Основные виды экономических преступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Незаконное предпринимательство – экономическое правонарушение, свойственное рыночной экономике. В соответствии с законом под незаконным предпринимательством понимается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.

Поощряя свободное предпринимательство, государство сохраняет над ним определенный контроль в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы, культурных ценностей. Государственный контроль необходим и для обеспечения надзора за уплатой налогов юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

2. Незаконная банковская деятельность – разновидность незаконного предпринимательства в финансово-кредитной сфере. Это преступление подрывает доверие к банковской системе, способствует обману лиц, пользующихся услугами банковских учреждений, кредитных и финансовых компаний.

3. Лжепредпринимательство – один из распространенных видов рыночных мошенничеств, это создание и регистрация коммерческих организаций без намерения фактически осуществлять предпринимательскую деятельность по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Образование такой лжеорганизации может преследовать цель получения банковских ссуд или кредитов, освобождения от налогов, «отмывания» денежных средств, добытых преступным путем. Кроме того, лжефирма может создаваться для прикрытия запрещенной деятельности криминального характера.

4. Фальшивомонетничество – изготовление и/или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Это один из распространенных и наиболее древних видов экономических преступлений. Общественная опасность этого преступления обусловлена тем, что наличие фальшивых денежных знаков в обороте может существенно дестабилизировать кредитную и финансовую систему, способствует инфляции и в конечном счете подрывает основы свободной рыночной экономики.

5. Банкротство фиктивное – правонарушение, выражающееся в заведомо ложном объявлении собственником организации о своей несостоятельности с корыстной целью. Весьма часто фиктивным банкротством завершается пирамидальная деятельность финансовых структур.

6. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) – один из новых видов правонарушений, причиняющих значительный ущерб инвесторам. Опыт существования «МММ» и др. показывает, что отсутствие нормативных требований к достоверности информации и ответственности за нарушение этих требований является одной из основных причин злоупотреблений со стороны эмитентов. 

Общественная опасность таких действий заключается в неэффективном использовании свободных средств населения, причинения материального ущерба держателям акций, в нечестной конкуренции на финансовом рынке, подрыве доверия к рынку ценных бумаг, что в конечном счете превращается в мощный фактор социальной и политической нестабильности.

7. Коммерческий шпионаж – незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем хищения документов, подкупа, угроз в целях разглашения или использования этих сведений в корыстных целях. К коммерческой тайне относятся сведения о производстве, планах развития предприятия, партнерах, переговорах, технологиях и т.д. К банковским тайнам – сведения об операциях, счетах и вкладах. Законодательством установлено, что банки гарантируют своим клиентам соблюдение банковской тайны. Правонарушением признается разглашение или использование коммерческой или банковской тайны без согласия владельца.

8. Криминальная приватизация – приватизация в обход действующего законодательства либо с использованием пробелов в законодательстве о приватизации. Практически в каждом втором регионе России привлечены к уголовной ответственности руководители местных администраций за данный вид преступления. При этом должностные лица совершают чаще всего такие преступления, как получение взятки за оказание услуг при приватизации, за нарушение условий проведения аукционов и конкурсов, занижение стоимости приватизируемых объектов и т.п.

9. Легализация («отмывание») денежных средств – легализация криминальных доходов путем совершения различных финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем с целью сокрытия незаконного источника дохода. Опасность таких действий заключается в том, что они подрывают основы честного бизнеса.

10. Рэкет – вымогательство имущества, денег путем угроз, насилия, шантажа. Вымогатели направили свою активность против лиц, располагающих значительными материальными средствами. Это преступление прошло в своем развитии ряд этапов. Вначале оно выражалось в форме примитивного «наезда» на собственника под угрозой физической расправы. Затем стали создаваться «бригады» по выбиванию долгов за определенный процент от суммы задолженности. Наконец, еще более сложной формой этого преступления является организация так называемых «крыш» по защите предпринимательских структур на основе регулярно получаемой денежной дани.

11. Сокрытие средств в иностранной валюте – один из распространенных в настоящее время видов противоправного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности. По сути дела, речь идет о проблеме утечки капиталов. Сокрытие средств в иностранной валюте, совершенное в крупных размерах, признается преступлением.

12. Хищение – одно из наиболее распространенных экономических преступлений, относящихся к группе имущественных правонарушений. Это безвозмездное изъятие имущества в свою пользу или в пользу третьих лиц, причинение материального ущерба собственнику.

