Кафедра «Тракторы и автомобили»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факультет Транспортно-технологических машин и сервиса

Кафедра «Тракторы и автомобили»

Утверждаю:

Декан ФТТМС

 _____________М.Л. Юсупов

 «_____»____________2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ

 

 

для студентов направления 35.03.06 «Агроинженерия»

профиль «Технические системы в агробизнесе»,

Екатеринбург

2016 г.


УДК 631.372 (075.5)

ББК

Л.А. Новопашин, Л.В. Денежко, А.А. Садов Методические пособие по выполнению контрольной работы по дисциплине Тракторы и автомобили для  студентов направления 35.03.06 «Агроинженерия» профиль «Технические системы в агробизнесе» – Екатеринбург: Изд-во Уральский ГАУ, 2016 г., 20 с.

 

Составители:

Новопашин Л.А.-к.т.н., профессор

ДенежкоЛ.В.-к.т.н., доцент

Садов А.А.- ассистент кафедры

 

 

Одобрена на заседании кафедры

 Протокол № _____ от ___________________ 2016 г.

Зав. кафедрой тракторов и автомобилей _____________Л.А. Новопашин

 

Одобрена и рекомендована к публикации учебно-методической комиссией факультета ТТМС

Протокол № ____ от ______ ____________________ 2016г.

 

 Председатель

учебно-методической комиссии ФТТМС ________________ А.Н. Зеленин

 

 © ФГБОУ ВО

Уральский государственный

аграрный университет, 2016

 

 

Уральский ГАУ , 2016 г.




ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Важную роль в ускорении научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве играет техническое со­вершенствование и научно обоснованная организация эксплу­атации автомобилей и тракторов.

Целью изучения раздела «Конструкция тракторов и авто­мобилей» является приобретение студентами-заочниками зна­ний по устройству и регулировке тракторов, автомобилей и их двигателей, необходимых для эффективной эксплуатации тракторов и автомобилей в сельскохозяйственном производ­стве. Студенты должны знать основные направления и тен­денции совершенствования тракторов и автомобилей, конст­рукцию и основные регулировочные параметры тракторов, ав­томобилей и их двигателей, требования к эксплуатационным свойствам тракторов и автомобилей.

Студенты-заочники должны уметь самостоятельно осваи­вать конструкцию новых тракторов и автомобилей, выполнять регулирование механизмов и систем тракторов и автомобилей для обеспечения работы с наибольшей производительностью и экономичностью.

Дисциплина «Тракторы и автомобили» изучается на 4 (5) кур­се в соответствии с учебным планом для студентов-заочни­ков специальности 110800 –механизации сельского хозяйства факультета транспортно-технологических машин и сервиса.

Студенты-заочники самостоятельно изучают раздел «Кон­струкция тракторов и автомобилей» по основному рекомендо­ванному учебнику. Для более глубокого изучения отдельных тем рекомендуется дополнительная литература. Закончив изу­чение материала по той или другой теме, необходимо в целях лучшего усвоения ответить на вопросы для самопровер­ки. После изучения теоретического материала студенты при­ступают к выполнению контрольных работ 1. Выполненная контрольная работа высылается в институт на рецензирова­ние.

Библиографический список  

1. Болотов Н.К., Лопарев А.А, Судицын В.И. «Конструкция тракторов и автомобилей»; Москва, Колос», 2008 г.

2. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. –  М.: КолосС, 2004. – 504 с..

3.Богатырев А.В., Лехтер В.Р. « Тракторы и автомобили» Под. Ред., к.т.н., профессора А.В. Богатырева; Москва «Колос» 2007 г.

4.Заводские руководства по эксплуатации тракторов «Беларусь», МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102, ДТ-75, ДТ-175С, Т-150, Т-150К, К-701, Т-25А и автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, УАЗ-469.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ КУРСА

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ»

Двигатели

Механизм газораспределения

 

При изучении механизма газораспределения обратите вни­мание на взаимодействие кривошипно-шатунного и газорас­пределительного механизмов. Уясните, сущность газораспре­деления и оптимальность опережения открытия и запаздыва­ния закрытия клапанов в зависим ости/от режима двигателя. Ознакомьтесь с устройством и действием механизма с ниж­ним и верхним расположением кулачкового вала, возможно­стью применения трех и четырех клапанных головок цилинд­ров с целью повышения эффективности газообмена.

Следует обратить внимание на расположение распредели­тельного вала в развале цилиндров У-образных двигателей; ЗИЛ-130, КамАЗ-740, СМД-60.

Наиболее ответственными и тяжело нагруженными дета­лями механизма газораспределения являются клапаны, для изготовления которых используются специальные стали и сплавы, применяются различные покрытия и наплавки. Нахо­дят применение клапаны с натриевым наполнением, с устрой­ством их вращения во вермя работы.

На ряде дизелей применяются декомпрессионные механиз­мы, сообщающие пространство сжатия в цилиндрах с окру­жающей средой. Вместе с тем, для ряда новых двигателей нет необходимости применения этого механизма в следствие высоких пусковых качеств дизелей (Д-240, СМД-60, ЯМЗ-238НБ и др.).

С целью поддержания механизма газораспределения в ра­бочем состоянии необходимо регулярно проводить его ТО, особенно обращая внимание на состояние тепловых зазоров в приводах клапанов, осевой разбег распределительного ва­ла, надежность подвода масла к трущимся деталям.

