СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ..................... 414
11.1. Тест «Незаконченные предложения* ......................................... 415
11.2. Методика «Дифференциально-диагностический
опросник» (ДДО) ........................................................................ 416
11.3. Методика «Карта интересов» ..................................................... 417
11.4. Экспериментальная методика
«Ценностные ориентации личности (ЦОЛ)» ............................. 418
684
11.5. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокнча .......... 421
КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДИКИ
ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.............................................................. 425
12.1. 16-факторный личностный опросник
(тест Р. Кеттелла) ...... ............................................................. 427
/. Основные понятия
о работе с тест-опросником ..'............................................ 427
_ //. Общая характеристика
некоторых личностных свойств ........................ ,............... 428
///. Организация исследования ...................................................... 432
IV. Интерпретация полученных результатов .,.„................. ,. 433
V. Обработка результатов........................................................ 433
12.2. Акцентуации характера (Тест К.Леонгарда)................... 440
12.3. Школьный тест умственного
развития (ШТУР) (Гуревич, Акимова,
Борисова, Козлова, Логинова, Зархин).......................................... 445
12.4. Методика личностного дифференциала.
Адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева ....................... 454
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ .................................................. 458
13.1. Тест «Свободный рисунок».................................................... 478
13.2. Тест «Образ мира» ................................................................... 484
13.3. Тест «Автопортрет».................................................................. 485
13.4. Тест «Рисунок семьи»...................................................... ...*.... 490
13.5. Тест «Несуществующей животное» .................................... 495
13.6. Тест «Конструктивный рисунок
человека из геометрических фигур» .................................. 501
13.7. Тест «Дом. Дерево. Человек»................................................. 511
Общий раздел ........................................................................... 511
Детали ......................................................................................... 513
Пропорция ................................................................................. 518
Дом ............................................................................................... 520
Дерево .......................................................................................... 530
Человек........................................................................................ 536
Вариации рисунка........... ,........................................................ 543
Конечности ............................................................................... 544
Лицо ............................................................................................. 546
Выражение лица ...................................................................... 547
Тип фигуры ................................................................................ 549
Волосы .......................................................................................... 549
Голова ................................................ _............ >....................... 550
Конечности .......... „................................................................. 551
Форма линий.............................................................................. 553
Качество контура .................................................................. 553
Многоплановые критерии................................................. ,... 554
Шея.............................................................................................. 555
Возрастные нормы.................................................................. 556
Обнаженность ,........................................................................ 556
Вариации расположения рисунка на листе .................... 557
Поза ............................................................................................ 5§7
Туловище.................................................................................... 558
Нажим (давление) карандашом .......................................... 559
Порядок изображения ....... ,.................................................. 560
Пол ................................... ~.......................................................... 560
Штриховка ............................................................................... 561
Упрощение ................................................................................ 561
Величина .................................................................................... 561
Ориентация в задании ........................................................... 562
Пространство............................. ».......................................... 563
Симметрия ........................................................ ,..................... 563
Составные критерии ............................................................ 565
Деятельность ........................................................................... 565
Возраст...................................................................................... 566
Поправки ................................................................................... 566
Аномалии ......................................................................... ,........ 566
Дополнения (аксессуары) ..................................................... 567
14. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В КОЛЛЕКТИВЕ И СЕМЬЕ................................................... 569
14.1. Методика определения стиля
руководства трудовым коллективом ........... 569
14.2. Методика диагностики межличностных
отношений Т. Лири ................................................. ,............. 570
14.3. Методика «Q-сортировка».................................................... 575
Г4.4. Тест описания поведения К. Томаса ................................ 577
14.5. Методика РАМ ........................................................................ 581
Отношение к семейной роли ................................................ 581
Отношение родителей к ребенку ....................................... 581
14.6. Висбаденский опросник к методу позитивной
психотерапии и семейной психотерапии......................... 585
Описание шкал WIPPF ............................................................ 586
Первое интервью в позитивной психотерапии ............. 5%
686
14.7. Методика диагностики родительского
отношения А. Я. Варга, В. В. Сталина ....................................... 609
14.8. Методика диагностики межличностных
и межгрупповых отношений Дж. Морено .................................. 612
15. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ПСИХОГРАФОЛОГИИ........................................................................
15.1. Характерные формы букв и их психографологические
признаки (в алфавитном порядке) ................................................ 622
15.2. Основные черты характера
и законы отражения их в почерках ............................................. 634
16. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХТРЕНИНГОВ ............. 637
Правила тренинга ........................................................................ 637
16.1. Психология взаимоотношений .................................................... 637
Индивидуальный и групповой
поведенческий тренинг.................................................................. 637
16.2. Анатомия общения ....................................................................... 643
Индивидуальный поведенческий тренинг ..................................... 643
Групповой поведенческий тренинг .............................................. 645
16.3. Внимание: конфликт! ................................................................... 648
Социально-психологический тренинг .......................................... 648
16.4. Двое друг с другом ....................................................................... 653
Социально-психологический тренинг .......................................... 653
16.5. Взаимоотношения в семье ........................................................... 659
Социально-психологический тренинг .......................................... 659
Вместо заключения ....................................................................... 662
ЛИТЕРАТУРА................................................................................. 664
СОДЕРЖАНИЕ............................................................................... 678
Учебное пособие
Шапарь Виктор Борисович,
Тимченко Александр Владимирович,
Швыдченко Валерий Николаевич
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Книга издана при участии Украинского литературного агентства
Г . Харьков, уя. Сумская, 13 Тел. (0572) 191-737, факс (0572) 149-505
Корректор Л. А. Рябинина Компьютерная верстка Ю. А. Панасенко, И. А. Кожанова
Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г.
Подписано в печать с готовых диапозитивов 16.01.02. Формат 84x108 1/32. Бумага тип. № 2. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. п. л. 36,12. Тираж 10000. Заказ № 2460.
Издательство «Феникс» 344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУИПП «Курск» 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109
Качество печати соответствует качеству представленных заказчиком диапозитивов
Дата: 2018-12-21, просмотров: 238.