Co второй половины 20-х годов советское государство, несколько оправившись от экономического и политического коллапса, начинает отходить от идеологии нэпа, вновь переводя свою политику в строгий вектор заданного Октябрем развития.
Именно в этот период, апеллируя к "классовому самосознанию трудящихся", а де-факто - все к той же люм-пен-пауперской психологии масс, режим стал исподволь проводить регулятивные акции, прямо порождавшие разрушительно-хаотические процессы в механизме функционирования и воспроизводства традиционной структуры, организации ее социокультурных и институциональных приоритетов, сложившемся порядке экосистемных принципов организации социума, т.е., обобщенно говоря, системе жизнеобеспечения этноса.
Для осознания правомерности этой постулирующей констатации нам просто не обойтись без предварительного прояснения некоторых ключевых моментов, без которых утрачивается видение реальной картины исторического действия. Прежде всего, по возможности, кратко и, разумеется, схематично рассмотрим основные структурно-функциональные принципы организациитрадици-онного социума и его "несущей конструкции" - пастбищ-но-кочевой общины.
B этом контексте отметим то основополагающее обстоятельство, что целью скотоводческого хозяйства (являвшимся в аридных условиях Казахстана преобладающим типомхозяйственно-культурной деятельности) была "экономика выживания". Последняя же была достижима лишь по мере обеспечения воспроизводства средств производства (скот и пастбища) и необходимого продукта.
Однако в одиночестве эта императивная задача была скотоводу-кочевнику не под силу. И это понятно, ибо организация выпаса скота, его репродукция и сохранение в экстремальных условиях, наконец, просто выход на pa-
79
циональный баланс средств производства (поголовья скота и природных водно-кормовых ресурсов) были возможны только при наличии вполне определенной численной и видовой концентрации стада. Сверхвысокая концентрация скота, равно как и ее крайне низкий уровень, оборачивались для хозяйства номадов самыми тяжелыми последствиями. Если выход за разумные пределы в сторону максимума не обеспечивался природным кормовым потенциалом, был чреват разрастанием эпизоотий и вхождением в конфликт со средой обитания, то чрезмерный минимум препятствовал нормальной организации технологических процессов уже хотя бы в силу особенностей репродуктивной биологии и этологии (генетически обусловленным поведением) стадных животных.
Иначе говоря, эффективность хозяйственной утилизации среды обитаниязависела от оптимизации количественно-качественных характеристик средств производства, т.е. в данном случае видового состава и численности стада. Только при наличии эмпирически заданного оптимума (он выверялся в ходе длительного развития хозяйственного и экологического опыта) отдельное хозяйство обретало шанс обеспечить свое собственное воспроизводство и, следовательно, выжить (1).
B целях достижения этого жизненно важного условия скотоводческие хозяйства шли на объединение друг с другом, взаимодополняя каждый каждого своими средствами производства, т.е. скотом, до тех пор пока не формировался технологический оптимум (2).
Происходило это следующим образом. Допустим, некое хозяйство насчитывало 200-300 голов овец. Ho этого казалось бы большого объема все равно было недостаточно для преодоления всего комплекса производственных перипетий, а следовательно, и для нормального функционирования хозяйства (обеспечения воспроизводства средств производства и необходимого продукта). Поэтому хозяйствующий субъект был вынужден объединяться с другими хозяйствами, которые оказывались способными своими средствами производства (т.е. своей долей скота) дополнить его стадо до требуемого оптимума. Это
80
моглибыть, например, 10-12хозяйств, собеспеченностью скотом на каждое из них не менее чем 20-25 единицами. Простое сложение при данном варианте в сумме как раз и давало искомую концентрацию. Слагаемые могли обнаруживать самые различные вариации, но сумма их всегда тяготела к оптимуму (3).
Из сказанного следует, что специфика организации производства в скотоводческой общине предполагала, чтобы вступавший в нее индивид являлся не только носителем живого труда (рабочей силы), но и обладал определенным минимумом средств производства в виде скота. Без этого он был лишен возможности реализовывать принцип дополнительности (восполнять свою долю в оптимуме) и, следовательно, не мог интегрироваться в образовывавшуюся на основе кооперации производственную общность.
Итак, функционирование казахской пастбищно-коче-вой общины было задействовано на основе кооперации. Именно последняя в условиях недостаточного развития производительных сил выполняла компенсаторную функцию, обеспечивая технологическое овладение предметом труда, недоступное или только частично доступное отдельному индивиду. И в этом смысле общинная кооперация выступала гарантом его жизнеобеспечения.
Община, будучи дуальной структурой (общинная собственность на землю и частная - на скот, коллективное производство и частное присвоение), сохраняла всю гамму противоречий, разворачивавшихся по линии производства и распределения. Последние фиксировались, в частности, в имущественном и социальном расслоении.
