Тема 10. Народные игрушки (Дымковская, Каргополь, Филимоново)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание. Знакомство с основными элементами росписи.

Из истории. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли окатенем и каргопольчиком. Так появилось название достопримечательного города Каргополя. Филимоновские игрушки родились в деревне Филимоново Тульской области.

Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек.

Дымковская игрушка. Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку – широкий у основания пустотелый конус, - вертят в руках для выравнивания стенок. Затем на юбку, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик – головку, к плечам прикрепляют сначала торчком, в стороны, руки – колбаски, потом их осторожно сгибают, закрепляют на талии. Затем игрушку наряжают: голову обрамляют витыми буклями, надевают шляпу, капор или кокошник с гладкими или оборчатыми полями. Места всех соединения всех деталей смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой и пальцами. Роспись. Начинается процесс росписи с нанесения ярких гуашевых красок на ослепительно белый фон. Гамма красок может быть весьма разнообразной. Любят мастера сочетания синих, голубых, оранжевых, розовых, малиновых, желтых, зеленых, салатовых цветов. Дополняет все черный контур некоторых деталей. Веселый геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Для дымковской игрушки характерны неотразимое обаяние, праздничность цвета, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи.

Каргопольская игрушка. Основные этапы лепки и росписи каргопольских игрушек такие же, как у дымковских. Только для росписи каргапольской игрушки используют совершенно особую цветовую гамму. Здесь желтые тона сочетаются с зеленым, серым, коричневым, малиновым. Орнаментальная роспись игрушек состоит из геометрических элементов, в ней сочетаются круги, косые и прямые кресты, штрихи, небольшие пятна, прямые и волнистые линии.

Филимоновская игрушка. Лепят игрушку из пластичной глины, методом вытягивания из одного куска, поэтому фигурки выделяются особым, удлиненным силуэтом. Лепку формы начинают с вытягивания глиняного цилиндрика вверх. Изображения людей монолитны, без лишних деталей. Неширокая юбка – колокол плавно сужается на талии, от узких плеч отходят округлые руки, конусообразная голова составляет единое целое с шеей. Прямо из головы вытягивают раструб, который превращают в манерную шляпку. Так же лепят фигурки животных – свистулек. У фигурок собак, козлов, коров, коней тонко перехваченное в талии туловище, плавно изогнутая шея с маленькой головкой. Малиновый, желтый, белый и зеленый – любимые цвета. орнаменты состоят из полосочек, елочек, розеток.

   Самостоятельная работа. Лепка игрушек.

Тема 11. Гжель.

Содержание. Возникновение росписи. Роспись керамических изделий.            Основные элементы росписи. Технологии выполнения.

Из истории Гжельской росписи. Родина фарфора с синей росписью - Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел. Синий цвет появился на гжельских изделиях только в середине 19 в. В предыдущие столетия гжельский фарфор были многоцветными.

Для росписи нужны кисти разных номеров. Каждая кисть используется только для определенного элемента: №8, 9 – лепестки розы; №6.7 – крупные листья; №4.5 – декоративные веточки; №3,4 – «капельки», небольшие листочки; №1,2 – усики, завитки.

Технология выполнения. Особый гжельский мазок – основа всей росписи. Красота и выразительность этого мазка в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают. Получая округлый мазок с темным краем, постепенно истаивающий к середине. Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями», живописный, или тональный, мазок. Он бывает разной конфигурации. Кроме этого. В гжельской росписи используется прием сплошного мазка, которой называют «капелькой». Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Орнаментальное богатство гжельской росписи достигается во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами. Основные элементы, этапы росписи. Гжельская роза – один из главных мотивов. Все лепестки цветка выполняют «живописным мазком». Обычно начинают писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже во время этой работы бумагу можно вращать, чтобы удобнее было расписывать. После того как написан главный цветок, приступают к изображению стебля с листочками. Декоративные веточки выполняются «мазком с тенями», а листочки – широким сплошным мазком. Краска для листочков должна быть немного светлее лепестков цветка. Завершающий этап – прописка тонких линий завитков, усиков и прожилок, которые придают росписи изящество и законченность. Красота тональных переходов синего на белом фоне, глубина цвета создают незабываемый колорит гжельской керамики. Особая напевность гжельских орнаментов рождает у нас ассоциации с родной природой.

