Есть в совместимости супругов один аспект, который позволяет смотреть с надеждой в будущее даже тем семьям у которых результаты замера этой важнейшей характеристики не очень то радуют Это адаптированная сторона совместимости
659
предполагающая постепенную «подгонку» супругов друг к другу. Подгонка эта неизбежно и непреложно совершается во всех семьях, но, поскольку одним это удается, а другим — нет, естественно задаться вопросом: а что же помешало тем мужьям и женам, которые разменяли свое супружеское счастье на бесконечные склоки, ссоры, дрязги и размолвки?
Да вот они-то и помешали — эти самые склоки, ссоры, дрязги и размолвки. Дело в том, что супружеская адаптация осуществляется во взаимодействии двоих и последующим обсуждением результатов этого взаимодействия, иногда очень бурных. И поэтому, хотя мы уже обсуждали проблемы конфликтов, еще один ее аспект — техника конструктивного спора.
Техника эта создана чехословацким ученым С. Кратохвилом, который считает, что конструктивный спор характеризуется:
- конкретным обсуждением конкретного предмета конф
ликта, отсутствием обобщений, переносов разговора на другие
области взаимодействий, ссылок на прошлое и т.п.;
- активностью обеих сторон, их вовлеченностью в ситуа
цию, заинтересованностью в разговоре;
- четким, открытым изложением своих позиций и внимани
ем к позиции и доводам оппонента — желанием понять их;
- соблюдением этических принципов поведения сторон по
отношению друг к другу;
- использованием только деловых аргументов во избежа
ние всего того, что задевает личность другого.
Взаимодействие должно быть динамичным, дабы у собеседника не возникало чувство усталости, заканчиваться на позитивной ноте (или если уж этого не получается, то прерываться) и завершаться обязательным подчеркиванием достигнутого в обсуждении.
Результаты спора необходимо проанализировать и оценить, считая его удачным, если:
1) партнеры получили какую-то новую информацию, что-то
уточнили в своем видении ситуации или позициях друг друга;
2) смогли хотя бы частично снять напряженность во
взаимоотношениях;
3) пришли к большему взаимопониманию и сближению
своих позиций;
4) смогли разрешить проблему, устранить противоречия.
660
Такова вкратце сущность техники конструктивного спора, каковую мы и предлагаем отработать в ситуационно-ролевых играх этого раздела. Однако то, каким конкретным содержанием будут они наполнены, целиком зависит от руководителей и играющих. Не забудьте также, что степень «вины» одного и жесткость позиции другого, а также конфликтность их взаимодействия задаются играющими либо совместно, либо независимо друг от друга до начала игры.
Дезертирство. Играют двое: муж и жена. Один из них пригласил гостей, а другой, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой.
Приглашение к родителям. Играют двое: муж и жена, которые договорились выходной день провести дома. Неожиданно позвонили родители одного из них и позвали супругов в гости. Тот, чьи это родители, сразу же начал собираться, с чем другой не согласен.
Уход из дома. Играют двое: муж и жена. Один из них
собирается уйти куда-то из дома, а другой хочет поговорить
и недоволен тем, что тот отказывается задержаться. t
Позднее возвращение. Играют двое: муж и жена. Один из них встретил своего старого друга (подругу), разумеется, одного с ним пола, хотя интересно обострить ситуацию за счет того, что друг противоположного пола. Зашел к нему (к ней) и поздно вернулся домой.
Ремонт. Играют двое: муж и жена. Один из них был инициатором ремонта квартиры, к чему другой относился весьма скептически. Неожиданно оказалось, что ремонт обойдется гораздо дороже, и тот, кто был против него, настаивает на прекращении работ.
Прорехи в бюджете. Играют двое: муж и жена. В семье систематически не хватает денег до зарплаты, причем основным расточителем является один из супругов, с чем второй всегда был не согласен, а ныне настаивает на открытом обсуждении.
Дела домашние. Играют двое: муж и жена. К настоящему моменту сложилось так, что все дела по дому выполняет один из супругов. Ему это надоело, и он решает «включить» лентяя в домашние заботы.
