Стоимость жизни и потребительский бюджет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оценить уровень развития и степень удовлетворения потребностей людей (уровень жизни) можно лишь путём сравнения фактических показателей потребления с соответствующими показателями, выполняющими функцию социальных ориентиров. В стоимостном выражении в качестве таких ориентиров используются такие категории как стоимость жизни, потребительский бюджет, минимальный размер оплаты труда.

Важнейшим показателем уровня жизни населения является стоимость жизни. Стоимость жизни – это количество материальных благ и услуг, которое необходимо потреблять по нормам или фактически потребляется населением (различными его слоями и группами), выраженное в денежной форме. Другими словами, стоимость жизни – это совокупность расходов, которые несёт человек, семья или группа населения для приобретения товаров и услуг, необходимых для поддержания их жизнедеятельности и восстановления работоспособности[75]. Измеряется стоимость жизни в зависимости от принимаемого в расчёт набора потребительских товаров и услуг и уровня цен и тарифов на их приобретение в конкретных условиях и периодах. Формой выражения стоимости жизни для различных условий и периодов являются потребительские бюджеты.

Потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку объёма и структуры потребления материальных и духовных благ и услуг, налогов и обязательных платежей.

Различают фактические и нормативные потребительские бюджеты. Последние играют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. В зависимости от уровня удовлетворения потребностей в настоящее время различают четыре вида потребительских бюджетов: прожиточный минимум, минимальный, рациональный и элитарный потребительские бюджеты (см. рис. 8.1).

Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы, исходя из доли затрат на них у низкодоходных групп населения[76].

Прожиточный минимум ориентирован на физическое выживание и сохранение здоровья людей и рассчитан на использование в качестве социального ориентира в ограниченные сроки – в условиях кризисного состояния экономики и периода его преодоления.

Рис. 8.1. Система потребительских бюджетов

 

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – стоимостная оценка благ и услуг, обеспечивающих на минимальном уровне удовлетворение основных материальных и духовных потребностей людей, нормальное воспроизводство трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных граждан. В отличие от прожиточного минимума МПБ учитывает расходы на ряд духовных потребностей, включает более рациональный набор продуктов питания и более широкий набор услуг, предусматривает меньшие сроки службы непродовольственных товаров.

Рациональный потребительский бюджет (РПБ) или бюджет высокого достатка – стоимостная оценка состава и структуры потребления благ и услуг, обеспечивающих полное удовлетворение разумных физиологических, духовных и социальных потребностей человека в соответствии с научно обоснованными рациональными нормами.

Элитарный потребительский бюджет (ЭПБ) характеризует структуру и уровень потребления людей с высокими и сверхвысокими доходами.

Представление о количественном соотношении величины этих бюджетов дают данные табл. 8.2.

Таблица 8.2

Величины потребительских бюджетов в Самарской области

в среднем на душу населения за 4-й квартал 2006 г[77].

 

Виды бюджетов Руб. в месяц
Бюджет прожиточного минимума 3727
Минимальный потребительский бюджет 8658
Бюджет высокого достатка 33769

 

В мировой и отечественной практике используются различные методы формирования потребительских бюджетов:

· нормативный бюджет определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг (нормативов потребительской корзины) и их фактической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нормативы могут быть минимального или рационального уровня;

· статистический бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определённые слои населения страны. Так для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны. Базой для установления элитарных потребительских бюджетов могут быть доходы состоятельных и богатых людей;

· комбинированный (нормативно-статистический) метод заключается в том, что расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные – статистическим путём;

· субъективный метод базируется на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне расходов на потребление;

· ресурсный метод заключается в том, что расчёты строятся исходя из возможностей государства в данный период времени обеспечить определённый уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.

В настоящее время в Российской Федерации в качестве минимума материальной обеспеченности граждан выступает прожиточный минимум, служащий основой для оценки уровня жизни, определения минимального размера заработной платы, расчёта пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат, разработки системы социальных гарантий для малообеспеченных и слабо защищённых слоёв населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в соответствии с принятой методикой[78] определяется ежеквартально в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской федерации. В основу расчётов положен нормативный метод. При этом нормативы потребления дифференцированы по социально-демографическим группам (трудоспособные мужчины, трудоспособные женщины, пенсионеры, дети в возрасте от 0 до 6 лет, дети в возрасте от 7 до 15 лет) и по зонам проживания – нормативы потребления продуктов питания разработаны в среднем по России и по каждой из 16 зон проживания, а минимальные наборы непродовольственных товаров разработаны с учётом особенностей трёх зон проживания – с холодным и резко континентальным климатом, с умеренным климатом, с тёплым климатом.

