Социально-психологический тренинг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Есть в совместимости супругов один аспект, который позволяет смотреть с надеждой в будущее даже тем семьям у которых результаты замера этой важнейшей характеристики не очень то радуют Это адаптированная сторона совместимости

659


предполагающая постепенную «подгонку» супругов друг к дру­гу. Подгонка эта неизбежно и непреложно совершается во всех семьях, но, поскольку одним это удается, а другим — нет, естественно задаться вопросом: а что же помешало тем мужьям и женам, которые разменяли свое супружеское счастье на бесконечные склоки, ссоры, дрязги и размолвки?

Да вот они-то и помешали — эти самые склоки, ссоры, дрязги и размолвки. Дело в том, что супружеская адаптация осуществляется во взаимодействии двоих и последующим об­суждением результатов этого взаимодействия, иногда очень бурных. И поэтому, хотя мы уже обсуждали проблемы конф­ликтов, еще один ее аспект — техника конструктивного спора.

Техника эта создана чехословацким ученым С. Кратохвилом, который считает, что конструктивный спор характеризуется:

- конкретным обсуждением конкретного предмета конф­
ликта, отсутствием обобщений, переносов разговора на другие
области взаимодействий, ссылок на прошлое и т.п.;

- активностью обеих сторон, их вовлеченностью в ситуа­
цию, заинтересованностью в разговоре;

- четким, открытым изложением своих позиций и внимани­
ем к позиции и доводам оппонента — желанием понять их;

- соблюдением этических принципов поведения сторон по
отношению друг к другу;

- использованием только деловых аргументов во избежа­
ние всего того, что задевает личность другого.

Взаимодействие должно быть динамичным, дабы у собесед­ника не возникало чувство усталости, заканчиваться на позитив­ной ноте (или если уж этого не получается, то прерываться) и завершаться обязательным подчеркиванием достигнутого в обсуждении.

Результаты спора необходимо проанализировать и оценить, считая его удачным, если:

1) партнеры получили какую-то новую информацию, что-то
уточнили в своем видении ситуации или позициях друг друга;

2) смогли хотя бы частично снять напряженность во
взаимоотношениях;

3) пришли к большему взаимопониманию и сближению
своих позиций;

4) смогли разрешить проблему, устранить противоречия.

660


Такова вкратце сущность техники конструктивного спора, каковую мы и предлагаем отработать в ситуационно-ролевых играх этого раздела. Однако то, каким конкретным содержа­нием будут они наполнены, целиком зависит от руководителей и играющих. Не забудьте также, что степень «вины» одного и жесткость позиции другого, а также конфликтность их взаи­модействия задаются играющими либо совместно, либо незави­симо друг от друга до начала игры.

Дезертирство. Играют двое: муж и жена. Один из них пригласил гостей, а другой, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой.

Приглашение к родителям. Играют двое: муж и жена, которые договорились выходной день провести дома. Неожи­данно позвонили родители одного из них и позвали супругов в гости. Тот, чьи это родители, сразу же начал собираться, с чем другой не согласен.

Уход из дома. Играют двое: муж и жена. Один из них
собирается уйти куда-то из дома, а другой хочет поговорить
и недоволен тем, что тот отказывается задержаться.                    t

Позднее возвращение. Играют двое: муж и жена. Один из них встретил своего старого друга (подругу), разумеется, одного с ним пола, хотя интересно обострить ситуацию за счет того, что друг противоположного пола. Зашел к нему (к ней) и поздно вернулся домой.

Ремонт. Играют двое: муж и жена. Один из них был инициатором ремонта квартиры, к чему другой относился весьма скептически. Неожиданно оказалось, что ремонт обойдется гораздо дороже, и тот, кто был против него, настаивает на прекращении работ.

Прорехи в бюджете. Играют двое: муж и жена. В семье систематически не хватает денег до зарплаты, причем основным расточителем является один из супругов, с чем второй всегда был не согласен, а ныне настаивает на открытом обсуждении.

Дела домашние. Играют двое: муж и жена. К настоящему моменту сложилось так, что все дела по дому выполняет один из супругов. Ему это надоело, и он решает «включить» лентяя в домашние заботы.

Мелкая починка. Играют двое: муж и жена. Один из них давно уже просил другого сделать какой-то мелкий ремонт

661


(починить брюки или утюг), но вот сейчас он собрался восполь­зоваться предметом ремонта и оказалось, что «воз и ныне гам»

Посиди с ребенком Играют двое муж и жена Обоим нужно задержаться на работе и некому посидеть с ребенком, причем каждый считает, что его дела важнее

Друг или подруга Играют трое муж, жена и друг (по друга) Подруга (Друг) делится с одним из супругов своими проблемами и переживаниями, которые другой супруг всерьез не принимает Первый супруг этим явно недоволен и в присутствии подруги (друга) приступает к обсуждению

Семейные проблемы Играют трое муж, жена и друг (подруга) Один из супругов начинает обсуждать с подругой (другом) семейные проблемы, чем другой супруг явно недово­лен, и недовольство это он открыто высказывает

Третий лишний Играют трое муж, жена и третий (третья) В гостях у друзей один из супругов познакомился и как-то очень тесно сошелся с этим (этой) третьим(ей) в течение всего вечера сидел с ним (с ней) рядом, танцевал и оживленно беседовал Другой супруг решает обсудить ситуацию

