1. Предмет и задачи курса методики обучения с практикумом.
2. Задачи школьного курса изобразительного искусства.
3. Практическая подготовка учащихся к изобразительному искусству.
4. Анализ программы изобразительного искусства.
5. Связь уроков изобразительного искусства с другими предметами.
6. Кабинет изобразительного искусства. Оборудование уроков изобразительного искусства.
7. Методы обучения изобразительного искусства.
8. Содержание и методы работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
9. Виды материалов, используемые на уроках изобразительного искусства.
10. Ознакомление техникой работы акварельными красками и гуашью.
Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов.
Тестовые вопросы по курсу « Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»
Предисловие
Тестовые задания составлены на основе программы по курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» по специальности «050108 - Педагогика и методика начального образования» для промежуточного контроля и оценки остаточных знаний студентов 1-2 курсов в процессе обучения. Предлагаемые тесты состоят из вопросов и даются в 3-х вариантах. Оценка ответов дается по пятибалльной шкале.
Итоговый балл | Число правильных ответов |
5 | Более 35 |
4 | 25-34 |
3 | 15-25 |
2 | Менее 15 |
Вариант 1.
1. Определите какие это краски. Водно-клеевые из тонко растертых
пигментов, иногда с медом или сахарным сиропом; выпускаются - в виде
плиток, полусырые или полусухие - в тюбиках.
а) Масляные | в) Акварельные |
б) Гуашь | г) Темпера |
2. Определите, какие это цвета. Цвета, которые невозможно получит при помощи смешения каких-либо красок.
а) составные | г) ахроматические |
б) основные | д) хроматические |
в) дополнительные |
3. К какой группе цветов относятся цвета не имеющие цветовой тон?
а) Основные б) Производные | в) Ахроматические г) Хроматические | д) Теплые е) Холодные |
4. Как называется полноценное воспроизведение предметного мира,
объемно-пространственная моделировка, верные пропорции, ярко выраженный характер и т.д?
а) Набросок | б) Зарисовка | в) Рисунок |
5. Укажите к какому элементу светотени относится определения. Тень, отбрасываемая предметом на какую либо поверхность.
а) Свет б) Полутень | в) Тень собственная г) Тень падающая | д) Блик е) Рефлекс |
6.К какому элементу светотени относится определение? Самое светлое пятно на световой части предмета.
а) Свет б) Полутень | в) Тень собственная г) Тень падающая | д) Блик е) Рефлекс |
7. К какому жанру относится описание? Изображение из специально созданных или подсмотренных композиций из различных предметов обихода, фруктов, овощей и т.д.
а) Предмет | б) Пейзаж | в) Натюрморт |
8. Каким должен быть оптимальный угол зрения у рисующего по отношению к объекту?
а) 25° | 6)30° | в) 45° | г) 90° |
9. Все горизонтальные параллельные прямые стремящиеся по мере удаления от рисующего в одну
точку это:
а) Лучи зрения б) Линии схода | в) Главные лучи зрения г) Параллельные кривые |
10. Определите виды изобразительного искусства.
а) портрет б) бытовой | в) живопись г) анималистический | д) графика |
11.Воздушная перспектива объясняет:
а) Кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.
б) Изменения объема и цвета в зависимости от освещения.
в) Изменения связанных с величиной и очертанием предметов.
12.Укажите виды скульптуры по исполнению.
а) Станковая б) Монументальная | в) Круглая, рельеф г) Скульптура малых форм |
13.Какая живопись выполняется водорастворимыми красками?
а) Масляная б) Акварельная | в) Гуашевая г) Фреска |
14.Тиражирование образцов народного искусства это:
а) Народное искусство | б) Сувенирное искусство | в) Дизайн |
15.Изображение зафиксированных исторических событиях это жанр:
а) Сказочный б) Батальный | в) Мифологический г) Библейский | д) Исторический |
16.Сущность, характерная особенность строения формы предполагающая закономерную взаимосвязь частей формы, ее пропорции.
а) Абрис | б) Объем | в) Конструкция |
17.Изображение наружного вида здания.
а) Экстерьер | б) Интерьер |
18.Бывает двух видов, чертежная и рисовальная. Одна сторона у нее гладкая, другая шероховатая.