Обратите внимание на особенности бесклапанного газо­распределения двухтактных двигателей.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите типы механизмов газораспределения, их ос­новные детали, материалы.

2. Что называют оптимальными фазами газораспределения и от чего они зависят?

3. Декомпрессионный механизм, его устройство и работа.

4. Как осуществляются процессы газообмена в двухтакт­ных двигателях?

5. Основные неисправности механизма газораспределения четырехтактных и двухтактных двигателей.

6. Основные операции технического обслуживания меха­низма газораспределения.

Система питания двигателя

Изучите марки и свойства топлив, применяемых для ДВС. Способы приготовления горючей смеси для ДВС различных типов. Устройства для подвода воздуха и удаления отрабо­тавших газов, типы воздухоочистителей, индикаторы засорен­ности воздухоочистителей, способы устранения неисправнос­тей и технического ухода за системой воздухоснабжения дви­гателя. Устройства турбокомпрессоров, широко применяющих­ся для дизелей различного рабочего объема. Особенности сме­сеобразования при наддуве. Технические решения регулируе­мого наддува и наддува с промежуточным охлаждением воз­духа.

К наиболее сложным узлам топливной аппаратуры дизе­ля относят насосы высокого давления (ТНВД), форсунки и регуляторы.

ТНВД в настоящее время выполняются секционными (ряд­ными или V-образными) и распределительными. Основой ус­тройства каждого ТНВД являются плунжерные пары. Трой­ная функция плунжерной пары у насоса распределительного типа: создание высокого давления топлива, обеспечение регу­лирования и распределение цикловой подачи по цилиндрам. Более высокая нагруженность плунжеров распределительных насосов обусловливает повышение требования к материалу и качеству их изготовления.

^Изучите характеристики подачи топлива плунжерной па­рой, изменение коэффициента подачи от частотного режима работы насоса.

Дырчатые бесштифтовые форсунки. Требования современ­ных дизелей в отношении тонкости распыла, формы факела распыленного топлива, оптимальной его дальнобойности.

Высокая точность изготовления деталей топливной аппа­ратуры (плунжер — гильза, игла — распылитель форсунки) обусловливает необходимость тщательной фильтрации топли­ва, чем объясняется наличие в системе питания нескольких ступеней очистки, выполненных в виде фильтров различной сложности.

Сравнивая способы смесеобразования в бензиновом дви­гателе и дизеле, необходимо отметить более благоприятные условия для бензинового двигателя — хороший распыл топ­лива в карбюраторе, подогрев паров бензина во впускном трубопроводе, в цилиндре во время процессов наполнения и сжатия. Время, отводимое на процесс смесеобразования в бензиновом двигателе, примерно в 20 раз больше, чем в ди­зеле. Вместе с тем, продолжается непрерывное совершенство­вание приборов системы питания бензинового двигателя, в первую очередь карбюраторов. Современный карбюратор — это точнейшее автоматическое устройство, запрограммирован­ное на работу на всех режимах работы двигателя. Необходи­мо подробно разобраться в работе главной дозирующей сис­темы современных карбюраторов, системы, обеспечивающей работу двигателя на мощностных составах смеси, системы обеспечения оптимального состава смеси при нулевой нагруз­ке и холодного пуска; устройств, обеспечивающих устойчивую работу двигателя на переходных режимах. Современные кар­бюраторы, как правило, снабжаются устройствами отключе­ния подачи топлива на режиме принудительного холостого хода, электронными и электрическими устройствами регули­рования состава смеси в зависимости от температурного сос­тояния двигателя и условий окружающей среды. Вместе с усовершенствованием карбюраторов успешно развиваются и постепенно находят применение системы впрыскивания легко­го топлива с электронным и микропроцессорным управлени­ем. Средства электроники позволяют учесть большое число факторов, определяющих оптимальный состав горючей сме­си для каждого режима работы двигателя.

Одним из удачных технических решений является приме­нение непосредственного впрыскивания легкого топлива для двигателей с форкамерно-факельным зажиганием. В этом случае экономичность бензинового двигателя приближается к экономичности дизеля.

В последние годы больше внимания уделяется применению газового топлива для ДВС.

Двигатели, работающие на сжатом и сжиженном газе, ме­нее токсичны и более долговечны.

Перевод бензиновых двигателей на газ несколько услож­няет систему питания, на 25—30% снижает мощность двига­теля, однако перевод этот с экономической и экологической точек зрения вполне оправдывается. Изучите принципиальную схему газобаллонной установки, включающей баллоны со сжатым (природным) или сжиженным (нефтяным) газом, двухступенчатый редуктор с испарителем, расходные венти­ли жидкостной и паровой фазы, смеситель с двумя форсунка­ми, фильтр с электромагнитным клапаном, заправочное ус­тройство. Важно знать, что для газобаллонных автомобилей повышаются требования по пожаро- и взрывобезопасности при их эксплуатации, обслуживании и ремонте.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные способы приготовления горючей смеси для ДВС различных типов.

2. Опишите устройство турбокомпрессора, например ТКР-7С-4 (трактора МТЗ-100).

3. Приведите положительные и отрицательные факторы, обусловленные применением наддува на дизелях.

4. Начертите функциональную схему системы питания ди­зеля.

5. Каковы особенности устройства топливных и воздуш­ных фильтров современных дизелей?

6. Начертите схему плунжерной пары, объясните прин­цип регулирования цикловой подачи топлива по концу пода­чи.

7. Каким требованиям должны удовлетворять форсунки современных дизелей?

