К эмпирическим методам относятся изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (устный и письменный), беседа, тестирование, использование специальных методик.
Наблюдение. Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация явлений и процессов.
Каковы бы ни были цели, содержание и организация исследования, оно всегда обращается к методу наблюдения. Метод наблюдения занимает центральное место как главный источник получения научных и прочих фактов.
Умение наблюдать профессионально необходимо для педагога.
Несмотря на кажущуюся простоту, наблюдение обладает известной сложностью. Трудность этого метода заключается в том, что наблюдающему приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и деталям, которые соответствуют целям наблюдения, с охватом всего педагогического процесса.
Наблюдение в исследованиях педагогики имеет две основные функции:
- обеспечить теоретическое исследование эмпирической информацией;
- проверить адекватность и истинность теории в практике.
Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме.
Наблюдение дает много ценных сведений как с теоретической, так и с практической точек зрения. Этот метод можно рассматривать как самостоятельный, но чаще всего он используется в сочетании с каким-либо другим методом.
Сущность данного метода состоит в том, чтобы наблюдать, замечать все мелочи, следить за осуществлением определенной деятельности, развитием ситуации, систематизировать и группировать факты.
В зависимости от положения исследователя по отношению к изучаемому объекту различают включенное и невключенное наблюдение.
Включенное наблюдение – это наблюдение изнутри, когда педагог-исследователь на время наблюдения становится членом организации. В таких условиях оно помогает педагогу, психологу и другим исследователям глубже разобраться в различных организационных проблемах, понять поведение и чувства наблюдаемых.
Невключенное наблюдение – это восприятие какого-либо явления со стороны.
Для наблюдения, наряду с систематичностью, характерны плановость и точность.
Плановость проявляется в подготовке к проведению наблюдения, предварительном изучении материалов и анализе явлений, а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения, определяются формы записей и др.
Систематичность предполагает последовательную работу, включающую фрагментарность наблюдений, при которой может возникнуть искаженное представление об объекте. Только систематическое наблюдение позволяет получить объективную оценку.
Метод наблюдения целесообразно применять на этапе составления программы исследования, когда надо получить предварительные данные об объекте, уточнить проблему, описать актуальность исследования. Надежность информации при наблюдении во многом зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи.
Основные требования к методу наблюдения
Для обеспечения научности педагогического наблюдения нужно исходить из следующих требований.
1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем точнее цель наблюдения, тем легче регистрировать результаты наблюдения и выводить достоверные заключения.
2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. В плане детализируются отдельные вопросы, по которым хотят получить нужные сведения.
3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.
4. Явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.
5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми. Большую важность в наблюдениях имеет применение одинаковых критериев при оценке исследуемых явлений.
6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени.
Классификация наблюдений
Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам.
1. По частоте наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные.
2. По объему охвата объекта различают сплошные и не сплошные наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором – часть из них.
3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном наблюдении регистрируется непосредственно увиденные во время наблюдения факты. Косвенным называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам процесс, а его результат.
4. В зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в образовательном процессе, имеется дело с внешним наблюдением, или самонаблюдением.
Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения
1. Выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения.
2. Получение разрешения на проведение наблюдения.
3. Составление плана наблюдения.
4. Подготовка документов и оборудования наблюдения.
5. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.).
6. Оформление результатов наблюдения.
7. Анализ результатов наблюдения.
8. Теоретические и практические выводы наблюдения.
Опрос. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.
Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.
Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, мнениях и оценках, мотивах поведения, организационном климате и т.д.
Различают три разновидности опроса:
- анкетирование - письменный заочный опрос;
- интервью - устная беседа, очный опрос;
- социометрический опрос.
Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями включенных в анкету вопросов.
Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.
Интервью с субъектами образовательного процесса помогает исследователю глубже усвоить специфику изучаемой проблемы. Направление интервью задается проблемой исследования, а также его целями.
Беседа - метод психолого-педагогического исследования, который используется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности. Беседа сочетается с другими методами исследования: наблюдением, анкетированием, экспериментом и т.д.
Использование беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов.
Для использования метода беседы исследователь должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками, а также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к беседе и т.д.
Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов, таких как наблюдение, сравнение и т.д.
Тестирование
Тесты (испытание, проба) – стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков.
Исследование посредством тестирования, как правило, ограничено во времени и характеризуется наличием нормативных критериев оценки результатов.
Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям.
Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы, и по отношению к которой они проверены.
В настоящее время тесты находят применение в целях диагностики.
С помощью некоторых тестов возможно оценить степень готовности ребенка к школьному обучению, степень обученности, определить психологические характеристики учащегося и пр.
Неоднократное использование тестов в процессе обучения способствует более адекватной оценке его эффективности. Однако, необходимо учитывать, что показатели тестов иллюстрируют лишь состояние исследуемых характеристик, не раскрывая особенностей их формирования.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 467.