13. Таможенные нарушения и таможенные преступления – одна из наиболее быстро растущих групп экономических правонарушений. К ним относятся нарушения правил перемещения материальных ценностей через таможенную границу, нарушение правил таможенного контроля и таможенного оформления, обложения таможенными платежами и правил их уплат и т. д.

К таможенным преступлениям относятся: контрабанда; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; уклонение от уплаты таможенных платежей и т.п..

Общественная опасность контрабанды и других таможенных правонарушений в том, что снижаются поступления в бюджет от внешнеэкономической деятельности, увеличивается риск приобрести некачественные и опасные для здоровья товары, ухудшается положение отечественного производителя. Главное, контрабанда подрывает цивилизованный бизнес, выталкивая из него законопослушных предпринимателей, так как демпингует цены, способствует распространению коррупции и в целом криминализует экономику.

14. Мошенничество – одна из форм хищений, отличающаяся от других специфическим способом завладения имуществом путем обмана. Мошенник воздействует не на само имущество, а на сознание владеющего им лица. Обман – это умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение контрагента и таким образом добиться от него добровольной передачи имущества. При совершении мошенничества часто используются подложные документы, форменная одежда, ложные знаки отличия. Крупномасштабные «беспроигрышные» лотереи, «благотворительные» или чековые фонды, обещающие высокие дивиденды, – это яркие примеры мошеннических афер.

15. Недобросовестная конкуренция – экономические действия, связанные с отступлением от моральных принципов. К формам недобросовестной конкуренции относятся:

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара, его цены (ложная реклама);

в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

г) продажа товаров с незаконным использованием чужой интеллектуальной собственности (патенты, товарный знак и т.д.).

16. Монополистическая деятельность и ограничение конкуренции – неправомерные действия в сфере экономики, позволяющие получить прибыль или иную выгоду, основанные на неравноправных отношениях в хозяйственной деятельности. Под монополистическими действиями понимается установление монопольно высоких или монопольно низких (демпинговых) цен, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других хозяйствующих субъектов, сговор о ценах и т.п.

17. Налоговые правонарушения являются одним из наиболее ярких проявлений теневой экономики. Из-за сокрытия доходов и невыплаты налогов страдает бюджетная политика государства. Ужесточая налоговый режим, государство провоцирует переход многих хозяйствующих субъектов в теневую сферу. Поэтому либерализация налоговой системы, снижение процентных ставок налогообложения является основным способом борьбы с налоговыми правонарушениями и позволяет увеличить поступления в бюджет.

18. Взяточничество – получение и дача взятки. В числе экономических преступлений взяточничество занимает особое место. Оно ассоциируется с продажностью, разложением государственного аппарата, означает использование должностными лицами своих властных полномочий в личных, корыстных целях. Одним из наиболее общественно опасных видов взятки является содействие или прямое оказание помощи организованным криминальным структурам. Взяточничеству способствует слабый контроль со стороны государства и общества, безнаказанность.

Получением взятки является получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения, за общее покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию.

Дача взятки – это вручение должностному лицу лично или через посредника в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в своих интересах какого-либо служебного действия, покровительство или попустительство по службе, получение каких-либо преимуществ для себя или иных лиц, предприятий, организаций, учреждений. При этом в законе содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности взяткодателя, если в отношении его имело место вымогательство взятки или если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся.

19. Коррупция – специфическое социальное негативное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных служащих и лиц, исполняющих управленческие функции, выражающееся в корыстном использовании в личных целях официальных служебных полномочий. Коррупция – один из способов «приватизации» государственных полномочий, превращения их в свою частную собственность.

Опасность коррупции очевидна. Ее масштабы в России в настоящее время приобрели беспрецедентный характер: и по числу подкупающих лиц, и по пораженности этой «болезнью» всех ветвей власти.

В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» от 5 июля 1995 г. установлены ограничения, связанные с государственной службой, в том числе запрещение заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься любой другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой, принимать участие в управлении коммерческой организацией, использовать в неслужебных целях государственное имущество, получать от физических и юридических лиц вознаграждение в любой форме, связанное с выполнением служебных обязанностей.

14 ноября 1996 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О борьбе с коррупцией». Закон впервые дает официальное определение коррупции – это не предусмотренное законодательством принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, занимающими государственные должности.

Процесс становления рыночных отношений в России сопровождается всплеском преступности, в том числе и экономической. Организованные преступные группы и сообщества, опираясь на коррумпированные связи и значительные денежные средства, существенно усилили свой потенциал и влияние в обществе. Они продвигают своих ставленников в органы законодательной и исполнительной власти.

