Особенности повышения квалификации в медицинских органах

Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников здравоохранения современному уровню развития науки, техники и экономики. Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников предприятия современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации.

Повышение квалификации персонала является неотъемлемой частью развития работника в силу ряда причин:

 

Дешевизна Повышение квалификации дешевле подготовки специалистов. Если не брать во внимание дорогостоящие зарубежные стажировки.
Сроки обучения Краткосрочность обучения: период освоения наиболее популярных программ на предприятиях с отрывом от производства может иметь продолжитель­ность от трех дней до двух недель.
Целевая направленность Целевая направленность обучения «под заказ» с использованием набора учебных модулей для специалистов и руководителей, например, «Персонал», «Маркетинг», «Ценные бумаги», «Стандартизация», «Качество» и т. д.

 

Изучение американского, европейского и японского менеджмента, адаптация его к особенностям российской социальной системы, обобщение современных концепций отечественных ученых-педагогов, опыта работы крупнейших школ бизнеса позволяют сформулировать следующие принципы повышения квалификации руководителей и специалистов здравоохранения, представленных на рисунке 16.14.

1. Всестороннее развитие личности слушателя в областях знаний человеческой деятельности (управленческой, экономической, экологической, научной, художественной, педагогической, спортивной и медицинской). Образовательное учреждение должно создать условия для развития человека в тех сферах, где он недостаточно подготовлен, для проявления его индивидуальных и профессиональных качеств.

2. Целевая интенсивная подготовка на базе широкого набора учебных модулей. Целевая подготовка реализуется в регламентированной последовательности.

 

 

 


Рис. 16.14. Основные принципы повышения квалификации руководителей и специалистов здравоохранения

 

В течение первой недели осваивается базовый курс проблемных лекций и деловых игр по управлению, экономике, социологии, психологии, маркетингу и др. Затем в течение 3–6 дней организуются специализированные семинары по одной из выбранных слушателем проблем. Интенсивное обучение по 8–12 часов в день позволяет слушателям получить новые знания в течение короткого периода времени. При обучении с отрывом от производства реализуется метод «погружения», таким образом, усилия слушателей концентрируются на достижении целей повышении квалификации.

3. Широкое использование современных образовательных технологий (до 50–75% от общего фонда учебного времени):

· деловые и ролевые игры;

· анализ конкретных ситуаций;

· аукционы идей;

· круглые столы;

· социально-психологические тренинги;

· практические занятия в малых группах в форме диалога с преподавателем;

· программированное обучение с использованием персональных компьютеров др.

Использование активных форм обучения позволяет мобилизовать внутренний потенциал человека и в игровой си­туации моделировать решение управленческих проблем.

4. Привлечение высококвалифицированных ученых, педагогов, руководителей предприятий и ориентация обучения на личность преподавателя. Для этого в учебном процессе следует сосредоточить силы преподавателей из вузов и специалистов-профессионалов научно-исследовательских институтов. Практико-ориентированная направленность обучения приво­дит к эффективным результатам повышения квалификации.

5. Гибкая обратная связь со слушателями устанавливается путем учета индивидуальных интересов слушателей на основе их социологического опроса при согласовании программы обучения до начала занятий, а также посредством ежедневного анкетирования по результатам учебного дня с помощью балльной системы оценок. Ведение рейтинга преподавателей осуществляется гласно. Устанавливается определенная зависимость оплаты труда от результатов оценок слушателей.

6. Комплексная оценка потенциала слушателей осуществляется путем балльной оценки профессиональных знаний и умений, творческой и деловой активности, со­циологии и психологии личности, здоровья и работоспособности и т.д. Оценка характеризует потенциал человека в реализации профессиональных задач конкретной программы обучения и группы слушателей и может служить основанием для последующего продвижения по службе. Ежедневное ведение рейтинга в условиях гласности способствует развитию духа конкуренции, состязательности и мобилизации творческой активности.

7. Индивидуально-групповой метод обучения. Принцип реализуется следующими путями:

· совмещения поточных проблемных лекций, где присутствуют все слушатели (до 50 чел.);

· групповой формы с использованием метода активизации слушателей (до 25 чел.);

· лабораторных работ и тренингов в малых группах (до 8 чел.) с индивидуальными консультациями, в прямом диалоге «преподаватель–слушатель».

Индивидуально–групповой метод позволяет использовать потенциал и интересы отдельного человека и принцип коллективизма, когда решение принимается всеми участниками группы.

8. Автоматизация и информатизация учебного процесса с использованием со­временных технических средств:

· персональных компьютеров;

· учебного телевидения;

· аудиовизуальных технических средств;

· видеокамер и видеомагнитофонов;

· средств программированного обучения и др.