Мелкая починка. Играют двое: муж и жена. Один из них давно уже просил другого сделать какой-то мелкий ремонт
661
(починить брюки или утюг), но вот сейчас он собрался воспользоваться предметом ремонта и оказалось, что «воз и ныне гам»
Посиди с ребенком Играют двое муж и жена Обоим нужно задержаться на работе и некому посидеть с ребенком, причем каждый считает, что его дела важнее
Друг или подруга Играют трое муж, жена и друг (по друга) Подруга (Друг) делится с одним из супругов своими проблемами и переживаниями, которые другой супруг всерьез не принимает Первый супруг этим явно недоволен и в присутствии подруги (друга) приступает к обсуждению
Семейные проблемы Играют трое муж, жена и друг (подруга) Один из супругов начинает обсуждать с подругой (другом) семейные проблемы, чем другой супруг явно недоволен, и недовольство это он открыто высказывает
Третий лишний Играют трое муж, жена и третий (третья) В гостях у друзей один из супругов познакомился и как-то очень тесно сошелся с этим (этой) третьим(ей) в течение всего вечера сидел с ним (с ней) рядом, танцевал и оживленно беседовал Другой супруг решает обсудить ситуацию
Незваный гость Играют трое муж, жена и гость В семье накопилось много дел, но в этот момент, когда супруги начали этим заниматься, пришел незваный гость — приятель(ница) одного их них Другой открыто выражает свое недовольство
Вместо заключения
Активное применение психологических знаний в практической деятельности людей всякий раз возрождает к жизни давний вопрос о формах, методах и собственно технологии работы практического психолога При этом попытки описать психологический инструментарий и составить некоторое руководство к его применению постоянно вызывали и вызывают острую и часто обоснованную критику А деятельность психолога-практика рассматривается более как искусство, нежели как профессионально выверенные правила и алгоритмы органи зации соответствующих процедур Смысл и цель этих процедур в большинстве случаев состоит в извлечении, систематизации и упорядочении специальной информации о конкретном человеке и соотнесении ее с системой психологических категории, теорий,концепций и моделей
662
Среди методов практической работы психолога можно выделить те, которые необходимы для установления контакта с человеком, пришедшим на индивидуально-психологическую консультацию Однако именно таким методам не уделялось должного внимания
Еще памятна устойчивая, хотя не всегда оправданная, негативная реакция «классической психологии» на попытки применения психодиагностических тестов считалось, что за тестами «нет настоящей глубокой теории», что их отчетливый прагматизм не опирается на научную основу, а если таковая и есть, то она не соответствует принятым в нашей стране концепциям и подходам
Тем не менее так называемые тесты получили довольно широкое, хотя и полулегальное, распространение в исследо вательских лабораториях, в клинической практике, на предприятия, в школах и т п В ходе этого распространения постоянно возникала «проблема тестов», а вместе с ней и необходимость более или менее ясно ответить на вопрос почему же, несмотря на критическое и даже порой пренебрежительное отношение к тестам, не удается сдержать, а тем более запретить их практическое применение Мы полагаем, что, по крайней мере, один веский аргумент в их пользу состоит в том, что все эти психодиагностические процедуры дают специалисту информацию об индивидуальных психологических особенностях конкретного человека, его отличии от других людей, о «месте» данного человека во множестве ему подобных
ЛИТЕРАТУРА
Абаев Н В Архаичные формы религиозной теории и практики //Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии — Новосибирск, 1980 —С 15-27
Аванесов В С Тесты в социологическом исследовании, М , 1982 — 199 с
Айзенк Г Проверьте свои способности — М ,1972 — 121с
Акимова М К Изучение индивидуальных различий по интеллекту //Вопросы психологии — 1977 — № 2
Акимова М К , Борисова Н М , Козлова В Т , Логинова Г П Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания — М , 1984 — С 23-35
Ананьев Б Г Человек как предмет познания Л , 1968 — 338 с
Ананьев Б Г О проблемах современного человекознания — Л ,
1977 —380 с
Ананьев Б Г Избранные психологические труды —- М . 1980 — Т 1-2 —512с
Анастази А Психологическое тестирование /Под ред К М Гуре-вича, В И Лубовского М, 1982
Андреева Г М Социальная психология — М , 1980 — 416 с
Андреева Г М , Богомолова Н А , Петровская Л А Современная социальная психология на Западе — М , 1978 — 272 с
Артемьева Е Ю , Мартынов Е М Вероятностные методы в психологии — М , 1975 — С 148-151
Бажин Е Ф , Голынкина Е А , Эткинд А М Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол журнал—1983 — Т 5 №3 —С 152-162
Бажин Е Ф , Корнеева Т В , Эткинд А М Исследование образного уровня восприятия эмоций // Психол журнал — 1981 - Т 2 — №4 —С 81-84
Басилов В Н Избранники духов М , 1984 — 208 с
Баскакова И А Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Вопр психологии — №3— 1968
Белая И И Методика Роршаха и ее применение при исследовании больных эпилепсией Метод, рекомендации — М ,
1978 — 75 с
Белый Б И Тип переживания в тесте Роршаха и функциональная асимметрия мозга// Психол журнал — 1981 — Т 2 — № 4
664
Березин Ф Б , Мирошников М П , Рожанец Р В Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене) — М , 1976 — 176 с
Берзин Э О Юго-Восточная Азия в XIII—XVI веках— М, 1982 — 332 с
Бернштейн Н А Очерки физиологии движений и физиологии активности — М , 1966 — 349 с
Беспалько И Г Статистические и клинико-диагностические аспекты категории локализации в методе Роршаха // Психологические методы исследования личности в клинике —1978 — Т 27 —С 104-113
Беспалько И Г, Гильяшева И Н Проективные методы // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике — Л , 1983 —С 116-144
Бешелев С Д , Гурвич Ф Г Математико-статистические методы экспертных оценок — М , 1980 — 263 с
Битинас В П Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии — Вильнюс, 1971 — 347 с
Блеихер В М Экспериментально-психологическое исследование психических больных — Ташкент Медицина, 1971
Блейхер В М , Бурлачук Л Ф Психологическая диагностика интеллекта и личности — Киев, 1978 — 140 с
Блонский П П К проблеме воспоминания //Ученые записки Академии коммунистического воспитания — М , 1930 — С 93-100
Богомолов Ю П , Воронина А И , Кует В П , Соколов В П Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов // Вопросы психологической адаптации — Новоси бирск, 1974 —С 42-54
Бодалев А А О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей// Вопр психологии — 1984 — № 1 — С 119-124
Бодалев А А , Столин В В О задачах в области научно-психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности Сб науч трудов — М , 1981 — С 2—10
Бодалев А А , Шорохова Е В Психологические проблемы формирования нового человека // Психол журнал—1983— № 6— С 20-29
Бодров В А Проблемы профессионального психологического отбора // Психол журнал — 1985 — № 2 — С 85-94
Болдырева С А Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией — М , 1974 — 160 с
Болдырева В С Конвергентная валидность теста юмористических фраз (ТЮФ) и Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) // Вестник МГУ — 1984 — № 4 — С 74-75
Бом Э Руководство по психодиагностике — М , 1977
Борисова Е М Индивидуальное своеобразие становления профессионала // Психофизиологические вопросы становления профессионала — М , 1976 — С 6-17
665
Бояршинова Т. Н. К вопросу о психологической диагностике вялотекущей шизофрении // Журнал невропатологии и психиатрии.— 1975.—Вып. 11.—С. 1680-1682.
