Последние годы в России стали периодом определенной стабилизации социально-экономической обстановки, в том числе и в здравоохранении. Появление новых медицинских фирм и организаций, желающих заявить о себе, донести до потребителя информацию о своей продукции и услугах, наглядно демонстрирует, что в стране исчез тотальный дефицит медицинских услуг, лекарственных средств и медицинской техники, формируется рынок охраны здоровья как эффективный инструмент перераспределения ресурсов и выбраковывания некачественных медицинских товаров и услуг, а как следствие, и плохих игроков на нем.
В крупных городах формируется конкурентная среда, которая вынуждает руководителей медицинских учреждений особо тщательно изучать потребности своих клиентов для того, чтобы создавать конкурентные преимущества – те уникальные, особенные черты своей организации, которые бы выгодно отличали ее от других подобных.
Наконец, активно используются инструменты маркетинга, такие как реклама, стимулирование продаж, связи с общественностью и прочие. Таким образом, можно констатировать, что в России в секторе здравоохранения формируются общемировые тенденции, характерные для переходного периода.
Здравоохранение по масштабам деятельности все чаще приравнивается к крупным отраслям промышленности, где в отличие от них особенно важно поддерживать соответствующие системы управления, регулирующую роль государства даже при достаточно развитых рыночных отношениях.
Опираясь на достижения научно-технической революции, медицинское обслуживание должно постепенно трансформироваться в систему, функционирующую на основе использования преимущественно интенсивных и постоянно обновляющихся вместе с развитием отрасли организационных технологий.
Медицинские организации могут существовать в виде самостоятельных производственных предприятий, фармацевтических и медицинских организаций государственной, частной и смешанных форм собственности, функционирующих на принципах хозяйственного расчета, т.е. финансового самообеспечения.
Под влиянием сложных процессов разгосударствления, приватизации, децентрализации и либерализации меняются формы собственности в здравоохранении, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы и правовые инструменты управления здравоохранением. Возникающие при этом проблемы невозможно решать без современного профессионального менеджмента, использование которого в здравоохранении предполагает:
· общее руководство определением правил и планов принятия решений на основе информационного обеспечения, организации труда, которая обеспечивает реализацию профессиональной установки специалистов, их мотивации, контроля и учета;
· применение экономических методов коммерческого расчета, механизма ценообразования и финансовой политики, позволяющих осуществлять устойчивое развитие предпринимательской структуры медицинского учреждения.
Цели функционирования каждого отдельного медицинского учреждения в сложных условиях хозяйствования должны формироваться не абстрактно, а по важнейшим его функциональным подсистемам: маркетинг, производство услуг и товаров, научно-исследовательские и технологические разработки (инновации), финансирование, персонал и менеджмент. Все эти подсистемы взаимосвязаны между собой, но каждая из них реализует свои (автономные) цели, логически вытекающие из общих целей и задач организации (см. табл.16.1.).
Менеджмент в здравоохранении имеет в качестве своей ключевой задачи – повышение эффективности функционирования государственных и коммерческих организаций, обеспечение прибыльности (доходности) в деятельности предпринимательских структур путем рационализации лечебно-диагностических, оздоровительно-реабилитационных процессов за счет развития материально-технической базы, эффективного использования персонала и управления качеством производимых услуг и товаров.
Таблица. 16.1.
Структура ключевых целей организаций здравоохранения
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
Маркетинг | Занять ведущее место в реализации продукции на рынке услуг и товаров МПК. |
Производство услуг и товаров | Функционировать в соответствии с потребностями общества в оказании лечебной, профилактической и санаторно-реабилитационной помощи. |
Научно-исследовательские и технологические разработки (инновации) | Завоевать и сохранить лидерство в освоении и внедрении научных разработок в широкую практику здравоохранения и в производство продукции медицинского назначения. |
Финансирование | Добиваться стабильности в финансовом состоянии организации, сохранять и поддерживать объемы производства услуг и товаров в соответствии с профессиональными стандартами и имеющимися ресурсами, стремиться к получению прибыли. |
Персонал | Обеспечивать условия для реализации профессиональной установки (мотивации), повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе. |
Менеджмент | Определять критические области управленческого воздействия, приоритетные задачи и ресурсы (прежде всего трудовые), обеспечивающие получение запланированных результатов в оказании лечебно-профилактической, санаторно-курортной и оздоровительно-реабилитационной помощи, а также производстве товаров медицинского назначения. |
Система взглядов на управление здравоохранением, формирующаяся сегодня, базируется на следующих принципах, представленных на рисунке 16.1.
Рис. 16.1. Основные принципы управления здравоохранением
1. Гибкость представляет собой сочетание методов рыночного реформирования, основанного на обратной связи с государственным регулированием развития служб и секторов здравоохранения.
2. Открытость предполагает формирование и функционирование хозяйствующих субъектов медико-производственного комплекса как открытых, социально и профессионально ориентированных систем.
3. Самоуправление внедряется на всех уровнях предоставления медицинской помощи (квалифицированной, специализированной, узкоспециализированной).
