Современная зарубежная педагогика представлена следующими наиболее заметными концепциями: традициона-листической, рационалистической моделью, феноменоло гическим направлением.
559___________ Раздел 8. История педагогики
Представители традиционизма (Ж, Махсо, Л. Кро, Ж. Капель (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч. С. Финн (США) и др. ) намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию как ретранслятора культуры прошлого.
Разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) концентрируют усилия на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу.
Представители феноменологического направления (А. Мас-лоу) исповедуют гуманистическую направленность образования.
По-прежнему заметна традиция социальной педагогики во Франции (П. Бурдье, Ж. Капель, Ш. Фурастье).
Психологическая парадигма воспитания (А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс) в центр воспитания и обучения выставляет интересы, психику, индивидуальные особенности детей. Главный их тезис — бережное отношение к личности ребенка.
Влиятельные идеи нового воспитания во Франции (Р. Галь, А, Медичи, А. Фабр и др. ) формулируются в главном постулате: личность — это прежде всего биологическое существо с природной рефлексией.
Экзистенциальная педагогика рассматривает гуманизацию воспитания, обучения, школы, т. е. поворот к личности ребенка.
В целом можно отметить существование в современной зарубежной педагогике пяти основных парадигм:
1 — традиционалистическая, или парадигма «знаний»: глав-
ная цель обучения и воспитания — дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; «плохой» ученик — это незнающий ученик;
2 — технократическая прагматическая парадигма: главная
цель педагогического процесса — дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека в современном обществе, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой и пр.;
Часть II . Педагогика ____________________________________ 56О
3 — бихевиоралъная поведенческая парадигма: главная цель
педагогического процесса — сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и норм поведения в обществе;
4 — гуманистическая парадигма: главная цель педагогичес-
кого процесса — способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Ученик может многого не знать (учебные знания и успеваемость — это не главное), но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовный, нравственный человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию;
5 — теологическая парадигма: основное направление педа-
гогического процесса — в развитии религиозных чувств и нравственных основ человека.
Системы образования и воспитания разных стран опираются на различные из указанных парадигм.
8.13. КАКОВЫ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ?
И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.
Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствии ориентации на будущее.
Современное развитие общества требует новой системы образования — «инновационного обучения», которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.
В нашей стране кризис образования имеет двойственную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса госу-
561 _______________ Раздел 8. История педагогики
дарства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образования, а особенно высшего образования, имеет свои достоинства и недостатки. Перечислим положительные «наработки» российской высшей школы:
• она способна осуществлять подготовку кадров практически
по всем направлениям науки, техники и производства;
• по масштабам подготовки специалистов и обеспеченнос
ти кадрами она занимает одно из ведущих мест в мире;
• она отличается высоким уровнем фундаментальной под
готовки, в частности, по естественнонаучным дисци
плинам;
• она традиционно ориентирована на профессиональную
деятельность и имеет тесную связь с практикой.
Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы).
Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране — настоятельная необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективируют недостатки отечественного высшего образования:
• в современных условиях стране требуются такие специа
листы, которые не только не выпускаются на сегодняш
ний день, но для которых наша образовательная система
еще не подготовила научно-методическую базу;
• бесплатная подготовка специалистов и несоизмеримо низ
кая оплата их труда девальвировали ценность высшего
образования, его элитарность в плане развития интел
лектуального уровня личности, его статус, долженству
ющий обеспечить личности определенную социальную
роль и материальное благополучие;
• чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло
в ущерб общему духовному и культурному развитию
личности;
• усредненный подход к личности, валовый выпуск «ин
женерной продукции», невостребованность десятилетия
ми интеллекта, таланта, нравственности, профессиона
лизма привели к деградации нравственных ценностей,
к деинтеллектуализации общества, падению престижа
Часть II . Педагогика
высокообразованности. Это падение материализовалось в плеяде московских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;
• тоталитарное управление образованием, сверхцентрализа
ция, унификация требований подавляли инициативу и
ответственность преподавательского корпуса;
• вследствие милитаризации общества, экономики и обра
зования сформировалось технократическое представление
о социальной роли специалистов, неуважение к природе
и человеку;
• изолированность от мирового сообщества, с одной сторо
ны, и работа многих отраслей промышленности по зару
бежным образцам, импортные закупки целых заводов и
технологий — с другой, исказили главную функцию
инженера — творческую разработку принципиально но
вой техники и технологий;
• экономический застой, кризис переходного периода по
влекли за собой резкое снижение и финансового, и ма
териального обеспечения образования, высшего в том
числе.