 «Теневые» экономические процессы и связанные с ними преступления разлагают государство изнутри. Это явление бросает вызов самим реформам, проводимым в России, и угрожает внутренней безопасности страны.

 

Рынок труда в России

Особенностью формирования рынка труда в России является гипертрофированное развитие скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов производства могут быть высвобождены.

Оценка масштабов скрытой безработицы колеблется в довольно широком диапазоне – от 7 до 10 млн. человек для современной России. Наибольших размеров скрытая безработица достигает на предприятиях текстильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, электронной промышленности, военно-промышленного комплекса.

Главная причина, порождающая скрытую безработицу – сокращение объемов производства и неадекватное ему сокращение численности занятых.

Из классических форм безработицы в экономике России отмечается рост фрикционной и структурной форм. Уровень циклической безработицы вырос после финансового кризиса в августе 1998 года, но снизился с началом промышленного подъема 1999 года. Вместе с тем растет застойная (хроническая) безработица, связанная с низкой мобильностью и слабой конкурентоспособностью безработных на рынке труда.

Общий потенциал безработицы в России в 1997 году оценивался в 15% экономически активного населения, а к 2001 году составил около 9%. Однако доля длительной безработицы (более 12 месяцев) во всей безработице все еще высока – до 50%.

Безработица в России носит ярко выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере затронуло менее развитые, аграрные районы и регионы с наиболее высокой долей ВПК.

В целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные скрытые виды женской и молодежной безработицы во многих регионах становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур.

Методы борьбы с безработицей различны. Зачастую они вытекают из той концепции, которой те или иные современные экономисты придерживаются при объяснении ее причин. Мальтузианцы предлагают ограничить рождаемость, сторонники классической теории рынка труда – мероприятия по снижению заработной платы. Кейнсианские программы в краткосрочном периоде предлагают общественные работы за счет бюджета государства, в долгосрочном периоде – государственные заказы частному сектору, мероприятия по стимулированию инвестиционного спроса, при этом особое значение придается снижению учетной ставки процента.

Монетаристы требуют уменьшить дефицит государственного бюджета путем уклонения от планирования социальных программ, обуздания инфляции и создания здоровой рыночной среды, в которой неизбежно разорение неэффективных предприятий и выдвижение на первый план сильных, адаптивных товаропроизводителей. В частности, они предлагают не понижать, а повышать учетную ставку процента. Они полагают, что эффективно действующий рынок вызовет рост производства и, как следствие, рост спроса на рабочую силу.

Платой общества за монетаристский путь развития рынка в России является распространенная нищета, преступность, бродяжничество и социальная напряженность.

Государство с социально ориентированной рыночной экономикой проводит комплекс плановых мероприятий по регулированию занятости в интересах всего общества, всех слоев населения. В процессе управления совокупными расходами населения государство, как правило, выбирает компромиссное решение между динамикой заработной платы, темпами инфляции и уровнем безработицы.

Распределение и доходы

Механизм формирования доходов интересует практически всех, даже тех, кто их не зарабатывает. В настоящее время среди экономистов принята теория факторов производства, согласно которой каждый из используемых в производстве факторов участвует в создании доходов.

Доходы – это денежные суммы, регулярно и законно поступающие в непосредственное распоряжение участников рыночных отношений.

Это значит, что:

1)  доход, как правило, представлен деньгами;

2)  доход поступает регулярно;

3)  доход имеет законное происхождение.

Условием получения дохода является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет предпринимательской деятельности, − в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег. Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода – показатель масштаба такого участия. Итак, доход – это денежная оценка результатов законодопускаемой деятельности субъектов рыночной экономики.

Доходы различают по источникам, способам, регулярности и очередности получения. Источником доходов может стать как обладание, так и использование факторов производства; они могут быть получены частным лицом, фирмой или государством; выступать в наличной или безналичной форме; поступать как регулярно, так и однократно (как частный случай).

Так как расходы на производство ложатся на плечи собственников факторов производства, то первоначально доходы сосредотачиваются именно в их руках. Это функциональное распределение доходов, в процессе которого формируется зарплата, прибыль, рента, процент.

В результате функционального распределения некоторые группы населения, не имеющие доступа к распоряжению факторами производства, обречены на полуголодное существование в странах с рыночной экономикой, если бы не роль государства, которое перераспределяет доходы, сложившиеся у непосредственных участников рыночных отношений. Так формируется персональное (или вертикальное) распределение доходов.

Главное отличие функционального распределения доходов от персонального состоит в том, что первое обусловлено собственностью на факторы производства, второе есть результат вмешательства государства в сферу распределения и перераспределения доходов.

