Проблеме рациональности вообще и научной рациональности в частности посвящен длинный ряд отечественных монографий и статей [1; 37; 67. Гл. VIII; 75; 79 и др.]. Имеется также целый ряд зарубежных работ [123; 127; 131].
Тезис о том, что наука является воплощением высшей формы рациональности, еще недавно в философии науки имел почти аксиоматический характер. Однако общепринятого, устоявшегося определения понятия рациональности до сих пор нет. Как отметил один из отечественных исследователей проблемы рациональности, по конкретным аспектам проблемы рациональности у исследователей «могут быть, конечно, разные мнения» [110. С. 10], не существует единого мнения и по содержанию понятия рациональности.
Более того, некоторые исследователи проблемы рациональности даже не уверены, что понятие рациональности необходимо, что проблема рациональности имеет существенное значение для философии и методологии науки. Есть философы науки, которые считают, что слово «рациональность» провоцирует философов на размышления и поиски, ведущие в тупики и методологические капканы. Верно, конечно, что понятие рациональности неточно и многозначно, что идея рациональности принимала различные исторические формы на разных стадиях развития философии и науки. Вместе с тем нельзя согласиться, что размышления о рациональности являются тупиковыми и бесплодными.
Рациональность в тривиальном случае представлена познанием, осуществляемым в формах логического мышления — понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях, в форме логических процедур мышления, соответствующих правилам логики. Указанные формы и принято называть в теории познания рациональными формами мышления. В рамках рационального (в указанном смысле) мышления выделяется способность к аналитической деятельности мышления, мысленному анализу, расчленению целого на части, формированию на этой основе абстрактных понятий,
135
отражающих отдельные стороны объекта познания. Такую деятельность принято называть рассудочной деятельностью, рассудком. В рациональном мышлении выделяется способность к синтетической деятельности мышления, дающая конкретные понятия об объектах познания. Этот род деятельности некоторые философы называют разумной деятельностью или разумом [1]. На роль теории рациональности аналитического мышления может претендовать формальная логика, а на роль теории рациональности синтетического мышления — диалектика. Рациональность в рассматриваемом смысле определяется соответствием познания принципам логики (рассудка) и диалектики (разума). Смысл рационализма как философского учения выражается утверждением, что рациональная в указанном смысле слова мысль является единственно адекватной формой постижения мира и реализации истины. Это относят и к научному познанию.
Несмотря на различие мнений современных исследователей рациональности большинство из них едины в том, что рациональность является характеристикой не концептуальных систем, но различных видов деятельности человека. Впервые эту мысль высказал, по-видимому, С. Тулмин, который писал: «Рациональность — это атрибут не логической или концептуальной системы как таковой, а атрибут человеческих действий и инициатив, в которых временно пересекаются отдельные наборы понятий...» (цит. по [6. С. 1065]). Категория рациональности, согласно Тулми-ну, неприложима к логическим и концептуальным системам в силу исторической изменчивости стандартов логики, что не позволяет сформулировать общие критерии рациональности. Другое дело рациональность как атрибут человеческих действий. Здесь критериями рациональности вообще и научной рациональности в частности становятся целесообразность интеллектуальных и предметных действий, соответствующих законам природы и социума (практичность деятельности); руководящая роль в деятельности идеальных моделей желаемого будущего (целевая рациональность деятельности); ценностный отбор целей человеческой деятельности и средств их достижения (ценностная рациональность деятельности); критический скептицизм и готовность прислушиваться к критике.
Объектом приложения указанных критериев рациональности является, таким образом, или деятельность (в том числе деятельность научного мышления и познания), или отношение. При таком подходе проблема рациональности вырастает до проблемы статуса, роли и значения рациональности в системе человеческой
136
жизнедеятельности, осмысления и оценки значимости рационального начала в жизни современного человека.
