Факультет Транспортно-технологических машин и сервиса
Кафедра «Тракторы и автомобили»
Утверждаю:
Декан ФТТМС
_____________М.Л. Юсупов
«_____»____________2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ
для студентов направления 35.03.06 «Агроинженерия»
профиль «Технические системы в агробизнесе»,
Екатеринбург
2016 г.
УДК 631.372 (075.5)
ББК
Л.А. Новопашин, Л.В. Денежко, А.А. Садов Методические пособие по выполнению контрольной работы по дисциплине Тракторы и автомобили для студентов направления 35.03.06 «Агроинженерия» профиль «Технические системы в агробизнесе» – Екатеринбург: Изд-во Уральский ГАУ, 2016 г., 20 с.
Составители:
Новопашин Л.А.-к.т.н., профессор
ДенежкоЛ.В.-к.т.н., доцент
Садов А.А.- ассистент кафедры
Одобрена на заседании кафедры
Протокол № _____ от ___________________ 2016 г.
Зав. кафедрой тракторов и автомобилей _____________Л.А. Новопашин
Одобрена и рекомендована к публикации учебно-методической комиссией факультета ТТМС
Протокол № ____ от ______ ____________________ 2016г.
Председатель
учебно-методической комиссии ФТТМС ________________ А.Н. Зеленин
© ФГБОУ ВО
Уральский государственный
аграрный университет, 2016
Уральский ГАУ , 2016 г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Важную роль в ускорении научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве играет техническое совершенствование и научно обоснованная организация эксплуатации автомобилей и тракторов.
Целью изучения раздела «Конструкция тракторов и автомобилей» является приобретение студентами-заочниками знаний по устройству и регулировке тракторов, автомобилей и их двигателей, необходимых для эффективной эксплуатации тракторов и автомобилей в сельскохозяйственном производстве. Студенты должны знать основные направления и тенденции совершенствования тракторов и автомобилей, конструкцию и основные регулировочные параметры тракторов, автомобилей и их двигателей, требования к эксплуатационным свойствам тракторов и автомобилей.
Студенты-заочники должны уметь самостоятельно осваивать конструкцию новых тракторов и автомобилей, выполнять регулирование механизмов и систем тракторов и автомобилей для обеспечения работы с наибольшей производительностью и экономичностью.
Дисциплина «Тракторы и автомобили» изучается на 4 (5) курсе в соответствии с учебным планом для студентов-заочников специальности 110800 –механизации сельского хозяйства факультета транспортно-технологических машин и сервиса.
Студенты-заочники самостоятельно изучают раздел «Конструкция тракторов и автомобилей» по основному рекомендованному учебнику. Для более глубокого изучения отдельных тем рекомендуется дополнительная литература. Закончив изучение материала по той или другой теме, необходимо в целях лучшего усвоения ответить на вопросы для самопроверки. После изучения теоретического материала студенты приступают к выполнению контрольных работ 1. Выполненная контрольная работа высылается в институт на рецензирование.
Библиографический список
1. Болотов Н.К., Лопарев А.А, Судицын В.И. «Конструкция тракторов и автомобилей»; Москва, Колос», 2008 г.
2. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. – М.: КолосС, 2004. – 504 с..
3.Богатырев А.В., Лехтер В.Р. « Тракторы и автомобили» Под. Ред., к.т.н., профессора А.В. Богатырева; Москва «Колос» 2007 г.
4.Заводские руководства по эксплуатации тракторов «Беларусь», МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102, ДТ-75, ДТ-175С, Т-150, Т-150К, К-701, Т-25А и автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, УАЗ-469.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ КУРСА
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ»
Двигатели
Механизм газораспределения
При изучении механизма газораспределения обратите внимание на взаимодействие кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Уясните, сущность газораспределения и оптимальность опережения открытия и запаздывания закрытия клапанов в зависим ости/от режима двигателя. Ознакомьтесь с устройством и действием механизма с нижним и верхним расположением кулачкового вала, возможностью применения трех и четырех клапанных головок цилиндров с целью повышения эффективности газообмена.
Следует обратить внимание на расположение распределительного вала в развале цилиндров У-образных двигателей; ЗИЛ-130, КамАЗ-740, СМД-60.
Наиболее ответственными и тяжело нагруженными деталями механизма газораспределения являются клапаны, для изготовления которых используются специальные стали и сплавы, применяются различные покрытия и наплавки. Находят применение клапаны с натриевым наполнением, с устройством их вращения во вермя работы.
На ряде дизелей применяются декомпрессионные механизмы, сообщающие пространство сжатия в цилиндрах с окружающей средой. Вместе с тем, для ряда новых двигателей нет необходимости применения этого механизма в следствие высоких пусковых качеств дизелей (Д-240, СМД-60, ЯМЗ-238НБ и др.).
С целью поддержания механизма газораспределения в рабочем состоянии необходимо регулярно проводить его ТО, особенно обращая внимание на состояние тепловых зазоров в приводах клапанов, осевой разбег распределительного вала, надежность подвода масла к трущимся деталям.
Обратите внимание на особенности бесклапанного газораспределения двухтактных двигателей.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите типы механизмов газораспределения, их основные детали, материалы.