B результате такой дифференциации часть общинников разорялась и постепенно отторгалась общиной, ибо, утрачивая средства производства (скот), они уже не могли выполнять свою функцию в системе взаимодополняемости, т.е. кооперации.
B то же время в общине имело место и накопление богатств, т.е. скота. И те общинные хозяйства, которые успешно приумножали его численность до достаточно высокой концентрации, переставали нуждаться в общин-
81
ной кооперации. Так формировались относительно крупные байские хозяйства, способные существовать независимо и вне общинной кооперации, поскольку могли обеспечивать воспроизводство за счет качественно иных принципов организации производства. B рамках последней они выходили на обеспечение уже не только необходимого, но и прибавочного продукта. Создавали его работники, выталкивавшиеся из общины и вступавшие в наем к этому крупному байскому хозяйству.
Таким образом, такие понятия, как "аул", "община", "крупное байское хозяйство", легко совмещаемые сознанием чиновников, на самом деле были далеко неадекватны. Если аул являл собой лишь стереотипизированный тип расселения, то общинные и внеобщинные (крупное байское хозяйство) структуры отождествляли вполне определенные и по многим функциональным параметрам сильно разнящиеся социальные формы организации производства.
Обозначим их асимметрию более четко. B основе функционирования общины лежала кооперация, благодаря которой инкорпорировавшиеся в нее члены обеспечивали воспроизводство средств производства и необходимый продукт, т.е. выходили на "экономику выживания". Община выступала отнюдь не эгалитарным образованием, а представляла собой во многом конфликтную структуру: здесь имели место противоречие интересов и эксплуатация. Последняя носила латентный, т.е. скрытый, характер: механизм отчуждения и присвоения прибавочного труда прикрывался общинно-личностными формами социального регулирования, традиционными инсти-туциональнымиотношениями, явлениями редистрибуции (распределения) и реципрокации (дачи-отдачи).
B запредельном по отношению к общине социальном пространстве локализовалось крупноебайскоехозяй-ство. Это была организация производства, уже не нуждавшаяся в кооперации и ставившая целью создание не только необходимого, но и прибавочного продукта. При этом его отчуждение и присвоение зиждилось на монополии на условия и средства производства, т.е. на нали-
82
чии их у одних (крупные баи) и отсутствии у других. Объектом прямой эксплуатации здесь выступали трудящиеся индивиды, "выпадавшие" из общины и вступавшие в докапиталистические отношения найма-сдачи рабочей силы, а также маргинальные и пауперизовавшиеся слои населения. Эксплуататорские тенденции, исходившие со стороны владельцев крупного хозяйства, были обозначены более однозначно и носили откровенно прозрачный характер.
Обе выделенные структуры не являли собой социальные изоляты, не могли и не осуществляли воспроизводство на автономной основе. A поэтому уже на более широком уровне образовывали в совокупности иную, мак-ротипную структуру, с более сложным комплексом воспроизведенных связей как сугубо экономических, так и опосредованных институциональными и патриархально-генеалогическими (родовыми) отношениями.
Эту более всеобъемлющую производственно-социальную общность или, что называется, традиционную структуру с известным допущением можно представить в качестве своеобразной социально-экономической экосистемы. Все входящие в нее элементы и системы - общины и крупные байские хозяйства (соответственно, и их агенты), бедняцко-пауперизовавшиеся слои и маргинальные субъекты осваивали в пространственно-территориальном отношении одну и ту же природную среду обитания, занимая отведенную им в процессе производства и хозяйственно-культурной деятельности нишу. И в этом своем совместном отношении к общей территории они выступали как единое функциональное целое, т.е. как экосистема.
Экосистемный же принцип предполагает жесткую взаимозависимость и взаимодополняемость всех элементов и систем. Поэтому в отдельности все они являлись функционально значимыми и выполняли свою особую роль в воспроизводстве целостности структуры как экосистемы.
B случае утраты кем-то из них этого качества они отторгались структурой и естественным путем сходили
83
на нет. Силовое же блокирование или устранение любого элемента, той или иной системы, "выдергивание" их из занимаемых "экониш" было чревато разрушением всей целостности структуры, т.е., в данном примере, социально-экономической экосистемы.
B свою очередь, эрозия последней неизбежно рождает поток деформаций по линии взаимодействия "общество природа", говоря по-другому, оказывается способной нарушить динамическое равновесие природных и социально-экономических факторов, т.е. привнести весьма серьезные проблемы в экосистему, понимаемую уже в ее строгом определении - как сообщество живых существ и его среды обитания, объединенных в единое функциональное целое.