В основе определения величины прожиточного минимума лежит расчёт стоимости потребительской корзины, которая, в свою очередь, состоит из трёх корзин: продовольственной, непродовольственной и услуг.

При расчёте стоимости продовольственной корзины для трудоспособных граждан учитываются различия в структуре и нормах потребления продуктов питания у мужчин (П i м) и женщин (П i ж), удельный вес мужчин (d м) и женщин (d ж) в численности трудоспособного населения, сложившиеся цены на соответствующие продукты питания (Ц i). При расчёте стоимости детской продовольственной корзины учитываются различия в структуре и нормах потребления продуктов для детей в возрасте до 6 лет (П i 0-6) и для детей в возрасте 7-15 лет (П i 7-15), а также удельный вес (соответственно d 0-6  и d 7-15) каждой возрастной группы в общей численности детей.

Стоимость непродовольственной корзины формируется на основе оценки минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда, обувь, школьно-письменные принадлежности и др.) и общесемейного пользования (постельное бельё, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Нормативы минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (Сип) дифференцируются по социально-демографическим группам (трудоспособные граждане, пенсионеры, дети) и трём зонам проживания, а минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования (Соп) рассчитывается на одного члена семьи с учётом нормативного срока износа (Сиз) каждого товара (Т i) и коэффициента семейности (Ксем). Норматив расходов на предметы первой необходимости, санитарии и гигиены, лекарства установлены в размере 15% от стоимости непродовольственной корзины.

Аналогичным образом определяется стоимость третьей корзины – услуг. Стоимость жилищно-коммунальных (СЖК) и транспортных услуг (СТР) рассчитывается на основе установленных нормативов и фактически сложившихся тарифов, а расходы на другие виды услуг и на услуги культуры установлены в процентах (соответственно 15% и 5%) от общей стоимости услуг. В общем виде механизм определения стоимости потребительской корзины представлен на рис. 8.2.

О величине и динамике прожиточного минимума можно судить на примере Самарской области (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Прожиточный минимум в Самарской области, руб.

 

Величина прожиточного минимума 4-й квартал 2003 г. 4-й квартал 2004 г. 4-й квартал 2005 г. 4-й квартал 2006 г.
в расчёте на душу населения 2246,20 2630,09 3152,10 3727
для трудоспособного населения 2482,23 2926,24 3526,83 4117
для пенсионеров 1680,60 1989,97 2341,94 3009
для детей 2201,82 2534,39 3019,65 3521

 


Рис. 8.2. Определение стоимости потребительской корзины прожиточного минимума


 

 

Очевидно, что используемые в настоящее время для расчёта прожиточного минимума нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг не обеспечивают нормального воспроизводства рабочей силы. По мере преодоления Россией кризисных явлений основным инструментом социальной политики должен стать минимальный потребительский бюджет, а ориентиром проведения политики доходов должен стать рациональный потребительский бюджет – бюджет высокого достатка.

 


Доходы населения

 

Важной характеристикой и фактором, определяющим уровень жизни населения, являются доходы, под которыми понимается совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведённых населением (отдельным лицом, семейным хозяйством) за определённый период времени. Доходы являются источником удовлетворения потребностей людей, и от их величины зависит уровень и структура потребления. Велика роль доходов в развитии экономики. Они определяют спрос на потребительские товары и услуги, а через него – масштабы производства, его структуру, размеры прибыли, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие экономики и дальнейший рост доходов.

По вещественной форме доходы населения подразделяются на денежные и натуральные (неденежные). Денежные доходы включают в себя всю совокупность денежных средств, получаемых людьми из различных источников. Натуральные доходы включают в себя продукты и изделия личного подсобного хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенные для личного (семейного) потребления, бесплатные услуги, социальную помощь в натуральной форме, получаемые из средств федерального и муниципальных бюджетов, фондов предприятия. Натуральной формой доходов могут быть случаи выплаты заработной платы работникам продукцией своего предприятия, ценные подарки работнику, товары и услуги, входящие в компенсационный пакет фирмы.

Соотношение между этими двумя формами дохода периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма. У бедных слоёв населения относительно высока доля натуральных доходов. В периоды ухудшения экономической ситуации удельный вес натуральных доходов повышается.

Совокупность денежных и натуральных доходов формирует совокупный доход, который охватывает весь объём жизненных средств, поступающих в распоряжение населения.