Незваный гость Играют трое муж, жена и гость В семье накопилось много дел, но в этот момент, когда супруги начали этим заниматься, пришел незваный гость — приятель(ница) одного их них Другой открыто выражает свое недовольство















Вместо заключения

Активное применение психологических знаний в практи­ческой деятельности людей всякий раз возрождает к жизни давний вопрос о формах, методах и собственно технологии работы практического психолога При этом попытки описать психологический инструментарий и составить некоторое руко­водство к его применению постоянно вызывали и вызывают острую и часто обоснованную критику А деятельность психо­лога-практика рассматривается более как искусство, нежели как профессионально выверенные правила и алгоритмы органи зации соответствующих процедур Смысл и цель этих процедур в большинстве случаев состоит в извлечении, систематизации и упорядочении специальной информации о конкретном че­ловеке и соотнесении ее с системой психологических категории, теорий,концепций и моделей

662


Среди методов практической работы психолога можно выделить те, которые необходимы для установления контакта с человеком, пришедшим на индивидуально-психологическую консультацию Однако именно таким методам не уделялось должного внимания

Еще памятна устойчивая, хотя не всегда оправданная, нега­тивная реакция «классической психологии» на попытки приме­нения психодиагностических тестов считалось, что за тестами «нет настоящей глубокой теории», что их отчетливый праг­матизм не опирается на научную основу, а если таковая и есть, то она не соответствует принятым в нашей стране концепциям и подходам

Тем не менее так называемые тесты получили довольно широкое, хотя и полулегальное, распространение в исследо вательских лабораториях, в клинической практике, на предпри­ятия, в школах и т п В ходе этого распространения постоянно возникала «проблема тестов», а вместе с ней и необходимость более или менее ясно ответить на вопрос почему же, несмотря на критическое и даже порой пренебрежительное отношение к тестам, не удается сдержать, а тем более запретить их практическое применение Мы полагаем, что, по крайней мере, один веский аргумент в их пользу состоит в том, что все эти психодиагностические процедуры дают специалисту информа­цию об индивидуальных психологических особенностях кон­кретного человека, его отличии от других людей, о «месте» данного человека во множестве ему подобных




ЛИТЕРАТУРА

Абаев Н В Архаичные формы религиозной теории и практики //Буд­дизм и средневековая культура народов Центральной Азии — Новосибирск, 1980 —С 15-27

Аванесов В С Тесты в социологическом исследовании, М , 1982 — 199 с

Айзенк Г Проверьте свои способности — М ,1972 — 121с

Акимова М К Изучение индивидуальных различий по интеллекту //Вопросы психологии — 1977 — № 2

Акимова М К , Борисова Н М , Козлова В Т , Логинова Г П Осо­бенности умственного развития учащихся старшего подростко­вого возраста // Психологические проблемы повышения каче­ства обучения и воспитания — М , 1984 — С 23-35

Ананьев Б Г Человек как предмет познания Л , 1968 — 338 с

Ананьев Б Г О проблемах современного человекознания — Л ,

1977 —380 с

Ананьев Б Г Избранные психологические труды —- М . 1980 — Т 1-2 —512с

Анастази А Психологическое тестирование /Под ред К М Гуре-вича, В И Лубовского М, 1982

Андреева Г М Социальная психология — М , 1980 — 416 с

Андреева Г М , Богомолова Н А , Петровская Л А Современная социальная психология на Западе — М , 1978 — 272 с

Артемьева Е Ю , Мартынов Е М Вероятностные методы в пси­хологии — М , 1975 — С 148-151

Бажин Е Ф , Голынкина Е А , Эткинд А М Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол журнал—1983 — Т 5 №3 —С 152-162

Бажин Е Ф , Корнеева Т В , Эткинд А М Исследование образного уровня восприятия эмоций // Психол журнал — 1981 - Т 2 — №4 —С 81-84

Басилов В Н Избранники духов М , 1984 — 208 с

Баскакова И А Некоторые возможности обработки эксперимен­тальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Вопр психологии — №3— 1968

Белая И И Методика Роршаха и ее применение при исследо­вании больных эпилепсией Метод, рекомендации — М ,

1978 — 75 с

Белый Б И Тип переживания в тесте Роршаха и функцио­нальная асимметрия мозга// Психол журнал — 1981 — Т 2 — № 4

664


Березин Ф Б , Мирошников М П , Рожанец Р В Методика много­стороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене) — М , 1976 — 176 с

Берзин Э О Юго-Восточная Азия в XIII—XVI веках— М, 1982 — 332 с

Бернштейн Н А Очерки физиологии движений и физиологии активности — М , 1966 — 349 с

Беспалько И Г Статистические и клинико-диагностические ас­пекты категории локализации в методе Роршаха // Психоло­гические методы исследования личности в клинике —1978 — Т 27 —С 104-113

Беспалько И Г, Гильяшева И Н Проективные методы // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике — Л , 1983 —С 116-144

Бешелев С Д , Гурвич Ф Г Математико-статистические методы экспертных оценок — М , 1980 — 263 с

Битинас В П Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии — Вильнюс, 1971 — 347 с

Блеихер В М Экспериментально-психологическое исследование психических больных — Ташкент Медицина, 1971

Блейхер В М , Бурлачук Л Ф Психологическая диагностика ин­теллекта и личности — Киев, 1978 — 140 с

Блонский П П К проблеме воспоминания //Ученые записки Акаде­мии коммунистического воспитания — М , 1930 — С 93-100