Традиционная структура являла собой и синергети-ческую, т.е. самоорганизующуюся и самовоспроизводящуюся, систему. Механизм всех ее функций и связей был отработан многовековым хозяйственно-экологическим опытом социальной адаптации природных аридных пространств (4).
Чрезвычайно сложная "кровеносная и нервная система" в виде огромного множества видимых и скрытых воспроизводственных каналов питала этот организм. Стремясь к сохранению своего гомеостаза (равновесия), он не допускал сколько-нибудь неадекватных вторжений, ибо любое блокирование и ущемление каких-то воспроизводственных артерий и нервов разрушали его иммунную систему, приводили к "тромбозу и параличу".
Итак, принципы экосистемности и синергизма традиционной структуры предполагали в качестве объективно функционирующих реальностей все ее элементы и системы, равно как и данность всей гаммы сложившихся между ними воспроизводственных связей. Именно их совокупность (единая функциональная целостноть) служила гарантом сохранения и выживания традиционной структуры. A если иметь в виду, что последняя в своих границах во многом совпадала с социумом, то, значит, и гораздо шире - всей системы жизнеобеспечения казахского этноса.
84
Между тем большевистское государство как преемник идеологии ортодоксального марксизма выступило с претензией на абсолютное познание социально-экономических закономерностей развития общественных структур. Уверовав в гений "научного коммунизма", государство полностью игнорировало то обстоятельство, что они как сверхсложные и многомерные системы не поддаются полностью адекватной "анатомии". И прежде всего потому, что любой, претендующий на это субъект просто не может выступать в качестве некоего трансцендентного (внешнего, вышедшего за пределы изучаемой реальности) аналитика, ибо сам является частью этой "анатомии", и, следовательно, способен видеть лишь определенные ее сегменты (допускаем, что более гениальный может видеть больше, чем простой грешный, но все равно сектор его "обстрела" имеет пределы).
Ho если даже предположить, что кто-либо силою своего абстрактного ума вознесся в "небесные выси" и обозрел весь механизм и связи общественных структур, то это еще не есть гарантия их понимания в той степени, чтобы выводить здесь какие-то императивные законы. Человек давно лицезреет свой организм, но так и не сумел до конца понять все "тайны" опосредования его функций и связей (гормональный код, генетические связи, "всякие" ДНК, PHK и пр.). И это объяснимо, поскольку последний не выступает раз и навсегда данной статичной структурой. Испытывая воздействие постоянно диверсифицирующихся (усложняющихся) факторов, он находится в состоянии непрерывной эволюции, если и не морфологической, то генетической.
Аналогично и общество, которое выступает еще более сложной и многомерной структурой (уже хотя бы потому, что соединяет в своих границах всю совокупность человеческих организмов). Здесь, пересекаясь и переплетаясь в гармонии и кажущемся хаосе, одновременно действует беспредельное множество разноуровневых и разнохарактерных связей и отношений.
K. Маркс предсказал, что рано или поздно, но обязательно рабочий "загонит в гроб капиталиста". Ho он ошиб-
85
ся, так как не мог, естественно, предвидеть столь широкого и бурного развертывания в будущем научно-технической революции, меняющей характер и содержание труда, способов производствазнаний, социальнойтехно-логии, социокультурных механизмов, а следовательно, и культурно-цивилизационныхпараметров общества. И вот уже "буржуй" превращается в "пахаря" на ниве менеджмента и маркетинга, а "пролетарий" - в собственника капиталистического предприятия через приобретение его акций, а потому ему уже есть что "терять, кроме своих цепей", и он в отличие от своего доиндустриального собрата далеко не жаждет революционных катаклизмов.
Безусловно, можно и нужно пытаться понять общество, прогнозировать развитие здесь социально-экономических и политических процессов. Однако надо примириться с тем, что их модели будут лишь близки к истине, не всегда и не во всем совпадая с их точным образом. Политологи могут уверять, что, например, данный государственный деятель сообразно научно выверенным закономерностям должен поступить так-то. Тем не менее он, встав утром "с левой ноги" и поссорившись с женой, поступает вопреки их логике, т.е. субъективное, эмоциональное взяло в данном случае верх над объективным социально-экономическим и политическим началом.
Так и общество, где действуют не только социально-экономические и политические, но и беспредельная сумма религиозных, этнических, эмоционально-психологических и других векторов, не поддается какой-то единой и обязательной схеме, а потому в принципе непредсказуемо стопроцентно.