 Самострельная работа. Роспись бытовых посуд.

 

Тема 12. Жилище башкир.

Содержание. Освоение приемов национальной башкирской росписи.

Твоя родина – Башкортостан, небольшой уголок Росси, с «березовой листок величиной», по словам М. Карима. Богат наш край не только своими недрами, но и своим искусством, которое создавал башкирский народ многие тысячелетия, вырабатывая свой самобытный художественный стиль, воплощенный в произведениях ткачества, вышивки, в декоративной обработки дерева и металла, аппликации, в украшении одежды и жилища. Украшая изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, природе, семье, быте, традициях, о красоте своей души. В орнаменте башкир живет сложная система образов, главными мотивами которых являются кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав (тематика кочевого скотоводческого народа) и ромб – символ земли и плодородия. Характерной особенностью башкирского орнамента является то, что он никогда не повторяется, а варьируется и интерпретируется мастерами, превращая кускарн6ые и ромбообразные элементы в причудливые очертания.

Самостоятельная работа. Выполнение башкирской юрты с использованием национальных орнаментов. росписи.

Тема 13. Русское зодчество.

Содержание. Ознакомление с национальными орнаментами, видами росписи.

Искусство орнамента – сложное, многозначное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освоения. Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Растительный орнамент составляет из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрический и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным. По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), имеющий семь разных видов симметрии. Сетчатый (может быть семнадцать принципиально разных типов сеток с элементами орнамента). Замкнутый (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и т.д.). Очень важен в орнаменте ритм. Ритм – это чередование элементов узора в определенной последовательности. Раппортом называется повторяющиеся элементы орнамента. Симметрией называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого. Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты. Осью симметрии называется линия, при полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно к его плоскости. Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами, называется розеттой, или розеткой. Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов.

Самостоятельная работа. Выполнение русской росписи.

 

Учебно – методическое обеспечение дисциплины.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная.

4. Алпатов М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись. Скульптура,

гррафика, архитектура. М., Проев., 1995.

5.   Боголюбов Н.С. Лепка занятий в школьном кружке. 1990.

6.Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. М.2006.

4. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. М.. 2006.

5. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-2 классы. М. 1995.

6. Кузин B.C. Методика преподавания ИЗО в начальных классах. М. 1990.

7. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. М. 1990.

8. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М. 1990.

9. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М. 1990.

10. Казаков Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников. М. 1990.

11. Ю.Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания. М. 1991.

12. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. – М., 2002.

13. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству (учебно – методическое пособие для студентов). – М., 2000.

14. Пурик Э.Э. Изобразительное искусство 1-2 классы. Уфа 2002.

15. Пучков А.С, Трислев А.В. Методики работы над натюрмор­том. М. 1992.

16. Рыжкова П.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М. 1990.

17. Рыжкова П.Е. Изобразительное искусство в школе. М. 1990.

18. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

М. 1991.

19. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во втором клас­се. М. 1990.

Дополнительная:

1. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М. 1990.

2. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М. 1997.

З. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских ап­пликациях, М., 1996.

4. Вопросы изобразительного искусства. Сборник5.-М.. 1997.

5. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1996.

6. Дьяков Л.В. Дымковские глиняные, расписные. «Художник РСФСР», 1998.

7. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М. 1995.

8. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл.(1-3)/ Под ред. Б.М. Неменского.-М.,1997.

9. Иванов Е.П. Русский народный лубок. – М., Л., 1993.

10. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. – М., 1995.

11. История русского и советского искусства. Учебное пособие для вузов. – М.,1992.

12. Кильчевская Е.В. от изобразительности к орнаменту. М. – 1993.

13. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд. – М., 1996.

14. Комарова Т.С. условия методика развития детского творчества. – М.,1994.

15. Михина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как фор­ма усвоения социального опыта. М., 1991.