Богомолов Ю П , Воронина А И , Кует В П , Соколов В П Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов // Вопросы психологической адаптации — Новоси бирск, 1974 —С 42-54

Бодалев А А О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей// Вопр психологии — 1984 — № 1 — С 119-124

Бодалев А А , Столин В В О задачах в области научно-пси­хологического обеспечения службы семьи // Семья и формиро­вание личности Сб науч трудов — М , 1981 — С 2—10

Бодалев А А , Шорохова Е В Психологические проблемы форми­рования нового человека // Психол журнал—1983— № 6— С 20-29

Бодров В А Проблемы профессионального психологического отбо­ра // Психол журнал — 1985 — № 2 — С 85-94

Болдырева С А Рисунки детей дошкольного возраста, больных ши­зофренией — М , 1974 — 160 с

Болдырева В С Конвергентная валидность теста юмористических фраз (ТЮФ) и Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) // Вестник МГУ — 1984 — № 4 — С 74-75

Бом Э Руководство по психодиагностике — М , 1977

Борисова Е М Индивидуальное своеобразие становления про­фессионала // Психофизиологические вопросы становления профессионала — М , 1976 — С 6-17

665


Бояршинова Т. Н. К вопросу о психологической диагностике вя­лотекущей шизофрении // Журнал невропатологии и пси­хиатрии.— 1975.—Вып. 11.—С. 1680-1682.

Браверман Э. М., Мучник М. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных.— М.. 198$.— 464 с.

БрудныйА. А. Значение слова и психология противопоставле­ний // Семантическая структура слова / Под ред. А. Н. Леонтье-ва.^М., 1971.— С. 19-27.

Брунер Дж. Психология познания.— М., 1977.— 412 с.

Брущлинский А- В. Мышление и прогнозирование.— М., 1979.

Бурлачук J1. Ф. Исследование личности в клинической психоло­гии.—Киев, 1979.—175 с.

Бурмистров И. В. Опыт создания компьютерного банка данных в психодиагностике: Дипломная работа.— М., 1985.

Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности. // Вопр. психологии.— 1984,— № 5.—С 125-131.

Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и челове­ческий разум.— М., 1982.— 368 с.

Войтко В. И„ Гильбух Ю. 3.0 некоторых основных понятиях психоди­агностики// Вопр. психологии.—. 1976.— № 4,— С. 16-30.

Волюфв И. Л. Социометрические методы в социально-психологи­ческих исследованиях.— Л., 1970.— 88 с.

Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации психических больных // Под ред. М. М. Каба­нова, К. Вайзе.— М.. 1980.— 395 с.

Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государство Цзинь (Хв.-1234г.).— М., 1983.—345 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.— 324 с.

Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование.— Л., - ^1982.— С.бЗ-^.

Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систе­матика.— М-, 1933.— 202 с.

Гильбух Ю. 3., Удодова Л. П. Тест оперативной памяти // Вопр. психологии.— 1980.—С. 116-121.

Гильяшева И, Н. Вопросники как метод исследования личности в клинике// Методы психологической диагностики и коррек­ции в клинике.— Л.. 1983.— С. 62-80.

Гильяшева И. Н. Проективные методы // Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике.— Л., 19836. С. 116-144.

Голицын И. Н. Исторические этюды Древней Греции: Пифагор // Москвитянин.— 1855.— № 19-20.— Кн. 1-1.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента.— М.,

Я<>- 1981.— С. 74-75.

rSutmaymac А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентации// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности — Л., 1979.— С. 208-209.

666


Губерман >ДО. А., Ямпольский Д. Т. Применение алгоритмов рас­познавания образов в психодиагностике// Вопр. психологии.— 1983.—№5.—С.118-125.

Гурвеич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.— М.; Наука,. 1970.

Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопр. психоло­гии.— 1980.—№2.

Гуревич К. М. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-пси­хологические особенности испытуемых// Психодиагностика и шкала.— Таллинн, 1980.~- С 19-25.

Гуревич К. М. Психологическая диагностика.— М., 1981.— 232 с.

Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути раз­вития^ Вонр. психологии.— 1982.— № 1.— С 9-18.

Гуревич К. М., Лубовский В. И. Предисловие// Аяастази А. Психо­логическое тестирование."-- М., 1982.— С. 5-14.

Гуревич М. И<, Озерецкий Н. И. Психомоторика.— М., Л-, 1980.— ч. 2— 172 с.

Дандамаев М. А. Вавилонские писцы.— М., 1983.— 245 с.

Данилин К. Е. Аутосоадометрическая методика// Социально-психоло­
гический климат коллектива.— М., 1981.— 77 с,                        .

Данилова Н, Н. Эмоциональные состояния: механизмы и диагно­стика.—М, 1985. -

Диагностика психических состояний в норме и патологии.—М-р 1980.

Деев А. А., Ложкина Г. В., Спасенников В. В. Автоматизация процеду­ры обследования при использовании шестнадцатифактерного лич­ностного опросника (16-ФЛО) // Психо*. журнал—1984.— J* 6.— С 106-110.

Джамгаров Т. Т. О системном подходе к использованию ме­тодов психологической диагностики в профотборе//Вопро­сы диагностики психического развития.— Таллинн, 1976.— С. 58-60.

Джндарьян И. А. Категория системности и ее методологическое значение для психологии личности// Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические пробле­мы в условиях развитого социалистического общества.— М«« 1983.—Ч. 1—С. 19-20.

Диккенс Ч, Собр. соч.— М.4 1984.— Т. 6.— С. 7.

