Тематика лабораторных занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курс.

Тема 1. Перспектива. Изображение в перспективе.

Содержание. Понятие перспективы. Выполнение схем перспективного сокращения геометрических фигур, относительно линии горизонта.

Перспектива круга и квадрата. В перспективе квадрат представляется нам трапецией, а круг превращается в эллипс.    Если круг привести в горизонтальное положение и рассматривать его на разной высоте, то можно проследить, как круг превращается в эллипс, при этом, чем ближе к линии горизонта, больше перспективные изменения круга.    На полу круг кажется широким, на столе – много уже, приподнятый над столом – еще уже и т.д. наконец наступает момент, когда мы видим весь круг в виде прямой линии (для точного круга). У круга, вырезанного из картона, мы увидим вытянутую по прямой линии боковую сторону, когда он окажется как раз на высоте зрачков наших глаз. Поднимая круг выше, мы увидим его нижнюю поверхность, и чем выше будем его поднимать, тем шире она будет нам представляться. Если мы положим круг у наших ног и нагнемся, над ним, то увидим правильный круг. Отойдя на шаг, мы уже видим его в виде эллипса. Понятие угловая перспектива (выполнение сокращения круга и прямоугольного параллелепипеда; закономерности изменения пропорций и углов куба в зависимости от их положения относительно точек схода и линии горизонта).

Самостоятельная работа. Выполнение схем перспективного сокращения геометрических фигур, относительно линии горизонта. Перспектива квадрата и круга (выполнение схем).

 

  Тема 2. Объемное изображение геометрических фигур в перспективе с использованием светотени.

Содержание. Ознакомление с понятием, выразительные средства рисунка, которые необходимы при выполнении графических рисунков.

Выразительные средства рисунка являются: тоновые пятна, разные виды линий, штрихов, контуров.

Тоном называется некая степень светлости или темности, какого – либо цвета. Тон – это физическая характеристика света, это количество и качество света на поверхности предмета. Передача освещения раскрывает значение тона для тона. Сила тона, сила освещенности натуры зависит от: степени приближенности источника света к данной поверхности предмета; цвета, тона и яркости освещения; угла падения света на эту поверхность, окраски данного предмета; положения предмета в пространстве по отношению к источнику света, где каждая плоскость предмета освещена универсально.

Разница в светлости или темности, которую мы наблюдаем в окраске предметов в окружающей нас жизни и в предметах, изображенных на картине, называют тоновой разницей.

Линии. Границы поверхностей предметов описываются линиями. Линия помогает ярко выделить одну часть предмета, а другую его часть словно растворить, сделать малозаметной и т.д. таким образом, линия в искусстве рисунка одновременно передает: форму предмета; его объем; различное положение предмета в пространстве; пластическую красоту движения формы; перспективное сокращение предмета; погруженность вещи в воздушную среду.

Основные виды линий. Сплошная толстая линия применяется для изображения видимых контуров предмета, расположенных на первом плане объемной формы предмета. Кроме этого, данная линия используется для изображения предметов, находящихся на первом плане картины. Сплошной тонкой линией выполняется первоначальное построение предмета, намечается общий рисунок картины в целом. Она используется для изображения второго, третьего и дальнего планов картины рисунка и удаляющихся планов объемной формы отдельного взятого предмета или невидимых плоскостей формы тела.

Далее следует отметить одно из основных требований, предъявляемых к линии рисунка.

Прорисованные форма и очертания предмета не должны состоять из множества вариантов линий, ибо такое «лохматое» исполнение рисунка свидетельствует о не вполне уверенном и ямном понимании строения формы данного предмета. Линия, очерчивающая форму предмета, д.б. одна, она должна конкретно выражать ваше понимание и видение формы предмета. Тоновое пятно применяется в творческом рисунке при необходимости достигнуть: особо тонких тональных градаций, то есть нежных переходов от света к тени; изображения растаявших, размытых очертаний предмета, которые выполняется не линией, а тоновым пятном. Тоновым пятном называется растушеванный, растертый штрих или несколько штрихов, прорисованных на какой – либо поверхности.

Штриховкой называются линии, проведенные в определенном порядке, а именно положенные в одном направлении и параллельно друг другу, имеющие одинаковую длину и равные промежутками между собой (1-2 мм.) Виды штриховки: один слой, два слоя, три слоя штриховки.