Браверман Э. М., Мучник М. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных.— М.. 198$.— 464 с.
БрудныйА. А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова / Под ред. А. Н. Леонтье-ва.^М., 1971.— С. 19-27.
Брунер Дж. Психология познания.— М., 1977.— 412 с.
Брущлинский А- В. Мышление и прогнозирование.— М., 1979.
Бурлачук J1. Ф. Исследование личности в клинической психологии.—Киев, 1979.—175 с.
Бурмистров И. В. Опыт создания компьютерного банка данных в психодиагностике: Дипломная работа.— М., 1985.
Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности. // Вопр. психологии.— 1984,— № 5.—С 125-131.
Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум.— М., 1982.— 368 с.
Войтко В. И„ Гильбух Ю. 3.0 некоторых основных понятиях психодиагностики// Вопр. психологии.—. 1976.— № 4,— С. 16-30.
Волюфв И. Л. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях.— Л., 1970.— 88 с.
Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации психических больных // Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе.— М.. 1980.— 395 с.
Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государство Цзинь (Хв.-1234г.).— М., 1983.—345 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.— 324 с.
Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование.— Л., - ^1982.— С.бЗ-^.
Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика.— М-, 1933.— 202 с.
Гильбух Ю. 3., Удодова Л. П. Тест оперативной памяти // Вопр. психологии.— 1980.—С. 116-121.
Гильяшева И, Н. Вопросники как метод исследования личности в клинике// Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л.. 1983.— С. 62-80.
Гильяшева И. Н. Проективные методы // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л., 19836. С. 116-144.
Голицын И. Н. Исторические этюды Древней Греции: Пифагор // Москвитянин.— 1855.— № 19-20.— Кн. 1-1.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента.— М.,
Я<>- 1981.— С. 74-75.
rSutmaymac А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентации// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности — Л., 1979.— С. 208-209.
666
Губерман >ДО. А., Ямпольский Д. Т. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике// Вопр. психологии.— 1983.—№5.—С.118-125.
Гурвеич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.— М.; Наука,. 1970.
Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопр. психологии.— 1980.—№2.
Гуревич К. М. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические особенности испытуемых// Психодиагностика и шкала.— Таллинн, 1980.~- С 19-25.
Гуревич К. М. Психологическая диагностика.— М., 1981.— 232 с.
Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития^ Вонр. психологии.— 1982.— № 1.— С 9-18.
Гуревич К. М., Лубовский В. И. Предисловие// Аяастази А. Психологическое тестирование."-- М., 1982.— С. 5-14.
Гуревич М. И<, Озерецкий Н. И. Психомоторика.— М., Л-, 1980.— ч. 2— 172 с.
Дандамаев М. А. Вавилонские писцы.— М., 1983.— 245 с.
Данилин К. Е. Аутосоадометрическая методика// Социально-психоло
гический климат коллектива.— М., 1981.— 77 с, .
Данилова Н, Н. Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика.—М, 1985. -
Диагностика психических состояний в норме и патологии.—М-р 1980.
Деев А. А., Ложкина Г. В., Спасенников В. В. Автоматизация процедуры обследования при использовании шестнадцатифактерного личностного опросника (16-ФЛО) // Психо*. журнал—1984.— J* 6.— С 106-110.
Джамгаров Т. Т. О системном подходе к использованию методов психологической диагностики в профотборе//Вопросы диагностики психического развития.— Таллинн, 1976.— С. 58-60.
Джндарьян И. А. Категория системности и ее методологическое значение для психологии личности// Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества.— М«« 1983.—Ч. 1—С. 19-20.
Диккенс Ч, Собр. соч.— М.4 1984.— Т. 6.— С. 7.
Добрынин И. Ф. Колебания внимания. Эксиериментально-психоло-гическое исследование.— М.: Рацион, 1928.