Добрынин И. Ф. Колебания внимания. Эксиериментально-психоло-гическое исследование.— М.: Рацион, 1928.

Донцов А. И. Психология коллектива.— М., 1984.— 208 с.

Дорожевец А. Н. Исследование образа «физического» Я у больных шизофренией с суицидальными попытками: Дипломная рабо­та.— М., 1982.

Дорофеев Э. Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний// Психические заболевании.—ЙП 1976.—С. 321-326.

ДэвисДж. Статистика и анализ данных в геологии.— М., 1977.— 577 с.

667


Емельянов А И. Методологические вопросы фольклористики.— Л., 1978.— 205с.

Ермакова И. В. Автоматизированная система Алиса как инструмент психаяога-зксяериментатора// Вопр. психологии.— 1984.— №3.— С. 141-144.

Журавлев Ю. Л. Об алгебраическом подходе к решению задач рас­познавания или классификации // Проблемы кибернетики.— М. 1978.— Вып. 33.— С. 5-68.

Забродин Ю. М. Развитие советской психологии и задача психоло-гической службы// Пслхол. журнал.,— 1984.— № 6.— С. 3-20.

Зайцев В. П. Психодиагностический тест «милимульт» // Психол. журнал.— 1981,—№ 3.—С 118-123-

Запорожец Л. В- Восприятие и действие.—М.: Просвещение, 1976.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— Л., 1982.—216 с.

Зейгарник Б. В. Патология мышления.— М.. 1962.— 244 с.

Зейгарник Б. В. Патопсихология.— М., 1976.— 238 с.

Зеличенко А. И. Некоторые экстремальные задачи распознавания об­ разов; Дис. на соиск. учен, ст. канд. физ.-мат, наук.— М„ 1982.

Зинчвнко В. П. Непроизвольное запоминание.— М.: Изд-во АМН РСФСР. 1961,— C.U1-186, 222-245.

Иванов-Смелянский А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека.— М.: Медицина, 1971.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей.— М., 1961.—40 с.

Изард К. Эмоции человека.— М., 1980.— 440 с

Измайлов Ч. А., Михадевская М. Б. Общий практикум по психологии: Измерение в психологии.— М., 1983.

Изюцова С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопр. психологии.— 1984 —№ 6.— С. 110-118.

Ильин В, И., Похилько В. И, Сравнительный анализ личностных особенностей больных с различными формами гинекологичес­ кой патологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1983.— Вып. 12.— С. 1836-1840.

Ильин Е. П. Структура психомоторных способностей // Психо-мо- торика.— Л!, 1976.— С. 4-22.

КабановМ. М., ЛичкоА. В., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л., 1963.— 311 с.

Каган В. Е., Лунин И. И., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений в кли­нике детских неврозов // Социально-психологические проблемы реабилитации психических больных.— Л., 1984.— С. 150-158.

Касаткин В, И. Теория сновидений.— М., 1967.— 351 с.

Каталог психологических и дидактических тестов. Психодиагност. и дидакт. тесты. Братислава, 1982.— 198 с.

Кедров Б. М. Характер изменения объема и содержания развиваю­ щихся понятий // Анализ развивающегося понятия.— М., 1967.—■ С. 306-435.

66$


Кендалл М. Дж. Ранговые корреляции.— М., 1975.— 216 с.

Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М., 1982. С. 55-70.

Клигер С. А. и др. Шкалирование при сборе и анализе социоло­гической информации.— М„ 1978.— С. 75-Ю.

Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.— Казань, 1969.— 60 с.

Ковалев А. Г. Психология личности.— М., 1965.— 390 с.

Ковалев В. И., Дружинин В. М. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Пси-хол. журнал.— 1981.— Т. 3.— № 6.— С. 35-44.

Козлова И. Н. Личность как система конструктов // Системные исследования: Ежегодник.—М.,— 1975,1976.—С. 128-146.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых груп­пах.— Минск, 1976,— С. 350.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива.— Минск, 1984.—366 с.

Кон И. С. Открытие «Я».— М., 1978.— 367 с

Кон И. С. Категория «Я* в психологии // Психол. журнал.— 11)81.— Т. 2.— J* 3.— С. 25-38.

Кон И. С. В поисках себя.— М., 1984.— 336 с.

Краткий психологический словарь.— М., 1985.— 341 с.  '

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школь­ников.— М.. 1968.—431 с.

Кудрявцев Г. В. Психология технического мышления.— М., 1975.— 304 с.

Кузнецов А. Т., Щенев В. П. Проблемы построения банка данных в социологии // Математические методы в социологическом исследовании.—М., 1981.— С. 314-321.

Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей.— Л„ 1961.98 с.

Кузьмичев В. А- Печатная агитация и пропаганда.— М.; Л., 1930.— 248 с.

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики.— Л., 1984.—215 с.

Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прик­ладных исследованиях.— М., 1980.

Кэмпински А. Психопатология неврозов.— Варшава, 1975.— 400 с.

Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах.— Пг., 1917.— 386 с.

Левандовский Н. Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации // Вопр. психологии.— 1980.—№5.—С. 138-142.

Левитов И. Д. Психология характера.— М., 1969,— 424 с.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.— М., 1971.—

Лейтес И. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.—79 с.

669


Леонгард К, Акцентуированные личности,— Киев, 1981.— 390 с.

Леонтьев А. Я. Деятельность. Сознание, Личность.— М., 1975.— 304 с.

