Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Учебное пособие

Хабаровск 2015

ББК У 431

      Х 12

 

Экономика общественного питания : учеб. пособие для вузов / сост.                         Я. В. Золотова, О. Г. Толканева. –– Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2015. –– 80 с.

 

Рецензенты: О.В. Бурик –– канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учёта Тихоокеанского государственного университета

О. Ю. Митрофанова –– канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента ДВГУПС

 

 

Утверждено издательско-библиотечным советом

академии в качестве учебного пособия для студентов

 

 

В учебном пособии рассмотрены теоретические вопросы экономики предприятий общественного питания.

Пособие адресуется бакалаврантам направления 38.03.06 «Торговое дело», а также практическим работникам, ведущим бизнес в сфере общественного питания.

 

 

Редактор Г. С. Одинцова

 

 


Подписано в печать ____________ Формат 60x84/16. Бумага писчая.

Печать цифровая.                Усл. печ. л.4,7.             Уч.-изд. л.33.

Тираж 30 экз. Заказ____________

 


680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2015



Оглавление

 

Тема 1. Роль и значение общественного питания в современных условиях 5

1.1. Социально-экономическое значение общественного питания 5

1.2. Классификация объектов общественного питания и их характеристика 9

1.3. Качество услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности 17

Тема 2. Материально-техническая база предприятий общественного питания 19

2.1. Понятие материально-технической базы общественного питания. Задачи и методика анализа состояния материально-технической базы 19

2.2. Пути повышения эффективности использования материально-технической базы предприятий общественного питания 23

Тема 3. Оборотные средства 24

3.1. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий общественного питания 24

3.2. Показатели эффективности управления оборотными средствами 29

Тема4. Франчайзинг в общественном питании 32

4.1. Сущность франчайзинга 32

4.2. Организационные аспекты франчайзинга 35

4.3. Франшизный пакет: сущность, стоимость 37

Тема 5. Товарооборот и выпуск продукции общественного питания 40

5.1. Показатели товарооборота и выпуска продукции в общественном питании 40

5.2. Схема проведения анализа товарооборота и выпуска продукции. Методика обоснования расчётного объёма товарооборота на плановый период. Методы планирования выпуска блюд 42

5.3. Пути роста товарооборота общественного питания в современных условиях 43

Тема 6. Трудовые ресурсы 44

6.1. Сущность трудовых ресурсов предприятий общественного питания 44

6.2. Показатели эффективности труда 45

6.3. Планирование численности работников предприятий общественного питания 47

Тема 7. Расходы предприятий общественного питания 50

7.1. Особенности состава и классификации затрат в общественном питании 50

7.2. Анализ и планирование затрат 52

Тема 8. Ценообразование в общественном питании 55

8.1. Особенности ценообразования в общественном питании 55

8.2. Сущность калькуляции цен в общественном питании 57

8.3. Правила взаимозаменяемости сырья, продуктов 60

Тема 9. Доходы и прибыль предприятий сферы общественного питания 62

9.1. Роль и значение валового дохода предприятий общественного питания 62

9.2. Анализ и планирование валового дохода 62

9.3. Экономическая природа прибыли предприятия общественного питания 65

Тема 10. Комплексная оценка эффективности и конкурентоспособности предприятий общественного питания 68

10.1. Показатели эффективности предприятий общественного питания 68

10.2. Комплексный анализ эффективности предприятий общественного питания 71

Тема 11. Кейтеринг 74

11.1. Сущность и виды кейтеринга 74

11.2. Современное состояние и направления развития кейтеринга 76

Библиографический список 79

 

Введение

 

Общественное питание относится к числу перспективных и быстро развивающихся секторов экономики России. Общественное питание — деятельность, главной целью которой является предоставление услуг населению в форме общественно организованного питания в обмен на его денежные доходы. Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет потребность человека и выступает одной из основных составляющих жизнедеятельности человека.

