Оценить уровень развития и степень удовлетворения потребностей людей (уровень жизни) можно лишь путём сравнения фактических показателей потребления с соответствующими показателями, выполняющими функцию социальных ориентиров. В стоимостном выражении в качестве таких ориентиров используются такие категории как стоимость жизни, потребительский бюджет, минимальный размер оплаты труда.
Важнейшим показателем уровня жизни населения является стоимость жизни. Стоимость жизни – это количество материальных благ и услуг, которое необходимо потреблять по нормам или фактически потребляется населением (различными его слоями и группами), выраженное в денежной форме. Другими словами, стоимость жизни – это совокупность расходов, которые несёт человек, семья или группа населения для приобретения товаров и услуг, необходимых для поддержания их жизнедеятельности и восстановления работоспособности[75]. Измеряется стоимость жизни в зависимости от принимаемого в расчёт набора потребительских товаров и услуг и уровня цен и тарифов на их приобретение в конкретных условиях и периодах. Формой выражения стоимости жизни для различных условий и периодов являются потребительские бюджеты.
Потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку объёма и структуры потребления материальных и духовных благ и услуг, налогов и обязательных платежей.
Различают фактические и нормативные потребительские бюджеты. Последние играют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. В зависимости от уровня удовлетворения потребностей в настоящее время различают четыре вида потребительских бюджетов: прожиточный минимум, минимальный, рациональный и элитарный потребительские бюджеты (см. рис. 8.1).
Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы, исходя из доли затрат на них у низкодоходных групп населения[76].
Прожиточный минимум ориентирован на физическое выживание и сохранение здоровья людей и рассчитан на использование в качестве социального ориентира в ограниченные сроки – в условиях кризисного состояния экономики и периода его преодоления.
Рис. 8.1. Система потребительских бюджетов
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – стоимостная оценка благ и услуг, обеспечивающих на минимальном уровне удовлетворение основных материальных и духовных потребностей людей, нормальное воспроизводство трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных граждан. В отличие от прожиточного минимума МПБ учитывает расходы на ряд духовных потребностей, включает более рациональный набор продуктов питания и более широкий набор услуг, предусматривает меньшие сроки службы непродовольственных товаров.
Рациональный потребительский бюджет (РПБ) или бюджет высокого достатка – стоимостная оценка состава и структуры потребления благ и услуг, обеспечивающих полное удовлетворение разумных физиологических, духовных и социальных потребностей человека в соответствии с научно обоснованными рациональными нормами.
Элитарный потребительский бюджет (ЭПБ) характеризует структуру и уровень потребления людей с высокими и сверхвысокими доходами.
Представление о количественном соотношении величины этих бюджетов дают данные табл. 8.2.
Таблица 8.2
Величины потребительских бюджетов в Самарской области
в среднем на душу населения за 4-й квартал 2006 г[77].
Виды бюджетов | Руб. в месяц |
Бюджет прожиточного минимума | 3727 |
Минимальный потребительский бюджет | 8658 |
Бюджет высокого достатка | 33769 |
В мировой и отечественной практике используются различные методы формирования потребительских бюджетов:
· нормативный бюджет определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг (нормативов потребительской корзины) и их фактической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нормативы могут быть минимального или рационального уровня;
· статистический бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определённые слои населения страны. Так для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны. Базой для установления элитарных потребительских бюджетов могут быть доходы состоятельных и богатых людей;
· комбинированный (нормативно-статистический) метод заключается в том, что расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные – статистическим путём;
· субъективный метод базируется на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне расходов на потребление;
· ресурсный метод заключается в том, что расчёты строятся исходя из возможностей государства в данный период времени обеспечить определённый уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.
В настоящее время в Российской Федерации в качестве минимума материальной обеспеченности граждан выступает прожиточный минимум, служащий основой для оценки уровня жизни, определения минимального размера заработной платы, расчёта пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат, разработки системы социальных гарантий для малообеспеченных и слабо защищённых слоёв населения.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в соответствии с принятой методикой[78] определяется ежеквартально в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской федерации. В основу расчётов положен нормативный метод. При этом нормативы потребления дифференцированы по социально-демографическим группам (трудоспособные мужчины, трудоспособные женщины, пенсионеры, дети в возрасте от 0 до 6 лет, дети в возрасте от 7 до 15 лет) и по зонам проживания – нормативы потребления продуктов питания разработаны в среднем по России и по каждой из 16 зон проживания, а минимальные наборы непродовольственных товаров разработаны с учётом особенностей трёх зон проживания – с холодным и резко континентальным климатом, с умеренным климатом, с тёплым климатом.