а) Ткань | б) Картон | в) Бумага |
19. Определите основные свойства цвета
а) свет | б) тень | в) насыщенность |
20.Какая это шрифтовая композиция если все строки текста вписываются в прямоугольник?
а) Левосторонняя флаговая б) Правосторонняя флаговая | в) Симметричная г) Блочная |
21.В какой декоративной росписи применяются такие техники как травка, под листок, Кудрина?
а) Жостово б) Городец | в) Хохлома г) Филимоновская |
22.В какой росписи используют только красный и черный цвета не считая фона? а) Жостово б) Гжель в)Хохлама
23.Роспись по дереву это-
а) Гжель б) Хохлама в) Жостово
24.Сколько типов уроков по изобразительному искусству в начальных классах?
а) 2 | 6)3 | в) 4 | г) 5 |
25.Что не относится к типам уроков по ИЗО в начальных классах?
а) Урок беседа б) Рисование по замыслу | в) Декоративное рисование г) Рисование с натуры . |
26.Какой из предметов относится к разметочным инструментам?
а) Отвертка б) Буравчик | в) Карандаш г) Циркуль | д) Ножницы |
27.Укажите оптимальный режим времени на основную часть урока (практическая работа).
а) 5-20 минут б) 35-40 минут | в) 36-38 минут г) 30-35 минут |
28.Выберите оптимальное время на итоговую часть урока.
а) 12-15 минут б) 8-10 минут | в) 3-5 минут г) 20-25 минут |
29.Определите какие это краски. Красители смешанные с растительным маслом, основа для работы ими должна быть загрунтована.
а) Гуашь б) Масляные | в) Темпера г) Акварельные |
30.Определите технический прием в живописи. Этюд или картина пишутся без предварительных прописок и подмалевка, иногда за один прием.
а) Живопись по сырому б) Многослойная живопись | в) Алла-прима г) Лессировка |
31.К какой группе цветов относится красный, синий и желтые цвета?
а) Основные б) Теплые | в) Ахроматические г) Производные | д) Холодные |
32.Как называется краткосрочная работа линией, требующая 3-5 минут, фиксирующая отдельные наблюдения , положения предметов ит.д.
а) Рисунок б) Зарисовка | в) Набросок г) Этюд |
33.Укажите к какому элементу светотени относится определение. Часть предмета освещенная преимущественно прямыми лучами от источника освещения.
а) Тень б) Полутень | в) Рефлекс г) Свет | д) Блик |
34.К какому жанру относится описание. Вид, изображение какой либо
местности, бывает лесным, горным, морским, сельским, городским и т.д.?
а) Портрет | б) Пейзаж | в) Натюрморт |
35.Точка схода это:
а) Точка с которой объект виден целиком
б) Точка в которой находится рисующий
в) Точка на линии горизонта
36.Воображаемые линии соединяющие края предметов и стремящиеся в точку схода это-
а) Параллельные прямые б) Параллельные кривые | в) Линии схода г) Лучи зрения |
37.Разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ- цветных камней, цветных эмалей, цветного стекла (смальты) и пр.
а) Фреска б) Мозаика | в) Интарсия г) Витраж |
38.Линейная перспектива поясняет изменения:
а) Связанные с величиной и очертанием предметов
б) Связанные с изменением объема и цвета
в) Предметов под воздействием воздушной среды и пространства
39.Что такое ландшафтная архитектура?
а) Проектирование городов и поселков городского типа
б) Проектирование жилых домов и промышленных сооружений
в) Проектирование парков, скверов площадей и т.д.
г) Реконструкция старых городских районов
40.Проектирование эстетического облика промышленных изделий это:
а) Народное искусство
б) Дизайн
в) Сувенирное искусство
Вариант 2
1. Определите какие это краски. Водная краска, обладающая большими кроющимися возможностями. Краски после высыхание светлеют. Ими пишут на бумаге, картоне. Работа имеет матовую бархатистую поверхность.
а) Масляные краски
б) Гуашь
в) Акварельные краски
г) Темпера
2. Определите какие это цвета. Цвета, которые можно получить при помощи смешения 2-х основных красок.
