Основные направления кадровой политики в здравоохранении последовательны и взаимосвязаны и включают три направления, представленные на рисунке 16.7.
Рис. 16.7. Основные направления кадровой политики в здравоохранении
Первое направление. Планирование и оптимизация численности и структуры медицинского персонала. Результатом реализации этого направления – является прогнозирование численности врачей и средних медицинских работников на основе определения их профессиональной и медико-демографической характеристики.
На основании определения численности медицинских кадров различных территорий Российской Федерации, необходимой для обеспечения реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, должны проводиться планирование и выпуск необходимого числа врачей и средних медицинских кадров.
Второе направление. Совершенствование подготовки медицинского персонала. Успешность реализации этого направления во многом будет определяться по возможности безболезненным или осуществленным с наименьшими потерями переходом в новые условия функционирования системы отечественного медицинского образования.
Третье направление. Управление человеческими ресурсами здравоохранения является наиболее актуальным процессом в кадровой политике медицинского учреждения и всего здравоохранения в целом. Однако если рассматривать этот процесс с научной точки зрения, его можно систематизировать с учетом опыта отечественного и зарубежного кадрового менеджмента, осуществляемого в других отраслях народного хозяйства.
Исходя из определения понятия «человеческие ресурсы», под которым понимается кадровый состав или весь персонал органов здравоохранения, рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории, региона, страны в целом, данный термин можно применять как для характеристики кадрового состава или всего персонала медицинской организации, так и для характеристики кадровых ресурсов территориального, регионального или, в целом, российского здравоохранения.
При этом следует отметить, что в условиях рыночной экономики сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние организации, добытое в конкурентной борьбе, которое нужно размещать, мотивировать его деятельность, развивать наравне с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей медицинских учреждений в частности и здравоохранения в целом.
Условия рынка, в который отчасти вошло, отчасти постепенно входит отечественное здравоохранение, диктуют необходимость перехода от традиционных вопросов управления кадрами к управлению человеческими ресурсами и пересмотра ряда существующих до настоящего времени позиций, представленных на рисунке 16.8.
Рис. 16.8. Основные позиции управления персоналом
в медицинских учреждениях
При этом отличие управления человеческими ресурсами от традиционного управления кадрами заключается в следующем.
1. Характер управления в традиционной системе управления кадрами в медицинских учреждениях имеет вертикальное направление, а кадры воспринимаются как отдельная функция. Управление человеческими ресурсами предусматривает горизонтальную направленность управления в организации, заботу обо всех ресурсах, акцент делается на формировании команды, стремящейся работать для достижения целей медицинской организации.
3. Отношение к линейному менеджменту также претерпевает существенное изменение: от централизованной кадровой функции в отделе кадров медицинского учреждения, где персоналом управляют линейные руководители, а специалисты отдела кадров планируют, мотивируют – к децентрализованной кадровой функции в линейном управлении, которое отвечает за управление всеми ресурсами и достижение целей медицинской организации. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному руководителю (заведующему отделением), т.е. кадровая работа руководителей всех структурных подразделений интегрируется в систему кадрового менеджмента.
3. Связь с производственным планированием. В традиционной системе управления кадрами в органах здравоохранения кадровое планирование является следствием производственного планирования и реакции на него, что выражается в односторонней связи. В системе планирования связь двусторонняя, управление человеческими ресурсами полностью интегрировано в корпоративное планирование медицинского учреждения.
4. Цель управления кадрами в традиционном управлении заключается в обеспечении наличия нужных людей в нужных местах и в нужное время и освобождении ненужных людей. Цель управления человеческими ресурсами – совместить имеющиеся человеческие потенциалы со стратегией и целями медицинской организации, квалификации и потенциалы медицинского персонала со стратегией и целями организации.
5. Отношение к медицинскому персоналу: в традиционной системе управления кадрами сотрудники – это факторы производства, и их «расставляют», как фигуры в шахматной игре. В системе управления человеческими ресурсами медицинский персонал – это объект корпоративной стратегии, фактор преимущества в конкурентной борьбе, объект инвестиций.
5.Кадровая политика в системе управления кадрами нацелена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами. В системе управления человеческими ресурсами медицинского учреждения – на развитие целостной социальной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации здравоохранения с окружающей средой.
Концепция управления человеческими ресурсами, в принципе, переориентирована с нужд персонала на потребности самой медицинской организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест, а не существующим кадровым потенциалом организации.
Следует обратить внимание на то, что если в управлении кадрами все внимание сосредоточено исключительно на рядовых работниках, то в управлении человеческими ресурсами акцент также делается и на управленческом штате: именно компетентность руководителей органов здравоохранения оказывается ключевым элементом кадрового потенциала современной медицинской организации, от нее зависит успешность кадровой политики.
В целом стратегическое измерение в управлении человеческими ресурсами органов здравоохранения делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления кадрами.
Технология управления человеческими ресурсами нацелена на повышение инвестиций в человеческий капитал с целью обеспечения постоянного профессионального роста медицинских работников и улучшения качества условий их труда. С учетом недостаточности финансирования здравоохранения на современном этапе этот вопрос становится еще более актуальным, так как дополнительно еще раз подчеркивает необходимость финансовых вложений в организацию здравоохранения.