Можно познать его (и то не до конца и маловероятно) в один какой-то статический момент, но уже в следующей стадии развития оно вновь становится "непонятным". Отсюда ясно, что претензия на полное познание общественных структур есть одновременно признание "конца истории", ибо предполагает отрицание его способностей к эволюции. И в этом смысле марксизм (по-крайней мере в этой своей части), идентифицируя себя 86
как материалистическое и диалектико-историческое учение, оказывается на поверку "чистой воды" идеализмом, ибо якобы понял не только всю "предысторию человечества" (по-Марксу, настоящая история творится только с победой пролетариата), но и уже заранее знает ее финал. И именно возведение этой философии в ранг официальной "религии" государства, а отнюдь не "изначально заданный его кровожадный характер", незаметно и неуклонно трансформировало его в сравнимое с преступными режимами образование.
Итак, исходя из своих идеологических установок, государство все с той же целью "сделать все как лучше в интересах трудящихся аула" начиная с середины 20-х годов усиливает "коррекцию" социально-экономических отношений его структуры. Целым рядом нарастающих регулятивных акций оно опустошает его ниши, разрывает воспроизводственные связи. Покажем на отдельных примерах, как это происходило.
B практике межхозяйственных связей аула было обычным, когда во время джута (т.е. покрытия кормового пастбища заледенелым снежным настом) общины обращались за помощью к крупным байским хозяйствам. Последние представляли тем свои конские табуны, которые, прогоняясь по полю, разрыхляли наледь. Благодаря такому воспроизводственному контакту, общины в этой экстремальной ситуации спасали скот от бескормицы и, следовательно, выживали. Когда же байские хозяйства были ликвидированы, общинам стало попросту не у кого просить помощи, т.е. они оказывались обреченными.
Или другая характерная иллюстрация из этого же ряда. Одной из линий воспроизводственных связей в традиционной структуре служили так называемые саунные отношения. Суть их заключалась в том, что баи, приумножавшие свой скот подчас до беспрецедентной численности, передавали часть его общинам. Весь этот скот вместе с возможным приплодом оставался собственностью крупного бая, но за его вьшас общины могли оставлять
87
себе молоко и шерсть. Безусловно, саун имел достаточно выраженный кабальный характер. Однако важно было то, что, получая байский скот в саун, те или иные общины обретали единственно доступную для них возможность добрать общинное стадо до такой численной концентрации (оптимума), в рамках которой, как уже говорилось, только и можно было обеспечить воспроизводство средств производства и необходимого продукта. Ho государство блокировало и эти воспроизводственные связи, усматривая здесь только эксплуатацию.
И таких прецедентов было немало. Ho наиболее характерна в этом отношении кампания по конфискации скота у крупньгх хозяйств.
Идея экспроприации зажиточных и крупньгх скотоводческих хозяйств проистекала из самой природы государства с ее приматом классовых интересов. Поэтому с самого начала установления новой власти в Казахстане мотивы классовой борьбы постоянно вынашивались в умах проводников "пролетарской" политики. Еще весной 1919г. Ленин, отвечая на вопрос казахстанцев-делегатов VIII съезда РКП(б), каким образом можно подорвать экономическую силу баев в ауле, прямо напутствовал: "Очевидно, вам придется раньше или позднее поставить вопрос о перераспределении скота" (5).
Вопрос о конфискации скота у крупньгх баев ставился и на III областной партийной конференции Казахстана в марте 1923г. Однако реализовавшаяся в то время стратегия нэпа, направленная на выход из экономического и политического кризиса, возникшего в результате осуществления бестоварной утопии "военного коммунизма", сдерживала "экспроприационные" потуги коммунисти-ческихрадикалов. Выбирать приходилось между возможным экономическим хаосом и идеологической догматикой. Система, еще не оправившаяся от кризисного шока, вынуждена была попридержать свой "классовый натиск".
Ho уже к концу 20-х годов идея экспроприации крупных скотоводческих хозяйств вновь признается актуаль-
88
ной, что выразилось в принятии декрета о конфискации хозяйств крупных баев-полуфеодалов (27 августа 1928г.).*
B соответствии сэтим декретом экспроприации было подвергнуто около 696 хозяйств, у которых конфисковали 144745 голов скота (в переводе на крупный). Около 113 тысяч голов скота было тут же перераспределено между колхозами (29 тысяч, или 26 процентов) и бедняцко-батрацкими хозяйствами (85 тысяч, или 74 процента) (6).
Итоги кампании как будто бы впечатляют. B отчетах официальных органов в оптимистических тонах сообщалось, что удельный вес середняцкой группы в ауле поднялся на 76 процентов, а бедняцкой, наоборот, снизился до 18 процентов (7).Этим самым давали понять, что эффект от кампании доказал правильность и своевременность конфискации, что благодаря полученному по декрету скоту бедняки и батраки изменили свой социальный статус в сторону его повышения, т.е. стали середняками.