Применение технических средств позволяет, с одной стороны, сократить затраты труда преподавателей и повысить активность управления учебным процессом, с другой стороны, преодолеть психологический барьер у слушателей к использованию технических средств в практической работе. В перспективе каждому слушателю следует предоставить возможность обучения на автоматизированном рабочем месте по целям своей профессиональной деятельности.

Основной задачей системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов медицинских организаций является дальнейшее развитие и активное использование образовательного, научного и инновационного потенциалов, направленных на структурную перестройку, переориентацию медицинского персонала на те направления и формы деятельности, в которых возможно достижение наиболее значительных результатов.

Реформирование системы здравоохранения – масштабный процесс, в результате которого возникает необходимость разработки стратегии профессиональной подготовки кадров. Такая стратегия может быть создана при участии специалистов разных профилей: юристов, экономистов, социальных психологов, профессионалов медиков и управленцев отрасли.

Разработанная стратегия включает в себя следующие компоненты:

· сообщение участникам реформы необходимых знаний (юридических, экономических, психологических);

· исследование «внешней среды» системы (внешней по отношению к здравоохранению);

· создание механизма реализации реформы (реформы здравоохранения);

· исследование «внутренней среды» системы (под «внутренней средой» понимается имеющаяся система оказания медицинской помощи населению) и подготовка (обучение) «внутренней среды» к жизни в новых условиях;

· обучение способам создания стратегии поведения в условиях изменения параметров системы (например, в ситуациях, когда вносятся изменения в процессе реализации реформы).

В соответствии с новыми требованиями, предъявляемы­ми к профессиональному уровню медицинских кадров, не­обходимо пересмотреть всю взаимосвязанную систему до­кументов, регламентирующих учебный процесс в медицин­ских образовательных учреждениях:

· квалификационные характеристики (должностные модели) специалистов;

· государственные стандарты на обучение специалис­тов;

· учебные планы, программы обучения;

· учебно-методические материалы.

Непрерывное обучение медицинских и руководящих кад­ров должно быть обеспечено комплексом мер, предусмат­ривающих:

Разработку системы планов по усовершенствованию работников здравоохранения К системе разрабатываемых планов относятся: · государственные планы повышения квалификации по важнейшим направлениям медицин­ской и управленческой деятельности, имеющим общерос­сийское значение; · региональные планы, конкретизирующих государственные требования с учетом специфики регионов; · планы обучения на уровне учреждений и организаций здра­воохранения.
Создание специальной кадровой инфраструктуры Кадровая инфраструктура должна работать на коммерческой основе. К ней относятся инновационные и консалтинговые центры, школы бизнеса и т.д.
Совершенствование системы самообразования На развитие такой системы должны быть нацелены научные и исследова­тельские организации, готовящие соответствующие профи­лю программы обучения, экспертные системы и методичес­кие материалы, разрабатывающие современные системы передачи информации, специальное программное обеспечение и т.д.
Разработку методической основы совершенствования системы обучения В основу разработки методических материалов должна быть положена масштабная работа по подготовке систе­мы квалификационных (должностных) моделей (или требо­ваний) в разрезе ведущих профессиональных групп специа­листов и руководителей здравоохранения. Эти модели долж­ны содержать перечень требований к специалисту, позволя­ющих ему выполнять должностные обязанности в условиях структурной перестройки отрасли. По каждой должности должны быть определены объемы необходимых знаний, что создаст основу для разработки перспективных учебных мо­делей, включающих обоснованный набор теоретических воп­росов и практических навыков.

 

Необходимо повысить методический уровень и требова­ния к системе сертификации и аттестации медицинских, ру­ководящих и преподавательских кадров на основе внедрения единых для страны стандартов, регламентирующих критерии, сроки, содержание данной работы.

Важнейшей задачей в области управления кадрами в здра­воохранении в условиях низкой привлекательности труда в отрасли является обеспечение жесткой увязки вопросов атте­стации кадрового потенциала, его оплаты и стимулирования. Необходимо принятие кардинальных мер по совершенство­ванию:

· системы сертификации, дающей специалисту медицинского учреждения право на занятие профессиональной деятельностью в течение определенного срока (3–5 лет в зависимости от специальности);

· системы лицензирования учреждений здравоохране­ния и видов медицинской, фармацевтической и другой дея­тельности, предоставляющей учреждениям, организациям и отдельным лицам право на выполнение определенных спе­циализированных функций;

· системы постоянно действующей аттестации меди­цинского персонала, которая ежегодно должна подтверждать квалификационный уровень специалиста.

На основе масштабной и углубленной сертификации (яв­ляющейся периодической инвентаризацией кадровых ресур­сов отрасли) следует избавляться от балласта непригодных работников, переориентировать систему управления здраво­охранением на выполнение задач «не числом, а качеством».

Действительно сегодняшнему здравоохране­нию требуется срочно разработать и внедрить программу интеллектуализации самой системы и развития творческих способностей медицинс­ких работников. Причем расходы на подготовку кадров следует рассматривать как долгосрочные и весьма перспективные инвестиции. Непрерыв­ное образование должно являться частью про­цесса труда.