а) составные
б) основные
в) дополнительные
г) ахроматические
д)хроматические
3. К какой группе цветов относятся черный, белый и все градации серого цвета между ними?
а) Основные
б) Производные
в) Ахроматические
г) Хроматические
д) Теплые
е) Холодные
4. Как называется работа с натуры, выполненная преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы, ради упражнения, иногда с какой либо специальной целью?
а) Набросок
б) Зарисовка
в) Рисунок
5. Укажите к какому элементу светотени относится определение. Взаимовлияние поверхностей друг на друга особенно заметное в теневой части постановки.
а) Свет
б) Полутень
в) Тень собственная
г) Тень падающая
д) Блик
е) Рефлекс
6. Укажите к какому элементу светотени относится определение. Часто предмета освещенная только отраженными лучами находится в противоположной от источника света стороны.
а) Свет
б) Полутень
в) Тень собственная
г) Тень падающая
д) Блик
е) Рефлекс
7. К какому жанру относится описание. Изображение человека в фас, профиль, Угол поворота, бывает однофигурным и групповым, также нагрудным, поясным или в полный рост.
а) Портрет
б) Пейзаж
в) Натюрморт
8. Точка зрения это:
а) Точка на линии горизонта
б) Точка в которой находится рисующий по отношении к рисуемому объекту
в) Точка в которой объект виден полностью
9. Воображаемые линии , соединяющие наш глаз с рисуемым объектом это:
а) Лучи зрения
б) Линии схода
в) Главные лучи зрения
г) Параллельные кривые
10.Определите виды изобразительного искусства
а) пейзаж
б) мифологический
в) архитектура
г) декоративно-прикладное искусство
д)маринистический
11 .В ясный день мы видим предметы удаленные от нас:
а) Четче и ярче по цвету чем ближние
б) Менее четко и серее по цвету чем ближние
в) Одинаково
12.Виды скульптуры по назначению.
а) Станковая, монументальная, скульптура малых форм
б) Круглая
в) Рельеф
13.Какая живопись выполняется водорастворимыми красками?
а) Масляная
б) Акварельная
14.Индивидуальное искусство основанное на традициях народа это:
а) Дизайн
б) Сувенирное искусство
в) Народное искусство
15.Изображение видов моря и действий проходящих на море это жанр:
а) Анималистический
б) Исторический
в) Фантастический
г) Маринистический
16.Изображение трехмерной формы на плоскости осуществляется прежде всего правильным конструктивным и перспективным построениям предмета.
а) Абрис б) Объем в) Конструкция
17.Изображение внутреннего вида помещения.
а) Экстерьер б) Интерьер
18.Применяется для аппликации, вырезных букв, для изготовления макетов, на нем работают гуашью, масляными красками, его можно грунтовать.
а) Бумага б) Картон в) Ткань
19. Определите основные свойства цвета
а) светлота б) Свет в) тень
20.Какая это шрифтовая композиция если текст сдвинут влево или вправо от вертикально проведенной оси.
а) Флаговая или флажковая
б) Симметричная
в) Блочная
21.В какой декоративной росписи применяются такие техники как роспись под фон и верховая роспись?
а) Жостово
б) Городец
в) Хохлома
г) Филимоновская
22.В какой росписи используются контрастные холодные и теплые цвета и для оживки черный и белый цвета.
а) Хохлама б)Городец в)Жостово
23.Роспись по керамике это:
а) Гжель б) Хохлама в) Жостово
24.Сколько типов уроков по изобразительному искусству в начальных классах?
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
25.Что не относится к типам уроков по ИЗО в начальных классах.
а) Рисование по замыслу
б) Урок беседа
в) Рисование с натуры
г) Декоративное рисование
26.Какой из предметов не относится к разметочным инструментам.
а) Линейка б) Циркуль в)Ножницы г)Угольник
27.Укажите правильное количество времени на организацию начала урока.
а) 10 минут б) 15 минут в) 1-5 минут г) 30 секунд
28.Сколько необходимо времени на итоговую часть урока?
а) 3-5 минут
б) 10-20 минут
в) 10-15 минут
г) 15-20 минут
29.Определите какие это краски. Водно-клеевые из тонко растертых пигментов, иногда с медом или сахарным сиропом; выпускаются в виде плиток, полусырые или полусухие - в тюбиках.