Леонтьев А. Н>, Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников.-— М.— 1969.— № 7.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.— Л.: Медицина, 1983.

Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического примене­ния.— Л., 1976.— 57 с.

Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактерологические исследования у под­ростков // Труды психоневрологического ин-та им. В. М. Бех­терева.—Л.. 1981.— 120с

Личностный дифференциал: Методические рекомендации /Сост. Е. Ф. Бажин. А. М. Эткинд.— Л., 1983.

Личность воина: методики психологического и психофизиоло­гического обследования /Под ред. Съедина С. И. и др./М.: ВПА имени В. И. Ленина, 1990.

Логинова Н. А., Семенов В. Е. Биографический метод и контент-анализ // Методологические и методические проблемы кон­тент-анализа.— М.; Л., 1973,—С. 104-106.

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.— М., 1981.— 250 с

Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии.— М., 1975.— С. 151-164.

Лубовский В. И и др. Вопросы диагностики психического развития: Тезисы симпозиума — Таллинн, 1977.— 206 с.

Лук А. Н. Мышление и творчество.— М,: Политиздат, 1976.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.— М., 1973.— 374 с.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориента­ции/Под ред. А. Ф. Кудряшова/— Петрозаводск, Изд-во «Пет-роком», t992.

Максимов С. В. Методика Т. Лири в исследовании представлений Человека о себе и о других // Методы исследования меж­личностного восприятия.— М., 1984.— С. 89-102.

Марищук В. Л.. Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Мето­дики психодиагностики в спорте.— М., 1984 — 190 с.

Матюшкин А. М. Основные направления исследования мышления и творчества//Психол. журнал.— 1984.*- Т. 5.— № 1.— С. 8-9.

Мейли Г. Структура личности //Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975.— Вып. V.— С. 197-283.

Меллер Ф., Капекки В. Роль энтропии в номинальной класси­фикации //Математика н социология.— М., 1977.— С. 301-338.

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперименталь­ную психологию личности.— М., 1985.'— 319 с.

Мерлин В. С. Очерки теории темперамента.— Пермь, 1973.— 292 с.

670


Методика оценкн-свойств высшей нервной деятельности;— Л.: На­ука, 1971.

Методы социальной психологии/Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Се­менова.—Л., 1977.

Моргенштерн И. Ф. Психографология.— М.: Изд-вО Ассоциации Духовного Единения ^Золотой Век», 1994.

Морозов С. М., Стрелков Ю. К. Теоретические подходы к ис­следованию кратковременного запоминания1 // Вопр. психоло­гии.— 1978.—№5.

Муздыбаев К. Психология ответственности.— М., 1963.— 239 с

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма ус­воения социального опыта.— М., 1981.— 240 с.

Мюллер П,, Нойман П., Шторм Р. Таблицы по математической ста­тистике.— М., 1982.— 278 с.

Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психоло­гии //Вопр. психологии,— 1957.—№5,-—С. 142-155.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы.—- Л., 1960.—426 с.

Наэм Дж. Психология и психиатрия в США.— М.,'1984.-^ 300 с.

Небылщын В. Д. Основное свойства нервной системы человека.— М., 1966.— 383 с.

Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индиви­дуальных различий.— М>, 1976.'— 336 с.

Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности.—^'Тби­лиси, 1975.—243 с.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения.— Л., 1979.— 151 с.

Общая психология /Под ред. А. В. Петровского.— М.: Просвеще­ние, 1976.

Общая сексопатология /Под ред. Г. С. Васияьченко.-*- М.г 1977.— 487 с.

Ольшанский В. Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений /^Психологическая диагностика: проблемы и иссле­дования.—М., 1981.—С. 167-187.

Орбели И. А. Шатранг. Книга о шахматах.— Л., 1936.— С. 45-53.

Орлов Ю.М. Измерение социогенных потребностей с помощью тестов тематической апперцепции//Проблемы формирования социогенных потребностей.— Тбилиси, 1974.— С. 159-161.

Орлов Ю. М. Потребность в достижении учебной деятельности студентов медвуза.— М., 1976.— С. 26*46*

Орлов Ю. М. Метод экстремальных групп в построении шкал для измерения потребностей //Прогнозирование социальных потреб­ностей молодежи.— М., 1978.— С. 52-57.

Орлов Ю. М. Проблемы измерения потребностей // Прогнозирование социальных потребностей молодежи.—М., 1978.— С 45^-84.

Орлов Ю. М. Построение тест-опросника // Прогнозирование <&■ циальных потребностей молодежи.— М„ 1978.— С. 57-67.

Орлов Ю. М. Социальные потребности как объект прогнозирований // Прогнозирование социальных потребностей молодежи.— М., 1978.—С. 84-90.

«71


Орлов Ю. М. Структура шкалы, построенной методом экстремальных групп //Прогнозирование социальных потребностей молодежи.— М-1978.— С. 67-77.

Орлов ЮМ. Потребность в достижениях// Молодой коммунист.— 1980.—№3.-С. 65-70.

Орлов Ю. М>, Шкуркин В. М-, Орлова Л, /7# Построение тест-опросни­ку для измерения потребности в достижениях//Вопросы экспе­риментальной психологии и ее истории.— М., 1974.— С. 96-104.

Орлов ЮГМ„ Творогом Н. Д. Методики изучения личности и кол­лектива /Метод, указания.— М., 1975.—-12 с.