2. Что называют оптимальными фазами газораспределения и от чего они зависят?
3. Декомпрессионный механизм, его устройство и работа.
4. Как осуществляются процессы газообмена в двухтактных двигателях?
5. Основные неисправности механизма газораспределения четырехтактных и двухтактных двигателей.
6. Основные операции технического обслуживания механизма газораспределения.
Система питания двигателя
Изучите марки и свойства топлив, применяемых для ДВС. Способы приготовления горючей смеси для ДВС различных типов. Устройства для подвода воздуха и удаления отработавших газов, типы воздухоочистителей, индикаторы засоренности воздухоочистителей, способы устранения неисправностей и технического ухода за системой воздухоснабжения двигателя. Устройства турбокомпрессоров, широко применяющихся для дизелей различного рабочего объема. Особенности смесеобразования при наддуве. Технические решения регулируемого наддува и наддува с промежуточным охлаждением воздуха.
К наиболее сложным узлам топливной аппаратуры дизеля относят насосы высокого давления (ТНВД), форсунки и регуляторы.
ТНВД в настоящее время выполняются секционными (рядными или V-образными) и распределительными. Основой устройства каждого ТНВД являются плунжерные пары. Тройная функция плунжерной пары у насоса распределительного типа: создание высокого давления топлива, обеспечение регулирования и распределение цикловой подачи по цилиндрам. Более высокая нагруженность плунжеров распределительных насосов обусловливает повышение требования к материалу и качеству их изготовления.
^Изучите характеристики подачи топлива плунжерной парой, изменение коэффициента подачи от частотного режима работы насоса.
Дырчатые бесштифтовые форсунки. Требования современных дизелей в отношении тонкости распыла, формы факела распыленного топлива, оптимальной его дальнобойности.
Высокая точность изготовления деталей топливной аппаратуры (плунжер — гильза, игла — распылитель форсунки) обусловливает необходимость тщательной фильтрации топлива, чем объясняется наличие в системе питания нескольких ступеней очистки, выполненных в виде фильтров различной сложности.
Сравнивая способы смесеобразования в бензиновом двигателе и дизеле, необходимо отметить более благоприятные условия для бензинового двигателя — хороший распыл топлива в карбюраторе, подогрев паров бензина во впускном трубопроводе, в цилиндре во время процессов наполнения и сжатия. Время, отводимое на процесс смесеобразования в бензиновом двигателе, примерно в 20 раз больше, чем в дизеле. Вместе с тем, продолжается непрерывное совершенствование приборов системы питания бензинового двигателя, в первую очередь карбюраторов. Современный карбюратор — это точнейшее автоматическое устройство, запрограммированное на работу на всех режимах работы двигателя. Необходимо подробно разобраться в работе главной дозирующей системы современных карбюраторов, системы, обеспечивающей работу двигателя на мощностных составах смеси, системы обеспечения оптимального состава смеси при нулевой нагрузке и холодного пуска; устройств, обеспечивающих устойчивую работу двигателя на переходных режимах. Современные карбюраторы, как правило, снабжаются устройствами отключения подачи топлива на режиме принудительного холостого хода, электронными и электрическими устройствами регулирования состава смеси в зависимости от температурного состояния двигателя и условий окружающей среды. Вместе с усовершенствованием карбюраторов успешно развиваются и постепенно находят применение системы впрыскивания легкого топлива с электронным и микропроцессорным управлением. Средства электроники позволяют учесть большое число факторов, определяющих оптимальный состав горючей смеси для каждого режима работы двигателя.
Одним из удачных технических решений является применение непосредственного впрыскивания легкого топлива для двигателей с форкамерно-факельным зажиганием. В этом случае экономичность бензинового двигателя приближается к экономичности дизеля.
В последние годы больше внимания уделяется применению газового топлива для ДВС.
Двигатели, работающие на сжатом и сжиженном газе, менее токсичны и более долговечны.
Перевод бензиновых двигателей на газ несколько усложняет систему питания, на 25—30% снижает мощность двигателя, однако перевод этот с экономической и экологической точек зрения вполне оправдывается. Изучите принципиальную схему газобаллонной установки, включающей баллоны со сжатым (природным) или сжиженным (нефтяным) газом, двухступенчатый редуктор с испарителем, расходные вентили жидкостной и паровой фазы, смеситель с двумя форсунками, фильтр с электромагнитным клапаном, заправочное устройство. Важно знать, что для газобаллонных автомобилей повышаются требования по пожаро- и взрывобезопасности при их эксплуатации, обслуживании и ремонте.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные способы приготовления горючей смеси для ДВС различных типов.
2. Опишите устройство турбокомпрессора, например ТКР-7С-4 (трактора МТЗ-100).
3. Приведите положительные и отрицательные факторы, обусловленные применением наддува на дизелях.
4. Начертите функциональную схему системы питания дизеля.
5. Каковы особенности устройства топливных и воздушных фильтров современных дизелей?
6. Начертите схему плунжерной пары, объясните принцип регулирования цикловой подачи топлива по концу подачи.
7. Каким требованиям должны удовлетворять форсунки современных дизелей?
8. Приведите схему работы секции насоса распределительного типа.
