Гальванические  батареи  и  элементы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
2РЦ-63 3РЦ-83Х 5РЦ-83Х 7РЦ-83Х ПСО-1, ПГО-78 НСПУ, ННП-21 НСПУ(М),НСПУ-3,НСПУ-4, ННП-23 1РЛ247 1; 1 1; 1 1; 1; 1; 1 1

4.5.2 Хранение щелочных аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Образцы РАВ комплектуются одним-тремя комплектами АКБ (включая батареи, входящие в одиночный комплект ЗИП). В одиночных комплектах ЗИП некоторых образцов предусмотрены аккумуляторы, предназначенные для замены неисправных в аккумуляторных батареях. На некоторые образцы имеются запасные аккумуляторные батареи в групповых комплектах ЗИП.

С целью обеспечения оптимальной эксплуатации аккумуляторных батарей с учетом поддержания боеготовности частей и подразделений, обеспечения боевой подготовки, выполнения требований эксплуатационной документации для обеспечения (продления) срока службы устанавливается порядок их содержания:

1. При наличии одной аккумуляторной батареи в изделии батарея размещается в заряженном состоянии на образце.

2. При наличии двух аккумуляторных батарей в изделии одна батарея размещается в заряженном состоянии на образце, а вторая батарея в заряженном состоянии хранится в щелочной аккумуляторной части.

3. При наличии трех аккумуляторных батарей в изделии одну батарею размещать в заряженном состоянии на образце, вторую батарею в заряженном состоянии хранить в щелочной аккумуляторной части, а третью батарею хранить законсервированной и не приведенной в рабочее состояние в щелочной аккумуляторной части.

4. Аккумуляторы, предназначенные для замены неисправных в аккумуляторных батареях (из одиночных комплектов ЗИП), и аккумуляторные батареи из групповых комплектов ЗИП на изделия хранить законсервированными и не приведенными в рабочее состояние на местах их укладки.

5. На изделиях, комплектуемых серебряно-цинковыми и герметичными аккумуляторными батареями, одну батарею размещать в заряженном состоянии на образце, а остальные хранить законсервированными и не приведенными в рабочее состояние в щелочной аккумуляторной части.

6. При отсутствии щелочной аккумуляторной в в/ч аккумуляторные батареи размещать на местах их укладки (на образце) заряженными или не приведенными в рабочее состояние в зависимости от их количества на изделиях и их типа.

Таким образом, большую часть времени в течение эксплуатации АКБ находятся на кратковременном или длительном хранении.

Аккумуляторы, находящиеся на кратковременном хранении вместе с образцами вооружения (например, в комнатах для хранения оружия) для обеспечения боеготовности этого вооружения должны храниться в заряженном состоянии вместе с вооружением.

АКБ, подключение которых к электрической схеме образца не требует проведения каких-либо сборочных операций (например, батарея устанавливается на штатное место и подключается к электрической схеме образца пружинными контактами) допускается хранить не установленными на штатное место в образце, но такие АКБ хранятся вместе с образцом и комплектно.

Периодически действующие АКБ (в случае их нерегулярного использования) могут устанавливаться на кратковременное хранение залитые электролитом в заряженном, частично разряженном или разряженном состоянии сроком от 1 до 2 месяцев.

Ламельные АКБ допускается хранить в заряженном состоянии до 6 мес. После снятия АКБ с кратковременного хранения их необходимо разрядить нормальным разрядным током, а затем зарядить нормальным зарядным током. В случае снижения емкости аккумуляторной батареи по сравнению с той, которую она имела до постановки на хранение, сменить электролит и провести контрольно-тренировочные циклы «заряд-разряд».

Минимальные сроки хранения имеют серебряно-цинковые АКБ, которые в залитом электролитом состоянии могут храниться до 6 месяцев (после заливки электролитом сливать его из аккумуляторов не рекомендуется). Допускается хранить серебряно-цинковые АКБ, залитые электролитом, до 9 месяцев, при этом несколько сокращается срок их службы.

На длительное хранение устанавливаются только исправные и комплектные АКБ.

Длительному хранению подлежат:

– АКБ вооружения, находящегося на длительном хранении;

– один комплект АКБ вооружения текущего довольствия в тех случаях, когда с образцом поставляется три или более комплектов аккумуляторов (батарей).

Длительное хранение щелочных АКБ организуется в специально предназначенном для хранения аккумуляторов помещении – щелочной аккумуляторной.

Аккумуляторы и батареи, устанавливаемые на длительное хранение, должны быть вынуты из изделий (приборов), укупорочных ящиков и сосредоточены для хранения в аккумуляторной части. Хранить АКБ длительное время (более одного года) можно только в разряженном состоянии и в сухом виде без электролита.

Перед установкой АКБ, использовавшихся по назначению, на длительное хранение необходимо провести тренировочные циклы заряд-разряд, замерить емкость аккумуляторов (батарей) в процессе контрольного цикла, вылить из разряженных АКБ электролит и плотно ввернуть пробки. На длительное хранение устанавливаются АКБ, имеющие емкость не менее 75% номинальной.

Заводами-изготовителями АКБ выпускаются подготовленными для длительного хранения.