8. Приведите схему работы секции насоса распредели­тельного типа.

9. Приведите этапы смесеобразования в бензиновом дви­гателе.

10. Начертите схему одножиклерного карбюратора. Како­вы основные способы компенсации состава смеси?

П. Объясните работу отдельных систем карбюратора при работе двигателя на режимах частичных нагрузок и полной мощности, на режиме разгона автомобиля, при холодном пуске.

12.Как влияют регулировки карбюраторов на токсич­ность отработанных газов?

13.Приведите основные неисправности карбюраторов и способы их устранения.

14.Приведите схему топливной аппаратуры газобаллонно­го автомобиля.

 

Смазочная система

Во всех тракторных и автомобильных ДВС применяется комбинированная система смазки трущихся деталей.

Ее назначение: уменьшение трения, отвод абразивных час­тичек и теплоты из зоны трения, защита деталей от корро­зии.

Студенты должны уметь начертить схему соединений эле­ментов смазочной системы, знать назначение и работу всех клапанов в системе, их регулировки.

Необходимо знать применяемые способы очистки масла, Преимущества и недостатки каждого способа очистки.

Важно уметь разбираться в номенклатуре моторных масел, эксплуатационные свойства которых оказывают сущест­венное влияние на мощностные, экономические и износные показатели транспортных ДВС.

При пуске двигателя, особенно холодного, наблюдается наиболее интенсивный износ его деталей. Поэтому при пуске важно обеспечить обильную смазку трущихся поверхностей. Это обеспечивается устройствами предпусковой прокачки масла.

Необходимо познакомиться с возможными неисправностя­ми смазочной системы, операциями технического обслужива­ния системы.

 

Вопросы для самопроверки

1. Приведите принципиальную схему смазочной системы двигателя.

2. Дайте сравнительную оценку различным способам очи­стки масла в ДВС.

3. Назовите основные агрегаты смазочной системы.

4. Приведите схемы контрольных приборов смазочной сис­темы.

5. Приведите схему устройства предпусковой прокачки масла.

6. Назовите основные неисправности смазочной системы и операции ее технического обслуживания.

Система охлаждения

Рассматривая тепловой баланс поршневого двигателя, можно отметить, что в систему охлаждения должно быть от­ведено от 25 до 35% скрытой теплоты топлива. При этом для каждого режима работы двигателя необходимо обеспечить оптимальную интенсивность его охлаждения. Как излишний нагрев (перегрев) деталей двигателя, так и чрезмерное по­нижение их температуры приводят к ряду отрицательных яв­лений. Например, при температуре охлаждающей жидкости ниже 40—60°С расход топлива увеличивается на 10-15%, увеличивается износ деталей цилиндропоршневой группы, на­блюдается закоксовывание колец в канавках поршней, отвер­стий распылителей форсунок. Назначение системы охлажде­ния — поддержание постоянного температурного состояния деталей двигателя при рабочих режимах, обеспечение быст­рого прогрева двигателя, подача теплоносителя в отопитель­ную систему кабины. В зависимости от вида теплоносителя, воспринимающего теплоту от нагретых деталей двигателя, различают жидкостное или воздушное охлаждение.

Наибольшее распространение для двигателей тракторов и автомобилей получили жидкостные закрытые циркуляцион­ные системы охлаждения.

Необходимо разобраться в устройстве жидкостной систе­мы охлаждения, рассмотрев движение жидкости по малому и большому замкнутому кругу, обратить внимание на спосо­бы создания локальной интенсивности охлаждения деталей, работающих при различных условиях нагрева. Устройство приборов системы охлаждения следует рассмотреть для ряда двигателей, обратив внимание на некоторые их особенности. Так, например, на двигателе ЯМЗ-640 (автомобиля КамАЗ-5320) применяется привод вентилятора с помощью гидромуф­ты, автоматически отключающей вентилятор при снижении температуры жидкости ниже 80°С.

Воздушная система охлаждения проще и удобнее в экс­плуатации. Двигатель с такой системой получается легче и компактнее. Наряду с выпускаемыми двигателями Д-144, Д-145Т, Д-21 и Д-120, в настоящее время подготовлены к вы­пуску на Чебоксарском тракторном заводе новые мощные тракторные дизели воздушного охлаждения.

Обратите внимание на устройство равномерного обдува ребер цилиндров и головок цилиндров, на систему дефлекто­ров, специфичность устройства осевого вентилятора с направ­ляющим аппаратом и тепловым (сезонным) регулятором рас­хода воздуха.

При эксплуатации двигателя воздушного охлаждения не­обходимо следить за его тепловым режимом. Контроль тепло­вого состояния двигателя осуществляется по температуре картерного масла (температура должна быть не более 100- 150°С) и с помощью датчика температуры головок цилинд­ров и светового сигнализатора, срабатывающего при темпе­ратуре головок выше 175°С.

Наряду с существенными положительными свойствами, двигатели с воздушным охлаждением обладают рядом недос­татков: большой шум в работе, потери мощности (до 8%) н» привод осевого вентилятора, трудность обеспечения теплоно­сителей системы обогрева кабины.

Изучение системы охлаждения заканчивается анализом возможных неисправностей ее элементов, способов их устра­нения и усвоением основных операций ТО.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каким должен быть оптимальный тепловой режим сис­темы охлаждения двигателей жидкостного и воздушного ох­лаждения?

2. Каковы особенности устройства элементов систем ох­лаждения двигателей жидкостного и воздушного охлажде­ния?