9. Приведите этапы смесеобразования в бензиновом двигателе.
10. Начертите схему одножиклерного карбюратора. Каковы основные способы компенсации состава смеси?
П. Объясните работу отдельных систем карбюратора при работе двигателя на режимах частичных нагрузок и полной мощности, на режиме разгона автомобиля, при холодном пуске.
12.Как влияют регулировки карбюраторов на токсичность отработанных газов?
13.Приведите основные неисправности карбюраторов и способы их устранения.
14.Приведите схему топливной аппаратуры газобаллонного автомобиля.
Смазочная система
Во всех тракторных и автомобильных ДВС применяется комбинированная система смазки трущихся деталей.
Ее назначение: уменьшение трения, отвод абразивных частичек и теплоты из зоны трения, защита деталей от коррозии.
Студенты должны уметь начертить схему соединений элементов смазочной системы, знать назначение и работу всех клапанов в системе, их регулировки.
Необходимо знать применяемые способы очистки масла, Преимущества и недостатки каждого способа очистки.
Важно уметь разбираться в номенклатуре моторных масел, эксплуатационные свойства которых оказывают существенное влияние на мощностные, экономические и износные показатели транспортных ДВС.
При пуске двигателя, особенно холодного, наблюдается наиболее интенсивный износ его деталей. Поэтому при пуске важно обеспечить обильную смазку трущихся поверхностей. Это обеспечивается устройствами предпусковой прокачки масла.
Необходимо познакомиться с возможными неисправностями смазочной системы, операциями технического обслуживания системы.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите принципиальную схему смазочной системы двигателя.
2. Дайте сравнительную оценку различным способам очистки масла в ДВС.
3. Назовите основные агрегаты смазочной системы.
4. Приведите схемы контрольных приборов смазочной системы.
5. Приведите схему устройства предпусковой прокачки масла.
6. Назовите основные неисправности смазочной системы и операции ее технического обслуживания.
Система охлаждения
Рассматривая тепловой баланс поршневого двигателя, можно отметить, что в систему охлаждения должно быть отведено от 25 до 35% скрытой теплоты топлива. При этом для каждого режима работы двигателя необходимо обеспечить оптимальную интенсивность его охлаждения. Как излишний нагрев (перегрев) деталей двигателя, так и чрезмерное понижение их температуры приводят к ряду отрицательных явлений. Например, при температуре охлаждающей жидкости ниже 40—60°С расход топлива увеличивается на 10-15%, увеличивается износ деталей цилиндропоршневой группы, наблюдается закоксовывание колец в канавках поршней, отверстий распылителей форсунок. Назначение системы охлаждения — поддержание постоянного температурного состояния деталей двигателя при рабочих режимах, обеспечение быстрого прогрева двигателя, подача теплоносителя в отопительную систему кабины. В зависимости от вида теплоносителя, воспринимающего теплоту от нагретых деталей двигателя, различают жидкостное или воздушное охлаждение.
Наибольшее распространение для двигателей тракторов и автомобилей получили жидкостные закрытые циркуляционные системы охлаждения.
Необходимо разобраться в устройстве жидкостной системы охлаждения, рассмотрев движение жидкости по малому и большому замкнутому кругу, обратить внимание на способы создания локальной интенсивности охлаждения деталей, работающих при различных условиях нагрева. Устройство приборов системы охлаждения следует рассмотреть для ряда двигателей, обратив внимание на некоторые их особенности. Так, например, на двигателе ЯМЗ-640 (автомобиля КамАЗ-5320) применяется привод вентилятора с помощью гидромуфты, автоматически отключающей вентилятор при снижении температуры жидкости ниже 80°С.
Воздушная система охлаждения проще и удобнее в эксплуатации. Двигатель с такой системой получается легче и компактнее. Наряду с выпускаемыми двигателями Д-144, Д-145Т, Д-21 и Д-120, в настоящее время подготовлены к выпуску на Чебоксарском тракторном заводе новые мощные тракторные дизели воздушного охлаждения.
Обратите внимание на устройство равномерного обдува ребер цилиндров и головок цилиндров, на систему дефлекторов, специфичность устройства осевого вентилятора с направляющим аппаратом и тепловым (сезонным) регулятором расхода воздуха.
При эксплуатации двигателя воздушного охлаждения необходимо следить за его тепловым режимом. Контроль теплового состояния двигателя осуществляется по температуре картерного масла (температура должна быть не более 100- 150°С) и с помощью датчика температуры головок цилиндров и светового сигнализатора, срабатывающего при температуре головок выше 175°С.
Наряду с существенными положительными свойствами, двигатели с воздушным охлаждением обладают рядом недостатков: большой шум в работе, потери мощности (до 8%) н» привод осевого вентилятора, трудность обеспечения теплоносителей системы обогрева кабины.
Изучение системы охлаждения заканчивается анализом возможных неисправностей ее элементов, способов их устранения и усвоением основных операций ТО.
Вопросы для самопроверки
1. Каким должен быть оптимальный тепловой режим системы охлаждения двигателей жидкостного и воздушного охлаждения?
2. Каковы особенности устройства элементов систем охлаждения двигателей жидкостного и воздушного охлаждения?