Необходимость применения способов и методов менеджмента в управленческой деятельности в медицинских организациях обусловлена:
· трансформацией форм собственности в здравоохранении;
· правом организаций здравоохранения на хозяйственную самостоятельность маневрирования ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми, информационными);
· распределением прибыли (доходов) медико-предпринимательских структур.
Будучи эффективным инструментом управления, в условиях рынка и либеральной экономики, менеджмент в здравоохранении нацелен на решение следующих задач:
· ориентацию организаций отрасли на спрос и потребности рынка, повышение качества оказываемых услуг (выпускаемой продукции) и обеспечение гарантий на них;
· хозяйственную самостоятельность и свободу принятия решений;
· постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
· достижение высоких конечных результатов деятельности коммерческих организаций;
· информатизацию и компьютеризацию организаций здравоохранения; оценку методов и задач, связанных с планированием и прогнозированием производства и сбыта медицинской продукции, оказания услуг.
Конкретные задачи и основные функции менеджмента здравоохранения определяются общими целями функционирования организации и не зависят от ее формы собственности, коммерческого или некоммерческого статуса.
Основные функции менеджмента здравоохранения представлены на рисунке 16.2.
1. Планирование – это одна из стадий процесса управления, на которой определяются цели деятельности организации здравоохранения, необходимые для этого средства и наиболее эффективные методы их достижения.
2. Организация работы включает, прежде всего, формирование рациональной структуры медицинских учреждений и организаций, обеспечение их необходимыми денежными средствами, кадрами, расходными материалами, лечебно-диагностическими и производственными технологиями, оборудованием, помещениями (зданиями) и др. Это также создание условий для формирования такой культуры обслуживания (производства товаров) внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к инновационным изменениям.
Рис. 16.2. Основные функции менеджмента здравоохранения
3. Координация является центральной функцией процесса управления, которая обеспечивает его стабильность и непрерывность, согласованность в работе всех основных звеньев организации за счет установления между ними рациональных связей (коммуникаций).
4. Контроль, при помощи которого руководство медицинского учреждения определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке. Контроль обеспечивает достижение целей организации здравоохранения. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
5. Мотивация имеет целью активизировать работу медицинского персонала, побуждая его к эффективному труду.
Успешная реализация перечисленных выше функций становится возможной лишь при налаживании оперативного учета и контроля, анализа лечебно-диагностической, реабилитационной и производственной деятельности под воздействием внешних и внутренних факторов развития организаций здравоохранения.
Говоря о структуре управления коммерческой (некоммерческой) организацией здравоохранения следует отметить, что она представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие (функционирование) как единого целого. В рамках менеджмента (движения информации, принимаемых решений) между его участниками распределяются задачи и функции управления, права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру менеджмента здравоохранения можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой профессиональной деятельности, направленную на достижение намеченных целей медицинского учреждения.
Организационная структура медицинских учреждений имеет линейно-функциональное построение, основу которого составляют так называемый «шахтный» принцип и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам отдельного учреждения. Это маркетинг, предоставление медицинских услуг (товаров), финансы, персонал и пр. По каждой из них формируется иерархия специализированных служб (так называемая «шахта»), которая пронизывает систему организации здравоохранения сверху донизу. Функциональное разделение управленческого труда на разных уровнях обеспечивает линейно-штабная структура менеджмента медицинского учреждения.
На уровне организации главная задача линейных руководителей сводится к координации действий функциональных служб (звеньев) и направлению их в русло общих интересов. Разновидностью иерархического типа организации управления является «отделенческая» структура, представляющая собой сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением при сохранении координации и контроля (см. рис. 16.3).
Рис. 16.3. Фрагмент организационной структуры управления лечебно-профилактическим учреждением
Система менеджмента здравоохранения рассматривает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности:
1. Стратегическое управление, ориентированное на развитие будущего потенциала медицинского учреждения.
2. Оперативное управление, реализующее существующий потенциал.
В зависимости от этого применяются и разные методы управления, которые вырабатываются:
· на основе экстраполяции, когда темпы изменений ускоряются, но будущее предсказывается на основе результатов анализа прошлых тенденций (долгосрочное планирование);
· на основе предвидения качественно новых изменений в условиях формирующихся рыночных отношений;
· на основе экстренных решений, конкретно складывающихся в здравоохранении.
Стратегическое управление учитывает особенности организационного поведения коммерческих и некоммерческих структур здравоохранения ввиду существования тесных взаимосвязей между их стилем и видами управления. В этих условиях стратегическое управление должно учитывать стили поведения медицинского учреждения.
Несмотря на большое разнообразие поведенческих стилей организаций, все они являются производными от двух основных, представленных на рисунке 16.4.
Рис. 16.4. Поведенческие стили организации
1. Приростный (инкременталистский) стиль поведения организации характеризуется постановкой целей «от достигнутого». Такой стиль поведения ориентирован на минимизацию отклонений от традиционного поведения (внутри организации и в ее взаимоотношениях с окружающей средой). Медицинские учреждения, придерживающиеся приростного стиля поведения, предпочитают избегать наступающих изменений, ограничивать их и минимизировать риски. Активные действия предпринимаются ими, как правило, при императивности этих изменений.