В основе определения величины прожиточного минимума лежит расчёт стоимости потребительской корзины, которая, в свою очередь, состоит из трёх корзин: продовольственной, непродовольственной и услуг.
При расчёте стоимости продовольственной корзины для трудоспособных граждан учитываются различия в структуре и нормах потребления продуктов питания у мужчин (П i м) и женщин (П i ж), удельный вес мужчин (d м) и женщин (d ж) в численности трудоспособного населения, сложившиеся цены на соответствующие продукты питания (Ц i). При расчёте стоимости детской продовольственной корзины учитываются различия в структуре и нормах потребления продуктов для детей в возрасте до 6 лет (П i 0-6) и для детей в возрасте 7-15 лет (П i 7-15), а также удельный вес (соответственно d 0-6 и d 7-15) каждой возрастной группы в общей численности детей.
Стоимость непродовольственной корзины формируется на основе оценки минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда, обувь, школьно-письменные принадлежности и др.) и общесемейного пользования (постельное бельё, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Нормативы минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (Сип) дифференцируются по социально-демографическим группам (трудоспособные граждане, пенсионеры, дети) и трём зонам проживания, а минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования (Соп) рассчитывается на одного члена семьи с учётом нормативного срока износа (Сиз) каждого товара (Т i) и коэффициента семейности (Ксем). Норматив расходов на предметы первой необходимости, санитарии и гигиены, лекарства установлены в размере 15% от стоимости непродовольственной корзины.
Аналогичным образом определяется стоимость третьей корзины – услуг. Стоимость жилищно-коммунальных (СЖК) и транспортных услуг (СТР) рассчитывается на основе установленных нормативов и фактически сложившихся тарифов, а расходы на другие виды услуг и на услуги культуры установлены в процентах (соответственно 15% и 5%) от общей стоимости услуг. В общем виде механизм определения стоимости потребительской корзины представлен на рис. 8.2.
О величине и динамике прожиточного минимума можно судить на примере Самарской области (табл. 8.3).
Таблица 8.3
Прожиточный минимум в Самарской области, руб.
Величина прожиточного минимума | 4-й квартал 2003 г. | 4-й квартал 2004 г. | 4-й квартал 2005 г. | 4-й квартал 2006 г. |
в расчёте на душу населения | 2246,20 | 2630,09 | 3152,10 | 3727 |
для трудоспособного населения | 2482,23 | 2926,24 | 3526,83 | 4117 |
для пенсионеров | 1680,60 | 1989,97 | 2341,94 | 3009 |
для детей | 2201,82 | 2534,39 | 3019,65 | 3521 |
Рис. 8.2. Определение стоимости потребительской корзины прожиточного минимума
Очевидно, что используемые в настоящее время для расчёта прожиточного минимума нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг не обеспечивают нормального воспроизводства рабочей силы. По мере преодоления Россией кризисных явлений основным инструментом социальной политики должен стать минимальный потребительский бюджет, а ориентиром проведения политики доходов должен стать рациональный потребительский бюджет – бюджет высокого достатка.
Доходы населения
Важной характеристикой и фактором, определяющим уровень жизни населения, являются доходы, под которыми понимается совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведённых населением (отдельным лицом, семейным хозяйством) за определённый период времени. Доходы являются источником удовлетворения потребностей людей, и от их величины зависит уровень и структура потребления. Велика роль доходов в развитии экономики. Они определяют спрос на потребительские товары и услуги, а через него – масштабы производства, его структуру, размеры прибыли, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие экономики и дальнейший рост доходов.
По вещественной форме доходы населения подразделяются на денежные и натуральные (неденежные). Денежные доходы включают в себя всю совокупность денежных средств, получаемых людьми из различных источников. Натуральные доходы включают в себя продукты и изделия личного подсобного хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенные для личного (семейного) потребления, бесплатные услуги, социальную помощь в натуральной форме, получаемые из средств федерального и муниципальных бюджетов, фондов предприятия. Натуральной формой доходов могут быть случаи выплаты заработной платы работникам продукцией своего предприятия, ценные подарки работнику, товары и услуги, входящие в компенсационный пакет фирмы.
Соотношение между этими двумя формами дохода периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма. У бедных слоёв населения относительно высока доля натуральных доходов. В периоды ухудшения экономической ситуации удельный вес натуральных доходов повышается.
