ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ
В педагогической практике часто отождествляются такие понятия, как экспериментальная работа, инновационная деятельность, поисковая работа, апробация, исследовательская работа и т.д.
Действительно, между этими понятиями много общего. Главное сходство заключается в том, что и экспериментальная и инновационная деятельность направлены на создание новых образцов образовательной практики.
При осуществлении и той, и другой деятельности необходимо чередование деятельности, связанной с внесением изменений в существующую практику (новых методов, технологий, учебников, программ, оборудования и пр.), и измерений результатов этих изменений.
Логика изменений может быть представлена следующим образом.
Таблица. Логика изменений
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Успех экспериментальной и инновационной деятельности во многом зависит от правильного выбора и применения методов исследования.
Методы исследования (в педагогике) – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания, изучения явлений действительности.
Применяемые в педагогике методы исследования должны обеспечивать оптимальный выбор совокупности способов решения выявленной в образовательной практике проблемы, позволять улавливать динамику результатов осуществляемых изменений.
Все методы исследования делятся на теоретические и эмпирические.
Теоретические методы исследования.
К теоретическим методам исследования относятся анализ, синтез, сравнение.
Анализ. Это разложение исследуемого целого на единицы, выделение отдельных признаков и качеств явления. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его.
Так, например, при анализе деятельности образовательной организации, работающей над проблемой интеграции общего и дополнительного образования, необходимо проанализировать интеграцию в целях, интеграцию в ресурсах, интеграцию в результатах.
Синтез. Синтез - это не простое суммирование частей в целое, а их смысловое соединение.
Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом экспериментальном исследовании.
Сравнение. Сравнение занимает особое место при теоретическом анализе и синтезе в педагогических исследованиях.
Смысл сравнения состоит в определении сходства или различия между объектами исследования. При сравнении необходимо, прежде всего, определить основу сравнения - критерий.
Для того, чтобы сравнить между собой объекты исследования, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в сравниваемых объектах. Чем точнее оценены признаки, тем основательнее возможно сравнение объектов.
Несомненно, составной частью сравнения всегда будет анализ, так как во время сравнения в объектах следует вычленить измеряемые признаки.
Поскольку сравнение - это установление определенных соотношений между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.
В педагогическом исследовании используются преимущественно три вида сравнения:
1)сравнение объектов по одному признаку;
2)сравнение однородных объектов по нескольким признакам;
3)сравнение различных этапов в развитии одного объекта (сравнение результатов деятельности на разных этапах экспериментальной или инновационной деятельности).
Тестирование
Тесты (испытание, проба) – стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков.
Исследование посредством тестирования, как правило, ограничено во времени и характеризуется наличием нормативных критериев оценки результатов.
Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям.
Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы, и по отношению к которой они проверены.
В настоящее время тесты находят применение в целях диагностики.
С помощью некоторых тестов возможно оценить степень готовности ребенка к школьному обучению, степень обученности, определить психологические характеристики учащегося и пр.
Неоднократное использование тестов в процессе обучения способствует более адекватной оценке его эффективности. Однако, необходимо учитывать, что показатели тестов иллюстрируют лишь состояние исследуемых характеристик, не раскрывая особенностей их формирования.
Таблица.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
При работе образовательной организации в инновационном режиме (в отличие от режима функционирования) появляются инновационные риски. Для их снижения необходимо понимать различия между деятельностью образовательной организацией в состоянии функционирования и в режиме развития (см. табл.).
Таблица.
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Рассмотрим основные направления инновационной деятельности организаций дополнительного образования детей.
Направление 1. Обновление дополнительных образовательных программ в условиях действующего законодательства
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» формулирует особенности дополнительного образования, позволяя увидеть перспективы дополнительного образования детей: действующая система дополнительного образования детей должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим современным образовательным запросам.
Закон устанавливает понятие и цели дополнительного образования, место дополнительного образования детей в структуре системы образования РФ, виды, подвиды дополнительного образования, разновидности дополнительных образовательных программ, типы образовательных организаций, в которых реализуются программы дополнительного образования детей, гарантии на доступность дополнительного образования.