3. Назовите преимущества и недостатки систем воздушного и жидкостного охлаждения.
4. Каковы способы регулирования теплового режима двигателей?
5. Каковы требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям?
6. Приведите возможные неисправности системы охлаждения.
7. Перечислите основные операции ТО систем жидкостного и воздушного охлаждения.
Система пуска двигателя
Система пуска должна обеспечивать частоту вращения коленчатого вала для бензиновых и газовых двигателей 30— 60 мин-1, для дизелей— 150—250 мин-1, при температуре 0— — 15°С.
Различаются: ручной пуск, пуск вспомогательным бензиновым двигателем и пуск электрическим стартером.
Пуск от руки применяется для бензиновых двухтактных двигателей, для тракторных двигателей применяется пуск вспомогательным бензиновым двигателем. Наиболее распространен пуск электрическим стартером.
Следует изучить конструкции современных пусковых двухтактных двигателей, обращая внимание на особенности устройства их механизмов и системы. Необходимо ознакомиться также с механизмами, передающими энергию пусковых двигателей коленчатому валу дизеля: сцеплением, шестеренчатой передачей, отключающим механизмом и предохранительными устройствами.
Для пуска двигателей в условиях низких температур применяется ряд специальных средств облегчения пуска. К ним относятся свечи накаливания, факельные подогреватели воздуха, подогреватели охлаждающей жидкости и масла. Следует изучить электрофакельные нагреватели, применяемые на дизелях различных тракторов, отмечая особенности конструкций.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите классификацию систем пуска поршневых ДВС.
2. Каковы особенности устройства пусковых двигателей?
3. Приведите особенности устройства механизмов передачи энергии пусковых двигателей к коленчатому валу дизеля.
4. Назовите устройства, облегчающие пуск дизеля в условиях низких температур.
5. Какие основные требования техники безопасности при пуске тракторных дизелей?
6. Назовите основные операции ТО системы пуска.
Трансмиссия
Назначение трансмиссии и ее основные функции.
Трансмиссии современных тракторов и автомобилей служат для передачи и регулирования (ступенчатого или бесступенчатого) крутящего момента от двигателя к движителю или к активным рабочим органам машин.
По способу изменения регулирования крутящего момента трансмиссии разделяются на ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные. По виду энергии, используемой для преобразования крутящего момента двигателя, трансмиссии называют механическими, гидравлическими (гидрообъемными), гидромеханическими и электромеханическими.
Необходимо хорошо представлять конструктивные особенности трансмиссий современных гусеничных и колесных тракторов и автомобилей, трансмиссий полноприводных колесных машин. При изучении этой темы изучить конструкции трансмиссий современных автомобилей и тракторов.
Рассматривая устройства сцеплений, необходимо знать их классификацию по способу передачи энергии (фрикционные, гидравлические или электромагнитные устройства). При этом, отмечая наибольшую применяемость на тракторах и автомобилях фрикционных сцеплений, следует обратить внимание на большую перспективность применения гидравлических сцеплений. Важно иметь достаточное представление об устройстве управления (приводах) сцепления, подробно знать схемы механического и гидравлического привода, а также устройство сервомеханизмов (механического-пружинного, гидравлического-пневматического).
Коробка передач определяет тяговые и скоростные показатели трактора или автомобиля; передаточные числа и диапазоны ступеней передач должны быть тщательно согласованы с частотными характеристиками двигателя и требуемыми динамическими качествами машины.
Необходимо знать классификацию коробок передач: по способу изменения передаточных чисел (ступенчатые и бесступенчатые), по типу применяемой в коробке шестеренчатой передачи (с неподвижными осями валов и с вращающимися осями валов — планетарными), по способу зацепления шестерен (с подвижными или постоянного зацепления шестернями) по числу валов, определяющих кинематическую схему (двух-, трех- и четырехвальные), по процессу переключения передач (с остановкой машины или на ходу), по принципу работы (механические, гидравлические, электрические).
Следует изучить конструкции коробок передач тракторов и автомобилей, особенности устройства отдельных узлов коробок передач, материалы деталей. Важно знать требования, предъявляемые к коробкам передач современных тракторов и автомобилей, в особенности обеспечения высокого КПД, большой долговечности, надежности, удобства ТО, бесшумности в работе. Необходимо знать также устройства приводов управления коробками передач при ручном и автоматическом выборе передаточных чисел, назначение, устройство и принцип действия раздаточных коробок и ходоуменьшителей. Необходимо также иметь представление о возможных неисправностях коробок передач, способах их устранения и операциях ТО.
Следует изучить конструкции промежуточных соединений трансмиссии и карданных передач, обратив внимание на требования, предъявляемые к этим соединениям, особенности устройства синхронных и асинхронных карданных шарниров, карданных передач, упругих карданных муфт, комбинированных промежуточных соединений (К-701). Желательно знать правила монтажа карданных передач, их возможные неисправности.
При изучении ведущих мостов тракторов и автомобилей следует обратить внимание на особенности устройства передних ведущих мостов, позволяющих подводить крутящий момент к управляемым колесам, наличие специальных колесных редукторов или шарниров равных угловых скоростей.