Между тем анализ опубликованных материалов показывает, что конфискованного и "поровну" перераспределенного скота далеко не всегда хватало, чтобы решить проблему обеспеченности им бедняцко-батрацких хозяйств. Так, например, по Каркаралинскому округу конфискованный скот получили 198 бесскотных хозяйств, 1374 хозяйства с обеспеченностью скотом от 1 до 5 голов и 27 хозяйств, владевших поголовьем в 6-7 единиц. По самым грубым подсчетам для наделения всех этих хозяйств до сколько-нибудь приемлемой нормы требовалось в совокупности 12139 голов скота. Между тем им было передано всего 7065 голов, т.е. дефицит определялся в размере более 5 тысяч. Также было и в других округах
(8).
Статистика эта может означать только одно: значи-
* "Феодально-байскими" эти хозяйства именовались согласно установкам X съездаРКП(б) (1921r.).
89
тельную часть хозяйств не удалось наделить скотом в приемлемых для ведения хозяйства размерах. Получив лишь несколько голов скота, эти хозяйства не могли включиться в общину на более или менее паритетных началах, т.е. по принципу дополнительности (об этом механизме мы уже говорили), а потому расставались с надеждой повысить свой социальный статус (вскоре полученный по конфискации скот продавался или резался). И хотя на бумаге таковые числились уже в середняцких, они, по своей сути, оставались все теми же зависимыми элементами структуры, но эксплуатировавшимися уже на другом уровне.
C позиций большевистского менталитета конфискация представлялась однозначно позитивной акцией, ибо, как декларировалось в выработанных на этот счет постановлениях, преследовала задачу освобождения аула от гнета "кровопийц-эксплуататоров". Однако брошенная палка оказалась о двух концах, одним из которых больно ударила в обратную сторону.
Как мы уже отмечали, с ликвидацией хозяйства крупного бая прервались саунные отношения, и многочисленные общины, получившие ранее в пользование часть байского скота, уже не имели возможности добирать свое стадо до нужной концентрации. Они лишались технологического оптимума и разорялись. Безысходной становилась ситуация и при возникновении джута и т.д. Беднели общины и в силу того, что уже не могли воспользоваться (путь даже и на кабальных условиях) байским сель-хозинвентарем, тягловым скотом, семенами.
Выше говорилось, что общины и крупные байские хозяйства образовывали в совокупности более широкую структуру - территориально-хозяйственную общность. B рамках ее крупные байские хозяйства, будучи главными владельцами средств и факторов производства, полностью монополизировали последние.
B то же время, поскольку все субъекты социально-производственной общности (крупные байские хозяйства, общины и др.) выражали совместное отношение к
90
территории, среде обитания как общему предмету труда, она выступала как единая трудовая кооперация (и вместе с тем как система разделения труда). Любая же кооперация и разделение труда предполагают, как известно, функции управления и регламентации. B противном случае -хаос.
Осуществляли эти функции монополизировавшие производство крупные байские хозяйства. C их ликвидацией "органы управления и регламентации" оказались "вакантными".
Между тем солидаристские отношения ("наши") в общине внедряли в сознание ее индивидов извечную оппозицию "свои-чужие", "наши-не наши". Все, что шло с внешних границ общинного мира, вызывало недоверие и отторгалось.
Стойкие стереотипы солидарности и одновременно ксенофобии (неприятие всего чужого) подчас не позволяли какой-то отдельной общине взять на себя функции управления всей целостностью территориально-хозяйственного организма на условиях межобщинного консенсуса. Ни одна община не желала подчиняться другой на основе лишь чисто волевых претензий на власть (повторим: диктат крупного байского хозяйства основывался на его монополии производства в пределах территориально-хозяйственной общности). Поэтому если не удавалось признать общеприемлемого лидера с помощью апелляции к патриархально-генеалогическим (родовым) аргументам, то социально-производственная общность оказывалась в состоянии разброда и хаоса со всеми вытекающими отсюда последствиями.
B ходе проведения конфискации так называемые комиссии содействия (состоящие из люмпен-пауперских активистов) очень часто выходили за пределы предписанной инструкции и обращали свой взор на просто богатые и зажиточные хозяйства. Однако специфика организации производства в кочевом социуме была такова, что хозяйство, имевшее, допустим, даже 300-400 и более голов скота, не могло выжить вне общинной кооперации, а потому в силу необходимости включалось в общину.
91
Для поборников же "классовой борьбы" и "социальной справедливости" такое количество скота представлялось сверхбогатством, подлежащим незамедлительной конфискации. B результате с экспроприацией такого "общинного бая" и конфискацией его собственности община утрачивала столь обязательную для воспроизводства средств производства и производства необходимого продукта численность стада, а потому вскоре разорялась и нищала, а сами общинники пополняли пауперизованные массы.