Общественное питание — это отрасль социальной сферы, которая в силу своей специфики затрагивает интересы всех слоёв населения, которая заключается, во-первых, в том, что это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, реагирующая на запросы рынка. Во-вторых, общественное питание совместно с торговлей выступает в качестве сегмента российского рынка, который привлекает иностранные инвестиции. И, в третьих, оно является отраслью, способствующей решению задач социальной политики и создание механизмов стимулирования участников данного рынка по реализации этих задач это непосредственная функция государства.

Сегодня российский рынок общественного питания представляет собой сложный микс различных направлений и форматов с разносторонней целевой аудиторией. Несмотря на существующие сложности, российский рынок общест-венного питания продолжает сохранять инвестиционную привлекательность. Широкая сеть столовых, кафе, закусочных, ресторанов, использующих современное оборудование и применяющих научно обоснованную технологию приготовления блюд, обеспечивает население разнообразной пищей с учётом рода занятий, возраста и состояния здоровья.

Целью учебного пособия по дисциплине «Экономика общественного питания» является формирование у студентов знаний в области теории экономики предприятий, функционирующих в сфере оказания услуг общественного питания.

Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса «Экономика общественного питания» для направления 38.03.06 «Торговое дело». Оно включает теоретические вопросы экономики предприятий общественного питания.



Общественного питания

 

Тема 3. Оборотные средства

 

Сущность франчайзинга

 

Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

Франчайзинг — это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определённую компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках.

Впервые в мировой практике франчайзинг был внедрён в 1945 г. в США. Кондитер Ирвин Роббинс открыл кафе-мороженое. К 1949 г. совместно со своим родственником Бертоном Баскином он владел уже шестью кафе. Но бизнес рос дальше, и в один прекрасный момент предприниматели поняли, что не в состоянии уследить за ним. Тогда Баскин и Роббинс стали открывать новые кафе и тут же перепродавать их предпринимателям, желающим создать своё дело на условиях работы под торговой маркой «Baskin&Robbins».

Наибольшего успеха в развитии системы удалось достигнуть в 50-х гг. ХХ века братьям МакДональдам. В настоящее время франчайзинговая система «McDodald’s» насчитывает более 14 тыс. предприятий в разных странах мира.

В настоящее время в США и других западных странах, несмотря на жёсткое государственное регулирование взаимоотношений при франчайзинге, эта система наиболее развита в области реализации бензина, автомобильных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков, сельхозоборудования, а также в сфере услуг.

Франчайзинг — организация ресторанного бизнеса, при которой собственник торговой марки, торгового имени или авторского права на производственную систему (франчайзер) позволяет другой фирме (франчайзи) их использование при выполнении согласованных условий. Одной из первых на российский рынок в начале 90-х годов XX века пришла международная сеть «фастфуд», «McDonalds».

Иностранные системы создали стимул для развития национальных систем на основе франчайзинга. Одним из первых таких проектов стало создание торгово-производственного объединения ЗАО «Русское бистро». Первое из них было открыто в 1995 году в Москве.

В каждом государстве существует своя специфика регулирования франшизных отношений.

В американской доктрине франчайзинга его понятие определено в Постановлении № 436 «Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных условиях франчайзинга» от 1978 г., принятого Федеральной торговой комиссией США (ФТК). Оно раскрывает франшизу как длительные коммерческие отношения, возникающие по любому соглашению в соответствии с которым:

1. Франчайзи продаёт другому лицу (но не франчайзеру) товары или оказывает услуги, которые идентифицированы торговой маркой, знаком обслуживания, фирменным наименованием, рекламой или иным коммерческим символом, определяющим фирму-франчайзера; или отвечают стандартам качества, прямо или косвенно предписанным франчайзером; или поставляются франчайзером; или поставляются третьим лицом (поставщиком), с которым франчайзи ведет дело и который прямо или косвенно рекомендован франчайзером и связан с ним.