Для изменения направления силового потока и увеличения крутящего момента на ведущих органах машины ^применяется главная передача. Она может быть одинарной или двойной. На тракторе Т-150 применяются две раздельные комплексные передачи, на Т-150 КМ - одинарная главная передача. Для распределения крутящего момента между ведущими полуосями трактора или автомобиля и обеспечения вращения ведущих колес с различной частотой применяются дифференциалы. Необходимо хорошо представить кинематику и динамику дифференциала, знать, как подсчитываются частоты вращения и моменты на полуосях при несимметричном дифференциале, какие существуют способы блокировки дифференциалов, как работают дифференциалы повышенного трения (например, автомобиля ГАЗ-66, трактора К-701).
Следует изучить устройства механизмов поворота гусеничных тракторов, обратив внимание на конструкции планетарных механизмов поворота.
Необходимо изучить устройство конечных передач тракторов и большегрузных автомобилей, выполненных в виде цилиндрического или планетарного редуктора.
В заключение следует остановиться на операциях ТО ведущих мостов, их неисправностях и способах устранения.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные функции трансмиссии.
2. Приведите кинематическую схему трансмиссии колесного, гусеничного трактора, грузового автомобиля.
3. Назовите типы сцеплений по способу передачи энергии.
4. Объясните понятие коэффициента запаса сцепления.
5. Опишите работу гидроподжимной муфты.
6. Назовите основные требования, предъявляемые к коробкам передач.
7. Приведите классификацию коробок передач по различным признакам.
8. Объясните назначение и работу гидроподжимных муфт в коробке передач трактора Т-150К.
9. Назначение гидротрансформатора. Укажите его преимущества и недостатки перед механической коробкой передач.
10.Как классифицируются карданные передачи, каково устройство карданных шарниров и карданных муфт?
11.Приведите кинематические схемы ведущих мостов гусеничных тракторов с механизмами поворота.
12. Опишите типы и устройства главных передач.
13.Как распределяется крутящий момент между осями несимметричного дифференциала?
14.Приведите схему конечной передачи планетарного типа.
15.Приведите схему приводов передних мостов тракторов и автомобилей.
16.Объясните устройство и принцип действия раздаточных коробок и ходоуменыпителей.
17.Назовите основные операции ТО сборочных единиц трансмиссии, их возможные неисправности и способы их устранения.
Группа
1. Каковы основные направления и тенденции развития поршневых тракторных и автомобильных ДВС?
2. Укажите основные направления улучшения технико-экономических показателей современных и перспективных двигателей.
3. Приведите классификацию автомобильных двигателей и дайте сравнительную оценку.
4. Степень сжатия и ее влияние на работу двигателя. Выбор степени сжатия.
5. Процесс сгорания в карбюраторном двигателе. Периоды процесса сгорания. Факторы, влияющие на процесс сгорания в карбюраторном двигателе.
6. Детонация и ее последствия для двигателя. Внешние признаки. Факторы, влияющие на детонацию и борьба с ней.
7. Процесс сгорания в дизелях. Периоды процесса сгорания. Факторы, влияющие на процесс сгорания в дизелях.
8. Способы смесеобразования в дизелях. Формы камер сгорания, сопоставление.
9. Коэффициент избытка воздуха и его зависимость от различных факторов.
10. Методика испытаний автотракторных двигателей. Оборудование, методы измерений.
Группа
1. Объясните принцип устройства четырехтактного карбюраторного двигателя и опишите процессы, протекающие в цилиндрах.
2. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном дизеле за полный цикл работы двигателя.
3. Опишите процессы, протекающие в двухтактном дизеле за полный цикл его работы.
4. Опишите процессы протекающие в карбюраторном четырехтактном двигателе.
5. Опишите процессы, протекающие в двухтактном карбюраторном двигателе.
6. Каковы преимущества и недостатки дизелей и карбюраторных двигателей?
7. Как осуществляется смесеобразование в дизелях? Преимущества и недостатки различных способов смесеобразования.
8. Из каких материалов изготавливаются поршни автотракторных двигателей? Основные свойства этих материалов.
9. Как изменяется зазор между цилиндром и поршнем в различных сечениях поршня?
10.Как обеспечивается подвод смазки к коренным и шатунным шейкам коленчатого вала?
Группа
1. Каковы конструктивные особенности поршневых колец современных дизелей и какие предусматриваются конструктивные мероприятия для увеличения их долговечности?
2. Каковы особенности устройства КШМ и V-образных ДВС?
3. Из каких соображений выбирается форма камеры сгорания у карбюраторных двигателей и дизелей?
4. Какие требования предъявляются к форме камер сгорания современных двигателей?
5. Приведите требования, предъявляемые к шатунам автомобильных и тракторных двигателей. Из какого материала они изготавливаются?
6. Опишите конструкцию и материал современных вкладышей шатунных и коренных подшипников автотракторных двигателей.
7. Приведите схемы газораспределения двухтактных двигателей.
8. Из каких материалов изготавливаются клапаны, направляющие втулки клапанов? Основные требования к этим материалам и их свойства.
9. Из каких материалов выполняются распределительные валы и толкатели газораспределительного механизма? Какой термообработке они подвергаются?
10. Выполните схему и объясните назначение и работу декомпрессионного устройства дизеля.
