4.8.1 Организация транспортирования
Под транспортированием понимается перевозка вооружения, ракет и боеприпасов различными видами транспорта.
Транспортирование может осуществляться железнодорожным, морским, воздушным и автомобильным транспортом. Вооружение, смонтированное на гусеничной или колесной базе или снабженное колесным (гусеничным) ходом, может транспортироваться своим ходом.
Любой вид транспортирования должен обеспечивать:
- боеспособное состояние вооружения;
- сохранность и предотвращение от разукомплектования;
- маскировку;
- безопасность;
- соблюдение установленных скоростей транспортирования.
Транспортирование как режим эксплуатации характеризуется тем, что вооружение, перемещаясь в пространстве, не функционирует в целом или по частям.
При транспортировании на вооружение действуют вибрационные и ударные нагрузки, параметры которых зависят от скорости транспортирования, дорожных условий и конструкции вооружения. При длительном транспортировании, особенно морским транспортом, на вооружение могут воздействовать климатические условия.
Транспортированию вооружения всегда предшествует проведение организационных мероприятий, объем и содержание которых зависят от условий транспортирования:
- способа транспортирования;
- продолжительности транспортирования;
- климатических условий.
Организация транспортирования включает:
а) определение наиболее экономичного (в мирное время) и оптимального по техническим возможностям и заданному времени транспортирования (в военное время) вида транспорта;
б) планирование транспортирования;
в) определение потребного количества транспорта и подача заявки военному коменданту железнодорожной станции (морского порта);
г) подготовку образцов вооружения к транспортированию;
д) подготовку инструмента и крепежных материалов;
е) подготовку личного состава.
Наиболее экономичными видами транспортирования являются водный и железнодорожный транспорт, которым в мирное время отдается предпочтение. В труднодоступные районы вооружение и боеприпасы могут доставляться автомобильным или воздушным видами транспорта.
В военное время вид транспорта определяется заданными сроками доставки вооружения, техническими и дорожными возможностями, а также условиями маскировки перевозок.
Транспортированию предшествует планирование, которое осуществляется штабом части совместно с начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения. Последний отвечает за своевременность и качество отработки документов, необходимых для заявки на транспорт. В процессе планирования определяются потребное количество транспорта, станция или порт (аэродром) погрузки и выгрузки, маршруты движения, потребное количество крепежного материала, организация охраны маршрута движения и мест погрузки (выгрузки), способы маскировки и другие вопросы.
Расчет потребного количества автомобильного и железнодорожного транспорта осуществляется в части в соответствии с эксплуатационной документацией на конкретные образцы вооружения, действующими инструкциями по нормам погрузки, наставлениями по автотракторной службе и перевозкам войск железнодорожным транспортом. Заявки на транспорт военному коменданту железнодорожной станции подаются не позднее, чем за месяц до отправки.
В соответствии с Руководством по эксплуатации подготовка РАВ к транспортированию всеми видами транспорта включает:
- проверку технического состояния РАВ в объеме контрольного осмотра;
- выполнение специальных работ, предусмотренных ЭД, обеспечивающих транспортирование данным видом транспорта;
- подготовку или проверку состояния погрузочно-разгрузочных устройств, приспособлений и устройств для крепления швартовных приспособлений и других материалов, необходимых для погрузочно-разгрузочных работ и крепления вооружения и техники;
- проверку состояния транспортных средств;
- подготовку сопроводительных документов (нарядов, накладных, сопроводительных листов и т. п.).
Личный состав должен быть практически обучен правилам погрузки (выгрузки) и буксировки РАВ, знать меры безопасности при различных видах транспортирования и погрузочно-разгрузочных работах, а также знать технические требования погрузки и крепления РАВ.
Подготовка личного состава заключается в обучении их правилам и приемам погрузки, размещения и крепления вооружения, а также в инструктаже по мерам безопасности при транспортировании.
Вооружение, как правило, должно транспортироваться в ящиках, обшитых или обложенных изнутри влагонепроницаемой бумагой, пленкой или другими материалами, предохраняющими от проникновения влаги, или в штатной укупорке. Укупорка должна быть прочной и исправной. Предметы в укупорке должны быть плотно уложены, а при необходимости и амортизированы.