В свете указанных критериев мы считаем, что сведение научной рациональности к деятельности по достижению истины как цели научного познания [67. С. 237—239] чрезмерно идеализирует процессы познавательной деятельности конкретно-исторических субъектов науки: чрезмерно отрывает научное познание от его конкретно-исторических форм. Понимание научной рациональности как достижения истины, то есть знания объекта как он есть «сам по себе», страдает излишней абстрактностью, поскольку опирается на использование общего абстрактного понятия истины. Абстрактная истина не может быть целью конкретной научной познавательной деятельности. Вопрос о целях научной познавательной деятельности достаточно сложен. Сведение науки к познанию предмета «как он есть» создает опасность лишить научную познавательную деятельность морального измерения, что сильно отдает сциентизмом. Еще более сомнительно сведение научной рациональности к достижению истины стандартными средствами и нормами деятельности. В этом случае наука ограничивается сферой «нормальной науки» в понимании Т. Куна, в которой не ставится задача формирования новых научных теорий, новых научных представлений. Рациональная паука сводится к «рецептурной деятельности», и из нее исключаются творческая деятельность, практика научных открытий. Но даже если универсальным признаком научной рациональности считать достижение истины, то последнее может реализоваться и помимо стандартов и норм, как, например, в случае эвристической интуиции. Таким образом, общего понятия научной рациональности на этом пути не получается.
Ключевым моментом философской трактовки рациональности является, по нашему мнению, не просто отнесение рациональности к атрибутивной характеристике деятельности, но отнесение рациональности к диспозиционным предикатам деятельности и отношения. Введение в анализ рациональности понятия дис-позиционного предиката переводит проблему рациональности в плоскость диалектики возможности и действительности. Дис-позиционный предикат, как известно, актуально присутствует у предмета в определенных условиях его существования. Без реализации соответствующих условий предикат существует в потенции. В качестве примеров диспозиционного предиката приводят свойство стекла проводить электричество при нагревании, свойство сахара растворятся при погружении в жидкость и т. п. Диспо-зиционный предикат является элементом динамической характе-
137
ристики предмета: некоторый предикат, существующий «в потенции» (в возможности), становится актуальным, действительно реализованным при наличии соответствующих условий. Поскольку диспозиционный предикат связан с переходом возможности в действительность, он иногда и разъясняется как способность предметов вести себя определенным образом в определенных ситуациях [21. С. 170-171].
Рациональность, характеризуемая как диспозиционный предикат, относится к деятельности как процессу, в том числе к познанию как деятельности. Деятельность, как известно, характеризуется предметом, на который она направлена, а также путями, направлениями деятельности. Мысленно проектируемый в начале деятельности ее результат является целью деятельности. Деятельность, руководствующаяся сознательно поставленной целью, является целесообразной. Итогом деятельности считается ее реально достигнутый результат, который может совпадать или не совпадать с заранее поставленной целью. При совпадении реально достигнутого результата с заранее поставленной целью деятельность является эффективной. В противном случае она оказывается неудачным способом движения к цели, хотя и ведет к какому-то реальному результату. Эффективность достижения цели является проявлением рациональности деятельности, в том числе научной. Далеко не всегда цель научной познавательной деятельности определяется однозначно, и далеко не всегда этой целью является конкретная истина. Типичным примером служит, в частности, «слепой эксперимент». Достижение истины является скорее мотивом познавательной деятельности ученого, чем ее целью. На разных этапах научного исследования цель может корректироваться. Вспомним, как мы описывали процесс решения научной проблемы. Вначале исследователь пытается определить полное множество формально возможных ответов на проблемный вопрос. После решения этой задачи целью для исследователя становится выбор одного или нескольких формально возможных ответов, дающих частичное или полное решение проблемы. В ходе такого выбора может устанавливаться невыполнимость некоторых или всех (в случае некорректно поставленной проблемы) прямых ответов, то есть несоответствие высказываний «положению дел» в предметной области исследования без установления истинного положения дел. Другими словами. опровержение (установление невыполнимости, ложности) может быть законной целью научного познания.
Использование понятия рациональности в смысле диспозици-онного предиката открывает путь к трактовке научного познания
138
как сложной совокупности рациональных (эффективных с точки зрения реализации цели) и нерациональных (не ориентированных на стандарты) моментов. В целом научное познание оказывается не тождественным рациональной деятельности.
Постановка и достижение целей вообще обычно считается проявлением разумности, разума. Однако эффективность целесообразной деятельности шире разумной деятельности: разумная деятельность должна быть эффективной, однако не всякая эффективная (в смысле достижения цели) деятельность является разумной. Это значит, что для объявления деятельности рациональной к эффективности деятельности необходимо добавить некоторый ограничительный критерий.