Донцов А. И. Психология коллектива.— М., 1984.— 208 с.
Дорожевец А. Н. Исследование образа «физического» Я у больных шизофренией с суицидальными попытками: Дипломная работа.— М., 1982.
Дорофеев Э. Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний// Психические заболевании.—ЙП 1976.—С. 321-326.
ДэвисДж. Статистика и анализ данных в геологии.— М., 1977.— 577 с.
667
Емельянов А И. Методологические вопросы фольклористики.— Л., 1978.— 205с.
Ермакова И. В. Автоматизированная система Алиса как инструмент психаяога-зксяериментатора// Вопр. психологии.— 1984.— №3.— С. 141-144.
Журавлев Ю. Л. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания или классификации // Проблемы кибернетики.— М. 1978.— Вып. 33.— С. 5-68.
Забродин Ю. М. Развитие советской психологии и задача психоло-гической службы// Пслхол. журнал.,— 1984.— № 6.— С. 3-20.
Зайцев В. П. Психодиагностический тест «милимульт» // Психол. журнал.— 1981,—№ 3.—С 118-123-
Запорожец Л. В- Восприятие и действие.—М.: Просвещение, 1976.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— Л., 1982.—216 с.
Зейгарник Б. В. Патология мышления.— М.. 1962.— 244 с.
Зейгарник Б. В. Патопсихология.— М., 1976.— 238 с.
Зеличенко А. И. Некоторые экстремальные задачи распознавания об разов; Дис. на соиск. учен, ст. канд. физ.-мат, наук.— М„ 1982.
Зинчвнко В. П. Непроизвольное запоминание.— М.: Изд-во АМН РСФСР. 1961,— C.U1-186, 222-245.
Иванов-Смелянский А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека.— М.: Медицина, 1971.
Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей.— М., 1961.—40 с.
Изард К. Эмоции человека.— М., 1980.— 440 с
Измайлов Ч. А., Михадевская М. Б. Общий практикум по психологии: Измерение в психологии.— М., 1983.
Изюцова С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопр. психологии.— 1984 —№ 6.— С. 110-118.
Ильин В, И., Похилько В. И, Сравнительный анализ личностных особенностей больных с различными формами гинекологичес кой патологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1983.— Вып. 12.— С. 1836-1840.
Ильин Е. П. Структура психомоторных способностей // Психо-мо- торика.— Л!, 1976.— С. 4-22.
КабановМ. М., ЛичкоА. В., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л., 1963.— 311 с.
Каган В. Е., Лунин И. И., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений в клинике детских неврозов // Социально-психологические проблемы реабилитации психических больных.— Л., 1984.— С. 150-158.
Касаткин В, И. Теория сновидений.— М., 1967.— 351 с.
Каталог психологических и дидактических тестов. Психодиагност. и дидакт. тесты. Братислава, 1982.— 198 с.
Кедров Б. М. Характер изменения объема и содержания развиваю щихся понятий // Анализ развивающегося понятия.— М., 1967.—■ С. 306-435.
66$
Кендалл М. Дж. Ранговые корреляции.— М., 1975.— 216 с.
Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М., 1982. С. 55-70.
Клигер С. А. и др. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации.— М„ 1978.— С. 75-Ю.
Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.— Казань, 1969.— 60 с.
Ковалев А. Г. Психология личности.— М., 1965.— 390 с.
Ковалев В. И., Дружинин В. М. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Пси-хол. журнал.— 1981.— Т. 3.— № 6.— С. 35-44.
Козлова И. Н. Личность как система конструктов // Системные исследования: Ежегодник.—М.,— 1975,1976.—С. 128-146.
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах.— Минск, 1976,— С. 350.
Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива.— Минск, 1984.—366 с.
Кон И. С. Открытие «Я».— М., 1978.— 367 с
Кон И. С. Категория «Я* в психологии // Психол. журнал.— 11)81.— Т. 2.— J* 3.— С. 25-38.
Кон И. С. В поисках себя.— М., 1984.— 336 с.
Краткий психологический словарь.— М., 1985.— 341 с. '
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников.— М.. 1968.—431 с.
Кудрявцев Г. В. Психология технического мышления.— М., 1975.— 304 с.
Кузнецов А. Т., Щенев В. П. Проблемы построения банка данных в социологии // Математические методы в социологическом исследовании.—М., 1981.— С. 314-321.
Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей.— Л„ 1961.— 98 с.
Кузьмичев В. А- Печатная агитация и пропаганда.— М.; Л., 1930.— 248 с.
Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики.— Л., 1984.—215 с.
Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях.— М., 1980.
Кэмпински А. Психопатология неврозов.— Варшава, 1975.— 400 с.
Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах.— Пг., 1917.— 386 с.
Левандовский Н. Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации // Вопр. психологии.— 1980.—№5.—С. 138-142.
Левитов И. Д. Психология характера.— М., 1969,— 424 с.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.— М., 1971.—
Лейтес И. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.—79 с.
669
Леонгард К, Акцентуированные личности,— Киев, 1981.— 390 с.
Леонтьев А. Я. Деятельность. Сознание, Личность.— М., 1975.— 304 с.
