Составными частями электрооборудования машин являются: аккумуляторные батареи, генераторные установки, потребители электрической энергии различного устройства и назначения, контрольно-измерительные приборы.
Изучая данную тему, необходимо предварительно ознакомиться с основами электротехники, изучить принцип работы таких элементов электронной техники, как: диод, транзистор, стабилитрон функциональных устройств на интегральных микросхемах.
Следует хорошо усвоить процессы, происходящие при заряде-разряде аккумулятора, знать, как приготавливается электролит соответствующей плотности (1,25—1,27 г/см3) перед зарядкой, режимы зарядки аккумуляторов. Необходимо знать марки и характеристики свинцовых аккумуляторов и их батарей, способы определения разряженности аккумуляторов, правила их эксплуатации и хранения, основные неисправности.
На всех тракторах и автомобилях в настоящее время применяются в качестве основного источника снабжения бортовой сети электроэнергией генераторы переменного тока.
Большое распространение на тракторах получили полностью бесконтактные индукторные генераторы (типа Г306).
Сердечник такого генератора намагничивается полюсами неподвижной обмотки возбуждения, питаемой постоянным током через реле-регулятор.
На автомобилях, в основном, применяются генераторы с вращающейся обмоткой возбудителя, питающейся регулируемым постоянным током через контактные кольца и щетки (генераторы типа Г-25Г, Г-271).
Для выпрямления полученного переменного тока в генераторах используются встроенные трехфазные выпрямители 'на кремниевых диодах. Учитывая зависимость напряжения генератора от частоты вращения якоря, которая изменяется в 5—8 раз, применяют регулирование выходного напряжения с помощью автономных регуляторов напряжения, например, контактно-транзисторных типа РР-326 или РР-362Б или РР-380.
Следует знать, что генераторы переменного тока обладают свойством самоограничения отдаваемого максимального тока (за счет возрастания реактивного сопротивления в силовых обмотках) и поэтому не нуждаются в ограничителях тока. Включаемое в схему регулятора реле защиты предохраняет регулирующий транзистор реле от разрушения большим током при замыкании обмотки возбуждения на массу.
В ряде случаев применяются электронные регуляторы без подвижных контактов (РР-350А — на ЗИЛ-130, УАЗ-469 и др.). Такие регуляторы более надежны и долговечны, чем контактно-транзисторные. На современных тракторах и автомобилях все большее применение находят генераторы повышенной мощности (до 1000 Вт) со встроенными малогабаритными интегральными регуляторами напряжения типа ЯП2А,
Я120АТ, ЯП2Б.
Интегральные бесконтактные регуляторы обеспечивают более стабильное напряжение на выходе генератора во всем диапазоне частоты вращения якоря.
На новых тракторах Т-150КМ и ДТ-175С применяются генераторные установки на базе индукторных бесконтактных пятифазных одноименно-полюсных машин с односторонним электромагнитным возбуждением (типа Г309) и встроенным интегральным регулятором напряжения ЯП2Б, двумя выпрямителями пятифазного тока (блок БПВ 12-100).
Представляет интерес генератор 46.3701 мощностью 0,7 кВт, созданный для трактора МТЗ-100 (102). В генераторе применяются для возбуждения, наряду с обмоткой возбуждения, постоянные магниты, что обеспечивает самовозбуждение генератора при подключенной номинальной нагрузке и при отсутствии аккумуляторной батареи.
Необходимо знать особенности эксплуатации бесконтактных генераторов и реле-регуляторов. Особенно следует обращать внимание на правильность их подключения, так как переполюсация выходных клемм, выключение «массы» при работающем двигателе, замыкания на «массу» выводят из строя генераторную установку.
При изучении систем электрического зажигания рабочей смеси в бензиновых и газовых двигателях следует уяснить понятие пробивного напряжения, значения которого (12— 20 кВ) зависят от фактической степени сжатия, расстояния между электродами свечи, качества и температуры рабочей смеси. Система зажигания должна обеспечивать рабочее напряжение, превышающее пробивное в 1,5—2 раза. Для обеспечения запуска холодного двигателя при зазоре между электродами свечи 1,0—1,2 мм энергия искры должна быть 20— 30 мДж, ее продолжительность 0,002—0,006 с.
