Итак, известны четыре методологические трактовки, объясняющие социальную справедливость:
1) эгалитаризм − необходимость получения всеми членами общества равных благ соразмерно заслугам (трудовым усилиям и т.п.);
2) утилитаризм − максимизация общей полезности всех членов общества;
3) роулсианский подход − важность максимизации полезности наименее обеспеченных лиц;
4) либерализм − справедливость, устанавливаемая рынком.
Правительства промышленно развитых стран не стали дожидаться окончания теоретических споров относительно справедливого распределения доходов и проводили социальные реформы.
В рыночной экономике социальные модели прошли определенные этапы трансформации. В середине ХХ века сложилась социальная модель, получившая название «государство благосостояния». В основе этой модели лежала идея, что государство, не имея собственных интересов, может выступать посредником между различными социальными группами, быть защитником общественных интересов. Государство не вмешивалось в непосредственный процесс производства, а оказывало влияние на бизнес косвенно, через налоговую систему. Кроме того, в стране создавались широкие социальные программы поддержки населения, программы переподготовки для безработных и пр.
Программы «государство благосостояния» включают в себя программы социального страхования, программу поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособия по безработице и другие социальные услуги. Особая роль отводится трансфертам – безвозмездной передаче части дохода из одних рук в другие.
Но развитая система социальной помощи в странах с рыночной экономикой делала невыгодным для малоимущих граждан поиск работы. В связи с этим многие экономисты предложили ввести систему отрицательного подоходного налога: платить гарантированный минимум тем, чей доход равен нулю и постепенно снижать его при росте заработной платы.
В 40−50-е гг. ХХ века в Европе разрабатывается концепция социального рыночного хозяйства, которая рассматривается как альтернативный вариант развития государства между диким рынком и тоталитаризмом. Социальное рыночное хозяйство определяется как синтез свободы (экономической свободы) и справедливости, а также социальной защищенности, которые обеспечивает своим гражданам государство. На этом пути страны Западной Европы достигли определенных успехов.
Важным показателем материального благосостояния различных социальных групп выступает показатель уровня жизни. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами. В широком плане понятие «уровень жизни» включает условия труда, быта и досуга, здоровье населения и образование, природную среду обитания и т.д.
Определены четыре уровня жизни населения:
1) достаток – пользование благами, обеспечивающими всесторонне развитие человека;
2) нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормам, что обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
3) бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;
4) нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор материальных благ и услуг, который позволяет поддерживать лишь жизнедеятельность человека.
Система показателей уровня жизни в международной статистике ООН включает 12 основных групп:
1) рождаемость и смертность;
2) санитарно-гигиенические условия жизни;
3) потребление продовольственных товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8) стоимость жизни и потребительские цены;
9) организация отдыха;
10) транспортные средства;
11) социальное обеспечение;
12) свобода личности.
В начале 90-х годов ХХ в. стал применяться показатель индекса человеческого развития – ИЧР. Данный показатель характеризует способность государства создавать экономические и социальные возможности для развития индивида, а также формировать в общественном сознании понимание ответственности человека перед обществом (созвучно с идеями солидаризма). Кроме вышеназванных показателей сюда входит также такой показатель, как ВВП на душу населения.
Система социальной защиты населения представляет отрасль народного хозяйства, выполняющая две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения. Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных.
Система социального обслуживания включает использование различных форм работы, таких как дома-интернаты, социальную помощь на дому и др. Система социальной защиты населения, сложившаяся в России, является недостаточно эффективной.
Необходимость быстрого реформирования системы социальной защиты связана и с демографической ситуацией в России. В условиях старения населения возрастает нагрузка на работающее население. В условиях сегодняшней экономической ситуации это будет означать невозможность решения многих социальных задач по поддержанию уровня жизни в стране.
Только устойчивый экономический рост позволит создать эффективную систему социальной защиты, решить проблемы бедности, нищеты, создать достойный уровень жизни в стране. Конечной стратегией социальной политики является формирование среднего класса в стране; класса, который является основой экономической и политической стабильности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 504.