Аккумуляторы и батареи типа 2НКБ-2, 2НКБН-1,5, 3НКБН-1,5, HK-13 на хранение устанавливаются в контейнерах.

Аккумуляторы и батареи в контейнере последовательно соединяются проводниками для ускорения подключения их для заряда к зарядным устройствам. Хранение щелочных АКБ с открытыми пробками не допускается.

Промывка АКБ дистиллированной водой перед постановкой их на длительное хранение также не допускается, так как после промывки водой пластины аккумуляторов подвергаются интенсивной коррозии. При удалении электролита без промывки водой на внутренней поверхности сосуда и на пластинах остается тонкий слой щелочного раствора, предохраняющий их от коррозии.

Поверхность АКБ тщательно протирается досуха, неокрашенные детали смазываются тонким слоем консервационной смазки,

Конструкция контейнеров позволяет хранить АКБ при установке контейнеров один на другой в 2-3 яруса. Серебряно-цинковые АКБ допускается хранить в заводской укупорке.

При длительном хранении щелочных АКБ на каждый тип аккумуляторов заводится штабельный ярлык, на котором отмечается:

– тип АКБ;

– дата выпуска;

– дата установки на хранение;

– дата проведения последних контрольных испытаний и очередных контрольных испытаний.

Так как щелочные АКБ подвержены естественному старению, необходимо постоянно контролировать их электрические параметры.

Емкость АКБ определяется в процессе их контрольных испытаний. Такие испытания проводятся на выборку (1 %, но не менее 5 АКБ от каждой партии) через каждый год хранения. Первые контрольные испытания новых АКБ, находящихся на длительном хранении, проводятся через 3 года хранения, но до истечения заводского гарантийного срока хранения.

При проведении контрольных испытаний АКБ, находящиеся на длительном хранении, заливаются электролитом и приводятся в рабочее состояние в нормальном режиме, причем их емкость определяется в процессе проведения контрольного цикла заряд-разряд.

Емкость аккумулятора определяется разрядом его нормальным током (током 8-часового режима разряда), который определяется:

 

,

 

где: I р – ток разряда,

Сн – номинальная емкость.

В случае обнаружения снижения емкости ниже номинальной в какой-либо из хранящихся партий (кроме СЦ), все АКБ данной партии подвергаются восстановлению емкости проведением 4-х тренировочных циклов (заряд-разряд). После тренировочных циклов дать контрольный цикл нормального заряда, по данным которого определить емкость каждого аккумулятора.

После контрольных испытаний на длительное хранение устанавливаются только те аккумуляторы, которые имеют емкость не менее 75% от номинальной. АКБ, имеющие меньшую емкость (но не менее 40%) передаются в использование. АКБ, имеющие емкость после контрольных испытаний ниже 40% (СЦ ниже 60%) от номинальной, списываются установленным порядком и отправляются на склады вышестоящего довольствующего органа.

4.5.3 Способы заряда АКБ  

В основном существует два метода заряда: заряд постоянным током и постоянным напряжением.

Заряд постоянным током осуществляется постепенным увеличением зарядного напряжения путем уменьшения сопротивления реостата, включенного в зарядную цепь. Заряд постоянным током часто проводится несколькими ступенями, при этом ступенчато увеличивается подаваемое на заряжаемые аккумуляторы напряжение для получения зарядного тока, приближающегося к постоянному.

В настоящее время появились новые зарядные устройства с автоматической стабилизацией зарядного тока.

Заряд при постоянном напряжении характеризуется сообщением аккумуляторам наибольшей части зарядной емкости в первые часы заряда. В дальнейшем, ввиду падения зарядного тока скорость набора аккумулятором емкости сильно снижается и время его заряда до полной емкости значительно увеличивается.

Для обеспечения заряда аккумуляторных батарей при постоянном напряжении, и особенно, на начальном этапе заряда мощность зарядных устройств должна быть в 3-4 раза выше, чем при заряде постоянным током.

В войсках при заряде щелочных аккумуляторных батарей используется преимущественно заряд постоянным током. Подаваемое от зарядного устройства напряжение должно постоянно регулироваться реостатом вручную или схемой автоматической регулировки.

У исправного и правильно подключенного на заряд аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть: в начале заряда 1,40…1,45 В у НК-аккумуляторов и 1,55…1,60 В у НЖ- аккумуляторов; в конце заряда 1,75…1,85В.

В основном существуют два метода заряда: заряд постоянным током и заряд при постоян­ном напряжении.

Заряд постоянным током осуществляется постепенным увеличением зарядного напряже­ния путем уменьшения сопротивления реостата, включенного в зарядную цепь. Заряд постоянным током часто проводится несколькими ступенями, при этом ступенчато увеличивается подаваемое на заряжаемые аккумуляторы напряжение для получения зарядного тока, приближающегося к постоянному.

В настоящее время появились новые зарядные устройства с автоматической стабилизацией зарядного тока.

Заряд при постоянном напряжении характеризуется сообщением аккумуляторам наиболь­шей части зарядной емкости в первые часы заряда. В дальнейшем, ввиду падения зарядного тока скорость набора аккумулятором емкости сильно снижается и время его заряда до полной емкости значительно уве­личивается.