Задачей системы зажигания является обеспечение максимального давления сгорания горючей смеси около ВМТ, что достигается автоматической регулировкой момента зажигания для всего диапазона частотных и нагрузочных режимов двигателя (действием вакуумного и центробежного регуляторов).
Контактные системы зажигания, выполненные по классической схеме, не обеспечивают необходимых параметров зажигания и достаточной надежности для современных многоцилиндровых высокочастотных двигателей. Более высокими показателями надежности и качества искрового разряда обладают электронные транзисторные системы зажигания (контактно-транзисторные и бесконтактные).
Последнее время получают распространение конденсаторные (тиристорные) системы зажигания, в которых энергия искрообразования накапливается не в магнитном поле катушки, как это имеет место в классической или транзисторной системе, а в электрическом поле специального накопительного конденсатора, который в соответствующие порядку зажигания моменты времени подключается к катушке зажигания.
Конденсаторные системы зажигания могут быть с импульсным и непрерывным накоплением энергии и обеспечивают независимость напряжения и длительности искрообразования от частоты вращения коленчатого вала двигателя, многократное искрообразование.
Для зажигания рабочей смеси в двухтактных бензиновых двигателях применяется система зажигания от магнето. Необходимо изучить устройство и работу современных конструкций магнето.
Изучить методику установки магнето на двигатель.
Изучая системы электрического пуска двигателя, необходимо остановиться на особенностях пуска дизелей, карбюраторных и газовых двигателей. При этом важно знать, что для двигателей с принудительным зажиганием минимальная пусковая частота вращения коленчатого вала составляет 30— 60 мин-1, а для дизелей— 150—250 мин-1, резко повышаясь с понижением температуры. Задачей системы пуска является создание оптимальных условий для пуска двигателя и обеспечение пусковой частоты вращения коленчатого вала.
При рассмотрении устройств стартеров необходимо изучить их электромеханические характеристики.
Следует ознакомиться с системами пуска автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, 24-вольтовыми системами автомобилей МАЗ, КамАЗ и тракторов К-701, К-710; 12-вольтовыми — на тракторах других марок. Обратите внимание на применение дополнительных реле дистанционного управления стартером, реле блокировки пуска двигателя при включенной передаче трактора.
Для облегчения пуска холодного дизеля применяются устройства, нагревающие воздух во впускном коллекторе, чаще применяются устройства электрофакельного типа.
С целью уменьшения износа деталей двигателя при пуске используют устройство предпусковой прокачки масла (тракторы Т-150К, К-701). При этом обеспечивается предварительная закачка масла в смазочную систему и запуск двигателя происходит только после создания давления в магистрали.
Современные тракторы и автомобили оборудуются современными системами освещения, световой и звуковой сигнализациями, контрольно-измерительными приборами. Необходимо познакомиться с особенностями и тенденциями развития конструкций перечисленных устройств, возможными их неисправностями и техническими уходами.
Литература: 1, с. 288—341; 3; 4.
Вопросы для самопроверки
1. Объясните принцип действия свинцовой аккумуляторной батареи. Какие химические реакции происходят при разряде и зарядке? 20
2. Как и какими средствами определяется степень заряженности аккумуляторной батареи?
3. Какие типы генераторов переменного тока применяются на тракторах и автомобилях?
4. Объясните устройство и работу бесконтактных индукторных генераторов.
5. Объясните устройство и работу интегральных регуляторов напряжения.
6. Приведите схему и объясните преимущества бесконтактной системы зажигания.
7. Поясните принцип действия магнето и его установку на двигатель.
8. Каковы особенности устройства систем электрического пуска у дизелей и бензиновых двигателей?
9. Назовите возможные неисправности электрооборудования и основные мероприятия технического ухода.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.