Без укупорки перевозят вооружение, смонтированное на самоходном шасси и прицепах, артиллерийские орудия и минометы на колесных ходах и их передки. После погрузки вооружение должно быть приведено в положение по-походному, силовые цепи обесточены, аккумуляторы отключены, подвижные части застопорены или надежно закреплены от произвольного их вращения и перемещения, рычаги коробок передач поставлены на низшую передачу, двери и люки заперты на замки и опломбированы, съемный и возимый ЗИП, горловины заправочных баков обвязаны проволокой и опломбированы, штатные чехлы надеты и опломбированы, вода из системы охлаждения должна быть слита.
Вооружение должно быть правильно уложено (установлено), тщательно закреплено на транспортных средствах и надежно защищено от проникновения влаги.
При погрузке вооружения не допускается соприкосновение строповочных и крепежных тросов и проволочных оттяжек с масленками, стопорами, резиновыми шинами, возимым ЗИП, пневматическими и гидравлическими приводами и другими деталями несилового назначения.
Транспортирование стрелкового оружия, средств ближнего боя, минометного вооружения и переносных комплектов ПТУР осуществляется в штатной укупорке.
Для транспортирования артиллерийские приборы укладываются в укупорочные ящики. Для удобства переноски на укупорочном ящике делают прочные ручки, а для предохранения от неосторожного обращения и для правильной установки на крышках ящиков делают надписи: ВЕРХ, ОСТОРОЖНО, СТЕКЛО, НЕ КАНТОВАТЬ. На торцевой стенке ящика должно быть изображение рюмки основанием вниз.
Приборы внутри ящика укладываются так, чтобы обеспечить их сохранность. Укладка железных и стальных предметов в ящике вместе с приборами, имеющими магнитные стрелки, не допускается.
Треноги приборов, штативы укладываются в отдельные укупорочные ящики.
Перед упаковкой приборов необходимо удостовериться в правильности подготовки их к перевозке, в исправности футляров, ящиков, ранцев и в правильности укладки приборов в их укладочные ящики. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
- шкалы механизмов приборов должны быть установлены на нулевые деления или деления, указанные в инструкции по эксплуатации;
- винты приборов должны быть зажаты;
- никаких посторонних предметов в футляре (ящике, ранце) не должно быть;
- принадлежность и запасные части прибора должны бытьпрочно укреплены в своих гнездах;
- для предохранения от вывинчивания или повреждения при перевозке зажимные винты, лупы, окуляры, объективы и легкоотделяемые и уязвимые части приборов должны быть обернуты папиросной бумагой, которую необходимо обвязать ниткой или закрепить резиновыми кольцами.
Укупорочные ящики должны быть обложены внутри влагонепроницаемой бумагой, пленкой или другими материалами, предохраняющими от проникновения влаги.
Учебные приборы транспортируются по правилам транспортирования военных приборов.
Кожаные и текстильные изделия транспортируются в деревянных (фанерных) укупорочных ящиках или в мягкой таре. Тара, применяемая для упаковки предметов артиллерийской амуниции, может быть произвольной формы и любых размеров в зависимости от формы и размеров предметов; масса каждого места не должна превышать 100 кг.
Мешковина или другие материалы, применяемые для упаковки, должны быть крепкими, сухими и непромасленными. Мягкая упаковка по углам и по краям зашивается, а пачки обвязываются прочной веревкой.
4.8.2 Транспортирование вооружения железнодорожным транспортом
Железнодорожный транспорт является самым широко используемым для перевозки войск, вооружения и военной техники.
Для перевозки войск – воинских частей, военных учреждений, учебных заведений и других воинских формирований организуются воинские эшелоны.
Воинским эшелоном называется организованная для перевозки в одном поезде воинская часть, одно или несколько воинских подразделений, воинская команда большой численности и др.
Организационные вопросы перевозки войск воинскими эшелонами изложены в Уставе внутренней службы ВС.
Для перевозки вооружения, ракет, боеприпасов и военно-технического имущества организуются воинские транспорты.