Соответственно положениям, сформулированным в Федеральном законе, дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются, это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.
В системе дополнительного образования выделяют следующие подвиды: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся.
В качестве целей и задач дополнительного образования рассматриваются гуманистическая направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся – детей и взрослых.
В Законе определен новый регламент дополнительных образовательных программ. В соответствии с этим положением, в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе дополнительного профессионального образования - дополнительные профессиональные программы.
Дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с Законом подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Учреждение дополнительного образования детей в соответствии с новым Законом определяется как образовательная организация дополнительного образования.
Закон устанавливает типы образовательных организаций, реализующие дополнительные образовательные программы, среди которых образовательная организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Законом определено, что организации дополнительного образования также могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования и программы профессионального обучения. В соответствии с Законом, дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в дошкольных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие программы), в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы).
В области искусств, физической культуры и спорта реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их образования, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида деятельности, и осуществления их подготовки к получению профессионального образования.
Образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств:
- образовательные организации дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
- профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
- образовательные организации высшего образования.
Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся.
Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают дополнительные общеразвивающие, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы), и предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, ориентированные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008) занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). Всего их теперь 6 (!).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Содержание и сроки определяется программой, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно или в соответствии с ФГТ (для предпрофессиональных программ).
Может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Могут использоваться различные образовательные технологии, в т.ч. дистанционные и электронное обучение.
Отдельное внимание уделено обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Направление 2. Сетевая форма реализации образовательных программ
Закон «Об образовании в Российской Федерации» о сетевой форме реализации образовательных программ разрешает использование сетевой формы реализации образовательных программ (ст. 15).
1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Направление 3. Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании детей
Системно-деятельностный подход объединяет два подхода – системный и деятельностный. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. В тот период учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностным, который всегда был системным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
П.Ф. Каптерев еще в начале XX века подчеркивал, что не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа и в целом образование только и могут существовать.
Вышесказанное является основой концепции развивающего образования в любом его варианте: в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в системе Л.В. Занкова, в системе «Школа 2100» или в школе П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем в совместной, коллективной деятельности.
С точки зрения А.А. Леонтьева основными положениями педагогической психологии и дидактики, связанными с деятельностным подходом, являются следующие:
- процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям;
- деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и так или иначе обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной среды);
- обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы обучащихся под руководством педагога. Как писал Л.С. Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Известная «зона ближайшего развития» у Л.С. Выготского – это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.
В системе Эльконина-Давыдова эта идея Л.С. Выготского реализуется в форме концепции коллективно-распределенной учебной деятельности.
С точки зрения А.А. Леонтьева, деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.
А.Г. Асмолов отмечает, что исходя из системно-деятельностного подхода разработка стандарта общего образования осуществлена с учетом следующих положений.
1. Ключ к пониманию природы личности – не в самом индивиде, а в той системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри которой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь.
2. Разделенные совместные действия ребенка со взрослым и сверстниками порождают образ мира, обеспечивающий решение широкого круга жизненных задач.
3. На каждом этапе развития личности ребенка выделяется ведущая деятельность, определяющая индивидуальные особенности личности в конкретном возрасте.
4. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребенка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способностей и способов поведения человека.
5. Организация образовательного процесса должна вестись с учетом четырех планов анализа целенаправленной деятельности, порождающей образ мира: мотивационно-ценностный, целевой, операциональный и ресурсный планы анализа.
Мотивационно-ценностный план анализа предполагает ответ на вопрос «Ради чего осуществляется деятельность?» и позволяет выделить ценностные ориентиры развития личности. Исходя из этого, ключевыми установками при проектировании основных и дополнительных образовательных программ становятся установки на формирование мировоззрения личности и на мотивацию к обучению в качестве ведущей мотивации личности. Мотивационно-ценностный план анализа деятельности позволяет выделить в качестве системообразующей характеристики стандарта образования личностный результат, достигаемый в процессе воспитания и обучения.
