Изучите устройство КШМ двухтактных и четырехтактных дизелей и карбюраторных двигателей.
Рассматривая характерные особенности конструкции блоков-картеров, необходимо отметить способы достижения их жесткости, у рядных и У-образных двигателей.
V-образное расположение цилиндров позволяет обеспечить большую компактность двигателя, уменьшить его массу, увеличить жесткость несущих элементов.
Изучите конструкции и устройство двигателей жидкостного и воздушного охлаждения цилиндров, обратите внимание на преимущества и недостатки мокрых гильз, материалы, из которых изготавливаются гильзы и цилиндры.
При изучении конструкций головок цилиндров обратите внимание на формы камер сгорания бензиновых двигателей и дизелей, причины, обусловливающие применение того или иного типа камеры.
Изучите конструктивные особенности поршней и колец современных двигателей. Обратите внимание на мероприятия по увеличению их долговечности, на применение овально-бочкообразных поршней и поршней с принудительным охлаждением маслом.
Обоснуйте применение комплектов ремонтных вкладышей коренных и шатунных подшипников.
Необходимо знать предельные значения зазоров: радиальных — в подшипниках и осевых — в упорных (разбег коленчатого вала). Обратите внимание на возможность применения роликовых подшипников качения для коленчатого вала (ЯМЗ-240). Рассмотрите устройства уравновешивания КШМ, гасители крутильных колебаний, устройства крепления двигателя на раме трактора и автомобиля (трехточечное — для ЗИЛ-130, четырехточечное — Т-150К, ДТ-75МВ, пятиточечное — автомобиль КамАЗ—5320).
Важно знать наиболее вероятные неисправности КШМ и способы их устранения, особенности ТО КШМ.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные группы кривошипно-шатунного механизма и приведите особенности их устройства и современных ДВС.
2. Каковы преимущества и недостатки блоков цилиндров со вставными гильзами?
3. Как обеспечивается подвод смазки к коренным и шатунным шейкам коленчатого вала?
4. Каковы конструктивные особенности поршневых колец современных дизелей и какие предусматриваются конструктивные мероприятия для увеличения их долговечности?
5. Каковы особенности устройства КШМ V –образных ДВС?
6. Приведите основные способы уплотнения газового стыка цилиндров и головки цилиндров.
7. Из каких соображений выбирается форма камеры сгорания у карбюраторных двигателей и дизелей?
8. Приведите номинальные и ремонтные маркировки гильз и вкладышей подшипников тракторных двигателей.
9. Назовите наиболее вероятные неисправности деталей КШМ.
Механизм газораспределения
При изучении механизма газораспределения обратите внимание на взаимодействие кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Уясните, сущность газораспределения и оптимальность опережения открытия и запаздывания закрытия клапанов в зависим ости/от режима двигателя. Ознакомьтесь с устройством и действием механизма с нижним и верхним расположением кулачкового вала, возможностью применения трех и четырех клапанных головок цилиндров с целью повышения эффективности газообмена.
Следует обратить внимание на расположение распределительного вала в развале цилиндров У-образных двигателей; ЗИЛ-130, КамАЗ-740, СМД-60.
Наиболее ответственными и тяжело нагруженными деталями механизма газораспределения являются клапаны, для изготовления которых используются специальные стали и сплавы, применяются различные покрытия и наплавки. Находят применение клапаны с натриевым наполнением, с устройством их вращения во вермя работы.
На ряде дизелей применяются декомпрессионные механизмы, сообщающие пространство сжатия в цилиндрах с окружающей средой. Вместе с тем, для ряда новых двигателей нет необходимости применения этого механизма в следствие высоких пусковых качеств дизелей (Д-240, СМД-60, ЯМЗ-238НБ и др.).
С целью поддержания механизма газораспределения в рабочем состоянии необходимо регулярно проводить его ТО, особенно обращая внимание на состояние тепловых зазоров в приводах клапанов, осевой разбег распределительного вала, надежность подвода масла к трущимся деталям.
Обратите внимание на особенности бесклапанного газораспределения двухтактных двигателей.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите типы механизмов газораспределения, их основные детали, материалы.
2. Что называют оптимальными фазами газораспределения и от чего они зависят?
3. Декомпрессионный механизм, его устройство и работа.
4. Как осуществляются процессы газообмена в двухтактных двигателях?
5. Основные неисправности механизма газораспределения четырехтактных и двухтактных двигателей.
6. Основные операции технического обслуживания механизма газораспределения.
Система питания двигателя
Изучите марки и свойства топлив, применяемых для ДВС. Способы приготовления горючей смеси для ДВС различных типов. Устройства для подвода воздуха и удаления отработавших газов, типы воздухоочистителей, индикаторы засоренности воздухоочистителей, способы устранения неисправностей и технического ухода за системой воздухоснабжения двигателя. Устройства турбокомпрессоров, широко применяющихся для дизелей различного рабочего объема. Особенности смесеобразования при наддуве. Технические решения регулируемого наддува и наддува с промежуточным охлаждением воздуха.
