Co смертью Сталина, последовавшей 5 марта 1953г., началось ожесточенное соперничество за власть в партийно-государственном синклите. Оказавшись без самодержца, "кремлевский двор" окунулся в тайны новых политических интриг и изощренных борений, находивших отражение в резолюциях партийных пленумов.
C марта страной стал править триумвират - H. Хрущев, Г. Маленков, Л. Берия. 26 июня, прямо назаседании Президиума Совета Министров CCCP, последний был арестован и вскоре расстрелян. C этого момента формальным лидером являлся Г. Маленков. После осуждения ЦК партии "фракционной деятельности антипартийной группы" B Молотова, Л. Кагановича и Г. Маленкова новым кормчим государства стал H. Хрущев.
Это был один из немногих деятелей сталинской креатуры, обладавший достаточно развитой политической интуицией в сочетании с неординарным организаторским мышлением и, самое главное, не утративший способности воспринимать импульсы, идущие из реальной жизни. Поэтому не случайно период правления Хрущева отличался в политическом отношении ярко выраженной реформаторской направленностью.
Начинали с аграрного сектора. Именно здесь концентрировались "болевые точки" народного хозяйства. "Хлебная проблема" продолжала будоражить страну, перманентно выводя ее на грань продовольственного коллапса. Производство зерна хронически не поспевало за потребностями государства (добавим: и соцлагеря). K 1950г. численность населенияувеличилась на20 млн. человек, в том числе городского - на 40 млн. (1) (эти годы отмечены массовым "бегством" из деревни). B 1953г. в стране заготовили 31 млн. т зерна, израсходовав на потребление 32 млн. Дефицит пришлось востребовать из государственных резервов.
Жизнь настойчиво требовала пересмотра традицион-
253
Изменения в "аграрной" концепции получили, естественно, свою реализацию и в Казахстане. Объемы капиталовложений в сельское хозяйство нарастали здесь еще более стремительно, чем по стране в среднем (в значительной мере это объяснялось "ставкой на целину"). B 1953-1958гг. ониувеличилисьпосравнениюс 1946-1952гг. более чем в 4 раза. Если в 1953г. в сельскохозяйственное производство было вложено 97,2 млн. руб., то в 1960г. -814,1 млн. Капиталонасыщенность посевных площадей в расчете на один гектар с 1953 по 1960гг. возросла в 2,5 раза (4).
Расширение инвестиционных потоков в направлении аграрного сектора создало предпосылки для бурного роста его материально-технической базы. C 1958г. в связи с реорганизацией MTC их техника стала продаваться колхозам: у них формировался собственный парк тракторов и других сложных сельскохозяйственных машин. Произошло беспрецедентное увеличение энергетических мощностей сельского хозяйства Казахстана. Количество тракторов (в 15 - сильном исчислении) возросло с 49 тыс. в 1950г. до 264тыс. в 1958г., комбайнов - соответственно с 16 тыс. до 96 тыс., автомобилей грузовых - с 8 до 74 тыс. B 1960г. энерговооруженность труда одного рабочего совхоза составила в пересчете на традиционные коэффициенты измерения 23 п.с. (5).
Поворот "лицом к деревне" дал весьма ощутимые результаты, причем, неожиданно для руководства страны, почти сиюминутные. За период с 1954 no 1958гг. прирост валовой продукции сельского хозяйства составил 35,3 процента. Таких темпов колхозно-совхозная система не знала со времени коллективизации.
Советская экономическая наука дружно заговорила о "золотой пятилетке", о том, что благодаря "мудрости партийно-государственного руководства" сельское хозяйство страны доказало свою "органическую" способность к интенсификации производства, к таким темпам роста, которые не доступны "постоянно болеющей кризисами
255
капиталистической экономике'" и т.д. B эйфорию впало и руководство страны. Под влиянием произошедших сдвигов на селе оно уверовало, что механизмы динамики производства найдены изапущены в постоянное действо. Из этих иллюзий родились самонадеянные лозунги типа "Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла", "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" ит.д.
Ho вряд ли принималось во внимание, что интенсификация суть не просто наращивание капиталовложений, энергетических мощностей, численности поголовья скота, посевных площадей и даже увеличение выпуска продукции, а именно повышение эффективности производства. B контексте же этого решающего критерия экономика CCCP не шла ни в какое сравнение с развитыми капиталистическими странами.
Однако органы, призванные отслеживать тенденции в народном хозяйстве (Совмин, Госплан, ЦСУ, наука и т.д.), а по большому счету и сам правящий режим, не нуждавшийся в рационализации своей деятельности, продолжали насаждать в общественном сознании инсинуации, пронизанные апологетикой "самого прогрессивного советского строя". Эзотеричность, мания засекречивания экономической и социальной информации на всех ее уровнях, присущие "закрытому обществу", не позволяли ему самоидентифицироваться на фоне реальных (а не идеологически надуманных) оппозиций к другим структурам, моделям и качествам развития. Сравнительный анализ, необходимый для критического осмысления и понимания хозяйственной ситуации (захоти того даже ЦК КПСС) не мог быть получен и в силу идеологической ориентации и заданности экономических теоретико-концептуальных конструкций, методологического инструментария, понятийно-категориального аппарата. Отсюда - благостные картины, рисовавшиеся в тот период развития страны.
Между тем по сравнительно более поздним альтер-
256
нативным оценкам становится очевидным, что уровень интенсификации экономики, и особенно сельского хозяйства, оставался в рассматриваемые годы неадекватным широкомасштабности предпринятых мер.
Конечная продукция сельского хозяйства (валовая продукция за вычетом текущего потребления на производственные нужды в самой отрасли) в своих средних годовых показателях составила в стране в 1951-1955гг. 50 млрд. долларов, в 1961-1965гг. - 79,5, тогда как в США - соответственно 118 и 137,5 млрд. долларов. Годовая выработка на одного занятого в сельскомхозяйстве в рассматриваемые пятилетия фиксировалась в CCCP в пределах 1600 и 2500 долларов (в США - 19625 и 31250 долларов, в ФРГ - 5300 и 9700, во Франции - 4750 и 8900, Великобритании - 10150 и 17450 долларов). Уровень производительности труда в аграрном секторе США в это же время был выше, чем в CCCP, в 12,3 раза, в ФРГ - в 3,9, Франции - в 3,6, Великобритании - в 7 раз (6).
Вместе с тем CCCP обгонял названные страны по темпам наращиваниятехники, масштабам пространственного расширения сельскохозяйственного потенциала (посевные площади и т.д.). Огромны были и трудовые ресурсы, задействованные в сельском хозяйстве. B 1951-1955гг. и 1961-1965rr. здесь было занято 32 млн. человек, в то время как в США - 6,0 и 4,4 млн., ФРГ - 4,8 и 3,2, Великобритании - 1,2 и 0,9 млн. человек (7).
Все эти цифры говорят, что в рассматриваемые годы подвижки в сельскохозяйственном производстве происходили не за счет качественных, а за счет количественных моментов. Другими словами, экстенсивный механизм колхозно-совхозной системы не был сломан. Более того, он продолжал раскручиваться, набирая все большие обороты.
Думается, однако, что и экстенсивные факторы по своей роли и значимости в беспрецедентном росте валовой продукции сельского хозяйства в 1954-1958гг. уступали личным подсобным хозяйствам. Это становится
257
очевидным, если учесть, что в 1958г. в этом секторе было сосредоточено 43,6 процента всего крупного рогатого скота, 34,6 процента поголовья коров, 23,7 процента поголовья свиней, 17 процентов поголовья овец и 47,5 процента поголовья коз. Личные подсобные хозяйства давали 36,2 процента всего производства мяса, 45,6 - мяса, 16,4 - шерсти. Ими обеспечивалось 27 процентов товарной продукции мяса, 16 - молока, 61 - яиц, 11 процентов - товарной продукции шерсти. Еще более высокие соотношения были в овощеводстве, садоводстве и т.д. (8).
Ho и в рассматриваемые годы Хрущев придерживался "генеральной линии партии" на выкорчевывание всяких проявлений частной собственности, тотальное обобществление сельского хозяйства. Даже колхозы с их якобы кооперативной формой собственности рассматривались как временная стадия перехода к более высоким общественным (читай: огосударствленным) структурам. Отсюда - во многом программные тезисы о стирании "граней между городом и деревней", "различий между промышленным и сельскохозяйственным трудом", идеи о создании агрогородов, поселков городского типа, индустриализации сельского хозяйства, понимаемой не только и даже не столько как его промышленная модернизация, а как средства придания колхозникам статуса, социального облика и стереотипов рабочего. B этом же ряду действовала и усилившаяся установка на преобразование колхозов в совхозы. Хотя здесь присутствовали экономические мотивы, но они отлично вписывались в идеологическую доктрину о сближении государственной и колхозно-кооперативной форм собственности, в миф об общенародной собственности как неизбежного будущего социалистического развития.
Что касается личных подсобных хозяйств, то они еще со времен коллективизации рассматривались как вынужденное неудобство, с которым в критические моменты продовольственного напряжения приходится мириться, но которое рано или поздно надо будет ликвидировать,
258
ибо без этого не достигнуть полного "раскрестьянивания", столь победно начатого в годы сталинского "великого перелома".
Уже в марте 1954г. Совет Министров CCCP принял постановление, в соответствии с которым уменьшались размеры приусадебных участков. Ровно через два года (6 марта 1956г.) выходит постановление "Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели". За мудреным названием документа стояли новые запретительные акции, должные сократить приусадебный земельный фонд, ибо "использование земель в общественном хозяйстве при наличии в MTC большего количества техники и высокой механизации будет несравненно выгоднее, и колхозники в конечном счете будут получать доход значительно больше..." (9). Желаемое, однако, не стало действительным, и колхозники по-прежнему имели больше в своем бюджете от личного хозяйства, чем от общественного.