Целевой план анализа предполагает ответ на вопрос «На что направлена деятельность?» и позволяет выделить систему действий, в процессе которых усваивается содержание образования. Обращение к целевому плану анализа деятельности открывает возможность проектирования совокупности универсальных действий, продуктом которых является предметный результат обучения – «фундаментальное ядро образования».
Операциональный план анализа предполагает ответ на вопрос «Как осуществляются действия?» и позволяет выделить систему операций, способов действия, посредством которых происходит усвоение умений и навыков, обеспечивающих реализацию учебных действий. В каждой предметной области знаний предметный результат, выступающий как цель учебных действий – инвариантен, а система операций, в том числе различных образовательных технологий достижения предметного результата – вариативна.
Ресурсный план анализа предполагает ответ на вопрос «За счет каких ресурсов осуществляется деятельность?» и позволяет выделить нормативно-правовые, кадровые, финансовые ресурсы, необходимые для достижения эффективного результата воспитания и обучения. Выбор ресурсов происходит с учетом требуемого личностного результата, определяемого мотивом деятельности, и требуемого предметного результата, определяемого целью действия.
6. В контексте системно-деятельностного подхода знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, т.к. они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной деятельности. Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных целенаправленных действий.
7. В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.
8. Системно-деятельностный подход к образованию интегрирует в психолого-педагогической науке компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках.
В соответствии с системно-деятельностным подходом должна измениться деятельность участников образовательного процесса. Если при традиционном («зуновском») подходе педагог транслирует информацию обучающемуся, то при реализации системно-деятельностного подхода роль педагога заключается в организации деятельности обучающихся в инновационной образовательной среде, а роль обучающегося – в поиске, выборе, анализе, систематизации и презентации информации.
Организация образовательного процесса на основе системно-деятельностнoго подхода будет способствовать переходу от «информационно-трансляционного» обучения к «деятельностному». При этом у младших школьников должны быть сформированы первичные навыки самостоятельного поиска знаний, у выпускников основной школы – навыки самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач, у обучающихся старшей школы – навыки применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Реализация системно-деятельностного подхода должна обеспечивать постепенное формирование «самости» обучающихся.
№ | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося (воспитанника) |
1 | Анализ | Самоанализ |
2 | Планирование | Самопланирование |
3 | Организация | Самоорганизация |
4 | Контроль | Самоконтроль |
5 | Оценка | Самооценка |
В этой ситуации уместно говорить о самоменеджменте обучающихся как их компетентности разрешения проблем.
При этом компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)[1] «нарастает» по мере «продвижения» обучающихся по ступеням обучения.
В нижеприведенной таблице показано развитие самоменеджмента обучающихся в разрезе cледующих аспектов:
1. Идентификация (определение) проблем,
2. Целеполагание и планирование деятельности,
3. Применение технологий (способов деятельности),
4. Планирование ресурсов,
5. Оценка деятельности,
6. Оценка результата (продукта деятельности),
7. Оценка собственного продвижения (рефлексия).
Аспект | 1 ступень | 2 ступень | 3 ступень |
1.Идентификация (определение) проблем | - видит заданную педагогом проблемную ситуацию как новую, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия | - обосновывает желаемую ситуацию; - анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией; - указывает некоторые вероятные причины существования проблемы | - определяет и формулирует проблему; - проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования) |
2. Целеполагание и планирование деятельности | - определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи | - ставит задачи, адекватные заданной цели; - самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки | - указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели; - ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы |
3. Применение технологий (способов деятельности) | - корректно воспроизводит технологию по инструкции (действует по инструкции) | - выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности | - применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план действий |
4. Планирование ресурсов | - называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности | - планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи | - проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи |
5. Оценка деятельности | - выполняет по заданному алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности | - самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль и оценку своей деятельности | - обоснованно предлагает или отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля |
6. Оценка результата (продукта деятельности) | - сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта. Делает вывод о соответствии полученного продукта замыслу; - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом | - оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям | - предлагает способ убедиться достижении поставленной цели и показателей достижения цели |
7. Оценка собственного продвижения (рефлексия) | - указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности | - указывает причины успехов и неудач в деятельности. Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задач, и предлагает пути их преодоления или избегания в дальнейшей деятельности | - аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения и опыт) в других видах деятельности |
В системе дополнительного образовании детей деятельностная составляющая изначально считается приоритетной при организации образовательного процесса.