16. Соболев Н.Н. Русский орнамент. – М.,1990.

17. Хализова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в дет­ском саду.- М., 1994.

 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессио­нальной деятельности :

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой и   

возрастными особенностями младших школьников;

- использование современных научно обоснованных  и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;

- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

-     организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области научно- методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

в области социально- педагогической деятельности:

-     планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

в области культурно-просветительской деятельности:

-     формирование общей культуры учащихся.

Для проведения занятий важную роль играет и применение наглядных пособий, соответствующие методики преподавания данной дисциплины, схемы, готовые изделия, и материалы, методические рекомендации, необходимая литература, технические средства обучения и т.д.

Для проведения педпрактики студентов преподавателю необходимы следующие материалы: готовые план – конспекты, разработки уроков, методические рекомендации к данным урокам, программы по дисциплины для начальных классов.

Особо важным для преподавателя является проверки знаний студентов по изучаемой дисциплине (контрольные работы, зачеты, курсовые работы, дипломные проекты и т.д.). Необходимые материалы: заранее составленные вопросы, тесты, контрольные задания для самостоятельной работы, темы для рефератов, курсовых и дипломных проектов.

Методические указания для студентов.

Дисциплина «Методики преподавания изобразительного искусства с практикумом» направлена на подготовку квалифицированных специалистов начального образования, владеющих необходимыми профессиональными, умениями и навыками в области рисования младших школьников.

В результате освоения курса студенты должны:

- знать различные подходы к организации обучения изобрази­тельному искусству в истории развития педагогической науки и практики;

- знать психологические и дидактические основы предметно-практической деятельности и представлять ее роль в общем раз­витии личности ребенка младшего школьного возраста;

- знать психологические особенности развития детей младшего школьного возраста;

- знать основы художественного творчества;

- знать основы художественного конструирования;

- знать основы различных учебных дисциплин: математики (геометрии), русского языка, черчения, трудового обучения, ми­ровой художественной культуры, истории,

- знать особенности различных программ по изобразительному искусству для начальной школы;

- знать предметное содержание курса «Изобразительное искус­ство» в начальных классах как средства развития творчески активной личности школьника;

- знать методику организации внеклассной работы с младшими школьниками по рисованию и воспитанию;

-      правила техники безопасности;

- уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнуто­го уровня развития, обученности и воспитанности детей;

- уметь организовывать методически обоснованный педагогический процесс формирования знаний, умений и навыков по рисо­ванию и воспитанию;

- уметь развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные

- способности детей;

- уметь пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями;

- уметь создавать и поддерживать микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития личности;

- уметь разрабатывать структуру урока ИЗО;

- уметь самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретных уроков ИЗО;

- уметь определять степень и глубину освоения младшими школьниками программного материала, выявлять их индивиду­альные особенности;

- уметь отбирать оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес учащихся;

- уметь организовывать индивидуальную деятельность и твор­ческое взаимодействие младших школьников на уроке, формировать у них навыки культурного поведения и гуманные взаи­моотношения;

- уметь анализировать содержание альтернативных (в том числе экспериментальных) программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

- уметь анализировать и оценивать результаты собственной пе­дагогической деятельности и вносит все необходимые коррективы;

- уметь воплотить идею, творческий замысел собственной работы и работы детей;

- составлять различные композиции, учитывать композиции построения, оценивать образность и выразительность рабо­ты учащихся начальных классов;

- уметь оценивать правильность изображения, грамотность пе­редачи пропорций изображаемого предмета или композиции;

- владеть всеми практическими умениями и технологиями, которым будут обучаться дети младшего школьного возраста;

- владеть необходимыми навыками использования различных материалов и инструментов в творческих работах на уроках ИЗО;

- владеть приемами активизации творческих способностей млад­ших школьников на уроках рисования;

- владеть системой знаний об основных качествах творческого мышления и способах их диагностики у младших школьников;

-владеть всевозможными практическими приемами художествен­ной деятельности;

Владеет системой умений формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлени­ях и общественных процессах.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 270.