Персональное распределение – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются. В этом случае анализируют, какую долю национального дохода получают 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.

В связи с программой перераспределения доходов экономисты рассматривают так называемую дилемму эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. А это объективно ведет к снижению желания работать на кого-то: «зачем много работать, если значительную долю заработанного придется отдать в виде налога?» и «зачем много работать, если и так получаю большое пособие?»

Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого национального «пирога».

Как слишком глубокое неравенство подрывает стабильность общества, так и нивелировка доходов подрывает эффективность экономики. За большее равенство нередко приходится платить снижением эффективности. Самое сложное в осуществлении социальной политики государства заключается в нахождении приемлемой «социальной цены», или платы, за более равномерное распределение доходов.

В развитых странах все доходы, получаемые гражданами, подразделяются на две большие группы:

1) доходы, полученные от трудовой и предпринимательской деятельности (заработная плата, прибыль);

2) легальные нетрудовые доходы (дивиденды, доходы от собственности, в том числе от сдаваемого внаем жилья, а также выплаты от государства в виде трансфертных платежей, не зависящих от трудовых затрат).

В странах с рыночной экономикой доля этих нетрудовых доходов велика.

Поскольку доходы выступают основным показателем уровня жизни населения, существуют объективные критерии, определяющие величину доходов, и количественные показатели, характеризующие динамику их изменения.

Номинальный доход характеризуется той денежной суммой, которую работник получил на руки. Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальный доход. Реальные доходы населения определяются соотношением конечных доходов и индексом потребительских цен за определенный период.

Для оценки уровня жизни населения, а также для обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии, стипендии, пособий и других социальных выплат используется такой важный показатель, как прожиточный минимум.

Прожиточный минимум отражает уровень дохода, который должен обеспечить потребление минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека в соответствии с уровнем развития экономики. Прожиточный минимум берет на себя роль социального норматива, с помощью которого регулируют социальные выплаты. В России прожиточный минимум рассчитывается как для населения в целом, так и для определенных категорий граждан: трудоспособного населения, пенсионеров, детей.

В России применяется «корзиночный» подход для определения прожиточного минимума. Минимальная потребительская корзина представляет совокупность минимальных норм потребления определенного перечня продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Ее стоимость определяет нижнюю границу стоимости жизни в стране. В данную корзину включены около 40 наименований товаров и услуг.

С прожиточным минимумом тесно связан показатель минимального размера оплаты труда (МРОТ). Данный показатель выполняет роль социального норматива для каждого индивида общества. МРОТ – это оплата за менее квалифицированный, простой труд.

Составной частью доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты населению в связи с ростом потребительских цен. Выплаты осуществляются посредством политики индексации, которой подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, стипендии, пособия, оплата труда. Но механизм индексации доходов населения России не позволяет в условиях неустойчивого экономического роста эффективно решать данную проблему.

Неравенство

Различия в уровне доходов на душу населения называется дифференциацией (неравенством) доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

С дифференциацией доходов тесно связана социальная справедливость в данном обществе. Социальная справедливость в сфере экономики – это соответствие системы экономических отношений представлениям, потребностям, интересам, которые господствуют в обществе. В настоящее время в сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный и трудовой.

Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что смягчает неравенство доходов. Развитие рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Неравенство в доходах можно оценивать количественно. Один из способов установления степени неравенства состоит в сопоставлении величины денежных доходов 10% людей с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Такое отношение называется децильным коэффициентом.

Децильный коэффициент в РФ по среднедушевым денежным доходам (СДД) с 2000 по 2006 гг. примерно равен 15, а по среднемесячной заработной плате (СЗП) – около 30, что является очень высокими показателями социального неблагополучия. 

Наиболее высокая внутриотраслевая дифференциация в оплате труда работников, попадающих в крайние десятипроцентное группы, в 2003 году наблюдалась в банковской деятельности – 34 раза, торговле и общественном питании – 32 раза, наименьшая в электроэнергетике – 10 раз. Разрыв в оплате труда работников бюджетных отраслей: здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение – 14 раз; образование – 15 раз; культура, искусство − 22 раза.

Внутриотраслевая дифференциация заработной платы наиболее значительна в организациях негосударственной формы собственности. В целом по организациям государственной и муниципальной форм собственности разрыв в оплате труда крайних децильных групп работников с наибольшими и наименьшими заработками составил около 20 раз, а по организациям негосударственной формы собственности – почти 44 раза. На транспорте эти соотношения составили соответственно 10 и 28, в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении – 13 и 21, культуре и искусстве – 17 и 77.