Воинским транспортом называется единовременная отправка воинских грузов в количестве одного и более вагонов одним отправителем, в адрес одного получателя.
Вооружение и военная техника перевозятся на железнодорожных подвижных средствах называемых подвижным составом, включающих в себя:
- классные вагоны;
- крытые вагоны;
- полувагоны;
- платформы;
- специальные вагоны.
Классные вагоны (плацкартные, купейные) используются для перевозки личного состава воинских частей, подразделений, команд.
Крытые вагоны используются для перевозки боеприпасов, малогабаритного вооружения, военно-технического имущества. Кроме того, крытые вагоны используются для размещения караулов сопровождающих воинские грузы. В отдельных случаях в крытых вагонах может перевозится личный состав воинских эшелонов. Крытый вагон, выделяемый для перевозки караула или личного состава, называется «людским вагоном» или «теплушкой».
Полувагоны используются для перевозки вооружения, военной техники и их составных частей (ствол артиллерийского орудия, стрела крана и т.п.), а также учебно-тренировочных ракет и их габаритно-весовых макетов.
Платформы используются для перевозки образцов и крупногабаритных составных частей вооружения и военной техники. Наиболее широко применяются 4-х осные металлические или деревянные платформы грузоподъемностью 50 тонн или 60 (62) тонны.
Специальные вагоны используются для перевозки разрезных грузов, требующих соблюдения особых условий погрузки, транспортировки и выгрузки. Как правило, это ракеты, и их составные части и комплектующие элементы.
Если вооружение следует с личным составом, то назначаются начальник эшелона и наряд, если без личного состава, то назначается караул.
При перевозке вооружения железнодорожным транспортом необходимо:
проинструктировать личный состав о порядке погрузки и об особенностях работ под контактной сетью высокого напряжения;
проверить исправность погрузочно-разгрузочных приспособлений и устройств, а также состояние полов и бортов платформы.
Для погрузки ВВТ на подвижный состав на железнодорожных вокзалах и станциях, как правило в стороне от основных путей, оборудуются воинские погрузочно-выгрузочные места.
Погрузочно-выгрузочным местом называется совокупность сооружений и устройств, предназначенных для погрузки или выгрузки вооружения и военной техники.
К погрузочно-выгрузочным сооружениям относятся стационарные платформы или временно-оборудованные аппарели. Платформы и аппарели могут быть как боковыми, так и торцевыми. Они устанавливаются в непосредственной близости от железнодорожного полотна с таким расчетом, чтобы оставшийся между ними и подвижным составом зазор не мешал погрузке техники и вооружения.
При подготовке к транспортированию необходимо проверить вписывание вооружения в габарит подвижного состава железных дорог РФ, а также вписывание его в габарит 02-Т западно-европейских дорог по ГОСТ 9238-73 (рисунок 4.24).
При перевозке крупногабаритных образцов вооружения и военной техники допускается их выступание за габариты платформы по ширине, однако оно не должно превышать норм, установленных «Габаритом перевозки железнодорожных дорог России». В случае выступания отдельных элементов вооружения и военной техники за размеры габарита (как правило по высоте) они демонтируются и перевозятся уложенными на платформу рядом с образцом или на отдельной платформе (например, стрела крана, стрела и ковш экскаватора и т.п.).
Погрузка и разгрузка на железнодорожные платформы осуществляются путем въезда (своим ходом) с погрузочно-разгрузочных площадок, со сборочно-разборочных площадок или с других инженерных сооружений требуемой грузоподъемности или с помощью крана.