2. Франчайзи при условии приобретения права на франшизную деятельность или на открытие деятельности в рамках франшизной системы обязан произвести оплату франчайзеру или его филиалу.

В Великобритании определение понятия «франчайзинг» закреплено в Законе «О финансовых услугах» от 1986 года как соглашение о праве на ведение предпринимательской деятельности, согласно которому лицо получает прибыль или доход, пользуясь предоставленным ему по соглашению правом использовать торговую марку, дизайн или другую интеллектуальную собственность либо репутацию, ассоциируемую с ними.

В Законе Франции от 31 декабря 1989 г. № 89-1008 «О развитии коммерческих и кустарных предприятий и улучшении экономических, правовых и социальных условий их функционирования» (Закон Дубена) франчайзинг определяется как предоставление одним лицом в распоряжение другого лица торгового имени или марки с требованием от последнего соблюдения в своей деятельности отношений эксклюзивного или почти эксклюзивного характера.

Важную роль в определении франчайзинга и обосновании его правовой природы в Европе сыграло решение Европейского суда по делу № 161/84 от 28 января 1986 г. (дело «Pronuptia»), который указал, что франчайзинг следует рассматривать как договор suigeneris, отличный как от традиционных торгово-посреднических договоров (агентских, комиссионных и т.п.), так и от эксклюзивных распределительных договоров типа коммерческой концессии.

В настоящее время единообразному использованию дефиниции франчайзинга в Европе способствует принятый в 1972 году Европейский кодекс этики франчайзинга (European Code of Ethicsfor Franchising), согласно которому франчайзинг представляет собой систему маркетинга товаров, услуг, технологий, основанную на близком и длительном сотрудничестве между юридически и материально независимыми компаниями, одна из которых (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) право вести дело в соответствии с заранее оговорёнными условиями. Здесь характерным элементом франшизы является предоставление франчайзером «ноу-хау», которое в соответствии с решением судов должно быть «специфическим, испытанным и передаваемым».

На начало 2013 года специальные законы о франчайзинге существовали только в 3 странах (США, Румынии и Республике Молдова). В других государствах, например, Франции, Германии и России, правовое регулирование франчайзинга осуществляется с помощью норм, закреплённых в кодифицированных актах (подобно Гражданскому кодексу России), законах, связанных с предпринимательской деятельностью, различных подзаконных нормативных актах.

Главным отличием франчайзинга от любого другого способа ведения бизнеса является то, что франчайзер предоставляет франчайзи уже готовую бизнес-модель. Это подразумевает под собой предоставление лицензии на право пользования основными бизнес-элементами, такими, как товарный знак, наименование, методы работы заведения и так далее. Основным плюсом является возможность получения поддержки со стороны франчайзера, который представляет собой крупную развитую и известную фирму.

Подобные условия способствуют тому, что новые торговые точки будут узнаваемы потребителями, а следовательно, уже будут иметь потенциальную аудиторию. Также досконально продуманный и опробованный механизм управления будет способствовать развитию предприятия и всей сети. После подписания договора франчайзер и франчайзи становятся партнёрами. Несмотря на то что франчайзер всячески помогает своим преемникам на старте, франчайзи становится независимым собственником своего бизнеса, используя при этом имя и модель управления фирмы-франчайзера. Следовательно, подобные условия очень выгодны для франчайзи, так как снижают множество рисков, которым подвержены новички, открывающие свои собственные фирмы. Франчайзи не приходится искать удачную идею для реализации, организовывать и налаживать собственную систему управления. Кроме того, франчайзер наблюдает за всем процессом, контролирует, может указать на ошибки и в случае непредвиденных трудностей франчайзер всегда сможет помочь. Именно поэтому на данный момент франчайзинг является самым привлекательным способом ведения бизнеса. Он является наиболее успешным и менее рискованным по сравнению с открытием собственной точки по обслуживанию клиентов. Повсюду можно видеть различные фирмы, которые работают по данной схеме.