Основы профессионального психофизиологического отбора военных сдециалистов/Под ред. В. А. Пухова. Министерство обороны ОХР. 1981.

Патотто В. И. Структура межличностных отношений: Методика К математические методы исследования.— Киев, 1975.— 127 с.

Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосеман­тику: Исследование формы репрезентации в обыденном со-здашии.—М., 1983.— 176 с.

Петухов Б. М. Информационная совместимость оператора с режи-> мами работы: Автореф. лис, канд. психол. наук.— М., 1984.

Платонов К. К. Проблемы способностей.— М., 1972.— 312 с.

Питонов К, К., Голубев Г, Г, Психология.—М.: Высш. школа.—1973.

Полищук И. А., Видренко А. Е. (ред.). Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности челове­ка.— КиевЛ 980.— 156 с.

ПохилыюВ. ft., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологин личности // Вопр. психоло­гии.— 1984.— We3.*-C. 151-157.

П/фхтцкум по психодиагностике.— М.. 1984.

Проблемы космической биологии.— М., 1984.— Т. 48.— 166 с.

Прогнозирование социальных потребностей молодежи / Отв. ред. И. В. Бестужев-Лада.— М., 1978.— 207 с.

Прониным В. А., Молдавская С. И., Кольченко Н. В. Функциональная подвижность нервных процессов и профотбор.— Киев: Наук, думка, 1978.

Проф&онсультационная работа со старшеклассниками.— Киев: Рад. школа, 1980.— С. 53.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном ис­следовании студентов).— Л., 1976.— 248 с

Психологическая диагностика/ Под ред. К. М. Гуревича.— М., 1981.- 232 с.

Психологические исследования интелектуальной деятельности/Сб. статей под ред. О. М Тихомирова: Мысль, 1979.— С. 232.

Шчхологические исследования. Проблемы восприятия: Матер, конф. ВывД/Под ред. А. Н. Леонтьева.—М.—МГУ. 1976.

Психологические методы исследования личности в клинике. /Ред. М. М. Кабанов.— Л., 1978.— 153 с.










672


Психологический словарь.— М„ 1983.— 447 с

Психология индивидуальных различий: Текеты/Шд ред. Ю. 5. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова.— М., 1982.— 319 с.

Психофизические исследования восприятия и памяти/Под ред Ю. М. Забродина.—М.. 1979.

Психофизиологические исследования восприятия и памяти./Под ред. Ю. М. Забродина.-- М?.: Наука. АН СССР, Институт психо­логии, 1981.

Рабочая книга по прогнозированию/Ред. И. В. Бестужев-Лада.— М., 1982.—430 с.

Распознавание образов.— М., 1970.— 288 с.

Ратинов А. Р. (ред.) Личность преступника как объект психо­логического исследовании.— М., 1979.— 177 с.

Розе Н. А. Психомоторики взрослого человека.— Л., 1970.— 128 с.

Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психо­логической диагностике.— М.: Дидакт, 1992.

Россолимо Г. И. Психологические профили: Методика.— М., 1910.— 106 с.

Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии.— М.. 1940.— 596 с.

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования.— М., 1958.

Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии.— М., 1959.— 354 с.

Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии // Проблемы обшей психологии.— М., 1973.— 416 с.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии,— М.. 1970.—214 с.

Руководство по психотерапии.— Ташкент, 1979.— 639 с.

Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике.— М., 1982.—198 с.

Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологичес­ких различий.— М., 1979.— 352 с.

Рыбаков Ф. Е. Атлас для экспериментально-психологичееко-го исследования личности с подробным описанием и объяс­нением таблиц.— Mv. 1910.— 46 с.

Рыбников Н. А. Автобиография рабочих я юс изучение.— М.; Л., 1930.— 96 с.

Рэск Дж. Индивидуальный подход к анализу вопросов//Матема­тические методы в социальных науках.*- М., 1973.— С. 91-116.

Рябов В. Б. Пакет программ для автоматизации психологических тестовых методик //Методы и средства автоматизации психоло­гических исследований.— М., 1982.— С. 139-143.

Совенка Ю. С. К обоснованию некоторых методик по изучению лич­ности //Проблемы личности.— М.. 1989.—С. 238-242.

Совенка Ю. С. Проективные методы в исследовании бессознатель­ного //Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследова­ния.— Тбилиси, 1978.— Т. 1 П.— С. 632-637.


673


Саморегуляция и протезирование социального поведения лич­ности.— Л., 1979,-- 264 с

Сборник научных программ на Фортране/Ред. В. М. Виленкин.— М., 1974.— 314 с.

Сельвинский И. Избранные произведения.— Л., 1972.— 969 с.

Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологи­ческих исследованиях,—Л., 1983.— Ш5с.

Семья и личность: Тезисы докладов Всесоюзной конференции v г. Гродно.— М-, 1981.— 235 с.

Симонов П. В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в све­те информационной теории эмоций) //Вопр. философии.— 1981.—№5.

Сишор X. Работа и ее моторное исполнение //Экспериментальная психология.—М., 1963.—С. 1008-1036.

Смирнов А. А. Проблемы памяти.— М.; Просвещение, 1966.— С. 73-106. 

Собчак Л'. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI.— M.. 1971. — 63 с.

Собчак Л. Н., Лукьянова М. Ф. Изучение психологических особен­ностей летного состава стандартизированным методом ис­следования личности.— М., 1978.