3. Назовите преимущества и недостатки систем воздушно­го и жидкостного охлаждения.

4. Каковы способы регулирования теплового режима дви­гателей?

 

5. Каковы требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям?

6. Приведите возможные неисправности системы охлаж­дения.

7. Перечислите основные операции ТО систем жидкостно­го и воздушного охлаждения.

 

Система пуска двигателя

Система пуска должна обеспечивать частоту вращения ко­ленчатого вала для бензиновых и газовых двигателей 30— 60 мин-1, для дизелей— 150—250 мин-1, при температуре 0— — 15°С.

Различаются: ручной пуск, пуск вспомогательным бензи­новым двигателем и пуск электрическим стартером.

Пуск от руки применяется для бензиновых двухтактных двигателей, для тракторных двигателей применяется пуск вспомогательным бензиновым двигателем. Наиболее распро­странен пуск электрическим стартером.

Следует изучить конструкции современных пусковых двух­тактных двигателей, обращая внимание на особенности уст­ройства их механизмов и системы. Необходимо ознакомить­ся также с механизмами, передающими энергию пусковых двигателей коленчатому валу дизеля: сцеплением, шестерен­чатой передачей, отключающим механизмом и предохрани­тельными устройствами.

Для пуска двигателей в условиях низких температур при­меняется ряд специальных средств облегчения пуска. К ним относятся свечи накаливания, факельные подогреватели воз­духа, подогреватели охлаждающей жидкости и масла. Следу­ет изучить электрофакельные нагреватели, применяемые на дизелях различных тракторов, отмечая особенности конструк­ций.

 

Вопросы для самопроверки

1. Приведите классификацию систем пуска поршневых ДВС.

2. Каковы особенности устройства пусковых двигателей?

3. Приведите особенности устройства механизмов переда­чи энергии пусковых двигателей к коленчатому валу дизеля.

4. Назовите устройства, облегчающие пуск дизеля в усло­виях низких температур.

5. Какие основные требования техники безопасности при пуске тракторных дизелей?

6. Назовите основные операции ТО системы пуска.

 

Трансмиссия

Назначение трансмиссии и ее основные функции.

Трансмиссии современных тракторов и автомобилей слу­жат для передачи и регулирования (ступенчатого или бессту­пенчатого) крутящего момента от двигателя к движителю или к активным рабочим органам машин.

По способу изменения регулирования крутящего момента трансмиссии разделяются на ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные. По виду энергии, используемой для пре­образования крутящего момента двигателя, трансмиссии на­зывают механическими, гидравлическими (гидрообъемными), гидромеханическими и электромеханическими.

Необходимо хорошо представлять конструктивные особен­ности трансмиссий современных гусеничных и колесных трак­торов и автомобилей, трансмиссий полноприводных колесных машин. При изучении этой темы изучить конструкции транс­миссий современных автомобилей и тракторов.

Рассматривая устройства сцеплений, необходимо знать их классификацию по способу передачи энергии (фрикционные, гидравлические или электромагнитные устройства). При этом, отмечая наибольшую применяемость на тракторах и автомо­билях фрикционных сцеплений, следует обратить внимание на большую перспективность применения гидравлических сцеплений. Важно иметь достаточное представление об ус­тройстве управления (приводах) сцепления, подробно знать схемы механического и гидравлического привода, а также ус­тройство сервомеханизмов (механического-пружинного, гид­равлического-пневматического).

Коробка передач определяет тяговые и скоростные пока­затели трактора или автомобиля; передаточные числа и диа­пазоны ступеней передач должны быть тщательно согласова­ны с частотными характеристиками двигателя и требуемыми динамическими качествами машины.

Необходимо знать классификацию коробок передач: по способу изменения передаточных чисел (ступенчатые и бес­ступенчатые), по типу применяемой в коробке шестеренча­той передачи (с неподвижными осями валов и с вращающи­мися осями валов — планетарными), по способу зацепления шестерен (с подвижными или постоянного зацепления шестер­нями) по числу валов, определяющих кинематическую схему (двух-, трех- и четырехвальные), по процессу переключения передач (с остановкой машины или на ходу), по принципу работы (механические, гидравлические, электрические).

Следует изучить конструкции коробок передач тракторов и автомобилей, особенности устройства отдельных узлов ко­робок передач, материалы деталей. Важно знать требования, предъявляемые к коробкам передач современных тракторов и автомобилей, в особенности обеспечения высокого КПД, большой долговечности, надежности, удобства ТО, бесшум­ности в работе. Необходимо знать также устройства приводов управления коробками передач при ручном и автоматичес­ком выборе передаточных чисел, назначение, устройство и принцип действия раздаточных коробок и ходоуменьшителей. Необходимо также иметь представление о возможных неис­правностях коробок передач, способах их устранения и опера­циях ТО.

Следует изучить конструкции промежуточных соединений трансмиссии и карданных передач, обратив внимание на тре­бования, предъявляемые к этим соединениям, особенности устройства синхронных и асинхронных карданных шарниров, карданных передач, упругих карданных муфт, комбинирован­ных промежуточных соединений (К-701). Желательно знать правила монтажа карданных передач, их возможные неисп­равности.

При изучении ведущих мостов тракторов и автомобилей следует обратить внимание на особенности устройства перед­них ведущих мостов, позволяющих подводить крутящий мо­мент к управляемым колесам, наличие специальных колесных редукторов или шарниров равных угловых скоростей.