Разумеется, у подобного соглашения есть и минусы. Определяющим из них является то, что, подписывая договор, франчайзи обязуется соблюдать все требования, прописанные франчайзером. Таким образом, ограничивается инициатива со стороны франчайзи. Тем не менее интересные идеи по усовершенствованию сети всегда приветствуются франчайзерами. Другой минус, о котором упоминалось неоднократно, состоит в том, что франчайзи приходится периодически в установленный срок выплачивать франчайзеру взнос от части своей прибыли.

 

Тема 6. Трудовые ресурсы

 

Планирование численности работников предприятий общественного питания

 

Составление плана по труду начинается с определения численности персонала и составления штатного расписания. Предприятия питания самостоятельно определяют общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав. При планировании численности работников исходят из режима работы предприятия, достигнутых и запланированных показателей товарооборота и учитывают изменения в состоянии материально-технической базы, в организации снабжения полуфабрикатами, различные нормы и нормативы, тип предприятия питания, его категорию.

Прогнозирование численности работников может быть проведено с помощью нормативного метода, коэффициента эластичности, на основе индекса трудоёмкости товарооборота, производительности труда, индексным методом и др.

В качестве ориентира при определении численности работников предприятия питания могут быть использованы нормы и нормативы, разработанные научно-исследовательскими институтами. Этот метод получил название нормативного. Например, численность официантов может быть запланирована по нормам обслуживания. Нормы обслуживания дифференцируются по типам предприятий (ресторан, бар, кафе), а также в зависимости от категории предприятия. Для ресторана высшего класса норма количества мест, обслуживаемых одним официантом в смену, составляет 16. При бригадной форме обслуживания посетителей количество мест, обслуживаемых одним официантом в смену, должно быть увеличено на 15 %. При обслуживании с предварительным накрытием столов, а также по типам экспресс-стола, «шведского» стола, фуршетного стола количество мест, обслуживаемых одним официантом в смену, увеличивается в 1,5–2,0 раза.

Численность кассиров планируется при самообслуживании с предваритель-ным расчётом исходя из норматива один кассир на 100 мест в зале. На предприятиях быстрого обслуживания один кассир на 45–50 мест в зале.

Кроме того, при планировании производительности труда могут быть использованы экономико-статистические и экономико-математические методы.

Прогнозные расчёты численности работников должны быть увязаны с планированием расходов на оплату труда. Каждое предприятие предусматривает численность работников в пределах имеющихся средств на оплату труда, величина которых зависит в конечном счёте от прибыльности предприятия.

При подборе кадров должна работать система кадрового планирования, которая включает:

¾ планирование потребности в персонале;

¾ планирование привлечения дополнительных работников;

¾ планирование адаптации и высвобождения персонала;

¾ планирование занятости персонала;

¾ текущее планирование;

¾ обучение и повышение квалификации сотрудников;

¾ планирование деловой карьеры, формирование резерва;

¾ планирование материальных затрат.

1. Планирование потребности в персонале начинается с анализа рабочих мест, предполагаемого и окончательного штатного расписания, предваритель-ного количественного и качественного состава персонала.

При открытии предприятия общественного питания эта задача приоритетная. Ключевой позицией является подбор шеф-повара, которого подбирают до того, как подобрано оборудование и составлено меню. Шеф-повар сам организует производство: выбирает оборудование, оснащает рабочие места, определяет производственную программу, режим работы кухни. Остальных работников (производственный и обслуживающий персонал) подбирает менеджер по персоналу через кадровые агентства, школы кулинарного мастерства, кулинарные училища или через радио и телевидение.

2. Планирование привлечения дополнительных работников необходимо при расширении ресторана, кафе. Открывая новый зал, не следует спешить с подбором метрдотеля, следует изменить существующий график с оплатой дополнительных смен. Только 2 – 3 недели спустя можно сделать вывод, нужен ли дополнительный менеджер или имеющиеся сотрудники с готовностью выполнят эту работу за дополнительное вознаграждение.