Группа
1. Выполните схему воздухоочистителя тракторного двигателя и опишите принцип его работы.
2. Выполните схемы основных типов масляных фильтров автотракторных двигателей и опишите принцип их работы.
3. Выполните схему устройства и опишите принцип работы диафрагменного топливного насоса.
4. Объясните необходимость качественного изменения смеси в карбюраторе.
5. Выполните схему устройства для обеспечения холостого хода одного из карбюраторов. Как производится регулировка холостого хода?
6. Выполните описание процесса семесеобразования в дизелях.
7. Выполните схему и дайте описание работы плунжерной пары насоса распределительного типа.
8. Выполните схему всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя и объясните его принцип работы.
9. Выполните схему и опишите конструкцию турбокомпрессора дизеля.
10. Выполните схему системы питания дизеля.
Группа
1. Выполните схему центрифуги и опишите ее работу.
2. Выполните схему и опишите работу ограничителя частоты вращения коленчатого вала карбюраторного двигателя.
3. Выполните схему комбинированной смазочной системы двигателя и опишите ее работу.
4. Для чего применяются корректирующие устройства в регуляторе, схемы устройства и принцип работы?
5. Выполните схему и опишите принцип работы ограничителя частоты вращения автомобильного карбюраторного двигателя.
6. Выполните схему смазочной системы одного из отечественных дизелей с указанием назначения отдельных элементов.
7. Выполните схему системы охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей.
8. Выполните схему воздушного охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей с описанием принципов действия отдельных элементов.
9. Выполните схему системы жидкостного охлаждения двигателя и опишите принцип работы.
10. Объясните назначение термостата в системе охлаждения. Выполните схему термостата и опишите его принцип действия.
Группа
1. Объясните принцип действия свинцового аккумулятора. Какие химические реакции происходят при разряде и зарядке аккумулятора?
2. Какие типы генераторов переменного тока применяются на тракторах и автомобилях? Приведите схему одного из них.
3. Объясните устройство и работу генераторов переменного тока.
4. Объясните устройство и работу интегральных регуляторов напряжения.
5. Приведите схему и объясните работу батарейной системы зажигания.
6. Поясните принцип действия магнето. Как устанавливается угол размыкания контактов у магнето?
7. Каковы особенности устройства систем электрического пуска у дизелей и бензиновых двигателей?
8. Приведите устройство и схемы включения основных приборов освещения и сигнализации.
9. Назовите возможные неисправности систем электрооборудования и основные мероприятия технического обслуживания.
10. Приведите принципиальную схему генератора переменного тока.
Группа
1. Для чего и как меняется момент зажигания рабочей смеси в карбюраторных двигателях?
2. Выполните схему зажигания от магнето.
3. Выполните схему освещения трактора и приведите основные сведения об его элементах.
4. Для чего применяется вариатор индукционной катушки? Приведите схему включения вариатора в системе зажигания.
5. Выполните принципиальную схему контактно-транзисторного реле-регулятора, объясните назначение и работу.
6. Приведите схему включения генератора переменного тока и реле-регулятора в общую схему электрооборудования.
7. Опишите назначение и устройство одного из электрических контрольно-измерительных приборов или сигнализирующих устройств.
8. Выполните схему и объясните принцип работы электростартера с электромагнитным включателем и дистанционным управлением.
9. Характер нагрузки электростартера и его характеристика.
10. Изложите сущность зарядки аккумуляторной батареи, ее проверку и обслуживание.
Группа
1. Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма, методы их выявления и устранения.
2. Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя и методы устранения; операции ТО.
3. Неисправности генераторов переменного тока и методы их устранения; операции ТО.
4. Основные неисправности системы охлаждения тракторов и автомобилей, их устранение; операция ТО.
5. Опишите уход за смазочной системой двигателей тракторов и автомобилей, укажите основные неисправности, их устранение и ТО.
6. Опишите правила ухода за кислотно-свинцовыми аккумуляторами в летнее и зимнее время и при их хранении.
7. Опишите проверку и регулировку топливных насосов и форсунок дизеля с кратким описанием приборов и приспособлений, применяемых для этой цели.
8. Опишите порядок установки топливного насоса высокого давления на дизель.
9. Опишите основные неисправности топливного насоса высокого давления дизеля, методы их выявления и устранения.
10. Способы повышения мощности и экономичности двигателей.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ № 2
Группа
1. Приведите сведения о техническом уровне тракторов.
2. Приведите классификацию тракторов и автомобилей по различным признакам.
3. Каковы преимущества и недостатки колесных и гусеничных тракторов?
4. Приведите классификацию тракторов по назначению, по конструкции ходовой части, типу двигателя, по остову и по классу тягового усилия.
5. Расскажите об особенностях устройства тракторов со всеми ведущими колесами.
6. Приведите классификацию автомобилей по назначению, колесной формуле, типу двигателя, грузоподъемности.
7. Выполните схему общего устройства колесного трактора.
8. Чем объяснить широкое применение дизелей на тракторах и автомобилях большой грузоподъемности?
9. Какими конструктивными мерами достигается повышение проходимости тракторов и автомобилей?