По данным Госкомстата России на начало 2002 года распределение доходов выглядело следующим образом: ниже прожиточного уровня – 35% населения, на уровне прожиточного уровня – 30% населения, обеспеченные «средний класс» − 20 % населения. Таким образом, доля «среднего класса» в России слишком низка, в то время как в европейских странах эта доля составляет около 60%.

Увеличение доли «среднего класса» является стратегической программой российского правительства: сюда входит удвоение ВВП и борьба с бедностью.

Для более точной оценки фактического распределения доходов используют кривую Лоренца и коэффициент Джини, показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.

Кривая Лоренца («лук Лоренца») – это метод графического изображения уровня концентрации доходов. На графике по вертикальной оси откладывается процент дохода, которым обладает данный процент населения, отложенный по горизонтальной оси, рис. 43.

Линия 0А означает абсолютное равенство в доходах, т.к. на любой процент населения будет приходиться такой же процент доходов. Линия 0ВА характеризует абсолютное неравенство, т.к. на практически 100% населения приходится нулевой процент дохода. Реальное расположение кривой будет характеризоваться кривой Лоренца – линия 0DCA.

В России в 2002 году сложилось следующее распределение доходов: на долю 20% наиболее обеспеченных граждан России приходилось более 50% денежных доходов (участок АС), а на долю 20 % наименее обеспеченных (участок 0D) – всего 6%, что свидетельствует о крайне высокой дифференциации доходов населения.

Если площадь фигуры, ограниченной линиями 0АСD, поделить на площадь треугольна 0АВ, то получим коэффициент Джини. При коэффициенте, равном нулю, общество находится в состоянии абсолютного равенства. При коэффициенте, равном единице, общество находится в состоянии абсолютного неравенства. На рисунке коэффициент Джини равен примерно 0,5. Перераспределяя доходы, государство снижает коэффициент Джини, но таким образом, чтобы не устранить стимулы к труду и предпринимательской деятельности.

79. Преобразования в социальной сфере

Социальная политика государства призвана обеспечить благоприятные условия жизни членов общества. Конкретная реализация социальной политики осуществляется в рамках определенных социальных моделей.

Социальная модель в централизованных системах имела определенные черты.

1. Патернализм как всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение членов общества. Центр использовал любые административные меры, представляющиеся ему целесообразными для решения социально-экономических задач общества.

2. Всесторонняя ответственность центра за процесс производства, что ведет к зависимости индивида от государства в распределении материальных благ.

3. Этатизм, т.е. огосударствление социальной сферы в обществе, что приводит к отстранению населения от решения социальных вопросов и в значительной степени подчиняет решение многих проблем интересам правящей верхушки.

4. Эгалитаризм, тезис как идея социального равенства. Социальное равенство выступает как возможность получения благ по степени личного участия индивида в общественно-полезном труде, как равенство всех членов общества в ряде важнейших сфер жизнедеятельности: в образовании, здравоохранении, перед законом и пр.

В то же время социально справедливым является предоставление экономической свободы членам общества для реализации своих способностей и обеспечения личного благосостояния. В рассматриваемой модели данный тезис был реализован в виде уравнительного распределения доходов.

Во второй половине XVIII века английский экономист и правовед И. Бентам разработал утилитаристскую концепцию развития. Согласно этой концепции справедливым считается такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества.

По этой модели может считать справедливым как равное, так и неравное распределение доходов, в зависимости от представлений о характере индивидуальных функций полезностей разных членов общества. В случае одинаковости функций индивидуальных полезностей утилитаристская концепция совпадает с эгалитаристской, поскольку все люди обладают совершенно одинаковой способностью извлекать предельную полезность из своего дохода.

Джон Роулс, американский философ, выдвинул свою концепцию, которая носит его имя – роулсианскую концепцию. Она основана на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества.

Роулс критически отнесся к утилитаристской концепции, подчеркнув, что такой подход нарушает права отдельных индивидов в рамках общества, т.к. использует одних субъектов как средство для достижения цели других. Утилитаризм, таким образом, оправдывает рабство, всякий вид эксплуатации. Этим не страдает роулсианский подход.

Либеральная концепция рынка считает справедливым распределение доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкуренции на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличностным образом. Этот способ никем не придумывался и не создавался. По словам выдающегося представителя либерализма Хайека, «при подавлении дифференциации, возникающей в результате везения одних и невезения других, процесс открытия новых возможностей был бы почти полностью обескровлен. Эволюция не может быть справедливой».

Дата: 2018-11-18, просмотров: 664.