Для изменения направления силового потока и увеличе­ния крутящего момента на ведущих органах машины ^при­меняется главная передача. Она может быть одинарной или двойной. На тракторе Т-150 применяются две раздельные комплексные передачи, на Т-150 КМ - одинарная главная пе­редача. Для распределения крутящего момента между веду­щими полуосями трактора или автомобиля и обеспечения вращения ведущих колес с различной частотой применяются дифференциалы. Необходимо хорошо представить кинемати­ку и динамику дифференциала, знать, как подсчитываются частоты вращения и моменты на полуосях при несимметрич­ном дифференциале, какие существуют способы блокировки дифференциалов, как работают дифференциалы повышенного трения (например, автомобиля ГАЗ-66, трактора К-701).

Следует изучить устройства механизмов поворота гусенич­ных тракторов, обратив внимание на конструкции планетар­ных механизмов поворота.

Необходимо изучить устройство конечных передач трак­торов и большегрузных автомобилей, выполненных в виде ци­линдрического или планетарного редуктора.

В заключение следует остановиться на операциях ТО ве­дущих мостов, их неисправностях и способах устранения.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные функции трансмиссии.

2. Приведите кинематическую схему трансмиссии колес­ного, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

3. Назовите типы сцеплений по способу передачи энер­гии.

4. Объясните понятие коэффициента запаса сцепления.

5. Опишите работу гидроподжимной муфты.

6. Назовите основные требования, предъявляемые к ко­робкам передач.

7. Приведите классификацию коробок передач по различ­ным признакам.

8. Объясните назначение и работу гидроподжимных муфт в коробке передач трактора Т-150К.

9. Назначение гидротрансформатора. Укажите его пре­имущества и недостатки перед механической коробкой пере­дач.

10.Как классифицируются карданные передачи, каково устройство карданных шарниров и карданных муфт?

11.Приведите кинематические схемы ведущих мостов гу­сеничных тракторов с механизмами поворота.

12.  Опишите типы и устройства главных передач.

13.Как распределяется крутящий момент между осями несимметричного дифференциала?

14.Приведите схему конечной передачи планетарного ти­па.

15.Приведите схему приводов передних мостов тракторов и автомобилей.

16.Объясните устройство и принцип действия раздаточ­ных коробок и ходоуменыпителей.

17.Назовите основные операции ТО сборочных единиц трансмиссии, их возможные неисправности и способы их ус­транения.

 

Группа

1. Каковы основные направления и тенденции развития поршневых тракторных и автомобильных ДВС?

2. Укажите основные направления улучшения технико-экономических показателей современных и перспективных двигателей.

3. Приведите классификацию автомобильных двигателей и дайте сравнительную оценку.

4. Степень сжатия и ее влияние на работу двигателя. Выбор степени сжатия.

5. Процесс сгорания в карбюраторном двигателе. Периоды процесса сгорания. Факторы, влияющие на процесс сгорания в карбюраторном двигателе.

6. Детонация и ее последствия для двигателя. Внешние признаки. Факторы, влияющие на детонацию и борьба с ней.

7. Процесс сгорания в дизелях. Периоды процесса сгорания. Факторы, влияющие на процесс сгорания в дизелях.

8. Способы смесеобразования в дизелях. Формы камер сгорания, сопоставление.

9. Коэффициент избытка воздуха и его зависимость от различных факторов.

10. Методика испытаний автотракторных двигателей. Оборудование, методы измерений.

Группа

1. Объясните принцип устройства четырехтактного кар­бюраторного двигателя и опишите процессы, протекающие в цилиндрах.

2. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном ди­зеле за полный цикл работы двигателя.

3. Опишите процессы, протекающие в двухтактном дизе­ле за полный цикл его работы.

4. Опишите процессы протекающие в карбюраторном че­тырехтактном двигателе.

5. Опишите процессы, протекающие в двухтактном кар­бюраторном двигателе.

6. Каковы преимущества и недостатки дизелей и карбю­раторных двигателей?

7. Как осуществляется смесеобразование в дизелях? Пре­имущества и недостатки различных способов смесеобразова­ния.

8. Из каких материалов изготавливаются поршни авто­тракторных двигателей? Основные свойства этих материалов.

9. Как изменяется зазор между цилиндром и поршнем в различных сечениях поршня?

10.Как обеспечивается подвод смазки к коренным и ша­тунным шейкам коленчатого вала?

Группа

1. Каковы конструктивные особенности поршневых колец современных дизелей и какие предусматриваются конструк­тивные мероприятия для увеличения их долговечности?

2. Каковы особенности устройства КШМ и V-образных ДВС?

3. Из каких соображений выбирается форма камеры сго­рания у карбю­ра­торных двигателей и дизелей?

4. Какие требования предъявляются к форме камер сго­рания современных двигателей?

5. Приведите требования, предъявляемые к шатунам ав­томобильных и тракторных двигателей. Из какого материала они изготавливаются?

6. Опишите конструкцию и материал современных вкла­дышей шатунных и коренных подшипников автотракторных двигателей.

7. Приведите схемы газораспределения двухтактных дви­гателей.

8. Из каких материалов изготавливаются клапаны, на­правляющие втулки клапанов? Основные требования к этим материалам и их свойства.

9. Из каких материалов выполняются распределительные валы и толкатели газораспределительного механизма? Какой термообработке они подвергаются?

10. Выполните схему и объясните назначение и работу декомпрессионного устройства дизеля.

 

Группа

1. Выполните схему воздухоочистителя тракторного дви­гателя и опишите принцип его работы.

