ВИСБАДЕНСКИЙ ОПРОСНИК К МЕТОДУ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предлагаемая методика является результатом 19-летних исследований Н Пезешкиана в процессе психиатрической, психотерапевтической и психосоматической практики и в работе дневного стационара, а также 12-летней деятельности в качестве доцента Академии повышения квалификации вра­чей Врачебной палаты земли Гессен в Бад Наухайме. Она состоит из 4 частей:

1. Опросник Первое интервью в позитивной психотера­
пии:
заполняется терапевтом в процессе беседы с пациентом.

2. Висбаденский опросник к методу позитивной психо­
терапии и семейной психотерапии
(WIPPF): заполняется
самостоятельно пациентом и другими членами семьи.

3. Календарь наблюдений и укрепления душевного здо­
ровья:
служит пациенту и другим членам семьи для само­
оценки в процессе пятиступенчатой терапии

4. Карманный календарь врача-терапевта — 4 формы
отношений врач
пациент: служит терапевту для само­
оценки и самонаблюдения.

585


Во-первых, WIPPF предназначен для практикующих вра­чей: для врачей разных специальностей в клиниках, частно­практикующих врачей, для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, задействованных в психо­социальной сфере деятельности С помощью шаблона опрос­ник может быть объективно оценен, исследователю предлага­ется с этой целью специальный бланк для оценки результатов и определения профиля. При этом, однако, предлагаемый оп­росник не должен заменять собой беседу с пациентом.

Во-вторых, 4 части WIPPF могут послужить материалом для исследования:

— Первое интервью служит при этом для выдвижения
гипотез. Уже в процессе эксперимента в 1982 г. наметились
взаимосвязи между различными нормами социализации (акту­
альными способностями) и психосоматическими симптомами.
Выяснение вопроса о существовании определенных факторов
риска, которые бы указывали специалисту на «потребность в
психотерапии» данного пациента, является важным направле­
нием нашего исследования.

— Две формы опросника (А и Б) делают возможным
целенаправленный контроль процесса (до терапии — после
терапии).

— Календарь наблюдений для пациента позволяет контро­
лировать изменяющиеся количественные данные в процессе
пятиступенчатой психотерапии.

— Данные Карманного календаря врача-терапевта содер­
жат выводы о содержательно конкретизированных отношени­
ях между пациентом и терапевтом.

ОПИСАНИЕ ШКАЛ WIPPF

Все описанные в этих шкалах способности или механиз­мы реагирования на конфликты являются конструктами, т. е. «принятыми или выявленными качествами, которые скрывают­ся за воспринимаемыми текстовыми вопросами» (lienert, 1967, S.261).

«Актуальные способности являются гипотетическими конструктами на среднем уровне абстрагирования... В этом смысле они означают, что поведение состоит не только из совокупности отдельных поступков, но и подчинено опреде-

586


ленным закономерностям, которые управляют ими» (Peses-chkran, 1977, S 99).

Актуальные способности являются «социальными и общест­венными нормами, переменными социализации ..., ролевыми стабилизаторами..., групповыми признаками» (Peseschk/an, 1977, S. 100).

Мы находим в психологической и медицинской литера­туре указание на такие конструкты, как чистоплотность, акку­ратность, пунктуальность и пр. «особенно при нарушении поведения, психосоматических расстройствах, неврозах и пси­хозах» (Peseschkian, 1977, S 94): могут быть названы такие имена, как 3 Фрейд, К Г.Юнг, В.Франкл, Э.Фромм, А.Митчерлих, Е Х.Эриксон.

Шкалы 1—27 являются биполярными. Ответы, характе­ризующие лежащие в их основе конструкты, могут иметь следующие значения' при полном согласии — ДА, при отрица­нии — НЕТ, а также существует две промежуточные возмож­ности ответов (скорее ДА, скорее НЕТ). ВНИМАНИЕ! Все ответы по всем вопросам переводятся в баллы: ДА — 4 балла, скорее ДА — 3 балла, скорее НЕТ — 2 балла, НЕТ — 1 балл.

Каждому конструкту на их полюсах соответствуют синонимичные существительные, прилагательные, глаголы и выражения. Следующие ниже описания шкал приводятся по Peseschktan, 1977, S.54 (шкалы 1 — 19) и Peseschkian, 1982, S.94 (шкалы 20—23) и S.106 (шкалы 24—27).

