Основы преподавания изобразительного искусства в начальных классах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными, учебно-воспитательными задачами, поставленными перед изобразительным искусство является развитие у детей эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству; воспитание у учащихся практических навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение декоративных рисунков; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого отношения к рисованию. В процессе обучения к изобразительному искусству у школьников развивается мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувства, и это является необходимым условием успешного формирования мировоззрения, идейной убежденности. Занятие изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. На занятиях формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Школьники в итоге обучения должны знать систему теоретических основ – закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения, светотени, цветоведения, композиции, критерии эстетического содержания изображаемых объектов. Существенное значение имеет и значение различных приемов карандашом, акварельными и гуашевыми красками. Однако роль изобразительного искусства воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно: комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства; соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей рисованию; использование на уроках проблемных вопросов и ситуаций. Широкое использование на уроках наглядности и технических средств обучения. Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и школьников. Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, истории, труда и т.д. Использование разнообразных приемов и методов работы с детьми на уроках, включая элементов игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности к процессу рисования и своему рисунку, чувство сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников. Соблюдение тесной связи (задач, цели, содержания, учебно-воспитательных приемов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными, а так же внешкольными мероприятиями по изобразительному искусству. Постоянное совершенствование методики проведения уроков по всем основным разделам учебной программы – рисованию с натуры, на темы, декоративного рисования и бесед об искусстве. Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства. 

Содержание и методика преподавания рисования с натуры.

В соответствии с программами начальных классов общеобразовательной школы рисование с натуры является одним из основных видов учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объемов предмета их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции. Задания по рисованию с натуры обычно бывает двух видов: рассчитанное на длительное рисование (1-3 урока) и кратковременное (5-15 минут на набросок). Наброски и зарисовки могут выполнятся в начале, в середине, в конце урока – в зависимости от целей и содержаний урока. В 3 - 4 классах им может быть посвящен урок полностью. Основное внимание учащихся 1-2 классов направляется на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкции, цвета изображаемых объектов. Учитывая, что в первых вторых классах не ставится задача передачи объема, предметы для рисования с натуры рисуются во фронтальной (профильной) положении. В третьем классе начинается изучение с детьми закономерности перспективы, конструкции, светотени. Дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся не только во фронтальной, но в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеют точки схода для сокращающихся в перспективе форм. В четвертом классе идет закрепление. С первого класса дети учат определять и называть цвета, окрашивающие изображаемые объекты, а во втором классе дети практически знакомятся с понятием хроматических и ахроматических, холодных и теплых цветов, а так же цветового тона. В третьем классе у учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Используя краски, ребята познают цветовое богатство окружающего мира. Как правило, натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей. Модели небольшого размера, (листья деревьев, цветы и тому подобное) раздаются на парты.

Класс.

Знать название цветов – красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темно-красный и т.д. Элементарные правила смешения цветов (красные и синие цвета дают фиолетовый и т.д.). Свойства рисовальных материалов (карандаш, краски). К концу учебного года должны уметь: правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш. Свободно без напряжения работать с карандашом, проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого. Правильно передавать в рисунке форму, пропорции, пространственное положение, цвет предметов. Работать с акварельными красками, разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, не выходя за пределы очертания этой поверхности. Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр изображения должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги.

2 класс.

К концу учебного года должны знать: отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и по воображению и от декоративного рисунка. Правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета. За это же время они должны научиться: сравнить свой рисунок с изображаемым предметом. Правильно определять формы изображаемых предметов их пропорции, конструктивное строение, пространственное расположение, цвет. соблюдать последовательное выполнение рисунка, начинать рисунок с построения всего изображаемого предмет, затем переходить к прорисовке его частностей и заканчивать уточнением общих очертаний и форм. Передавать строение фигуры человека в рисунках с натуры.

Третий класс.