Контурная линия – это наружная черта, которая описывает силуэт, очертания формы предмета. Контурная линия формы предмета охватывает и точно передает: пропорции предмета; рельеф поверхности формы; диаметр вписанных окружностей в данной форме. Контуром называется линейно-графические очертания изображаемой фигуры предмета или цветового пятна, то есть контур – это граница объемной формы предмета. Контурные линии бывают:

Четкий контур –это исполнение яркой, резкой. Сплошной толстой линией границ всей формы, всего объема, какого – либо изображаемого предмета в картине. В основном применяется для изображения лишь тех частей предмета, которые расположены на первом плане объемной формы предмета. Мягкий контур – это исполнение границ формы предмета легкой, сплошной тонкой линией. Используется для изображения в основном второго, третьего и дальнего планов объемной формы отдельно взятого предмета. Размытый контур в рисунке образуется в результате полного слияния границ соседствующих пятен по тону или растертых границ формы предмета в виде тонового пятна. Используется на дальних планах картины.

Пропорции предмета. Пропорция (лат.) выражает определенное, соразмерное соотношение различных частей между собой. Пропорции предмета – это единство верное, гармоничное, определенное соотношение основных размеров (высоты, ширины, длины) формы данного предмета и определенное, характерное для данного предмета, соотношение размеров всех его частей между собой. Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей форму между собой, а также между различными объектами. Симметрия есть выражение завершенной, замкнутой, стабильной, статичной формы, и всякое совершаемое движение внутри нее не имеет своего продления за пределами этой формы произведения. Существует понятие оси симметрии – линии, проведенной посередине предмета, которая делит его на две одинаковые части. Асимметрия (непропорциональность) – это форма построения картины или предмета, передающая, прежде всего, энергию движения, устремленность в бесконечность.

Правила построения объектов во фронтальном и угловом положениях. При построении перспективного изображения мы видим объекты либо во фронтальном положении (плоскости, расположенные параллельно картине), либо под углом к картине. В первом случае перспектива фронтальная, во втором – угловая.    Параллельные горизонтальные линии, уходящие в глубину, при перспективном изображении будут сходиться на линии горизонта в определенных местах – точках схода. Однако место этих точек на линии горизонта при фронтальном и угловом изображении объекта определяется по – разному. Объекты, нарисованные во фронтальной перспективе, будут иметь одну точку схода параллельных линий, совпадающую с главной точкой схода. При построении объекта в угловой перспективе на линии горизонта будут две точки схода, справа и слева от главной точки схода. Принцип определения линии горизонта в угловой перспективе тот же, что и во фронтальной: линия горизонта находится на уровне глаз. Выполнение зарисовок геометрических фигур: шара, пирамиды.

Выполнение шара в перспективе. Первый этап. Определение размера шара, точки опоры и плоскости, на которой он находится. Второй этап. Уточнение диаметра окружности шара, определение границ света и тени, полутонов и собственной тени, рефлекса и падающей тени.    Третий этап. Передача объема штрихами по форме шара. Определение светотеневых отношений (блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень). Необходимо обратить внимание на плавность тональных переходов на сферической поверхности.

Последовательность рисования пирамиды. Первый этап. Определение величины пирамиды и ее пространственного положения, основных пропорций пирамиды, степени разворота ее граней. Второй этап. Анализ строения пирамиды. Построение рекомендуется начать с основания – квадрата. В данном положении этот квадрат рисуется в перспективе. Затем надо определить место вершины пирамиды. Из центра ее основания, который находится на пересечении диагоналей, проводят вертикаль, а из вершины – прямые до углов основания пирамиды. Эти прямые образуют грани пирамиды. На этом этапе работы можно слегка заштриховать ее теневую сторону. Третий этап. Тоновая моделировка формы с выявлением объема. Самая светлая грань у пирамиды – передняя, боковая находится в тени, справа расположена падающая тень. Выполнение упражнений по выявлению формы тона (штрих, пятно). Выполнение упражнения на выявление светотеневых эффектов изображаемых предметов различными способами.

Самостоятельная работа. Выполнение зарисовок геометрических фигур: шара, пирамиды. Выполнение упражнения на выявление светотеневых эффектов изображаемых предметов различными способами.

 

Тема 3. Постановка из трех геометрических фигур над направленным светом.

Содержание. Выполнение постановки состоящих из геометрических фигур: куба, призмы, конуса.

Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел. Рисование натюрморта из геометрических тел имеет обычную последовательность, от общего к прорисовке деталей, достижение целостности. Следует добиваться точности построений, следить, чтобы гипс не получился очень черным, так как тени у него прозрачные, он весь светится рефлексами. Не стоит долго в упор смотреть на один предмет и сосредотачивать свои усилия только на нем, необходимо соотносить между собой все части рисунка.

Последовательность рисования шестигранной призмы.