Следует отметить ряд количественных характеристик, подчеркивающих кризисное состояние высшей школы в России: е наблюдается устойчивая тенденция сокращения числен-
ности студентов (за 10 лет число студентов сократилось
на 200 тыс. человек);
• существующая система высшего образования не обеспе
чивает населению страны одинаковых возможностей для
обучения в вузах;
о отмечено резкое сокращение преподавательского корпуса
высшей школы (только в 1990 г. из вузов уволилось свыше
2 тыс. преподавателей) и многое другое.
В интеллектуальных кругах России все явственнее осоз-
наются возможные последствия происходящего исподволь
свертывания образования и снижения социальной защи-
щенности студентов и педагогов. Приходит понимание того,
что неправомерное распространение на сферу образования
рыночных форм деятельности, игнорирование специфиче-
ской природы образовательного процесса может привести
563_____________________________ Раздел 8. История педагогики
к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественных богатств — научно-методического опыта и традиций творческой деятельности.
Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только путем реформ организационно-управленческого и содержательного характера.
В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.
Концепция, разработанная учеными Международной академии наук высшей школы (АНВШ) В. Е. Шукшуно-вым, В. Ф. Взятышевым и др., показывает, что научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: в философии образования, в науках о человеке и обществе и в «теории практики».
Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.
Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и другие) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования — с обществом.
«Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить облик новой системы образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.
Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказывается человек, его духовное развитие, система ценностей.
Новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.
Часть II . Педагогика ____________________________________ 564
В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.
Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:
• во-первых, пересмотреть смысл понятия «фундаментали-
зация образования», вложив в него новый смысл и вклю
чив в основную базу знаний науки о человеке и обще
стве. В России — это далеко не простая проблема;
• во-вторых, формирование системного мышления, едино
го видения мира без разделения на «физиков» и «лири
ков» потребует встречного движения и сближения сторон.
Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но
и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения
общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-тех
нической сфере. Именно разрыв технической и гумани
тарной подготовки привел к обеднению гуманитарного
содержания учебно-воспитательного процесса, снижению
творческого и культурного уровня специалиста, к эко
номическому и правовому нигилизму, а в конечном сче
те — к снижению потенциала науки и производства. Извест
ный психолог В. П. Зинченко так определил опустошающее
воздействие на человеческую культуру технократического
мышления: «Для технократического мышления не суще
ствует категорий нравственности, совести, человеческого
переживания и достоинства».
Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непосредственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это — так называемая внешняя гуманитаризация технического образования. Подчеркнем, что в среде научно-технической интеллигенции господствует технократический стиль мышления, который «впитывают» в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изуче-
565 ________________________ Раздел 8. История педагогики
нию гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.
Напомним, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого пони мания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г. П. Федотов в 1938 г., «...есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России... Голая бездушная мощь — это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации».
Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба с технократическим снобизмом, интеграция частных наук.
При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:
• единство федерального образовательного пространства;
• открытое восприятие и понимание всей палитры мирово
го культурно-исторического и образовательного опыта;
• приоритет фундаментальных прав и свобод личности;
• восстановление первичных духовно-нравственных идеа
лов, присущих преподаванию и исследованию.