Основным принципом кадровой политики медицинской организации (равно как и государственной политики в целом) является признание в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, главного ресурса каждой организации – человеческого ресурса, главной цели кадровой работы – рационального использования и приумножения кадрового потенциала.
Наряду с этим основными принципами кадровой политики должны быть:
· законность, определяющая права и обязанности служб управления персоналом (кадровых подразделений, специалистов по работе с персоналом) и правовую защиту медицинских кадров;
· системность и комплексность, учитывающие многообразие социально-экономических, политических, правовых, социокультурных, психологических и иных факторов, влияющих на работу с медицинским персоналом, и кадровое обеспечение органов здравоохранения, отраслевой и территориальной системы;
· демократизм;
· принцип «ведущего звена», требующий определения приоритетных направлений работы с медицинским персоналом;
· профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие умений и навыков (опыта), необходимых для эффективного осуществления медицинской деятельности в динамично изменяющейся внешней среде;
· непрерывность и преемственность подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинского персонала;
· планирование карьеры в организационной взаимосвязи с профессиональным развитием;
· объективность, предполагающая продвижение по службе на основе объективной оценки результатов труда, уровня компетентности, деловых и личностных качеств;
· преемственность и стабильность, предполагающая сохранение и распространение прогрессивных традиций в закреплении кадров, изучение, обобщение и внедрение передового отечественного и зарубежного медицинского опыта;
· социальная защита медицинского персонала;
· сильная мотивация служебной деятельности и профессионального развития;
· экономичность.
Стратегическая цель системы управления персоналом органов здравоохранения – в создании условий для творческого и профессионального роста медицинских работников, развития изобретательства и рационализаторства, стимулирования научного компонента практической деятельности. Система управления персоналом обязана учитывать российский менталитет и использовать интеллектуальный потенциал работника как наиболее ценное национальное достояние. Это потребует определенной свободы для руководителей учреждений здравоохранения в выборе и использовании форм оплаты труда, механизмов поощрения за новаторскую деятельность, организации системы профессионального признания специалиста, его карьерного роста.
Важнейшим условием действенности кадровой политики и современного управления персоналом становится укрепление кадровой службы в органах управления и учреждениях здравоохранения. При этом профессионально-должностной состав специалистов кадровой службы определяется перечнем задач, которые необходимо решать в современных условиях.
Деятельность руководителей и соответствующих кадровых подразделений (отделов, служб управления персоналом, специалистов по работе с персоналом) должна строиться на основе принципов кадровой политики и на базе широкого использования научных методов, прогрессивных нормативов и персонал-технологий.
В системе кадрового управления можно выделить следующие уровни управления, представленные на рисунке 16.9.
Рис. 16.9. Уровни кадрового управления медицинского учреждения.
Соответственно этим уровням должны строиться цели и задачи кадровых служб медицинских учреждений.
Целью кадровой службы медицинской организации является формирование, развитие и профессиональное совершенствование кадрового потенциала системы здравоохранения территории для обеспечения сохранения и улучшения здоровья населения. Соответственно задачами органов здравоохранения в области управления медицинским персоналом:
1. Разработка и проведение кадровой политики, учитывающей ресурсное обеспечение здравоохранения территории, демографические показатели и показатели состояния здоровья населения, специфику развития здравоохранения на основе действующей нормативно-правовой и информационной базы.
2. Кадровое обеспечение государственной службы. Обеспечение эффективного функционирования кадровой службы органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и подведомственных организаций здравоохранения.
В соответствии с кадровой политики конкретного медицинского учреждения основными задачами, стоящими сегодня перед кадровой службой, являются:
1. Прогнозирование потребности в кадрах конкретных специальностей и планирование их подготовки.
2. Набор, отбор, подготовка, развитие и мотивация медицинского персонала к эффективному выполнению работы; оценка качества выполняемой работы; вознаграждение, продвижение, переводы, понижение, увольнение персонала.
3. Поддержание оптимальных взаимоотношений между руководителями медицинского учреждения и медицинским персоналом на основе соблюдения закона, обеспечения справедливой системы оплаты труда, социальной защиты работников, создания благоприятных производственных отношений и здорового климата, обеспечения охраны труда и других условий, позитивно влияющих на качество медицинского труда и качество жизни медицинского персонала.
4. Содействие занятости работников здравоохранения через повышение профессионализма и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
5. Взаимодействие с другими ведомствами, организациями и учреждениями по вопросам труда и кадров.
Кадровая политика в здравоохранении предполагает необходимость укрепления взаимодействия кадровых служб с руководителями медицинских учреждений, повышения статуса руководителей кадровых служб до уровня заместителей руководителей медицинских учреждений по управлению персоналом. Это очевидно, так как управлять персоналом должны профессионалы, хорошо ориентирующиеся на современном рынке труда, умеющие выполнять аналитическую работу, владеющие современными технологиями найма и диагностики медицинского персонала, компетентно участвующие в расстановке медицинских кадров с учетом требований рабочего места и потенциала работника, обеспечивающие профессиональный рост сотрудников.