3. Планирование адаптации и высвобождении персонала. Важной функцией службы персонала является адаптация нового работника.

4. Планирование занятости персонала напрямую связано с Положением об охране труда, использовании труда женщин и подростков, пенсионеров. При планировании занятости следует учитывать льготы для этого контингента трудящихся.

5. Текущее планирование реализуется при поступлении заявок от руководителей подразделений на новую рабочую силу.

6. Планирование обучения следует рассматривать в двух аспектах —непосредственное обучение на рабочем месте и обучение на другой территории без отрыва от производства.

7. Планирование деловой карьеры, формирование резерва. При формировании резерва учитывают положение возрастного развития.

8. Планирование материальных затрат складывается из определённых статей расходов — заработной платы, отчислений на налоги, расходов, связанных с дотированием служебного питания, затрат на социальную поддержку персонала, призовые фонды конкурсов и соревнований, расходов на обучение, повышение квалификации, приобретение литературы для персонала, оплаты услуг на стирку спецодежды.

В связи с возрастающими требованиями к качеству блюд и услуг затраты на персонал имеют тенденцию к росту.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что представляет собой трудовые ресурсы?

2. Рассмотрите классификацию трудовых ресурсов предприятий общественного питания.

3. Охарактеризуйте факторы, влияющие на условия труда на предприятиях сферы общественного питания.

4. Рассмотрите показатели, оценивающие эффективность труда.

5. Как проводится анализ производительности труда?

6.  Раскройте сущность нормативного метода планирования численности.

7.  Охарактеризуйте систему кадрового планирования.

 

Тема 11. Кейтеринг

 

Сущность и виды кейтеринга

 

Кейтеринг (catering) — отрасль общественного питания, с применением выездного производства и (или) выездного оказания услуг. Понятие «кейтеринг» происходит от английского слова cater — поставлять, угождать, обслуживать.

Кейтеринг предполагает не только доставку заранее приготовленной пищи, но и обслуживание клиентов: доставку, сервировку, уборку и тому подобные услуги. Важное преимущество кейтеринга по сравнению с оказанием услуг стационарного (horeca, ресторан-кафе-бар) питания — мобильность, когда услуга оказывается по месту расположения потребителя.

Кейтеринг-индустрия — сектор сферы общественного питания, связанный с оказанием подрядных услуг по организации удаленного обслуживания потребителей. Кейтеринг — одна из самых популярных услуг в комплексе организации регулярного менеджмента.

Можно выделить три основных вида кейтеринга — приготовление пищи и оказание выездных услуг, приготовление пищи за пределами помещения и выездное обслуживание и контракт на поставку готовых к потреблению блюд.

Виды кейтеринга по типу оказания услуг

1. Тайм-кейтеринг (кейтеринг события) — обслуживание мероприятия (ивента): корпоративной вечеринки, торжественного мероприятия, выставки, дилерской конференции. Данный вид кейтеринга предполагает разовое оказание услуг, ориентированное на событие.

2. Плейс-кейтеринг (контрактный кейтеринг) — обслуживание удалённо расположенного подразделения клиента: доставка обедов в офис корпоративного клиента. Данный вид кейтеринга предполагает постоянную — контрактную работу.

3. Транспортный кейтеринг — организация питания на авиационном, железнодорожном, морском, автомобильном транспорте, при организации регулярных перевозках сотрудников компаний и потребителей транспортных услуг. Кейтеринг предполагает доставку продуктов к месту и времени отправления и (или) снабжение продуктами по всему пути следования.

4. Кулинарный кейтеринг (cookery) — производство и продажа «на вынос» или с доставкой до клиента планово производимой кулинарной продукции. Доставка может производиться силами подразделения кейтеринговой компании или отдельной транспортно-экспедиционной компанией.

