Во избежание недоразумений сразу отметим, что тема «Двое друг с другом* является столь значимой и интимной, что любое вторжение в нее с применением активных методов социально-
653
психологической подготовки должно осуществляться трепетно и бережно, с максимальным педагогическим тактом От того и набор методов оказывается сравнительно ограниченным, хотя он целиком и полностью укладывается в состав трех основных, входящих в социально-психологический тренинг приемов: групповой дискуссии, театрализации и ситуационно-ролевых игр. Групповая дискуссия. Предметом ее должны стать наиболее животрепещущие темы: любовь, взаимоотношения двоих, их отношения с родственниками и друзьями, будущее, которое ожидает влюбленных, и т.д. В то же время цель этой дискуссии должна быть достаточно локальна, хотя в своей локальности и довольно широка, чтобы добиться определенного изменения представлений и ожиданий участников о предмете дискуссии. Обычно цель эта достигается почти автоматически, ибо одним из эффектов групповой дискуссии является феномен так называемой «групповой поляризации» — как бы сдвиг мнений группы к одному полюсу, как правило, сопровождающийся сближением мнений участников. Происходит это и в случае конструктивного диалога, и в ситуации спора, но в том и другом случаях для получения усредненного группового мнения дискуссией следует управлять, и здесь педагогу как основному ее руководителю (но не единственному — по мере развития группы руководители должны все больше делегироваться из слушателей) мы рекомендуем использовать следующую разработанную психологами схему:
ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ ДИСКУССИИ
Задачи Средства
/ этап: ориентация По отношению к проблеме
1. Сформулировать время дискуссии.
2. Установить время дискуссии.
654
1. Объяснить, что обсуждается,
зачем нужна дискуссия в дан
ной ситуации, в какой степени
следует решить проблему.
2. Объявить участникам о вре
мени, отведенном для дис
куссии.
3. Заинтересовать участников создать необходимую мотивацию.
4. Добиться однозначного ре
шения проблемы всеми участ
никами.
5. Начать обмен мнениями (по
возможности без оценок).
3 Изложить проблему в виде
некоторого противоречия. Ука
зать, в чем значимость про
блемы, какие результаты мо
жет дать ее решение
4 Попросить задавать вопро
сы. Можно предложить кон
трольные вопросы.
5. Предоставить слово желающим или предложить высказаться отдельным участникам Руководителю не рекомендуется брать слово первым.
По отношению к группе
1. Познакомить участников дис
куссии, если они не знакомы.
2. Ориентировать на коллек
тивное решение.
3. Создать доброжелательную
деловую атмосферу, установить
положительный эмоциональ
ный фон.
1. Попросить представиться,
например, по кругу
2. Можно сообщить о преиму
ществах группового решения.
3. Доброжелательное отноше
ние ко всем участникам —
доброжелательные обращения,
жесты мимика, улыбка и т. д.
По отношению к каждому участнику
1. Добиться того, чтобы в дис
куссии принимали участие все
члены группы.
2. Активизировать пассивных.
3. Оказывать помощь выступающим.
1. Можно, например, устано
вить порядок выступления по
кругу, если возникает затруд
нение с включением всех уча
стников
2. Например, обратиться к мол
чащему с вопросом, просьбой
помочь.
3. Внимательно выслушать каж
дого, лучше не перебивать.
Порекомендовать без боязни
высказать свои мнения, по
скольку важно учесть все.
655
2 этап: оценка По отношению к проблеме
1. Собрать максимум предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы.
2. Провести анализ собранных
мнений.
3. Держаться в «русле» про
блемы.
1. Выслушать каждого. Высту
пать со своими предложениями
только после того, как выслу
шаны мнения всех участников.
2. Подводить частичные итоги,
выделять основные положения,
делать предварительные выводы.
3. Тактично останавливать от
клонившихся от темы, напо
минать о целях и задачах дис
куссии.
По отношению к группе
1. Поддерживать высокий уровень активности всей группы.
2. Поддерживать деловую атмосферу.
3. Не допускать личной конф-ликтации участников.
4. Поддерживать теплую, дружескую атмосферу.
1. Всем поочередно представлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов, чрезмерной активности одних за счет других. 2.Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу. 3.Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента. 4.Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа «Хорошо мы продвигаемся».
По отношению к каждому участнику
1. Уделять максимум внимания 1. Внимательно выслушивать мнению каждого участника. каждого. Преждевременно не
прерывать говорящего.
656
2. Требовать ясной аргументации. |
3. Активизировать пассивных. |
2. Уточнять неясные положе
ния, просить объяснить свою
точку зрения.
3. Обратиться к «молчуну» с воп
росом. Любезно попросить его
высказать свою точку зрения.
4. По возможности сохранять беспристрастность. |
4. Уделять равное внимание,
оказывать поддержку всем уча
стникам.