Леонтьев А. Н>, Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников.-— М.— 1969.— № 7.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.— Л.: Медицина, 1983.
Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения.— Л., 1976.— 57 с.
Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактерологические исследования у подростков // Труды психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева.—Л.. 1981.— 120с
Личностный дифференциал: Методические рекомендации /Сост. Е. Ф. Бажин. А. М. Эткинд.— Л., 1983.
Личность воина: методики психологического и психофизиологического обследования /Под ред. Съедина С. И. и др./М.: ВПА имени В. И. Ленина, 1990.
Логинова Н. А., Семенов В. Е. Биографический метод и контент-анализ // Методологические и методические проблемы контент-анализа.— М.; Л., 1973,—С. 104-106.
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.— М., 1981.— 250 с
Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии.— М., 1975.— С. 151-164.
Лубовский В. И и др. Вопросы диагностики психического развития: Тезисы симпозиума — Таллинн, 1977.— 206 с.
Лук А. Н. Мышление и творчество.— М,: Политиздат, 1976.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.— М., 1973.— 374 с.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/Под ред. А. Ф. Кудряшова/— Петрозаводск, Изд-во «Пет-роком», t992.
Максимов С. В. Методика Т. Лири в исследовании представлений Человека о себе и о других // Методы исследования межличностного восприятия.— М., 1984.— С. 89-102.
Марищук В. Л.. Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте.— М., 1984 — 190 с.
Матюшкин А. М. Основные направления исследования мышления и творчества//Психол. журнал.— 1984.*- Т. 5.— № 1.— С. 8-9.
Мейли Г. Структура личности //Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975.— Вып. V.— С. 197-283.
Меллер Ф., Капекки В. Роль энтропии в номинальной классификации //Математика н социология.— М., 1977.— С. 301-338.
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.— М., 1985.'— 319 с.
Мерлин В. С. Очерки теории темперамента.— Пермь, 1973.— 292 с.
670
Методика оценкн-свойств высшей нервной деятельности;— Л.: Наука, 1971.
Методы социальной психологии/Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.—Л., 1977.
Моргенштерн И. Ф. Психографология.— М.: Изд-вО Ассоциации Духовного Единения ^Золотой Век», 1994.
Морозов С. М., Стрелков Ю. К. Теоретические подходы к исследованию кратковременного запоминания1 // Вопр. психологии.— 1978.—№5.
Муздыбаев К. Психология ответственности.— М., 1963.— 239 с
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.— М., 1981.— 240 с.
Мюллер П,, Нойман П., Шторм Р. Таблицы по математической статистике.— М., 1982.— 278 с.
Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Вопр. психологии,— 1957.—№5,-—С. 142-155.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы.—- Л., 1960.—426 с.
Наэм Дж. Психология и психиатрия в США.— М.,'1984.-^ 300 с.
Небылщын В. Д. Основное свойства нервной системы человека.— М., 1966.— 383 с.
Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.— М>, 1976.'— 336 с.
Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности.—^'Тбилиси, 1975.—243 с.
Обозов Н. Н. Межличностные отношения.— Л., 1979.— 151 с.
Общая психология /Под ред. А. В. Петровского.— М.: Просвещение, 1976.
Общая сексопатология /Под ред. Г. С. Васияьченко.-*- М.г 1977.— 487 с.
Ольшанский В. Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений /^Психологическая диагностика: проблемы и исследования.—М., 1981.—С. 167-187.
Орбели И. А. Шатранг. Книга о шахматах.— Л., 1936.— С. 45-53.
Орлов Ю.М. Измерение социогенных потребностей с помощью тестов тематической апперцепции//Проблемы формирования социогенных потребностей.— Тбилиси, 1974.— С. 159-161.
Орлов Ю. М. Потребность в достижении учебной деятельности студентов медвуза.— М., 1976.— С. 26*46*
Орлов Ю. М. Метод экстремальных групп в построении шкал для измерения потребностей //Прогнозирование социальных потребностей молодежи.— М., 1978.— С. 52-57.
Орлов Ю. М. Проблемы измерения потребностей // Прогнозирование социальных потребностей молодежи.—М., 1978.— С 45^-84.
Орлов Ю. М. Построение тест-опросника // Прогнозирование <&■ циальных потребностей молодежи.— М„ 1978.— С. 57-67.
Орлов Ю. М. Социальные потребности как объект прогнозирований // Прогнозирование социальных потребностей молодежи.— М., 1978.—С. 84-90.
«71
Орлов Ю. М. Структура шкалы, построенной методом экстремальных групп //Прогнозирование социальных потребностей молодежи.— М-1978.— С. 67-77.
Орлов ЮМ. Потребность в достижениях// Молодой коммунист.— 1980.—№3.-С. 65-70.
Орлов Ю. М>, Шкуркин В. М-, Орлова Л, /7# Построение тест-опроснику для измерения потребности в достижениях//Вопросы экспериментальной психологии и ее истории.— М., 1974.— С. 96-104.
Орлов ЮГМ„ Творогом Н. Д. Методики изучения личности и коллектива /Метод, указания.— М., 1975.—-12 с.