"Соединить личный и общественный интерес", т.е. сделать труд в колхозе экономически гораздо более выгодным, чем в личном подворье, пытались и путем введения авансирования, перехода на денежную гарантированную оплату труда (10). Ho эти, а также другие меры по совершенствованию распределительных отношений не смогли в полной мере компенсировать все более сужавшиеся возможности подсобного хозяйства как источника личного потребления.
Как полагают многие специалисты, свою эффективность аграрные реформы сохраняли где-то до 1957-1958гг. Далее начинается очередной спад. B 1965г. валовая продукция сельского хозяйства Казахстана составила по отношению к 1960г. всего 92 процента. За вычетом действия экстенсивных факторов (целина и многократный рост численности занятых в аграрной сфере) падение темпов роста представляется еще большим.
Методология экстенсификации продолжала оказы-
259
вать деформирующее влияние и на развитие промышленности. Момент этот многократно усиливался действующими идеологическими установками, в рамках которых экономика рассматривалась не только как условие жизнеобеспечения общества, но и важнейшая область состязательности двух систем: социализма и капитализма.
При этом в качестве главного соперника видели США. B это время здесь под воздействием рыночных механизмов (конкуренции и конъюнктуры) произошли структурные передвижки в промышленности. Удельный вес добывающего сектора в валовом национальном продукте снизился до 5 процентов (1959г.), тогда как обрабатывающего сектора составил более 20 (11). Ho и внутри последнего менялись "полюсы роста". C трудозатратных отраслей переходили на материало-, энерго- и капиталоемкие. Наблюдалась заметная переориентация потоков труда и капиталовложений с традиционных видов производств (черной и цветной металлургии, угольной промышленности и т.д.) на современные.
B CCCP промышленная политика определялась субъективно-волевыми факторами, исходящими от руководства страны, которое продолжало верить, что исход соревнования будет определяться динамикой базисных отраслей (металлургии, добычи угля и железной руды и т.д.). Поэтому не случайно, когда Г. Маленков выдвинул довольно мягкий тезис о возможности опережающего развития легкой промышленности по сравнению с тяжелой индустрией, H. Хрущев буквально зашелся в приступе идеологического гнева. Выступая на январском (1955г.) Пленуме ЦК, он квалифицировал это как "отрыжку правого уклона, враждебных ленинизму взглядов, которые проповедовали Рыков, Бухарин и другие" (12).
Начинал раскручиваться очередной виток экстенси-фикации. Гигантские ковши шагающих экскаваторов врезались в породу, оставляя после себя "лунные" пейзажи горнодобывающих карьеров, дымы новых заводских труб еще больше окутывали города, партии заключенных от-
260
правились на "химию" (на поселения в места, где возводились химические комбинаты). "Стройки коммунизма" шагали по стране, которая "требовала еще больше руды, угля, стали, чугуна и т.д.".
B Казахстане только к 1960г. было построено и введено в действие 83 крупных промышленных предприятия. B это время в республике получает развитие топливно-энергетическая база. B Карагандинском угольном бассейне было введено в действие более десятка крупных шахт и обогатительных фабрик. K 1955г. свыше 2 млн. т угля (добыча угля осуществлялась открытым способом) дал Экибастуз. B эти же годы началась эксплуатация Усть-Каменогорской гидроэлектростанции, тепловых электростанций в Джезказгане и Джамбуле. Увеличились мощности Карагандинской, Чимкентской и других ТЭЦ. Выработка электроэнергии возросла в республике в 2 с лишним раза, в том числе гидроэнергии - в 5 раз.
K 1960г. общий объем промышленной продукции составил по отношению к 1940г. 732 процента. B этом году вошел в строй действующий Иртышский химико-металлургический завод, на котором впервые в стране было налажено промышленное производство целого комплекса редкоземельных элементов и редких металлов. B 1957г. начал отгрузку продукции крупнейший в стране Джезказганский комбинат, построенный на базе Соколов-ско - Сарбайского месторождения. Ha рудах Атасуйских месторождений стал работать с полным производственным циклом Карагандинский металлургический завод.
По-видимому, именно здесь будет уместным вспомнить то трагическое событие, которое связано с Карагандинским металлургическимзаводом. Оно, пожалуй, впервые после XX съезда КПСС, осудившего Сталина, показало, что, даже отрекаясь от сталинизма, Система продолжает оставаться тоталитарно-антиправовой, способной решать любые социальные и политические конфликты исключительно в контексте привычных репрессивных методов.
261
Сооружение Кармета (в г. Темиртау Карагандинской области) было объявлено всесоюзной молодежной стройкой. Полинии ЦК комсомола сюда со всех концов страны прибывало огромное количество молодежи. B 1959г. на Казахстанской магнитке работало 25,5 тыс. человек, среди них - несколько тысяч юношей и девушек, не достигших совершеннолетия.
Спекулируя наэнтузиазме молодых, не зная проблем с рабочей силой, партийные и советские функционеры, а также чиновники-хозяйственники абсолютно игнорировали задачи усовершенствования организации труда на стройке, мало обращали внимание на решение вопросов культурно-бытового и жилищного строительства.
Многие рабочие не имели занятости или были задействованы на низкооплачиваемых операциях (земляные работы вместо простаивавших экскаваторов). Множество людей жили в палатках. Ha 31 тыс. строителей, проживавших в восточной части г. Темиртау, имелось столовых лишь на 1300 посадочных мест, на тысячу человек приходилось только 3,5 больничных койки (а травматизм на стройке превышал всякие нормы), 55 школьных и 6 детясельньгс мест. Нередки были перебои схлебом и питьевой водой.
... B субботу, 1 августа 1959г. группарабочих направилась в столовую, но так и не смогла пообедать (все столовые были закрыты). Это вызвало возмущение, а в последующем - и стихийные волнения рабочих (среди которых были и люди далеко не "комсомольской репутации" и даже судимые, именно они пытались направить толпу в русло противоправных действий).
Далее события развивались по закону действия постоянно возбуждаемой массы (погром отделения милиции, захват универмага и т.д.). По законам Системы развивались события и с обратной стороны: была стянута милиция, подтянуты войска. He понятно кем санкционированная команда вызвала беспорядочный огонь милиции и солдат.
262
Когда 4 августа 1959г., т.е. на следующий день после пикатрагических событий, в Темиртау приехали тогдашний секретарь ЦК КПСС JI. Брежнев (его направил сюда H. Хрущев) и руководство республики, уже можно было подводить кровавые итоги "умиротворения": 16 убитых и свыше 50-ти раненых в результате незаконного применения милицией и военными оружия. Охрана порядка в городе передавалась армии, особое положение обеспечивали около двух полков (чуть не дивизия) военнослужащих (13). Таков был первый "опыт", далее будут Новочеркасск (июнь 1962г.), Алма-Ата, Тбилиси, Вильнюс, Баку и т.д.
..."Вот возведем еще один сталелитейный завод, освоим еще одну горнообогатительную фабрику - и тогда полностью удовлетворим наши ресурсопотребности", -примерно так думалось в верхах. Ho чем больше расширялась промышленная инфраструктура, тем острее становился дефицит. И в этом не было парадокса. Новые "дети" экстенсификации - стройки, заводы и фабрики, появившиеся на промышленной карте страны, увеличивали круг и без того уже многих потребителей, стучавшихся в кабинеты распределительных органов (Совмин, Госплан и т.д.) с требованием своей "доли" в получении угля, чугуна, стали, электроэнергии и т.д.
A "доли" эти были огромны. Катастрофическое отставание в структурной и научно-технической политике порождало моральный износ оборудования, ресурсозат-ратные технологии и т.д. Попытки "снять" проблему директивным путем не увенчались успехом: доля народнохозяйственного эффекта от внедрения достижений науки и техники упала с 12 процентов в 1950-1960гг. до 7,4 в 1961-1965гг. (14). Гигантские (для того времени) капиталовложения пропадали в "черной дыре" экономики. Экстенсивная природа социалистического хозяйства пожирала саму себя.
"Тянули на себя одеяло" союзники по соцлагерю, а также "прогрессивные режимы" и "антиимпериалистичес-
263
кие" движения. Тяжелейшим прессом давили на бюджет страны лобби из непроизводительного военно-промышленного комплекса. Одинаково бедно одетый советский народ с подлинным чувством восторга рукоплескал первым космонавтам, а в это время в квадрат "A" тихоокеанской акватории один за одним запускались "эшелоны масла" в виде очередных учебных запусков баллистических ракет. Мы. наверное, уже никогда не узнаем, каких средств и напряжений стоили стране байконурский ракетно-космический комплекс или взрывы на Семипалатинском атомном полигоне (принесшем столь много трагического народу Казахстана). За каждой пионерской научно-технической идеей, способной реализоваться в военных целях, тут же следовала очередная мобилизация ресурсов общества, воздававшая взамен лишь гордость за супердержаву и осознание временного выхода страны на военно-промышленный приоритет. Ha путях гонки вооружения научно-технический прогресс противоестественным образом работал не на благосостояние советского человека, а, наоборот, ущемлял его право на достойный уровень жизни.
Нельзя не сказать, что в годы правления H. Хрущева государство впервые повернулось лицом к жилищной проблеме. До него миллионы и миллионы людей ютились в коммуналках (в каждой комнате по семье), обветшалых домах. Лишь немногие получали привилегию жить в отдельных квартирах в элитарных домах, построенных в канонах сталинской фундаментальной архитектуры. Массовое жилищное строительство осуществлялось по относительно дешевым типовым проектам. Сегодня эти микрорайоны и "хрущевские" поселки (двухэтажки) представляются архитектурным анахронизмом. Ho тогда именно благодаря их массовому и быстрому строительству люди были "вызволены" из сырых подвалов, обретя счастье иметь собственную квартиру. Если в 1950г. в Казахстане было построено жилья общей площадью 2103
264
тыс. кв.м, то в 1960г. - 7447 тыс. - это был буквально "жилищный" бум (15).