К наиболее сложным узлам топливной аппаратуры дизеля относят насосы высокого давления (ТНВД), форсунки и регуляторы.
ТНВД в настоящее время выполняются секционными (рядными или V-образными) и распределительными. Основой устройства каждого ТНВД являются плунжерные пары. Тройная функция плунжерной пары у насоса распределительного типа: создание высокого давления топлива, обеспечение регулирования и распределение цикловой подачи по цилиндрам. Более высокая нагруженность плунжеров распределительных насосов обусловливает повышение требования к материалу и качеству их изготовления.
^Изучите характеристики подачи топлива плунжерной парой, изменение коэффициента подачи от частотного режима работы насоса.
Дырчатые бесштифтовые форсунки. Требования современных дизелей в отношении тонкости распыла, формы факела распыленного топлива, оптимальной его дальнобойности.
Высокая точность изготовления деталей топливной аппаратуры (плунжер — гильза, игла — распылитель форсунки) обусловливает необходимость тщательной фильтрации топлива, чем объясняется наличие в системе питания нескольких ступеней очистки, выполненных в виде фильтров различной сложности.
Сравнивая способы смесеобразования в бензиновом двигателе и дизеле, необходимо отметить более благоприятные условия для бензинового двигателя — хороший распыл топлива в карбюраторе, подогрев паров бензина во впускном трубопроводе, в цилиндре во время процессов наполнения и сжатия. Время, отводимое на процесс смесеобразования в бензиновом двигателе, примерно в 20 раз больше, чем в дизеле. Вместе с тем, продолжается непрерывное совершенствование приборов системы питания бензинового двигателя, в первую очередь карбюраторов. Современный карбюратор — это точнейшее автоматическое устройство, запрограммированное на работу на всех режимах работы двигателя. Необходимо подробно разобраться в работе главной дозирующей системы современных карбюраторов, системы, обеспечивающей работу двигателя на мощностных составах смеси, системы обеспечения оптимального состава смеси при нулевой нагрузке и холодного пуска; устройств, обеспечивающих устойчивую работу двигателя на переходных режимах. Современные карбюраторы, как правило, снабжаются устройствами отключения подачи топлива на режиме принудительного холостого хода, электронными и электрическими устройствами регулирования состава смеси в зависимости от температурного состояния двигателя и условий окружающей среды. Вместе с усовершенствованием карбюраторов успешно развиваются и постепенно находят применение системы впрыскивания легкого топлива с электронным и микропроцессорным управлением. Средства электроники позволяют учесть большое число факторов, определяющих оптимальный состав горючей смеси для каждого режима работы двигателя.
Одним из удачных технических решений является применение непосредственного впрыскивания легкого топлива для двигателей с форкамерно-факельным зажиганием. В этом случае экономичность бензинового двигателя приближается к экономичности дизеля.
В последние годы больше внимания уделяется применению газового топлива для ДВС.
Двигатели, работающие на сжатом и сжиженном газе, менее токсичны и более долговечны.
Перевод бензиновых двигателей на газ несколько усложняет систему питания, на 25—30% снижает мощность двигателя, однако перевод этот с экономической и экологической точек зрения вполне оправдывается. Изучите принципиальную схему газобаллонной установки, включающей баллоны со сжатым (природным) или сжиженным (нефтяным) газом, двухступенчатый редуктор с испарителем, расходные вентили жидкостной и паровой фазы, смеситель с двумя форсунками, фильтр с электромагнитным клапаном, заправочное устройство. Важно знать, что для газобаллонных автомобилей повышаются требования по пожаро- и взрывобезопасности при их эксплуатации, обслуживании и ремонте.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные способы приготовления горючей смеси для ДВС различных типов.
2. Опишите устройство турбокомпрессора, например ТКР-7С-4 (трактора МТЗ-100).
3. Приведите положительные и отрицательные факторы, обусловленные применением наддува на дизелях.
4. Начертите функциональную схему системы питания дизеля.
5. Каковы особенности устройства топливных и воздушных фильтров современных дизелей?
6. Начертите схему плунжерной пары, объясните принцип регулирования цикловой подачи топлива по концу подачи.
7. Каким требованиям должны удовлетворять форсунки современных дизелей?
8. Приведите схему работы секции насоса распределительного типа.
9. Приведите этапы смесеобразования в бензиновом двигателе.
10. Начертите схему одножиклерного карбюратора. Каковы основные способы компенсации состава смеси?
П. Объясните работу отдельных систем карбюратора при работе двигателя на режимах частичных нагрузок и полной мощности, на режиме разгона автомобиля, при холодном пуске.
12.Как влияют регулировки карбюраторов на токсичность отработанных газов?
13.Приведите основные неисправности карбюраторов и способы их устранения.
14.Приведите схему топливной аппаратуры газобаллонного автомобиля.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 328.