Основными методами перехода к рыночной экономике являются:
1) либерализация цен как условие становления рыночного механизма;
2) финансовая стабилизация как фактор обеспечения экономического динамизма;
3) приватизация как условие становления отношений частной собственности и экономической свободы товаропроизводителей;
4) демонополизация экономики как условие формирования конкурентной рыночной среды;
5) преобразование аграрной сферы как условие структурного равновесия в экономике;
6) либерализация внешнеэкономических отношений как предпосылка формирования открытой экономики.
Поэтапное освобождение цен в начале реформ (2 января 1992 г.) сопровождалось непомерным их ростом. Рост цен по цепной реакции распространяется на многие отрасли и сферы производства и негативно отражается на жизненном уровне населения, особенно на положении социально уязвимых слоев общества: пенсионеров, неполных семей, низкооплачиваемых работников.
Но свободное ценообразование позволило перевести подавленную инфляцию в открытую. Внутренние цены должны были прийти в соответствие с ценами мирового рынка и создать стимулы товаропроизводителям к производству продукции.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят неизбежный характер:
1) утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;
2) бюджетный кризис;
3) трансформационный спад.
Эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.
Утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами связана со становлением частной собственности на средства производства и ресурсы. В российской промышленности уже в 1994 г. государству принадлежало лишь 12% предприятий.
Бюджетный кризис связан с хронической нехваткой денег в бюджете в силу падения производства более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х годов, несовершенства налоговой системы, развития теневого сектора и утечки капитала за границу.
Бюджетный кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, ЖКХ и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугубляется тем, что скудные государственные средства расходуются крайне нерационально.
Однако вместо реформ еще в 1995 г. правительством В. С. Черномырдина был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке. И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения мировых цен на нефть, новое правительство Кириенко было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение курса рубля и новый виток экономического кризиса (и отставка правительства).
Трансформационный спад в переходный период вызван отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние связи между производствами были разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще не созданы. За 1991−1995 гг. объем ВВП России сократился на 50%, промышленное производство – более чем на 50%, сельскохозяйственное – на 30% и капиталовложения – почти на 70%. Но затянувшийся кризис в России, в которой к 1997 г. были созданы основы рыночной экономики, обусловлен особенностями пореформенного курса правительства.
Путь «шоковой терапии» для России оказался трудным и весьма болезненным. В результате проведения такой политики в стране наблюдались высокая инфляция, хроническая задержка заработной платы, высокий уровень безработицы, преступности, разгул бюрократии и коррупции.
Либерализация и приватизация государственной собственности привели к резкому имущественному расслоению населения: 10−15% населения оказались в благоприятном и очень благоприятном положении, образовав так называемый класс «новых русских» и «олигархов», а подавляющая часть граждан резко обеднела. Даже по официальным данным, уровень жизни упал в большинстве стран СНГ более чем в 2 раза, а приблизительно 30% населения находились на грани выживания.
Следует заметить, что подлинной «шоковой терапии», с научной точки зрения, в нашей стране не было, т. к. «шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992−1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5−10% ВВП. Кроме того, правительство В. С. Черномырдина, сменившее правительство Е. Т. Гайдара, увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства («хотели как лучше…»). Все это растянуло финансовую стабилизацию в России на четыре года ! , что совершенно не укладывается в концепцию «шоковой терапии».
Переходные состояния в общественном развитии, как правило, занимают достаточно длительный период. Так, с момента объявления М.С. Горбачевым экономических и политических преобразований в СССР до первого «бюджета развития» в России (2006 г.) прошло ровно 20 лет!
Это объясняется сложностью задач общественного переустройства. Переходный период характеризуется неравномерностью созревания новых экономических отношений, противоречивостью и борьбой старых и новых институтов экономики, возможностью временных «откатов» назад, а также самоустранением государства от активного вмешательства в регулирование.
Следует отметить, что характер переходного периода не только простые граждане, но и многие ученые и практики оценивают по-разному.
Приватизация
В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако, государственная собственность охватывала 90% всех средств труда в народном хозяйстве, т.е. была преобладающей, а колхозно-кооперативная и личная формы собственности были ограничены в своих правах и контролировались государством.
В целях успешного проведения рыночных преобразований в России необходимо было изменить структуру собственности. Для этого проводилось разгосударствление собственности – ликвидация тотального государственного господства в этой сфере.
Один из путей разгосударствления – приватизация. Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.
Возникновение отношений частной собственности вовсе не означает, что государственная собственность перестает существовать. Изменения в отношениях собственности происходят в соответствии с принципами смешанной экономики. Таким образом, возрастает многообразие форм собственности.
Целью приватизации является:
1) создание института частной собственности, на базе которой формируются частные товаропроизводители;
2) становление отношений частного присвоения.
Важную роль при определении механизма передачи собственности в России сыграл мировой опыт разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности.
В развитых странах перевод государственной собственности в частную способствовал притоку инвестиций в реальный сектор экономики. В Великобритании, например, к 1988 году было распродано 30% государственных предприятий (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). Доходность их в результате приватизации возросла в 3-7 раз.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 501.