B этот же период, после десятилетий застоя, довольно широко развернулось производство предметов массового потребления, многие из которых были для населения в диковинку. Дворовые мальчишки целой ватагой ходили к своему более "счастливому" другу смотреть телевизор, а его такая же счастливая мама "одалживала" подружке стиральную машину. Появились магнитофоны, на смену бабушкиным буфетам и этажеркам приходили супермодные тогда серванты, мужчины с гордостью щеголяли в "безразмерных" носках и отливавших белизной нейлоновых рубашках.
Говоря более строго, благодаря количественному и качественному росту производства потребительских товаров произошла диверсификация "законсервированного" до того времени общественного стандарта потребления. Тем не менее объемы выпускаемых в этой сфере (группа "Б") товаров далеко не отвечали масштабам спроса населения, доходы которого в результате ряда предпринятых мер существенно выросли. Так, в 1960г. напоч-ти 10- миллионное население в Казахстане было произведено всего 35,5 тыс. стиральных машин, 127 тыс. электроутюгов, 1,2тыс. диванов-кроватей, 14тыс. сервантов, 0,6 тыс. деревянных кроватей и т.д. (16). Понятно, что производство некоторых товаров вообще отсутствовало в республике, а потому она ввозила их. Ho дефицит наблюдался по всей стране.
He удовлетворял людей и узкий ассортимент товаров. Они хотели приобретать более разнообразные и "модные" вещи. Рыночная экономика моментально отреагировала бы натакую "прихоть". Однако в директивно-плановом хозяйстве номенклатуратоваров расписывалась по пятилеткам A это значит, что общественный стандарт потребления как бы замораживался на пятилетие.
265
Иначе говоря, государство навязывало населению спрос: какие именнотовары покупать. Естественно, только те, что в ту или иную пятилетку будет выпускать советская экономика. A чтобы эта, чисто тоталитарная претензия не выглядела слишком обнаженно, то включалась идеологическая машина.
Скажем, в кинопрокатезапрещался показ пусть даже идеологически безобидных фильмов, где советские люди могли увидеть западную "красивую жизнь". Модные пиджаки и узкие брюки, джинсы и яркие рубашки, обувь на микропоре (производство которой до поры до времени просто не могла освоить советская промышленность) объявлялись вкусами буржуазной растленной культуры, а их "носители" - стилягами и тунеядцами (за ношение рубашки "Парагвай", где всего-то была нарисована пальма, дружинники на улице запросто могли забрать в отделение милиции). Ho как только производство примерно таких же товаров (например, обуви на микропоре) налаживалось в CCCP или соцстранах, они тут же выводились из-под идеологического огня. Другими словами говоря, потребительская конъюнктура и массовый спрос получали идеологическую санкцию.
B литературе уже много писалось, что именно в рассматриваемый нами период, т.е. при H. Хрущеве, благосостояние и уровень жизни народа обрели тенденции к росту. Вряд ли кто будет оспаривать это положение, тем более люди того поколения, что познали голод и холод, безысходность и задавленность в сталинское время, страдания военного лихолетья. Ho с позиций сегодняшнего критического переосмысления истории следует признать и то, что государство могло делать для своих граждан во много крат больше, отрекись оно от политики, выстраиваемой в административно-командной системе координат. Ho думать так - иллюзия, ибо это было бы уже совсем другое государство, как, впрочем, и общество. 266
ГЛАВА 14. "ЦЕЛИННАЯ ЭПОПЕЯ"
Мы уже отмечали, что в начале 50-х годов страна испытывала достаточно острый продовольственный кризис. Волько или невольно, но новое руководство должно было продемонстрировать обществу свое видение выхода из него.
Теоретически ситуация могла развиваться по двум путям. Первый вариант выхода из кризиса предполагал радикальную развязку, а именно: глубокую трансформацию системы производственных отношений, т.е. переход к рыночным механизмам, а также включение личного интереса, что было достижимо лишь по мере приватизации собственности, и прежде всего - на землю. Понятно, что подобное развитие событий даже не обсуждалось.
B целях самосохранения Система выбрала гораздо более привычную, так сказать, экстенсивную модель решения проблемы. Смягчить (а затем устранить) продовольственный коллапс предполагалось за счет резкого увеличения зернового клина. B этой связи был взят курс на распашку гигантских земельных массивов на востоке страны, т.е. на"освоение" целины. Дляэтого нетребова-лось поступаться идеологическими догмами. Достаточно было собрать в единую армаду тракторы и, обыгрывая энтузиазм народа, совершить марш-бросок за Урал.
Таким образом, будет правомерным сказать, что в известном смысле целина сыграла роль фактора, сработавшего на реанимирование входившей в состояние комы системы, оттянув ее агонию еще на долгие годы (подобно тому как чуть позже Самотлор, позволивший долгие годы держать страну на наркотике нефтедолларов и создавать иллюзию благополучия). Хотя и гипотетически, но можно предположить, что если бы не "целинный маневр", то возможности для сохранения системы в неизменном виде оказались бы еще более суженными.
Отвергая данныйтезис и пытаясь найти ему контрдоводы, обычно утверждают, что Хрущев просто не имел
267
другого выхода, ибо подъем зернового производства в традиционно сложившемся земледельческом ареале (Украина, юг России и т.д.) был в то время невозможным в силу недостаточного развития химической отрасли, т.е. промышленности удобрений.
Соглашаясь с констатацией последнего обстоятельства, следует тем не менее подчеркнуть, что даже за пределами рыночно-приватизационной возможности, т.е. в рамках привычного экстенсивного варианта, имелись достаточно приемлемые, во всяком случае, альтернативные по отношению к "целинной идее" пути решения проблемы. Их просто не могло не быть, если учесть уже хотя бы ту данность, что из 300 млн. га черноземных и чернозе-мовидных почв мира 190 млн. га, или две трети находились на территории CCCP. Это ли не гигантский резерв! Кроме того, нужно вспомнить, что в 1954-1958гг. средняя урожайность зерновых составила в республике всего 7,3 ц/га, а в 1962-1965гг. и того меньше - 6,1 ц/га. Как справедливо утверждают экономисты, при таком положении прирост урожайности в стране даже на один центнер по своему результату был бы фактически равносилен освоению всей целины (1). Добавим, что для поднятия урожайности на один центнер вовсе не требовалось "большой химии", достаточно было придерживаться технологической дисциплины или, допустим, провести на полях снегозадержание.
Одним словом, все говорят о том, что идея целины, выдвинутая февральско-мартовским (1954г.) Пленумом ЦК КПСС, отнюдь не носила неизбежно-необходимого характера. Напротив, данная акция была лишена объективно обусловленных предпосылок и в своем сущностном целеполагании была движима скорее политико-идеологическими моментами, нежели мотивами сугубо экономической рациональности.
C этого времени именно целина становится наиболее зримым символом восприятия образа Казахстана,
268
предметом особой заботы республики и страны в целом. Что касается H. Хрущева, то для него она стала подлинной idee fixe, важнейшим критерием подбора и расстановки руководящих кадров в республике.
Уже на сентябрьском (1953г.) Пленуме ЦК KJICC он подверг критике руководство Казахстана за недостаточную реализацию сельскохозяйственного потенциала. B этой связи руководителям партийной организации и правительства республики было предложено (естественно, в директивном порядке) разработать конкретный план подъема целинныхземель. B конце ноября 1953 г. такой план был представлен в ЦК КПСС. B соответствии с ним предполагалось, что в течение 1954-1957гг. посевные площади в Казахстане будут увеличены на 2,5 млн. гектаров (2).
Понятно, что такие "робкие наметки" не устраивали "Дом на Старой площади" (здание ЦК партии), ибо там уже дозревал план гораздо более крупномасштабных распашек "целинной нови", и не за четыре, а буквально за один-два года. Поэтому вскоре Москва (соблюдая, впрочем, политес в виде пленумов и прочее) снимает с должности секретаря Казахстанской партийной организации Ж. Шаяхметова, а затем и председателя Совета Министров H. Ундасынова. Новым главой правительства назначается Д.Кунаев. Что касается "укрепления партийной организации республики", то Центр направляет сюда одного из организаторов партизанского движения в годы войны, а тогда министра культуры CCCP П. Пономарен-ко (первым секретарем республиканской партийной организации) и первого заместителя начальника Главного политического управления Советской Армии JI. Брежнева (вторым секретарем).
Трудно сказать, сколько раз бывал Л. Брежнев на западе, востоке или юге республики, но с целины (согласно ненаписанным им мемуарам) он буквально не вылезал, чем и заслужил в дальнейшем расположение H. Хрущева (после XX съезда КПСС в 1956г. стал секретарем ЦК).
269
Сам же лидер страны шесть раз приезжал в Казахстан, неизменно посещая при этом целину. K этому времени (1962г.) по его инициативе пять северных областей республики были объединены в Целинный край (H. Хрущев: "... пора переходить на краевое управление народным хозяйством..., а в перспективе исчезнут границы между республиками") (3) со "столицей" в городе Акмолинске, переименованном им же в Целиноград ("C этой могилой - русский перевод Акмолы ему дали как "белую могилу" -Ж.А. - надо кончать и город переименовать в Целиноград!") (4). Столь нехарактерно частое для первых руководителей страны посещение Казахстана тем не менее не помешало H. Хрущеву в один из его приездов салютовать с трапа самолета здравицу "узбекскому народу", а в другой раз, подобно школьнику на уроках географии, удивляться территориальным просторам республики и вопрошать, что же за большой народ здесь жил в прошлом, если "занял такую громадную территорию" (5).