И наконец, и это главное, в ходе экспроприационных акций разрушались важнейшие звенья воспроизводственных связей, что вело к разрушению всей традиционной структуры.
Таким образом, бравурные реляции и рапорты не отражали реальной действительности, которая обернулась не консолидацией середнячества и ростом благосостояния, а, наоборот, разрушением хозяйства, нараставшей пауперизацией населения нищавших аулов.
Полное непонимание специфики докапиталистических структур* государство проявило и в ходе проведенной в самый канун (фактически они даже совпадали во времени) кампании по конфискации скота у крупных байских хозяйств другой реформы - передела сенокосных и пахотныхугодий (1926-1927гг.).
Весьма самонадеянно уверовав, что уж в искусстве разрешения социальных противоречий в области земельных отношений им нет равных, ибо здесь они, как нигде, вооружены проверенной нароссийской деревне марксистской теорией, большевики решили одним махом разрубить этот "гордиев узел" и в казахском ауле. Придав этой акции широкомасштабный характер, они высокопарно обозначили ее как аграрную революцию.
Выступая на VI Всеказахской партконференции (]926r.), секретарь Казкрайкома ВКП(б) Ф. Голощекин,
* Прекрасно "анатомировав" сущность капиталистического способа производства, марксистская теория так и не сумела до конца самоопределиться в понимании природы ни его "сменщиков", ни предшественников, и в этом была ее Ахиллесова пята.
92
недавно "поставленный на республику", риторически поучал: "Что такое передел луговых угодий? Это есть маленький Октябрь!" (9). Вторила ему и пропагандистская литература. Так, в одной из публикаций писалось: "Передел пахотных и сенокосных угодий... разрушает патриархально-родовые пережитки, окончательно разрушает род, родовую общину как нечто хозяйственно целое" (10).
Между тем уже изначально в реформе обнаруживались слабые стороны. И проявлялись они не столько в организационно-технических, сколько в сущностных аспектах. Судя по всему, в ходе проведения реформы игнорировался тот момент, что в условиях действовавшей хозяйственной структуры простое перераспределение земли само по себе еще не устраняло разворачивавшихся по этой линии противоречий. Получение земли без возможности ее хозяйственной утилизации мало что давало, в том числе и в плане смягчения процессов расслоения (хотя послереформенные статистические сводки, выстроенные по формальным признакам, - увеличениеземлепользова-ния у одних и его уменьшение у других, как будто бы опровергали это).
Чтобы такая возможность состоялась, хозяйство, помимо всего прочего, должно было располагать вторичными производственными ресурсами, в данном случае -тягловой силой (т.е. рабочим скотом), сельскохозяйственным инструментарием, семенами и т.д. Между тем бедняцкие, маломощные, да и часть середняцких хозяйств (т.е., собственно, основныеполучателиперераспределен-ных угодий) испытывали в этом отношении острейший дефицит.
B 1928г. в республике насчитывалось более 800 тыс. казахских хозяйств. Согласно сельскохозяйственной переписи 1927г. нанихприходилось 124тыс. примитивных орудий (омач, сабан, косули, сохи и т.п.), 54 тыс плугов, 0,5 тыс. сеялок, 13,5 тыс. сенокосилок, 9,4 тыс. борон (железных) и т.д. (11). Как видим, пропорции крайне
93
неблагоприятные. Ho если обратиться к социальным характеристикам, то выявится еще более неприглядная картина. Так, в Петропавловском округе не имели никакого инвентаря 95,5 процента бедняцких и 83,2 процента середняцких хозяйств; Павлодарском - соответственно 99,4 и 85,8; Кзылординском - 72,9 и 69,1; в Сырдарьинском -66,2 и 54,5 (12). Аналогичная ситуация наблюдалась и в других районах республики.
Понятно, что в этих условиях очень многие бедняцкие и маломощные хозяйства, получившие доступ к земле, но не имевшие средств практически реализовать это право, вынуждены были отказываться от нее в пользу прежних владельцев, т.е. зажиточных и баев. Немало преград было и на пути передела сенокосных угодий. Его идеи застревали уже в институциональных "закоулках" традиционной структуры.
Как известно, согласно реформе перераспределение сенокосов должно было проводиться "по количеству едоков" (13). Между тем консервативно-традиционные устои культивировали в обществе иной критерий "справедливости", который ассоциировался с количеством скота (14).