В настоящее время в системе здравоохранения развиты следующие формы послевузовской подготовки медицинского персонала, представленные на рисунке 16.15.


Рис. 16.15. Формы послевузовской подготовки медицинского персонала

 

1. Интернатура это первичная послевузовская подготовка выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений и медицинских факультетов государственных университетов.

Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверением установленного образца. Сами же интерны (клинические ординаторы) в соответствии с установленным порядком становятся слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования. Их статус в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студентов высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.

В типовых учебных планах, разработанных во Всероссийском учебно-методическом центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию указана основная цель, которая должна быть достигнута при обучении в интернатуре, являющаяся по сути первичной специализацией. Она заключается в подготовке выпускников медицинских вузов к самостоятельному осуществлению первичной квалифицированной неспециализированной врачебной помощи, преимущественно в амбулаторно - поликлинических условиях. Врачи, закончившие интернатуру, допускаются к работе в практическом здравоохранении или рекомендуются для поступления в клиническую ординатуру.

Таким образом, обучение в интернатуре должно подготовить выпускника медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной практической деятельности в рамках квалификационных требований к основной специальности. Основой для оценки готовности выпускника интернатуры к самостоятельной деятельности является экзамен, который должен учитывать квалификационную характеристику специальности. При условии сдачи экзамена врач–интерн получает удостоверение об окончании интернатуры и сертификат с указанием соответствующей специальности.

Не менее важным вопросом является обеспечение качества подготовки выпускников к осуществлению профессиональной деятельности. Регламентируемая нагрузка на преподавателя, занимающегося интернами, составляет 1: 5.

Однако такая нагрузка лишает преподавание индивидуального подхода. Она не велика, если исходить из задач раздела, включающего в себя проведение семинаров, клинических разборов больных, обходов в отделениях стационара. Но обеспечение такого важного раздела подготовки, как освоение мануальных навыков, в этих условиях остается трудновыполнимой задачей

Другой сложностью при обучении мануальным навыкам становится сама технология обучения. На первых этапах обучаемый нуждается в постоянном контроле со стороны преподавателя, причем далеко не всегда обучать можно непосредственно на больном, особенно при овладении различными инвазивными или хирургическими манипуляциями. Для проведения таких манипуляций интерном требуется согласие пациента, которое не во всех случаях удается получить. Облегчить эту задачу может только приобретение специальных учебных манекенов, стоимость которых достаточно велика, что ограничивает их использование большинством медицинских образовательных учреждений.

Таким образом, первый шаг в реализации многоступенчатой подготовки специалистов в области здравоохранения должен повлечь за собой увеличение объемов финансирования со стороны государства. В противном случае обеспечение качественной подготовки врачебных кадров, которые могли бы обеспечить современный уровень оказания медицинской помощи населению, в полной мере не может быть реализовано.

2. Клиническая ординатура часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования, форм непрерывного профессионального образования врачей в высших медицинских учебных заведениях, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения их квалификации.

Таким образом, на сегодняшний день выпускники вуза должны обязательно пройти послевузовскую подготовку в интернатуре, ординатуре либо в аспирантуре.

Различия в реализации этих видов обучения заключается не только в их сроках: продолжительность обучения в интернатуре составляет 1 год, а в ординатуре – от 2 до 5 лет (по решению Ученого совета вуза с учетом специальности, по которой проводится обучение).

Эти виды подготовки ориентированы на общую цель, но решают различные задачи. Если прохождение интернатуры обеспечивает допуск к осуществлению врачебной деятельности в рамках квалифицированной медицинской помощи, то после окончания ординатуры врач должен обладать необходимым уровнем знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать специализированную медицинскую помощь.

Основной задачей обучения врачей в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной инициативы.

Подготовка в клинической ординатуре проводится в соответствии с учебными планами, которые разрабатываются кафедральными коллективами с учетом типовых программ обучения в ординатуре, подготовленных во Всероссийском учебно-методическом центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Педагогическая нагрузка при работе с клиническими ординаторами для преподавателей кафедр рассчитывается в соотношении 1: 3,75.

Итоговая аттестация клинических ординаторов проходит в форме сертификационного экзамена с предварительным отчетом ординатора по всем разделам работы на кафедральном совещании.

Таким образом, клиническая ординатура позволяет подготовить как высококвалифицированные кадры для практического здравоохранения, так и резерв для пополнения преподавательского состава университета.

3. Профессиональная переподготовка это получение дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также для получения дополнительной квалификации без изменения ранее полученного образования.

Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам двух уровней, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Профессиональная переподготовка проводится в следующих формах:

· с отрывом от профессиональной деятельности;

· без отрыва от профессиональной деятельности;

· с частичным отрывом от профессиональной деятельности.