Различают номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы (ДН) характеризуют общую сумму начисленных денежных доходов без учёта налогов. Располагаемые доходы (ДР) – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, фактически остающиеся в распоряжении населения и используемые им на потребление и сбережение. Реальные располагаемые доходы (ДРР) характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые могут быть приобретены на располагаемые доходы населения при сложившемся уроне цен на товары и тарифов на услуги.  Динамика реальных располагаемых доходов ( I Д РР ) характеризуется соотношением индексов располагаемых доходов ( I ДР ) и потребительских цен ( I Ц ):

По своему происхождению доходы могут быть легальными и нелегальными (теневыми). Основными видами легальных денежных доходов населения являются:

· доходы за выполнение трудовых обязанностей (оплата труда) - заработная плата, премии, вознаграждения, денежное довольствие военнослужащих, денежное содержание государственных служащих, сезонные заработки;

· доходы от продажи результатов труда – фермерский доход, доходы от домашнего и личного подсобного хозяйства, от индивидуальной трудовой деятельности, авторское вознаграждение;

· доходы от собственности – прибыль на капитал, доход от сдачи собственности в аренду, дивиденды по акциям, проценты по вкладам и акциям, ссудный процент, земельная рента;

· рисковые доходы – предпринимательский доход; выигрыши по облигациям, в лотереях, конкурсах, спортивных соревнованиях, в игровых автоматах и казино; выплаты в случае наступления страхового риска;

· социальные трансферты – пенсии, стипендии, пособия;

· заёмные доходы – кредиты банков и организаций, суммы в долг от частных лиц;

· донорские доходы – плата за сданную кровь и её элементы, плата за участие в научных экспериментах;

· передаваемые доходы – наследство, дары, спонсорская помощь, алименты, вознаграждение наследникам автора.

В отличие от легальных доходов, имеющих юридически оправданную форму, теневые доходы имеют своим источником неучтённые и противоправные виды деятельности: контрабанда, рэкет, коррупция, торговля оружием, наркотиками, производство и торговля без лицензии и т.д.

В структуре денежных доходов населения как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов (см. табл. 8.4) устойчиво преобладают доходы от трудовой деятельности. Однако их доля, как и доля социальных выплат, с переходом к рыночным отношениям сократилась. Всё более существенную роль приобретают доходы от собственности и предпринимательской деятельности.

 

 

Таблица 8.4

Структура денежных доходов населения РФ и Самарской области, %[79]

 

1990

1995

2003

2004

РФ Самар-ская область РФ Самар-ская область РФ Самар-ская область РФ Самар-ская область Денежные доходы – всего 100 100 100 100 100 100 100 100 В том числе: оплата труда 74,1 70,8 37,8 49,7 39,4 37,1 40,5 37,9 социальные выплаты 14,7 15,8 13,1 13,9 14,1 11,9 12,9 10,5 доходы от предпринимательской деятельности - - 16,4 22,8 12,0 19,9 11,7 18,8 доходы от собственности 2,5 2,7 6,5 9,2 7,8 9,3 8,3 6,0 другие доходы (включая скрытую заработную плату) 8,7 10,7 26,2 4,4 26,7 21,8 26,6 26,8

 

Доходы населения изменяются под влиянием множества факторов – экономических, политических, социальных, демографических, географических и др. В целом факторы, формирующие доходы населения, могут быть сгруппированы по трём уровням[80]:

· к первому уровню относятся факторы, зависящие от самого человека, его жизненной позиции, его человеческого капитала и трудового потенциала (образования, квалификации, опыта, вида занятости, должностного статуса), затрат и результатов труда, наличия финансового капитала и пр.;

· ко второму уровню (микроуровню) относятся факторы, связанные с местом работы человека; отраслью, в состав которой входит его предприятие, организация, фирма; с их организационно-правовой формой, положением на товарном, финансовом рынках и на рынке труда; с технической оснащённость предприятия, местом его расположения; с развитостью социально-трудовых отношений в коллективе;

· к третьему уровню (макроуровню) относятся факторы, связанные с экономикой региона и страны в целом: экономическим потенциалом, эффективностью общественного производства, величиной валового национального продукта и национального дохода, ценовой политикой и системой налогообложения, развитостью институтов социального партнёрства. Эта группа факторов формирует систему социальных трансфертов.

Для всех стран, не зависимо от уровня благосостояния населения, характерно существование неравенства доходов и заработной платы. Различия в уровне доходов на душу населения или заработной платы на одного занятого называются дифференциацией доходов или дифференциацией заработной платы.

