Вид деятельности | Цель (как прогнозируемый результат) |
Стартовая диагностика | Выявление и формулировка проблем, требующих решения |
Внесение изменений в образовательную практику | Начало изменений в образовательной практике |
Промежуточная диагностика | Выявление степени решения проблем, степени приближения к желаемым результатам |
Дальнейшее внесение изменений в образовательную практику | Продолжение изменений в образовательной практике |
Промежуточная диагностика | Выявление степени решения проблем, степени приближения к желаемым результатам |
… | … |
Итоговая диагностика | Выявление степени решения проблем, степени приближения к желаемым результатам |
Следовательно, для осуществления и экспериментальной, и инновационной деятельности их организаторам и участникам нужно владеть:
- методами педагогических исследований (методиками, методами, технологиями, необходимыми для выполнения диагностических процедур (входной, промежуточных и итоговой диагностик));
- средствами, которые могут решить выявленные проблемы (программы, оборудование, методики и технологии, дидактические материалы и пр.).
Основные различия рассматриваемых видов деятельности:
Начиная эксперимент, исследователь обнаруживает проблему, ставит цель и подбирает средства, использование которых, с его точки зрения, должно решить выявленные проблемы и достичь цели.
Однако экспериментальная деятельность обладает большей степенью рисков, ее результаты не могут быть гарантированы, гипотеза эксперимента может не подтвердиться, а цель может быть не достигнута или достигнута частично.
По большому счету, ценностью экспериментальной работы является сделанный по ее итогам вывод о том, какими средствами возможно решить выявленные в образовательной практике проблемы. Но системное преобразование образовательной практики может быть и не выполнено.
Пример. В ходе экспериментальной работы проверялась гипотеза о том, что использование метода проектов в дополнительном образовании способствует познавательному развитию детей. Гипотеза подтвердилась.
Однако это не означает, что в ОДО, в которой проходил эксперимент, метод проектов как педагогическая технология после завершения эксперимента системно используется всеми педагогами в образовательной деятельности. То есть системного преобразования практики не произошло.
В отличие от экспериментальной работы инновационная деятельность как раз направлена в большей степени на преобразование образовательной практики. Поэтому в процессе инновационной деятельности в самом ее начале разрабатывается и согласовывается модель, которая затем последовательно должна быть воплощена в образовательной практике.
По сути, экспериментальная деятельность направлена на создание и апробацию принципиально новых средств для решения возникающих в образовательном процессе проблем, а инновационная - на отбор и апробацию готовых средств решения возникающих проблем.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Успех экспериментальной и инновационной деятельности во многом зависит от правильного выбора и применения методов исследования.
Методы исследования (в педагогике) – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания, изучения явлений действительности.
Применяемые в педагогике методы исследования должны обеспечивать оптимальный выбор совокупности способов решения выявленной в образовательной практике проблемы, позволять улавливать динамику результатов осуществляемых изменений.
Все методы исследования делятся на теоретические и эмпирические.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 556.