Виды работ | Их функции в проектировании | Результат работ |
Проблематизация | Выявление и анализ проблем, требующих изучения и решения | Выявленные проблемы |
Концептуализация | Поиск комплекса инновационных идей, представляющих общий замысел проекта и адекватных выявленным проблемам | Концепция |
Программирование | Создание нормативной модели деятельности организованной совокупности участников проекта | Программа |
Планирование | Разработка совокупности взаимосвязанных действий, являющихся организующим началом осуществления проекта | План |
Конструирование новой практики | Реализация проекта, обеспе-чивающая достижение его результатов | Достижение желаемого образа (ситуации 2) |
Организация совместной деятельности участников проектов | Формирование особого рода ресурсов и организационных форм осуществления проектной деятельности | Построение «совместности» реализаторов проекта, выращивание жизнеспособной «общности» людей, создание особого рода ре-сурсов |
Рефлексивное оформление и экспертиза последствий реализации проекта | Осмысление индивидуальным или коллективным субъектом собственных действий в ходе проекта, соотнесение результатов с системой заранее заданных критериев или уже существующими критериями нормативной деятельности | Заключение об эффективности проекта |
Образовательные проекты и их классификация
Под «образовательным проектом» понимается ограниченное во времени направляемое изменение образовательной системы, обеспечивающее достижение ее новых целей в рамках возможных ресурсов, реальных средств и специфической организации.
Разделение образовательных проектов по классам осуществляется на основании такого классификационного признака как сложность структуры и широта предметной области, что позволяет различать монопроекты, мультипроекты и мегапроекты.
Монопроекты – это отдельные, относительно самостоятельные проекты, которые могут быть различного масштаба, сложности и, как правило, ориентированные на достижение новых целей отдельных организаций (их подразделений), учреждений, коллективов ученых, практических работников и т.п. Завершение одного монопроекта позволяет переходить к разработке и реализации другого. Монопроекты позволяют отрабатывать независимые, параллельные и даже альтернативные друг другу варианты решения одной актуальной педагогической проблемы.
Таблица.
Общий вид классификации образовательного проекта
№п/п | Классификационные признаки | Разновидности проектов |
1 | Вид проекта | Психолого-педагогический, педагогический, социально-педагогический |
2 | Класс проекта | Монопроект, мультипроект, мегапроект |
3 | Масштаб (статус) проекта | Международный, федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, образовательного учреждения |
4 | Полнота жизненного цикла проекта | Полного жизненного цикла, неполного жизненного цикла, отдельных стадий жизненного цикла |
5 | Уровень новизны проекта | Модификационный, комбинаторный, радикальный |
6 | Длительность проекта | Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный |
7 | Инвестиционная направленность проекта | Некоммерческий, коммерческий |
Специфика инновационной деятельности заключается в том, что она выполняется посредством инновационных проектов, которые могут последовательно сменять друг друга в рамках технологической цепочки нововведений, а могут быть независимыми, параллельными.
При этом проекты могут начинаться одновременно, но заканчиваться в разное время и наоборот, начинаться в разное время, но заканчиваться одновременно, быть различными по продолжительности и т.д.
Проекты конкретных образовательных организаций подчинены локальным целям создания нового или изменения существующего объекта в сфере образования. Они как правило сориентированы на оперативную реакцию на изменение потребностей в образовательных услугах, содержании образования, его направленности, уровне и пр. Такие проекты реализуются как правило силами одного коллектива (ученых и педагогов).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 619.