Дифференциация доходов (зарплаты) – явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями членов общества в сфере производства, распределения и потребления. Однако степень этой дифференциации не должна быть чрезвычайно большой, чтобы не приводить к социальной напряжённости в обществе и возникновению на этой почве социальных конфликтов. В демократических государствах, глее политики озабочены соблюдением принципов справедливости и равенства граждан, чрезмерное богатство одних и нищета других признаются недопустимым явлением.

В период командно-административной системы в нашей стране наблюдалась тенденция уравнительности в оплате труда различных групп работников без достаточного учёта их трудового вклада, квалификации, условий труда и т.п. Поскольку заработная плата была главным источником существования (в разные периоды на её долю приходилось 75-90% всех доходов), а возможности дополнительного зарабатывания средств были ограничены, различия в доходах имели место, но не очень значительные.

С переходом к рынку положение изменилось: усилилась межгрупповая, межфирменная, межотраслевая и территориальная дифференциация доходов. В целом переход к рыночным отношениям в России характеризуется обеднением значительной части населения, его имущественному расслоению. О структуре населения по уровню доходов можно судить по материалам мониторинга, проведённого Всероссийским центром уровня жизни населения в 2003 г. (см. табл. 8.5). При распределении населения по группам учитывались величина денежных доходов (Д) в сравнении с величиной и количеством прожиточных минимумов (ПМ), жилищные условия, наличие движимого и недвижимого имущества, сбережений и т.п.

Таблица 8.5

Группировка населения РФ по уровню среднедушевых доходов

(по данным ВЦУЖ за 2003 г)

 

                     Номер группы

Наименование группы

Характеристика группы

Численность

Млн. чел %
1 Неимущие Д<ПМ. Жилищные условия не соответствуют социальным нормам 19,5 13,5
2 Бедные по доходам Д<ПМ. Жилая площадь превышает норму 10,0 7,0
3 Малоимущие 1ПМ<Д<2ПМ. Жилая площадь меньше социальных стандартов 52,0 36,0
4 Нижний слой среднего класса 2ПМ<Д<12 тыс. руб. Жилая площадь превышает норму 47,8 33,0
5 Средний класс Д=12-27 (в Москве 35-70) тыс. руб. Движимое и недвижимое имущество, существенные сбережения, комфортабельный отдых с лечением 13,0 9,0
6 Высший слой среднего класса Состоятельные люди с Д>$950 (в Москве от $1200 до $2400) 1,9 1,3
7 Богатые Собственники значительных бизнес-активов, имущества (в т. ч. недвижимости за рубежом) 0,29  (в т.ч. 90 тыс. долларовых миллионеров) 0,2

 

Достаточно полное представление о различиях в доходах населения даёт распределение общего объёма денежных доходов по группам населения: 10%-ным (децильным), 20%-ным (квантильным) или 25% (квартильным).

 Как видно из табл. 8.6, денежные доходы населения Самарской области распределяются весьма неравномерно. На долю 20% наиболее состоятельной (пятой) группы населения приходится около половины общей величины доходов, в то время как на долю такой же по численности группы малообеспеченного населения приходится лишь около 5% общей величины доходов. При этом обращает на себя внимание тенденция дальнейшего перераспределения доходов в пользу наиболее обеспеченной части населения.

Таблица 8.6

Распределение денежных доходов населения

Самарской области по 20%-ным группам

Годы

20%-ные (квантильные) группы населения

первая вторая третья четвёртая пятая
2001 5,2 9,8 14,8 22,5 47,8
2002 5,0 9,6 14,7 22,5 48,2
2004 4,9 9,6 14,6 22,4 48,5

 

Для количественной оценки расслоения населения по уровню доходов используются коэффициенты дифференциации доходов (наиболее распространённым является коэффициент фондов, характеризующий соотношение между средними значениями доходов в сравниваемых группах населения) и коэффициенты концентрации доходов.

Графическое представление о характере распределения доходов даёт кривая Лоренца (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Кривая Лоренца (распределение доходов по 20%-ным группам населения Самарской области в 2004г.)

Если доходы равномерно распределяются между группами населения, т.е. кумулятивные (накапливаемые) доли населения и доходов попарно совпадают (20% населения имеют 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода и т.д.), то все точки на графике будут находиться на прямой линии, называемой линией абсолютного равенства доходов. Эта ситуация означает полное отсутствие концентрации доходов в руках какой-либо группы населения, что в реальной жизни практически не наблюдается. Если доходы распределяются неравномерно, то чем выше концентрация доходов у отдельных групп населения, тем дальше отходит от линии абсолютного равенства и становится более выпуклой кривая Лоренца. В случае концентрации всех доходов в руках одной группы населения, семьи, лица (случай гипотетический) наступает ситуация абсолютного неравенства. 