Приростное поведение характерно обычно для большинства успешно и длительно работающих коммерческих и некоммерческих медицинских организаций. Придерживающиеся приростного стиля работы коммерческие медицинские учреждения стремятся к повышению эффективности своей деятельности, обеспечению рационального использования ресурсов. В то же время некоммерческие организации склонны к бюрократизации, сохранению статус-кво, игнорированию социальной и экономической эффективности.
Организациям здравоохранения гораздо более привычен приростный стиль поведения, нежели предпринимательский. Для некоммерческих медицинских учреждений предпринимательский стиль бывает характерен (да и то не всегда) на ранних стадиях их развития – определения задач, формирования организационной структуры, т.е. в период конституирования своей социальной значимости. В дальнейшем, как правило, они переходят к приростному поведению. Приростный стиль поведения вполне органичен и естественен также для крупных организаций, производящих услуги и продукцию медицинского назначения.
2. Предпринимательский стиль поведения связан с характером деятельности организации. Для предпринимательского стиля поведения свойственно стремление к переменам, обеспечивающим рост прибыли, предвидение рисков и новых возможностей. Для этого из имеющихся альтернатив выбирается оптимальная (то есть обеспечивающая получение максимальной прибыли).
К предпринимательскому стилю поведения прибегают обычно коммерческие организации отрасли, деятельность которых напрямую связана с рынком предоставления медицинских услуг. Поиск возможностей роста коммерческих организаций связан с их инновационными изменениями. При предпринимательском стиле поведения получение организацией экономических результатов неразрывно увязывается с оптимизацией лечебно-диагностического (производственного) процесса. Такая организационная структура отличается гибкостью и адекватностью условиям внешней среды.
Переход от одного стиля поведения к другому психологически достаточно сложен, требует глубоких изменений, больших затрат времени и средств. Попытки объединить оба стиля поведения в деятельности одной и той же медицинской организации создают напряженность и порождают конфликтные ситуации, связанные с тем, что если приростное поведение консервативно, то предпринимательское – «агрессивно»: оно ориентировано на рост прибыли и не всегда согласуется с социальными целями и задачами здравоохранения.
Если до настоящего времени считалось, что оба стиля организационного поведения могут последовательно сменять друг друга, то в будущем, видимо, коммерческим медицинским организациям все же предстоит применять их одновременно. Это связно с тем, что оба эти стиля соответствуют режимам стратегического и оперативного управления, которые реализуются в организациях здравоохранения. Так, если стратегическое управление требует от коммерческой структуры предпринимательского организационного поведения, то оперативное управление функционирует на базе его приростного варианта.
В силу данного обстоятельства организациям здравоохранения необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая позволяла бы успешно развивать им как предпринимательский, так и приростный варианты организационного поведения в рамках медицинской, социальной и предпринимательской этики.
Менеджмент – особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
Эффективность корпоративного хозяйствования в динамически функционирующей рыночной экономике в решающей мере зависит от системы менеджмента и его профессионализма. А для этого предстоит изменить традиции пренебрежительного отношения к менеджменту вообще и к обучению управлению в частности. До сих пор широко распространено мнение, что управлять людьми несложно, никаких специальных знаний для этого не требуется, нужны лишь минимальные организаторские способности и некоторый опыт.
Профессионализация менеджмента обусловлена нарастающей сложностью управления, которая определяется не столько увеличением масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджмент – это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства.
На рисунке 16.5 представлен комплекс функций менеджмента в здравоохранении, критерии их выделения и взаимосвязь между ними.
Функции профессионализации менеджмента обусловлены объективными факторами, определяющими сущность управленческой деятельности. Главные из них, прежде всего – это тип управления людьми, занятыми в совместной производственно-хозяйственной деятельности. Менталитет нации определяет демократичность отношений, формальные и неформальные методы и процедуры. Менеджмент медицинских организаций как тип управления характерен для рыночных отношений, обусловливающих требования результативности и эффективности управления, управляемости и конкурентоспособности.
Вступление России в рыночные отношения требует от медицины, как и от других отраслей и сфер жизни общества, решения ряда проблем, связанных с реформированием здравоохранения, реализацией новых законов, разработки новых технологий управления отраслью.
Рис. 16.5. Схема формирования системы менеджмента организаций здравоохранения
Для практического осуществления этого необходимы люди, умеющие быть субъектами рыночных отношений.
От руководителей в российской системе здравоохранения, прежде всего, требуется выработать новый стиль управления. Подлинные лидеры здравоохранения должны видеть все ограничивающие факторы внутри самой системы и уметь преодолеть соблазн провести реформы по принципу «большого скачка», т.е. добиться немедленного улучшения везде и во всем.
Следует учитывать тот факт, что здравоохранение представляет собой область социальной сферы, глубоко пропитанной эмоциями и личными предпочтениями, в которой резкие движения крайне нежелательны. Неудачи в преобразовании системы здравоохранения могут самым отрицательным образом сказаться на общей политике реформ.
Для повышения эффективности функционирования медицинских учреждений вводятся новые системы управления в здравоохранении, представленные на рисунке 16.6.
Рис. 16.6. Новые системы управления в здравоохранении.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 292.