а) Масляные
б) Гуашь
в) Акварельные
г) Темпера
30.Определите технический прием в живописи. При работе маслом необходимо окончить работу до подсыхания красок и исключить такие этапы, как подмалевок. В акварели перед началом работы равномерно смачивают водой, мазки ложась на влажную поверхность расплываются, создают плавные переходы.
а) Алла-прима
б) Живопись по сырому
в) Многослойная живопись
г) Лессировка
31 .К какой группе цветов относятся цвета не имеющие цветовой тон?
а) Основные
б) Производные
в) Теплые
г) Ахроматические
д) Хроматические
е) Холодные
32.Как называется полноценное воспроизведение предметного мира, объемно-пространственная моделировка, верные пропорции, ярко выраженный характер и т.д?
а) Набросок б) Рисунок в)Зарисовка
33.Укажите к какому элементу светотени относится определение. Тень отбрасываемая предметом на какую либо поверхность.
а) Свет б) Полутень | в) Тень собственная г) Тень падающая | д) Блик е) Рефлекс |
34.К какому жанру относится описание? Изображение специально созданных или случайно подсмотренных композиций из различных предметов обихода, фруктов, овощей и т.д.
а) Натюрморт б)Портрет в)Пейзаж
3 5. Каким должен быть оптимальный угол зрения у рисующего по отношению к объекту рисования.
а) 30°
б) 25 °
в) 90"
г) 45 °
36. В се горизонтальные параллельные прямые стремящиеся по мере удаления от рисующего в одну точку схода это:
а) Линии схода
б) Лучи зрения
в) Параллельные прямые
г) Параллельные кривые
37.Укажите какому элементу светотени относится определение. Самое светлое пятно на световой части предмета.
а) Свет б) Отражение | в) Проблеск г) Рефлекс | д) Блик е) Тень собственная | Ж) полутень З) тень падающая |
38.Живопись водорастворимыми красками по сырой штукатурке это:
а) Мозаика
б) Фреска
в) Витраж
г) Интарсия
39. Виды скульптуры по исполнению.
а) Станковая
б) Рельеф
в) Круглая
г) Скульптура малых форм
д) монументальная
40.Какая живопись исполняется водорастворимыми красками?
а) Масляная
б) Акварельная
в) Гуашевая
г) Фреска
Вариант 3
1. Определите какие это краски. Красители, смешанные с растительным
маслом; краски от воздействия света и воздуха постепенно затвердевают.
Основа для работы ими заранее загрунтовывается.
а) Масляные краски
б) Гуашь
в) Акварельные краски
г) Темпера
2. Определите какие это цвета? Цвета, которые можно получить при помощи смешения основных и составных цветов
а) Составные
б) Основные
в) Дополнительные
г) Ахроматические
д)Хроматические
3.К какой группе цветов относятся красный, синий и желтые цвета?
а) Основные
б) Производные
в) Ахроматические
г) Хроматические
д) Теплые
е) Холодные
4. Как называется краткосрочная работа линией требующая 3-5 минут,
фиксирующая отдельные наблюдения, положения предметов, тел,
выполняемая как правило для учебных целей?
а) Набросок
б) Зарисовка
в) Рисунок
г) Этюд
5. Укажите к какому элементу светотени относится определение. Часть предмета освещенная преимущественно прямыми лучами от источника освещения.
а) Свет
б) Полутень
в) Тень собственная
г) Тень падающая
д) Блик
е) Рефлекс
6. Укажите какому элементу светотени относится определение. Часть предмета освещенная только отраженными лучами, находится с противоположной от источника света стороны.
а) Свет
б) Полутень
в) Тень собственная
г) Тень падающая
д) Блик
е) Рефлекс
7. К какому жанру относится описание. Вид, изображение какой – либо местности, бывает степным, лесным, горным, морским и т.д.?