Основы профессионального психофизиологического отбора военных сдециалистов/Под ред. В. А. Пухова. Министерство обороны ОХР. 1981.
Патотто В. И. Структура межличностных отношений: Методика К математические методы исследования.— Киев, 1975.— 127 с.
Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование формы репрезентации в обыденном со-здашии.—М., 1983.— 176 с.
Петухов Б. М. Информационная совместимость оператора с режи-> мами работы: Автореф. лис, канд. психол. наук.— М., 1984.
Платонов К. К. Проблемы способностей.— М., 1972.— 312 с.
Питонов К, К., Голубев Г, Г, Психология.—М.: Высш. школа.—1973.
Полищук И. А., Видренко А. Е. (ред.). Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека.— КиевЛ 980.— 156 с.
ПохилыюВ. ft., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологин личности // Вопр. психологии.— 1984.— We3.*-C. 151-157.
П/фхтцкум по психодиагностике.— М.. 1984.
Проблемы космической биологии.— М., 1984.— Т. 48.— 166 с.
Прогнозирование социальных потребностей молодежи / Отв. ред. И. В. Бестужев-Лада.— М., 1978.— 207 с.
Прониным В. А., Молдавская С. И., Кольченко Н. В. Функциональная подвижность нервных процессов и профотбор.— Киев: Наук, думка, 1978.
Проф&онсультационная работа со старшеклассниками.— Киев: Рад. школа, 1980.— С. 53.
Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов).— Л., 1976.— 248 с
Психологическая диагностика/ Под ред. К. М. Гуревича.— М., 1981.- 232 с.
Психологические исследования интелектуальной деятельности/Сб. статей под ред. О. М Тихомирова: Мысль, 1979.— С. 232.
Шчхологические исследования. Проблемы восприятия: Матер, конф. ВывД/Под ред. А. Н. Леонтьева.—М.—МГУ. 1976.
Психологические методы исследования личности в клинике. /Ред. М. М. Кабанов.— Л., 1978.— 153 с.
672
Психологический словарь.— М„ 1983.— 447 с
Психология индивидуальных различий: Текеты/Шд ред. Ю. 5. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова.— М., 1982.— 319 с.
Психофизические исследования восприятия и памяти/Под ред Ю. М. Забродина.—М.. 1979.
Психофизиологические исследования восприятия и памяти./Под ред. Ю. М. Забродина.-- М?.: Наука. АН СССР, Институт психологии, 1981.
Рабочая книга по прогнозированию/Ред. И. В. Бестужев-Лада.— М., 1982.—430 с.
Распознавание образов.— М., 1970.— 288 с.
Ратинов А. Р. (ред.) Личность преступника как объект психологического исследовании.— М., 1979.— 177 с.
Розе Н. А. Психомоторики взрослого человека.— Л., 1970.— 128 с.
Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике.— М.: Дидакт, 1992.
Россолимо Г. И. Психологические профили: Методика.— М., 1910.— 106 с.
Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии.— М.. 1940.— 596 с.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования.— М., 1958.
Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии.— М., 1959.— 354 с.
Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии // Проблемы обшей психологии.— М., 1973.— 416 с.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии,— М.. 1970.—214 с.
Руководство по психотерапии.— Ташкент, 1979.— 639 с.
Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике.— М., 1982.—198 с.
Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.— М., 1979.— 352 с.
Рыбаков Ф. Е. Атлас для экспериментально-психологичееко-го исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц.— Mv. 1910.— 46 с.
Рыбников Н. А. Автобиография рабочих я юс изучение.— М.; Л., 1930.— 96 с.
Рэск Дж. Индивидуальный подход к анализу вопросов//Математические методы в социальных науках.*- М., 1973.— С. 91-116.
Рябов В. Б. Пакет программ для автоматизации психологических тестовых методик //Методы и средства автоматизации психологических исследований.— М., 1982.— С. 139-143.
Совенка Ю. С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности //Проблемы личности.— М.. 1989.—С. 238-242.
Совенка Ю. С. Проективные методы в исследовании бессознательного //Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования.— Тбилиси, 1978.— Т. 1 П.— С. 632-637.
673
Саморегуляция и протезирование социального поведения личности.— Л., 1979,-- 264 с
Сборник научных программ на Фортране/Ред. В. М. Виленкин.— М., 1974.— 314 с.
Сельвинский И. Избранные произведения.— Л., 1972.— 969 с.
Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях,—Л., 1983.— Ш5с.
Семья и личность: Тезисы докладов Всесоюзной конференции v г. Гродно.— М-, 1981.— 235 с.
Симонов П. В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) //Вопр. философии.— 1981.—№5.
Сишор X. Работа и ее моторное исполнение //Экспериментальная психология.—М., 1963.—С. 1008-1036.
Смирнов А. А. Проблемы памяти.— М.; Просвещение, 1966.— С. 73-106.
Собчак Л'. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI.— M.. 1971. — 63 с.
Собчак Л. Н., Лукьянова М. Ф. Изучение психологических особенностей летного состава стандартизированным методом исследования личности.— М., 1978.