Ее формы устанавливаются образовательными учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и условий договора с заказчиком.

Выделяют два уровня прохождения профессиональной переподготовки.

Первый уровень. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять не мене 500 часов аудиторных занятий. После итоговой аттестации по решению Государственной аттестационной комиссии слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

Второй уровень. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов аудиторных занятий. После итоговой аттестации в этом случае слушатели получают диплом о дополнительном (к высшему) образовании, удостоверяющий присвоение дополнительной квалификации.

4. Краткосрочные формы очного обучения обеспечивают повышение квалификации в рамках полученной ранее специальности.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения, представленные на рисунке 16.16.

 


Рис. 16.16. Основные виды краткосрочного повышения квалификации

медицинских работников

 

1. Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретной медицинской деятельности, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

2. Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим, медицинским, управленческим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, медицинской организации или учреждения.

3. Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной медицинской деятельности.

Эти три категории повышения квалификации, разные по продолжительности и предназначению, создают для медицинских образовательных учреждений возможность маневра, позволяют обеспечить гибкость предлагаемых образовательных программ за счет необходимого сочетания общей и тематической подготовки. В медицинских образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования, своеобразным учебным модулем, издавна определяющим продолжительность очной учебы, является подготовка в течение одного месяца, длительность которой составляет при шестидневной рабочей неделе и шестичасовом рабочем дне 144 учебных часа.

В практике повышения квалификации медицинского персонала реализуется весь вышеуказанный диапазон продолжительности подготовки:

· от 0,5 месяца до 3,0 месяцев;

· за пределами этого срока начинается профессиональная переподготовка – 3,5 (504 учебных часа) и выше.

Следует отметить, что в разных учебных заведениях сочетание более (свыше 100 часов) и менее (от 72 до 100 часов) длительных циклов повышения квалификации также может быть различным.

Повышение квалификации медицинских работников сегодня реализуется посредством двух основных видов циклов:

 

Общее усовершенствование (ОУ) Продолжительностью до 3 месяцев, призван обеспечить подготовку по всем основным разделам специальности, поэтому название таких циклов совпадает с названием специальности.
Тематическое усовершенствование (ТУ) Обеспечивает те же задачи в более узком диапазоне – конкретном секторе (секторах), более подробно и на более глубоком уровне. Продолжительность циклов ТУ, как правило, не превышает 1–1,5 мес. Основной целью подготовки этих программ было и остается обеспечение единых и, что немаловажно, достаточных требований к повышению квалификации в той или иной специальности независимо от того, где медицинский работник проходит такую подготовку. Унифицированные программы разрабатывают межинститутские авторские коллективы профессоров и опытных преподавателей.

 

В «Требованиях к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», систематизирована ориентация на современные образовательные технологии, которые реализуются путем отражения в программах новаций:

 

В принципах обучения Используется модульность, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные должности и др.
В формах и методах обучения Используются активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий.
В методах контроля и управления образовательным процессом Используется распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.
В средствах обучения Используются компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, тренажеры.

 

Модульная система в медицинском образовании предусматривает комплексное изучение той или иной дисциплины или специальности во всех определяющих ее аспектах.

Проблема постоянного повышения квалификации медицинского персонала является актуальной не только для российского здравоохранения. Стремительно развивающиеся медицинские технологии, большой поток информации, посвященной новым методам диагностики и лечения, углубляют предпосылки для дальнейшего развития системы постоянного последипломного обучения. Рассматривая различные формы ее реализации, следует отметить, что за рубежом для повышения квалификации используют не только специально предназначенные для этого курсы, но и различные национальные и международные конгрессы и симпозиумы.

Как правило, за рубежом не принято периодическое, с определенными интервалами и отрывом от работы прохождение длительного усовершенствования на 1–2 месячных курсах. Учитывая уровень зарплат, компенсация отсутствия врача на рабочем месте стала бы достаточно затратной для любого лечебного учреждения США или Западной Европы или для врача, если бы она обеспечивалась за его счет. Тем не менее, повышение квалификации происходит, но не занимает более 2–3 дней в течение года, за исключением ситуаций, когда возникает необходимость в приобретении дополнительной или новой специальности.

Достаточно четко отработанной представляется система последипломной подготовки на базе медицинских колледжей в составе университетов в США. Как свидетельствуют материалы ежегодных отчетов  отдела продленного последипломного образования, в ближайшем будущем ожидается изменение форм и методов этого вида обучения. В первую очередь это обусловлено увеличением потока информации, а также распространением передовых информационных технологий, которые сделают такую подготовку доступной не только для врачей, работающих в университетских клиниках, но для тех медицинских работников, которые трудятся в отдаленных и сельских населенных пунктах.