Индивидуализация, вариативность, субъектность - основные принципы развития дополнительного образования детей, которые сегодня оказались максимально востребованы в системе общего образования в условиях реализации ФГОС общего образования.
Интеграция общего и дополнительного образования позволит максимально реализовать системно-деятельностный подход, ориентируя педагогов, в том числе, на освоение и системное применение в процессе обучения и воспитания новых эффективных педагогических технологий, направленных на достижение новых образовательных результатов (учебного исследования, метода проектов, образовательного путешествия, портфолио, педагогических мастерских, педагогического консультирования и пр.)
В заключение отметим еще раз, что системно-деятельностный подход предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой у обучающегося (воспитанника) формируются и развиваются следующие умения:
1. Cамостоятельная идентификация (определение) проблем,
2. Cамостоятельное целеполагание и планирование деятельности,
3. Cамостоятельный выбор способов деятельности,
4. Cамостоятельное планирование ресурсов,
5. Cамостоятельная оценка (самооценка) деятельности,
6. Cамостоятельная оценка (самооценка) результата (продукта деятельности),
7. Cамостоятельная оценка (самооценка) собственного продвижения (рефлексия).
Направление 4. Интеграция общего и дополнительного образования
В условиях перехода общеобразовательных школ на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования возникает закономерный вопрос: как правильно организовать взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования?
Формальный ответ на этот вопрос звучит достаточно однозначно: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования распространяется только на систему общего образования, но не на систему дополнительного образования детей. Такой ответ вполне объясняет ситуацию, когда интеграция учреждений общего и дополнительного образования детей не осуществляется или осуществляется формально.
Вместе с тем профессиональный подход к поиску ответов на этот вопрос может быть обоснован следующим образом.
Образование (будь оно общее или дополнительное) направлено на развитие ребенка, на удовлетворение его образовательных потребностей. Одни из этих потребностей ребенок может удовлетворить в школе, другие – в системе дополнительного образования (домах детского творчества, школах искусств, музыкальных, художественных, спортивных школах и пр.), третьи – в учреждениях культуры (библиотеках, музеях и др.).
Интеграция в деятельности учреждений общего и дополнительного образования детей начинается с целей (прогнозируемых результатов) развития ребенка на том или ином возрастном этапе.
Такие цели в обобщенном виде достаточно четко представлены в Стандартах общего образования.
Например, «Портрет выпускника начальной школы» выглядит так:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Заметим, что эти качества ребенка 6-10 лет могут и должны достигаться как в школах, так и в системе дополнительного образования детей.
На достижение этих качеств как заказа государства и должна быть направлена интеграция учреждений общего и дополнительного образования детей.
При поиске путей интеграции следует учесть следующее.
1. Не следует отождествлять направления развития личности школьника с направленностями дополнительных образовательных программ.
В системе дополнительного образования детей выделяют направленности дополнительных образовательных программ: научно-техническую, спортивно-техническую, художественную, физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую, эколого-биологическую, военно-патриотическую, социально-педагогическую, социально-экономическую,
естественнонаучную.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.
Дополнительные образовательные программы реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. При разработке дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей необходимо руководствоваться письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО.
2. В соответствии с документами Минобрнауки РФ дополнительное образование играет важную роль в организации внеурочной деятельности школьников.