2. Выполните схемы основных типов масляных фильтров автотракторных двигателей и опишите принцип их работы.

3. Выполните схему устройства и опишите принцип рабо­ты диафрагменного топливного насоса.

4. Объясните необходимость качественного изменения смеси в карбюраторе.

5. Выполните схему устройства для обеспечения холос­того хода одного из карбюраторов. Как производится регу­лировка холостого хода?

6. Выполните описание процесса семесеобразования в ди­зелях.

7. Выполните схему и дайте описание работы плунжер­ной пары насоса распределительного типа.

8. Выполните схему всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя и объясните его прин­цип работы.

9. Выполните схему и опишите конструкцию турбокомп­рессора дизеля.

10. Выполните схему системы питания дизеля.

Группа

 

1. Выполните схему центрифуги и опишите ее работу.

2. Выполните схему и опишите работу ограничителя час­тоты вращения коленчатого вала карбюраторного двигателя.

3. Выполните схему комбинированной смазочной системы двигателя и опишите ее работу.

4. Для чего применяются корректирующие устройства в регуляторе, схемы устройства и принцип работы?

5. Выполните схему и опишите принцип работы ограничи­теля частоты вращения автомобильного карбюраторного дви­гателя.

6. Выполните схему смазочной системы одного из отече­ственных дизелей с указанием назначения отдельных элементов.

7. Выполните схему системы охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей.

8. Выполните схему воздушного охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей с описанием принципов действия отдельных элементов.

9. Выполните схему системы жидкостного охлаждения двигателя и опишите принцип работы.

10. Объясните назначение термостата в системе охлаждения. Выполните схему термостата и опишите его принцип действия.

 

Группа

1. Объясните принцип действия свинцового аккумулято­ра. Какие химические реакции происходят при разряде и за­рядке аккумулятора?

2. Какие типы генераторов переменного тока применяют­ся на тракторах и автомобилях? Приведите схему одного из них.

3. Объясните устройство и работу генераторов перемен­ного тока.

4. Объясните устройство и работу интегральных регуля­торов напряжения.

5. Приведите схему и объясните работу батарейной сис­темы зажигания.

6. Поясните принцип действия магнето. Как устанавли­вается угол размыкания контактов у магнето?

7. Каковы особенности устройства систем электрического пуска у дизелей и бензиновых двигателей?

8. Приведите устройство и схемы включения основных приборов освещения и сигнализации.

9. Назовите возможные неисправности систем электро­оборудования и основные мероприятия технического обслу­живания.

10. Приведите принципиальную схему генератора перемен­ного тока.

 

Группа

1. Для чего и как меняется момент зажигания рабочей смеси в карбюраторных двигателях?

2. Выполните схему зажигания от магнето.

3. Выполните схему освещения трактора и приведите ос­новные сведения об его элементах.

4. Для чего применяется вариатор индукционной катуш­ки? Приведите схему включения вариатора в системе зажи­гания.

5. Выполните принципиальную схему контактно-транзис­торного реле-регулятора, объясните назначение и работу.

6. Приведите схему включения генератора переменного тока и реле-регулятора в общую схему электрооборудования.

7. Опишите назначение и устройство одного из электри­ческих контрольно-измерительных приборов или сигнализиру­ющих устройств.

8. Выполните схему и объясните принцип работы элек­тростартера с электромагнитным включателем и дистанцион­ным управлением.

9. Характер нагрузки электростартера и его характерис­тика.

10. Изложите сущность зарядки аккумуляторной батареи, ее проверку и обслуживание.

 

Группа

1. Основные неисправности кривошипно-шатунного меха­низма, методы их выявления и устранения.

2. Основные неисправности системы питания карбюратор­ного двигателя и методы устранения; операции ТО.

3. Неисправности генераторов переменного тока и методы их устранения; операции ТО.

4. Основные неисправности системы охлаждения тракто­ров и автомобилей, их устранение; операция ТО.

5. Опишите уход за смазочной системой двигателей трак­торов и автомобилей, укажите основные неисправности, их ус­транение и ТО.

6. Опишите правила ухода за кислотно-свинцовыми ак­кумуляторами в летнее и зимнее время и при их хранении.

7. Опишите проверку и регулировку топливных насосов и форсунок дизеля с кратким описанием приборов и приспо­соблений, применяемых для этой цели.

8. Опишите порядок установки топливного насоса высо­кого давления на дизель.

9. Опишите основные неисправности топливного насоса высокого давления дизеля, методы их выявления и устране­ния.

10. Способы повышения мощности и экономичности двигателей.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ № 2

Группа

1. Приведите сведения о техническом уровне тракторов.

2. Приведите классификацию тракторов и автомобилей по различным признакам.

3. Каковы преимущества и недостатки колесных и гусе­ничных тракторов?

4. Приведите классификацию тракторов по назначению, по конструкции ходовой части, типу двигателя, по остову и по классу тягового усилия.

5. Расскажите об особенностях устройства тракторов со всеми ведущими колесами.

6. Приведите классификацию автомобилей по назначе­нию, колесной формуле, типу двигателя, грузоподъемности.

7. Выполните схему общего устройства колесного трактора.

8. Чем объяснить широкое применение дизелей на трак­торах и автомобилях большой грузоподъемности?

9. Какими конструктивными мерами достигается повы­шение проходимости тракторов и автомобилей?

10. Какие основные марки тракторов выпускает для сель­ского хозяйства тракторная промышленность? Их краткие технические характеристики.