Все большее распространение получает дистанционное обучение с использованием Интернета, видеоконференций. Все участники курса, как правило, за два месяца до его начала получают достаточно толстый учебник объемом 200 страниц, причем эти материалы используются при преподавании данного курса во всех штатах.

Сам курс не занимает более полутора дней, на нем практически отсутствуют лекции, а преподаватели лишь комментируют то, что изложено в учебнике, и основное время посвящают решению ситуационных задач с использованием манекенов, на которых отрабатываются навыки катетеризации сосудов, дефибрилляции, интубации трахеи. Кульминацией этого процесса является решение ситуационной задачи группой участников, которые играют роль спасателей. Это позволяет отработать одновременно и навыки работы в реанимационной бригаде. После такого тренинга врач или медицинская сестра более свободно чувствуют себя в критической ситуации. Оплата (200 долларов) осуществляется за счет лечебного учреждения, а также спонсоров, в роли которых нередко выступают фармацевтические или другие фирмы, заинтересованные в распространении знаний о передовых медицинских технологиях, особенно среди врачей, работающих в отдаленных населенных пунктах, что расширяет их возможности по реализации продукции и распространению информации.

План курсов ежегодно составляется с учетом потребностей медицинских работников. По учреждениям рассылаются специальные опросники, содержащие вопросы о тематике обучения, его формах, а также профессиональной принадлежности потенциальных курсантов.

Качеству оказания помощи на уровне врачей первого контакта уделяется значительное внимание, учитывая обширность знаний, которыми должны обладать эти специалисты. На необходимость постоянного повышения квалификации врачей общей практики указывается во многих документах Европейского бюро ВОЗ, материалах Всемирной ассоциации семейных врачей (WONCA) , национальных ассоциаций. Для разработки критериев повышения эффективности подготовки врачей общей практики, оценки качества их работы была создана Европейская группа качества в семейной практике, в которую вошли как врачи, так и университетские преподаватели.

Анализ организации последипломного обучения в зарубежных странах показал, что одним из исключений, которое роднит западную систему последипломной подготовки с нашей, являются школы общественного здравоохранения, или здоровья (public bealtb). Это понятие охватывает широкий круг организационных мер, включающих в себя не только регулирование деятельности всех профилактических и клинических медицинских служб, но и широкий круг иных направлений деятельности системы национального здравоохранения. В их число входят исследование, анализ и учет факторов, прямо или косвенно влияющих на здоровье людей:

· вопросы охраны окружающей среды;

· поддержание здорового образа жизни;

· подготовка персонала учреждений системы здравоохранения, обеспечение их экономической поддержки, различные стратегии, показанные для обеспечения социальной справедливости и распределения услуг, связанных со здоровьем.

Несмотря на то, что в России существует хорошо организованная система последипломного образования, международный опыт подготовки специалистов в области общественного здравоохранения создал предпосылки для создания аналогичных школ и в нашей стране.

Таким образом, на рубеже тысячелетий прослеживается определенная тенденция к интеграции стран с разным уровнем экономики и политическим строем в подготовке специалистов в области общественного здравоохранения, что позволяет по-новому взглянуть на подготовку специалистов на последипломном уровне в целом.

 

 

Практическое задание

 

Разработайте программы повышения квалификации медсестер по курсу «Организация первой медицинской помощи пострадавшим»

Курс должен включать в себя лекции и практический материал на темы:

· оказание медицинской помощи при ожогах;

· оказание медицинской помощи при кровотечениях;

· оказание медицинской помощи при переломах конечностей;

· оказание медицинской помощи при остановке сердца;

· оказание медицинской помощи при пищевом отравлении и др.

В качестве дополнительного материала проиллюстрировать примеры психологической помощи при террористических актах, катастрофах природного характера, техногенных аварий, произошедших в России (анализ СМИ).

Проанализировать зарубежный и отечественный опыт в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

 

 


16.5. Особенности оплаты труда работников медицинских учреждений

 

Основным источником регулирования оплаты труда работников здравоохранения являются соответствующие нормативно-правовые документы, которые предусматривают единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) и порядок формирования тарифных окладов (ставок), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных законодательством РФ.

Учреждение здравоохранения, находящееся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки.

В государственном секторе здравоохранения применяется в основном повременная оплата по окладам с повышениями и надбавками за определенные показатели.

Разряды оплаты труда работников медицинских учреждений в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются по результатам тарификации.

Порядок проведения тарификации работников медицинского учреждения следующий:

1. Создание постоянно-действующей тарификационной комиссии, которая создается приказом руководителя для проведения работы по определению размеров должностных окладов медицинских, фармацевтических работников, специалистов и служащих и месячных окладов и тарифных ставок рабочих, а также размеров надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждении. В состав тарификационной комиссии, как правило, входят:

· главный бухгалтер;

· сотрудник, занимающегося кадровыми вопросами;

· начальник планово-экономического отдела (экономист);

· представитель профсоюзного комитета;

· другие лица, привлекаемых руководителем учреждения к работе по тарификации.