Вернемся, однако, к целине. Если рассматривать ее в призме современных социально-экономических и политических реалий, то ее роль для республики несомненна. Bo многом благодаря ей в Казахстане производится на душу населения от 1,5 и более тыс. кг зерна. Между тем согласно мировой практике для снятия продовольственной проблемы достаточно иметь показатель в пределах 1 тыс. кг. Таких стран насчитывается в мире лишь несколько (Канада, Австрия, США Дания, Франция, Венгрия, Румыния и другие). Следует также иметь в виду, что 90-95 процентов мировых посевных площадей, отводимых под хлебные злаки, занимают мягкие пшеницы, тогда как целинный регион Казахстана производит преимущественно твердую пшеницу, ее сильные сорта, отличающиеся высоким содержанием белка; именно здесь находится один из крупнейших мировых массивов ее производства (для сравнения: из сотни килограммов муки, произведенной из зерна с низкими технологическими качествами,
270
выпекают 91 килограмм хлеба, а из такого же количества муки сильного зерна - 115 килограммов; 20-30 процентов сильной пшеницы, добавленной к слабому зерну, уже позволяют получить качественный хлеб). Отсюда ясно, что в результате освоения целинных земель республика получала в принципе все предпосылки не только для полного удовлетворения собственных потребностей, но и для выхода на мировой рынок в качестве страны-экспортера высокотехнологического зерна (отвлекаясь, заметим, что из всех республик бывшего CCCP только Казахстан обладает таким потенциалом, что, естественно, увеличивает возможности его политического влияния в пространстве СНГ; например, Россия потребляла около 130 млн.т зерна, а производила в среднем 105 млн, недостающую разницу возмещали завозом из Казахстана - до 4 млн. т и импортом).
И все же, если рассматривать "целинный вопрос" в контексте таких моментов, как экологическая рациональность, экономическая целесообразность и социальная эффективность (политический дискурс дан выше), то выявится немало и негативных сторон целинной эпопеи.
Думается, что уже первый аспект снимает чрезмерный позитив в оценке целины. B первые же годы (1957-1958гг.) в результате беспрецедентных распашек начались пыльные бури на легких почвах в Павлодарской области, а в начале 60-х годов процессы дефляции (выдувания почв) охватили земли всего целинного региона. K 1960r в Северном Казахстане было подвержено ветровой эрозии более 9 млн. га почв, что равнялось тогда примерно всей сельскохозяйственной площади такой страны, как Франция.
Правда, в дальнейшем были разработаны почвозащитные системы земледелия, в частности, безотвальная обработка почвы (отвальный плуг был заменен на плоскорез, что позволяло сохранить стерню и другие органические остатки). Однако, как отмечают специалисты-эко-
271
логи, любые мероприятия в современных их формах лишь смягчают, но отнюдь не обеспечивают необходимой защиты окружающей среды. Следовательно, даже щадящие системы обработки почв не решают проблемы, а что касается основы степного целинного земледелия - паров, то, как известно, чистый пар наиболее подвержен ветровой и особенно водной эрозии, т.е. является сильным источником потерь почвенного плодородия.
Сказанное отчасти объясняет, почему Советский Союз терял больший объем верхнего слоя почв, чем любая другая страна. Подробная информация о масштабах эрозии в стране отсутствовала, однако, по самым осторожным оценкам Института всемирного наблюдения Лестера Брауна (США), потери верхнего слоя почвы на пахотных землях бывшего CCCP составляли почти 2,3 млрд. т в год (6). И значительная часть этих почвенных потерь приходилась на целинные районы Казахстана. За период освоения целинной пашни потери гумуса из пахотного горизонта превысили миллиард тонн, или треть его ис-ходныхх запасов в черноземах и каштановых почвах. Наблюдалась не только дегумификация, но и существенное ухудшение структуры и водных свойств, что неизбежно вело к снижению устойчивости почвы к эрозии.
Гумусный слой разрушался, а вместе с гибелью его каждого миллиметрового слоя на одном гектаре терялось 76 кг азота, 240 кг фосфора, 800 кг калия, и никакая "большая химия" не способна компенсировать потери. Слой этот весьма тонкий: если представить Землю в виде футбольного мяча, то слой почвы должен быть изображен оболочкой тоньше человеческого волоса.
Между тем функция почв многообразна. Современная наука фиксирует их гидросферные, атмосферные, ли-тосферные, общебиосферные, наземно-экосистемные корреляты. Например, выявлено влияние гигантских распашек на глобальные нарастания засушливости (скажем, из 25 лет - с 1960 по 1985гг - 23 года оказались в районах
272
целинного Казахстана, Нижней Волги и других районах засушливыми).
K сожалению, на современном уровне эколого-геог-рафического прогноза предугадать региональные и глобальные последствия масштабных антропогенных (в данном случае агрогенных) воздействий на природную среду весьма трудно. Тем не менее не вызывает сомнения, что такое воздействие вызывает деградацию отдельных компонентов биосферы Земли, приводит к разбаланси-ровке исторически сложившихся круговоротов и общему качественному перерождению. Разрушение же эволю-ционно возникшей качественной определенности и специфичности делает проблематичным развитие цивилизации.
Таким образом, целинные земельные распашки в Казахстане (в 1954-1960гг. здесь было поднято 25,5 млн. га) не могли не дать масштабных негативных проекций. Приняв курс на целину, отражавшую стратегию глобально расширяющегося (экстенсивного) природопользова-ния, партийно-государственное руководство проигнорировало общегуманитарный принцип "Земля - наш общий дом", взяв тем самым на себя моральную ответственность за грядущие экологические катаклизмы. Гигантская зона рискованного земледелия, формировавшаяся на пространствах Востока, была рискованна не только по отношению к урожаям, но прежде всего и главным образом в плане экологии нашего общего дома - планеты Земля.
Что касается экономической целесообразности, то этот аспект трудно иллюстрируется, ибо такие подсчеты статистика не вела. Поэтому вряд ли кто точно знает, какова действительная цена экономических издержек легендарных "казахстанских миллиардов".
Тем не менее если учесть, что в целинный гектар "вделывается" от 1 до 2 ц зерна, а собирается не более 6-9 ц (в 1954-1958гг средняя урожайность была на уровне 7,3 ц/ га, а в 1961-1965гг. - 6,1 ц/га) (7), то вопрос об экономи-
273
ческой целесообразности предстает весьма актуальным. Ho кроме этого, на величину издержек производства влияли и масштабы привлечения трудовых ресурсов. Ежегодно на целину прибывала огромная масса студентов, городских жителей, комбайнеров и механизаторов из других областей и республик. Например, в 1956г. (первый случай, когда Казахстан дал 1 миллиард пудов хлеба) на уборку урожая со всех концов страны было стянуто около 12 тыс. комбайнеров, 20 тыс. шоферов с соответствующей техникой, десятки тысяч учащихся из студенческих отрядов (как пелось в комсомольскихпеснях, это был их "третий трудовой семестр"). Кроме того, на целину регулярно посылались десятки армейских автомобильных батальонов, тысячи солдат срочной службы и воинов резерва, оттягивавшихся с гражданского производства. Порой число занятых на хлебной ниве достигало более 1 млн. человек. Все это, безусловно, сказывалось на рентабельности зернового производства, его себестоимости. Огромны были и энергетические затраты (горюче-смазочные материалы), которые росли в силу поистине бескрайних просторов целинных совхозных земель (уже одна транспортировка хлеба с полей до совхозного зернотока требовала чрезмерного количества энергоносителей).
Ориентировавшаяся на методологию экстенсифика-ции советская агроэкономическая наука считала, что для решения продовольственной проблемы важно достигнуть такого положения, чтобы на душу населения приходился как минимум гектар пашни. B этом плане в 50-х годах в CCCP отмечался дефицит в 50 миллионов гектаров. Поэтому цифра в 42 миллиона гектаров распаханной целинной нови отнюдь не случайна.
Задача, поставленная научными авторитетами, была решена - каждый советский человек "получил" по гектару.. Ha долю CCCP приходилось 16 процентов всех зерновых площадей на земном шаре (для сравнения: KHP -13, Индия - 14, США - 8,5 процента). Однако проблема осталась. 274
Располагая гигантским сельскохозяйственным потенциалом, страна тем не менее стабильно входила в пятерку крупнейших мировых импортеров зерна (наряду с Японией, Китаем, Саудовской Аравией и др.). За 10 лет (1976-1985 гг.) его было закуплено более 308 миллионов тонн на сумму в 50 с лишним миллиардов долларов. Причем это были "нефтедоллары": в 1960 г. было продано 17,8 миллионов тонн нефти, куплено 200 тысяч тонн зерна, в 1985 r. - экспортировано 117 миллионов тонн нефти, импортировано 44,2 миллиона тонн зерна. Попросту говоря, зерно обменивали на невосполняемые ресурсы - нефть. B этой связи глубоко прав один из экономистов, заявивший: "не будь нефти Самотлора, жизнь заставила бы начать перестройку лет 10-15 назад" (8) (в качестве ремарки заметим, что CCCP был объективно заинтересован в ближневосточном кризисе, поскольку его незатухающие коллизии позволяли держать курс "нефтедоллара" на достаточно высоком уровне, а следовательно, решать внутренние проблемы страны; в этом интересы "социалистического интернационализма" и "американского империализма" смыкались).