«При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей». (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373))
«Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей» (Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241).
«Внеурочная деятельность может осуществляться через … дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования), образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, … .
С опорой на данную базовую модель могут быть предложены несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования;
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель;
- инновационно-образовательная модель». (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).
Среди перечисленных моделей дополнительное образование в наибольшей степени задействовано в модели дополнительного образования детей и в модели «школы полного дня».
3. О роли дополнительного образования детей в ресурсном обеспечении внеурочной деятельности школьников.
Для успешной реализации ФГОС требуется создание совокупности условий.
Поскольку ресурсы любой общеобразовательной организации ограничены (особенно расположенной в сельской местности), целесообразно организовать использование ресурсов организаций дополнительного образования детей.
В письме Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» предлагаются следующие пути задействования ресурсов дополнительного образования детей.
Нормативное обеспечение введения ФГОС общего образования должно создавать достаточное правовое поле для осуществления взаимодействия между общеобразовательной организацией и другими учреждениями и организациями, в том числе с организациями дополнительного образования детей (наличие договоров, совместных программ, инновационных проектов, локальных актов и пр.), а также для регулирования деятельности участников образовательного процесса в рамках этого взаимодействия.
В рамках информационного обеспечения введения ФГОС общего образования роль организаций дополнительного образования детей может быть связана с использованием сайта ОДОД для информирования детей и родителей об организации внеурочной деятельности школьников на базе организаций дополнительного образования детей; с предоставлением возможности для организации презентации программ внеурочной деятельности школьников и дополнительного образования детей на учебный год с целью организации ответственного мотивированного выбора детьми; с организацией презентации результатов внеурочной деятельности младших школьников в различных формах (выставки, концерты, спектакли, конференции и пр.) и пр.
В рамках научно-методического обеспечения введения ФГОС общего образования в процессе создания единого программно-методического пространства на базе ОДОД может создаваться единая сетевая коллекция программ внеурочной деятельности и научно-методических материалов, прошедших предварительную оценку (экспертизу) профессионального сообщества. Педагоги организаций дополнительного образования детей, обладая большим профессиональным опытом, могут быть задействованы для проведения мастер-классов для педагогов общеобразовательных организаций. Они могут стать консультантами для организации внеурочной деятельности школьников по одному из направлений, наиболее близкому к их профессиональной деятельности.
В том случае, если ОДОД будет выступать в качестве стажировочной площадки, педагоги организации дополнительного образования могут стать авторами-разработчиками некоторых модулей программы повышения квалификации, а затем преподавателями в рамках курсовой подготовки.
Однако важно помнить, что при организации деятельности школ в соответствии с ФГОС общего образования к программам внеурочной деятельности можно отнести лишь те дополнительные образовательные программы, которые направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного или среднего общего образования (личностных, метапредметных, предметных).
Задействование кадров системы дополнительного образования детей для организации внеурочной деятельности уже было прокомментировано в рамках ее научно-методического обеспечения.
При решении вопроса интеграции общего и дополнительного образования детей должно быть создано единое программно-методическое пространство.
Взаимодействие педагогов дополнительного образования для организации внеурочной деятельности школьников и педагогов общеобразовательных учреждений должно быть нацелено на профессиональное развитие тех и других.
С одной стороны, педагоги системы дополнительного образования детей обладают значительной степенью профессиональной готовности к организации внеурочной деятельности школьников. А с другой стороны, педагоги общеобразовательных организаций готовы к достижению новых результатов образования (знакомы со Стандартом, прошли соответствующие курсы, изучают новые технологии в рамках профессиональных объединений и апробируют их на практике и пр.).
Поэтому так важно найти эффективные формы профессионального общения учителей и педагогов дополнительного образования (педагогические чтения – для осмысления проблемы, круглые столы – для обмена опытом, мастер-классы – для презентации продуктивных решений и пр.).