а) Портрет б) Пейзаж в) Натюрморт
8. Точка схода это:
а) Точка на линии горизонта
б) Точка в которой находится рисующий по отношении к рисуемому объекту
в) Точка с которой объект виден целиком
9. Воображаемые линии, соединяющие края предметов и стремящиеся в
точку схода это:
а) Лучи зрения б) Линии схода | в) Параллельные прямые г) Параллельные кривые |
10. Определите виды изобразительного искусства
а) Скульптура
б) Натюрморт
в) Военный
г) Исторический
д) Портрет
11. Линейная перспектива поясняет изменения:
а) связанные с величиной и очертанием предметов
б) связанные с изменением объема и цвета
в) предметов под воздействием воздушной среды и пространства
12. Что такое архитектура ландшафтная?
а) проектирование городов и поселков городского типа
б) проектирование жилых домов и промышленных сооружений
в) проектирование парков, скверов, площадей и т.д.
г) реконструкция старых городских районов.
13. Что выполняется красками, требующими специальных растворителей?
а) Акварельная живопись
б) Масляная живопись
в) Гуашевая живопись
г) Темперная живопись
14.Проектирование эстетического облика промышленных изделий.
а) Народное искусство б) Дизайн в) Сувенирное искусство
15. Изображение военных действий это жанр:
а) Исторический
б) Фантастический
в) Батальный
г) Маринистический
д) Сказочный
16.Линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур
а) Абрис б)Объем в)Конструкция
17.Изображение человека сбоку.
а) Профиль б) Фас в) 3\4 поворота
18.Применяется для выполнения призывов, плакатов, портретов и т.д. Работают на ней после грунтовки и натяжения:
а) Ткань б)Бумага в)Картон
19.Определите основные свойства цвета
а) свет б) цветовой тон в) тень
20.Какая это шрифтовая композиция, если ось симметрии проходит через средину надписи и делить его две равные части - левую и правую?
а) Блочная
б) Левосторонняя флаговая
в) Правосторонняя флаговая
г) Симметричная
21. В какой декоративной росписи применяются такие элементы как купавка, розан, листочки, фигурки животных и птиц?
а) Жостова
б) Городец
в) Хохлома
г) Дымковсая
22. В какой росписи используются анилиновые красители преимущественно
холодных цветов?
а) Жостова б)Гжель в)Хохлама
23. Роспись по металлу.
а) Гжель б) Хохлома в)Жестово
24. Сколько типов уроков по изобразительному искусству в начальных классах?
а)2 б)4 в)6 г)3
25. Что не относятся к типам уроков по ИЗО в начальных классах?
а) Рисование с натуры
б) Декоративное рисование
в) Урок беседа
г) Конструктивное рисование
26. Какой из предметов не относятся к контрольно - измерительным
инструментам?
а) Линейка | б) Угольник | в) Отвертка | г) Циркуль |
27. Укажите оптимальное время для изложения нового материала на уроке.
а) 5-10 минут
б) 30 минут
в) 1 минута
г) 2,5 минуты
28. Сколько времени затрачивается на итоговую часть урока?
а) 10-20 минут
б) 1-2 минуты
в) 10-15 минут
г) 3-5 минут
29. Определите какие это краски. Водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Краски после высыхания светлеют ими пишут на бумаге, картоне, работы имеют бархатистую поверхность.
а) Масляные краски | б) Гуашь | в) Акварельные | г) Пастель |
30. Определите технические прием в живописи. Нанесение очень тонких слоев прочных, полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя других красок. При этом достигается особая мягкость, звучность цветов.
а) Алла - прима
б) Живопись по сырому
в) Многослойная живопись
г) Лессировка
31. К какой группе цветов относятся черный, белый и все градации серого цвета между ними?
а) Ахроматические
б) Хроматические
в) Теплые
г) Холодные
32. Как называется работа с натуры, выполненная преимущественно вне
мастерской с целью собирания материала для более значительной работы,
ради упражнения, иногда с какой либо специальной целью?
а) Набросок б) Рисунок в) Зарисовка
33. Укажите к какому элементу светотени относится определение. Часть
предмета, освещенная преимущественно скользящими лучами от
источника освещения, переход от света к тени.
а) Свет
б) Тень собственная
в) Полутень
г) Тень падающая
д) Блик
34. К какому жанру относятся описание? Изображение человека в фас,
профиль, 3/4 поворота, бывает погрудным, поясным или в полный рост.