1. Аккуратность. Аккуратность, любовь к порядку прояв­
ляется в полном соответствии каждой вещи своему месту; ни
одна из вещей не мешает другой, любая может быть тут же
найдена в нужный момент.

Полюса и их синонимы:

12 —10 баллов — педантичность, стерильность, уборка. 5—3 балла — беспорядок, небрежность, Содом и Гоморра, разбрасывать вещи и не убирать за собой.

Утверждения- форма А: 10, 48, 79; форма Б: 3, 40, 72.

2. Чистоплотность. Под чистоплотностью мы пони­
маем уход за телом, одеждой, предметами ежедневного поль­
зования, чистоту и опрятность помещения и окружающей
среди.

587


12—10 баллов — «вылизанная» квартира, быть ухожен­ным, одетым «с иголочки», чистюля.

5—3 балла — неряшливость, неумытый, дурно пахнущий. Утверждения: форма А 16, 58, 81; форма Б: 14, 56, 67.

3. Пунктуальность во времени. Под пунктуальностью
мы понимаем строгое соблюдение условленного или ожидае­
мого времени

12—10 баллов — точность до минуты. 5—3 балла — не пунктуальность, опоздание, заставлять себя ждать.

Утверждения' форма А' 35, 50, 83; форма Б: 37, 48, 57

4. Вежливость. Вежливость понимается как скрытая
агрессия на социум.

12—10 балов — сверхдружелюбный, подхалимство, лице­мерие, галантный, хорошие манеры, неспособность отказать, быть милым.

5—3 балла — ранящая невнимательность, как слон в по­судной лавке, бестактность, дерзость.

Утверждения, форма А: 3, 21, 65; форма Б; 13, 41, 70.

5. Честность — прямота. Под этим мы понимаем
открытое высказывание своего мнения, не обращая внимания
на возможные влияния окружающей среды.

12—10 баллов — фанатичное стремление к истине, прав­дивость, откровенность, добросовестность, не скрывать своего мнения, что на уме, то и на языке, говорить, что думаешь, ничего не утаивать.

5—3 балла — неискренность, скрытность, ложь, замкну­тость, врет как по писанному, избегает объяснений.

Утверждения: форма А. 36, 52, 76, форма Б: 9, 44, 85

6. Усердие деятельность. Под усердием мы пони­
маем готовность в течение длительного времени предаваться
напряженной и утомительной работе для достижения опреде­
ленной цели.

12—10 баллов — карьеризм, стремление к успеху, трудит­ся как пчела, рвение, старание.

5—3 балла — леность, сбой в работе, праздность, лодырничать. Утверждения: форма А: 18, 31, 63; форма Б. 29, 45, 80.

7. Обязательность, точность, совестливость. Об обя­
зательности мы грворим тогда, когда в чем-то можем поло-

588


житься на человека, он даже в наше отсутствие выполнит свое обещание. Под точностью мы понимаем такую установку или поведение, которое направлено на возможно более безошибоч­ное, безукоризненное выполнение работы. О совестливости говорим, когда любая деятельность выполняется в соответ­ствии с внутренними требованиями точности, добросовестно­сти и корректности.

12—10 баллов — принципиальность, совершенность, скрупулезность, расчетливость, обстоятельность.

5—3 балла — неточность, необязательность, небрежность, сегодня одно — завтра другое, смотреть сквозь пальцы на допущенную неточность.

Утверждения: форма А: 4, 17, 55; форма Б: 6, 42, 68.

8. Бережливость. Под бережливостью мы понимаем
экономное обращение с деньгами и вещами.

12—10 баллов — скупость, ничем не гнушаться, отказы­вать себе во всем, считать каждую копейку.

5—3 балла — расточительство, разбрасывать деньги при­горшнями, широта натуры.

Утверждения, форма А: 14, 32, 68; форма Б: 8, 25, 66.

9. Послушание. Под послушанием мы понимаем сле­
дование просьбам, поручениям, приказам внешнего авторите­
та (пассивное) и требование подобного поведения от других
(активное).

12—10 баллов — слепое послушание, драконовская стро­гость, преданность авторитету, подчинять своей воле.

5—3 балла —- непослушание, упрямство, бунт, антиавтори­тарный.

Утверждения: форма А: 5, 26, 75; форма Б: 16, 46, 60.

10. Справедливость. Под справедливостью мы понимаем
поведение, которое руководствуется больше разумными рас­
суждениями, чем личными привязанностями и склонностями.