Жизнь доказала, что в условиях HTP природный фактор сам по себе еще не есть решающее условие. Взять хотя бы Нидерланды, которые крайне ограничены в земельных площадях и вынуждены метр за метром отвоевывать польдеры у моря. Однако CCCP - одна шестая часть земли, не шел с ней в силу экстенсивного характера экономики ни в какое сравнение.
B Голландии площадь пашни составляла всего 0,9 млн.га (в CCCP - 233 млн.). Продукция на один гектар пашни составилаздесь 8900 долларов (в CCCP -300). Один гектар пашни кормил 16,5 человек (в CCCP - 1,2), один работник сельского хозяйства обеспечивал продовольствием 60 человек (в CCCP -13). Между тем на гектаре пашни в CCCP было занято людей в 15-20 раз больше, чем в Голландии (9).
275
Итак, целина как "экстенсивный" маневр экономически не оправдала себя. Страна оставалась импортером зерна, а выход на вынужденную интенсификацию был заблокирован, и в этом роли целины и Самотлора одинаковы.
Целина породила ряд негативных моментов и в контексте социальных опосредований. Конечно, она сыграла большую роль в создании в регионе обширной социальной и производственной инфраструктур, возникновении новых городов в бурном расцвете старых . He следует забывать и то, что освоение целины осуществлялось главным образом через привлечение трудовых ресурсов из других республик (в 1960-1965гг. рост населения Северного Казахстана на 61 процент обеспечивался за счет межреспубликанской миграции) (10) - выходцев из РСФСР, Украины, Молдавии, Белорусии и т.д.; у H. Хрущева во время его встреч с лидером Китая Мао-Цзедуном обсуждалась даже возможность широкомасштабного привлечения на целину китайской рабочей силы. B результате здесь сформировалась широкая социокультурная и эт-ноконтактная зона, сильно динамизировавшая процессы интернационализации общественной жизни.
B то же время обширность миграционного потока имела и отрицательный результат. Так, регионы-доноры, т.е. районы-источники миграционных потоков, превратились из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории и на сегодня сохраняют острейший дефицит рабочей силы (например, Нечерноземье). Вместе с тем неконтролируемая миграция содействовала тому, что удельный вес коренного этноса в национальной структуре населения Казахстана снизился до тридцати процентов. B результате возникла объективная угроза языку (ареал функционирования казахского языка еще более сузился: более 700 школ были переведены с казахского языка обучения на русский), социокультурным институтам и всей
276
системе жизнеобеспечения казахского этноса. A это не могло не отразиться на всем комплексе межнациональных отношений, порождая здесь взрывоопасные проблемы и напряжения.
Говоря о социальных последствиях целины, нельзя также упустить из виду, что в ходе ее освоения еще более обострилась проблема регионных противоречий в развитии производительных сил Казахстана. Целина, как и промышленный Восток, стала основным центром притяжения государственных инвестиций. Другие же регионы республики были в этом отношении существенно ущемлены. B результате производственные и социальные инфраструктуры развивались здесь гораздо менее динамично, а производительные силы чуть ли не стагнировали, порождая вопросы занятости и пауперизации населения, демографические и экологические проблемы и т.д. Все это служило базой для возникновения проблемы "Север-Юг" (отсталые в плане развития производительных сил западный и юго-восточный регионы и относительно более развитые Север, Восток и отчасти Центр), чреватой самыми негативными последствиями в самых разных проекциях.
K началу 60-х годов стало очевидно, что административно-командная система полностью исчерпала себя. Жизнь все больше и больше требовала расширения инициативы и самостоятельности предприятий, укрепления хозяйственного расчета, а следовательно, и радикальных изменений в организационной структуре всей общественно-политической жизни. B этом отношении бесконечная цепочка непродуманныхреорганизаций, осуществляемых экспромтом H. Хрущевым, не давала и не могла дать требуемого эффекта, поскольку ухватившись за частное, невозможно было решить целое. Однако понимание, что система не поддается реформированию, придет в общественное сознание еще нескоро.
277
ШАБА 15. ЗАСТОЙ ИЛИ КРИЗИС?
Аппаратный партийный переворот, осуществленный в октябре 1964г. стал финалом насыщенной противоречивыми исканиями и борениями, надеждами и утраченными иллюзиями "хрущевской декады".
Придав анафеме "субъективистско-волюнтаристскую политикуХрущева" и облачившись в тогу "отцов-реформаторов", новоявленные лидеры партийно-государственной иерархии во главе с Л.И. Брежневым тут же принялись за санацию хронически больной социалистической экономики.
Гонг к очередному раунду косметической стилизации под реформы прозвучал на мартовском и сентябрьском (1965г.) Пленумах ЦК КПСС, где, как писали газеты тех лет, "были приняты исторические директивы по совершенствованию хозяйственного механизма". B содержании последних нашли отражение некоторые теоретические заделы и концепции, наработанные в экономической науке, продолжавшей следовать в фарватере догматов марксистско-ленинской политэкономии.
Игнорируя фатум исторической тупиковости социалистической утопии, предаваясь иллюзиям возможности реформирования экономики аномальной административно-командной системы, ведущие научные авторитеты страны пытались решить проблему кризиса через изменение отдельных фрагментов экономических отношений, никак не затрагивая при этом фундаментального начала -отношений собственности. Философия реформ допускала некоторое вторжение в частности, но только не в саму природу сущностного целого (так называемая социалистическая собственность), которое продолжало сохранять статус сакрального табу. Естественно, что такая методология уже изначально обрекала реформаторские потуги на провал.
Объективно не могли увенчаться успехом и частные решения, поскольку в условиях неизменной обществен-
278
но-политической и социально-экономической системы они становились абсолютно иррациональными. Как, например, можно было достигнуть расширения прав и самостоятельности предприятий (за что ратовал сентябрьский (1965г.) Пленум ЦК КПСС), если параллельно этой ключевой установке реформ было принято решение о воссоздании взамен совнархозов министерств, на которые налагались ответственность за распределение материалов и оборудования, оперативное руководство отраслью, финансирование, отслеживание качественных и количественных показателей и многие другие функции, совокупность коих, собственно, означала контроль за всем производством. Понятно, что, получив такие прерогативы (в дальнейшем они еще более расширились), министерства, отнюдь не став структурами нового типа (как в этом убеждал на Пленуме глава правительства A. Косыгин), превратились в отраслевые супермонстры, быстро подмявшие под себя права, инициативу и самостоятельность предприятий.
По большому счету и сами предприятия были не больно заинтересованы в самостоятельности. Если последняя и востребовалась, то только до определенных пределов. И это понятно, так как при отсутствии рыночных механизмов и тотальном господстве директивно-распределительных принципов организации экономики поиск ресурсов, каналов реализации, установление смежных связей, финансирование и многое другое могли вызвать у руководителей предприятий лишь головную боль, которую удобнее было переложить на министерства.
И все же, несмотря на имманентные изъяны, реформы вызвали определенное "взбадривание" экономики. Выросли показатели среднегодового роста промышленности и сельскохозяйственного производства, динамика была характерна для валового продукта и национального дохода, повысиласьэффективностьтруда. B годы восьмой пятилетки (1966-1970гг.) народнохозяйственный комплекс достиг наивысших со времен введения плановой экономики индексов роста.
279
Однако вскоре инерция реформ, так и не выйдя на мультипликативный эффект, была исчерпана, а сами они, обретая все более паллиативный характер, были окончательно заблокированы.
За двадцать лет (1965-1985гг.) индустриализацион-ные процессы в Казахстане развивались весьма динамично. Республика превратилась в один из крупнейших промышленных регионов CCCP Здесь находилась основная база цветной металлургии страны, действовали обширный топливно-энергетический комплекс, развитая химическая отрасль, угледобывающая промышленность, имелся огромный (даже по мировым стандартам) потенциал нефтедобычи.
По объемам добычи хрома республика вышла на первую позицию в стране, по углю, железным и марганцевым рудам - натретью. Казахстан давал около 90 процентов общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40 процентов кормовых фосфатов, от 30 до 70 процентов меди, цинка, свинца. До союзного значения наращивались мощности в производстве ферросплавов, титана, магния, редкоземельных элементов. C вводом в эксплуатацию крупнейшего в стране Карагандинского металлургического комбината существенно повысилась роль региона в производстве стали.
Если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно будет заметить ее явно обозначившуюся сырьевую направленность. Преимущественное развитие получили топливно-энергетический комплекс, цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли. B результате сложился относительно высокий удельный вес добывающего сектора промышленности (в 1986г. - 14,7 процента против 9 по CCCP), тогда как, например, доля машиностроения в общем объеме промышленного производства составила 7 процентов (27,4 процента по CCCP). B республике почти отсутствовали предприятия, производящие высокотехнологическую продукцию.
280
За пределы Казахстана вывозилось, как правило, дешевое сырье (хотя на мировых рынках оно стоило как раз дорого), а поступала дорогостоящая готовая продукция. Отсюда - перекос стоимостного баланса ввоза - вывоза. Республика вывозила продуктов на 8 млрд. руб., а ввозила-на 16 млрд.
B 1976-1980гг. число построенных и введенных в действие только крупных промышленных предприятий достигло 117 единиц, в 1981-1985гг. - 60 (1). Бурное развитие получила производственная инфраструктура. Концентрированным выражением "индустриального бума" стало увеличение доли промышленности в валовом общественном продукте республики до 50 процентов (на начало 80-х годов) (2).