а) Натюрморт б) Пейзаж в) Портрет
35. Точка зрения это:
а) Точка на линии горизонта
б) Точка, куда стремятся все параллельные прямые
в) Точка, в которой находится рисующий по отношению к объекту
рисования
36. Воображаемые линии, соединяющие наш глаз с рисуемым объектом это:
а) Параллельные прямые
б) Параллельные кривые
в) Линии схода
г) Лучи зрения
37. Живопись на стекле прозрачными красками или орнамент составленный
из кусочков цветного стекла, скрепленного металлическим переплетом,
служит для заполнения оконных и дверных проемов.
А)мозаика; б)фреска; в)витраж; г)интарсия
38. Виды скульптуры по назначению
а) Рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф
б) Круглая
в) Станковая, монументальная, мемориальная
39. Какая живопись выполняется водорастворимыми красками?
а) Масляная б) Акварельная в) Гуашевая
40. Индивидуальное искусство основанное на традициях народа это:
а) Дизайн
б) Художественно — промышленное искусство
в) Народное искусство
КЛЮЧИ К ВАРИАНТУ №1.
1-В | 9-Б | 17-А | 25-Б | 33-Г |
2-Б | 10-В, Д | 18-В | 26-Г | 34-Б |
3-В | 11-А | 19-В | 27-Г | 35-В |
4-В | 12-В | 20-Г | 28-В | 36-В |
5-Г | 13-Б, В, Г | 21-В | 29-Б | 37-Б |
6-Д | 14-Б | 22-В | 30-В | 38-А |
7-В | 15-Д | 23-Б | 31-А | 39-В |
8-Б | 16-В | 24-В | 32-В | 40-Б |
КЛЮЧИ К ВАВРИАНТУ №2.
1-Б | 9-А | 17-Б | 25-А | 33-Г |
2-А | 10-В, Г | 18-Б | 26-В | 34-А |
3-В | 11-Б | 19-А | 27-В | 35-А |
4-Б | 12-А | 20-А | 28-А | 36-А |
5-Е | 13-Б | 21-В | 29-В | 37-Д |
6-В | 14-В | 22-Б | 30-Б | 38-Б |
7-А | 15-Г | 23-А | 31-Г | 39-Б, В |
8-Б | 16-Б | 24-В | 32-Б | 40-Б, В, Г |
КЛЮЧИ К ВАРИАНТУ №3.
1-А | 9-Б | 17-А | 25-Г | 33-В |
2-В | 10-А | 18-А | 26-В | 34-В |
3-А | 11-А | 19-Б | 27-А | 35-В |
4-А | 12-В | 20-Б | 28-Г | 36-Г |
5-А | 13-Б | 21-Б | 29-Б | 37-В |
6-В | 14-Б | 22-Б | 30-Г | 38-В |
7-Б | 15-В | 23-В | 31-А | 39-Б, В |
8-А | 16-А | 24-Б | 32-В | 40-В |
Словарь основных терминов.
Архитектура - это искусство создавать здания и сооружение по законам красоты.
Ахроматические цвета: (бесцветный) черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого).
Блик - это самое ярко освященное место предмета.
Воздушная перспектива - построение пространства в картине по средствам определенных живописных (цветовых, тоновых, яркостных) отношений между элементами картины и передачи плотности воздушной среды (а так же ее цвета, юна), согласно основным планам картины (ближний, средний, дальний).
Вид — это плоскостное изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.
Графика от греческого слова «графо» - нишу, черчу, рисую. Это вид изобразительного искусства, основными изобразительными средствами которого являются линия, штрих, тоновое пятно.
Гризайль (от лат. «серое с белым) - это световая моделировка изображаемых предметов, выполняется белой, черной и их производной-серой краской.
Декоративно-прикладное искусство - искусство изготовления бытовых предметов, которые обладают художественными качествами. По своему происхождению, искусство народное.
Дополнительные цвета - это все остальные оттенки, которые получаются при помощи смешения основных и составных цветов.
Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль, означает «живо пишу».
Композиция - это единство случайных групп, некая взаимосвязанность всех групп.