В третьем классе знания и умения, полученные детьми на уроках с натуры, находят свое дальнейшее развитие. К концу учебного года должны усвоить: начальные сведения о линии горизонта в перспективе, точках зрения, точках схода. Начальные сведения о светотени, о зависимости освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения. К концу учебного года должны овладеть следующими навыками: изображать предмет в перспективе с передачей с одной и двух точек схода. Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс. Пользоваться различной штриховки (косой, по форме) для выявления объема, формы изображаемых предметов. Передавать объемную форму предмета цветом (применять разные приемы работы по сухой, по сырой бумаги, вливание одного цвета в другой), пользуясь смешением красок. Изображать с натуры фигуру человека, а так же животных, птиц в движении, передавать их пропорции, строение, рисовать с натуры предметы комбинированной формы. Рисовать не сложный натюрморт. Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом главные, закономерные – особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета. Сравнить свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. Выполнять наброски и зарисовки карандашом, акварелью. Содержание уроков рисования в первом классе составляет рисование с натуры, а так же по памяти и по представлению простых по очертанию и строению предметов прямоугольной и круглой формы, расположенных фронтально. Кроме того, первоклассник должен выполнять наброски с натуры животных, птиц, рыб. Во втором классе дети рисуют с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы более сложной формы (некоторые геометрические тела и предметы шарообразной, цилиндрической, конусообразной форм). Их располагают так же фронтально. Ученики выполняют наброски чучел животных, птиц, фигуры человека. Содержанием занятий по рисованию с натуры в 3-4 классах является рисование предметов (отдельно и в группе – натюрморт) призматической, пирамидальной, цилиндрической, шаровой , а также комбинированной форм с передачей перспективного сокращения объема.  

Содержание и методика проведения уроков рисования на темы.

Рисование на темы в начальных классах ведется по памяти, на основе предварительных наблюдений и по представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В первом классе ставится задача научить детей передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь между предметами, некоторые пространственные свойства и отношения предметов (основание близких предметов на бумаге изображаются ниже, дальних предметов – выше, передние предметы изображаются крупнее равных по объему, но удаленных предметов), их пропорции, цвета. Во втором классе должны научиться согласовывать в сюжетном рисунке, форму, пространственное положение, цвет. передавать в рисунке смысловую связь между предметами свое эмоциональное отношение к сюжету, композиционными приемами интересное в сюжете, подчеркивать главное в рисунке. А в третьем и четвертых классах на основе изучения на уроках рисования с натуры законов конструктивного изображения предметов, закономерностей перспективы, светотени, и цветоведения школьники должны довольно свободно пользоваться в рисунках на тему и эскизов иллюстрации линией горизонта, точками схода, конструктивным строение, цветом различных предметов.

Содержание и методика преподавания декоративного рисования. Содержанием декоративного рисования в 1-ом классе является: рисование узоров и декоративных элементов с образца; самостоятельное выполнение в полосе, в квадрате, в руге узоров из форм растительного и животного мира, а так же из геометрических форм. Важное внимание уделяется применению а процессе выполнения декоративной работы линии симметрии, чередования элементов. Во втором классе содержание занятий декоративном рисовании составляет: самостоятельное выполнение более сложных узоров в полосе, в прямоугольнике, в круге, в треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира; выполнение декоративно – сюжетной композиции в полосе, в круге, в квадрате; выполнение простейших оформительных работ. Во втором ставится задача закрепить умение применять в декоративной работе линию симметрии и чередование отдельных элементов узора (ритм). В третьем классе содержание декоративного рисования усложняется за счет составления эскизов простейшего декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в декоративных элементов, выполнения нетрудных текстов из брускового шрифта.

Содержание и методика проведения бесед об изобразительном искусстве.

Ознакомление учащихся начальных классов с произведениями изобразительного искусства осуществляется двумя путями: в процессе учебных занятий по темам программы (в 1-ом, и во 2-х классах) и путем специальных бесед об изобразительном искусстве (в 3-их и 4-ых классах). В 1-ом классе в итоге этих бесед учащиеся должны научиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия, высказывать свое мнение о картинах. К концу обучения во 2-ом классе школьники должны уметь определять в произведениях изобразительного искусства наиболее важные особенности, формы и содержания и выражать свое отношение к рассматриваемому произведению. В 3-4 классах должны знать отличительные признаки произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, иметь представление об особенностях пейзажа, натюрморта, портрета. Они должны уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства (основная мысль художника, как она выражена и т.д.). 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.