За двадцать пять лет (с 1960 по 1985гг.) численность рабочих увеличилась на 2347 тыс. человек, или 203 процента (это, кстати, говорило, что подъем промышленного производства обеспечивался главным образом не за счет интенсивных, аза счет экстенсивных факторов: рост промышленной продукции многократно отставал от роста численности занятых). Удельный вес населения, занятого в промышленности и строительстве, достиг одной трети (1985г. - 31,2 процента). Промышленное развитие вызвало рост численности городов. По данным Всесоюзной переписи населения 1989г. в Казахстане насчитывалось болееЗО городов с населением свыше 50 тыс. человек, 19 городов - свыше 100 тыс. человек и пять городов с населением свыше 300 тыс. человек. B 1970r., впервые в истории народонаселения региона, удельный вес городских и сельских жителей уравнялся, а с 80-х годов горожане стали преобладать в структуре населения республики (1987г. - 58 процентов) (3).
Все приведенные выше цифры, взятые из статистических народнохозяйственных отчетов, рисуют в общем-то благостную картину развития промышленности. И конечно же, вчитываясь в них, широкая общественность не видела не то что явных симптомов, но и каких-то косвен-
281
ных намеков на кризис. Ведь долгие десятилетия единственным критерием функциональности и эффективности экономики был валовый подход, приучивший оценивать любую динамику только с количественной стороны. O делах в той или иной отрасли, том или ином производстве судили исключительно сквозь призму бинарной оппозиции "больше-меньше": если объемы продукции по сравнению с предшествовавшей базой хоть как-то возросли - значит, отрасль в динамике, если нет - производство в прорыве, оно стагнирует. И как тут не возрадоваться от круто ползущих вверх кривых, отражавших перевыполнение на миллионы тонн планов по стали, чугуну, нефти, углю и т.д.
Между тем "ползли в заоблачную высь" и графики импорта. Такая симметричность тенденций могла означать только одно: промышленность, выпуская огромнейшее количество, скажем, стали самой по себе, испытывала столь же огромнейший дефицит ее сортамента (электростали, проката из низколегированной стали и т.д.; в 1985г. из 155 млн.т стали, выплавленной в стране, 85,5 млн., т.е. значительно больше половины, приходилось на "дедовский" мартеновский способ) (4). Следовательно, если в количественном отношении валовое предложение продукции с лихвой перекрывало спрос, то в аспекте качества ничего подобного не наблюдалось. A это говорило о том, что имеет место производство ради производства, т.е. в интересах вала.
Вместе с тем динамика в производстве той же стали при ее относительно незначительном экспорте свидетельствовала о гипертрофированной металлоемкости промышленности. B подтверждение достаточно привести здесь лишь один пример: только в машиностроении излишний вес продукции достигал 12-15 млн.т, что в 2,5 раза перекрывало годовой объем сталелитейной промышленности Казахстана.
Крайне непроизводительная ресурсоемкость была характерна для всех отраслей экономики республики.
282
Например, статистика фиксировала, что в Казахстане в расчете на душу населения производилось электроэнергии больше, чем во многих высокоразвитьгх странах. По логике, согласно которой экономическое благосостояние и производительность труда во многом определяются среднедушевыми показателями производства энергии, Казахстан должен был являть собой весьма процветающий регион. Однако в этом плане корреляции не прослеживалось, т.е. индексы энергопотребления и развития экономики были более чем неадекватны. Следовательно, и здесь имел место "холостой ход": "энергетический бронтозавр" экономики расточительно пожирал невосполня-емые топливно-энергетические ресурсы.
"Дикие" масштабы ресурсоемкости экономики, помимо всего прочего, прямо стимулировались и действовавшей системой централизованного фондового обеспечения предприятий.
Следует сказать, что в ходе подготовки реформ 1965г. высказывалась идея о необходимости перехода от централизованного фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к поставщикам на оптовую торговлю средствами производства. Ee поддерживал, например, ученый-экономист E. Либерман - один из деятельных инициаторов реформаторских новаций. Однако многие ученые и практики увидели в замыслах ученого лишь "смешную либерманию" (тогда как западные наблюдатели, обыгрывая термин "либерализация экономики", с иронией называли реформы "либерманизацией экономики"). Настаивая на сохранении жесткого лимитирования, они утверждали, что отход от него возможен лишь после накопления материальных ресурсов и, следовательно, ликвидации дефицита.
Между тем этого как раз не могло произойти, ибо именно сохранявшаяся система централизованного фондового обеспечения предприятий и порождала дефицит. B Казахстане функционировали десятки тысяч предприятий, и все они безотказно брали все, что им давали и в
283
любых количествах. Дело доходило до таких пассажей, когда, например, предприятие сдавало в счет металлолома первоклассную катанку, которая ему никогда и не была нужна, но которую оно когда-то взяло, исходя из принципа "свой карман не тянет", или когда оперный театр давал объявление в газете о распродаже материалов, свойственных не учреждению культуры, а скорее промышленному производству. Руководствуясь поговоркой "бьют - беги, дают - бери", промышленность республики довела сверхнормативные запасы материальных ресурсов буквально до астрономических цифр.
Разорвать "заколдованный круг" могла лишь структурная перестройка промышленности с ее ориентацией на ресурсосберегающие технологии. Ho тут все опять упиралось в то самое сущностное целое, поскольку без радикальной трансформации отношений собственности и перехода к рыночной парадигме развития остановить затратный механизм экономики было попросту невозможно. Экономика в ее социалистическо-плановой ипостаси была обречена пожирать саму себя.
Итак, пробираясь сквозь частокол статистической казуистики, нагроможденной директивными ведомствами, можно было обнаружить, что в экономике республики (как и всей страны) развивались тенденции отнюдь не позитивного свойства. Хотя сделать это было не так просто, ведь насквозь идеологизированная статистика, очень умело манипулируя цифрами, выстраивала динамические ряды таким образом, что отрицательные индексы обретали только знак "плюс". B целях фальсификации действительной картины разрабатывались особо изощренные методики. Так, например, Продовольственной програм-мойСССРдо 1990r (декларированнойнамайском(1982г.) Пленуме ЦК КПСС) была поставлена задача обеспечить подушевое потребление мяса до 70 кг И статистика делала все, чтобы "подтянуть потребление" до этой партийно-санкционированной цифры. Для этого в категорию "мясо" стали засчитывать кости, субпродукты, внутрен-
284
ний жир (лярд) и т.д., были введены различные коэффициенты пересчета (например, говорили, что раз калорийность жира выше калорийности мяса, то можно 1 кг жира засчитывать как включенные в потребление несколько килограммов мяса).
Через так называемый множественный счет определялись объемы валового продукта (например, на каком-то заводе сделали деталь стоимостью 100 руб. и передали ее смежному предприятию, на котором в ходе операций с этой деталью произвели стоимость в 50 руб., но в отчетах этого предприятия указывалось не 50, а уже 150 руб. и так по всему продвижению продукции), в результате чего они "демонстрировали" рост даже не на какие-то проценты, а в "разы". Подобным образом фальсифицировались и стоимостные показатели плана. Последний, по статистике, всегда выполнялся и перевыполнялся, хотя 61 процент предприятий машиностроительного комплекса, 42 процента металлургического и т.д. не выполняли договорных обязательств (стоимость продукции, не полученной по договорным обязательствам,определялась в сотни и сотни миллионов рублей). Все объяснялось просто: недовыполнение в одном звене перекрывалось перевыполнением в другом фрагменте производства. Допустим, где-то трехкратно превысили плановые задания по производству ведер. И вот этим излишком закрывается эквивалент равных по стоимости, но не созданных других продуктов, скажем, электромоторов.
Плачевное положение складывалось в аграрном секторе экономики. Несмотря на постоянное наращивание капитальных вложений в сельское хозяйство, двукратный рост его энергетических мощностей, объемы валовой продукции не только не возрастали, но, напротив, обнаруживали устойчивую тенденцию к убыванию. Так, если в самые благополучные 1966-1970гг. среднегодовыетем-пы роста были зафиксированы на уровне 28 процентов, TOBl971-1975гг.- 15,ав1981-1985гг.-0,1процента.Если же учесть, что немалая доля валовой продукции аграрно-
285
го комплекса приходилась на личные подсобные хозяйства населения (в среднем за год: за 1981 -1985гг. - по картофелю - 56 процентов, овощам - 32, бахчевым - 35, пло-доягодным культурам - 53, мясу - 31, молоку - 44, яйцам -35, шерсти - 22 процента), то динамика валового производства в колхозно-совхозных структурах обретает в рассматриваемые годы еще более удручающую картину (5).
Согласно традиционным оценкам производительность труда в сельском хозяйстве росла от пятилетки к пятилетке. B действительности же его эффективность оставалась низкой, что видно особенно на фоне некоторых сопоставлений. Так, чистый результат от всей деятельности в расчете на одного работника составил в Казахстане всего 11 руб., или no нереальному валютному курсу тех лет что-то около 25 долларов, тогда как в США - 59 тыс. долларов, Великобритании - 42 тыс., Германии -32 тыс. долларов. Один работник в среднем кормил лишь 13 человек (в США - 80, Швейцарии - 100, Нидерландах -60 человек) (6).
B свое время Сталин следующим образом раскрывал "преимущества" социалистического сельского хозяйства: "... У капиталистов крупные... хозяйства имеют своей целью получение максимума прибыли. У нас, наоборот, крупные... хозяйства, являющиеся вместе с тем государственными хозяйствами, не нуждаются для своего развития ни в максимуме прибыли, ни в средней норме прибыли, а могут ограничиваться минимумом прибыли, а иногда обходятся и без всякой прибыли... Наконец, при капитализме не существует для крупных хозяйств ни особых льготных кредитов.., тогда как при советских порядках, рассчитанных на поддержку социалистического сектора, такие льготы существуют и будут существовать. Обо всем этом забыла достопочтенная "наука" (7).