Картинная плоскость - это прозрачная вертикальная плоскость, находящаяся между глазом рисующего и изображаемым предметом. Она всегда расположена перпендикулярно к главному лучу зрения.
Контуром называются линейно-графические очертания изображаемой фигуры предмета или цветового пятна, т.е. кон-тур-это граница объемной формы предмета.
Контурная линия - это наружная черта, которая описывает силуэт, очертания формы предмета.
Линейная перспектива - передача пространственной глубины в картине на основе законов линейно-графического изображения объемных тел на плоскости холста с использованием всех выразительных средств рисунка: тоновых теней, линий, штрихов, разных видов исполнения контура, разных масштабов и пропорций.
Линия горизонта - под словом «горизонт» подразумевается горизонтальная прямая, проведенная на картинной плоскости, на которую ориентируется художник при изображении наблюдаемых предметов.
Линии схода - воображаемые линии, продолжающие края предметов и смыкающиеся в точке схода.
Натюрморт - (мертвая натура), изображение искусственно созданных композиций или случайно подсмотренных.
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой- либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.
Натуральным цветом предмета называется основной, истинный цвет предмета, который и дает коренное различие между одним предметом и другим.
Цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких либо красок, называют основными.
Оттенком цвета называются плавный переход основной характеристики цвета (его качества, свойства) в сторону усиления или ослабления.
Пейзаж - изображение всего того, что находится под открытым небом.
Портрет - это жанр изобразительного искусства, посвященной изображению человека.
Перспектива - изменение внешнего вида и сокращение размеров предметов по мере их удаления к горизонту на большое расстояние от глаз наблюдателя.
Предметная плоскость - это горизонтальная плоскость, определяющая место положения рисующего и изображаемых предметов.
Где лучи лишь скользят, образуется полутень.
Падающей тенью называется тень, которую отбрасывает предмет на окружающее его пространство, т.е. на ту плоскость, на которой находится, или на соседние предметы.
Пропорции выражает определенное, соразмерное соотношение различных частей между собой.
Рефлекс - это слабые лучи света, отраженные от соседних предметов.
Скульптура -от латинского означает отсекаю трехмерное, объемное изображение.
Цвета, которые можно получить от смешения 2-х основных красок, условно называют составными или производными цветами.
Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падает на объект. Если они освящают поверхность под прямым утлом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы его называем светом.
Светлота. Любые цвета и опенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, т.е. определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета. Добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым. сине-голубым, зелено-салатовым и т.д.
Точка схода - это точка в пространстве, устремлена и уходит вся композиция картины в целом.
Точка зрения - это одно постоянное место, с которого художник наблюдает и изображает данный предмет или всю картину в целом.
Тень - это слабоосвещенные участки в натуре и изображении.
Теплые цвета - желтый, оранжевый, красный. Это цвета огня и солнца.
Тоном называется степень светлости цвета, т.е. это некая степень светлости или темности какого либо цвета.
Тоновым пятном называется растушеванный, растертый штрих или несколько штрихов, прорисованных на какой-либо поверхность.
Угол зрения - чтобы изобразить с натуры какой либо предмет, надо чтобы этот предмет попал в поле наилучшего зрения, иначе говоря, оказался в границах определенного угла зрения, который образуется лучами зрения.
Хроматические цвета (светные): все цвета, кроме черного, белого и серых.
Холодные цвета-зеленый, зелено-синий, голубой, синий, сиреневый, фиолетовый и все остальные оттенки, имеющие в себе присутствие основных холодных цветов-зеленого. синего, фиолетового.
Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т.д.) и зависит от его места в спектре.
Штриховкой называется линии, проведенные в определенном порядке, а именно положенные в одном направлении и параллельно друг-другу, имеющие одинаковую длину и равные промежутки между собой.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ.
Тема 1. Ведение. Краткая история изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников. Изобразительная грамота и творчество. Психолого – педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
Ведение. История изобразительного искусства.
Содержание. Изобразительное искусство, его виды, графика, живопись, архитектура, скульптура, декоративно – прикладное искусства, история изобразительного искусства. Развитие человеческого сознания от религиозно-мифологического к научному и эстетическому. Культурно-исторические эпохи как связь времени и «диалог культур». История развития ИЗО обучения.
