Раздел 2. Изучение содержания музыкального воспитания в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2.1. Ознакомление с предметом «Музыка» как составной частью образовательного процесса

2.1.1. Ознакомление с учебно-программным обеспечением по музыке в начальных классах

Терминологический словарь

Методика научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета.

Методика музыкального воспитания – научная дисциплина, изучающая закономерности педагогического процесса воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.

Воспитание (в широком педагогическом смысле) – целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; (в узком педагогическом смысле) – воспитательная работа, направленная на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений.

Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в основном процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

Обучение совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание.

Развитие специфический тип движения; необратимое направленное и закономерное изменение, переходящее в иное качественное состояние; процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Тезисы лекции

Говоря о музыкальном образовании младших школьников, следует обратить внимание, что в современном толковании этот термин рассматривается как единство трёх значений: музыкальное воспитание, обучение и развитие.

Термин музыкальное воспитание употребляется в двух значениях: в узком смысле – воспитание определённых качеств личности учащихся (психологический аспект), в широком – это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.

Термин музыкальное обучение также применяется в двух значениях. В узком смысле – это освоение учащимися музыкальных знаний, умений и навыков (ЗУН), в широком – помимо ЗУН, это приобретение учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и их музыкально-творческой деятельности.

Музыкальное развитие учащихся должно всегда находиться в центре внимания учителя при воспитании и обучении ребёнка. Здесь речь идёт о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры. Это:

– развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащегося;

– развитие всех сторон музыкального слуха, памяти, мышления, воображения;

– развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских, слушательских и даже композиторских умений и навыков и т.п.

Система музыкального образования в нашей стране включает в себя основное (общее) и дополнительное музыкальное образование.

Дополнительное музыкальное образование не является обязательным. Оно осуществляется в студиях, кружках, музыкальных школах, которые официально называются «Музыкальное учреждение дополнительного образования детей», и др.

Общее музыкальное образование является обязательным и осуществляется в школах, гимназиях, лицеях в рамках учебного предмета «Музыка» под руководством учителя, который имеет среднее специальное или высшее педагогическое (музыкально-педагогическое) образование и работает по одной из учебных программ, в соответствии с Государственным стандартом общего образования.

Программа

Музыка как учебная дисциплина является частью общеобразовательного процесса и, как предмет эстетического цикла, изучается в школе наряду с  другими общеобразовательными предметами.

Ей отводится должное место в учебном плане (1, реже 2 раза в неделю) с 1 по 8 класс. В школьном расписании чётко определено время проведения урока музыки, как любого школьного предмета.

Учитель музыки в своей педагогической деятельности опирается на Госстандарт, где определён обязательный минимум знаний учащихся по данному предмету, учебный план и программу (ознакомление с требования ФГОС  начального общего образования второго поколения (1.2.8.Музыка).

Программа – это государственный документ, направляющий всю работу по музыкальному воспитанию в школе. Она имеет определённую структуру: пояснительная записка, тематический план, содержание дисциплины, требования к ЗУН, методические рекомендации, литература, методическое обеспечение и пр.

Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом на принципе первичности государственных образовательных стандартов. С одной стороны, это означает, что образовательные программы составляются на основе стандартов, с другой – стандарты включают в себя и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в разных образовательных учреждениях, могут различаться между собой за счет локальных компонентов. Государственный образовательный стандарт – это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

Данная программа «Музыка» разработана под руководством Д.Б.Кабалевского и издана в 1980 году.

Программа начинается эпиграфом: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А.Сухомлинский).

Далее следует пояснительная записка, где раскрывается актуальность, причина создания программы.

Цель и задачи программы

В программе обозначена цель как более широкая задача введения учащихся в мир большого музыкального искусства (1-й абзац, стр.2) – «воспитание музыкальной культуры школьников, как части всей их духовной культуры».

Термин «музыкальная культура» включает в себя:

а) нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы
и потребности;

б) знания, навыки и умения в области восприятия и исполнения музыки;

в) музыкальные творческие способности.

Три педагогические задачи (воспитательная, образовательная и развивающая) направлены на формирование отношения школьников к музыке:

- формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия (развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, стремления к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку, пробуждать интерес к выявлению связей между музыкой и жизнью);

- формирование осознанного отношения к музыке (приобретение опыта осознанного восприятия произведений, умение чувствовать и понимать характер музыкальных образов, логику их развития идейную основу сочинения, жизненность содержания);

- формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе её исполнения.

На основе программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского создаются новые программы разными авторами. Это В.В. Алеев, Ю.Б. Алиев, В.О. Усачева, Л.В.Школяр и многие другие.

Приложение № …

Выписка из ФГОС второго поколения

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения


Начальная школа

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Дата: 2018-12-21, просмотров: 476.