Первый этап. Определение размера шестигранника, его основных пропорций, перспективного положения. Второй этап. Подробный анализ конструктивного строения. Рисунок передней стенки шестигранника. Затем аналогичного передней стенке шестигранника изображают его заднюю стенку. На этой стадии построения форму шестигранной призмы рекомендуется рисовать «насквозь». Третий этап. Светотеневая моделировка формы шестигранника. Передача светотени в зависимости от положения источника света и наклона плоскости к этому источнику: передняя плоскость самая светлая, по верхней грани проходит скользящий свет (легкий полутон), боковая грань – густой полутон, нижняя грань – тень с рефлексом, самый темный тон – падающая тень. Обобщение и завершение работы.

Последовательность рисования куба. Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения. Второй этап. Определение при помощи направляющих перспективных линий точного пространственного положения всех сторон куба. Прорисовка видимых граней куба тонкими линиями. Линии ребер куба в месте пересечения у опорных точек прерывать не следует. Наметив общую конструкцию куба по опорным точкам, можно продолжить построение, уточняя пропорции и перспективу. Ближний план следует акцентировать нажимом на карандаш. Сокращение граней ближнего угла куба можно уточнить, проведя к нему касательную горизонтальную линию или представить ее мысленно. Третий этап. Завершение работы – выявление объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость – свет, верхняя плоскость – полутень, правая плоскость – собственная тень с рефлексом, справа – падающая тень от куба. Ясная и четкая падающая тень расположена у нижнего основания куба. Она становится светлее собственной тени по мере удаления от источника света. Работая тоном, нужно постоянно сравнить освещенные и теневые поверхности.

Последовательность рисования цилиндра.

Первый этап. Определение размеров цилиндра, основных пропорций (высоты и ширины). Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий, для этого надо определить положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней строится осевые линии верхнего и нижнего оснований цилиндра. Второй этап. Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение верхнего и нижнего оснований цилиндра. Определение границ света и тени. Третий этап. Нанесение светотени для выявления объема. Штрихи подчеркивают форму цилиндра. Обобщение и завершение работы – соблюдение верных тональных отношений. Обработка способов визирования; компоновка рисунка в листе. Построение рисунка с выявлением взаимосвязи предметов. Обработка методов сравнения, нахождение размеров, высоты, ширины, глубины, заданной постановке. Использование различных способов и видов штриховки в завершающей стадии работы.

Самостоятельная работа. Обработка способов визирования; компоновка рисунка в листе. Построение рисунка с выявлением взаимосвязи предметов. Обработка методов сравнения, нахождение размеров, высоты, ширины, глубины, заданной постановке. Использование различных способов и видов штриховки в завершающей стадии работы.

Тема 4. Живопись.

Содержание. Обработка способов работы кистью и методов нанесения краски на рисунок (техника мазка). Способ соединения красок «воздушным мазком», «мозаичный» способ, «лессировочное» соединение, механическое соединение красок. Выполнение живописи, используя данные способы соединения красок. Техника работы гуашевыми, акварельными красками.

Способ соединения красок воздушным «мазком»

Прием «воздушного» сухого мазка позволяет художнику соединять холодные и теплые цветовые оттенки, при этом никогда не создавать грязных цветовых соединений, всегда сохраняя чистоту, свежесть цвета в картине. Сквозь прозрачной «воздушной» мазок, например, холодного оттенка, всегда будет просвечивать предыдущий сухой, красочный слой теплого оттенка или наоборот. Прием исполнения «воздушного» (сухого) мазка. На сухую кисточку берется густая краска и проводится три-пять пробных легких мазков по бумаге, словно вытирает кисть от краски, и только после этих пробных мазков мы получаем на холсте эффект «воздушного» мазка. Мазок лишь частично покрывает поверхность холста, т.к. сквозь него почти полностью видна поверхность холста или предыдущего красочного слоя. Прием исполнения составного мазка. На сухую кисточку, а точнее – на ее конец или на уголке кисти подхватываются, набираются и холодные и теплые цветовые красочные оттенки одновременно. К примеру, на один уголок набирается охра, а на другой синяя краска и затем легким скользящим движением проводим по холсту. При таком мазке краски почти не смешиваются, а звучат и что очень важно – одновременно, чисто и свежо, не создавая грязи.

 Мозаичный способ соединения красок.

При мозаичном соединении красок красочные мазки, особенно теплых и холодных оттенков, не смешиваются на палитре, а прокладываются рядом друг с другом уже в картине по принципу мозаики (от французского – «пестрая» работа), не создавая тем самым грязных оттенков в картине. Поверхность картины, покрытая мелкими мазочками, пятнышками, штрихами различных цветов с расстояния кажется однотонно окрашенной, ибо мелкие цветные пятна сливаются и образуют общий цвет.

Лессировочное соединение красок.

