Электрооборудование тракторов и автомобилей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Составными частями электрооборудования машин явля­ются: аккумуляторные батареи, генераторные установки, по­требители электрической энергии различного устройства и назначения, контрольно-измерительные приборы.

Изучая данную тему, необходимо предварительно ознако­миться с основами электротехники, изучить принцип работы таких элементов электронной техники, как: диод, транзистор, стабилитрон функциональных устройств на интегральных мик­росхемах.

Следует хорошо усвоить процессы, происходящие при за­ряде-разряде аккумулятора, знать, как приготавливается эле­ктролит соответствующей плотности (1,25—1,27 г/см3) перед зарядкой, режимы зарядки аккумуляторов. Необходимо знать марки и характеристики свинцовых аккумуляторов и их бата­рей, способы определения разряженности аккумуляторов, правила их эксплуатации и хранения, основные неисправно­сти.

На всех тракторах и автомобилях в настоящее время при­меняются в качестве основного источника снабжения борто­вой сети электроэнергией генераторы переменного тока.

Большое распространение на тракторах получили полно­стью бесконтактные индукторные генераторы (типа Г306).

Сердечник такого генератора намагничивается полюсами не­подвижной обмотки возбуждения, питаемой постоянным то­ком через реле-регулятор.

На автомобилях, в основном, применяются генераторы с вращающейся обмоткой возбудителя, питающейся регулируе­мым постоянным током через контактные кольца и щетки (ге­нераторы типа Г-25Г, Г-271).

Для выпрямления полученного переменного тока в гене­раторах используются встроенные трехфазные выпрямители 'на кремниевых диодах. Учитывая зависимость напряжения генератора от частоты вращения якоря, которая изменяется в 5—8 раз, применяют регулирование выходного напряжения с помощью автономных регуляторов напряжения, например, контактно-транзисторных типа РР-326 или РР-362Б или РР-380.

Следует знать, что генераторы переменного тока облада­ют свойством самоограничения отдаваемого максимального тока (за счет возрастания реактивного сопротивления в си­ловых обмотках) и поэтому не нуждаются в ограничителях тока. Включаемое в схему регулятора реле защиты предо­храняет регулирующий транзистор реле от разрушения боль­шим током при замыкании обмотки возбуждения на массу.

В ряде случаев применяются электронные регуляторы без подвижных контактов (РР-350А — на ЗИЛ-130, УАЗ-469 и др.). Такие регуляторы более надежны и долговечны, чем контактно-транзисторные. На современных тракторах и авто­мобилях все большее применение находят генераторы повы­шенной мощности (до 1000 Вт) со встроенными малогабарит­ными интегральными регуляторами напряжения типа ЯП2А,

Я120АТ, ЯП2Б.

Интегральные бесконтактные регуляторы обеспечивают более стабильное напряжение на выходе генератора во всем диапазоне частоты вращения якоря.

На новых тракторах Т-150КМ и ДТ-175С применяются генераторные установки на базе индукторных бесконтактных пятифазных одноименно-полюсных машин с односторонним электромагнитным возбуждением (типа Г309) и встроенным интегральным регулятором напряжения ЯП2Б, двумя выпря­мителями пятифазного тока (блок БПВ 12-100).

Представляет интерес генератор 46.3701 мощностью 0,7 кВт, созданный для трактора МТЗ-100 (102). В генера­торе применяются для возбуждения, наряду с обмоткой воз­буждения, постоянные магниты, что обеспечивает самовоз­буждение генератора при подключенной номинальной нагруз­ке и при отсутствии аккумуляторной батареи.

Необходимо знать особенности эксплуатации бесконтакт­ных генераторов и реле-регуляторов. Особенно следует обра­щать внимание на правильность их подключения, так как переполюсация выходных клемм, выключение «массы» при работающем двигателе, замыкания на «массу» выводят из строя генераторную установку.

При изучении систем электрического зажигания рабочей смеси в бензиновых и газовых двигателях следует уяснить понятие пробивного напряжения, значения которого (12— 20 кВ) зависят от фактической степени сжатия, расстояния между электродами свечи, качества и температуры рабочей смеси. Система зажигания должна обеспечивать рабочее на­пряжение, превышающее пробивное в 1,5—2 раза. Для обес­печения запуска холодного двигателя при зазоре между элек­тродами свечи 1,0—1,2 мм энергия искры должна быть 20— 30 мДж, ее продолжительность 0,002—0,006 с.  