Из истории рисунка. Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, определенные каноны. Древнегреческие художники разрабатывали свои каноны, исследуя тело человека. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры. Однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он еще не имел.
В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит, и рисунок имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.
В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Сложилась другая система художественного видения – изображение стало строиться как реальная картина. Для достижения объемности стали применять штриховку и светотень.
В истории рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объемная и живописная. При объемном изображении форма передается четким контуром и моделировкой объема, при живописном – контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве. Все это расширило возможности рисунка, способствовало созданию присущей только ему художественной образности.
Русская школа 18-19 вв. также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Киперенский, К. Брюллов и др. ученики Академии художеств. О. Киперенский добивается обилия полутонов и живописного впечатления в рисунке «Натурщик с красным плащом», выполненном итальянским карандашом, сангиной и мелом.
Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.
Из истории живописи. Живопись очень древнее искусство. Она начинает свое развитие с наскальных изображений.
Античную эпоху отличает стремление художника отразить реальный мир таким, каким он его видит. С этим связано зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно – пространственных живописных изображений. Появились новые возможности отображения действительности живописными средствами.
Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Ведущее место в искусстве романского периода и особенно готики принадлежало собору, поэтому живопись в основном предназначалось для его украшения. Ее отличала экспрессия звучных, в основном локальных цветов, выразительность контуров.
Готический период – время расцвета книжной миниатюры, эмалей и других видов декоративно – прикладного искусства.
Процесс развития европейской живописи в 17-18 вв. усложняется, складываются национальные школы со своими традициями и особенностями. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека. Привело к становлению жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д. в искусстве создавались различные стилевые направления: барокко с динамичной живописью и характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; рококо с изысканными нюансами цвета; классицизм с четким, строгим и ясным рисунком.
Барокко (причудливый) – художественный стиль, преобладающий в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 в. Он зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи ренессанса. Основные черты барокко – парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.
Рококо – стиль европейского искусства (вторая четверть и середина) 18 в. Проявился во Франции и получил свое название от главного элемента орнамента – рокайля. Рокайль по форме походит на завиток раковины. Стиль рококо отказывается от прямых линий, ордерной системы. для него характерны светлые тона. Воздушная легкость, асимметрия, изысканность и причудливость форм.
Классицизм – художественный стиль европейского искусства 17-19 вв., одной из важнейших особенностей которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 – первой половины 19 в. Полотна отличались контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.
В пластических искусствах романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, оказал влияние на садово – парковое искусство и архитектуру малых форм, отразившую экзотические мотивы.
Главным в портрете стало выявление ярких характеров. Напряженной духовной жизни, мимолетных выражений чувств, в пейзаже – восхищение мощью природы и ее одухотворение.
Реализм, пришедший на смену романтизму, часто рассматривают как оппозиционный ему, но отношения здесь достаточно сложные. Поскольку идеи романтизма были направлены на создание новой, прекрасной реальности. Реализм в искусстве – правдивое, объективное, всесторонне отражение действительности специфическими средствами. присущими художественному творчеству. Первые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в середине 19 в. Его отличительной особенностью является внимание к повседневной жизни людей.
Импрессионизм – художественный стиль в искусстве последней трети 19- начала 20 в. – оказал огромное влияние на все последующее искусство. Его представители стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивое состояние природы живописными средствами. Импрессионисты создали живописную систему. Которая была построена на разложении сложных цветовых тонов на чистые цвета. Для них характерна тенденция стирания четких границ между жанрами, например слияние бытового жанра с портретом.
С конца 19 – начала 20 в. разнообразные новые течения во французской живописи объединились под названием постимпрессионизм. Который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира. Использовали декоративную стилизацию.
Модерн – художественный стиль в европейском и американском искусстве этого периода (другое название арт нуво). Основной признак – декоративность. Основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.
В начале 20 в. появляется много направленный авангардной живописи (абстракционизм, андеграунд, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм и др.), которая отказалась от изобразительности и ознаменовала активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений. Затем в 20-е и 30-е гг.нашего столетия авангардистские позиции занимает сюрреализм.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 387.