +3z2 -24z +30 = 0 |
97 | x2+8x-6y2+12y +3z2 +1 = 0 |
Вариант 8
1. Решить систему линейных уравнений методом Гаусса
Варианты | Варианты | ||
08 | x -y +3z +2u = 9 -x +5y -z +2u = 7 x -4y -3z +3u = -8 | 58 | -4x+5z +2u = 9 -4x -y –4z -2u =-8 -x +3y -5z +u = -6 -4x -5y +z = 1 |
18 | -6x +3y +3u = 3 -5x+2y+4z-3u =-8 5x -y -2z -2u = -2 -11x +5y +4z = -2 | 68 | 5x -2y +3z -u = 8 4x + 2z -u = 9 -x +5y -5z -u = 2 |
28 | 2x +2y -3z +u = 3 -x -4y -5z -u = 7 x +4y -u = 9 -5z -2u = 16 | 78 | 4x +2y +3z +2u = 5 3x +3y +5z -u = 3 -5x -6y -6z-u = -9 -2x-3y -z -2u = -6 |
38 | x +y -4z +2u = 7 2x -6y +2u = -8 -x -5y -5z +u = -9 | 88 | -5x -y -3z -u = 7 -2x +5y -2z +u = 1 y -3z -u = 0 |
48 | 4x -4y -3z -3u =-7 -2x+2y-4z -u = -8 -5x+2y-2z-2u =-6 2x-2y-7z-4u = -15 | 98 | -4x-2y-5z +u = -3 -2x +6y +4z +u = 0 4x -y +6z -2u = -3 -3y +z -u = -6 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 08 | 18 | 28 | 38 | 48 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (6, 12) (-16,-19) (8, 13) | (-17, 13) (-1, 20) (14, 0) | (18, 2) (-4, 3) (-16,-6) | (7, -9) (-5, 0) (10, 20) | (16, 1) (-18, -2) (-15,-6) |
Варианты | 58 | 68 | 78 | 88 | 98 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (-13, 6) (-16, 7) (-7, 19) | (19, 3) (-13, -1) (-1,-17) | (19, -13) (-9, 4) (12,-16) | (-1, 13) (-3,-12) (-18,-4) | (-1, 7) (-9, 16) (18,-20) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 08 | 18 | 28 | 38 | 48 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (3, 2, 3) (1,-4,-6) (1, 6, 7) (9,-4,10) | (5, 5, 2) (5, 8, 2) (7, 1,-2) (7,-1,-1) | (-5,-2,-5) (2,-8, 1) (4,-2,-5) (-5, 4,-5) | (-1,-4, 5) (2,-4, 9) (-1,-4, 9) (-1, 2, 5) | (-9,-2,-5) (-2, 2,-9) (-8,-2,-5) (-9,-2, 6) |
Варианты | 58 | 68 | 78 | 88 | 98 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (-4,-7,-2) (-2,-1, 7) (-4,-7,-8) (-10,-9, 7) | (-3, 3, 5) (3, 9, 2) (3,-6, 7) (-1, 6,-1) | (3,-8, 7) (3,-8,-3) (5,-6, 6) (-3,-2, 4) | (5,-5,-1) (4, 3,-5) (3,-5,-1) (-1,-3,8) | (-2,-8,-3) (-6,-1,-7) (-2,-8,-2) (4,-6, 6) |
4. 1) Составить уравнение поверхности, образованной вращением линии вокруг оси ОУ.
2) Подобрать значение параметра p так, чтобы точка А(x0;y0;z0) лежала на поверхности.
3) Сделать схематический чертёж.
Варианты | Данные | задачи |
Уравнение линии в плоскости х = 0 | А(x0;y0;z0) | |
08 | у + 1 = pz2 | (1; 1; 2) |
18 | 2y2 + pz2 = 2 | (1; 0;-1) |
28 | py2 + p = z2 | (-1; 5; 2) |
38 | y2 + pz2 = 6p | (1;-1; 2) |
48 | y2 + pz2 = 6 | (-2; 1; -1) |
58 | y2 + p = z2 | (4; 5; 3) |
68 | py + 4 = pz2 | (2; 3; 1) |
78 | y2 + pz2 = 4p | (2;-2; 1) |
88 | y2 + pz2 = 4 | (2;-1; -2) |
98 | y2 + z2 = 6p | (2; 1;-1) |
Вариант 9
1. Решить систему линейных уравнений матричным методом и по формулам Крамера
Варианты | Варианты | ||
09 | -y -3z = 7 x +6y +z = -8 -4x +6y -z = -1 | 59 | 2x + z = 1 5x +5y +6z = 4 -5x +y -z = -3 |
19 | 5x -y = 9 2x -3y +z = -1 -4x +2y +z = -8 | 69 | 6x +2y +2z = 4 -2x +5y -5z = 6 -5x -y -5z = 6 |
29 | -5x +2y +4z = -3 4x +6y = 8 x +6y +5z = -4 | 79 | 4x +4y +6z = -6 6x +3y -5z = 8 2x -3y -4z = 9 |
39 | -x +3y +2z = -3 -3y -2z = 2 -x -6y -3z = 5 | 89 | -5x +y -6z = 1 5y -2z = 8 6x -3y +3z = -9 |
49 | -x +5y +z = -1 2x -6y +3z = 8 -3x +2y -5z = -6 | 99 | -x -5y -2z = -4 x - 6y -3z = -2 -5x -3y -2z = -6 |
2. Даны координаты вершин треугольника АВС. Требуется:
1) вычислить длину стороны ВС;
2) составить уравнение стороны ВС;
3) вычислить длину высоты, проведенной из вершины А;
4) составить уравнение этой высоты.