Соколова Е. Т. К теоретическому обоснованию проективного метода исследования личности // Бессознательно. Природа. Функции. Методы исследования.— Тбилиси, 1978.— Т. 111.— С. 611-622.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.— М., 1980.—174 с.
Соколова Е. Т., Федотова Е. О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС)//Вести. Моск. ун-та.— Сер. XIV.— Психология.— 1982.— № 3.— С. 77-81.
Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности / Под ред. В. Е. Семенова.— Л., 1984.— 159 с.
Станишевская М. М., Гульдан В. В., Владимирская М. Т. Применение проективных методик при диагностике типов реакций личности /'Вопросы диагностики психического развития.— Таллинн. 1974.-J-C. 158-169.
Столин В. В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии //Семья и формирование личности.— М., 1981.— 96 с.
Столин В. В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности.— М., 1982.— С. 58-67,
Столин В. В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании //Вести. Моск. ун-та.— Сер. XIV. Психология.— 1982.—-№3.
Столин В. В. Самосознание личности.— М., 1983.— 286 с.
Сталин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. докт. психол. наук — М., 1985.— 530 с.
674
Сталин В: В., Романова Т. Л*, БутенквГ.П. Опроеяик удовлетворенности браком//Вести. Моск. ун-та..— Сер. XIV.— Психология.— 1984.— М 2.— С. 54-61.
Стрелку Я. Роль темперамента в психическом развитии.— М., 1982.
Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов.— М., 1972.— 345 с.
Тарабрина М. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации с помощью стресса при неврозах. Автореф. канд. дисс— Л.. 1973.
Теплое Б. М. Способности и одаренность. Ученые записки ГНИЙ психологии.— М., 1941.— Т. 2.— С. 3-56.
Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий.— М., 1961.— 536 с.
Тернер В. У. Символ и~ритуал.— М.. 1983.— 278 с.
Тесты: теория и практика /Под ред. М. С. Бернштейна и др. // Работник просвещения.— 1928. № 2.— С. 54.
Типология и классификация в социологических исследованиях.— М., 1982.—296 с.
Уманский Л. И. Организаторские способности и их развитие. Ученые записки Курского пединститута.— 1967.— Вып. 21.
Уманский Л. И. Психология организаторских способностей. Автореф. дисс. докт* психол. наук.— М., 1968.— 30 с.
Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов/'Методология и методы социальной психологии.— М., 1977.— С. 54-71.
Федотова Е. О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. психол. йаук.— М.. 1985.
Филимоненко Ю. И., Юрьев А. И., Нестеров В. И. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность.— Л., 1982.—С. 52-57.'
Фрейд 3. Я и ОНО.— Л., 1924.— 62 с.
Фрейд 3. Основные психологические теории -в психоанализе.-»- М., 1925.—207 с.
Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.— М., 1925.— 110 с.
Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера.— Л., 1976.
Харман Г. Современный факторный анализ.— М., 1972.—' 485 с.
Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. дне. на соиск. учен, ст. канд. психол. наук.— М., 1985.
Хомская Е. Д. Мозг и активация.— М., 1972.— 382 с.
Цуладзе С. В. О месте и значении проективных методов в изучении личности // Проблемы личности.— М., 1969.—С. 194-197.
Частная сексопатология / Под ред. Г. С. Васильченко.— М., 1983.—351с.
675
Черны В. Психодиагностика в социалистических странах.— Бра тислава, 1983.— 222 с.
Чеснокова И. И, Проблема самосознания в психологии.— М., 1977.— 4 144с. ^
Чудинов Э. М. Природа научной истины.— М., 1977.— 312 с.
Шахназаров Г. X. Социалистическое общество и научный про гресс // Коммунист.— 1981.— № №.— С. 116-120.
Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития.— Прага, 1978.—388 с.
Шемякин Р. Н. Ориентация в пространство. Психологическая на- 1 ука в СССР.— М., 1959. Т. I .
Шкбаева Л. В., Нечаев Н. Н. Исследование двух норм непроиз вольной памяти: узнавание и воспроизведение материала // Вест. МГУ.—Сер. VXIV.- 1980.-С. 14-25.
Шибутани Т. Социальная психология.— М., 1969.— 535 с.
Шихирев П. Н. Современная социальная психология США.— М., 1979.— 181 с.
Шмелев А. Г. Многомерный статистический анализ межкультурных и дифференциально-психологических исследований субъек тивного лексикона // Статистические методы в общественных науках. Сборник обзоров.— М., 1982.— С. 63-96.
Шмелев А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная пси хосемантика — объективная и субъективная парадигмы анали за данных // Вопр. психологич. 1982.— Ni 5.— С. 36-46.
Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантнку.— М., 1983.—157 с.
Шмелев А. Г., Болдырева В. С. Психосемантика юмора и диагностика мотивов // Мотивация личности.— М., 1982.— С. 108-119.
Шмелев А. Г., Габидулина С. Э., Похилько В. И. Репертуар ная модификация личностного опросника.— М., 1984.— 10 с.
Шмелев А. Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и адаптации личностных опросников: ручные и компьютерные алгоритмы // Вопр. психологии. 1985.— № 4.— С. 126-133.