На основе кривой Лоренца рассчитывается коэффициент концентрации доходов – коэффициент Джини. Его величина определяется отношением площади, образуемой линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади треугольника, образуемого осью абсцисс и линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства. Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше социальная напряжённость в обществе.

Установить оптимальные границы неравенства чрезвычайно трудно. Тем не менее некоторые учёные считают, что границей социальной стабильности является ситуация, когда беднейшие 40% населения начинают получать менее 12-13% от совокупных доходов, а разрыв в уровнях доходов 10% наименее и 10% наиболее обеспеченных семей (коэффициент фондов) превышает 10-кратную величину[81]. Как видно из табл. 8.6 и 8.7 эти показатели в России превышены или находятся в пограничном состоянии, что свидетельствует о нарастающей дестабилизации общества.

Таблица 8.7

Показатели дифференциации доходов в 2004 г.[82]

 

РФ Самарская область
Коэффициент фондов (раз) 15,0 17,8
Коэффициент Джини 0,407 0,430

 

Важным путём её преодоления является проведение грамотной государственной политики в области доходов и оплаты труда. Целью такой политики является всестороннее развитие и рост благосостояния населения, стимулирование его стремления к социальному прогрессу. Для осуществления этой цели политика доходов должна решать следующие задачи:

· стабилизацию уровня жизни средних слоёв населения;

· сокращение масштабов бедности;

· приостановление роста дифференциации доходов населения и дальнейшего расслоения общества;

· устранение глубоких деформаций в структуре денежных доходов населения; восстановление роли оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула экономической активности трудящихся;

· повышение реального размера заработной платы;

· создание предпосылок для повышения уровня жизни основной массы населения.

Основными направлениями государственной политики доходов являются:

· установление гарантированного минимума оплаты труда[83];

· индексация доходов;

· регулирование оплаты труда государственных служащих и работников бюджетных организаций;

· региональное регулирование доходов и заработной платы на основе зонирования территории страны при установлении бюджетов прожиточного минимума, а также установления районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы;

· регулирование доходов и заработной платы с помощью системы социального партнёрства;

· воздействие на размеры получаемых доходов системой налогообложения;

· регулирование пенсионного обеспечения путём его реформирования, законодательной регламентации и установления минимального размера пенсий;

· адресная материальная поддержка отдельных категорий граждан (ветеранов войны и труда, инвалидов, жертв политических репрессий и др.);

· социальная защита материнства и детства;

· социальные гарантии населению в сфере занятости, социальная поддержка безработных;

· совершенствование системы государственного социального страхования;

· защита интересов вкладчиков и акционеров;

· другие направления.

Термины и понятия


Денежные доходы

Дифференциация доходов

Индекс развития человеческого потенциала

Качество жизни

Качество трудовой жизни

Коэффициент Джини

Коэффициент фондов

Кривая Лоренца

Натуральные доходы

Потребительский бюджет:

 

 

· минимальный

· рациональный

· элитарный

Потребительская корзина

Прожиточный минимум

Располагаемые доходы

Реальная заработная плата

Реальные доходы

Совокупный доход

Стоимость жизни

Уровень жизни

 


 



Вопросы для контроля и самопроверки

1. Что такое уровень жизни населения? Какими показателями он характеризуется?

2. Что такое качество жизни? Какими элементами оно определяется?

3. Что характеризует и как исчисляется индекс развития человеческого потенциала?

4. Что понимается под качеством трудовой жизни?

5. Какими требованиями определяется, и какими показателями характеризуется качество жизни?

6. Что такое стоимость жизни?

7. Что такое потребительский бюджет? Какие виды потребительских бюджетов вы знаете?

8. Что такое прожиточный минимум и какова методика его определения?

9. В чём различие минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума?

10. Что такое доходы населения и какова их роль?

11. Назовите основные виды и источники доходов.

12. Какие факторы влияют на формирование доходов?

13. Что понимается под дифференциацией доходов?

14. С помощью каких методов и показателей оценивается и характеризуется дифференциация доходов?

15. Охарактеризуйте современное состояние в области доходов в нашей стране.

16. Каковы основные цели и задачи государственной политики в области доходов и оплаты труда в нашей стране?

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.