В т. ч. по категориям персонала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Рабочие Руководители, специалисты, служащие Прочие 1. Наличие на начало планового года 4820 3980 800 40 2. Потребность на конец года 5480 4660 780 40 3. Дополнительная потребность на прирост численности 660 680 -20 - 4. Дополнительная потребность на возмещение планируемой убыли - всего В т.ч. в связи с:  окончанием сроков договоров,                               призывом в армию,                          уходом на пенсию,                          текучестью 591  32 125  90 344 507  17 120  70 300 80 15  5 20 40 4 - - - 4 5. Общая дополнительная потребность 1251 1187 60 4 6. Источники обеспечения дополнительной потребности: - выпускники вузов и техникумов (колледжей) 90 60 30 - - выпускники профтехучилищ 400 400 - - - выпускники средних школ (гимназий, лицеев)    с профессиональным обучением 157 157 - - - перевод с других предприятий 40 30 10 - - набор со стороны 564 540 20 4

 

Практика показывает, что далеко не всегда предприятиям удаётся удовлетворить свою дополнительную потребность в квалифицированных рабочих соответствующего профиля за счёт выпускников профессионально-технических училищ и приёма со стороны. В большинстве случаев часть этой потребности приходится удовлетворять путём переподготовки уже имеющихся или подготовки вновь принятых рабочих силами предприятия. В этой связи возникает необходимость планирования в годовых и перспективных планах численности учеников, как в целом, так и по отдельным профессиям.

Поскольку численность всех категорий персонала, включая учеников, планируется в среднегодовом исчислении, а балансовый расчёт дополнительной потребности работников, нуждающихся в профессиональной подготовке на предприятии, ведётся в физических лицах, производится перерасчёт последних с учётом сроков подготовки по каждой профессии. Среднегодовая численность учеников (Чуср) определяется как частное от деления суммы произведений численности подлежащих обучению рабочих (Чобi) и количества месяцев обучения по каждой профессии (Мобi) на двенадцать (пример расчёта см. в табл. 7.5):

Таблица 7.5

Пример расчёта среднегодовой численности учеников

 

Профессии

Подлежит приёму и обучению в плановом году

Переходящий контингент учеников на начало года

Общее

Число человеко-месяцев обучения

Средне-годовая числен-ность учени-

Ков, чел.

Коли-чество, чел. Срок обуче-ния, мес. Число человеко-месяцев обучения Коли-чество,  чел. Остав-шийся срок обучения, мес. Число человеко-месяцев обучения
Токарь 50 6 300 12 3 36 336 28
Строгальщик 12 4  48 - - - 48 4
Полировщик 6 4  24 - - - 24 2
Сборщик 16 5  80 8 2 16 96 8
Итого 84 - 452 20 - 52 504 42

 

Балансовый расчёт дополнительной потребности рабочих по профессиям и квалификационным разрядам позволяет установить степень соответствия сложившейся профессиональной и квалификационной структуры рабочих требованиям производства в плановом периоде и определить источники удовлетворения дополнительной потребности: за счёт приёма со стороны и (или) переподготовки и повышения квалификации уже имеющихся рабочих.

Покажем это на условном примере (табл. 7.6), имея в виду, что коэффициент соответствия рабочих квалификационным требованиям производства (Кстк) рассчитывается как отношение количества рабочих, занимающих рабочие места в соответствии с квалификационными требованиями (ЧРз), к необходимому количеству рабочих (ЧРн):

Таблица 7.6

Определение дополнительной потребности

в рабочих по квалификационным разрядам, чел.

 

 

Токари

Фрезеровщики

 

Всего

В т.ч. по разрядам

 

Всего

В т. ч. по разрядам

III IV V III IV V
Наличие на начало периода 24 8 4 12 20 10 8 2
Потребность в плановом периоде 30 - 10 20 20 5 12 3
Количество рабочих, соответ-ствующих квалификационным требованиям 16 - 4 12 15 5 8 2
Коэффициент соответствия 0,53 - 0,40 0,60 0,75 1,0 0,67 0,67
Дополнительная потребность 6 -8 +6 +8 - -5 +4 +1

 

Из приведённого примера видно:

во-первых, что лишь у 53% токарей и 75% фрезеровщиков квалификация соответствует потребностям планового периода;

во-вторых, что дополнительная потребность в рабочих 4 и 5 разрядов у фрезеровщиков полностью, а у токарей на 57,1%  покрывается за счёт повышения квалификации рабочих.

 Так, для приведения квалификационной структуры фрезеровщиков в соответствие с потребностями планового периода должны пройти обучение и повысить свою квалификацию на один разряд пять рабочих третьего разряда и один рабочий четвёртого разряда. У токарей при общей дополнительной потребности в шесть человек могут быть использованы различные варианты повышения квалификации и приёма новых рабочих со стороны:

- повышают свою квалификацию на один разряд 8 рабочих третьего разряда, 2 рабочих четвёртого разряда, и 6 рабочих пятого разряда принимаются на работу со стороны;

- повышают свою квалификацию на один разряд 8 рабочих третьего разряда, 4 рабочих четвёртого разряда, и принимаются на работу со стороны 2 токаря четвёртого и 4 токаря пятого разрядов;

- повышают свою квалификацию на один разряд 8 рабочих третьего разряда, 3 рабочих четвёртого разряда, и принимаются на работу со стороны 1 токарь четвёртого и 5 токарей пятого разряда.

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников является важным условием формирования рабочей силы высокого качества.

 

Качество рабочей силы. Подготовка и повышение

Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.