Абсолютизация эффективности как достаточного условия рациональности—это свидетельство абсолютизации путей и средств достижения цели, превращения их в единственно значимый элемент деятельности. Деятельность, в которой единственно значимым моментом является поиск и применение путей и средств достижения цели, в свое время М. Вебер назвал целерациональной деятельностью. Целерациональная деятельность сама по себе свободна от иных ограничений, кроме выбора адекватных средств и путей реализации цели. Она свободна от оглядки на требования нравственности, па степень социального и экономического напряжения сил при ее осуществлении, на отрицательные последствия и т. п. Несколько вульгаризируя ситуацию, можно сформулировать главный лозунг целерациональной деятельности следующим образом: «Цель — любыми средствами!». Целерациональная эффективная деятельность может осуществляться только «согласно природе» ее объектов и средств. Несколько иной характер имеет рациональность разумной деятельности, на которую накладывают ограничения нормы нравственности и ценности. Такую деятельность М. Вебер называл ценностнорациональной. В ней выбор путей и средств достижения цели определяется положительной нравственной оценкой выбранной цели.
Наука иногда рассматривается в качестве наиболее развитого вида рациональности, утверждаемой как необходимое начало человеческой культуры. Между тем разрушение элементарной этики некоторые исследователи проблемы рациональности считают уяз-вимым местом научной рациональности как «механизма культуры». Источники этого разрушения коренятся в сведении научного познания к целерациональной деятельности, в абсолютизации принципа абсолютно свободного выбора объектов познания и преобразования, в игнорировании нравственного аспекта выбора
139
цели под прикрытием принципа объективности научного познания (познания объекта и мира вообще «как он есть»). И абсолютно свободный выбор объекта научного познания, и подчинение науки всякий раз только требованию познания объекта «как он есть» провоцируют идею нравственной беспредпосылочности научного познания, нравственной нейтральности науки. В случае подобной «безбрежной» трактовки научной рациональности последняя элиминируется из механизмов человеческой культуры. В связи с этим мы и поставили под сомнение общее, абстрактное определение научной рациональности как эффективного достижения истины, то есть познания объекта «как он есть» на основе принятых стандартов и норм. Такая трактовка научной рациональности, в сущности, игнорирует проблему нравственного содержания и значения науки.
Определение научной рациональности на основе универсального признака — эффективного достижения истины — подспудно исходит из стремления дать универсальное понятие научной рациональности. Однако эти абсолютистские тенденции наталкиваются не только на отмеченные выше трудности, но и па практику дифференциации понятия научной рациональности в смысле выделения различных моделей рациональности для разных частных видов научной деятельности. В этой связи мы обращаем внимание на предложенную Б. С. Грязповым классификацию таких моделей: модели рациональности, применимые к организации «готового» научного знания; модели рациональной деятельности применительно к получению нового научного знания; модели рационального понимания процессов трансляции знания и обучения; модели рациональности научного роста, изменения, развития и др. Эти модели раскрывают различные аспекты научной рациональности. Как нетрудно заметить, в классификации Грязнова отображены два смысла термина «рациональность» — рациональность как характеристика логических и концептуальных систем («готового» знания) и рациональность как характеристика научной познавательной деятельности (получение нового знания, трансляция знания и др.). Изложенная дифференциация моделей рациональности в одном отношении существенна для понимания научной рациональности в смысле деятельности познания. Дело в том, что выраженные в этих моделях «частные» понятия научной рациональности нередко не согласуются друг с другом. Рациональность средств и путей достижения цели не связана однозначно с рациональностью выбора самой цели: рациональность средств и путей достижения цели еще не делает саму цель рациональной, точно так
140
же, как и рациональность постановки цели не влечет однозначно рациональности выбранных средств и путей ее достижения. Такого рода несогласованность частных моделей рациональности является еще одним свидетельством бесперспективности универсального понятия научной рациональности и необходимости перевода проблемы рациональности на уровень конкретных видов научной деятельности (с учетом исторического изменения ее форм). О конкретно-историческом характере научной рациональности свидетельствует активно разрабатываемое представление о современной «новой рациональности». Согласно общему смыслу этих представлений понятие «новой рациональности» (в смысле достижения поставленных целей и путей их достижения) должно охватывать не только деятельность по достижению истины в соответствии с принципами логики и диалектики, но и деятельность в соответствии с некоторыми формами интуиции, веры, фантазии и чувственности. Становится почти общепризнанным мнение, что формулировка каких-либо абсолютных, окончательных, заданных на все времена критериев научности (особенно в форме замкнутой совокупности правил, норм и эталонов) создает для науки «прокрустово ложе», в которое невозможно уложить реальную науку в ее историческом движении. Сомнительно и то, что это удастся осуществить в будущем. Одним из направлений движения к «новой рациональности» является рассмотренная выше интеграция в научное познание интуиции, не укладывающейся в рамки логических процедур и критериев.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 273.