Перед транспортированием РАВ железнодорожным транспортом необходимо:
- проинструктировать личный состав о порядке погрузки и об особенностях работ под контактной сетью высокого напряжения на электрифицированных участках железных дорог;
- проверить исправность погрузочно-разгрузочных приспособлений и устройств, а также состояние полов и бортов платформы;
- произвести осмотр вагонов: стены, полы и крыша вагона должны быть исправными, не иметь пробоин, щелей и выломанных досок, двери, окна и люки вагона должны плотно закрываться и иметь исправные запоры, верхние люки вагона дополнительно блокируются деревянными брусками сечением 50х50 мм и проволокой диаметром 6 мм;
- в соответствии с техническими условиями погрузки обеспечить равномерное размещение РАВ на железнодорожном подвижном составе;
- закрепить вооружение согласно схемам и правилам крепления, указанным в эксплуатационной документации данного образца и в справочных пособиях по погрузке техники на железнодорожный подвижной состав;
- проверить правильность установки и закрепления РАВ в транспортном положении, обратив особое внимание на закрепление стопорными устройствами подвижных частей вооружения;
- отключить электрооборудование;
опломбировать двери кабин, кузовов, тенты и топливные баки;
привести плотность электролита аккумуляторных батарей в соответствие с предполагаемой температурой в пути и в месте назначения;
по окончании погрузки первый экземпляр повагонной ведомости, прикрепить на внутренней стороне стены вагона справа от двери на высоте 2 м от пола, запоры дверей зафиксировать двумя витками проволоки диаметром 6 мм и опломбировать. Контрольные знаки пломб указываются в Описи на охраняемый воинский транспорт. Два экземпляра Описи передаются начальнику караула, а один экземпляр, с подписью начальника караула о приеме, остается у грузоотправителя.
проверить вписываемость вооружения в габарит железной дороги, при необходимости привести образцы в соответствующие габариты согласно эксплуатационной документации.
Вооружение на платформах размещается и крепится согласно схемам и правилам, указанным в эксплуатационной документации на конкретные образцы вооружения. На рисунках 4.25,4.26 показаны примеры размещение и крепление различных видов вооружения.
При установке на платформу крупнотоннажных вооружения и военной техники (танк, БАТ, танковый тягач и т.п.) необходимо следить, чтобы центр тяжести грузимого образца совпадал с продольным и поперечным центрами платформы.
Для крепления вооружения на платформах необходимы следующие инструменты и материалы: топор плотничный, пила поперечная, гвозди длиной 175–200 мм и диаметром 6 мм, молоток 400–500 г, проволока отожженная, деревянные клинья и бруски (рисунок 4.27). Для изготовления брусков и клиньев используются качественные пиломатериалы хвойных и лиственных пород. Осину, ольху, липу и сухостойное дерево применять запрещается. Под колеса образцов вооружения укладываются бруски, которые прибиваются к полу платформы гвоздями или скобами. С внутренней (внешней) стороны колес укладываются боковые бруски, которые прибиваются к полу гвоздями. Размеры брусков, клиньев и количество проволочных нитей в каждой растяжке указываются в эксплуатационной документации. На отдельные образцы вооружения эти данные приведены в таблице 4.10.
Рисунок 4.27 – Приспособления для крепления:
1 – талреп; 2 – тросовый зажим; 3 – серьга; 4 – скоба; 5 – бруски
Таблица 4.10 – Крепежный материал при транспортировании вооружения железнодорожным транспортом
Индекс изделия | Брус боковой | Клин (упорный брус) | Количество | ||||
размер, мм | количество, шт. | размер, мм | количество, шт. | нитей 6-мм проволоки | гвоздей | скоб | |
Д-30 | 50×100×500 | 4 | 50×100×500 | 4 | 2 | 16 | – |
2С1 | 100×100×1000 | 4 | 130×180×2850 | 2 | 8 | 36 | – |
9П113 | 150×150×600 | 4 | 275×150×150 | 4 | 6 | 16 | 24 |
9П148 | – | – | – | 4 | – | 4 | – |
КРАС-П | 70×120×300 | 2 | 75×120×300 | 4 | 2 | 18 | – |
Перед закреплением машины устанавливают на железнодорожных платформах с минимально допустимыми зазорами.
Закрепляют машины только после их окончательной установки по месту. Между машинами расстояние 150 - 270мм.
Типовые упорные бруски, подклинивающие колёса, укладывают длинной стороной вдоль платформы, а боковые - вплотную к боковой поверхности покрышек колёс передних и задних мостов с наружной или внутренней стороны.