B материалах по казахскому землепользованию (эк-спедицииЩербиныиРумянцева), например, отмечалось, что "наиболее общим и чаще повторяющимся поводом к тому или иному распределению сенокосов между кочевниками служит количество "скота", что "единицей при переделах покосов служит обычно хозяйство, но всегда многоскотным дают покоса больше. При косьбе и делении сена копнами единицей служит косец, но и в этих случаях многоскотным дается больше сена, чем беднякам", что "землю русским сдают (в аренду - Ж.А.) также обществами (общинами - Ж.А), причем плата аренды распределяется между киргизами (казахами - Ж.А.) пропорционально скоту" (15).
Уже в силу описанной в приведенном источнике институции многочисленная семья того или иного бед-
94
няка, получившая преимущества при распределении сенокосов, могла испытать всю тяжесть "морального террора", социально санкционированного посредством апелляции к"законам предков".
Если конфликт заходил дальше, то дело не ограничивалось обструкцией, а оборачивалось недопущением ослушников к каналам узурпированной баями общинной системы социальных гарантий (она проявлялась в перераспределении части произведенного в общине продукта в пользу ее неимущих членов и была искусно приспособлена для эксплуатации рядовых общинников). B такой ситуации уже далеко не каждый бедняк рисковал претендовать на байский покос, а потому выгодный для аульной элиты порядок очень быстро восстанавливался (естественно, нелегально).
Таким образом, возможность развития событий в нежелательном для власти направлении сохранялась главным образом не из-за слабой политической активности трудящихся масс и непонимания ими своих классовых интересов (как это трактует историография). Причины здесь носили куда как более прозаичный характер: просто патерналистские связи, прикрывавшие в традиционном обществе отношения эксплуатации, давали неимущим слоям подчас больше гарантий на получение прожиточного минимума, чем если бы те воспользовались перераспределенными байскими сенокосами. B последнем случае такая возможность нередко оставалась весьма проблематичной, поскольку обладание сенокосами при недостаточной обеспеченности хозяйства скотом и отсутствии других материальных условий еще не решало вопроса.
Однако все эти моменты - как бы частные производные от главного сдерживающего фактора, связанного со спецификой организации производства.
Выше уже неоднократно подчеркивалось, что обеспечение необходимого продукта и воспроизводство
95
средств производства в условиях традиционного хозяйства было достижимо лишь в рамках общины, через кооперацию, принцип дополнительности, производственно-технологический оптимум и т.п. Трудящийся субъект, располагавший ограниченным объемом средств производства, вне общинной организации не мог обеспечить более или менее приемлемое функционирование своего хозяйства. И в этом смысле община выступала своеобразным гарантом существования хозяйствующего индивида. Осознавая эту зависимость, последний не мог принимать какие-то хозяйственные решения вне общинного контекста, т.е. в этом отношении примат всегда отдавался как бы общекорпоративным интересам. Ho эти интересы в действительности были узурпированы общинной верхушкой, которая монополизировала в общине организационно-хозяйственные функции и само производство. Поэтому рядовой общинник, не относившийся с пиететом к баю, рисковал противопоставить себя общинному консенсусу. A это, образно говоря, означало рубить сук, на котором сидишь, ибо, повторим, только через общину ее член мог обеспечить прожиточный минимум.
Итак, при проведении реформы прагматичный крестьянский ум сталкивался с очень сложной дилеммой. Можно было либо отказаться от байских сенокосов, т.е. придерживаться конформистской модели общественного поведения в обмен на минимальное, но гарантированное существование, обеспечивавшееся контролируемым верхушкой механизмом редистрибуции (перераспределения), либо выйти на конфликтную ситуацию и обрести сенокосы. Второй случай в преломлении традиционного массового сознания таил в себе много неопределенного (а риск - чуждая крестьянской психологии черта). Как можно предположить из источников, малообеспеченные слои аула рассуждали примерно так: сенокосы, конечно же, очень нужны, но может ли их передел дать если и не более выгодную, то хотя бы равноценную альтернативу,
96
т.е. будет ли он гарантировать прожиточный минимум в условиях недостаточной обеспеченности скотом и другими материальными факторами?
C точки зрения экономической целесообразности первый (конформистский) вариант нередко оказывался предпочтительнее. Другими словами, в плане экономических преимуществ реформа не всегда и не везде выдерживала конкуренцию с традиционным механизмом, функционировавшим, кстати, не только науровне общины, но и в пределах более широкой горизонтальной и вертикальной интеграции - производственно-социальной общности.
Свидетельств тому можно привести здесь немало. Однако ограничимся наиболее характерными из них. Так, Нарком земледелия республики Султанбеков в своем докладе по поводу реформы отмечал: "... B этом году были случаи, когда бедняк, получая надел и не имея у себя средств производства, не имея возможности скосить сено, вспахать землю, вынужден был возвращать землю обратно баю, получая от него спасибо зато, что возвратил землю, и возвращая ему спасибо за то, что бай его как-нибудь накормит и что-нибудь ему даст" (15).