Председателем тарификационной комиссии является руководитель учреждения (главный врач).

2. Тарификационная комиссия руководствуется в своей работе действующими условиями оплаты труда соответствующих работников и другими нормативными актами. Результаты работы комиссии отражаются в тарификационных списках. Кроме того, при необходимости, тарификационная комиссия может оформлять результаты своей работы протоколом или любыми другими документами.

3. Порядок работы тарификационной комиссии (ответственный за непосредственное составление тарификационного списка, оформление, время заседания комиссии и т.д.) определяется председателем комиссии.

Тарификационный список составляется ежегодно, но состоянию на 1 января и заверяется всеми членами тарификационной комиссии.

4. Тарификация работников учреждения проводится по формам тарификационного списка № 1, № 2, № 3:

 

По форме тарификационного списка № 1 Проводится тарификация: руководителя учреждения, главного бухгалтера и их заместителей, главной медицинской сестры, служащих, в том числе руководителей структурных подразделений (заведующих отделениями) и их заместителей.
По форме тарификационного списка № 2 Проводится тарификация медицинского и фармацевтического персонала.
По форме тарификационного списка № 3 Проводится тарификация рабочих.  

 

Тарификационный список заполняется по категориям персонала по каждой должности (профессии) каждого структурного подразделения в последовательности, соответствующей структуре штатного расписания учреждения здравоохранения.

Тарификация лиц, работающих по совместительству в данном учреждении, проводится отдельными строками по каждой должности (профессии). Также отдельно проводится тарификация главного врача и его заместителей – врачей, выполняющих работу по своей врачебной специальности в соответствующих подразделениях.

Вакантные должности отражаются в тех структурных подразделениях медицинского учреждения, где они имеются. В тарификационных списках месячный фонд заработной платы по вакантным должностям (профессиям рабочих) рассчитывается исходя из средних должностных окладов (ставок), определенных на основе ETC, и средних размеров надбавок за продолжительность непрерывной работы по соответствующим должностям.

7. Исходные данные для установления должностного оклада (ставки) отдельных категорий работников используются как дополнительные сведения, к которым относятся:

· количество штатных должностей врачей, провизоров, среднего медицинского, фармацевтического и другого персонала, от числа которых в установленном порядке увеличивается разряд оплаты труда работников медицинского учреждения;

· квалификационная категория и дата присвоения категории для руководителей учреждений и их заместителей – врачей и провизоров, главных медицинских сестер;

· ученая степень;

· почетное звание;

· номер приказа, в соответствии с которым оплата труда высококвалифицированным рабочим устанавливается исходя из 9–10 разрядов ETC.

11. Если стаж работы, дающий право на выплату надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждении в течении предстоящего года у работника меняется, то при тарификации его стаж следует указать двумя строками: на момент тарификации и на дату изменения.

12. В формах тарификационного списка № 1, № 2 и № 3 не отражаются доплаты, надбавки и другие выплаты сверх должностных окладов (месячных ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждении. Например, доплаты за работу в ночное время и за совмещение профессий, надбавки стимулирующего характера, районные коэффициенты и т.д.

Тарификация осуществляется:

 

Медицинских и фармацевтических работников На основе требований тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения.
По должностям служащих На основе требований тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих.
По профессиям рабочих На основе тарифно-квалификационных требований по общеотраслевым профессиям рабочих.

 

Размер заработной платы медицинского работника определяется исходя из должностного оклада по занимаемой должности и других условий оплаты, предусмотренных действующими нормативными актами.

Расчет заработной платы работникам здравоохранения в бюджетных учреждениях выполняется на основании разрядов оплаты труда и тарифных коэффициентов по категориям работников (см. главу 7).

Оклады по должностям медицинских и фармацевтических работников устанавливаются по разрядам ETC с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.

Размеры тарифных ставок, окладов, их соотношение между отдельными категориями медицинских работников определяют теперь сами учреждения и фиксируют их в коллективных договорах и иных соглашениях. Тарифная ставка всегда выражается в денежной форме, и ее размер возрастает по мере увеличения разряда.

Определение размеров заработной платы по основной и замещаемой должностям (видам работ), а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

При аттестации и тарификации работников бюджетной сферы используют Квалифицированный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, требования, которого увязаны с разрядами Единой тарифной сетки.

Квалификационные разряды, присвоенные работникам, а также конкретные должностные оклады, установленные работникам, указываются в приказах учреждения, Эти документы должны быть доведены до сведения бухгалтера, гак как они дают основания для расчета заработной платы вместе с табелем.

Разряды оплаты труда по ETC устанавливаются с учетом квалификационной категории в течение 5 лет со дня издания приказа учреждения здравоохранения о присвоении квалификационной категории.

