Общая характеристика охраны общественного порядка. Понятие и основные элементы общественного порядка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В современных условиях коренного обновления всех сфер жизни нашего общества особенно актуальны вопросы обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Положение, сложившееся в сфере охраны общественного порядка от противоправных посягательств обусловлено обстоятельствами, связанными с совершенствованием правоохранительных систем государства и формируется под воздействием различных факторов, среди которых особое место занимают такие, как недостаточность правового регулирования, неукомплектованность подразделений органов внутренних дел силами и средствами.

В связи с этим следует отметить, что в последние годы в стране наблюдается устойчивый рост правонарушений. Одними из наиболее распространенных являются административные проступки, которые наносят существенный экономический, политический и нравственный урон нашему обществу. Уже в силу их массовости, общей тенденции к росту, а также отмечаемой многими исследователями связью с иными антиобщественными проявлениями можно судить об их существенном влиянии на состояние правопорядка в целом.

Поэтому перед обществом, его властными структурами и, в первую очередь, правоохранительными органами стоят ответственные задачи, связанные с предупреждением и своевременным пресечением административных правонарушений.

Понятие общественного порядка является одним из самых распространенных и часто употребляемых в специальной юридической литературе.

В научной и учебной литературе понятие «общественный порядок» употребляется в широком и узком смыслах. К.С. Вельский отмечает: «Если говорить об общественном порядке, то распространение получил взгляд, согласно которому различают общественный порядок как политико-правовую категорию, т.е. в широком смысле, и общественный порядок как полицейскую категорию, т.е. в узком смысле. Такое деление вполне оправданно и существует давно»[2]. В литературе отмечается также, что понимание общественного порядка в узком смысле носит прикладной характер и служит целям определения задач и компетенции правоохранительных органов государства[3].

Общественный порядок в широком смысле - это система упорядоченных общественных отношений, складывающихся под воздействием социальных норм. При таком понимании общественный порядок в широком смысле включает и правопорядок, и общественный порядок в узком смысле.

Существуют различные точки зрения относительно понятия общественного порядка.

Так, в середине XX века под общественным поряд­ком понималась совокупность установленных в обще­стве общественных отношений, охраняемых и регули­руемых законами и правилами социалистического об­щежития, обеспечивающих укрепление и развитие государственного и общественного строя, неприкосновенность личности, сохранность государственного, общественного и личного имущества.[4]

В конце XX века, многие исследователи (Бондаренко Н.А., Дзюба В.Т.,[5] Матюнин А.Ф.[6]) стали рассматри­вать общественный порядок, как отвечающую потреб­ностям и интересам всего общества систему обще­ственных отношений, регулируемых действующими со­циальными нормами, сложившуюся в целях обеспече­ния неприкосновенности граждан, защиты их прав, ох­раны народного достояния, обеспечения спокойствия в общественных местах, создания необходимых условий для общения людей в процессе удовлетворения различ­ных жизненных потребностей, для нормальной деятель­ности государственных и общественных организаций.[7]

В таком значении общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех соци­альных институтов государства.

По поводу понятия общественного порядка в узком смысле существуют разные взгляды, что связано с различием в подходах к выбору критериев, позво­ляющих выделить общественные отношения, образующие в своей совокупности общественный порядок в узком смысле, а также трудностью такого от­граничения.

А.Б. Агапов под общественным порядком понимает «урегулированные правом правила поведения граждан в их общении с другими физическими лицами».[8] М.И. Еропкин в свое время определил общественный порядок как «обусловленную интересами всего советс­кого народа и задачами коммунистического строи­тельства, регулируемую нормами права, морали, пра­вилами социалистического общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, склады­вающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по свое­му характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности пред­приятий, учреждений, организаций».[9]

Как видно из приведенных определений, одним из критериев отнесения тех или иных общественных отношений к категории «общественный порядок» выступает место, где эти отношения складываются (общественные места). Такой подход получил разви­тие в ряде работ.

А.В. Серегин, напротив, считает, что отношения общественного порядка не могут быть отграничены от других только по месту их возникновения и развития, а при таком выделении необходимо, прежде всего, учиты­вать их содержание «независимо от места образова­ния».

К отношениям, образующим общественный по­рядок, А.В. Серегин относит:

1) отношения, обеспечи­вающие состояние общественного спокойствия, согла­сованности и ритмичности наиболее значимых процес­сов и явлений, жизни и деятельности больших коллек­тивов людей;

2) отношения, способствующие поддер­жанию личного спокойствия граждан и сложившегося распорядка их жизни;

3) отношения, обеспечивающие соблюдение требований общественной нравственнос­ти и человеческого достоинства.[10]

И.И. Веремеенко в качестве критериев определе­ния общественных отношений, являющихся содер­жанием общественного порядка, использует место возникновения и развития этих общественных отно­шений (общественное), их сущность (обеспечение личной и общественной безопасности) и цели их нор­мативного регулирования (безопасность людей, со­гласованность и ритмичность общественной жизни, интересы людей в общении друг с другом).[11]

Анализ имеющихся точек зрения на понятие «об­щественный порядок», позволяет сделать вывод о том, что в различные периоды времени, определение поня­тия «общественный порядок», имеющиеся в научной юридической литературе, страдают рядом недостат­ков, главным из которых является то, что в данное поня­тие вкладывался чрезмерно обширный круг обще­ственных отношений.