Каждый упорный брусок прибивают к полу платформы 6, а каждый боковой - 4 гвоздями диаметром 6мм, длиной 200 мм.
Машины массой до 5,5 т подклинивают 4 упорными и 4 боковыми брусками, а массой до 12 т 8 упорными и 4 боковыми брусками.
При погрузке над сцеплением платформ, колёса задних мостов двухосных машин массой отдельных единиц 5,5т и более, а также колёса среднего и заднего мостов трёхосных машин подклинивают удвоенным количеством типовых упорным брусков.
Боковые бруски у передних колёс укладывают с зазором в 20-30мм от боковых поверхностей покрышек колёс.
Установка упорных и боковых брусков при закреплении на платформах подвижных мастерских изображена на рисунках 4.28-4.33.
Рисунок 4.28 - Закрепление двухосной машины массой до 5,5т
Рисунок 4.29 - Закрепление двухосной машины массой 5,6-12т
Рисунок 4.30 - Закрепление трёхосной машины
Рисунок 4.31 - Закрепление двухосной машины массой до 5,5т, погруженной над сцеплением
Рисунок 4.32 - Закрепление двухосной машины массой 5,6-12т,
погруженной над сцеплением
20-30мм
Рисунок 4.33 - Закрепление двухосной машины, погруженной над
сцеплением
При креплении вооружения проволоку пропускают под борта и крепят за стоечные скобы и кронштейны.
При перевозке всех типов гусеничных машин с металлическими гусеницами и исправными ходовой частью и тормозами в составе воинских эшелонов, а также транспортов в сопровождении караулов, применяют закрепления гусеничных машин на железнодорожных платформах с помощью универсального многооборотного крепления (УМК).
В зависимости от массы машин применяют два типа крепления : УМК-1Г для машин массой 7-25 т и УМК-2Г для машин массой 25,5-43 т.
Каждую машину закрепляют одним комплектом УМК, состоящим из 4 упоров. Упоры укладывают под гусеницы в местах упирания вторых и предпоследних катков (по 2 под каждую гусеницу). Под действием массы машины штыри УМК входят в доски пола платформы. Гребень УМК контактируя с грунтозацепами траков гусениц, препятствует продольным перемещениям машины.
После размещения вооружения на платформе необходимо:
– проверить давление в шинах колес и при необходимости довести его до нормы;
– закрыть запорные и шинные краны колес;
– затормозить ручным тормозом и включить первую передачу;
– выключить выключатель МАССА;
– закрыть с наружной стороны все стекла кабины и кузова листами фанеры и закрепить их проволокой;
– перекрыть кран подачи топлива;
– в осенне-зимний период слить воду из системы охлаждения и на щитке приборов укрепить табличку ВОДА СЛИТА, снять аккумуляторные батареи и перенести их в отапливаемый вагон.
Погрузка и разгрузка боеприпасов осуществляются только в исправные крытые и чистые вагоны, надежно закрепленные тормозными башмаками или специальными деревянными подкладками. Люки вагонов закрываются, запоры люков надежно крепятся проволокой.
Боеприпасы загружаются равномерно по всей площади вагона и располагаются осью симметрии поперек вагона, если это позволяют габариты боеприпасов. При перевозке ПТУР в вагоне в штабеле по высоте должно быть не более шести ящиков. Укупорка с боеприпасами при наличии промежутков крепится досками и рейками или промежутки заполняются порожней укупоркой. Боеприпасы в укупорке (цилиндрической формы) подклиниваются рейками или досками у торцевых стенок вагона и в середине. Крепить рейки и доски к укупорке с боеприпасами запрещается. Общая масса боеприпасов не должна превышать грузоподъемности вагона.
Боеприпасы, подготовленные для погрузки или выгруженные из вагонов, укладываются на подкладки в штабеля повагонно, которые должны располагаться не ближе 5 м от полотна железной дороги и от ближайших деревьев. Расстояние между штабелями должно быть не менее 10 м, а между группами штабелей с боеприпасами для пяти вагонов – не менее 15 м.
4.8.3 Особенности транспортирования вооружения автомобильным, воздушным и водным транспортом
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1208.