Группа

1. Какие основные типы грузовых автомобилей выпуска­ет для сельского хозяйства автомобильная промышленность? Их краткая техническая характеристика.

2. Приведите перспективный типаж тракторных двигате­лей.

3. Выполните схему тракторного догружателя, улучшаю­щего сцепные свойства трактора.

4. Приведите схему устройства автомобиля повышенной проходимости и краткое его описание.

5. Перспективный типаж тракторов и краткая характе­ристика базовых моделей.

6. Динамика роста тракторного и автомобильного парка сельского хозяйства.

7. Перспективы развития авто-, тракторостроения в бли­жайшие годы.

8. Основные неисправности тормозной системы автомо­биля; уход за тормозами с гидравлическим приводом; опера­ции ТО.

9. Основные неисправности гидроусилителя рулевого уп­равления и как они проявляются при работе трактора.

10. Работа гидравлической навесной системы и операции ее технического обслуживания.

Группа

1. Выполните общую схему трансмиссии колесного трак­тора с указанием названия и назначения отдельных ее меха­низмов.

2. Выполните общую схему трансмиссии гусеничного трак­тора с указанием названия и назначения отдельных ее меха­низмов.

3. Выполните общую схему трансмиссии грузового авто­мобиля с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.

4. Приведите схему коробки передач с прямой передачей. Для каких машин применяется такая коробка и почему?

5. Опишите устройство и работу механизмов трансмиссии пускового двигателя с планерным редуктором.

6. Выполните схему трансмиссии грузового автомобиля повышенной проходимости с указанием названий и назначе­ния отдельных ее механизмов.

7. Выполните схему трансмиссии колесного трактора по­вышенной проходимости и опишите назначение отдельных ее механизмов.

8. Выполните схему и опишите работу муфты сцепления.

9. Выполните принципиальную схему сцепления с пневматическим усилителем.

10.Приведите принципиальную схему коробки передач с гидро­поджим­ными муфтами.

 

 

Группа

 

1. Выполните схему и опишите устройство и действие гидроподжимной муфты коробки передач.

2. Выполните схему устройства дифференциала с блоки­ровкой и опишите назначение и принцип действия.

3. Выполните схемы карданных передач, применяющихся на тракторах и автомобилях. Для чего нужна карданная пе­редача?

4. Выполните схему привода к валу отбора мощности. Объясните работу такого привода.

5. Выполните схему многоступенчатой коробки передач и поясните как происходит передача движения на каждой пе­редаче.

6. Приведите кинематические схемы ведущих мостов гу­сеничных тракторов с механизмами поворота.

7.  Опишите типы и устройства главных передач.

8. Приведите схему конечной передачи планетарного типа.

9.Приведите схему приводов передних мостов тракторов и автомобилей.

10.Объясните устройство и принцип действия раздаточ­ных коробок и ходоуменьшителей.

 

Группа

1.Укажите назначение органов управления трактором или автомобилем, приведите схему рулевого управления.

2. Как определяются кинематические параметры поворо­та?

3.Как производится установка управляемых колес авто­мобилей и тракторов?

4. Приведите схему и опишите работу гидроусилителя ме­ханизма поворота.

5. Опишите устройство и работу гидрообъемного рулево­го управления.

6. Каково устройство механизма поворота тракторов с шарнирно-сочлененной рамой?

7. Приведите обоснование необходимости применения ав­томатической системы вождения тракторов.

8. Каковы особенности поворота гусеничного трактора? Каковы особенности устройства механизмов поворота?

9. Приведите схемы планетарных механизмов поворота гусеничных машин.

10. Какие требования предъявляются к тормозным систе­мам тракторов и автомобилей?

 

Группа

1. Приведите схему пневматического тормоза привода ав­топоезда (тягача с прицепом), объяснив назначение отдель­ных узлов и принципа действия привода.

2. Приведите схему и опишите устройство и действие ме­ханизма поворота колесных тракторов и автомобилей.

3. Каковы особенности устройства ходовой части универ­сально-пропашных и садово-огородных тракторов?

4. Какие сервомеханизмы применяются на тракторах и автомобилях для облегчения управления? Приведите схему одного из них и объясните принцип действия.

5. Выполните схемы движителей гусеничных тракторов с полужесткой и балансирной подвесками, объясните назначе­ние основных узлов и особенности движителей.

6. Как осуществляется поворот гусеничных тракторов? Приведите схемы и описание соответствующих механизмов.

7. Для чего и как меняется ширина колеи колесных трак­торов? Приведите схемы соответствующих устройств.

8. Типы натяжных устройств гусеничных движителей. Приведите их схемы с описанием принципа действия.

9. Приведите схему основной тормозной системы тракто­ра МТЗ-100, МТЗ-102.

10. Приведите схему тормозной системы автомобиля
КамАЗ.


Группа

1. Перечислите устройства рабочего оборудования трак­торов.

2. Приведите схемы приводов валов отбора мощности.

3. Каковы преимущества независимого привода ВОМ? В каких случаях используются боковой и передний ВОМ?

4. Опишите конструкции прицепных устройств тракторов. Для каких целей применяется маятниковое прицепное уст­ройство?

5. Опишите устройство ходоуменынителя.

6. Перечислите рабочие устройства автомобилей.

7. Для чего применяются независимый и синхронный при­воды вала отбора мощности? Схемы их привода и принцип действия.