Организации дополнительного образования детей могут оказать неоценимую помощь общеобразовательным организациям при создании материально-технических условий для организации внеурочной деятельности школьников.
Задействование материально-технической базы домов детского творчества, спортивных школ, школ искусств, библиотек, музеев и пр. будет способствовать развитию устойчивого интереса детей к выбранному ими направлению внеурочной деятельности, а в целом - повышению эффективности внеурочной деятельности.
5. Процесс взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования должным быть управляемым.
Решающая роль в этой деятельности принадлежит органам управления образования, которые призваны нездоровую «борьбу за школьника» между школами и ОДОД превратить в эффективное сотрудничество, взаимодействие, направленное на достижение новых целей образования.
Для управления инновационной деятельности полезно разработать инновационный проект с соответствующей тематикой.
Таблица.
Образовательные проекты и их классификация
Под «образовательным проектом» понимается ограниченное во времени направляемое изменение образовательной системы, обеспечивающее достижение ее новых целей в рамках возможных ресурсов, реальных средств и специфической организации.
Разделение образовательных проектов по классам осуществляется на основании такого классификационного признака как сложность структуры и широта предметной области, что позволяет различать монопроекты, мультипроекты и мегапроекты.
Монопроекты – это отдельные, относительно самостоятельные проекты, которые могут быть различного масштаба, сложности и, как правило, ориентированные на достижение новых целей отдельных организаций (их подразделений), учреждений, коллективов ученых, практических работников и т.п. Завершение одного монопроекта позволяет переходить к разработке и реализации другого. Монопроекты позволяют отрабатывать независимые, параллельные и даже альтернативные друг другу варианты решения одной актуальной педагогической проблемы.
Таблица.
Общий вид классификации образовательного проекта
№п/п | Классификационные признаки | Разновидности проектов |
1 | Вид проекта | Психолого-педагогический, педагогический, социально-педагогический |
2 | Класс проекта | Монопроект, мультипроект, мегапроект |
3 | Масштаб (статус) проекта | Международный, федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, образовательного учреждения |
4 | Полнота жизненного цикла проекта | Полного жизненного цикла, неполного жизненного цикла, отдельных стадий жизненного цикла |
5 | Уровень новизны проекта | Модификационный, комбинаторный, радикальный |
6 | Длительность проекта | Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный |
7 | Инвестиционная направленность проекта | Некоммерческий, коммерческий |
Специфика инновационной деятельности заключается в том, что она выполняется посредством инновационных проектов, которые могут последовательно сменять друг друга в рамках технологической цепочки нововведений, а могут быть независимыми, параллельными.
При этом проекты могут начинаться одновременно, но заканчиваться в разное время и наоборот, начинаться в разное время, но заканчиваться одновременно, быть различными по продолжительности и т.д.
Проекты конкретных образовательных организаций подчинены локальным целям создания нового или изменения существующего объекта в сфере образования. Они как правило сориентированы на оперативную реакцию на изменение потребностей в образовательных услугах, содержании образования, его направленности, уровне и пр. Такие проекты реализуются как правило силами одного коллектива (ученых и педагогов).
Титульный лист
На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательной организации;
- где, когда и кем утвержден инновационный проект;
- где, когда и с кем он согласован;
- название проекта;
- сроки реализации;
- название населенного пункта, в котором реализуется программа экспериментальной работы;
- год разработки инновационного проекта.
Актуальность проекта
При обосновании актуальности необходимо показать значимость выбранной темы инновационного проекта для конкретной образовательной организации.
Логика изложения может быть такова:
- описание изменений во внешней по отношению к образовательной организации среде;
- описание неизбежности, необходимости изменений в образовательной системе организации;
- описание проблем, затруднений, препятствующих предстоящим изменениям в деятельности образовательной организации;
- формулировка противоречия между желаемым результатом (тем, что требуется получить) и имеющимся результатом (тем, что есть в настоящее время).
При обосновании актуальности уместно ссылаться на нормативно-правовые источники федерального, регионального и муниципального уровней, а также на научно-педагогическую литературу, соответствующую теме инновационного проекта.