В связи с присвоением квалификационной категории, ученой степени и почетных званий разряды оплаты труда увеличиваются:

 

На один разряд · врачам и провизорам – руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям, главным медицинским сестрам, которым в результате аттестации присвоена первая квалификационная категория; · лицам, в том числе допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности, занимающим врачебные должности, в том числе руководителей, имеющим ученую степень кандидата медицинских (фармацевтических, биологических, химических) наук; · врачам, имеющим почетное звание «Заслуженный врач».
На два разряда · врачам и провизорам – руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям, главным медицинским сестрам, которым в результате аттестации присвоена высшая квалификационная категория; · лицам, в том числе допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности, занимающим врачебные должности, в том числе руководителей, имеющим ученую степень доктора медицинских (фармацевтических, биологических, химических) наук; · врачам, имеющим почетное звание «Народный врач».

 

Изменение размеров окладов (ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной работы производится в следующие сроки:

· при изменении разряда оплаты труда – согласно дате приказа по учреждению;

· при присвоении почетного звания «Народный врач» и «Заслуженный врач» – со дня присвоения почетного звания;

· при присвоении квалификационной категории – согласно дате приказа
органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия;

· при присуждении ученой степени:

- кандидата наук – с даты решения диссертационного совета после принятия решения Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России о выдаче диплома;

- доктора наук – с даты принятия решения ВАК России о выдаче диплома.

· при изменении стажа непрерывной работы – со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж, находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.

Оплата труда медицинских работников по совместительству, по замещаемым должностям, за работу без занятия штатной должности, а также на условиях неполного рабочего дня, или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада, доплат, надбавок и выплат компенсационного характера, предусмотренных действующими нормативными актами

Выполнение врачами, средним медицинским персоналом обязанностей временно отсутствующих других врачей, средних медицинских работников (вследствие болезни, отпуска и т.п.) оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по фактически затраченному рабочему времени по должности отсутствующего работника, с учетом квалификации самого замещающего работника, в одинарном размере и не считается совместительством. В тех случаях, когда работа указанными лицами выполняется вследствие неявки сменяющего работника к моменту окончания смены и невозможности заменить его другим работником, оплата производится как за сверхурочную работу.

Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом по учреждению.

Замещающему работнику выплачивается оклад по должности замещающего работника с учетом уровня квалификации самого замещающего работника при условии, если замещающий работник не является штатным заместителем отсутствующего работника.

Оклады заместителей руководителей из числа медицинских и фармацевтических работников, устанавливаются на 10–20% ниже оклада соответствующего руководителя с учетом квалификационных признаков данного заместителя (наличие квалификационной категории, ученой степени, почетного звания).

Материальную и дисциплинарную ответственность за своевременное и правильное определение размеров оплаты труда работников несет руководитель учреждения. При установлении факта неправильного определения размеров заработной платы работника, в том числе стажа непрерывной работы, дающего право на одноименную надбавку; по имеющимся в учреждении бесспорным документам, руководитель учреждения обязан принять меры к немедленному исправлению ошибки путем издания приказа о производстве соответствующего перерасчета и выплате работнику всей причитающейся заработной платы за все время неправильной оплаты, а также определить степень дисциплинарной и материальной ответственности других виновных лиц.

Заработную плату можно разделить на 2 части: тарифную (оплата по тарифным ставкам и должностным окладам) и надтарифную (дополнительная оплата).

Под дополнительной заработной платой понимаются доплаты компенсаторного характера. Из них основные:

· за работу в ночное время;

· за работу в праздничные и выходные дни;

· оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков (компенсация за неиспользованный отпуск);

· доплата за работу с интернами;

· компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;

· выходные пособия;

· плата приглашенных консультантов;

· оплата времени учебы с отрывом от производства в системе повышения
квалификации и переподготовки кадров.

Медицинскому персоналу устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 100 % часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра. Перечень таких отделений (должностей) утверждается руководителем учреждения, по согласованию с выборным профсоюзным органом. Как правило, к медицинскому персоналу, которому устанавливается доплата за работу в ночное время, относятся:

· работники отделения плановой и экстренной консультативной помощи;

· приемного отделения (детского и взрослого);

· операционных блоков;

· отделения реанимации, палат реанимации и интенсивной терапии;

· дежурный врачебный и средний медицинский персонал в больничных учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства.

В целях усиления материальной заинтересованности медицинских трудовых коллективов и отдельных медицинских работников в применении прогрессивных форм организации труда, повышении качества работы, росте профессионального мастерства учреждениям за счет и в пределах фонда оплаты труда предоставлено право устанавливать доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, в том числе по должностям и профессиям, относящимся к разным категориям работников, а также за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Надбавки устанавливаются на определенный срок, но не более 1 года, приказом по медицинскому учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом на основании представления руководителя структурного подразделения. Перечень особо важных работ и должности работников, которым могут быть установлены надбавки за их выполнение устанавливается руководителем медицинского учреждения по согласованию с трудовым коллективом.