Ясно, что такая идеология порождала иждивенческие тенденции в совхозах и колхозах, которые в условиях государственного патернализма, выражавшегося прежде всего в огромнейших дотациях на сельскохозяйственное
286
производство и многомиллиардных кредитах (конечно же, они не возвращались, а ежегодно просто "списывались"), мало задумывались о рентабельности.
B результате в 1981-1985гг. в Казахстане 53 процента совхозов и колхозов были убыточны, а размеры убытка вылились почти в миллиард рублей (в Талды-Курганской области убыточными были 72 процента совхозов и колхозов, Уральской - 78, Семипалатинской - 68, Целиноградской - 60 процентов и т.д.) (8).
Продолжал действовать затратный механизм. Так, в животноводстве затраты на производство 100 руб. вало-войпродукциисоставилив 1981 -1985гг. 120 руб. (вКзыл-Ординской области Казахстана - 118 руб., Целиноградской - 116, Павлодарской - 107 руб. и т.д.). B рассматриваемые годы цена реализации не возмещала даже себестоимости в производстве мяса крупного рогатого скота, овощей, сахарной свеклы, молока и молочных продуктов, свинины, шерсти (9).
Таким образом, колоссальные объемы целевых финансовых инъекций в сельское хозяйство не давали адекватной отдачи. Механизм действовавших организационно-хозяйственных структур, несмотря на обильную "смазку" из мультимиллионных ассигнований, постоянно пробуксовывал, обнаруживая неспособность трансформировать гигантские затраты в нужный результат. Возникал порочный круг: для рывка структур была необходима широкомасштабная интенсификация, для которой, в свою очередь, требовались наряду с прочим огромные средства, однако, последние, поступив в те же структуры, ими же и блокировались.
Результирующей проекцией глубоко иррациональной природы "классических" структурных образований эпохи "великого перелома" явилась их несостоятельность в плане реализации основной функции - обеспечения общества продовольствием.
Располагая на своей территории 2/3 мировых черноземов, занимая первое место в мире по площади сельхо-
287
зугодий (603 млн. га в CCCP, 431,5 млн. - в США, Канаде - 78, Нидерландах - 2,0 млн. га), являясь абсолютным лидером по поголовью крупного рогатого скота, овец, свиней и птицы, обладая стадом коров, в 10 раз большим, чем Великобритания и 40 с лишним раз, чем Дания (крупнейший экспортер масла), имея 23 млн. человек, занятых в сельском хозяйстве (в США - 3 млн), страна оставалась крупнейшим импортером продовольствия (10).
Советский импорт сельхозпродукции возрос со среднегодового уровня в 2,6 млрд. долларов (20 процентов всего импорта) в 1970-1972гг. до 19 млрд. долларов (24 процента) в 1981 -1985гг. Если в 1970г. было закуплено на мировых рынках 165 тыс.т мяса и мясопродуктов, то в 1985г. - 857 тыс., животного масла соответственно - 2,2 и 276 тыс.т, сахара-песка - 2745 и 4125 тыс.т (11).
Гримасой социалистического сельского хозяйства являлись стремительно нараставшие из года в год импортные закупки зерна. И дело здесь заключалось отнюдь не в его дефиците. Главными стимуляторами импорта выступали затратный характер экономики и магнетизм пресловутого вала. Это становится очевидным, если учесть, что в стране, даже в неурожайные годы, собиралось в среднем 70-75 млн.т пшеницы (в благополучные - до 80 млн.), тогда как, скажем, в США - 55-60, а в странах ЕЭС, вместе взятых, - 70-75 млн.т (12).
Куда же исчезало зерновое изобилие? Если даже принять во внимание несбалансированную структуру питания населения, где основными "энергетиками" выступали картофель и хлеб (подушевое потребление хлебопродуктов в 1985г. составляло в CCCP 132 кг, в США - 96, Дании - 71, Канаде - 69, Нидерландах - 64 кг), то все равно масштабы производства зерна должны были оставаться достаточными для удовлетворения собственных потребностей и даже для экспорта.
Однако это в теории. Ha практике все сводилось на нет тем же затратным механизмом. Гигантские объемы зерна ежегодно исчезали в пропасти под названием "эк-
288
стенсивное животноводство"
Нарастив в погоне за валовыми показателями огромнейшее и в то же время низкопородное, т.е. малопродуктивное, поголовье скота - средний вес одной головы крупного рогатого скота увеличивался всего на 3 кг в год (в Казахстане при стаде коров в 3 млн. голов средние удои составляли 1800 кг, тогда как, например, в Дании - соответственно 951 голова и 5700 кг), сельское хозяйство постоянно упиралось в кормовую проблему. При сохранении деформированной структуры сельскохозяйственного производства (в рекордный по урожаю 1987г. из 211 млн.т зерновых на кукурузу приходилось всего 14,8 млн.т, сою - 0,7 млн.т)потребности животноводства решались главным образом за счет грубых кормов и зерна. Последнего ежегодно скармливалось до 40-45 млн.т. Где-то в таких пределах и фиксировались импортные поставки (13).
Первые крупные импортные операции с зерном были проведены в 1963 г. Ho на постоянную, так сказать, плановую основу они были поставлены начиная с 1972-1973гг., когда цены на нефть по сравнению с ценами мирового продовольственного рынка резко возросли, создав у руководителей страны иллюзию выгодности обмена сырьевых ресурсов на зерно. Если в 1970 г было закуплено 2,2 млн. т зерновых, то в 1980 г. - 29,4 (из них 14,7 млн.т пшеницы), а в 1985 r. -45,6 млн.т(21,4 - пшеницы). По данным ФАО, с 1971 по 1988 гг. CCCP закупил за рубежом (в основном в США, Канаде, Аргентине Турции) 483 млн.тзерна на сумму 70 млрд. долларов (14). B 1985 г. каждая третья булка хлеба и каждая вторая пачка макарон, поступавшие в потребление населения, были импортного происхождения (15).
Катастрофические провалы в народном хозяйством неминуемо проецировались на качество и уровень жизни населения. Вопреки декларациям экономика работала не на человека, а только на саму себя. Об этом, в частности, свидетельствовала и структура промышленности, т.е. co-
289
отношение двух ее основных подразделений - производства средств производства (группа "A") и производства предметов потребления (группа "Б"). Если в 1970 г. удельный вес группы "A" (тяжелая индустрия, капитальное строительство, военно-промышленный комплекс и т.д.) в общем объеме продукции промышленности составил в Казахстане 73,3 процента, то группы "Б" - 26,7. B 1985 г. доля потребительских товаров упала до 25 процентов. Столь деформированные пропорции (заданные еще в годы сталинской индустриализации) обнаруживали, что динамика промышленности обеспечивается главным образом за счет первого подразделения. Следовательно, увеличение валового продукта, а через него и национального дохода, весьма слабо влияли на уровень жизни населения, коррелируя больше в сторону военно-промышленного и индустриального потенциала, нежели в векторе благосостояния общества.
Об относительно низком уровне жизни свидетельствовало множество индикаторов: здравоохранение, социальное обеспечение, жилищная проблема, экология, норматив физического износа населения, условия труда и его оплата, культурные идуховные потребности и т.д. и т.п. За неимением возможности мы кратко рассмотрим два показателя, которые в литературе очень долго замалчивались - инфляцию и питание населения.
Стереотипы политэкономии социализма все эти годы насаждали в общественном сознании инсинуации о том, что инфляция в условиях социалистического планового хозяйства не может иметь места, ибо она есть атрибут исключительно рыночной экономики. Внешне как будто так и было: десятилетиями цены на товары оставались стабильными,
Однако на самом деле инфляционные процессы, подчиняясь объективным законам экономики, развивались весьма бурно Правда, при этом они не имели прозрачного характера, а выступали в "подавленной", деформированной, т.е. скрытой, форме.
290
0 высоком уровне инфляции говорил сильнейший дисбаланс спроса и предложения. При социалистической (деформированной) модели цены низки и стабильны, но товары в дефиците и, следовательно, малодоступны или, наоборот, товаров много, но в силу убогости их ассортимента и качества они становятся попросту никому не нужными.
Все годы существования советского планового хозяйства сохранялся острейший дефицит по большинству групп товаров, и прежде всего - товаров широкого потребления, выпуск которых в силу блокирования группы "Б" и близко не отвечал спросу. Например, в 1985 г. производство предметов потребления на душу населения в стоимостном выражении составило в Казахстане всего 468 руб. Теоретически среднестатистический житель мог выкупить этот объем товаров за свою двух-трехмесячную заработную плату, зарплата же оставшихся девяти месяцев, не находя реализации, откладывалась в сберегательные банки, формируя так называемый "отложенный спрос". Следовательно, увеличение вкладов от населения в сберегательных кассах говорило не о росте благосостояния (как это всегда интерпретировалось в статистике), а о росте инфляции. Если в 1970 г. в Казахстане насчитывалось 3057 тыс. вкладов в сберегательных банках на сумму 1793 млн.руб., то в 1985 г. - соответственно 7274 на сумму 7870 млн.руб. (16).
Как подсчитали в свое время экономисты, в результате дефицита товаров неудовлетворенный покупательский спрос в масштабе страны составил 21-25 млрд.руб (явно заниженные оценки), население в поисках товаров теряло (на середину 80-х годов) 65 млрд. человеко-часов, что соответствовало годовому фонду рабочего времени 35 млн.человек, занятых в народном хозяйстве. Все названные цифры и выступали внешне невидимым проявлением инфляции. Ee же явным обозначением были длинные очереди в магазинах.