Задачей сис­темы зажигания является обеспечение максимального давле­ния сгорания горючей смеси около ВМТ, что достигается ав­томатической регулировкой момента зажигания для всего диапазона частотных и нагрузочных режимов двигателя (дей­ствием вакуумного и центробежного регуляторов).

Контактные системы зажигания, выполненные по класси­ческой схеме, не обеспечивают необходимых параметров за­жигания и достаточной надежности для современных много­цилиндровых высокочастотных двигателей. Более высокими показателями надежности и качества искрового разряда об­ладают электронные транзисторные системы зажигания (кон­тактно-транзисторные и бесконтактные).

Последнее время получают распространение конденсатор­ные (тиристорные) системы зажигания, в которых энергия искрообразования накапливается не в магнитном поле ка­тушки, как это имеет место в классической или транзистор­ной системе, а в электрическом поле специального накопи­тельного конденсатора, который в соответствующие порядку зажигания моменты времени подключается к катушке зажи­гания.

Конденсаторные системы зажигания могут быть с импуль­сным и непрерывным накоплением энергии и обеспечивают независимость напряжения и длительности искрообразования от частоты вращения коленчатого вала двигателя, многократ­ное искрообразование.

Для зажигания рабочей смеси в двухтактных бензиновых двигателях применяется система зажигания от магнето. Не­обходимо изучить устройство и работу современных конст­рукций магнето.

Изучить методику установки магнето на двигатель.

Изучая системы электрического пуска двигателя, необхо­димо остановиться на особенностях пуска дизелей, карбюра­торных и газовых двигателей. При этом важно знать, что для двигателей с принудительным зажиганием минимальная пус­ковая частота вращения коленчатого вала составляет 30— 60 мин-1, а для дизелей— 150—250 мин-1, резко повышаясь с понижением температуры. Задачей системы пуска является создание оптимальных условий для пуска двигателя и обес­печение пусковой частоты вращения коленчатого вала.

При рассмотрении устройств стартеров необходимо изу­чить их электромеханические характеристики.

Следует ознакомиться с системами пуска автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, 24-вольтовыми системами автомобилей МАЗ, КамАЗ и тракторов К-701, К-710; 12-вольтовыми — на тракторах других марок. Обратите внимание на применение дополнительных реле дистанционного управления стартером, реле блокировки пуска двигателя при включенной передаче трактора.

Для облегчения пуска холодного дизеля применяются ус­тройства, нагревающие воздух во впускном коллекторе, чаще применяются устройства электрофакельного типа.

С целью уменьшения износа деталей двигателя при пуске используют устройство предпусковой прокачки масла (тракто­ры Т-150К, К-701). При этом обеспечивается предваритель­ная закачка масла в смазочную систему и запуск двигателя происходит только после создания давления в магистрали.

Современные тракторы и автомобили оборудуются совре­менными системами освещения, световой и звуковой сигнали­зациями, контрольно-измерительными приборами. Необходи­мо познакомиться с особенностями и тенденциями развития конструкций перечисленных устройств, возможными их не­исправностями и техническими уходами.

Литература: 1, с. 288—341; 3; 4.

Вопросы для самопроверки

1. Объясните принцип действия свинцовой аккумуляторной батареи. Какие химические реакции происходят при разряде и зарядке? 20

2. Как и какими средствами определяется степень заряженности аккумуляторной батареи?

3. Какие типы генераторов переменного тока применяют­ся на тракторах и автомобилях?

4. Объясните устройство и работу бесконтактных индук­торных генераторов.

5. Объясните устройство и работу интегральных регуля­торов напряжения.

6. Приведите схему и объясните преимущества бескон­тактной системы зажигания.

7. Поясните принцип действия магнето и его установку на двигатель.

8. Каковы особенности устройства систем электрического пуска у дизелей и бензиновых двигателей?

9. Назовите возможные неисправности электрооборудова­ния и основные мероприятия технического ухода.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.