Совокупность денежных и натуральных доходов формирует совокупный доход, который охватывает весь объём жизненных средств, поступающих в распоряжение населения.
Различают номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы (ДН) характеризуют общую сумму начисленных денежных доходов без учёта налогов. Располагаемые доходы (ДР) – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, фактически остающиеся в распоряжении населения и используемые им на потребление и сбережение. Реальные располагаемые доходы (ДРР) характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые могут быть приобретены на располагаемые доходы населения при сложившемся уроне цен на товары и тарифов на услуги. Динамика реальных располагаемых доходов ( I Д РР ) характеризуется соотношением индексов располагаемых доходов ( I ДР ) и потребительских цен ( I Ц ):
По своему происхождению доходы могут быть легальными и нелегальными (теневыми). Основными видами легальных денежных доходов населения являются:
· доходы за выполнение трудовых обязанностей (оплата труда) - заработная плата, премии, вознаграждения, денежное довольствие военнослужащих, денежное содержание государственных служащих, сезонные заработки;
· доходы от продажи результатов труда – фермерский доход, доходы от домашнего и личного подсобного хозяйства, от индивидуальной трудовой деятельности, авторское вознаграждение;
· доходы от собственности – прибыль на капитал, доход от сдачи собственности в аренду, дивиденды по акциям, проценты по вкладам и акциям, ссудный процент, земельная рента;
· рисковые доходы – предпринимательский доход; выигрыши по облигациям, в лотереях, конкурсах, спортивных соревнованиях, в игровых автоматах и казино; выплаты в случае наступления страхового риска;
· социальные трансферты – пенсии, стипендии, пособия;
· заёмные доходы – кредиты банков и организаций, суммы в долг от частных лиц;
· донорские доходы – плата за сданную кровь и её элементы, плата за участие в научных экспериментах;
· передаваемые доходы – наследство, дары, спонсорская помощь, алименты, вознаграждение наследникам автора.
В отличие от легальных доходов, имеющих юридически оправданную форму, теневые доходы имеют своим источником неучтённые и противоправные виды деятельности: контрабанда, рэкет, коррупция, торговля оружием, наркотиками, производство и торговля без лицензии и т.д.
В структуре денежных доходов населения как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов (см. табл. 8.4) устойчиво преобладают доходы от трудовой деятельности. Однако их доля, как и доля социальных выплат, с переходом к рыночным отношениям сократилась. Всё более существенную роль приобретают доходы от собственности и предпринимательской деятельности.
Таблица 8.4
Структура денежных доходов населения РФ и Самарской области, %[79]
1990
1995
2003
2004
Доходы населения изменяются под влиянием множества факторов – экономических, политических, социальных, демографических, географических и др. В целом факторы, формирующие доходы населения, могут быть сгруппированы по трём уровням[80]:
· к первому уровню относятся факторы, зависящие от самого человека, его жизненной позиции, его человеческого капитала и трудового потенциала (образования, квалификации, опыта, вида занятости, должностного статуса), затрат и результатов труда, наличия финансового капитала и пр.;
· ко второму уровню (микроуровню) относятся факторы, связанные с местом работы человека; отраслью, в состав которой входит его предприятие, организация, фирма; с их организационно-правовой формой, положением на товарном, финансовом рынках и на рынке труда; с технической оснащённость предприятия, местом его расположения; с развитостью социально-трудовых отношений в коллективе;
· к третьему уровню (макроуровню) относятся факторы, связанные с экономикой региона и страны в целом: экономическим потенциалом, эффективностью общественного производства, величиной валового национального продукта и национального дохода, ценовой политикой и системой налогообложения, развитостью институтов социального партнёрства. Эта группа факторов формирует систему социальных трансфертов.
Для всех стран, не зависимо от уровня благосостояния населения, характерно существование неравенства доходов и заработной платы. Различия в уровне доходов на душу населения или заработной платы на одного занятого называются дифференциацией доходов или дифференциацией заработной платы.
Дифференциация доходов (зарплаты) – явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями членов общества в сфере производства, распределения и потребления. Однако степень этой дифференциации не должна быть чрезвычайно большой, чтобы не приводить к социальной напряжённости в обществе и возникновению на этой почве социальных конфликтов. В демократических государствах, глее политики озабочены соблюдением принципов справедливости и равенства граждан, чрезмерное богатство одних и нищета других признаются недопустимым явлением.