При видимых различиях авторы вышеприведен­ных определений сошлись во мнении, что регулиро­вание отношений, составляющих содержание обще­ственного порядка, направлено на обеспечение об­щественного спокойствия, защиту жизни и здоровья, уважение чести и достоинства людей. Состояние «общественно­го и личного спокойствия граждан» обеспечивается в том числе охраной их жизни, здоровья, чести, нор­мальной работой предприятий, учреждений и орга­низаций, соблюдением сложившихся правил обще­ния людей друг с другом.[12]

Следовательно, можно сделать вывод, что обще­ственный порядок, по мнению ученых, - это порядок, существующий в данном обществе, вся система опре­деляющих его общественных отношений, включаю­щий в себя интересы личности, общественное спокой­ствие, общественную безопасность, здоровье населе­ния и общественную нравственность, а также другие социальные блага. Кроме того, общественный порядок является системой традиционных отношений, сложив­шихся в процессе общественного развития и отража­ющих культурные, национальные особенности взаимо­отношений между людьми, обеспечивающие их нор­мальное существование.[13]

Исходя из изложенного, наиболее предпочтительной позицией представляется та, согласно которой обще­ственный порядок представляет собой урегулирован­ные нормами права и морали общественные отноше­ния, в своей совокупности, обеспечивающие обще­ственное спокойствие, соблюдение общепринятых норм поведения, норм общественной нравственно­сти, защиту чести и достоинства граждан.

Общественный порядок характеризуется материальным, во­левым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание. Под этим видом содержания об­щественного порядка понимаются реально существующие обще­ственные отношения. Материальной основой общественного по­рядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общест­венных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

Волевое содержание. Общественный порядок имеет волевое содержание. Поведение участников общественных отношений - волевое. При этом воля выступает в виде психической реакции человека (воля индивидуума) и общественной воли (воли соци­альных групп, классов, государства).

Правовое содержание. Установленные государством правовые нормы определяют должное поведение людей в сфере обществен­ного порядка. Правомерное поведение субъектов общественного порядка, реализация норм права в отношениях, складывающихся в сфере общественного порядка, и составляют его юридическое содержание.[14]

С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы: нормы, определяющие правовой статус граж­дан в рассматриваемой сфере; нормы, определяющие компетен­цию государственных органов и их должностных лиц в сфере об­щественного порядка; нормы, регулирующие деятельность обще­ственных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере об­щественного порядка составляют наиболее многочис­ленную группу. Они устанавливают права, обязанности и ответст­венность граждан в данной сфере.

Права граждан в сфере общественного порядка не могут рас­сматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе осно­вывается на сочетании интересов общества и личности. Известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Граж­дане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведе­ния в общественных местах.

Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка. К числу таких норм относятся нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общест­венного порядка в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, уста­навливающие ответственность органов и должностных лиц за не­законные действия, и др.

Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обя­занности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка, определяют формы и методы их деятельности. Совершенствование компетенции органов и должностных лиц, точное и четкое определение задач, обязанностей и прав, а также ответственности каждого органа (должностного лица) в сфере общественного порядка способству­ют дальнейшему укреплению законности, улучшению работы ор­ганов, охраняющих общественный порядок.[15]

Нормы, регулирующие деятельность общественных формиро­ваний, участвующих в охране общественного порядка, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общест­венных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных формирова­ний с государственными органами и др. определяются положе­ниями о соответствующих общественных формированиях.

Большое значение в обеспечении общественного порядка играет полиция. Основные направления деятельности полиции закрепляются в ст. 2. Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции»:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности[16].

Между общественным порядком и общественной безопасно­стью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление обществен­ного порядка способствует повышению общественной безопасно­сти. Так, обеспечение должного общественного порядка при про­ведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) од­новременно является и обеспечением общественной безопасно­сти, поскольку служит целям предотвращения наступления опас­ности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, правил дорожного движения, правил пользования спор­тивными сооружениями во время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего обще­ственного порядка.

Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые сферы не тождественны. Они объединяют различные группы об­щественных отношений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодательство об административных правонару­шениях устанавливает дифференцированную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и в сфере обще­ственной безопасности.

Подводя итог, отметим, что на путях формирования демократического правового государ­ства расширяется законодательное регулирова­ние общественных отношений в сфере общественного порядка. Многие нормы права, регулирующие обще­ственные отношения в сфере охраны общественного порядка, устарели и уже не могут служить эффективным регулятором нынешней ситуации в России. Определе­ние понятия общественного порядка имеет практиче­ское значение в работе органов прокуратуры, судов, органов внутренних дел, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, может служить эффек­тивным средством предупреждения и пресечения конк­ретных преступлений и административных правонару­шений, которые посягают на общественные отноше­ния, складывающиеся в этой сфере. Обострение криминогенной обстановки, терро­ризм и техногенные аварии и многие другие причины говорят о том, что нужно по-новому взглянуть на проблемы, связанные с охраной общественного порядка в России. Можно согласиться с точкой зре­ния многих правоведов, считающих острой необходимостью принятие отдельного федерального закона «Об ох­ране общественного порядка и общественной безо­пасности в России» и чем раньше это будет сделано, тем лучше.

Подразделениями полиции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющими функции по охране общественного порядка на сегодняшний день являются:

· подразделения по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел, в том числе дежурные части;

· подразделения по противодействию экстремизму;

· подразделения участковых уполномоченных полиции;

· подразделения патрульно-постовой службы;

· подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;

· подразделения по исполнению административного законодательства, в том числе подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;

· подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; подразделения вневедомственной охраны[17].

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 624.