10. Какие основные марки тракторов выпускает для сельского хозяйства тракторная промышленность? Их краткие технические характеристики.
Группа
1. Какие основные типы грузовых автомобилей выпускает для сельского хозяйства автомобильная промышленность? Их краткая техническая характеристика.
2. Приведите перспективный типаж тракторных двигателей.
3. Выполните схему тракторного догружателя, улучшающего сцепные свойства трактора.
4. Приведите схему устройства автомобиля повышенной проходимости и краткое его описание.
5. Перспективный типаж тракторов и краткая характеристика базовых моделей.
6. Динамика роста тракторного и автомобильного парка сельского хозяйства.
7. Перспективы развития авто-, тракторостроения в ближайшие годы.
8. Основные неисправности тормозной системы автомобиля; уход за тормозами с гидравлическим приводом; операции ТО.
9. Основные неисправности гидроусилителя рулевого управления и как они проявляются при работе трактора.
10. Работа гидравлической навесной системы и операции ее технического обслуживания.
Группа
1. Выполните общую схему трансмиссии колесного трактора с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
2. Выполните общую схему трансмиссии гусеничного трактора с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
3. Выполните общую схему трансмиссии грузового автомобиля с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
4. Приведите схему коробки передач с прямой передачей. Для каких машин применяется такая коробка и почему?
5. Опишите устройство и работу механизмов трансмиссии пускового двигателя с планерным редуктором.
6. Выполните схему трансмиссии грузового автомобиля повышенной проходимости с указанием названий и назначения отдельных ее механизмов.
7. Выполните схему трансмиссии колесного трактора повышенной проходимости и опишите назначение отдельных ее механизмов.
8. Выполните схему и опишите работу муфты сцепления.
9. Выполните принципиальную схему сцепления с пневматическим усилителем.
10.Приведите принципиальную схему коробки передач с гидроподжимными муфтами.
Группа
1. Выполните схему и опишите устройство и действие гидроподжимной муфты коробки передач.
2. Выполните схему устройства дифференциала с блокировкой и опишите назначение и принцип действия.
3. Выполните схемы карданных передач, применяющихся на тракторах и автомобилях. Для чего нужна карданная передача?
4. Выполните схему привода к валу отбора мощности. Объясните работу такого привода.
5. Выполните схему многоступенчатой коробки передач и поясните как происходит передача движения на каждой передаче.
6. Приведите кинематические схемы ведущих мостов гусеничных тракторов с механизмами поворота.
7. Опишите типы и устройства главных передач.
8. Приведите схему конечной передачи планетарного типа.
9.Приведите схему приводов передних мостов тракторов и автомобилей.
10.Объясните устройство и принцип действия раздаточных коробок и ходоуменьшителей.
Группа
1.Укажите назначение органов управления трактором или автомобилем, приведите схему рулевого управления.
2. Как определяются кинематические параметры поворота?
3.Как производится установка управляемых колес автомобилей и тракторов?
4. Приведите схему и опишите работу гидроусилителя механизма поворота.
5. Опишите устройство и работу гидрообъемного рулевого управления.
6. Каково устройство механизма поворота тракторов с шарнирно-сочлененной рамой?
7. Приведите обоснование необходимости применения автоматической системы вождения тракторов.
8. Каковы особенности поворота гусеничного трактора? Каковы особенности устройства механизмов поворота?
9. Приведите схемы планетарных механизмов поворота гусеничных машин.
10. Какие требования предъявляются к тормозным системам тракторов и автомобилей?
Группа
1. Приведите схему пневматического тормоза привода автопоезда (тягача с прицепом), объяснив назначение отдельных узлов и принципа действия привода.
2. Приведите схему и опишите устройство и действие механизма поворота колесных тракторов и автомобилей.
3. Каковы особенности устройства ходовой части универсально-пропашных и садово-огородных тракторов?
4. Какие сервомеханизмы применяются на тракторах и автомобилях для облегчения управления? Приведите схему одного из них и объясните принцип действия.
5. Выполните схемы движителей гусеничных тракторов с полужесткой и балансирной подвесками, объясните назначение основных узлов и особенности движителей.
6. Как осуществляется поворот гусеничных тракторов? Приведите схемы и описание соответствующих механизмов.
7. Для чего и как меняется ширина колеи колесных тракторов? Приведите схемы соответствующих устройств.
8. Типы натяжных устройств гусеничных движителей. Приведите их схемы с описанием принципа действия.
9. Приведите схему основной тормозной системы трактора МТЗ-100, МТЗ-102.
10. Приведите схему тормозной системы автомобиля
КамАЗ.
Группа
1. Перечислите устройства рабочего оборудования тракторов.
2. Приведите схемы приводов валов отбора мощности.
3. Каковы преимущества независимого привода ВОМ? В каких случаях используются боковой и передний ВОМ?
4. Опишите конструкции прицепных устройств тракторов. Для каких целей применяется маятниковое прицепное устройство?
5. Опишите устройство ходоуменынителя.
6. Перечислите рабочие устройства автомобилей.
7. Для чего применяются независимый и синхронный приводы вала отбора мощности? Схемы их привода и принцип действия.
8. Выполните схему устройства гидросистемы трактора, объясните назначение отдельных ее узлов.