Соколова Е. Т. К теоретическому обоснованию проективного мето­да исследования личности // Бессознательно. Природа. Функ­ции. Методы исследования.— Тбилиси, 1978.— Т. 111.— С. 611-622.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.— М., 1980.—174 с.

Соколова Е. Т., Федотова Е. О. Апробация методики косвенного из­мерения системы самооценок (КИСС)//Вести. Моск. ун-та.— Сер. XIV.— Психология.— 1982.— № 3.— С. 77-81.

Социально-психологические проблемы нравственного воспитания лич­ности / Под ред. В. Е. Семенова.— Л., 1984.— 159 с.

Станишевская М. М., Гульдан В. В., Владимирская М. Т. При­менение проективных методик при диагностике типов реакций личности /'Вопросы диагностики психического развития.— Тал­линн. 1974.-J-C. 158-169.

Столин В. В. Семья как объект психологической диагностики и не­врачебной психотерапии //Семья и формирование личности.— М., 1981.— 96 с.

Столин В. В. Мотивация и самосознание // Мотивация личнос­ти.— М., 1982.— С. 58-67,

Столин В. В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании //Вести. Моск. ун-та.— Сер. XIV. Психология.— 1982.—-№3.

Столин В. В. Самосознание личности.— М., 1983.— 286 с.

Сталин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре само­сознания личности: Дис. докт. психол. наук — М., 1985.— 530 с.

674


 Сталин В: В., Романова Т. Л*, БутенквГ.П. Опроеяик удовле­творенности браком//Вести. Моск. ун-та..— Сер. XIV.— Психология.— 1984.— М 2.— С. 54-61.

Стрелку Я. Роль темперамента в психическом развитии.— М., 1982.

Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психо­логов.— М., 1972.— 345 с.

Тарабрина М. В. Экспериментально-психологическое и биохими­ческое исследование состояния фрустрации с помощью стрес­са при неврозах. Автореф. канд. дисс— Л.. 1973.

Теплое Б. М. Способности и одаренность. Ученые записки ГНИЙ психологии.— М., 1941.— Т. 2.— С. 3-56.

Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий.— М., 1961.— 536 с.

Тернер В. У. Символ и~ритуал.— М.. 1983.— 278 с.

Тесты: теория и практика /Под ред. М. С. Бернштейна и др. // Ра­ботник просвещения.— 1928. № 2.— С. 54.

Типология и классификация в социологических исследованиях.— М., 1982.—296 с.

Уманский Л. И. Организаторские способности и их развитие. Уче­ные записки Курского пединститута.— 1967.— Вып. 21.

Уманский Л. И. Психология организаторских способностей. Авто­реф. дисс. докт* психол. наук.— М., 1968.— 30 с.

Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования со­циально-психологических феноменов/'Методология и методы социальной психологии.— М., 1977.— С. 54-71.

Федотова Е. О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. психол. йаук.— М.. 1985.

Филимоненко Ю. И., Юрьев А. И., Нестеров В. И. Экспресс-методи­ка для оценки эффективности аутотренинга и прогноза ус­пешности деятельности человека // Личность и деятельность.— Л., 1982.—С. 52-57.'

Фрейд 3. Я и ОНО.— Л., 1924.— 62 с.

Фрейд 3. Основные психологические теории -в психоанализе.-»- М., 1925.—207 с.

Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.— М., 1925.— 110 с.

Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера.— Л., 1976.

Харман Г. Современный факторный анализ.— М., 1972.—' 485 с.

Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в ди­агностическом рисунке семьи. Автореф. дне. на соиск. учен, ст. канд. психол. наук.— М., 1985.

Хомская Е. Д. Мозг и активация.— М., 1972.— 382 с.

Цуладзе С. В. О месте и значении проективных методов в изучении личности // Проблемы личности.— М., 1969.—С. 194-197.

Частная сексопатология / Под ред. Г. С. Васильченко.— М., 1983.—351с.

675


Черны В. Психодиагностика в социалистических странах.— Бра­ тислава, 1983.— 222 с.

Чеснокова И. И, Проблема самосознания в психологии.— М., 1977.— 4 144с.   ^

Чудинов Э. М. Природа научной истины.— М., 1977.— 312 с.

Шахназаров Г. X. Социалистическое общество и научный про­ гресс // Коммунист.— 1981.— № №.— С. 116-120.

Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития.— Прага, 1978.—388 с.

Шемякин Р. Н. Ориентация в пространство. Психологическая на- 1 ука в СССР.— М., 1959. Т. I .

Шкбаева Л. В., Нечаев Н. Н. Исследование двух норм непроиз­ вольной памяти: узнавание и воспроизведение материала // Вест. МГУ.—Сер. VXIV.- 1980.-С. 14-25.

Шибутани Т. Социальная психология.— М., 1969.— 535 с.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология США.— М., 1979.— 181 с.

Шмелев А. Г. Многомерный статистический анализ межкультурных и дифференциально-психологических исследований субъек­ тивного лексикона // Статистические методы в общественных науках. Сборник обзоров.— М., 1982.— С. 63-96.

Шмелев А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная пси­ хосемантика — объективная и субъективная парадигмы анали­ за данных // Вопр. психологич. 1982.— Ni 5.— С. 36-46.

Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантнку.— М., 1983.—157 с.

Шмелев А. Г., Болдырева В. С. Психосемантика юмора и диагностика мотивов // Мотивация личности.— М., 1982.— С. 108-119.