Цель инновационного проекта
Цель проекта формулируется как ожидаемый результат инновационной деятельности.
Задачи проекта
Решение задач должно привести к достижению цели. Оптимальное количество задач – 5-6.
Рабочая группа проекта
В этом разделе проекта указываются данные об участниках проекта.
Если проект масштабный – то указываются данные в общем виде (должности, классы, группы и пр.). Если проект локальный – можно перечислить фамилии участников проекта и другую необходимую информацию о них.
Сроки реализации проекта
Указывается начало и окончание реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта созвучны с этапами инновационной деятельности.
Подготовительный этап
Виды работ: проблематизация (выявление проблем в образовательной практике), концептуализация (поиск идей для решения выявленных проблем, разработка и утверждение желаемой модели образовательной практики), программирование и планирование (разработка проекта).
Результат этапа: мотивационная, информационная и организационная готовность участников инновационного проекта к деятельности на практическом этапе.
Практический этап
Виды работ: конструирование (создание новой образовательной практики в соответствии с утвержденной моделью), организация совместной деятельности участников проекта (работа творческих коллективов, проблемных групп и пр.).
Результат этапа: построение образовательной практики в соответствии с нормативной моделью, утвержденной в результате 1-го этапа реализации проекта.
Контрольно-оценочный этап
Виды работ: рефлексивное оформление и экспертиза последствий реализации проекта.
Результат этапа: оценка степени достижения цели проекта, принятие решения о перспективах проекта.
План реализации проекта
План реализации инновационного проекта оформляется в виде достаточно традиционной таблицы.
№ п\п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Комментарии |
1. | Подготовительный этап (указать начало и окончание этапа) | |||
1.1. | ||||
1.2. | ||||
1.3. | ||||
… | ||||
2. | Практический этап (указать начало и окончание этапа) | |||
2.1. | ||||
2.2. | ||||
2.3. | ||||
… | ||||
3. | Контрольно-оценочный этап (указать начало и окончание этапа) | |||
3.1. | ||||
3.2. | ||||
3.3. | ||||
… |
Управление проектом
Управление реализацией проекта предполагает задействование следующих механизмов:
- подготовка приказов, регламентирующих организацию инновационной деятельности;
- создание научно-координационного (координационного) совета;
- подготовка ежегодных планов инновационной деятельности, направленных на реализацию проекта программы;
- мониторинг результатов инновационной деятельности;
- выполнение само- и взаимооценки участниками инновационной деятельности, инициирование внешней экспертизы результатов и продуктов реализации проекта.
Приложения
Этот раздел формируется самостоятельно участниками инновационной деятельности.
Он может включать пакет вышеперечисленных и других документов.
По сути, в этот раздел помещаются самые главные материалы, разработанные и апробированные в процессе реализации проекта.
Полезно для приложений создать специальную папку, материалы в которой удобно систематизировать по этапам проектной деятельности, вложив в нее специальные разделители.
Для того, чтобы наполнение папки не было хаотичным, полезно в плане-таблице в последнем столбике (комментарии) заблаговременно еще на этапе планирования указать, какие из наработанных материалов пойдут в приложения.
Приложения требуют нумерации.
[1] Использован материал Е.Я. Когана «Парадигма актуального образования»
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ
В педагогической практике часто отождествляются такие понятия, как экспериментальная работа, инновационная деятельность, поисковая работа, апробация, исследовательская работа и т.д.
Действительно, между этими понятиями много общего. Главное сходство заключается в том, что и экспериментальная и инновационная деятельность направлены на создание новых образцов образовательной практики.
При осуществлении и той, и другой деятельности необходимо чередование деятельности, связанной с внесением изменений в существующую практику (новых методов, технологий, учебников, программ, оборудования и пр.), и измерений результатов этих изменений.
Логика изменений может быть представлена следующим образом.
Таблица. Логика изменений
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1289.