Так, при постоянном зарядном напряжении 1,5 В. в момент включения на заряд аккумуля­тора КН-10 ток будет составлять около 120 % от нормального зарядного тока, через час он снизится до 100%, через два часа - до 30 %, через 4 часа - до 2,5 %.

При постоянном зарядном напряжении 1,6 В в начале заряда ток возрастает , достигая 320 % от нормального, а затем быстро спадает.

При постоянном напряжении 1,7 В начальный зарядный ток равен 40 % от нормального. После 6 часов заряда при постоянном напряжении 1,6 и 1,7 В. аккумулятор отдает соответственно 80 и 90 % номинальной емкости. Аккумулятор при постоянном напряжении 1,6 и 1,7 В. может быть полностью заря­жен соответственно в течение 30 и 15 часов, а при напряжении 1,5 В даже за 40 часов аккумулятору удает­ся сообщить только 60 % номинальной ёмкости.

Из приведенного примера видно, что мощность зарядных устройств во время заряда при постоянном напряжении расходуется нерационально.

Для обеспечения заряда аккумуляторных батарей при постоянном напряжении и, особенно на начальном этапе заряда мощность зарядных устройств должна быть в 3-4 раза выше, чем при заряде постоянным током.

В войсках при заряде щелочных аккумуляторных батарей используется преимущественно заряд постоянным током. Подаваемое от зарядного устройства напряжение должно постоянно регулиро­ваться реостатом вручную или схемой автоматической регулировки.

У исправного и правильно подключенного на заряд аккумулятора напряжение при нор­мальном зарядном токе должно быть: в начале заряда 1,40...1,45 В у НК–аккумуляторов и 1,55...1,60 В у НЖ–аккумуляторов, в конце заряда 1,75...1,85 В.

Максимальное напряжение серебряно-цинковых аккумуляторов в конце заряда достигает 2,1 В.

Если зарядные напряжения установлены неверно, не контролируются постоянно зарядный ток и напряжение с последующей установкой их необходимого значения с помощью реостата, то аккуму­ляторные батареи фактически заряжаются постоянным напряжением.

При использовании зарядных устройств типа ЗУ-СЦ или 1Э25 регулировка зарядного тока и поддержание его на установленном уровне осуществляется автоматически.

Существует три режима заряда аккумуляторов и аккумуляторных батарей: нормальный, усиленный и форсированный.

Нормальный заряд. При нормальном заряде аккумуляторам и аккумуляторным батареям сообщают заряд нормальным зарядным током в течение 6 ч. Для ламельных НК-аккумуляторов ток нормального заряда численно равен одной четверти номинальной емкости. У некоторых безламельных аккумуляторных батарей время нормального заряда может быть больше или меньше 6 ч. Например, время нормального заряда аккумуляторной батареи 2НКБ-2 составляет 10 ч, а батареи 10НКБ-60 – 4,5 часа.

Нормальный заряд, который проводится в целях контроля емкости аккумуляторных батарей, называется контрольным.

Усиленный заряд. Усиленным зарядом называется заряд аккумуляторов и аккумуляторных батарей нормальным или увеличенным зарядным током в течение 12 ч. Усиленный заряд применяется для восстановления или поддержания номинальной величины емкости аккумуляторов и аккумуляторных батарей в следующих случаях:

а) при приведении в рабочее состояние;

б) при подготовке к хранению;

в) после смены электролита;

г) после глубоких разрядов ниже допустимых конечных напряжений (1 В на аккумулятор или элемент аккумуляторной батареи) или разрядов малыми токами, чередующимися с длительными перерывами в работе;

д) при нерегулярной работе.

Усиленный заряд проводится в один или два этапа. В один этап аккумуляторы заряжаются нормальным зарядным током в течение 12 ч. При заряде в два этапа после 6 ч заряда нормальным зарядным током делается перерыв в заряде на 12 ч, после чего аккумуляторные батареи дозаряжают нормальным зарядным током еще в течение 6 ч.

Форсированный заряд. В случае крайней необходимости для ускоренного приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние применяется режим форсированного заряда, который предусматривает сокращение времени пропитки электролитом и отгазовки аккумуляторов и батарей. Заряд аккумуляторов и батарей токами, величина которых превышает ток нормального заряда.

Заряд в форсированном режиме сокращает срок службы аккумуляторов и аккумуляторных батарей и поэтому заводами-изготовителями допускается проведение, как правило, не более 10 зарядов в форсированном режиме в течение гарантийного срока их эксплуатации.

Заряжать в форсированном режиме разрешается только исправные аккумуляторные батареи. После заливки и пропитки электролитом каждый элемент такой батареи (аккумулятор) должен иметь НРЦ больше нуля.

Для заряда щелочных аккумуляторов и батарей используются выпрямительные устройства типа ВСА-5К и зарядные устройства со стабилизированным зарядным током типа ЗУ-СЦ, 1Э25, ЗУ-2, УЗА-СЦ.

Заряд всех типов аккумуляторов и аккумуляторных батарей проводится только при вывер­нутых пробках.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 915.