3 этап: контроль По отношению к проблеме
1. Четкое и внятное подведе
ние итогов.
2. Сравнить итог с поставлен
ной задачей.
3. Если тема не исчерпана, сти
мулировать продолжение дис
куссии.
1. Формулировка вывода, ре
шения или спектра решений.
2. Напомнить цель, сопоставить
с ней результаты дискуссии.
3. Предложить группе про
должить дискуссию в следую
щий раз.
По отношению к группе
1. Принятое решение должно 1. При подведении итогов учиты-
быть групповым. вать по возможности мнение всех
членов группы. Каждый должен высказывать свое мнение по поводу группового решения.
2. Помочь группе прийти к со 3. Сохранить деловую, добро |
2. Умелая постановка вопросов,
обобщение полученных резуль
татов.
3. Подчеркнуть важность разно
образия предложений и подхо
дов к дискуссии для нахождения
оптимальной альтернативы.
По отношению к каждому участнику
Добиться того, чтобы у каждого или, по крайней мере, у большинства осталось чувство удовлетворенности от участия в дискуссии.
22 Практическая психология
Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии.
657
Театрализация По сути этот прием осуществления социаль но психологического тренинга почти никогда не выделяется в качестве самостоятельного, а рассматривается только лишь как вспомогательный для использования других методов тренинга, например проведения занятия в форме карнавала Однако, на наш взгляд, в изучении столь сложной проблемы, как взаимоотношение двоих, театрализация необходима, ибо она, спрятав свои реальные проблемы за ширмой инсценированного действия, найти тем не менее хоть какие то п>ти к их разреше нию И хотя, повторяем, театрализация есть более всего только прием (который, кстати, очень пригодится в использовании следующего метода социально психологического тренинга — ситуационно ролевых игр), ничто не препятствует преподавателю представлять проблемы двоих в форме суда или инсцени ровки фрагментов литературных или драматических произведе ний с предоставлением участникам права на неожиданные действия и концовки или, наконец, мини КВНа, о то и конкурса знатоков (норм этикета, правил вежливости и принципов галантности и бережливости )
Ситуационно ролевые игры Здесь театрализация должна достигать своего максимума, ибо любая попытка прямого представ ления тайн двоих может вызвать протест и неприятие со стороны слушателей Однако помимо нее существует еще один нехитрый прием, позволяющий резко повысить активность участников Имя ему •— смена ролей, и, как показывает наша практика, одного только исполнения роли девушки юношей (или обеих ролей представителями одного пола) оказывается достаточно для оживления аудитории и последующего перехода к «прямым» ролям Не забудьте только предупредить слушателей, что любой из них может предложить собственный вариант поведения, а также выделить жюри для оценки действий играющих
Ну а теперь предлагаем вашему вниманию несколько экспрессных ситуационно ролевых игр, отражающих основные аспекты взаимоотношения двоих, а также ситуации, когда в них вмешивается некто третий
Кочплимент Играет один — любой из слушателей Ему предлагается, подумав в течении 30 с, сделать комплимент определенным, выбранным жюри (но не самим играющим) девушкам Качество комплимента оценивается
658
Знакомство Играют двое — Он и Она По замыслу они не знакомы друг с другом, но Он хочет с ней познакомиться и прибегает для этого к определенным действиям Степень Ье желания познакомиться варьируется Жюри оценивает обоих играющих
Сложная ситуация Играют двое — Он и Она Имитируется прогулка по улице Девушка предлагает зайти в кафе, но у юноши денег хватит от силы в кино и на мороженое Необходимо тактично переубедить ее, чтобы она отказалась от своего намерения
Кафе Играют трое — Он, Она и Официант Имитируется кафе Задача сделать заказ и поддержать беседу до появления Официанта с заказанными «блюдами» Усложнение игры возможно за счет «возмущающих» воздействий Официанта этого нет, то подгорело и т п
Общественный транспорт Играют трое — Он, Она и Пассажир Имитируется сцена в общественном транспорте Задача юноши попросить Пассажира уступить место девушке Жесткость Пассажира варьируется и задается заранее
Визит с родителями Играют трое — Он, Она и Родитель Имитируется ситуация, при которой один пригласил другого в гости к себе домой, но во время визита неожиданно пришел Родитель Необходимо оптимизировать взаимодействие Жест кость позиции родителя варьируется и задается заранее
Конфликт поколений-1 Играют трое — Он, Она и Взрослый Имитируется столкновение поколений типа «Ох, уж эта молодежь1» Задача юноши как можно тактичнее уйти от конфликта
Конфликт поколений 2 Используются те же роли и та же ситуация, что и в предыдущем задании, но задача усложняется отстоять честь своего поколения (разумеется, тактично и аргументированно)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.