8. Выполните схему устройства гидросистемы трактора, объясните назначение отдельных ее узлов.

9. Приведите схему механизма навески гидравлической системы и опишите устройство и работу.

10.Приведите схему и опишите принцип действия гидра­влического догружателя на ведущие колеса трактора.

 

Группа

 

1. Выполните схему и объясните работу гидравлического силового цилиндра двойного действия гидросистемы тракто­ра.

2. Выполните схему и объясните принцип работы трехзо-лотникового распределителя навесной гидросистемы трактора.

3. Выполните схему прицепных устройств тракторов с опи­санием методов регулирования точки прицепа по высоте и ширине.

4. Выполните схему подъемного механизма автомобиля-самосвала с описанием принципов его действия.

5. Выполните схемы навесных устройств (двух- и трехто­чечных) и объясните их устройство и действие.

6. Выполните схему включения вала отбора мощности.

7.Объясните, какие преимущества дает применение на­весных машин на тракторах по сравнению с прицепными.

8. Объясните, для чего предназначается приводная ле­бедка автомобиля, ее устройство и принцип действия.

9. Выполните схему отопления кабины автомобиля или трактора и объясните ее назначение и устройство.

10. Выполните различные схемы навески машин и орудий на трактор и поясните применимость их в сельском хозяйст­ве.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 3

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.. 3

1.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ.. 4

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ КУРСА.. 5

2.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ». 5

2.2 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ». 5

2.2.1 Двигатели. 5

2.2.2 Электрооборудование тракторов и автомобилей. 14

2.2.3 Шасси тракторов и автомобилей. 17

2.2.4 Рабочее оборудование тракторов и автомобилей. 24

2.2.5 Гидравлическое оборудование тракторов и автомобилей. 25

3 ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 26

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 28

 


 



Факультет Транспортно-технологических машин и сервиса

Кафедра «Тракторы и автомобили»

Утверждаю:

Декан ФТТМС

 _____________М.Л. Юсупов

 «_____»____________2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ

 

 

для студентов направления 35.03.06 «Агроинженерия»

профиль «Технические системы в агробизнесе»,

Екатеринбург

2016 г.


УДК 631.372 (075.5)

ББК

Л.А. Новопашин, Л.В. Денежко, А.А. Садов Методические пособие по выполнению контрольной работы по дисциплине Тракторы и автомобили для  студентов направления 35.03.06 «Агроинженерия» профиль «Технические системы в агробизнесе» – Екатеринбург: Изд-во Уральский ГАУ, 2016 г., 20 с.

 

Составители:

Новопашин Л.А.-к.т.н., профессор

ДенежкоЛ.В.-к.т.н., доцент

Садов А.А.- ассистент кафедры

 

 

Одобрена на заседании кафедры

 Протокол № _____ от ___________________ 2016 г.

Зав. кафедрой тракторов и автомобилей _____________Л.А. Новопашин

 

Одобрена и рекомендована к публикации учебно-методической комиссией факультета ТТМС

Протокол № ____ от ______ ____________________ 2016г.

 

 Председатель

учебно-методической комиссии ФТТМС ________________ А.Н. Зеленин

 

 © ФГБОУ ВО

Уральский государственный

аграрный университет, 2016

 

 

Уральский ГАУ , 2016 г.




ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Важную роль в ускорении научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве играет техническое со­вершенствование и научно обоснованная организация эксплу­атации автомобилей и тракторов.

Целью изучения раздела «Конструкция тракторов и авто­мобилей» является приобретение студентами-заочниками зна­ний по устройству и регулировке тракторов, автомобилей и их двигателей, необходимых для эффективной эксплуатации тракторов и автомобилей в сельскохозяйственном производ­стве. Студенты должны знать основные направления и тен­денции совершенствования тракторов и автомобилей, конст­рукцию и основные регулировочные параметры тракторов, ав­томобилей и их двигателей, требования к эксплуатационным свойствам тракторов и автомобилей.

Студенты-заочники должны уметь самостоятельно осваи­вать конструкцию новых тракторов и автомобилей, выполнять регулирование механизмов и систем тракторов и автомобилей для обеспечения работы с наибольшей производительностью и экономичностью.

Дисциплина «Тракторы и автомобили» изучается на 4 (5) кур­се в соответствии с учебным планом для студентов-заочни­ков специальности 110800 –механизации сельского хозяйства факультета транспортно-технологических машин и сервиса.

Студенты-заочники самостоятельно изучают раздел «Кон­струкция тракторов и автомобилей» по основному рекомендо­ванному учебнику. Для более глубокого изучения отдельных тем рекомендуется дополнительная литература. Закончив изу­чение материала по той или другой теме, необходимо в целях лучшего усвоения ответить на вопросы для самопровер­ки. После изучения теоретического материала студенты при­ступают к выполнению контрольных работ 1. Выполненная контрольная работа высылается в институт на рецензирова­ние.

Библиографический список  

1. Болотов Н.К., Лопарев А.А, Судицын В.И. «Конструкция тракторов и автомобилей»; Москва, Колос», 2008 г.

2. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. –  М.: КолосС, 2004. – 504 с..

3.Богатырев А.В., Лехтер В.Р. « Тракторы и автомобили» Под. Ред., к.т.н., профессора А.В. Богатырева; Москва «Колос» 2007 г.

4.Заводские руководства по эксплуатации тракторов «Беларусь», МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102, ДТ-75, ДТ-175С, Т-150, Т-150К, К-701, Т-25А и автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, УАЗ-469.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 300.