В последнее время в управлении медицинским персоналом все чаще речь идет не только и не столько об административно–распорядительных, сколько психологических методах управления. Мотивация медицинских работников, материальное и моральное стимулирование позволяют руководителям в наиболее трудные моменты сохранять кадры своего учреждения. Однако ни в коей мере не следует при этом отбрасывать необходимость обдуманного, спланированного подбора людей, их отбора, научной организации медицинского труда и других вопросов. В связи с этим вопросы управления персоналом также следует рассматривать не только интуитивно, опираясь на богатый опыт практической работы, но и с учетом современных научных подходов.
Новые условия функционирования здравоохранения предъявляют повышенные требования к потенциалу кадровых служб медицинских учреждений и органов управления, функции и ответственность которых должны быть значительно расширены.
· Проблемами управления персоналом должны заниматься профессионалы, умеющие хорошо ориентироваться на рынке труда, владеющие современными методами профессионального подбора и диагностики кадров, осуществляющие мероприятия по мотивации персонала, способные возглавить работу по аттестации медицинских сотрудников, воспитанию профессиональной этики и т.д.
· Возрастает значимость юридических, экономических, педагогических и психологических функций.
· Персонал кадровых служб медицинских учреждений должен выполнять аналитическую работу, непосредственно участвовать в расстановке кадров с учетом требований рабочего места и потенциала работника, уметь разрешать конфликтные ситуации, владеть основами конфликтологии. Профессиональный уровень и роль кадровых служб должны быть значительно повышены за счет лучшей укомплектованности, роста заработной платы и систематического обучения работников, поощрения в получении второго образования, овладения основами кадрового менеджмента и маркетинга.
· Стратегию работы с персоналом в органах здравоохранения необходимо строить не на основе пресловутых административных методов, а с позиции совершенствования инновационной восприимчивости, стимулирования высокого качества работы, повышения заинтересованности в результатах труда и качества лечения, воспитания сопричастности к проводимым преобразованиям и гордости за свой коллектив.
· Необходимо повысить взаимодействие кадровых служб с руководителями учреждений, системой обязательного медицинского страхования (ОМС) в сфере оценки и повышения качества работы персонала, защиты прав пациентов и медицинских работников, а также при формировании системы управления качеством медицинского учреждения.
Естественно, что вопросы кадровой политики в здравоохранении должны рассматриваться и могут быть решены только с учетом комплекса изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения, и с учетом специфики конкретного медицинского учреждения.
Практическое задание
Тест
«Проверьте свои знания»
На поставленный вопрос выберите из предложенных вариантов ответов правильный.
Опросник
1. Результатом реализации этого направления – является прогнозирование численности врачей и средних медицинских работников на основе определения их профессиональной и медико-демографической характеристики:
А) совершенствование подготовки медицинского персонала;
Б) планирование и оптимизация численности и структуры медицинского персонала;
В) управление человеческими ресурсами здравоохранения.
2. Позиция управления персоналом медучреждения, предполагающая горизонтальную или вертикальную направленность управления:
А) характер управления кадрами;
Б) отношение к линейному руководству;
В) отношение к медицинскому персоналу.
3. Позиция управления персоналом медучреждения, претерпевающая процесс децентрализации кадровой функции в отделе кадров организации здравоохранения:
А) цель управления кадрами;
Б) связь с производственным планированием;
В) отношение к линейному менеджменту.
4. Обеспечение наличия нужных людей в нужных местах и в нужное время и освобождении ненужных людей – это:
А) цель управления кадрами;
Б) задача управления кадрами;
В) миссия учреждения.
5. Основным принципом кадровой политики медицинской организации является:
А) признание в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, главного ресурса каждой организации – человеческого ресурса;
Б) рациональное использование и приумножение кадрового потенциала;
В) обеспечения постоянного профессионального роста медицинских работников и улучшения качества условий их труда.
6. Принцип кадровой политики медицинского учреждения, определяющий права и обязанности служб управления персоналом и правовую защиту медицинских кадров:
А) комплексность;
Б) системность;
В) законность.
7. Принцип кадровой политики медицинского учреждения, требующий определения приоритетных направлений работы с медицинским персоналом:
А) законность;
Б) принцип «ведущего звена»;
В) системность.
8. Принцип кадровой политики медицинского учреждения, предполагающий продвижение по службе на основе непредвзятой оценки результатов труда, уровня компетентности, деловых и личностных качеств:
А) стабильность;
Б) объективность;
В) социальная защита.
9. Принцип кадровой политики медицинского учреждения, предполагающая сохранение и распространение прогрессивных традиций в закреплении кадров, изучение, обобщение и внедрение передового отечественного и зарубежного медицинского опыта:
А) демократизм;
Б) планирование карьеры;
В) преемственность и стабильность.
10. Уровень кадрового управления медицинской организации, на котором решаются вопросы по управлению персоналом:
А) тактический;
Б) политический;
В) стратегический.
Подведите итоги
Проверьте ответы, используя ключ, представленный в таблице 16.2.
Таблица 16.2.
Ключ
Вариант ответа
Ответы
Номер вопроса
Дата: 2018-11-18, просмотров: 505.