Шмелев А. Г., Габидулина С. Э., Похилько В. И. Репертуар­ ная модификация личностного опросника.— М., 1984.— 10 с.

Шмелев А. Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и адаптации личностных опросников: ручные и компьютерные алгоритмы // Вопр. психологии. 1985.— № 4.— С. 126-133.

Шмелев А. Г., Похилько В. И, Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности // Вести. Моск. ун-таГ— Сер. XIV.— Психология.— 1985.— № 3.— С. 3-10.

Шмелев А, Г., Похилько В. И. Клайк-анализ как метод рекон­ струкции иерархической структуры смыслов личностного опросника // Проблемы формирования профессиональной при­ годности специалистов.— М.,1985.

Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в ис­ следовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии.— Л., 1980.— С. 110-114.

Эткинд A.M. Тест Роршаха и структура психического образа/ Вопр. психологии.— 198,1.— № 5.— С. 106-115.

Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности.— М., 1978.—319 с.




676


Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.—М., 1972.

Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психоло­гии.— М.. 1975-— С. 89-106.

Якиманская И. С. Развитие пространственного, мышления школь­ников.— М.. 1980.— 240 с.

Якобсон Л. Я. Вопросы пола.— Л., 1927.— 167 с.

Ямпольский JI, Т. Анализ структуры связей шкал личностных воп­росников// Вопр. психологии. 1981.— № 2.— С. 90-100.

Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский - исследова­тель проблем методологии науки // Вопр. философия.— 1977.— № 8.—С. 91-105.

АЫ L. Bellak L. Projective Psechology.— N.Y.— 1950.

Adams-Webber J. Personal construct theory: conncept and tpplications. Chichester, 197». ХШ.

Allport G. The use of the personal documents in psychological science // Soc. Sci. Res. Council Bull. 1942.— Vol. 49.




СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I. Раздаточный материал для исследований ........ 3

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ........................................................... 5

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ..................................... 6

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ...................... 7

ПСИХОЛОГИ-ПРАКТИКИ И ИХ ФУНКЦИИ ......................... 22

1. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ...................................................................
24

1.1. Методика «Сила нервной системы» ............................................ 24

1.2. Методика «Уравновешенность нервной системы» .................... 25

1.3. Методика «Подвижность нервной системы» ............................. 25

1.4. Методика оценки подвижности

нервных процессов с помощью анкеты ...................................... 26

1.5. Определение свойств нервной системы

по психомоторным показателям (Теппинг-тест) ........................ 30

1.6. Буквенно-числовая методика оценки

функциональной подвижности нервных процессов ................... 30

2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОЩУЩЕНИЯ ...............................................
33

2.1. Абсолютный порог зрительного ощущения ......................... ,....33

2.2. Абсолютный порог слухового ощущения................................... 33

2.3. Тактильное ощущение .................................................. ,............... 33

3. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ............................................
34

3.1. Методика «Компасы» ................................................................... 34

3.2. Методика «Шкалы приборов» ..................................................... 34




МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ....................................................... 37

4.1. Методика «Память на числа» ....................................................... 37

678


4.2. Методика «Оперативная память» ................................................. 38

4.3. Методика «Память на образы» ..................................................... 39

4.4. Методика «Слуховая память»....................................................... 39

4.5. Методика «Кратковременная память».......................................... 40

5. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ...................................................
41

5.1. Методика «Перепутанные линии»................................................. 41

5.2. Методика «Корректурная проба»

(буквенный вариант) ...................................................................... 42

Вариант А .............................................................. ,.......... ,..,..... 42

Вариант Б .................................................................................... 43

5.3. Методика «Красно-черная таблица» ............................................ 44

5.4. Методика «Расстановка чисел» .................................................... 45

5.5. Методика Мюнстёрберга .............................................................. 46

5.6. Методика «Числовой квадрат»...................................................... 47

6. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ .................................
,............ 48

6.1. Методика «Значение слов» ........................................................... 48

6.2. Методика «Комбинаторные способности» .................................. 48

6.3. Методика «Количественные отношения» .................................... 49

6.4. Методика «Исключение понятий» .............................................. 50

6.5. Методика «Выявление общих понятий» ...................................... 51

6.6. Методика «Толкование пословиц» ............................................... 52

6.7. Методика «Аналогии» ................................................................... 52

7. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ НЕКОТОРЫХ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ .................
,...... 57

7.1. Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлор ............................. 57

7.2. Методика оценки

эмоционально-волевых качеств.................................................... 60

7.3. Методика определения уровня
нервно-психической устойчивости

(анкета «Прогноз») .................................................................... ... 60

7.4. Миннесотский многомерный личностный

опросник (методика MMPI) ......................................................... 64

7.5. Методика определения стрессоустойчивости

и социальной адаптации Холмса и Pare .,..................................... 88






МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ

ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ .................................................. 91

679


8.1. Тест Стреляу ...~....................................................................... 191

8.2. Методика «3-ФЛО» ........................................................................ 97

9. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ .... 101

9.1. Методика экспресс-диагностики

характерологических особенностей личности............................ 101 \/

9.2. ПатохарактерологаческиЙ ЬпросУйк'........................................ 103

9.3. Характерологические акцентуации

личности и нервно-психическая неустойчивость ....................... 103


МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА......................................... 112

10.1. Выявление и оценка коммуникативных

и организаторских способностей                                                         .

старшеклассников (методика «КОС-1») ...................................... 112 V

10.2. Методика «Таблицы Равена»

(шкала прогрессивных матриц)................................................... 114

Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.