Варианты | 09 | 19 | 29 | 39 | 49 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (14, -14) (11, 7) (14, 11) | (14, 17) (-3, 1) (9, 17) | (-14,-6) (9,-12) (6,-16) | (-18,-11) (-4, 7) (-16, -2) | (-11,-14) (17, 15) (2, -5) |
Варианты | 59 | 69 | 79 | 89 | 99 |
А(x1;y1;) В(x2;y2;) С(x3;y3;) | (12,-19) (14,-8) (18,-11) | (5, 14) (-3, -5) (-7, -2) | (6, 5) (-8, 2) (-14, 10) | (-6, 0) (-12,-2) (12, 16) | (12, 5) (4, -4) (-8, 5) |
3. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Средствами векторной алгебры найти:
1) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
2) площадь грани А1А2А3;
3) объем пирамиды А1А2А3А4;
4) уравнение плоскости основания пирамиды А2А3А4;
5) уравнение высоты пирамиды, проведенной из вершины А1.
Варианты | 09 | 19 | 29 | 39 | 49 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (-5; 4;2) (4;2;8) (-3;7;8) (3;5;-2) | (-3;-1;7) (-5;-5;3) (-3;-7;7) (1;3;5) | (10;-5;2) (4;2;-4) (2;-6;6) (6;-9;9) | (-5;6;-7) (1;4;-4) (1; 6; 1) (1; 3;-5) | (-7;-7; 1) (-7;-4;-3) (-3;-8;-7) (-10;-1;7) |
Варианты | 59 | 69 | 79 | 89 | 99 |
А1(x1;y1;z1) А2(x2;y2;z2) А3(x3;y3;z3) А4(x4;y4;z4) | (3; 1;-5) (3;1;-10) (5;-8; 1) (1; 4; 1) | (6;-1; 5) (3;-7; -1) (-2;-5; 4) (6;-3; 5) | (-3;-4;-1) (-6;-10;1) (-6;-4;-5) (1;-6; 3) | (-1; 1;-3) (-2; 5; 5) (-5;-3;-1) (-3; 4;-9) | (-6; 2;-3) (3; 2;-3) (-5;10;-7) (-4; 3;-5) |
4. 1) Составить уравнение поверхности, образованной вращением линии вокруг оси ОZ.
2) Подобрать значение параметра p так, чтобы точка А(x0;y0;z0) лежала на поверхности.
3) Сделать схематический чертёж.
Варианты | Данные | задачи |
Уравнение линии в плоскости у = 0 | А(x0;y0;z0) | |
09 | x2 = pz - 2 | (-1; 1;-1) |
19 | x2 = z + p | (1; 1;-2) |
29 | x2 = pz2 | (0; 1;-1) |
39 | x2 = pz | (1; 2;-5) |
49 | x2 - pz2 = 4 | (3;-2; 3) |
59 | px2 + 5z2 = 10 | (1; 2; 1) |
69 | x2 = p - z2 | (1; 0; 1) |
79 | x2 + pz2 = 4p | (-2; 2;2) |
89 | x2 + pz2 = 0 | (2; 1;-1) |
99 | x2 = pz + 4 | (3; 2; 3) |
Учебно-методическое пособие
по курсу
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Часть 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московский технический университет связи и информатики
Кафедра теории вероятностей и прикладной математики
Учебно-методическое пособие
по курсу
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Часть 1
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
для студентов-заочников 1 курса
(направления: 11.03.02, 15.03.04)
1 семестр
Москва 2017
План УМД на 2017/18 уч.г.
Учебно-методическое пособие
по курсу
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Часть 1
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Составители: А.В. Власов, доцент
В.С. Юдин, доцент
Издание утверждено на заседании кафедры. Протокол № 8 от 20.04.17 г.
Рецензент А.Г. Кюркчан, профессор
ВВЕДЕНИЕ
Студенты-заочники первого курса технических факультетов МТУСИ в течение первого семестра по курсу «Высшая математика» изучают две самостоятельные части:
«Линейная алгебра и аналитическая геометрия»;
«Высшая математика».
По этим курсам выполняются контрольные работы и сдается экзамен.
Настоящее учебно-методическое пособие и контрольная работа относятся к первой части курса.
Пособие не заменяет учебников по высшей математике. Оно содержит разъяснения о порядке изучения программного материала; в нем кратко освещены отдельные вопросы, которые могут встретить затруднение при самостоятельном изучении, приведены методы решения некоторых типовых задач и вопросы для самопроверки. Изучать курс следует по литературе, перечисленной в настоящем учебно-методическом пособии.
Бюджет времени (в часах) студента–заочника для изучения первой части курса «Высшая математика» в первом семестре:
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | Итого | ||
Лекции | Упражнения | Изучение курса | Выполнение контрольных работ | |
6 | 10 | 72 | 20 | 108 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОПРЕДЕЛИТЕЛИ
1. Определители и их основные свойства.
2. Системы линейных уравнений. Правило Крамера. Линейные однородные системы и их нетривиальные решения.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ
3. Понятие о линейном пространстве, размерности, линейных подпространствах, евклидовом (линейном со скалярным произведением) пространстве, норме, ортогональности.
4. Матрицы и действия над ними. Обратная матрица. Матричная запись системы линейных алгебраических уравнений и ее решения. Собственные значения и собственные векторы матриц; характеристическое уравнение.
ВЕКТОРЫ
5. Скалярные и векторные величины. Линейная комбинация векторов, базисы на плоскости и в пространстве, декартов базис.
6. Проекция вектора на ось. Разложение по ортогональному базису. Скалярное, векторное, смешанное произведение векторов, их основные свойства и выражения через декартовы координаты сомножителей. Физические приложения векторов и действия над ними.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 924.