Шмелев А. Г., Похилько В. И, Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности // Вести. Моск. ун-таГ— Сер. XIV.— Психология.— 1985.— № 3.— С. 3-10.
Шмелев А, Г., Похилько В. И. Клайк-анализ как метод рекон струкции иерархической структуры смыслов личностного опросника // Проблемы формирования профессиональной при годности специалистов.— М.,1985.
Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в ис следовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии.— Л., 1980.— С. 110-114.
Эткинд A.M. Тест Роршаха и структура психического образа/ Вопр. психологии.— 198,1.— № 5.— С. 106-115.
Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности.— М., 1978.—319 с.
676
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.—М., 1972.
Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии.— М.. 1975-— С. 89-106.
Якиманская И. С. Развитие пространственного, мышления школьников.— М.. 1980.— 240 с.
Якобсон Л. Я. Вопросы пола.— Л., 1927.— 167 с.
Ямпольский JI, Т. Анализ структуры связей шкал личностных вопросников// Вопр. психологии. 1981.— № 2.— С. 90-100.
Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский - исследователь проблем методологии науки // Вопр. философия.— 1977.— № 8.—С. 91-105.
АЫ L. Bellak L. Projective Psechology.— N.Y.— 1950.
Adams-Webber J. Personal construct theory: conncept and tpplications. Chichester, 197». ХШ.
Allport G. The use of the personal documents in psychological science // Soc. Sci. Res. Council Bull. 1942.— Vol. 49.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I. Раздаточный материал для исследований ........ 3
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ........................................................... 5
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ..................................... 6
ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ...................... 7
ПСИХОЛОГИ-ПРАКТИКИ И ИХ ФУНКЦИИ ......................... 22
1. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ................................................................... 24
1.1. Методика «Сила нервной системы» ............................................ 24
1.2. Методика «Уравновешенность нервной системы» .................... 25
1.3. Методика «Подвижность нервной системы» ............................. 25
1.4. Методика оценки подвижности
нервных процессов с помощью анкеты ...................................... 26
1.5. Определение свойств нервной системы
по психомоторным показателям (Теппинг-тест) ........................ 30
1.6. Буквенно-числовая методика оценки
функциональной подвижности нервных процессов ................... 30
2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОЩУЩЕНИЯ ............................................... 33
2.1. Абсолютный порог зрительного ощущения ......................... ,....33
2.2. Абсолютный порог слухового ощущения................................... 33
2.3. Тактильное ощущение .................................................. ,............... 33
3. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ............................................ 34
3.1. Методика «Компасы» ................................................................... 34
3.2. Методика «Шкалы приборов» ..................................................... 34
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ....................................................... 37
4.1. Методика «Память на числа» ....................................................... 37
678
4.2. Методика «Оперативная память» ................................................. 38
4.3. Методика «Память на образы» ..................................................... 39
4.4. Методика «Слуховая память»....................................................... 39
4.5. Методика «Кратковременная память».......................................... 40
5. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ................................................... 41
5.1. Методика «Перепутанные линии»................................................. 41
5.2. Методика «Корректурная проба»
(буквенный вариант) ...................................................................... 42
Вариант А .............................................................. ,.......... ,..,..... 42
Вариант Б .................................................................................... 43
5.3. Методика «Красно-черная таблица» ............................................ 44
5.4. Методика «Расстановка чисел» .................................................... 45
5.5. Методика Мюнстёрберга .............................................................. 46
5.6. Методика «Числовой квадрат»...................................................... 47
6. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ................................. ,............ 48
6.1. Методика «Значение слов» ........................................................... 48
6.2. Методика «Комбинаторные способности» .................................. 48
6.3. Методика «Количественные отношения» .................................... 49
6.4. Методика «Исключение понятий» .............................................. 50
6.5. Методика «Выявление общих понятий» ...................................... 51
6.6. Методика «Толкование пословиц» ............................................... 52
6.7. Методика «Аналогии» ................................................................... 52
7. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ НЕКОТОРЫХ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ ................. ,...... 57
7.1. Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлор ............................. 57
7.2. Методика оценки
эмоционально-волевых качеств.................................................... 60
7.3. Методика определения уровня
нервно-психической устойчивости
(анкета «Прогноз») .................................................................... ... 60
7.4. Миннесотский многомерный личностный
опросник (методика MMPI) ......................................................... 64
7.5. Методика определения стрессоустойчивости
и социальной адаптации Холмса и Pare .,..................................... 88
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ .................................................. 91
679
8.1. Тест Стреляу ...~....................................................................... 191
8.2. Методика «3-ФЛО» ........................................................................ 97
9. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ .... 101
9.1. Методика экспресс-диагностики
характерологических особенностей личности............................ 101 \/
9.2. ПатохарактерологаческиЙ ЬпросУйк'........................................ 103
9.3. Характерологические акцентуации
личности и нервно-психическая неустойчивость ....................... 103
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА......................................... 112
10.1. Выявление и оценка коммуникативных
и организаторских способностей .
старшеклассников (методика «КОС-1») ...................................... 112 V
10.2. Методика «Таблицы Равена»
(шкала прогрессивных матриц)................................................... 114
Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.