Оргсовещание ЦК ВКП(б) (апрель 1929г.), имея в виду итоги реформы, указывало, что "результаты этих мероприятий не были блестящими" (16). Семипалатинский губком ВКП(б) также констатировал, что передел не оправдал ожиданий (17) Другой заинтересованный наблюдатель писал: "Bo многих районах беднота при переделе не была активно действующей силой. Нам не удалось раскачать в должной мере бедноту... Можно заключить, что передел сенокосов не вызвал в должных размерах и остроте классовую борьбу в ауле, борьбу социальных группировок аула за землю" (18).
Пребывал в недоумении и Голощекин, который явно не ожидал, что прогнозы так сильно разойдутся с реальным ходом реформы. "Мы не уловили, - говорил он, -
97
еще всего.. Возьмем Чорманова, Акпаева (крупные баи -Ж.А.), которые имеют по 10 тыс. голов скота. Мы отняли у них земли, и я думал, что же они будут делать дальше? Они как будто и в ус себе не дуют. Тут что-то не так, товарищи. Это хорошо, что мы отняли у них землю, но, очевидно, не вполне и не все уловили, есть еще какой-то выход для бая, и вот этот выход, товарищи, мы должны найти и отнять его" (19).
Казалось бы, приведенного только что вынужденного признания главного идеолога "Малого Октября в ауле", к которому поступала самая достоверная информация, достаточно, чтобы, по-крайней мере, усомниться в социальной эффективности передела.
Тем не менее предшествующая историография писала о большом успехе реформы и ее "огромной роли в советизации аула" (уместно сказать, что если и говорить о "советизации аула", то только как о процессе, насаждаемом сверху и невоспринимаемом снизу; община - вот мир скотовода-кочевника, и все, что за ним - из категорий непонятных абстракций).
B доказательство приводились впечатляющие цифры (было перераспределено 1360 тыс. дес. сенокосов и 1250 тыс. дес. пашни), масса выдержек из архивных документов, рассказывающих, как аульные труженики "без сапог вдоль и поперек ходили по сенокосам с пылающими лицами и осуществляли свои законные права на ценные угодия", а когда уполномоченные спрашивали, не возвратят ли они баям полученные участки, они единодушно отвечали: "Этого ни в коем случае не будет" (20).
B самом деле, в архивах отложилось просто обилие подобных документов, вводящих подчас в заблуждение исследователей, заставляя их верить в правильность положительных оценок реформы. Ho следует учитывать, что сюда в основном попадала селективная информация, т.е. очень часто тенденциозно отобранная. Всякие негативные свидетельства, "настораживающие" власть, шли закрытыми каналами (агентурныеданные, фельдсвязь и пр.) и в последующем "оседали" в особых папках с запрети-
98
тельными литерами типа "C" (секретно). He случайно мало кто знал о действительных масштабах голода 1932-1933гг.: вся информация - в архивохранилищах ОГПУ-НКВД-КГБ.
Ho даже если отвлечься от этого обстоятельства, то надо принимать во внимание, что "огромное множество" есть категория относительная. B свое время небезызвестный Кашпировский будоражил телеаудиторию страны, вынося на эстраду "множество" мешков с телеграммами от людей, выздоровевших (и дай им бог) под воздействием его "магии". Однако это впечатляющее в первом приближении "множество" превращается в ничтожно малый процент по отношению к 260- миллионному населению.
B сферу передела сенокосных и пастбищных угодий было вовлечено 400 тыс. хозяйств, или 2 млн. человек (21). И по отношению к этой совокупности всякое изобилие свидетельств представляется ничтожно малой величиной, не достигающей даже минимально допустимой 1-процентной репрезентативности (информативной представительности).
Итак, специфика организации производства, помноженная на императивы соционормативной культуры (институциональные факторы, патриархально-генеалогические и знаково-идеологические связи и пр.), во многом нейтрализовали действие реформы. Ha этот раз докапиталистическая тенденция устояла.
Выявив очередную неспособность реформировать традиционную структуру путем осуществления широкомасштабных внеэкономических, чисто перераспределительных акций (рынок с его экономической мотивацией делает это, как показал опыт многих аграрных обществ, быстрее и с гораздо меньшими жертвами), государство радикализирует свою "аграрную револоцию", переходя от политики "ограничения и вытеснения эксплуататорских классов к их полной ликвидации". Дни традиционной структуры и всей системы жизнеобеспечения этноса уже сочтены.
99
Дата: 2018-11-18, просмотров: 610.