В период командно-административной системы в нашей стране наблюдалась тенденция уравнительности в оплате труда различных групп работников без достаточного учёта их трудового вклада, квалификации, условий труда и т.п. Поскольку заработная плата была главным источником существования (в разные периоды на её долю приходилось 75-90% всех доходов), а возможности дополнительного зарабатывания средств были ограничены, различия в доходах имели место, но не очень значительные.
С переходом к рынку положение изменилось: усилилась межгрупповая, межфирменная, межотраслевая и территориальная дифференциация доходов. В целом переход к рыночным отношениям в России характеризуется обеднением значительной части населения, его имущественному расслоению. О структуре населения по уровню доходов можно судить по материалам мониторинга, проведённого Всероссийским центром уровня жизни населения в 2003 г. (см. табл. 8.5). При распределении населения по группам учитывались величина денежных доходов (Д) в сравнении с величиной и количеством прожиточных минимумов (ПМ), жилищные условия, наличие движимого и недвижимого имущества, сбережений и т.п.
Таблица 8.5
Группировка населения РФ по уровню среднедушевых доходов
(по данным ВЦУЖ за 2003 г)
Номер группы |
Наименование группы |
Характеристика группы |
Численность | |
Млн. чел | % | |||
1 | Неимущие | Д<ПМ. Жилищные условия не соответствуют социальным нормам | 19,5 | 13,5 |
2 | Бедные по доходам | Д<ПМ. Жилая площадь превышает норму | 10,0 | 7,0 |
3 | Малоимущие | 1ПМ<Д<2ПМ. Жилая площадь меньше социальных стандартов | 52,0 | 36,0 |
4 | Нижний слой среднего класса | 2ПМ<Д<12 тыс. руб. Жилая площадь превышает норму | 47,8 | 33,0 |
5 | Средний класс | Д=12-27 (в Москве 35-70) тыс. руб. Движимое и недвижимое имущество, существенные сбережения, комфортабельный отдых с лечением | 13,0 | 9,0 |
6 | Высший слой среднего класса | Состоятельные люди с Д>$950 (в Москве от $1200 до $2400) | 1,9 | 1,3 |
7 | Богатые | Собственники значительных бизнес-активов, имущества (в т. ч. недвижимости за рубежом) | 0,29 (в т.ч. 90 тыс. долларовых миллионеров) | 0,2 |
Достаточно полное представление о различиях в доходах населения даёт распределение общего объёма денежных доходов по группам населения: 10%-ным (децильным), 20%-ным (квантильным) или 25% (квартильным).
Как видно из табл. 8.6, денежные доходы населения Самарской области распределяются весьма неравномерно. На долю 20% наиболее состоятельной (пятой) группы населения приходится около половины общей величины доходов, в то время как на долю такой же по численности группы малообеспеченного населения приходится лишь около 5% общей величины доходов. При этом обращает на себя внимание тенденция дальнейшего перераспределения доходов в пользу наиболее обеспеченной части населения.
Таблица 8.6
Распределение денежных доходов населения
Самарской области по 20%-ным группам
Годы | 20%-ные (квантильные) группы населения | ||||
первая | вторая | третья | четвёртая | пятая | |
2001 | 5,2 | 9,8 | 14,8 | 22,5 | 47,8 |
2002 | 5,0 | 9,6 | 14,7 | 22,5 | 48,2 |
2004 | 4,9 | 9,6 | 14,6 | 22,4 | 48,5 |
Для количественной оценки расслоения населения по уровню доходов используются коэффициенты дифференциации доходов (наиболее распространённым является коэффициент фондов, характеризующий соотношение между средними значениями доходов в сравниваемых группах населения) и коэффициенты концентрации доходов.
Графическое представление о характере распределения доходов даёт кривая Лоренца (рис. 8.3).
Рис. 8.3. Кривая Лоренца (распределение доходов по 20%-ным группам населения Самарской области в 2004г.)
Если доходы равномерно распределяются между группами населения, т.е. кумулятивные (накапливаемые) доли населения и доходов попарно совпадают (20% населения имеют 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода и т.д.), то все точки на графике будут находиться на прямой линии, называемой линией абсолютного равенства доходов. Эта ситуация означает полное отсутствие концентрации доходов в руках какой-либо группы населения, что в реальной жизни практически не наблюдается. Если доходы распределяются неравномерно, то чем выше концентрация доходов у отдельных групп населения, тем дальше отходит от линии абсолютного равенства и становится более выпуклой кривая Лоренца. В случае концентрации всех доходов в руках одной группы населения, семьи, лица (случай гипотетический) наступает ситуация абсолютного неравенства.