Выражением проявления инфляции служили и силь-
291
но опережающие темпы динамики оплаты труда по сравнению с ростом его производительности (в республике это былаустойчивая тенденция), так называемый "долгострой" (в Казахстане случаев его было множество), когда возведение гигантских заводов продолжалось десятилетиями, т.е. десятилетиями они не давали никакой продукции, но их строители исправно из года в год получали высокие зарплаты. B этих и многих других случаях нарастала денежная масса, не имевшая товарного обеспечения, что и есть прямой признак инфляции. Среди многочисленных утопий, "отлитых" H. Хрущевым в партийно-санкционированные максимы (как то: "стереть грань между городом и деревней", "устранить различия между умственным и физическим трудом", "достигнуть общности общественных и личных интересов", "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме" и т.д.) была и такая - "догнать и перегнать Америку по производству молока, мяса, масла".
Как же реализовала эту партийную установку социалистическая экономика? B 80-х годах уровень потребления мяса в CCCP по отношению к США (по расчетам не фальсифицированной советской статистики, а по оценкам ряда независимых экспертов) составил всего 34,2 процента, жиров и масла - 29,8 процента, рыбы - 67 овощей - 19,3, фруктов - 19,7 процента (17). Хотя средняя калорийность питания в CCCP (в Казахстане близкие показатели) и США фиксировалась примерно на одинаковом уровне (3300 ккал в день на душу населения), у советского потребителя 46 процентов дневного рациона пищи приходилось на картофель и хлеб, на мясо же и рыбу - только 8 процентов (в США - соответственно 22 и 20 процентов).
B потребительских расходах семьи из четырех человек, работающих и получающих доход в 380 руб. в месяц (до вычета налогов), расходы на питание составили 59 процентов, тогда как в США этот показатель равнялся 15,2
292
процента Фактические объемы потребления были в стране значительно ниже физиологически рациональных норм, рекомендованных специалистами. Если допустить выход на эти рациональные нормы, то доля расходов на питание составила бы в расходах среднестатистической семьи не 59, a 71 процент, для достижения же количественных норм питания американской семьи потребовалось бы 90 процентов бюджета семьи (в Казахстане - 98 процентов), а если учесть стандарты качества - 180 процентов (17).
Оценки экономической доступности, выводимые через количество рабочего времени, необходимого длятого, чтобы заработать на покупку продуктов питания, показали следующее: советскому работнику для того,чтобы купить условную единицу мяса, в 80-е годы приходилось трудиться больше, чем американцу, в 10-12 раз, птицы - в 18-20, молока - в 3, сливочного масла - в 7, яиц - в 10-15, хлеба - в 2-6, водки - в 18 раз.
B 1965 г. жители городов потребляли мяса (с учетом его качества) почти на 50 процентов меньше, чем в 1913 г. и 1927 г. (причем для покупки 1 кг мяса нужно было отработать по времени в 1,5 раза больше, чем в 1913 г. и 1927г.)(19).
Таким образом, огромный и разнообразный комплекс мер, постоянно усложнявшийся, абсорбировавший гигантские ресурсы общества, периодически "встряхивал" экономические структуры, но не сообщал им поступательного движения. Говоря образно, структуры, созданные в ходе революционаристского эксперимента, испытывали сильнейшую аритмию, которая выписывала кардиограмму, близкую к предынфарктному кризу. И именно кризис определял состояние общества, но отнюдь не застой -термин, выдуманный официальной пропагандой для обоснования и оправдания новых утопических экспериментов.
293
ГЛАВА 16. КОНЦЕПЦИЯ "ПЕРЕСТРОЙКИ"
Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный M.C. Горбачевым с приходом его к руководству CCCP, имел на отправном этапе такую же тенденцию, как и попытки его предшественников, пытавшихся при восхождении к власти показать себя деятельными, демократичными реформаторами. Система социально-экономических и политических акций, направленных на реформирование общества, вошла в историю под названием "перестройка".
B развитии этого периода выделяется несколько этапов (1).
Первый этап. 1985 г.(апрельский Пленум ЦК КПСС) - лето 1987г. B рамках данного этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию так называемого ускорения. Как предполагало и верило руководство страны, вывести общество из застоя (пока еще слово "кризис" не упоминалось) поможет борьба с пьянством (отсюда беспрецедентная антиалкогольная кампания) и распущенностью (продолжение курса Ю. Андропова на ужесточение дисциплины). Как ожидалось, эти меры должны были оперативно сказаться на росте производительности труда, а следовательно, и на ускорении общественного развития.
Однако в качестве главного фактора ускорения виделась идея обновления производственного аппарата (станков, оборудования, технологических линий и т.д.). Как считали некоторые "архитекторы перестройки" (академик-экономист А.Г. Аганбегян и др.), с помощью перераспределения валютных ресурсов с закупки потребительских товаров (продовольствия, одежды, обуви и т.д.) на приобретение преимущественно машиностроительного импорта удастся уже к 1990г. довести долю машин, оборудования и приборов гражданских отраслей машиностроения, отвечающих мировым стандартам, до 90 про-294
центов. Как следствие - резкое повышение производительности труда и ускорение общественного развития.
B аграрной сфере возможность ускорения виделась также во внедрении достижений HTP, новых технологи-яхидругих факторах интенсификации сельскохозяйственного производства. Как подчеркивал M.C. Горбачев в своих выступлениях в Целинограде в сентябре 1985г., эти моменты способны сообщить сильнейший импульс колхозно-совхозной системе, потенциал которой якобы огромен.
Между тем в условиях отсутствия рынка и частной собственности и, как следствие, конкурентной борьбы за потребителя всякие идеи ускорения оставались не более чем иллюзией. Действительно, зачем заводу, являющемуся монопольным производителем, скажем, телевизоров, новые технологические линии (пусть хотя бы и японские), если у него при всеобщем дефиците даже самая устаревшаяи некачественная продукция будет, что говорится, с руками-ногами оторвана потребителем. Ведь последний лишен выбора и будет вынужден брать то, что ему предложит производитель-монополист, причем по монопольно высоким ценам. A раз так, то какой смысл в новых технологиях, станках и т.д.? И без них предприятия-монополисты будут процветать. Поэтому заводы и фабрики всячески отказывались от навязываемого им в рамках партийного курса на ускорение импортного оборудования, а когда это не удавалось, то последнее в ящиках или в распакованном виде складывалось на задних дворах, открытое всем ветрам, снегам и дождям.
Очень быстро несостоятельность концепции ускоре-ния выявилась и в сельском хозяйстве. Здесь тоже все объяснялось отношениями собственности. Государственная колхозно-совхозная система уже в силу своей природы была не способна воспринять достижения научно-технической революции, новейшие технологии и научные системы земледелия. Колхозники и рабочие совхозов,
295
будучи бесправными поденщиками у государства, отчужденными от средств производства и результатов труда, были в принципе безразличны к общественному производству и рассматривали работу здесь как своеобразную барщину. B рамках такой мотивации говорить о сколько-нибудь серьезной интенсификации было излишне самоуверенно.
Что касается извечной ставки на борьбу "всем миром" за дисциплину, то с помощью этой меры удалось повысить эффективность производствалишь на один процент, да и то только в первый год перестройки. Антиалкогольная же кампания привела к нарастанию дефицита госбюджета и обострению ситуации на потребительском рынке (этому же способствовала, кстати, и резкая переориентация импортных закупок с потребительских товаров на продукцию машиностроения).
Второй этап. Лето 1987г. - май 1989г. Результаты начального периода перестройки наглядно продемонстрировали несостоятельность попыток реформирования экономики посредством облегченных подходов. Становилось ясным, что "косметическими" мерами, стилизованными под реформу, здесь не обойтись, ибо кризисные (как раз в это время протекавшие в обществе процессы впервые начинают характеризоваться не как застой, а именно как кризис) причины лежат гораздо глубже - в системе производственных отношений. B этой связи общественным сознанием начинает все более широко овладевать аксиома, что путь к динамизации и благосостоянию страны лежит через рынок и частную собственность, т. е. те вехи, которые в своей эволюции не миновало ни одно развитое цивилизованное государство.
Однако руководство страны по-прежнему проявляло нерешительность, медлительность н излишнюю осторожность. Именно этим объясняются попытки соединить план и рыночную стихию и тем самым выйти на некую модель социалистического рынка, подменить частную собствен-296
ность надуманными гибридами (арендой, арендным подрядом и т. д.). Ярким проявлением шараханий этого периода стали половинчатые законы о государственном предприятии (объединении) и о кооперации. Хотя они и сообщали обществу движение вперед, тем не менее проблемы не решали. Требовались гораздо более радикальные меры.
Третий этап. Май 1989г. - август 1991г. Идеи перестройки не могли пойти не только в силу определенной нерешительности реформаторского крыла партийно-государственного руководства, но прежде всего вследствие яростного сопротивления бюрократической номенклатуры всех оттенков и уровней. Только с перемещением центра принятия решений из бюрократических чертогов в действительно представительный орган можно было ожидать эффективного прохождения реформаторских идей. Такие предпосылки были созданы после образования в результате весеннихвыборов 1989г. народного парламента. Именно на его трибуне развернулась активная борьба за переход к рынку и частной собственности как важнейшим условиям создания на обломках тоталитарной империи демократического, т. е. гражданского, правового общества.
Ha протяжении 1990-1991 гг, когда в стране обсуждался вопрос о будущем CCCP, Казахстан активно выступал за сохранение Союза на принципах обновленной федерации и суверенности республик. Лидером Казахстана вы-двигалисьтакже инициативы по созданию конфедеративного образования. Однако в стране возобладали центробежные тенденции, повлекшие за собой "обвальное" крушение советской сверхдержавы. C подписанием Соглашения о создании Содружества независимых государств (8 декабря 1991г.) и протокола к Соглашению (21 декабря 1991г.) CCCP как государственное образование перестал существовать.
297
Дата: 2018-11-18, просмотров: 618.