Леесировычным методом письма (от нем. – «покрывать глазурью») называется прием, представляющий собой нанесение жидкого раствора краски очень тонким, прозрачным слоем на плоскость картины. Через такой могут просвечиваться нижние, предыдущие слои высохшей краски. При этом нижний слой краски может быть и прозрачным и непрозрачным, т.е. корпусным, плотно положенным. Лессировочный метод письма применяется с целью дальнейшего изменения, усиления или ослабления тона изображения, придания цвету новых цветовых оттенков или создания нового производного цвета. Лессировки помогают добиваться впечатления глубины и прозрачности в полутенях и тенях картины.  

Механическое соединение красок.

Механическим соединением красок принято считать смешивание двух и более красок на палитре, в результате чего взятые краски дают либо новый цветовой (тоновой) оттенок, либо эти соединения дают серо-черную грязь. Затем полученный таким образом новый оттенок переносится на плоскость исполняемой картины.

Самостоятельная работа. Выполнение живописи, используя данные способы соединения красок.

 

Тема 5. Натюрморт из бытовых предметов.

Содержание. Выполнение натюрморта в теплой и холодной гамме. Знакомство с понятием «цветовой круг», холодные и теплые цвета.

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине – фиолетовые, цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем – то действительно холодным – льдом, снегом, водой и т.п.

Ознакомление такими понятиями, которые необходимы при выполнении натюрморта.

Методика выполнения последовательности рисования натюрморта из бытовых предметов. Первый этап. Анализ конструктивных особенностей натюрморта. Выполнение композиционных эскизов небольшого размера на отдельном листе. Поиск композиции натюрморта на основном листе, уточнение соотношений общих масс предметов, их пропорций.    Второй этап. Линейно – конструктивное построение формы предметов с учетом перспективного сокращения плоскостей. Прорисовка невидимых частей предметов. Обозначение бликов, полутонов, собственной и падающей теней. Третий этап. Светотеневая проработка формы предметов и фона. Четвертый этап. Завершение и обобщение работы.

 Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гуашь. Первый этап. Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, выявление основных пропорциональных отношений и конструкции предметов. Второй этап. Выполнение подмалевка. Первая прокладка локальных цветов предметов и драпировки. Цвет предметов составляется на палитре с использованием белил. Третий этап. Выявление цветовых и тоновых отношений. Проработка и уточнение деталей светлым по темному и темным по светлому. Гуашь позволяет вносить изменения в работу, если что-то не получилось, прикройте один цвет другим. Обобщение и завершение работы.

Самостоятельная работа. Выполнение натюрморта (гуашь).

 

Тема 6. Натюрморт в технике «Гризайль».

Содержание. Понятие техника «Гризайль». От англ. – «серое с белым». Это световая моделировка изображаемых предметов, выполняемая белой, черной и их производной серой краской.

При написании картины в технике двухцветной гризайли следует помнить: нежелательно допускать в композиции картины одинаковые по тону предметы, ибо эти ведет к однообразию и монотонности в картине. Если одинаковые по тону, предметы все же имеются в композиции, их необходимо «растянуть», сделать все разными по тону за счет воздушной перспективы. Необходимо тоном и яркостью выявлять планы картины (передний план – здесь освещенные и теневые поверхности более ярко выражены и находятся в более контрастном сочетании, средний план – на этом плане картины освещенные пи теневые поверхности уже не имеют яркости, они сближены и менее контрастны, дальний план – здесь все тоновые оттенки сближены и в целом имеют более светлый оттенок), таким образом, передавая воздушную перспективу. В картине существуют два главных тоновых пятна: одно – самое темное (возможно, глубокая тень) и второе – самое светлое (возможно, это самый ярко освещенный светлый предмет).

Два главных тоновых пятна располагаются на первом плане картины. Определить тон натурального цвета каждого из предметов натюрморта. Сравнить тон предметов, между собой – какой, из них будет наиболее темный и наиболее светлый – и точно передавать в картине.

Методика выполнения последовательности натюрморта в технике гризайль. Первый этап. Выполнения рисунка. После того как найдена композиция, выполняют рисунок, в котором надо очень точно передать все детали. Рисунок выполняют тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь акварель. Если в процессе подготовительной работы рисунок получился грязным, со многими исправлениями, то для работы цветом его можно перевести на второй лист через оконное стекло. Второй этап. Первая прокладка. Начиная писать, не увлекайтесь деталями, постарайтесь прописать всю поверхность листа. Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе. Третий этап. По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносят более темный тон для проработки основных масс. Четвертый этап. Завершение работы. Законченная работа, выполненная акварельной техникой, выглядит свежо и живо, краски прозрачным даже в самых темных местах. Основная забота на этом этапе – выделить главное и добиться цельности композиции.

Самостоятельная работа.    

Построение натюрморта простым карандашом (определение размеров изображаемых предметов и положения предметов по отношению друг к другу).

Выполнение в цвете (обработка умения смешивать краску с водой в разных соотношениях для получения разных тонов одного цвета).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.