К механизмам управления трактором или автомобилем относят: механизм изменения направления движения машины, задатчик скорости трактора или автомобиля, тормозная система.
Для поддержания движения трактора (автомобиля) по заданному оператором (водителем) направлению применяется рулевое управление машины или управление механизмом поворота гусеничного трактора.
Для задания определенной скорости движения машины служат педаль или рычаг, воздействующие на органы настройки регулирующих органов топливной аппаратуры двигателя. Для снижения скорости машины, экстренной остановки и удержания ее в неподвижном состоянии служит тормозная система.
Усвоив назначение рулевого управления колесных тракторов и автомобилей, необходимо ознакомиться с назначением и устройством его основных частей, обратив внимание на кинематику поворота без скольжения колес. Необходимо знать, как подсчитываются теоретический радиус поворота в зависимости от базы машины и углов поворота внутреннего и внешнего колес при различных схемах рулевого привода, как определяется усилие, которое нужно приложить к рулевому колесу, как производится установка и регулирование управляемых колес. Рекомендуется обратить внимание на устройство и работу гидроусилителей, широко применяющихся на тракторах и автомобилях. На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 применено гидрообъемное рулевое управление, которое включает расположенный в рулевой колонке насос-дозатор НД-80К с блоком клапанов, гидроаккумулятор и насос питания НШ-10ЛЗ, два гидроцилиндра, соединенные общим штоком. Насос-дозатор позволяет обеспечить поворот управляемых колес и при неработающем двигателе.
На тракторах с шарнирно-сочлененной рамой (Т-150КМ и К-701) поворот осуществляется за счет взаимного изменения положения полурам трактора с помощью силовых гидроцилиндров.
Необходимо рассмотреть устройство механической части и гидроусилителя рулевого управелния, которые включают рулевую колонку, рулевой механизм, тягу обратной связи, шестеренный насос, распределитель, клапан расхода и запорный клапан, гидроцилиндры, бак и соединительные трубопроводы.
Следует обратить внимание на устройство стабилизации движения трактора за счет взаимодействия клапана расхода и тяги обратной связи.
Особенностью поворота гусеничных машин является необходимость отключения той гусеницы, в сторону которой происходит поворот. При крутом повороте отключенная гусеница затормаживается.
Механизм поворота можно использовать для остановки всей машины, например, на подъеме или уклоне.
У большинства гусеничных тракторов механизм поворота представляет собой самостоятельный механизм, размещенный в заднем мосту, за главной передачей. Исключением является трактор Т-150, у которого функции механизма поворота выполняет коробка передач, в которой поток мощности от двигателя разделяется на два (двухпоточная трансмиссия). Гидроподжимные муфты коробки выполняют двойную функцию— обеспечивают переключение передач и поворот трактора. У однопоточной трансмиссии в качестве механизма поворота используются планетарные механизмы и многодисковые фрикционные муфты поворота.
Рекомендуется изучить подробно планетарные механизмы поворота и механизмы с фрикционными муфтами. Особое внимание следует уделить приводам механизмов поворота гусеничных тракторов и регулировке приводов.
Приступая к изучению тормозных систем тракторов и автомобилей, необходимо усвоить вытекающие из условий безопасности эксплуатации машин чрезвычайно высокие требования к эффективности тормозных систем. Рекомендуется проработать теоретические положения об определении таких оценочных показателей тормозных качеств тракторов и автомобилей, как максимальный тормозной путь и минимальное замедление, их зависимость от начальной скорости торможения.
Современные тракторы и автомобили оснащаются сложными многоконтурными тормозными системами, обеспечивающими высокую эффективность торможения при любых условиях эксплуатации.
Тормозная система включает тормозной механизм и привод.
Тормозные механизмы выполняются ленточными, колодочными и дисковыми. Привод — устройство управления механизмом может быть механическим, гидравлическим, пневматическим и электрическим. Необходимо тщательно изучить тормозные механизмы и их приводы современных тракторов и автомобилей.
Учитывая все возрастающее значение авто- и тракторопоездов, для повышения эффективности использования машин очень важное значение приобретает привод тормозов прицепов. Следует уделить большое внимание возможным неисправностям тормозов, способам их устранения и операциям ТО тормозных систем.
Вопросы для самопроверки
1. Укажите назначение органов управления трактором или автомобилем.
2. Как определяются кинематические параметры поворота?
3. Как производится установка управляемых колес автомобилей и тракторов?
4. Приведите схему и опишите работу гидроусилителя механизма поворота.
5. Опишите устройство и работу гидрообъемного рулевого управления.
6. Каково устройство механизма поворота тракторов с шарнирно-сочленительной рамой?
7. Приведите обоснование необходимости применения автоматической системы вождения тракторов.
8. Каковы особенности поворота гусеничного трактора? Каковы особенности устройства механизмов поворота?
9. Приведите схемы планетарных механизмов поворота гусеничных машин.
10.Как подсчитывается тормозной путь и замедление автомобиля?
11.Какие требования предъявляются к тормозным системам тракторов и автомобилей?
12. Приведите схему тормозной системы трактора МТЗ-100, МТЗ-102.
13.Приведите схему основной тормозной системы автомобиля КамАЗ.
14.Назовите основные неисправности тормозной системы и рулевого управления.
15.Перечислите операции ТО тормозной системы и системы рулевого управления.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 741.