Часть I. ПСИХОЛОГИЯ
Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА...................................................... .4
1.1. Что является объектом и предметом психологии?..................... 4
1.2. Какое место занимает психология в системе наук?................... 6
1.3. Каковы основные отрасли психологии?....................................... 7
1.4. Какими методами пользуется психология?................................ И
1.5. Что такое психика?............................................................................ 14
1.6. Как соотносятся субъективная и объективная реальность?.Л 7
1.7. Как развивается психика в филогенезе?...................................... 19
1.8. Какова структура психики человека?......................................... 23
1.9. Как соотносятся психика и организм?......................................... 26
1.10. Какая связь существует между психикой и мозгом?............. 32
1.11. Каковы особенности деятельности человека?....................... 37
Раздел 2. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.................. 41
2.1. Какова структура познавательных процессов?....................... 41
2.2. Что такое ощущения? Какие существуют виды
ощущений?.................................................................................................. 43
2.3. Каковы основные характеристики анализаторов?................. 47
2.4. Что такое восприятие? Каковы его основные свойст
ва и виды?.................................................................................................... 49
2.5. Какие встречаются нарушения восприятия?............................. 56
2.6. Что такое внимание? Каковы свойства внимания?................. 59
2.7. Каковы виды внимания?.................................................................. 63
2.8. Что такое память? Охарактеризуйте основные процес
сы памяти..................................................................................................... 66
2.9. Каковы виды и уровни памяти?..................................................... 68
2JO. Что такое забывание?..................................................................... 72
2.11. Какие существуют формы воспроизведения и виды
памяти в соответствии с типом запоминаемого материала?........ 75
2.12. Каковы причины расстройства памяти? Можно ли
управлять памятью?................................................................................. 76
567 ______________________________________________ Оглавление
2.13. Что такое мышление? Как происходит развитие
мышления в персоногенезе?........................................... ,...................... 81
2.14. Какие существуют виды мышления? Какова структу
ра мыслительного процесса?................................................................. 88
2.15. Какие существуют операции мыслительной деятель
ности? Что нужно для мотивации мышления?...................... ,.......... 93
2.16. Каковы индивидуальные различия в мыслительной
деятельности?.............................................................................................. 98
2.17. Какие существуют способы активизации мышления?........ 101
2Л8. Какие бывают расстройства мышления?................................ 103
2.19. Зачем человеку нужно воображение?...................................... 110
2.20. Каковы виды и функции речи? Могло бы существо
вать человечество без речи?................................ ,............................... И6
2.21. Что такое интеллект? Какова структура интеллекта?........ 119
2.22. Как можно правильно оценить интеллект?............................ 122
2.23. Как оценить уровень креативности или творческой
одаренности?................................................................................................ 126
2.24. Какова структура сознания?..!................................................... 130
2.25. Как осуществляется взаимодействие сознания и
подсознания?............................................................................................. 133
2.26. Почему самосознание — это вершина сознания че
ловека? Какие компоненты и этапы формирования само
сознания известны?................................................................................. 135
2.27. Что характерно для психических состояний? Как их
можно классифицировать?.................................................................... 137
2.28. Какие состояния сознания присущи человеку? В чем
состоит роль сна?..................................................................................... 140
2.29. Каковы основные теории эмоций? Зачем нужны
эмоции и чувства?................................................................................... 141
2.30. Что такое состояния психической напряженности,
стресса и фрустрации? Каковы физиологические меха
низмы стресса?,........................................................................................ 147
2.31. Каковы понятия и основные признаки воли? В чем
заключается волевая регуляция поведения?................................... 151
2.32. Что такое мотивация? Какие мотивационные образо
вания характеризуют личность?......................................................... 155
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ...................... 158
3.1. Какие основные вехи в развитии психологии можно
выделить?...................................................................................................... 158
Оглавление _______________________________________________ 568
3.2. Какова структура личности по Фрейду? Какие защит
ные механизмы выделяет Фрейд?............................................... .......167
3.3. В чем суть теории сексуального развития 3. Фрейда?
Каковы задачи психоанализа?............................................................ 171
3.4. Какова сущность человека согласно концепции бихе
виоризма? В чем смысл поведенческой концепции
Б. Скиннера?............................................................................................. 173
3.5. В чем сущность теории социального научения
Д. Роттера?................................................................................................. 177
3.6. Каковы типологии поведения по Макгвайру?........................ 179
3.7. В чем состоит своеобразие когнитивной психологии?......... 181
3.8. Как гуманистическая психология рассматривает чело
века? Какие качества присущи самоактуализирующимся
личностям?................................................................................................ 185
3.9. В чем состоят взгляды К. Юнга? Что такое коллектив
ное бессознательное?............................................................................. 189
ЗЛО. В чем сущность исследований С. Грофа и какова его
роль в трансперсональной психологии? Почему концеп
цию Ч. Тойча называют «виктимологией»?..................................... 190
Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.