Надбавки за продолжительность непрерывной работы назначаются медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные должности, и исчисляются не из заработка, а из оклада по совмещаемой должности, определенного на основе ЕТС.

Действующим законодательством медицинским работникам разрешается работа по совместительству на другой штатной должности как по месту основной работы (внутреннее совместительство), так и в другом учреждении (внешнее совместительство).

Выполнение другой работы (кроме работы по основной должности) без занятия штатной должности в пределах одного учреждения не дает права на применение указанной надбавки ко всему заработку, начисленному работнику медицинского учреждения.

Медицинским работникам надбавка за продолжительность непрерывной работы к окладу по совмещаемой должности устанавливается лишь в тех случаях, когда работа в порядке совместительства на другой штатной должности оформлена приказом по учреждению.

Учреждения здравоохранения, имеющие стационары, относятся к учреждениям с непрерывным режимом работы.

Обслуживание больных в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни производится, как правило, наличным составом штатных врачей в пределах их нормы рабочего времени за учетный период и с учетом занимаемых должностей (основной и по совместительству).

Выполнение указанной работы (дежурства) в пределах нормы рабочего времени за учетный период по занимаемой должности входит в обязанности врача стационара.

К работе (дежурствам) сверх нормы рабочего времени врачи могут привлекаться только с их согласия. Конкретное количество дежурств на одного врача в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни устанавливается руководителем учреждения здравоохранения по согласованию с выборным профсоюзным органом, исходя из нагрузки врача по основной и совмещаемой должности.

При отсутствии возможности обеспечить врачебные дежурства имеющимся составом штатных врачей в пределах нормы их рабочего времени за учетный период оказание круглосуточной медицинской помощи организовывается следующим путем:

· введения в штатное расписание врачебных должностей для обеспечения круглосуточной помощи;

· выделения специального фонда для оплаты работы (дежурств), выполняемой врачами сверх нормы рабочего времени за учетный период.

В случае, когда врачи выполняют работу (дежурства) в свободное от основной работы время в порядке совместительства, т.е. с занятием другой штатной должности, то оплата их труда должна производиться за фактически отработанное время исходя из оклада врача–специалиста по совмещаемой должности с учетом надбавки к окладу за продолжительность непрерывной работы.

В тех случаях, когда в штатном расписании учреждения здравоохранения не предусмотрены должности врачей для оказания экстренной медицинской помощи, а указанная работа выполняется по специальному графику дежурств врачами без занятия штатной должности, то оплата такой работы (дежурств) производится за фактически отработанное время исходя из оклада врача–специалиста, установленного ему по основной должности.

В случае вызова работника в учреждение время, затраченное на оказание медицинской помощи, оплачивается из расчета должностного оклада врача или среднего медицинского работника за фактически отработанные часы с учетом времени переезда.

Доплата за работу в ночное время производится только за фактическое время, затраченное на оказание медицинской помощи с учетом времени переезда.

Врачам–специалистам, в том числе руководителям–врачам, выполняющим работы (дежурства) без занятия штатной должности или привлекаемых для дежурства на дому, надбавка за продолжительность непрерывной работы не выплачивается.

Оплата всех видов работ (дежурств), предусмотренных графиками, осуществляется в одинарном размере. В двойном размере оплачивается работа (дежурства) по графику в праздничный день.

На непрерывно действующих учреждениях, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников  ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом учреждения, введение суммированного рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала норму рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени по графику может в определенных пределах отклоняться от нормы рабочего дня и рабочей недели. Возникающая при этом недоработка или переработка балансируется, как правило, в рамках учетного периода таким образом, чтобы сумма часов работы по графику за учетный период равнялась норме часов этого периода.

При суммированном учете рабочего времени работникам дни отдыха устанавливаются в различные дни недели по графику. При составлении графика должны соблюдаться нормы продолжительности еженедельного отдыха в среднем за учетный период.

Оплата всех видов работ, предусмотренных графиками, осуществляется в одинарном размере за фактически отработанное время.

В учреждении существуют подразделения и должности, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) на 15% в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда:

· кабинет инфекционных заболеваний;

· хирургическое отделение стационара;

· операционный блок стационара;

· отделение анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии;

· отделение для новорожденных детей в родильном доме;

· родовое отделение;

· рентгенологическое отделение;

· кабинет ультразвуковой диагностики;

· эндоскопический кабинет;

· персонал физиотерапевтических кабинетов;

· врач-стоматолог детский.

Расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работникам делят на три части, представленные на рисунке 16.17.

 

 

 


Рис. 16.17. Расходы медицинской организации, связанные с оплатой труда

и другие выплаты работникам

 








Дата: 2018-11-18, просмотров: 21.