12—10 баллов — жажда справедливости, сверхчувстви­тельность, суровая справедливость.

5—3 балла — несправедливость, предпочтение. Утверждения: форма А: 15, 38, 57; форма Б: 27, 65, 81.

11. Верность. Под верностью мы понимаем достаточно
длительное следование «само собой разумеющимся» (ср.
Hofstatter, 1966, S.57) подсознательным или осознанным нор-

589


мам и концепциям, первично — в сексуальной, вторично — в других сферах жизни.

12—10 баллов — ригидность, закоренелость, упрямство, держаться за унаследованное, не сгибаться, непоколебимый, неопровержимый, «пока смерть не разлучит вас!».

5—3 балла — неверность, колеблющийся, как флюгер на ветру, навострить лыжи.

Утверждения: форма А: 12, 23, 41; форма Б: 7, 35, 53.

12. Терпение. Терпение означает способность ждать,
отсрочивать удовлетворение желаний, а также поддерживать
в себе и других развитие способности, несмотря на сомнения
и ожидания.

12—10 баллов — терпение, умение ждать, оставлять время.

5—3 балла — нетерпеливость, агрессивность, оказывать давление на кого-либо, не хотеть ждать, критиковать, приди­раться.

Утверждения: форма А: 8, 39, 85; форма Б: 15, 23, 38.

13. Время. Под временем мы понимаем  способность
уделять себе и другим достаточное количество времени, ока­
зывать другим достаточное внимание и разрешать кое-что
себе самому.

12—10 баллов — уделять время себе (другим), чувство времени, упорядоченное распределение времени.

5—3 балла — перегрузки, стресс, время — деньги. Утверждения: форма А: 2, 30, 78; форма Б: 21, 47, 73.

14. Контакты. Под контактами мы понимаем способ­
ность посвящать себя другим людям, даже если они проявля­
ют другие актуальные способности, и поэтому не считаться
с одобрением.

12—10 баллов — поиск общения, связь, близость, привя­занность, отношения, интимность.

5—3 балла — застенчивость, робость, скромность, стеснен­ность, неуверенность, напряженность.

Утверждения: форма А: 19, 29, 61; форма Б: 30, 62, 78.

15. Доверие. Под доверием мы понимаем способность
принимать себя или других людей в их неповторимости таки­
ми, как они есть. Доверие — это позитивная установка по
отношению к отдельным способам поведения, которыми обла­
дает человек или которые от него ожидаются.

590


12—10 баллов —- доверительный, доверчивый, наивный.

5—3 балла — недоверие, подозрительность, подозрение, подчинение, ревность, комплекс неполноценности, недоверие к себе

Утверждения: форма А- 22, 54, 70; форма Б: 18, 28, 63.

16. Надежда. Надежда — это способность признавать
будущие возможности для развития и, таким образом, делать
успехи настоящего дня относительными.

12—10 баллов — оптимизм, розовые очки, ориентация на будущее.

5—3 балла — сомнение, разочарование, безнадежность, бессмысленность.

Утверждения: форма А: 43, 64, 84; форма Б: 10, 24, 69.

17. Сексуальность — нежность. Под сексуальностью
и нежностью мы понимаем отношение к физическому контакту,
к стимуляции эрогенных зон у себя самого и других людей.

12—10 баллов — принимающий и дарящий физические контакты, зависимый.

5—3 балла — страх прикосновения, зажатость, холодность, защищающийся.

Утверждения: форма А: 11, 40, 66; форма Б: 17, 59, 83.

18. Любовь. Любовь понимается здесь как эмоциональ­
ное отношение, которое независимо от принятых или имею­
щихся качеств и образа поведения другого человека характе­
ризует принятие его как личности. К ряду объектов она
может подходить с различной градацией: например, можно
принимать человека независимо от того, пунктуален он или
непунктуален, опрятен или нет, порядочен или непорядочен
и т. д., или если это чувство может быть отвергнуто. Любовь
(принятие) и отвержение (до ненависти) содержательно свя­
заны, таким образом, в этом опроснике с вторичными (шкалы
1 —11) и первичными способностями (шкалы 12—17 и 19)
другого человека.

12—10 баллов — принимающий, лично заинтересован­ный, балующий, попустительствующий.

5—3 балла — отвержение, холодность, бесчувственность, горечь, равнодушие, наказание, разочарование, пессимизм, нена­висть, требовательность.

Утверждения: форма А: 33, 51, 82; форма Б: 31, 61, 76.