На основе кривой Лоренца рассчитывается коэффициент концентрации доходов – коэффициент Джини. Его величина определяется отношением площади, образуемой линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади треугольника, образуемого осью абсцисс и линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства. Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше социальная напряжённость в обществе.
Установить оптимальные границы неравенства чрезвычайно трудно. Тем не менее некоторые учёные считают, что границей социальной стабильности является ситуация, когда беднейшие 40% населения начинают получать менее 12-13% от совокупных доходов, а разрыв в уровнях доходов 10% наименее и 10% наиболее обеспеченных семей (коэффициент фондов) превышает 10-кратную величину[81]. Как видно из табл. 8.6 и 8.7 эти показатели в России превышены или находятся в пограничном состоянии, что свидетельствует о нарастающей дестабилизации общества.
Таблица 8.7
Показатели дифференциации доходов в 2004 г.[82]
РФ | Самарская область | |
Коэффициент фондов (раз) | 15,0 | 17,8 |
Коэффициент Джини | 0,407 | 0,430 |
Важным путём её преодоления является проведение грамотной государственной политики в области доходов и оплаты труда. Целью такой политики является всестороннее развитие и рост благосостояния населения, стимулирование его стремления к социальному прогрессу. Для осуществления этой цели политика доходов должна решать следующие задачи:
· стабилизацию уровня жизни средних слоёв населения;
· сокращение масштабов бедности;
· приостановление роста дифференциации доходов населения и дальнейшего расслоения общества;
· устранение глубоких деформаций в структуре денежных доходов населения; восстановление роли оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула экономической активности трудящихся;
· повышение реального размера заработной платы;
· создание предпосылок для повышения уровня жизни основной массы населения.
Основными направлениями государственной политики доходов являются:
· установление гарантированного минимума оплаты труда[83];
· индексация доходов;
· регулирование оплаты труда государственных служащих и работников бюджетных организаций;
· региональное регулирование доходов и заработной платы на основе зонирования территории страны при установлении бюджетов прожиточного минимума, а также установления районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы;
· регулирование доходов и заработной платы с помощью системы социального партнёрства;
· воздействие на размеры получаемых доходов системой налогообложения;
· регулирование пенсионного обеспечения путём его реформирования, законодательной регламентации и установления минимального размера пенсий;
· адресная материальная поддержка отдельных категорий граждан (ветеранов войны и труда, инвалидов, жертв политических репрессий и др.);
· социальная защита материнства и детства;
· социальные гарантии населению в сфере занятости, социальная поддержка безработных;
· совершенствование системы государственного социального страхования;
· защита интересов вкладчиков и акционеров;
· другие направления.
Термины и понятия
Денежные доходы
Дифференциация доходов
Индекс развития человеческого потенциала
Качество жизни
Качество трудовой жизни
Коэффициент Джини
Коэффициент фондов
Кривая Лоренца
Натуральные доходы
Потребительский бюджет:
· минимальный
· рациональный
· элитарный
Потребительская корзина
Прожиточный минимум
Располагаемые доходы
Реальная заработная плата
Реальные доходы
Совокупный доход
Стоимость жизни
Уровень жизни
Вопросы для контроля и самопроверки
1. Что такое уровень жизни населения? Какими показателями он характеризуется?
2. Что такое качество жизни? Какими элементами оно определяется?
3. Что характеризует и как исчисляется индекс развития человеческого потенциала?
4. Что понимается под качеством трудовой жизни?
5. Какими требованиями определяется, и какими показателями характеризуется качество жизни?
6. Что такое стоимость жизни?
7. Что такое потребительский бюджет? Какие виды потребительских бюджетов вы знаете?
8. Что такое прожиточный минимум и какова методика его определения?
9. В чём различие минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума?
10. Что такое доходы населения и какова их роль?
11. Назовите основные виды и источники доходов.
12. Какие факторы влияют на формирование доходов?
13. Что понимается под дифференциацией доходов?
14. С помощью каких методов и показателей оценивается и характеризуется дифференциация доходов?
15. Охарактеризуйте современное состояние в области доходов в нашей стране.
16. Каковы основные цели и задачи государственной политики в области доходов и оплаты труда в нашей стране?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.