9. Приведите схему механизма навески гидравлической системы и опишите устройство и работу.
10.Приведите схему и опишите принцип действия гидравлического догружателя на ведущие колеса трактора.
Группа
1. Выполните схему и объясните работу гидравлического силового цилиндра двойного действия гидросистемы трактора.
2. Выполните схему и объясните принцип работы трехзо-лотникового распределителя навесной гидросистемы трактора.
3. Выполните схему прицепных устройств тракторов с описанием методов регулирования точки прицепа по высоте и ширине.
4. Выполните схему подъемного механизма автомобиля-самосвала с описанием принципов его действия.
5. Выполните схемы навесных устройств (двух- и трехточечных) и объясните их устройство и действие.
6. Выполните схему включения вала отбора мощности.
7.Объясните, какие преимущества дает применение навесных машин на тракторах по сравнению с прицепными.
8. Объясните, для чего предназначается приводная лебедка автомобиля, ее устройство и принцип действия.
9. Выполните схему отопления кабины автомобиля или трактора и объясните ее назначение и устройство.
10. Выполните различные схемы навески машин и орудий на трактор и поясните применимость их в сельском хозяйстве.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.. 3
1.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ.. 4
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ КУРСА.. 5
2.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ». 5
2.2 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ». 5
2.2.1 Двигатели. 5
2.2.2 Электрооборудование тракторов и автомобилей. 14
2.2.3 Шасси тракторов и автомобилей. 17
2.2.4 Рабочее оборудование тракторов и автомобилей. 24
2.2.5 Гидравлическое оборудование тракторов и автомобилей. 25
3 ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 26
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 28
Факультет Транспортно-технологических машин и сервиса
Кафедра «Тракторы и автомобили»
Утверждаю:
Декан ФТТМС
_____________М.Л. Юсупов
«_____»____________2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ
для студентов направления 35.03.06 «Агроинженерия»
профиль «Технические системы в агробизнесе»,
Екатеринбург
2016 г.
УДК 631.372 (075.5)
ББК
Л.А. Новопашин, Л.В. Денежко, А.А. Садов Методические пособие по выполнению контрольной работы по дисциплине Тракторы и автомобили для студентов направления 35.03.06 «Агроинженерия» профиль «Технические системы в агробизнесе» – Екатеринбург: Изд-во Уральский ГАУ, 2016 г., 20 с.
Составители:
Новопашин Л.А.-к.т.н., профессор
ДенежкоЛ.В.-к.т.н., доцент
Садов А.А.- ассистент кафедры
Одобрена на заседании кафедры
Протокол № _____ от ___________________ 2016 г.
Зав. кафедрой тракторов и автомобилей _____________Л.А. Новопашин
Одобрена и рекомендована к публикации учебно-методической комиссией факультета ТТМС
Протокол № ____ от ______ ____________________ 2016г.
Председатель
учебно-методической комиссии ФТТМС ________________ А.Н. Зеленин
© ФГБОУ ВО
Уральский государственный
аграрный университет, 2016
Уральский ГАУ , 2016 г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Важную роль в ускорении научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве играет техническое совершенствование и научно обоснованная организация эксплуатации автомобилей и тракторов.
Целью изучения раздела «Конструкция тракторов и автомобилей» является приобретение студентами-заочниками знаний по устройству и регулировке тракторов, автомобилей и их двигателей, необходимых для эффективной эксплуатации тракторов и автомобилей в сельскохозяйственном производстве. Студенты должны знать основные направления и тенденции совершенствования тракторов и автомобилей, конструкцию и основные регулировочные параметры тракторов, автомобилей и их двигателей, требования к эксплуатационным свойствам тракторов и автомобилей.
Студенты-заочники должны уметь самостоятельно осваивать конструкцию новых тракторов и автомобилей, выполнять регулирование механизмов и систем тракторов и автомобилей для обеспечения работы с наибольшей производительностью и экономичностью.
Дисциплина «Тракторы и автомобили» изучается на 4 (5) курсе в соответствии с учебным планом для студентов-заочников специальности 110800 –механизации сельского хозяйства факультета транспортно-технологических машин и сервиса.
Студенты-заочники самостоятельно изучают раздел «Конструкция тракторов и автомобилей» по основному рекомендованному учебнику. Для более глубокого изучения отдельных тем рекомендуется дополнительная литература. Закончив изучение материала по той или другой теме, необходимо в целях лучшего усвоения ответить на вопросы для самопроверки. После изучения теоретического материала студенты приступают к выполнению контрольных работ 1. Выполненная контрольная работа высылается в институт на рецензирование.
Библиографический список
1. Болотов Н.К., Лопарев А.А, Судицын В.И. «Конструкция тракторов и автомобилей»; Москва, Колос», 2008 г.
2. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. – М.: КолосС, 2004. – 504 с..
3.Богатырев А.В., Лехтер В.Р. « Тракторы и автомобили» Под. Ред., к.т.н., профессора А.В. Богатырева; Москва «Колос» 2007 г.
4.Заводские руководства по эксплуатации тракторов «Беларусь», МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102, ДТ-75, ДТ-175С, Т-150, Т-150К, К-701, Т-25А и автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, УАЗ-469.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 300.