591


19. Вера, религия, церковь. Под верой мы понимаем
способность устанавливать отношения с неизведанным в самом
себе, в окружающем мире и неземном (бог), а также интересо­
ваться вопросом о смысле жизни. Религия является — нередко
связанная с изысканными обрядами и ритуалами — формой
выражения веры. Церковь является институтом, объединяющим
приверженцев одной религии, собирающим их вместе.

12—10 баллов — вера, вопросы «откуда» и «куда», фана­тичность.

5—3 балла — неверие, «Я верю только тому, что вижу», отвержение церкви, индифферентность, табу.

Утверждения: форма А: 9, 56, 73; форма Б: 22, 36, 54.

20. Тело-ощущения. На первом плане стоит ощущение:
тело — Я. Как переживаются различные ощущения и инфор­
мация из окружающей среды? Что человек делает со своим
телом и для своего тела?

12—10 баллов — психосоматические нарушения, неак­тивность, «бегство» в свое тело.

5—3 балла — активность, тренировки и занятия спортом, походы, расслабление и т.д.

Утверждения: форма А: 6, 46, 71; форма Б: 2, 50, 77.

21. Деятельность. Вид и способ продления норм дея­
тельности, как они включены в концепцию Я, как на них
влияют проблемы.

12—10 баллов — попытки решить проблемы при помощи активной деятельности (например, убирать, чистить, углубиться в учебу...) с (сознательным или бессознательным) намерени­ем «забыть» таким образом проблемы; акцентирование «логи­ческого» мышления; «бегство» в работу.

5—3 балла — с одной стороны, способность избегать требо­ваний достижения; с другой стороны, отказ от (общественно) требуемых достижений, «бегство» в бездеятельность.

Утверждения: форма А: 25, 47, 77; форма Б: 12, 52, 71.

22. Контакты. Способность устанавливать и поддержи­
вать отношения при возникновении проблем.

12—10 баллов — способы поведения, с помощью кото­рых проблемы решаются «бегством» в общение. 5—3 балла — «бегство» в одиночество. Утверждения: форма А: 44, 59, 68; форма Б: 20, 51, 82.

592


23. Фантазии — будущее. Интуитивное суждение, вдох­
новение, творчество как средство решения проблем, «бегство»
в фантазии.

12—10 баллов — попытки решить проблемы при помощи творческого подхода.

5—3 балла — погружение в «негативные» (продуцирую­щие проблемы) мысли и концепции самовосприятия как спо­соб решения проблем.

Утверждения: форма А: 24, 49, 74; форма Б: 5, 33, 58.

24—27. В шкалах 24-27 спрашивается об отношениях пациента-клиента в детстве и юношестве к своим родным и близким, как он их сегодня воспринимает — переживает.

24. Я. Отношение к родителям (воспитателям), братьям
и сестрам.

12—10 баллов — в сегодняшнем восприятии пациента ско­рее позитивные, теплые отношения, возможно, даже гиперопека.

5—3 бала — скорее холодность, отвержение, индифферентность.

Утверждения:

форма А: 24А (мать) 7, 37, 67; форма Б: 24А (мать) 34,64,84; форма 24А (отец) 20, 60, 72; форма Б: 24Б (отец) 19,49, 75.

25. ТЫ. Отношения между родителями.

12—10 баллов — скорее позитивные, внимательные, преодолевающие проблемы.

5—3 балла — скорее негативные, холодные, близкие к скан­далу, иногда переживались как скрывающие проблемы.

Утверждения: форма А: 27, 45, 80; форма Б: 11, 32, 43.

26. МЫ. Отношение родителей к окружающему миру.
12-10 баллов — скорее открытое, внимательное, терпимое,
сердечное, общительность.

5—3 балла — скорее замкнутость, нетерпимость, защита, необщительность

Утверждения: форма А: 28, 42, 62; форма Б: 4, 39, 74.

27. ПРА-МЫ. Отношение родителей к вопросам миро­
воззрения, религии, смысла и к будущему.

12—10 баллов — скорее оптимистичное, обнадеживаю­щее, мотивирующее, обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых вопросах.

5—3 балла скорее пессимистичный, защитный, вытесняю­щий, индифферентный настрой.

Утверждения: форма А: 13. 34, 53; форма Б: 26, 55, 79.

593



 


595


596


597



 


599


600



 


602



 



, t


605


606


607


608
























































































































Дата: 2018-12-21, просмотров: 375.