Виды кейтеринга по статусу потребителя услуги

· VIP-кейтеринг — оказание услуг обслуживания высокого уровня, предполагающее высококлассное обслуживание и «высокую» кухню.  Зачастую VIP-кейтеринг — это обслуживание небольшой группы или одного клиента, предусматривающее выездное ресторанное обслуживание с использованием самых современных кейтеринг-технологий;

· масс-кейтеринг— обслуживание массового мероприятия или большой группы потребителей с использованием стандартизированных подходов и плановости пищевого производства.

Виды кейтеринга по месту производства пищи

· on-premisecatering — предполагает приготовление пищи на производстве, с применение основных производственных мощностей, доставку и выездное обслуживание в отелях, конгресс-центрах, конференц-залах и клубах;

· off-premisecatering — предусматривает производство пищи и обслуживание на территории заказчика или на открытом воздухе с применением мобильных технологий.

Кейтеринг предполагает следующие виды работ:

· подготовка меню и расчёт стоимости меню;

· тестинг — предварительная дегустация блюд их для оценки заказчиками;

· планирование пространства — зонирование территории и подготовка плана технического помещения;

· сценарий кейтеринга — планирование времени, составление схемы обслуживания, графика этапов кейтеринга, управление потоками;

· менеджмент кейтеринга — составление транспортного плана, списки персонала, схемы ввоза и вывоза, инструктаж персонала и координация со службами клиента, обслуживающими событие.

Библиографический список

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. — М. : Кодекс, 2011.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. — М. : Кодекс, 2012.

3. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

4. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

5. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

6. ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

7. ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

8. ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

9. ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

10. Арзуманова Т. И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания : учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. — М. : Дашков и К°, 2011. — 272 с.

11. Емельянова Т. В. Экономика общественного питания / Т. В. Емельянова, В. П. Кравченко. — Минск : Вышейшая школа, 2010. — 383 с.

12. Ефимов А. Д. Общественноепитание : справочник руководителя /                А. Д. Ефимов. — М. : Экономические новости, 2011.

13. Ефимова О. П. Экономика общественного питания / О. П. Ефимова. —Минск : Новое знание, 2012. — 347 с.

14. Милл Р. К. Управление рестораном : учебник / Р. К.Милл; пер.с анг., 3-е изд. — М. : ЮНИТИ-Дана, 2012. — 535 с.

15. Николаева Т. Н. Экономика предприятий торговли и общественного питания : учеб. пособие. — 4-е изд. стер. / Т. Н. Николаева, Н. Р. Егорова. — М. : КНОРУС, 2013. — 400 с.

16. Организация общественного питания: резервы и оценка эффективности : учеб. пособие /Т. И. Николаева, З. О. Фадеева. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. — 183 с.

17.Санитарные правила и нормы : продовольственная торговля, общественное питание : сборник / под ред. О. Морозовой, Е. Сухаревой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 93 с.

18. Столяров Я. С. Издержки общественного питания / Я. С. Столяров. — М. : Экономика, 2007.

19. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания : учеб. пособие / В. В. Усов. — М. : Академия, 2013. — 431 с.

20. Фридман А. М. Экономика предприятия общественного питания : учебник для бакалавров / А. М. Фридман. [Электронный ресурс]. — М. : Дашков и Ко,2013. — 463 с.

21. Щербаков В. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) /                           В. А. Щербаков, Н. А. Щербакова. — М. : Омега-Л, 2012. — 298 с.

22.Экономика предприятий торговли и общественного питания : учеб. пособие / под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. — М. : КноРус, 2013. — 399 с.

23. Экономика предприятия (торговли и общественного питания) : учебник / С. Е. Метелев, Н.М. Калинина, С. Е. Елкин, В. П. Чижик. — Омск : Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. — 474 с.

24. Экономика предприятия (фирмы) : учебник / под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. — М. : ИНФРА-М, 2012. — 603 с.

25. Экономика, анализ, и планирование на предприятии торговли : учебник / под ред. А. Н. Соломатина. — М.: Питер, 2009. — 553 с.

 

 

Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли

Дата: 2018-12-21, просмотров: 294.